Кто осуществлял руководство всеми работами в государстве

Обновлено: 11.05.2024

- беззаканностью;
- неправильной организацией управления и суда;
- легитимностью – законностью, правильной организацией управления и суда.

109. В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма» укрепляются:

- провозглашением идеи правового государства;
- провозглашением монархии;
- провозглашением идеи «законной монархии».

110. Губернская реформа была проведена в:

111. В результате проведения реформы в 1775 г. было создано новое административное деление государства:

112. Проведение реформы в 1785 г. предусматривал нормативный акт:

113. Во второй половине XVIII в. крестьянство делилось на категории:

- государственные, помещичьи, посессионные, монастырские;
- владельческие, осадчие, государственные, помещичьи;
- государственные, частновладельческие, экономические, дворцовые, посессионные;

114. Государственные крестьяне в XVIII в. имели право перехода в иное сословие и смены места жительства, а также право участия в государственных совещаниях. К этой категории крестьянства были приближены по своему положению:

115. Категория крестьянства, которую помещики могли перемещать из одного села в другое:

116. Отлучиться с места проживания с 1774 г. крестьяне могли:

- при наличии расписки, выданной помещиком;
- только дворцовые с разрешения Берг-коллегии;
- при наличии паспорта, выданного губернатором;

117. Изъятие в XVIII в. земель у церкви привело к возникновению категории крестьянства, по своему статусу приближенного к государственным:

118. Духовенство делилось на:


- «белое» - монашество и «черное» - священники;
- «белое» - монашество и священники;
- «черное» - монашество и священники.

119. За городскими жителями по Жалованной грамоте городам 1785 г. признавалось право:

120. Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упростилась и все имения стали подразделяться в XVIII в. на:

121. Положения Указа о единонаследии начинают корректироваться, и от обязательной военной и государственной службы дворянство было освобождено:

- Табелью о рангах;
- Манифестом 1755 г.;
- Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

122. «Манифест о вольности дворянской» 1762 г. отразил требования и нужды дворянства:

- закрепил принцип обязательного характера государственной службы, разрешил покидать пределы государства, установил привилегии, распространенные и на однодворцев;
- закрепил принцип вольного прохождения государственной службы, разрешил покидать пределы государства, поступать на иностранную службу, установил привилегии;

123. Екатерина II написала «Наказ», в котором формулировались принципы правовой политики, правовой системы и устанавливалось сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях:

- первое место отводилось дворянству, второе – городскому населению и соответствующей разницей в правах и привилегиях;
- первое место отводится дворянству, второе – городскому населению и государственным крестьянам, третье – остальным категориям крестьянства;
- первое место – дворянству, второе – «среднему классу», третье - «нижнему роду людей».

Право.

124. В «Наказе» Екатерины II была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

- законов должно быть много , они не должны оставаться неизменными;
- законов должно быть много , но они не должны оставаться неизменными, а указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными;
- законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными, указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми;


- временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов.

125. В 1768 г. в Уложенную комиссию было направленно «Начертание о проведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения», в котором:

- все нормы назывались «всеобщим правом»;
- говорились о праве особенном для дворянства;
- все нормы права подразделялись на «право общее» и «право особенное».


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». В Конститу­ции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

- исполнительной власти;
- законодательной власти;
- судебной власти;
- исполнительной и законодательной власти.

216. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» была принята на Всероссийском съезде Советов:

217. Высшим органом государственной власти в советской республике являлся:

218. Оформление партийной диктатуры происходило при помощи:

Общественный строй

219. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» провозгласила:

Право.

220. Первыми декретами, провозглашенными советской властью были:


- Декрет о правах трудящихся;
- Декрет о свержении Временного правительства;
- Декрет о созыве Учредительного собрания.

221. На основе Декрета ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» имущество умершего становилось достоянием РСФСР, если оно превышало:

222. Согласно Декрету «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» действительными признавались:

223. Первая советская Конституция была принята:

224. Наиболее опасными в советской республике в 1917 – 1920 гг. считались преступления:

- против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
- контрреволюционные заговоры, восстания, мятежи;

225. ВЧК после принятия Совнаркомом декрета «Социалистическое отечество в опасности» фактически превратилась: в

- орган розыска и следствия;
- орган дознания;
- орган расправы с наиболее опасными государственными преступниками; +

226. Органы ВЧК получили наибольшие полномочия в период:

227. По окончанию следствия ЧК:

- передавали дела в трибуналы;
- самостоятельно рассматривали дела по существу и определяли меры наказания;

228. Кодификационной работой в первые годы советской власти занимались:

229. ВЦИК и СНК сыграли в принятии законов следующую роль:

- были формальной инстанцией, одобряющей или не одобряющей кодексы;
- активно участвовали в подготовке проектов законов;

230. Основным звеном в новой судебной системе Советского государства являлся созданный в ноябре 1918 г.:

231. В октябре 1919 г. при ВЧК создается:

Тема 12. Советское государство и право периода НЭПа (1921 – 1929 гг.). Государственный строй.

232. В 1922 г. представителями Наркомнаца для разработки новой модели федерации был предложен проект:

233. Конституция СССР 1924 г.:

- запрещала свободный выход союзных республик из Союза;
- разрешала свободный выход республик из состава СССР;

Право.

234. Задачи, связанные с обеспечением законности в советском государстве в 20-е годы выполняли:

235. Судебная реформа была осуществлена в:

236. Имущественные споры в советском государстве между государственными учреждениями и предпринимателями осуществляли:

Тема 13. Советское государство и право в период тоталитаризма (1930 – 1953 гг.). Государственный строй.

237. По Конституции 1936 г. высшим органом власти Союза ССР являлся:

238. Каждая союзная республика по Конституции СССР 1936 г.:

- имела право на свою конституцию;
- не имела права на свою конституцию;
- имела право на свою конституцию, не противоречащую Конституции СССР.

239. Конституция СССР 1936 г. закрепляла новую избирательную систему:

- всеобщее избирательное право только для трудящихся;
- всеобщее для городского и только для определенных лиц сельского населения;
- всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

240. Конституция СССР была принята:

241. Число союзных республик в СССР увеличилось 1936 г.:

242. Централизация системы органов безопасности завершается созданием объединенного НКВД СССР в:

Общественный строй.

243. Конституция СССР 1936 г. закрепляла имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она определяла систему форм собственности в СССР:

244. В главе I Конституции 1936 г. – «Общественное устройство» было зафиксировано, что политическую основу СССР составляли:

Право.

245. Формирование народных судов в СССР по Конституции 1936 г. происходило:

246. Политические судебные процессы происходили уже в начале 1920-х г., однако массовыми стали в:

247. После убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», Оно предусматривало:

- тщательное расследование дел на протяжении неограниченного срока, возможность обжалования;
- сжатые сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования.

Тема 14. Государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Государственный строй.

248. До 30 июня 1941 г. в СССР был создан:

249. В ноябре 1942 г. были образована Чрезвычайная Государственная комиссия. Ее основной функцией была:

- мобилизация трудоспособного населения;
- реорганизация работы наркоматов;
- установление и расследование злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

250. На фронт в войне 1941 – 1945 гг. были мобилизованы военнообязанные в возрасте:

251. Военное руководство в годы войны осуществлялось:

Право.

252. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР (март 1945 г.) право на наследство в первоочередном порядке имели:

- дети, супруги, нетрудоспособные иждивенцы;

- братья, сестры.
Тема 15. Советское государство и право в период либерализации тоталитарного режима и возврата к консерватизму (март 1953 – первая половина 80х гг.). Государственный строй.
253. Совнарком был преобразован в Совет Министров в:

- 1945 г.


- 1957 г.
255. Относительная демократизация советского общества после XX съезда КПСС проявилась в:
- ликвидации или перестройке репрессивных структур;

- привлечении к суду лиц, виновных в репрессиях;


- восстановлении национальной государственности репрессированных народов;
- реабилитации жертв политических репрессий;


- расширении прав и свобод личности;
- введении президентской системы правления.
256. Новым в Конституции СССР 1977 г. были положения о:

- построении в СССР развитого социализма;

- достижении социальной и национальной однородности советского общества;
- новой социальной и интернациональной общности – советского народа;

- создании профессионального парламента;

- создании в стране единого народнохозяйственного комплекса.
257. Система совнархозов была создана в:

- 1960 г.;

- 1960 г.;

259. Министерство государственного контроля в 1957 г. было преобразовано в:

- Комитет партийного контроля;

- Комиссию советского контроля Совета Министров СССР.
260. В Конституции СССР 1977 г. впервые было закреплено право на:
- свободу слова;

- свободу митингов и собраний.

Право
261. Уголовная ответственность за самовольный уход с работы и прогулы, которую ввели с началом войны, было отменена в:
- 1946 г.;

- 1956 г.;

- 1949 г.;

- 1953 г.;

- 1955 г.
263. В 1979 г. был принят закон «О верховном суде СССР», а также закон «Об адвокатуре СССР». Объедините функции адвокатуры в группу А, а функции Верховного суда в группу Б:
– защита обвиняемого; – надзор за деятельностью судебных органов; – участие в рассмотрении дел в суде и предварительном заседании; – предоставление юридических консультаций; – представление интересов потерпевшего.

– публикация разъяснений по действующему законодательству;

Тема 16. Советское государство и право в период перестройки (1985 – 1991 гг.).
264. Указ о департизации в РСФСР был подписан в:
- мае 1989 г.;

работали на землях помещика в определенный сезон;
покупались для обязательного использования их труда на мануфактурах;

99. Городское сословие делилось на:


постоянных граждан и приезжих;
иностранных граждан и лиц без гражданства;
почетных граждан и “черных” посадских;
жителей “черных” и “белых” слобод.

100. Правящим сословием в период абсолютизма было:

101. В XVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы. Экономическая консолидация дворянства была завершена принятием:


Манифеста о вольности дворянской (1762 г.);
Жалованной грамоты городам (1785 г.);
Жалованной грамоты дворянству (1785 г.).

102. Логическим продолжением Указа о единонаследии стало:


ликвидация прежних центральных органов власти;
Жалованная грамота дворянству (1785 г.);
Артикулы воинские (1715 г.).

103. По регламенту Главного магистрата (1721 г.) городское сословие стало делиться на:

“регулярных граждан” (состоящих из трех гильдий);
“подлых людей” (состоящих из трех гильдий);
“регулярных граждан” (состоящих из двух гильдий) и “подлых людей”.

Право

104. Светский закон в первой четверти XVIII в. внес некоторые изменения в семейно-правовой институт:

разрешил вступать в брак по слабоумию, ограничил имущественные права жены, затруднил разводы, ввел разрыв между обручением и венчанием до 12 месяцев;
запретил вступать в брак слабоумным, неграмотным дворянам и лицам с разрывом в возрасте, расширил имущественные права жены, узаконил полное подчинение детей родителям, затруднил разводы;

105. Петр I своим именным указом от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судебных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску, о свидетелях. »:

ввел состязательный процесс;
отменил состязательный процесс и заменил его по всем делам процессом следственным, инквизиционным.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: