Судно при исполнении лоцманских обязанностей

Обновлено: 28.03.2024

1.1. Лоцманская проводка судов имеет целью обеспечение безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, а также на акваториях портов, открытых для захода иностранных судов и подходах к ним, предотвращение происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, водных путей и средств навигационного ограждения.

1.2. Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Лоцманская служба должна иметь лицензию на право заниматься лоцманской проводкой судов.

Лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации или им уполномоченным органом на ведение лицензионной деятельности в установленном порядке.

Контроль за соблюдением лоцманскими службами лицензионных условий обеспечивается органами Российской транспортной инспекции.

1.4. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.6. Лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

1.7. Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы (Приложение N 1) на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания "Речной лоцман" выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта", утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан сообщать в ближайшее линейное подразделение Государственной речной судоходной инспекции бассейна и Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

- об изменениях на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности плавания судов;

- о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;

- о нарушениях и неисправностях в действии средств навигационного ограждения;

- о невыполнении капитаном проводимого судна правил плавания и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.

1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана произошел несчастный случай, возмещение причиненного ущерба производится в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Установление районов обязательной и необязательной лоцманской проводки

ГАРАНТ:

См. Перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, утвержденный приказом Минтранса РФ от 4 сентября 2003 г. N 182

2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по представлению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.

2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.

Плавание таких судов без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение "Речной лоцман" или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

2.3. Департамент речного транспорта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку в районах, где лоцманская проводка является необязательной для:

- судов, которые сами или грузы на них могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде;

- судов, буксируемых и толкаемых составов, представляющих повышенную опасность для судоходства;

- крупнотоннажных морских и речных судов.

Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего сведения дополнениями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям и в "извещениях" судоводителям.

ГАРАНТ:

См. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129

2.4. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.

3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

3.1. Капитан судна должен подать заявку за выделение лоцмана в сроки, установленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта - за 48 часов с последующим уточнением за 2 часа до начала лоцманской проводки.

При стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее 8 часов до отхода судна. Сроки подачи заявок объявляются в извещениях судоводителям.

Решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход принимает капитан судна.

Лоцманская служба несет материальную ответственность в размере полной себестоимости содержания судна за простой судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.

3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна на лоцманское удостоверение и квитанцию установленного образца (приложение N 2).

3.3. При приеме лоцмана на борт судна или убытия его капитан принимает меры по безопасной посадке и высадке. Капитан безвозмездно предоставляет лоцману на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем.

Эти правила относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вместе с лоцманом с целью прохождения практики.

3.4. Капитан судна объявляет лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна, которые вносятся в квитанцию лоцмана, подписываемую капитаном.

Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.

Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке.

3.5. Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.

3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мостик, то один из членов командного состава судна судоводительской специальности должен заменить его на мостике или приостановить движение судна.

Если время проводки судна составляет более 12 часов, а судно работает в круглосуточном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.

3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других судов, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.

3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.

3.10. В случае обоснованного сомнения в правильности рекомендации лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг в присутствии третьего лица, с записью об этом в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены лоцмана.

3.11. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

3.12. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана или другого вахтенного начальника ответственности за управление судном и обеспечение безопасности плавания.

4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

4.1. Суда иностранных государств при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, подлежат обязательной лоцманской проводке.

4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания "Речной лоцман" 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Присвоение квалификационной категории "Речной лоцман" 1 класса лоцманам 2 класса производится по представлению руководителя лоцманской службы (организации) при условии безупречной и безаварийной работы их в должности лоцмана в течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттестационной комиссии.

4.3. Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию - английский.

В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со "Стандартным морским навигационным словарем-разговорником", рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

4.4. Лоцман обязан осуществлять контроль за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

5. Лоцманский сбор

5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным "Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации". Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями.

Размеры и порядок взимания и использования сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.2. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов

6.1. Лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор Департамента
речного транспорта

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:

i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным;

ii. если оно на ходу, то дополнительно - бортовые огни и кормовой огонь;

iii. если оно стоит на якоре, то в дополнении к огням, предписанным подпунктом (i), - огонь или знак, предписанный Правилом 30 для судна на якоре.



b. Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ a. Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять: i. топовый огонь впереди; ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять: i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ a. Парусное судно на ходу должно выставлять: i. бортовые огни; ii. кормовой огонь; b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять: i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте; ii. два шара или

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар; ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь. b. Судно длиной менее 50 м

a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;

ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь.


b. Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.


c. Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

d. судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того на наиболее видном месте:

i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии;

ii. три шара, расположенных по вертикальной линии.



e. Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (а), (b) или (d) этого Правила.

f. Судно длиной менее 12 м на мели не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (d) этого Правила.

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ a. Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять: i. топовый огонь впереди; ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять: i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ

Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ a. Парусное судно на ходу должно выставлять: i. бортовые огни; ii. кормовой огонь; b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять: i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте; ii. два шара или

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным; ii. если оно на ходу, то


b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.


c. Парусное судно на ходу может в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с п.(b) этого Правила.


i. Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

ii. Судно,идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем,который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.



e. Судно,идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.


Парусные суда

Парусные суда Парусные суда. – Мореходные П. суда разделяются по роду парусов на суда с прямым вооружением и суда с косым вооружением, смотря по тому, какой род парусов преобладает – прямых или косых. Мореходные П. суда разделяются на следующие главные типы: 1) фрегат –

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА

Правило 12. ПАРУСНЫЕ СУДА a. Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому следующим образом: i. когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ

Правило 23. СУДА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ХОДУ a. Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять: i. топовый огонь впереди; ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ

Правило 24. СУДА, ЗАНЯТЫЕ БУКСИРОВКОЙ И ТОЛКАНИЕМ a. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять: i. вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня, расположенных по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ

Правило 27. СУДА,ЛИШЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ a. (а) Судно,лишенное возможности управляться, должно выставлять: i. два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте; ii. два шара или

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ

Правило 28. СУДА, СТЕСНЕННЫЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА

Правило 29. ЛОЦМАНСКИЕ СУДА a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным; ii. если оно на ходу, то

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ

Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: i. в носовой части судна - белый круговой огонь или шар; ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь. b. Судно длиной менее 50 м

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(13) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2013, N 5, ст. 388; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лоцманах на внутренних водных путях.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Регистрационный N 61748

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 г. N 463

Положение
о лоцманах на внутренних водных путях

1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях Российской Федерации 1 (далее - лоцман), права и обязанности лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна (далее - лоцманская проводка), а также порядок выдачи лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

2. Лоцман должен:

1) являться гражданином Российской Федерации 2 ;

2) иметь лоцманское удостоверение 3 ;

3) ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов 4 ;

4) уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профессиональным стандартом "Лоцман", изданным в соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 5 (далее - профессиональный стандарт "Лоцман");

5) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 6 :

правила плавания судов по внутренним водным путям (далее - ВВП);

правила движения и стоянки судов в соответствующем бассейне ВВП;

правила пропуска судов через шлюзы ВВП;

правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на ВВП;

правила радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на ВВП;

6) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 7 правила плавания по ВВП спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств;

7) соблюдать режим труда и отдыха 8 .

8) иметь среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование;

9) иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана или капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

3. Лоцман при осуществлении лоцманской проводки имеет право:

1) по предъявлении лоцманского удостоверения, прибывать в порт и/или на причалы, в том числе на судне или иных транспортных средствах, с целью посадки на судно для осуществления лоцманской проводки, а также покидать порт и/или причалы после завершения лоцманской проводки;

2) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи судна;

3) пользоваться судовыми средствами, позволяющими контролировать местоположение судна;

4) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции, с данными, указанными в судовых документах;

5) получать от капитана судна сведения о:

позывном сигнале судна;

осадке судна носом и кормой;

длине, ширине и высоте наивысшей точки судовых конструкций над поверхностью воды, грузоподъемности судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и готовности к использованию судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

скорости судна при разных режимах работы судовой пропульсивной установки;

наличии на судне подруливающих устройств и их мощности;

конструктивных, эксплуатационных особенностях и состоянии навигационных приборов, пропульсивной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением судна;

загрузке, остойчивости и непотопляемости судна;

дате и времени подхода судна к месту посадки лоцмана;

порте (месте) назначения судна;

причале, к которому должно ошвартоваться судно (при заходе судна в порт);

любых неисправностях судовых механизмов и навигационного оборудования (при наличии).

4. Перед началом лоцманской проводки лоцман обязан:

1) предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) получить у капитана судна информацию о неисправности судовых механизмов, навигационного оборудования (при наличии);

3) проинформировать капитана судна о:

навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания;

осуществлении диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания;

4) согласовать с капитаном судна:

условия лоцманской проводки, включая действия на случай чрезвычайных ситуаций;

порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за исполнением таких распоряжений;

порядок постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них, включая количество принимаемых или подаваемых швартовых концов.

5. Во время лоцманской проводки лоцман обязан:

1) вести наблюдение за изменениями навигационных и гидрометеорологических условий плавания;

2) контролировать местоположение судна;

3) пользоваться информацией, получаемой от имеющихся в районе лоцманской проводки систем обеспечения безопасности судоходства, обеспечивать выполнение указаний диспетчера ВВП при их поступлении;

4) немедленно сообщить в администрацию бассейна ВВП о:

изменениях судового хода и судоходной обстановки, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП 9 .

6. Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

7. Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

8. Лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку в случае:

нарушения лоцманом установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

несоответствия состояния здоровья лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения 10 .

9. Лоцманское удостоверение выдается Администрацией бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) лицу, успешно прошедшему квалификационные испытания и прошедшему практику по лоцманской проводке судов в бассейне ВВП, указываемом в лоцманском удостоверении. АБВВП осуществляют учет выданных лоцманских удостоверений.

10. Для прохождения квалификационных испытаний государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов 11 (далее - лоцманская организация), работником которой является лицо, претендующее на получение лоцманского удостоверения (далее - кандидат в лоцманы), направляет в АБВВП заявление в письменной форме почтовым отправлением или посредством электронной почты, в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения кандидата в лоцманы;

2) наименование лоцманской организации;

3) наименование бассейна ВВП, для осуществления лоцманской проводки в котором кандидат в лоцманы проходит квалификационные испытания;

4) адрес электронной почты (при наличии);

5) почтовый адрес и номер телефона (при наличии) кандидата в лоцманы.

11. К заявлению прилагаются:

1) копии документов, подтверждающих стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт (при первичном получении лоцманского удостоверения);

2) копия документа, подтверждающего прохождение медицинского осмотра в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 12 .

12. АБВВП в течение пяти рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению назначает дату проведения квалификационных испытаний. Не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения квалификационных испытаний АБВВП направляет на указанный в заявлении адрес, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационных испытаний.

Квалификационные испытания кандидатов в лоцманы осуществляются квалификационной комиссией АБВВП (далее - Комиссия), в состав которой входят председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии (не менее двух).

Председателем Комиссии является руководитель АБВВП или заместитель руководителя АБВВП. Секретарем Комиссии назначается должностное лицо АБВВП. В Комиссию включаются должностные лица АБВВП, а также работники лоцманских организаций (по представлению лоцманских организаций), осуществляющих деятельность в соответствующем бассейне ВВП. Не менее трех членов Комиссии должны иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

При проведении квалификационных испытаний должно присутствовать не менее двух третей состава Комиссии.

13. Квалификационное испытание проводится в два этапа: компьютерное (письменное) тестирование и собеседование.

Компьютерное или письменное тестирование (далее - тестирование), осуществляется в присутствии Комиссии. По результатам тестирования кандидату в лоцманы ставится оценка "сдал" или "не сдал". Оценка "сдал" ставится, если кандидатом в лоцманы даны правильные ответы на 75 и более процентов от общего числа заданных вопросов. В ином случае ставится оценка "не сдал". В случае если по результатам тестирования кандидат в лоцманы получил оценку "не сдал", ко второму этапу он не допускается.

При проведении собеседования Комиссия рассматривает документы, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, и опрашивает кандидата в лоцманы на предмет знания им прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом "Лоцман". Комиссия вправе задать кандидату в лоцманы не более тринадцати вопросов. Собеседование считается пройденным, если по его результатам правильные ответы получены на 75 и более процентов от общего числа заданных вопросов.

14. Перечень вопросов, касающихся знания кандидатом в лоцманы прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом "Лоцман", а также навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, которые используются при тестировании и задаются членами Комиссии кандидату в лоцманы во время собеседования, должен быть согласован с Росморречфлотом и размещен на официальном сайте АБВВП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Квалификационные испытания могут проводиться не ранее чем через тридцать календарных дней со дня опубликования указанного перечня вопросов.

15. По результатам квалификационных испытаний Комиссией принимается одно из решений:

выдать кандидату в лоцманы лоцманское удостоверение;

отказать кандидату в лоцманы в выдаче лоцманского удостоверения.

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии.

Комиссия в первый рабочий день, следующий за днем проведения квалификационных испытаний, информирует заявителя о результатах способом, определенным заявителем согласно пункту 10 настоящего Положения. Об отказе в выдаче лоцманского удостоверения заявитель информируется с указанием причин принятия соответствующего решения.

Мотивированные возражения рассматриваются на заседании Комиссии в течение пятнадцати рабочих дней со дня их получения. По результатам рассмотрения мотивированных возражений Комиссией принимается одно из решений:

решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний оставить без изменений;

решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний отменить, принять решение о выдаче кандидату в лоцманы лоцманского удостоверения (в случае согласия Комиссии с мотивированными возражениями).

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии. Информация о принятом Комиссией решении в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения мотивированных возражений направляется заявителю способом, определенным заявителем согласно пункту 10 настоящего Положения.

17. Оформление лоцманского удостоверения осуществляется в течение двух рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний или принятия решения, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения. Лоцманское удостоверение выдается на бассейн ВВП, указанный лоцманской организацией в заявлении согласно подпункту 3 пункта 10 настоящего Положения.

18. В случае принятия Комиссией решения об отказе кандидату в лоцманы в выдаче лоцманского удостоверения повторные квалификационные испытания проводятся не ранее чем через тридцать календарных дней со дня заседания Комиссии, принявшей данное решение.

19. В случае утери или повреждения лоцманского удостоверения АБВВП по заявлению лоцмана в течение трех рабочих дней со дня поступления такого заявления выдает дубликат лоцманского удостоверения взамен утерянного или поврежденного.

20. Не позднее пяти лет с даты выдачи лоцманского удостоверения лоцман должен пройти квалификационные испытания в порядке, предусмотренном пунктами 10 - 16 настоящего Положения, и получить новое лоцманское удостоверение. В случае, если лоцман в течение двух лет подряд не осуществлял лоцманских проводок, он должен пройти практику по лоцманской проводке и квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10 - 16 настоящего Положения.

21. Лоцманское удостоверение содержит:

1) номер лоцманского удостоверения;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии) лоцмана, которому выдано лоцманское удостоверение;

3) наименование бассейна ВВП, в котором лоцман имеет право осуществления лоцманской проводки;

4) фотографию лоцмана;

5) дату выдачи лоцманского удостоверения;

6) дату окончания действия лоцманского удостоверения;

7) подпись председателя Комиссии, оформившего лоцманское удостоверение;

8) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность председателя Комиссии, оформившего удостоверение.

Лоцманское удостоверение содержит перевод на английский язык.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р "Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5130; 2020, N 25, ст. 3993).

2 Пункт 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

3 Подпункт 11 пункта 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

4 Пункт 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2018, N 50, ст. 7755.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 18, ст. 2128.

8 Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878).

9 Пункт 8 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356).

10 Пункт 18 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 52, ст. 7770).

11 Пункт 1 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 31, ст. 4320).

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356).

С 2021 г. будут действовать новые требования к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях. Ранее установленные требования отменяются в рамках механизма "регуляторной гильотины".

В частности, лоцман будет обязан ежегодно проходить медосмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Он также должен уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профстандартом "Лоцман".

Уточнены функции лоцмана. Пересмотрен порядок выдачи лоцманских удостоверений.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2020 г. N 463 "Об утверждении Положения о лоцманах на внутренних водных путях"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: