Как обратиться в суд рб

Обновлено: 28.04.2024

Вступившие в законную силу судебные постановления (решения и определения), кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам должностных лиц, указанных в ст. 439 ГПК.

Так, протест в порядке надзора вправе приносить:

— Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

— заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

— председатели областных, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска — на решения и определения районных (городских) судов и определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов по апелляционным (частным) жалобам и (или) апелляционным (частным) протестам (ст. 439 ГПК).

Одним из поводов к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением (абз. 2 ч. 2 ст. 436 ГПК).

Содержание надзорной жалобы и иные условия ее подачи подробно регламентированы в ст. 437 ГПК, однако практика показывает, что лицам, подающим жалобы, часто требуется толкование положений данной статьи.

При этом следует отметить, что несоблюдение требований данной статьи является основанием для возвращения надзорной жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 438 ГПК.

По сути самого содержания надзорной жалобы (ч. 1 ст. 437 ГПК) вопросы, как правило, не возникают. Так, надзорная жалоба должна содержать:

— наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется надзорная жалоба;

— фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего надзорную жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле;

— указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их места жительства (места пребывания) или места нахождения;

— указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

— указание на судебное постановление, которое обжалуется;

— указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего надзорную жалобу.

В настоящее время единственной возможной формой подачи надзорной жалобы является письменная форма. По этой причине электронные обращения о несогласии с судебными постановлениями в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» оставляются без рассмотрения по существу.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» действие настоящего Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в числе прочего в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Следовательно, электронная форма подачи обращений в указанной сфере правоотношений неприемлема.

Частым вопросом, возникающим на практике, является толкование содержания ч. 7 ст. 437 ГПК, в которой в числе прочего указано, что к надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу.

Здесь следует понимать значение прилагаемых документов, выполняющих в своем роде удостоверительную функцию (лицо, не имеющее отношения к спору, не может официально получить заверенные копии указанных документов и, как следствие, оформить надзорную жалобу от имени другого лица).

Также приложение к жалобе именно заверенных копий, т.е. копий с оригинальными оттисками печатей суда, а не их ксерокопий, в некотором смысле предотвращает одновременную подачу жалобы различным лицам, имеющим право принесения протеста, перечисленным в ст. 439 ГПК, поскольку за повторную выдачу копий судебных постановлений взимается госпошлина.

Отметим, что одновременная подача двух жалоб разным должностным лицам суда и прокуратуры, перечисленным в ст. 439 ГПК, в тексте кодекса прямо не запрещена, но является нецелесообразной по следующим причинам.

Во-первых, в подавляющем большинстве случаев надзорная жалоба рассматривается с истребованием дела, а срок ее рассмотрения исчисляется со дня поступления дела к лицу, которому подана жалоба (ч. 1 ст. 442 ГПК). По этой причине при одновременной подаче вторая жалоба будет ожидать, пока дело вернется от лица, рассматривающего первую жалобу. И только с этого момента начнет исчисляться срок рассмотрения второй жалобы.

Во-вторых, в ответе на первую надзорную жалобу могут содержаться аргументы, которые податель жалобы может попытаться опровергнуть при подаче жалобы другому должностному лицу.

В-третьих, если первая жалоба будет удовлетворена, то вторую жалобу заявителю придется отзывать, в том числе возвращать госпошлину за ее подачу, что связано с потерей времени. При этом затраты по уплате госпошлины за изготовление второго экземпляра заверенных копий судебных постановлений, необходимых для одновременной подачи двух жалоб, возмещению не подлежат.

Часто камнем преткновения при подаче надзорной жалобы является обоснование уважительности причин, по которым судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке. Если причины, по которым не была подана апелляционная жалоба, не признаны уважительными должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, это является основанием для возвращения надзорной жалобы (п. 3 ст. 438 ГПК).

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 7 «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» называет, в частности, подобной уважительной причиной существенное нарушение норм процессуального права, препятствующее подаче апелляционной жалобы (ч. 3 п. 12).

Немаловажными в данном случае являются в числе прочего следующие обстоятельства: заявлялось ли стороной спора требование о составлении мотивировочной части решения суда (п. 1 ч. 1 ст. 305 ГПК), предпринимались ли попытки обжалования судебного постановления суда первой инстанции в апелляционном порядке, направлялось ли ходатайство в суд апелляционной инстанции о восстановлении пропущенных сроков на обжалование в случае их пропуска.

Также приводить обоснование уважительности причин, по которым судебное постановление не обжаловалось подателем надзорной жалобы в апелляционном порядке, следует, если судебное постановление пересматривалось в суде апелляционной инстанции по жалобам иных юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо по протесту прокурора.

Согласно ч. 3 ст. 437 ГПК, если надзорная жалоба подается лицом, не являющимся юридически заинтересованным в исходе дела, в ней должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Практике известны случаи, когда различные лица, наделенные правом принесения протеста в порядке надзора, по-разному оценивали уважительность причин, по которым судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, а также наличие либо отсутствие нарушений прав или охраняемых законом интересов подающих надзорную жалобу лиц, не являющихся юридически заинтересованными в исходе дела.

ГПК прямо не установлено, что на судебные постановления одному и тому же лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, не может быть подана повторная жалоба. Существует лишь ограничение, указанное в п. 5 ст. 438 ГПК о том, что, если надзорная жалоба подается повторно тому же должностному лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, и не содержит новых доводов о незаконности судебного постановления, она возвращается без рассмотрения.

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска (ч. 5 ст. 437 ГПК).

Согласно ч. 4 ст. 441 ГПК должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора, могут приостанавливать исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания производства в порядке надзора, о чем извещают орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.

В надзорной жалобе или в отдельно прилагаемом к ней ходатайстве податель жалобы может также поставить вопрос о приостановлении исполнения судебных постановлений. Данное полномочие является правом, а не обязанностью должностного лица, и принятое по этому вопросу решение обжалованию не подлежит.

Здесь также следует отметить типичную ошибку сторон спора, обращающихся с ходатайством о приостановлении судебных постановлений, решения по которым не носят выраженного волевого характера. Например, решения об отказе в удовлетворении исков нематериального характера (о восстановлении на работе, о признании сделки недействительной, о расторжении брака и т.п.) не могут быть приостановлены в принципе, за исключением исполнения данных решений в части взыскания судебных расходов по делу.

Также на практике имеют место необоснованные ходатайства о приостановлении до окончания производства в порядке надзора решения другого органа, в признании недействительным или отмене которого судом по жалобе или иску было отказано.

В соответствии с ч. 7 ст. 437 ГПК к надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины, за исключением случая, когда госпошлина уплачена посредством использования системы ЕРИП и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в надзорной жалобе либо сообщен суду иным способом при подаче жалобы.

Ставка госпошлины за подачу надзорной жалобы на судебные постановления по гражданскому делу составляет 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы (п. 7 приложения 13 к НК, п. 1 приложения 17 к НК).

Особенности исчисления и уплаты госпошлины при обращении в суды определены в ст. 288 НК, льготы по уплате госпошлины перечислены в ст. 285 НК. Перечень категорий споров и лиц, которые освобождаются от госпошлины при обращении в суд, приведен в п. 1, 2 ст. 285 НК, в органах прокуратуры — в п. 8 ст. 285 НК.

Также освобождаются от госпошлины по судебным делам республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица), судебные исполнители (п. 12 ст. 285 НК).

Согласно п. 18 ст. 285 НК освобождение от госпошлины по судебным делам означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают ее в бюджет как при обращении в суд с исковыми заявлениями, иными заявлениями, жалобами и ходатайствами, апелляционными, кассационными и надзорными жалобами, так и в том случае, когда обязанность по уплате госпошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 436 ГПК надзорные жалобы подаются в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Надзорные жалобы, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат и на основании п. 2 ст. 438 ГПК возвращаются заявителям.

Указанный срок является пресекательным и не может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 154 ГПК.

Исключением являются лишь надзорные жалобы ответчиков на судебные постановления, вынесенные в их отсутствие без своевременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока его хранения, установленного законодательством.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Правила поведения в суде сформулированы в постановлении Пленума Верховного Суда РБ от 22.12.2016 № 9 «Об обеспечении права на судебную защиту и культуре судебной деятельности».

Согласно ему, участвующие в деле лица и их представители должны соблюдать ряд правил при проведении судебного разбирательства и оказывать содействие в поддержании порядка.
Культура и дисциплина – важные условия защиты нарушенного права беспристрастным судом.

Общие правила поведения в суде

Порядок действий и правила поведения варьируются в зависимости от процессуального статуса каждого участника. Тем не менее есть универсальные правила, как вести себя ответчику, истцу или супругам при разводе, которые обязательны для выполнения всеми лицами:

Явитесь в суд вовремя. Рекомендуем приехать минимум за 10 минут до начала заседания. Свободное время позволит вам осмотреться (для психологического комфорта), провести быстрые финальные переговоры со своим адвокатом ими иным представителем, подготовить документы и воспользоваться уборной, потому что всё может длиться несколько часов.

Ожидайте своего вызова секретарем заседания. Вас проводят в зал судебного заседания, потому что часто они проходят не в том кабинете, который был указан в повестке (так как это кабинет судьи).

Обращения к судье или судебной коллегии делаются стоя: в гражданских и уголовных делах действует обращение «Высокий суд», в экономических делах также допускается обращение «Ваша честь».

Отвечайте на вопросы только стоя. Они задаются только с разрешения суда (судьи или председательствующего судебной коллегии).

Изложение объяснений, представление доказательств, по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, доступно всем участникам процесса после разрешения судьи. Все наводящие либо не относящиеся к делу вопросы подлежат снятию. Не стоит с места высказывать свои несогласия, для этого есть определенный момент процедуры, чтобы дать подробные пояснения по делу, задать вопросы явившимся лицам, а в конце заседания дать оценку услышанному (судебные прения).

Стиль одежды: для участников процесса (адвокатов, прокуроров, истцов, ответчиков, свидетелей и т.д.) и простых граждан, присутствующих на слушаниях, предусмотрен деловой стиль. Запрещается появляться в спортивной одежде и обуви, в слишком откровенных нарядах (прозрачная одежда, короткие юбки, глубокое декольте), в головных уборах, в шортах, майках, рваных джинсах, в одежде с провокационными, неприличными, вызывающими надписями и рисунками. В Беларуси есть много примеров, где сторон по делу просто не пускали в здание суда из-за выхода в неподобающем виде.

Не стоит бояться, участникам сообщают порядок действий, что способствует соблюдению дисциплины.

Для обращения в суд необходимо наличие следующих факторов:
- истец имеет право, которое предусмотрено нормой акта законодательства и (или) документа правового характера, например договора;
- другое лицо создало препятствие для пользования истцом своим правом, и факт такого нарушения объективно доказуем, то есть имеются доказательства, которые можно представить суду;
- действиями другого лица нарушена конкретная норма акта законодательства или документа правового характера;
- истцом исполнены все досудебные формальности, предусмотренные актом законодательства и (или) документом правового характера.

Если данные факторы имеют место быть, необходимо определить в какой суд Вам необходимо обращаться. Типичная ошибка при подаче заявления – это неверное определение суда, в который необходимо подавать заявление.

Глава 5 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь определяет подсудность гражданских дел, т.е. содержит информацию о том, какие гражданские дела могут быть рассмотрены в том либо ином суде общей юрисдикции.

После определения подсудности приходит черед к составлению заявления. Какого либо шаблона заявления не существует, но законодательством предусмотрены определенные требования к его форме и содержанию. Наряду с тем, что в заявлении должны содержаться общие для всех категорий дел сведения, его содержание должно отражать специфику спора, подлежащего разрешению. В нем, независимо от характера спора, должно быть указано наименование суда, в который подается заявление, а затем обозначены все необходимые сведения об истце (Фамилия, имя, отчество, место регистрации и фактического проживания, № телефона – мобильный и стационарный, при наличии – адрес электронной почты). Такие же сведения должны содержаться и об ответчике.

Важное значение имеет точное изложение того материально-правового требования истца к ответчику, которое составляет предмет иска. Требование определяется характером спорного правоотношения, из которого вытекает требование истца. По существу просьба истца, реализованная в виде этого требования, и составляет просительный пункт заявления. От того, насколько четко и юридически грамотно сформулировано исковое требование, зависит и уяснение позиции, занимаемой истцом. В связи с этим закон подчеркивает, что истец в заявлении должен указать, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца и его требования (сущность заявленного требования). Необходимо отразить факты, которыми истец обосновывает свои требования и доказательства, подтверждающие каждый из упомянутых фактов.

Технические требования к заявлению:
- заявление пишется аккуратным разборчивым почерком. При изготовлении заявления с помощью печатной техники – оптимальный размер шрифта должен быть не менее 13 pt;
- заявление, как и все остальные документы, подшивается в дело. Поэтому при подготовке заявления следует соблюдать поля (слева – 30 мм).

Как правило, при подаче заявления в суд необходимо оплатить государственную пошлину. Ставки государственной пошлины изложены в Приложении № 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть). Льготы по оплате государственной пошлины изложены в ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть).

Государственная пошлина за подачу заявления в суд Узденского района подлежит оплате в пользу ГУ Министерства финансов Республики Беларусь по Минской области: р/счет BY18AKBB36006310025120000000 ОАО «АСБ «Беларусбанк», г. Минск, БИК банка АКВВBY2X, УНП 600537220, код платежа: для юридических лиц – 03001, для физических лиц – 03002.

В конце заявление должно быть подписано истцом или его представителем, имеющим соответствующие полномочия.

Само по себе слово «сторона» никакого негативного оттенка не несет и поэтому не вызывает отторжения или неприязни. А вот словосочетание «противная сторона» воспринимается иначе. Обратите внимание на синонимы, которые можно к нему подобрать: «недруг», «враг», «ненавистник», «злопыхатель», «зложелатель». И представьте ситуацию, когда это словосочетание произносится в течение всего судебного заседания. Какое мнение сформируется об адвокате, постоянно произносящем «противная сторона»?

Чем больше ты упоминаешь эту фразу, тем меньше тебя хотят слушать и воспринимать. В итоге уменьшится внимание суда к доводам и позиции.

+ Правильно называть вторую сторону в соответствии с ее процессуальным статусом в законодательстве – «представитель истца» («представитель ответчика»). В крайнем случае можно говорить «оппонент».

Вышеназванные слова имеют нейтральный оттенок и не вызывают негативной реакции, которая может помешать адвокату, представителю юридического лица в судебном заседании, а также суду в восприятии позиции стороны.


А.Т. Горецкий

× В судебном процессе не стоит читать текст выступления с листа: «На рассмотрении экономического суда (судья такой-то) находится дело (номер такой-то) по иску ООО «А» (далее – истец) к ООО «Б» (далее – ответчик)…»

Это скучно, выглядит крайне неубедительно, впустую расходует процессуальное время судьи и потому воспринимается негативно. Важно научиться говорить лаконично, просто и понятно.

+ Из выступления лучше исключить риторические вопросы, философские размышления и отсылки к мэтрам доктрины права.

Не нужно превращать судебное заседание в театрализованное представление. Как правило, судьи воспринимают это негативно. Если есть что сказать, следует четко и последовательно изложить главные аргументы, не выходя за рамки предмета дела.

Если в судебном заседании юрист цитирует Шекспира и Макиавелли, это выглядит непрофессионально и воспринимается как отсутствие четкой и сильной позиции.


О.Ю. Николаева

× «Действия оппонента противоречат Конституции»

Конституция не регулирует порядка конкретных действий граждан или субъектов хозяйствования. Поэтому ссылки на принципы, закрепленные в Конституции, не воспринимаются серьезно.

+ «Действия оппонента противоречат такой-то статье такого-то нормативного правового акта» (указать конкретную норму)

Указание конкретного нарушения со ссылкой на норму выглядит убедительнее общих фраз и может лечь в основу решения суда.


В.М. Ангельский

× «Прошу учесть при вынесении решения, что другой судья в похожем деле со мной согласился и исковые требования удовлетворил»

В деле, которое рассматривается, мнение другого судьи не имеет никакого значения. Иначе не будут соблюдаться предусмотренные ст. 108 ХПК критерии относимости, допустимости и достоверности.

+ «Высокий суд, я знаю, что у нас не прецедентное право, однако суд такой то-то при схожих обстоятельствах вынес такое-то решение. Я полагаю, что судебная практика все же должна быть единообразной»
При этом будет правильным сжато описать предыдущие обстоятельства и представить решение для обозрения или приобщения к делу.

Решение суда принимается именем Республики Беларусь. Поэтому не совсем корректно ссылаться на мнение конкретного судьи, хотя решение и подписывает конкретное физическое лицо.

В то же время единообразие судебной практики для правовой системы имеет огромное значение. Поэтому на стадии судебных прений вполне уместны обоснованные ссылки на решения судов со схожими обстоятельствами.


Д.В. Лаевский

× Не стоит произносить фразы типа «Уже понятно, какое решение будет принято по делу», «Если суд намерен руководствоваться законом, то он должен принять решение о…», «Если будет принято решение о… мы будем его обжаловать»

Вряд ли разумно говорить суду, что его решение очевидно, предсказуемо, ожидаемо или заранее известно, даже если кажется, что суд ведет себя предвзято. Равно недальновидно демонстрировать, что сторона уже готовится обжаловать решение, которое еще не оглашено. Подобные высказывания дают противоположный эффект, потому что фактически публично ставят под сомнение беспристрастность и объективность суда.

Помните, что есть дела, в которых суд реально может сомневаться на протяжении всего процесса, особенно если подобных споров или обстоятельств в судебной практике не встречалось. Поэтому всегда существует вероятность, что в последний момент мнение суда изменится.

+ Высказываться в заседании следует не о будущих выводах суда и не о том, как вы намерены поступить в случае несогласия с этими выводами, а о том, насколько обоснованы и законны доводы стороны, т.е. ваши или оппонента.

В попытках предвидеть или предрешить выводы суда можно ошибиться в прогнозах и вызвать негатив по отношению к себе и, как следствие, к клиенту. Это же касается случаев, когда участник процесса пытается вербально вынудить суд к принятию определенного решения. Подобные тактики изначально провальны.
Эффективнее будет представить в письменном виде четкие доказательства несостоятельности доводов оппонента, не забывая про предмет и распределение бремени доказывания. Тогда суд сможет использовать ваши аргументы в своем решении.

Постановление Пленума Верховного Суда N 9 «О принятии искового заявления (заявления, жалобы), возбуждении производства и подготовке экономических дел к судебному разбирательству» вступило в законную силу 28.09.2017. В данном постановлении получило развитие право на подачу искового заявления (заявления, жалобы) в электронном виде.

Несмотря на то что система электронного судопроизводства введена в ХПК в 2011 году, полноценно она начала работать только с 15.08.2017 в связи с запуском в тестовую эксплуатацию электронных сервисов E-court на сайте Верховного Суда.

Доступ к данному ресурсу предоставляется при условии регистрации и авторизации в системе E-court «Электронное судопроизводство». Зарегистрироваться может как физическое, так и юридическое лицо.

Сервис, наряду с другими возможностями, позволяет подавать в суд, рассматривающий экономические дела, обращения, перечисленные в ч. 1 ст. 7 ХПК, в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на интернет-портале.

Таким образом, с помощью сервиса пользователь, используя персональный компьютер, может подать в суд любой процессуальный документ — иск, жалобу, заявление, ходатайство. При этом основные требования к компьютеру просты:

— операционная система Microsoft Windows XP/Vista/7/8/10;

— офисный пакет приложений Microsoft Office 2007 и выше;

— современный веб-браузер и подключение к сети Интернет на скорости не менее 256 Кбит/с.

Алгоритм подачи документов в электронном виде

Вкладка «Картотека обращений» состоит из двух подразделов: «Первичное обращение» и «Обращение по имеющемуся делу». Информация заполняется пошагово.

В подразделе «Первичное обращение» программа предлагает виды обращений, список судебных учреждений, возможность заполнения информации о лицах, участвующих в деле, и перечень прикрепляемых документов.

Во вкладке «Обращение по имеющемуся делу» на странице появляются поля для выбора дела. Доступна связь с категориями «Дела текущего пользователя» (связь с делом из раздела «Картотека дел») и «Связь с другим делом» (связь с делом из базы данных судов общей юрисдикции).

Чтобы связать обращение с делом из картотеки, необходимо в выпадающем списке выбрать дело и нажать кнопку «Далее». Чтобы связать обращение с делом из базы данных судов общей юрисдикции, необходимо развернуть форму поиска и заполнить поля (суд, номер дела, УНП одного из участников).

Шаг 2. На втором этапе следует выбрать тип формируемого обращения.

Шаг 3. и Шаг 4. На данном этапе предлагается выбрать суд, которому адресуется обращение, и информацию о лицах, участвующих в деле (перечень задает программа, в соответствии с этим отображается набор полей, обязательных для заполнения и помеченных знаком «*»).

Шаг 5. Прикрепление электронных копий необходимых документов. Перечень документов определяет программа в зависимости от типа обращения. Каждый документ должен прикрепляться в виде отдельного файла. Отсканированный — содержать все признаки подлинности (графическая печать, штамп, исходящий номер, дата обращения и т.д.). Текст документа должен быть машинописным. Отсканированный — не иметь защиты от копирования и печати, а также содержать интерактивные элементы.

К сведению
Прикрепляемые файлы должны создаваться путем сканирования оригиналов документов (масштаб — 1:1, формат — pdf, качество — не менее 300 dpi). Имя файла должно позволить идентифицировать документ и количество страниц в нем. Например, выглядеть так: договор купли-продажи от 07.11.1997 7 л.
Пользователям предоставлена возможность прикрепить неограниченное количество документов одного типа. Однако при несоблюдении требований к их форме в регистрации обращения может быть отказано с пометкой: «Несоблюдение требований к прикрепляемым файлам».

Мастер формирования обращения позволяет на любом этапе сохранить его черновик, а также редактировать, после того как программа проверит заполнение обязательных сведений.

Датой отправки обращения в суд считается дата, указанная в столбце «Дата отправки» в личном кабинете. Датой поступления обращения в суд считается дата регистрации. При направлении обращения в выходной либо праздничный день, а также в нерабочее время регистрация осуществляется в первый рабочий день, следующий за днем подачи.

Прием, учет и регистрация обращений, поступивших в электронном виде, осуществляются в порядке, предусмотренном для документов на бумажном носителе.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд может дополнительно истребовать документы (либо их копии) на бумажном носителе для выполнения задач, установленных ст. 168 ХПК.

Безусловно, по мере использования электронного судопроизводства этот сервис будет дорабатываться и расширяться. Но сегодня очевидно одно: данный ресурс отвечает реалиям и позволяет экономить время и деньги участников процесса.

Пользователями системы электронного сервиса E-court могут быть только лица, использующие электронную цифровую подпись согласно Закону об электронном документе и электронной цифровой подписи. Подробная информация о порядке получения и функционирования средств электронной цифровой подписи есть на сайте.

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: