Как поднимали якорь на парусных судах

Обновлено: 04.05.2024

Этот маневр несколько отличается от движения под парусом от мертвого якоря, потому что якорный трос нельзя отнести на руках в кокпит. Якорь глубоко зароется в морское дно, и чтобы его можно было поднять, лодка должна находиться прямо или почти прямо над ним.

Нужно поднять паруса и оставить их невыбранными, чтобы они заполаскивали, а потом выбрать трос; яхта остановится на якоре. Для того чтобы лодка была управляема, когда якорь появится над водой, шкипер должен быть готов повернуть руль на нужный галс, а шкотовый матрос должен приготовиться выбрать стаксель.

Когда якорь окажется на весу (оторвется от дна), стаксель выбирается носа судна в сторону от ветра (см. с. 47). Если яхта движется по воде, потому что ее тянет якорный трос, в выполнении этого маневра поможет румпель.

Когда нос лодки повернется существенно, закрепляется гика-шкот, а стаксель перекидывается на нужную сторону, закрепляется шкотом, и яхта уходит под парусом. (Проследите, чтобы команда не пострадала от стакселя или шкота.)


Чтобы поднять якорь при встречном ветре, сначала поднимите грот, затем подтяните яхту вперед на тросе и поднимите якорь (или спустите на воду мертвый якорь, подтягивая его вдоль борта лодки) и поверните лодку. Теперь можно идти под парусом


Когда ветер дует сзади (в корму), поставьте передний парус и немедленно поднимайте якорь (или спускайте на воду мертвый буй). Отплывите, прежде чем поднимать грот

Якоря и якорение (Сергей Огурцов)

Якоря и якорение (Сергей Огурцов) Было ли у тебя в жизни такое, что:какая-то песня напомнила что-то из прошлого, когда под эту самую музыку ты испытывал что-то приятное (или наоборот);ты почувствовал какой-то старый запах, и это навеяло воспоминания о чем-то;одно только

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ Для многих людей плывущая лодка представляет собой загадочное зрелище. Действительно, если бросить в море кусок металла, он сразу утонет, между тем большие корабли, сделанные из многих тысяч тонн стали, благополучно в том же море плавают. Почему

Движение под парусом от берега

Движение под парусом от берега Швертботы и катамараны обычно начинают движение от берега или аппарели, поэтому приемы приближения к мертвому якорю или стоянке здесь не годятся. Тем не менее движение от берега, особенно при сильном встречном ветре, может вызвать проблемы,

Движение под парусом к берегу

Движение под парусом к берегу Ветер с берега, который так существенно облегчает отплытие, вызывает проблемы при возвращении. Когда лодка подходит к мелководью возле берега, нужно поднять шверт и руль, при этом яхта теряет скорость и ее уносит назад от берега.Лодка не

Хождение под парусом в тумане

Хождение под парусом в тумане Туман может создать кошмарную ситуацию для моряков, особенно в районах оживленного движения судов. Конечно, радар значительно снижает риск столкновения в тумане, но экраны не всегда фиксируют яхты. Это происходит из-за небольшой высоты

14.2. Мертвые якоря

14.2. Мертвые якоря Мертвыми якорями называются металлические или железобетонные конструкции, которые имеют форму и вес, обеспечивающие им нужную удерживающую способность. Форма якорей должна обеспечить максимальную держащую силу, удерживающая способность – его

На веслах и под парусом

На веслах и под парусом Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия: вот река, вот горы, вот болота.

2. Подход к пристани с отдачей якоря

2. Подход к пристани с отдачей якоря В тех случаях, когда при подходе к пристани предусматривается стоянка, в течение которой судно может подвергнуться ударам о пристань вследствие волнения, отдача якоря против дующего преобладающего или ожидающегося прижимного ветра

3. Съемка с якоря

3. Съемка с якоря В период подготовки судна к рейсу капитан обязан заранее обдумать вопрос о съемке от пристани или с рейда, смотря по тому, где находится судно, и принять необходимые меры для успешной съемки. В зависимости от тех или иных обстоятельств следует заранее

Якорь позволяет удерживать судно в определенном положении, противодействуя в открытом море внешним силам, таким как ветер, морское волнение, течение и т. д. В основном суда стоят на якоре, когда они находятся на рейде и ждут входа в гавань, а также в аварийных ситуациях, когда, например, судну угрожает посадка на мель. К якорному устройству относятся: якорь, якорная цепь и якорный шпиль, или якорная лебедка. На рисунке ниже изображены различные типы якорей.


Типы якорей

а, b — шток-анкер; с — якорь Тротмана; d — якорь Холла; е — якорь Грузона; f — якорь Шпека; g — клипперский якорь со штоком и поворотными лапами (якорь Мартина); h — грибовидный «мертвый» якорь; i — дрек, кошка, верт; j — плавучий якорь ; t — откидной шток; 2 — неподвижный шток; 3 — буй; 4 — шпрюйт; 5 — якорный трос; 6 — сорлинь.

Первые три типа относятся к группе так называемых штоковых якорей (шток-анкеров). Они применялись на судах в XIX в. В настоящее время их можно встретить, например, на спортивных и парусных учебных судах. На современных судах и боевых кораблях устанавливают якоря патентованной системы (рис. d—g). Они не имеют штока, и их лапы могут поворачиваться в обе стороны. Изображенный на рис. h якорь используют при длительной стоянке судна (например, на противопожарных судах и т. д.). Приведенный на рис. i якорь применяют на небольших судах. На рис. j показан так называемый плавучий якорь. Он представляет собой приспособление из парусины, которое в воде оказывает большое сопротивление. Якорь выбрасывается с носовой части корабля, когда корабль (например, из-за повреждений двигателя) теряет свою маневренность или когда он должен находиться носом к волне и ветру. Трос 5 соединяет плавучий якорь с судном, а трос 6 служит для выбирания плавучего якоря. На рисунке ниже показаны этапы постановки на якорь (отдачи) и поднятия якоря.


Постановка на якорь и снятие с якоря

а — якорь скользит по грунту; b — якорь зацепляется; с — якорь зарывается; d — якорная цепь натягивается; е — якорная цепь вырывает якорь из грунта; f — якорь поднимается

При отдаче якорь падает на дно (рис. а) и буксируется движущимся судном (рис. b). При этом за счет действия штока (шток-анкер) или за счет своей формы (якорь патентованной системы) якорь поворачивается лапами к морскому дну. Если он буксируется дальше, то его лапы зарываются в землю и якорь «зацепляется» (рис. с). При подъеме якоря сначала выбирают якорную цепь (рис. d), которая постепенно принимает вертикальное положение (рис. е). В этот момент якорь отрывается от грунта, а якорная цепь испытывает большую нагрузку. После того как якорь поднят с грунта, его начинают выбирать якорной лебедкой до тех пор, пока он не окажется в якорном клюзе. Якорная цепь соединяет погруженный на морское дно якорь с судном, поэтому она должна воспринимать все внешние силы (давление ветра, удары волн и т. д.), воздействующие на судно. Длина цепи зависит от типа и длины судна. Она намного больше глубины моря в месте стоянки, так как цепь должна так соединять судно с якорем, чтобы сила, воздействующая на якорь, имела горизонтальное направление. Благодаря этому лапы якоря зарываются в грунт.


Якорная цепь

а — смычка якорной цепи (с якорной скобой); b — промежуточная смычка; с — коренная смычка; d — вертлюг; е — длинное звено; f — большое звено; g — обыкновенное звено; h — звено с распоркой; i — концевая скоба.

Якорная цепь состоит из отдельных звеньев; несколько соединенных между собой звеньев образуют смычку. Отдельные смычки соединяются при помощи соединительных звеньев. Якорь и якорная цепь соединяются друг с другом якорной скобой с вертлюгом, позволяющей цепи вращаться вокруг своей оси. Цепь проходит через углубление в борту у клюза для якоря, через стопор, препятствующий самопроизвольному вытраливанию цепи, и наматывается на цепную звездочку якорной лебедки. Другой конец якорной цепи находится в цепном ящике и прикрепляется к судну посредством скобы.


Носовое якорное устройство

1 — якорная лебедка (брашпиль); 2 — стопор для якорной цепи; 3 — труба якорного клюза; 4 — якорь; 5 — якорная ниша; 6 — цепной ящик; 7 — устройство для крепления якорной цепи; 8 — цепная труба.

Якорное устройство, как правило, находится в носу судна. Там же устанавливается и якорная лебедка. Главной частью лебедки является цепная звездочка, позволяющая осуществлять поднятие якоря с цепью, причем при наматывании звенья цепи могут ложиться на цепную звездочку обеими сторонами. Кроме цепной звездочки якорная лебедка имеет еще швартовные барабаны (турачки) для наматывания швартовов. На судах старых типов якорные лебедки имели паровой привод. Сейчас применяют электрические или гидравлические приводы. К носовому якорному устройству относятся два якоря, расположенные по бортам судна. На некоторых судах монтируют также кормовые якорные устройства с одним или двумя якорями. Из-за ограниченной площади для размещения в качестве якорной лебедки используют в основном якорный шпиль. Онпредставляет собой возвышающийся над палубой барабан с вертикальной осью вращения. Барабан, служащий в качестве лебедки, имеет в нижней части цепную звездочку. Он приводится в движение электродвигателем, смонтированным в барабане или под палубой судна.


Кормовое якорное устройство

1 — цепная труба; 2 — якорный шпиль; 3 — стопор для якорной цепи; 4 — двигатель; 5 — цепной ящик; 6 — якорь; 7 — труба якорного клюза.

149. Настоящий раздел съемки с якоря на парусном судне исключает общие указания и требования морской практики, которые относятся в равной мере как к судам с механическим двигателем, так и к парусным судам.

150. Парусные суда пользуются якорями старой системы — адмиралтейскими, несмотря на свою сложность их уборки.

Уборка на палубу или взятие якорей на пертулинь и рустов представляют собой серьезную и ответственную работу, так как большой вес якоря (около 4 тонн), работы производятся вручную, поэтому следует особенно тщательно подготовиться к уборке якоря еще перед непосредственной съемкой.

151. Необходимо учесть, что якоря на парусных судах большей частью выбираются вручную со скоростью 1 —1,5 метра в минуту, даже если есть и механический привод, то и с ним якорь-цепь выхаживается со скоростью 2—2,5 метра в минуту, а поэтому необходимо заранее рассчитать время начала выборки якоря, чтобы успеть, окончить эту операцию к назначенному времени.

152. Перед съемкой с якоря, как подготовительное мероприятие, необходимо в зависимости от метеорологической обстановки подобрать якорь-цепи от полутора до двух глубин.

153. После того, как будет подобрана лишняя якорь-цепь, по авралу марсовые, расписанные по мачтам, посылаются наверх для отдачи парусов, под которыми предполагается плавать в зависимости от погоды. Например, если ветер 6 баллов, то, очевидно, пет необходимости отдавать бомбрамсели, бом-кливер и бизань-гаф-топсель.

154. Перед съемкой с якоря необходимо замерить направление и силу ветра, уточнить прогноз погоды, сверить его с фактической метеорологической обстановкой.

155. В зависимости от метеорологической обстановки штурман должен заблаговременно сделать предварительную прокладку с точки зрения определения курсов и границ возможной лавировки (если ветер противный), предельных курсов, идя в бейдевинд, и другие мероприятия для штурманского обеспечения плавания под парусами.

б) Съемка с якоря (Рис. 10)

156. Так как крупное парусное судно может сниматься С якоря только на открытых рейдах, то и маневр съемки с якоря будет рассматриваться в этом направлении. Этот класс судов для съемки с якоря в гавани или па стесненном рейде пользуется буксиром пли, если есть достаточно сильная собственная вспомогательная машина, то ею.

157. Когда будут отданы все паруса, которые предполагается нести, и они остаются на гитовых и горденях, необходимо перебрасопить реи в нужном положении, а именно: фоковые реи па противоположный галс тому, на котором предполагаем идти после съемки, а гротовые на тот галс, на котором предполагаем лежать после съемки с якоря. (Положение № 1).

158. После окончания перебрасопки реев, выбирается якорь-цель до положения «панер», а личный состав занимает места у своих мачт и готовит снасти для постановки марсельных парусов. (Положение № 2).

159. С получением доклада с полубака «Панер» производится постановка нижних, а затем и верхних марселей, руль кладется на борт противоположной стороне желаемого движения после съемки. (Положение № 3).

160. Как только якорь встанет, а затем совершенно оторвется от грунта, судно под действием фоковых парусов начнет сдаваться назад и уваливать нос под ветер, действие руля в это время поможет разворачивать судно кормой на ветер. (Положение № 4).

161. Уваливается судно под ветер, при съемке с якоря до тех пор, пока не заберут ветер гротовые паруса, тогда быстро брасопятся фоковые паруса по гротовым и ставится бизань. (Положения №№ 5 и 6).

162. После перебрасопки фоковых парусов на другой галс и равнения их по гротовым, а также и постановки бизани, судно, вследствие инерции не скоро остановится, но действие ветра на задние паруса заставит, наконец, судно тронуться к ветру. В этот момент поднимаются кливера и форстень-стаксель. В это время еще продолжаются работы по уборке якоря. (Положение № 6).

163. До тех пор, пока якорь не будет поднят, рекомендуется оставаться под малой парусностью, и только после доклада с полубака об окончании уборки якоря, ставятся все паруса. Это мероприятие предусматривает исключение угрозы гибели людей, работающих за бортом с якорем, и повреждение корпуса корабля от удара лапой якоря при чрезмерно большой волне на ходу. Однако, если есть необходимость быстро отойти от прежнего места якорной стоянки, то можно сразу же ставить нужные паруса, и, отойдя на чистую воду, убавив парусов (если это требуется), окончить уборку якоря. В этом случае якорь выбирается не совсем под клюз, а с расчетом чтобы он уходил немного в клюз и не бился о борт.



Puc.№10 Съёмка с якоря.

164. Схема прибавления парусов при съемке с якоря предусматривает следующую очередность:

— сначала ставятся нижние, а затем и верхние марсели всех мачт;

— если ветер слабый, то ставятся нижние брамсели;

— тот момент, когда перебрасопили фоковые реи на нужный галс и судно заимело ход, приводясь к ветру, то ставятся кливера и фор-степь-стаксель;

— после закрепления якоря ставятся нижние паруса, верхние брамсели и другие паруса по силе ветра.

165. В момент съемки с якоря и выхода с рейда весь личный состав, расписанный по мачтам, после постановки парусов, должен находиться па брасах, шкотах и галсах по авралу для обеспечения маневра парусами.

Отбой аврала дается после того, когда судно выйдет па свободную воду и отпадет необходимость быстрой перебрасопки реев одновременно на всех мачтах.


Важное

Ходовые испытания подлодки "Алроса" продолжились

Важное

На "Севмаше" внедряют еще один метод для ускорения производства подлодок

Важное

Источник рассказал о возможном увеличении количества атомных подлодок нового поколения

Прочитал принцип работы морских якорей, понял, что они держат корабль за счет того, что зарываются в грунт, а как же их потом обратно достают? А если за что-нибудь зацепится? Очень интересно как это делалось на старых парусных кораблях со старыми якорями.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Адмиралтейский_якорь
"При отдаче адмиралтейского якоря он приходит в соприкосновение с грунтом сначала лапой или пяткой. Когда вытравится на грунт некоторая часть якорной цепи, якорь ложится обыкновенно плашмя на обе лапы, а шток упирается одним концом в грунт. После того как слабина якорной цепи будет выбрана и лежащая на грунте часть цепи натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу; якорь перекантуется на штоке, шток примет горизонтальное положение, а лапы станут вертикально. Шток при этом действует как рычаг. Вследствие продолжающегося натяжения якорной цепи нижняя лапа, как плуг, начнёт входить в грунт, пока веретено не ляжет на дно всей своей длиной, при этом нижняя лапа войдёт в грунт целиком. "

Еще раз уточню, что мне не важно как достают якоря сейчас — я просто уверен, что это не проблема, а вот как это делалось тогда, когда в море бросали, практически, стальную болванку с крюками (см. адмиралтейский якорь)

те якоря которые зарываются в грунт (независимо от конструкции) , выбираются проще всего - достаточно подойти к месту постановки якоря, выбирая, но не натягивая цепи (каната) . Когда якорь подкилем или близко к вертикали, начинается подъем, а вертикальное усилие при подъеме, рычагом веретена легко вырывает зарывшуюся лапу. Хуже в камнях, если якорь провалится в косую щель.. . Тогда и продолжительные лавировки над ним иногда оканчиваются потерей (обрывом) якоря.. . Приналичии на борту ныряльщиков, можно еще зацепить трос за лапы и выдергивать тросом, а уже приподняв, выбирать основной цепью. Потому и продолжается ЭВОЛЮЦИЯ ЯКОРЕЙ, и предпочитаются известные (обследованные и чистые) якорные стоянки. Якорь посыпать - не пустую бутылку кинуть!

начинем с того что ты имеешь не правильное представление о якорях. 1е) он не зарывается в грунт. 2е) пример: ты стоишь под килем 30 метров цепь травится на 90 метров и все, если нужны подробности в маил пиши. А выбирается с помошью электро моторов. раньше ручной привод был а принцып тот же

В России со времен Петра каждый линейный корабль снабжался пятью якорями. Самый большой и тяжелый, обычно правый становой, именовали плехтом. Второй по величине, левый становой - дагликсом, третий - бухтом. Он хранился закрепленным по-походному под вторым крамболом за дагликсом, на левой скуле корабля. Четвертый якорь носил название шварта. Это был запасной якорь, и хранили его в трюме за грот-мачтой. Веретено этого якоря принайтавливали к бимсу, а лапы зарывали в каменный балласт. Шток шварта, чтобы он не мешал погрузке в трюм, клали на днищевой настил плашмя. Пятый по весу якорь назывался тоем; его крепили по-походному, как и бухт, но на правой скуле корабля позади плехта. Кроме этих пяти якорей, на русских парусных кораблях могло быть несколько верпов, самый тяжелый из которых назывался стоп-анкером.
В "Объяснительном морском словаре" В. В. Бахтина, изданном в Санкт-Петербурге в 1894 г. , есть термин "бабай". Так в Астраханской губернии раньше называли самый большой якорь на мореходном судне.
"ЦАРЬ-ЯКОРЬ"
===================================================================
При Петре якоря подвергались суровому испытанию на прочность. Новый якорь сначала поднимали на высоту веретена и бросали пяткой на чугунный брус, потом, подняв якорь на ту же высоту, опять бросали вниз рымом и, наконец, боком, серединой веретена на ствол пушки. Если якорь выдерживал эти три бросания, на нем выбивали особое клеймо. Такая проба якорей бросанием стала в России традиционной и сохранялась почти до конца прошлого века.

Нужно миниум два, чтобы не болтало. А лучше четыре - два на носу и два на корме.
Соответственно:
- левый носовй
- правый носовой
- левый кормовой
- правый кормовой

Якорным устройством называется совокупность технических средств, предназначенных для удержания корабля на месте при стоянке его на рейде, в гавани, а если позволяет глубина, и в открытом море.
По назначению якоря подразделяются на становые и вспомогательные.
Становые якоря предназначены для удержания корабля на месте. Корабли снабжаются двумя становыми якорями; катера водоизмещением до 35 т - одним.
Вспомогательные якоря служат совместно со становыми для удержания корабля в определенном положении относительно волны, ветра, течения и подразделяются на стоп -анкеры (~ 0,5 веса станового якоря) и верпы (~ 0,3 веса станового якоря). Вспомогательные якоря размещаются в кормовой части корабля.
Стоп-анкерами снабжаются корабли водоизмещением свыше 800 тонн; корабли водоизмещением до 800 тонн - верпами. Вес верпа для катеров водоизмещением до 35 тонн равен 1/5 веса станового якоря.
Типы якорей:
якорь Холла,
якорь Матросова,
адмиралтейский якорь,
специальные якоря (однолапый якорь, четырехлапый якорь,
ледовый якорь).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: