Как подать в военный суд

Обновлено: 29.04.2024

Право на подачу жалоб предоставлено всем гражданам Российской Федерации. Адресатами могут быть должностные лица органов государственной и муниципальной власти, командиры и начальники организаций и воинских частей, судебные органы и прокуроры. Военнослужащие пользуются гражданскими правами в полном объеме, за исключением некоторых ограничений, обусловленных спецификой военной службы. Но эти ограничения не касаются возможности обжаловать те или иные решения или действия лиц, которым они подчинены по службе или которые совершили противоправные действия.

Жалоба в военную часть может быть подана не только военнослужащим, но и гражданским лицом, как состоящим в трудовых отношениях в Министерством Обороны России, так и совершенно посторонним. В последнем случае предметом жалобы обычно являются действия военнослужащих, направленные на ущемление прав и свобод гражданского населения, или на их действия, повлекшие причинение вреда имуществу или здоровью граждан.

Жалобам, их характеристике, порядку подачи и рассмотрения посвящено несколько армейских нормативных документов, в которых детально рассматриваются все вопросы, которые могут возникнуть при реализации права подающего жалобу.

Нормативно-правовая база для подачи жалобы

Жалоба в военную часть – специфическая форма защиты прав гражданина. Воспользоваться ей можно не владея никакими познаниями в области права. Но военнослужащие – особая каста, все действия которой зарегулированы до деталей. Поэтому, было придумано целых три документа, в которых детально расписан порядок обжалования и последовательность действий всех лиц, вовлеченных в процесс рассмотрения и принятия решения.

Дисциплинарный устав ВС РФ – содержит Главу 5, «О предложениях, заявлениях и жалобах». Действие этого документа распространяется исключительно на служащих в РА. Акцент почему-то сделан на такие виды нарушений армейского порядка, как хищения, порча армейского имущества, хищение или незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в сфере снабжения воинов довольствием, халатность в содержании техники и вооружения.

Другой документ – Указ Президента РФ № 1495 (в ред. 2021 года) глава 6 которого посвящена порядку подачи жалоб и заявлений и порядку их рассмотрения. В этом документе основанием для подачи жалоб в воинские части (на имя командира) служит более широкий круг нарушений прав граждан и военнослужащих, более приближенный к общегражданским основаниям для подачи обращений на имя представителей властных структур.

Третий документ – Инструкция по работе с обращениями граждан…», утвержденная приказом Министра Обороны РФ № 555, который дублирует почти дословно текст ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений…».

Все документы тесно перекликаются между собой и содержат схожие положения. Поэтому, суммируя содержащиеся в них положения, можно вывести общие требования к составлению, подаче и процессу рассмотрения жалобы, поданной в военную часть. Независимо от того, является ли заявителем военнослужащий, гражданское лицо или организация (юрлицо).

Организация работы с жалобами

Поступившая жалоба в военную часть, подлежит обязательной регистрации. Это относится к жалобам, поданным в письменном виде. Свидетельством приема жалобы является запись в «Книге учета предложений» которая заводится в каждой воинской части и находится на контроле у командира, который по должности обязан организовывать работу с жалобами и заявлениями.

Для непосредственного разбора и обобщения сведений, содержащихся в жалобе на воинскую часть, командир назначает уполномоченное лицо. Это должностное лицо обязано проверять содержащиеся в жалобе сведения, контактировать с лицами, подавшими заявления. В том числе, с гражданскими лицами. Вступать в контакт с органами местного самоуправления в месте дислокации в/ч и с другими органами и организациями, которые могут способствовать решению проблемы, описанной в жалобе.

Лицо, ответственное за работу с обращениями, должно соблюдать конфиденциальность сведений, касающихся личности заявителя. Нельзя, без его согласия, разглашать персональные данные, а так же содержание обращения. Однако, не считается разглашением сведений раскрытие информации о заявителе перед органами местного самоуправления, должностными лицами органов государственной власти, прокуратуры или суда, которые вовлекаются в процесс разрешения проблемы, изложенной в заявлении.

Уставом и приказом установлены сроки регистрации жалобы – не позднее 3-х дней с момента поступления. О поступившем заявлении/жалобе обязательно докладывается командиру (начальнику) в/ч. Он же отдает распоряжения о порядке проведения проверочных действий и несет персональную ответственность за конечный итог рассмотрения и принятое решение.

На рассмотрение законом и изданными на его основании актами МО РФ отводится единый срок – 30 дней.

Как оформляется жалоба в военную часть

Единых требований закон не устанавливает. Документ может быть составлен в произвольной форме. Но некоторые реквизиты, свойственные деловым бумагам, должны быть соблюдены.

Во-первых, в «шапке» должен быть указан адресат получения документа. Если заявитель не знает воинского звания и ФИО командира части, то пишется просто: «Начальнику/командиру в/ч № . ». Номер части можно узнать на проходной, где обязательно размещена табличка с условным номером для гражданского времени.

Далее должны быть указаны реквизиты заявителя: ФИО, адрес места жительства или регистрации, номера телефона для связи, адрес электронной почты.

Допускается подача заявления в электронном виде, посредством сети Интернет. Но в этом случае одной простой подписи недостаточно. Жалоба в воинскую часть должна быть подписана ЭЦП (цифровой подписью) которая имеется у очень ограниченного круга физических лиц.

Самый оптимальный способ подачи жалобы в военную часть – отправка заказным письмом с уведомлением о вручении (синяя открытка), которая на 100% гарантирует, что послание будет доставлено и вручено адресату.

Далее следует текст жалобы. Он может излагаться в произвольной форме. Не обязательно делать ссылки на нарушенные законы или приводить доказательства, собирание которых относится к компетенции специальных служб. Единственное требование: избегать в тексте ненормативной лексики, оскорблений, направленных на конкретных лиц, жестких оценочных суждений, не подкрепленных доказательствами.

В конце документа заявитель может перечислить документы, которые он прикладывает в качестве доказательства. Это могут быть фото, аудио, видеозаписи. В настоящее время они принимаются в качестве доказательств наравне с бумажными документами.

Единственное условие – они должны быть получены легальным путем. То есть лица, фигурирующие в них, должны быть осведомлены о проведении записи, или допускать, что их действия записываются на камеру. Совсем не обязательно оповещать об этом собеседника. Достаточно чтобы у записывающей аппаратуры работал индикатор записи (красный светодиод).

Как рассматривается жалоба в военную часть

Нередко граждане злоупотребляют своим правом на подачу заявлений в государственные органы. А некоторые грешат тем, что не затрудняют себя выяснением компетенции лица, которому адресована жалоба. Это служит основанием для переадресации поступившего заявления. Подобная практика направления документа «абы кому» приводит к путанице и затягиванию сроков рассмотрения. Дело в том, что срок рассмотрения 30 дней, начинает течение заново, с момента получения компетентным органом.

N.B! Закон и инструкция запрещают перенаправлять жалобы органу (лицу) чьи действия обжалуются. На практике это случается повсеместно. Вышестоящие органы грубо нарушают закон о защите персональных данных, запрашивая у подчиненных органов или лиц, на действия которых поступила жалоба, сведения о их работниках или обстоятельствах, которые могли быть известны ограниченному кругу лиц. Это позволяет безошибочно определить лицо, направившее жалобу. Нередко после таких непродуманных действий в отношении подавшего жалобу начинаются репрессии, угрозы, провокация неправомерных действий и прочие способы широко распространенные в среде чиновничества, желающего избежать ответственности за свои действия.

Разрешение жалобы

Жалоба в военную часть считается разрешенной в том случае, если по ней принято решение или последовали действия, устраняющие причину обращения. Кроме самих действий в адрес заявителя обязательно направляется письменный ответ, в котором излагается суть принятых действий. Фиксируется достигнутый результат: привлечение виновного к ответственности, возмещение материального ущерба, предотвращение нежелательных действий и прочее.

Ответ должен быть подписан должностным лицом, в адрес которого направлялась жалоба в воинскую часть. Если она была передана на рассмотрение в другой государственный орган (орган высшего военного управления) то подписывает ответ должностное лицо, руководящее соответствующим органом (военным учреждением).

Копии решения, принятого по жалобе, направляют всем заинтересованным лицам и могут, с согласия заявителя, быть переданы в СМИ для публикации.

В случае, если жалоба в воинскую часть не была удовлетворена, или результат не устроил заявителя, у него есть право обжаловать принятое решение вышестоящему армейскому начальству, военному прокурору гарнизона (округа) или в военный суд.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Глава 6. ОБ ОБРАЩЕНИЯХ (ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ЗАЯВЛЕНИЯХ

106. Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

107. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).

108. Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

109. Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право:

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).

110. Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

111. Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

112. На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявление или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

113. Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

114. Если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то должностное лицо, получившее обращение (предложение, заявление или жалобу), не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляет его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов, и уведомляет об этом военнослужащего, направившего обращение (предложение, заявление или жалобу).

Запрещается пересылать обращение (предложение, заявление или жалобу) на рассмотрение тех органов или должностных лиц, действия которых обжалуются. В таких случаях обращение возвращается военнослужащему с разъяснением ему прав на обжалование соответствующих решений или действий (бездействия) в суд в установленном порядке.

115. Обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

116. Все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).

117. При рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни военнослужащего, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении (предложении, заявлении или жалобе), направление этого обращения (предложения, заявления или жалобы) в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в нем вопросов.

118. Командиры воинских частей обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений (предложений, заявлений или жалоб). Для проведения такой проверки приказом соответствующего командира (начальника) создается комиссия. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка, которая хранится совместно с материалами по организации работы с обращениями (предложениями, заявлениями или жалобами) в делах воинской части.

119. Обращения (предложения, заявления или жалобы), поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части (приложение N 4) и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.

При личном приеме содержание устного обращения (предложения, заявления или жалобы) заносится в карточку личного приема (приложение N 5), а письменное обращение (предложение, заявление или жалоба) регистрируется в установленном порядке.

Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема ведутся и хранятся в штабе воинской части (органе военного управления).

120. Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема представляются для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.

Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.

Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое заявление в военный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Административное исковое заявление в военный суд

Судебная практика: Административное исковое заявление в военный суд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Балтийского флотского военного суда от 21.09.2021 N 33а-132/2021
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения. Установив данные обстоятельства при решении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда, судья Балтийского гарнизонного военного суда пришел к правильному выводу о неподсудности дела данному суду и обоснованно возвратил административное исковое заявление по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 10.09.2021 N 33а-1079/2021
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения. Из материалов судебного производства следует, что копию определения судьи гарнизонного военного суда от 17 мая 2021 г., которым оставлено административное исковое заявление П. без движения, административный истец не получил и данный документ был возвращен в суд 4 июня 2021 г.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Административное исковое заявление в военный суд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законодательством РФ и общевоинскими уставами, в частности, путем подачи жалобы командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалуются, либо подачи административного искового заявления в военный суд (ст. ст. 18, 218 КАС РФ; п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ; ст. 21 Закона N 76-ФЗ; ст. 108 Дисциплинарного устава, утв. Указом Президента РФ N 1495).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О судебной практике разрешения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих денежным довольствием
(Харитонов С.С., Малаханов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10) Удовлетворяя административное исковое заявление, гарнизонный военный суд, сославшись на подп. 12 п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2019 г. с грифом "ДСП", пришел к выводу о том, что данная надбавка Г. положена как водителю, занимающему совмещенную воинскую должность и отвечающему иным предусмотренным Правилами требованиям. Между тем суд первой инстанции не учел, что согласно подп. 12 п. 2 Правил, с учетом изменений, внесенных в них Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июля 2020 г. с грифом "ДСП", надбавка за особые достижения в службе в размере 30% к окладу по воинской должности на текущий год за безаварийную эксплуатацию транспортных средств устанавливается военнослужащим, занимающим воинские должности водителей (старших водителей), в том числе совмещенные воинские должности, в наименовании которых первой воинской должностью является воинская должность водителя (старшего водителя) транспортных средств категорий "C", "D" и "CE", и имеющим право на управление этими транспортными средствами.

Нормативные акты: Административное исковое заявление в военный суд

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административное исковое заявление, окружной военный суд в том числе указал, что совершенные А. дисциплинарные проступки грубыми не являются, данных о совершении ею уголовного или административного проступков в материалах дела не имеется.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) Таким образом, М. имел право обратиться с административным исковым заявлением в Североморский гарнизонный военный суд.

ТЕМА: «Порядок обращения военнослужащих в суд при нарушении их прав и свобод» (Закон РФ 1993 г. № 4866 – 1).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы также в суд.

Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные

действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

знакомиться с материалами проверки по жалобе;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

требовать возмещения ущерба в установленном порядке.

Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде.

Письменное обращение военнослужащего, другого гражданина должно быть подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственному лицу, производящему опрос.

Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и другими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признана правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).

Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в пятидневный срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (жалобы, заявления) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель.

Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявления и жалобы членов их семей разрешаются:

в воинских частях – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны Российской Федерации – в срок до 15 дней со дня поступления.

Заявления и жалобы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не более 15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной проверки

Предложения, заявления, жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Командир воинской части обязан проводить не реже двух раз в месяц личный прием военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан по служебным и личным вопросам. В исключительных случаях проведение приема указанных лиц может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.

Прием должен проводиться в установленные приказом командира (начальника) и доведенные до военнослужащих, гражданского персонала дни и часы.

Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации оказывают необходимую юридическую помощь командирам и начальникам при разрешении предложений, заявлений, жалоб, прием посетителей.

Военнослужащие также имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса.

По делам искового производства подаются исковые заявления, по делам вытекающим, из административно – правовых отношений, и по делам особого производства – жалобы и заявления.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.

Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в суд общей юрисдикции или в военный суд.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:

нарушены права и свободы военнослужащих;

созданы препятствия к осуществлению военнослужащего прав и свобод;

на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой- либо ответственности (статья 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредственно в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим судам, то военнослужащему подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права, или в месячный срок со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба, с которой военнослужащий обращается в суд, оформляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 126, 127 ГПК РФ.

Жалоба оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 19991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» размере.

Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи и по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Военные суды наделены полномочиями по рассмотрению всего круга дел, предусмотренных в судебной системе России, за исключением рассмотрения арбитражно-процессуальных споров, отнесенных к компетенции Арбитражного суда РФ, и толкования законов – компетенция Конституционного суда РФ. Поэтому, военные судьи нередко сталкиваются рассматривать не только уголовные дела в отношении военнослужащих, совершивших преступления, но и дела, рассматриваемые в порядке искового производства: гражданские (имущественного и не имущественного характера, и административные, отнесенные к компетенции административной юстиции.

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим порядок подачи искового заявления в военный суд.

Исковое заявление в военный суд: категория рассматриваемых дел

Чаще всего военным судам приходится сталкиваться с исками военнослужащих, а так же лиц, призванных на военные сборы по следующим категориям дел:

  • о незаконном увольнении;
  • невыплате предусмотренной военным законодательством надбавки к денежному довольствию;
  • неправильному исчислению выслуги лет;
  • невыплате командировочных;
  • незаконном исключении из списков войсковой части;
  • о снятии незаконно наложенного дисциплинарного взыскания.

Эти иски касаются компетенции административной юстиции, поскольку затрагивают правоотношения в сфере порядка управления.

Гражданские иски могут подаваться по основаниям:

  • взыскания компенсации за причиненный военными организациями ущерб. В том числе – во время ведения боевых действий;
  • споры, касающиеся жилищных прав военнослужащих и членов их семей;
  • защите интеллектуальных прав военнослужащих;
  • возмещении ущерба здоровью или гибелью военнослужащего;
  • возмещении морального вреда и другим.

Порядок возбуждения искового производства военными судами

При принятии искового заявления, военный суд руководствуется положениями главы 12 ГПК РФ – «Предъявление иска». После принятия иска все дальнейшие действия суда регламентируются, так же как и в гражданском суде) положениями ГПК. Никаких особенностей в процессуальных действиях военных судов нет.

Инициируется исковое производство подачей иска. К нему предъявляются совершенно определенные требования, изложенные в ст. 131 ГПК РФ.

Исковое заявление в военный суд должно содержать:

  • Наименование военного суда;
  • Наименование (ФИО) и данные об истце: адрес места жительства (регистрации) места нахождения юридического лица или адрес его регистрации, контактные данные – номер телефона и адрес электронной почты;
  • Сведения об ответчике, которые соответствуют предоставляемым сведения об истце;
  • Изложение сведений о нарушенном, или подвергающемся угрозе нарушения права, свобод гражданина или законных интересов истца;
  • Изложены обстоятельства, на которых истец выдвигает требования, приложены документы и иные доказательства, подтверждающие обоснованность требований;
  • Если иск носит оценочный характер – может быть выражен в денежном эквиваленте, то указывается цена иска. Одного указания цены иска недостаточно, обязательно должен быть приложен расчет, иначе суд не сможет определить законность требований. Самостоятельное уменьшение или увеличение цены иска в компетенцию суда не входит. Суд, снижая размер заявленных требований не уменьшает цену иска, а только не удовлетворяет некоторые из требований, заявленных истцов. Если выясняется явное несоответствие причиненного ущерба в сторону уменьшения исковых требований, суд не вправе самостоятельно увеличивать их. Но может предложить истцу уточнить их, объявив перерыв в судебном заседании;
  • Если законом предусмотрена досудебная форма урегулирования спора, в исковом заявлении должны содержаться сведения о предпринятых истцом возможностях по разрешению конфликта во внесудебном порядке;
  • Обязательным элементом иска является перечень приложенных документов.
  • Иск должен быть подписан истцом, или его доверенным лицом, а так же содержать дату составления.

Иск подается в военный суд в количестве экземпляров, соответствующих количеству предполагаемых участников процесса, плюс – один экземпляр для суда.

Обязательным документом для начала рассмотрения заявления является квитанция об оплате государственной пошлины, если иск безоценочный, или истец освобожден от уплаты пошлины – в исковом заявлении должно быть указано об этом.

Если истец не намерен самостоятельно отстаивать свои интересы в суде, то к иску обязательно должна быть приложена доверенность. Для юридических лиц доверенность удостоверяется руководителем предприятии/организации, с приложением печати, для физических лиц – требуется нотариально удостоверенная доверенность.

N.B! доверенность военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, доверенность может быть удостоверена командиром воинской части.

Если в деле участвует адвокат (член коллегии адвокатов) или прокурор – им доверенность оформлять не требуется.

Дела, возникающие из публичных правоотношений (в том числе, дела административного производства), не требуют составления искового заявления. Для них достаточно подачи заявления. О порядке подачи заявления военный суд будет рассказано в другой статье.

Возбуждение административного производства в военном суде

В 2015 году судебные процессуальные документы пополнились новым для российской судебной системы законодательным актом – Кодексом административного судопроизводства КАС РФ). В соответствии с этим нормативным актом к ведению административной юстиции отнесены действия или бездействия должностных лиц (командиров) либо органов государственной власти, в результате которых нарушены права военнослужащего.

В связи с введением Кодекса административного судопроизводства изменены правила составления административного иска, по сравнению с иском гражданским. Они изложены в статье 209 КАС.

N.B! Особое внимание военнослужащим, планирующим привлечь представителя к участию в рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства в военном суде, следует обратить на наличие у него диплома государственного образца об окончании высшего учебного заведения по специальности «Юриспруденция» (ч.1 ст. 55 КАС РФ ).

Примеры исковых заявлений в порядке административного судопроизводства в военном суде

Нарушений прав военнослужащего, требующих разрешения в судебном порядке, достаточно много. Для удобства читателей будем излагать краткую суть того, в чем заключается нарушение, и приводить образец написания искового заявления.

N.B! Приводимые образцы не могут служить «шаблоном»! Каждый случай индивидуален. Требует не только изложения сути нарушения, но и аргументации, основанной на ссылках на законы, приказы, судебную практику по аналогичным категориям дел. Составить грамотный иск – задача профессионального юриста, специализирующегося в сфере военного законодательства. Не экономьте деньги, если заинтересованы в действенном отстаивании своих прав. После вынесения положительного решения в пользу истца, все затраченные средства на оказание юридической помощи будут взысканы с ответчика и вернутся истцу.

Исковое заявление в военный суд о незаконном увольнении

Довольно распространенная категория дел, рассматриваемая военными судами. Причина возникновения конфликта – неправильная оценка командованием воинской части деловых (служебных) качеств военнослужащего.

Иск о невыплате предусмотренной военным законодательством надбавки к денежному довольствию

Так же часто встречающаяся категория исков в военные суды, связанная с бюрократическими проволочками в работе финансовых служб Министерства Обороны РФ.

Иск о невыплате военнослужащему командировочных

Актуальная проблема, которую часто игнорирую финансовые органы, ссылаясь на то, что военнослужащий покинул место дислокации в составе воинского подразделения (командировкой не считается). В связи с этим, нередко отказывают в выплате командировочных, объясняя это тем, что жильем и питанием по месту нахождения вне расположения (места дислокации в/ч) военнослужащий был обеспечен.

Иск о незаконном исключении из списков войсковой части

Причины подачи искового (административного) заявления по этой причине могут служить те же причины, что и увольнение. Образец заявления по ссылке

Исковое заявление в военный суд о снятии незаконно наложенного на военнослужащего дисциплинарного взыскания

Дисциплинарные взыскания – основной метод поддержания воинской дисциплины. Нередко военнослужащий, получивший взыскание, не согласен с действиями командира. У него есть право обжаловать решение вышестоящему начальнику, подав рапорт по команде. Но такой путь разрешения конфликта не всегда эффективен, поскольку командование не допускает умаления авторитета офицеров, если приказ о взыскании грубо не нарушает устав и действующее законодательство. Остается два пути:

  • жаловаться в военную прокуратуру;
  • непосредственно обращаться в гарнизонный суд с исковым заявлением.

Право выбора остается за военнослужащим.

Резюме

Подать исковое заявление в военный суд требует тщательной подготовки. Необоснованный иск, не подтвержденный «железными» доказательствами, не грозит истцу какими-либо последствиями, при условии, что в исковом заявлении не содержится заведомо ложной информации. Незнание военного законодательства – не наказуемо.

Но… Со стороны военачальника или органа военного управления, действия которого обжалуются, могут начаться «репрессивные» меры, грозящие подчиненному увольнением или переводом в другую воинскую часть.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: