Какие новые герои появились в литературе 17 века шемякин суд

Обновлено: 28.04.2024

Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 5


«ШЕМЯКИН СУД»
КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ XVII ВЕКА
УРОК 5

Основное содержание урока
Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд» в актёрском исполнении.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века

Чтение и составление тезисов статьи учебника «О “Повести о Шемякином суде”» (см. статью ниже).

*Почему литература XVII в. не только изображает реальные события, но обращается и к художественному вымыслу?

II. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья

Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» с начала до слов «…и придётся за проезд приставам платить».

Прокомментируйте значение слов и выражений: ссужал убогого, не мог наполнить скудости его, поносить его убожество, дровни, подворотня, бить челом, за проезд приставам платить.

Какие новые литературные герои появляются в «Повести…»?

Что в этом фрагменте смешного и что грустного?

*Какой вид комического использован? Докажите свою позицию.

*Чем начало «Повести…» напоминает русскую народную сказку?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «И пришли оба к некоему селу…» до слов «…и встал перед судьёю».

Прокомментируйте значение слов и выражений: на полатях, зыбка, решил себя смерти предать.

Что в этом фрагменте вызывает смех? Над чем смеётся автор?

Какие события фрагмента являются драматическими? Почему?

Умышленно ли убогий брат совершает свои преступления?

В чём вина и в чём беда героя?

*Какие сказочные элементы присущи фрагменту?

*Чем он напоминает бытовую сказку?

Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»)

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «Принёс богатый брат челобитную исковую…» до слов «После суда истцы вышли с ответчиком из приказа…».

Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитная исковая, посул, истцы, ответчик, вышли из приказа.

Почему Шемяка судил в пользу убогого? Как это характеризует суд того времени?

*Чем похожи убогий брат и судья Шемяка?

*Какой вид комического использован? Докажите свою позицию.

*Какие элементы фольклора использует автор?

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «Начал богатый просить у убогого свою лошадь» до слов «Так убогий со всех троих себе взял».

Прокомментируйте значение слов и выражений: судейский приказ, судейский указ, мзда.

Чем сюжет фрагмента напоминает события народных сказок?

Почему в самом выгодном положении оказывается убогий?

*В чём отличие этого героя от незадачливых героев народных сказок?

*Какие черты жанра пародии есть в «Повести…»?

Группа 5.
Прочитайте выразительно фрагмент «Повести…» со слов «Судья же выслал человека ко ответчику…» до конца.

Прокомментируйте значение слова аминь.

В чём неожиданность финала «Повести…»?

*Что в финале вызывает комический эффект?

Ответы на вопросы 3 и 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

IV. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие эпитеты, метафоры, сравнения характеризуют героев?

Какие социально-нравственные вопросы ставит автор?

Какие решения проблемы он предлагает?

Ответы на вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему «Повесть…» относится к сатирическому жанру?

Охарактеризуйте убогого мужика.

Какие чувства он вызывает у читателя? Какой это образ: комический, драматический, пародийный? Обоснуйте свой ответ.

Какие фольклорные мотивы есть в «Повести…»?

Найдите в «Повести…» особенности русских сказок и прокомментируйте их.
(Быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений «убогого» мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования, троекратные повторения и др.)

* В чём сходство «Повести…» с русской народной сказкой о неправедном судье и с волшебными сказками «о мудрых отгадчиках»?

*Чем «Повесть…» отличается от фольклорных первоисточников?

* Можно ли считать «Повесть…» образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества? Докажите своё мнение.

*Как композиция «Повести…» способствует раскрытию её смысла?

* Какое начало наиболее важно в «Повести…»: юмористически-весёлое, сатирически-обличительное или драматическое? Обоснуйте свой ответ.

*Почему в «Повести…» нет имён героев, кроме имени судьи, и точных географических названий (в некоих местах, город, некоего села)?

*Почему В.Г. Белинский увидел в сатирических повестях тонкую иронию русского национального ума и назвал их «драгоценнейшими историческими документами»?

V. Практическая работа.
Составление таблицы «Приёмы комического изображения в повести “Шемякин суд”»:

Юмор[2] как осмеяние «частного» (человеческих недостатков, не имеющих характера общественных пороков)

Справка о происхождении имени (прозвища) Шемяка:

1. Шемяка — Шеемяка Душитель. Внук Дмитрия Донского, сын Юрия Дмитриевича (1373—1434), князя Звенигородского и Галич-Костромского.

2. Прозвище Шемяка, как отмечает А. А. Зимин, «восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк — украшение, наряд».
Согласно другой версии, Шемяка — сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач (по статье «Википедии» «Дмитрий Юрьевич Шемяка»).

VI. «Шемякин суд» в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов «Повести…».

Ответы на вопросы 1, 2, 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Итоговые вопросы:

В чём историко-культурное значение «Повести о Шемякином суде»?

Когда в речи употребляется выражение Шемякин суд?

Домашнее задание

Подготовить пересказ фрагмента «Повести…» по сюжету иллюстрации.

Завершить заполнение таблиц.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Сопоставить «Повесть о Шемякином суде» с басней В. И. Майкова «Вор и подьячий».

Групповые задания.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям комедии (см. следующий урок).

О "ПОВЕСТИ
О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ"

В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о - власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам. Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.), а в общем устройстве жизни — несправедливости суда например, равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».

«Повесть. » осуждает не только корыстолюбивых судей, но и все судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.

Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести. » - законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.

Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести. » либо были, либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще ее забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Шемяки издевательски несправедлив по отношению к ним. В «Повести. » все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого. Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.

К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Поесть о Шемякином суде», «Повесть. » пользовалась широкой популярностью в ХVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.
В. Ш. Охотникова

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[11] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[12] платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[13] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[14] на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

Ответчик же сказал:

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? Ha чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

4. Какие приемы сатирического отображения (гротеск, гппербола1) используются в повести? Приводите примеры использования этих приемов в тексте повести.

1. Подготовьте повесть к выразительному чтению в классе.

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.

3. Рассмотрите иллюстрации к «Повести о Шемякином суде». Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображенный на них. Перескажите их близко к тексту повести.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

2. Юмор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств. (вернуться)

3. Caтиpa – этo paзнoвиднocть литepaтypы, cпeцифичecкими фopмaми oбличaющaя и выcмeивaющaя пopoки людeй и oбщecтвa. Фopмы эти мoгyт быть caмыми paзнooбpaзными – пapaдoкc и гипepбoлa, гpoтecк и пapoдия и т.д. (вернуться)

4. Иpoния — этo тpoп, cocтoящий в yпoтpeблeнии cлoвa или выpaжeния в cмыcлe oбpaтнoм бyквaльнoмy c цeлью нacмeшки. Oткoлe, yмнaя, бpeдeшь ты, гoлoвa! (Kpылoв) (в oбpaщeнии к ocлy). (вернуться)

5. Capкaзм — этo eдкaя язвитeльнaя нacмeшкa нaд кeм-либo или нaд чeм-либo. Шиpoкo иcпoльзyeтcя в caтиpичecкиx литepaтypныx пpoизвeдeнияx. (вернуться)

6. Гипepбoлa — этo cpeдcтвo xyдoжecтвeннoгo изoбpaжeния, ocнoвaннoe нa чpeзмepнoм пpeyвeличeнии; выpaжeниe, зaключaющeecя в нeпoмepнoм пpeyвeличeнии coбытий, чyвcтв, cилы, знaчeния, paзмepa изoбpaжaeмoгo явлeния; внeшнe эффeктнaя фopмa пoдaчи изoбpaжaeмoгo. Moжeт быть идeaлизиpyющeй и yничижaющeй. (вернуться)

7. Гpoтecк – этo пpичyдливoe cмeшeниe в oбpaзe peaльнoгo и фaнтacтичecкoгo, пpeкpacнoгo и бeзoбpaзнoгo, тpaгичecкoгo и кoмичecкoгo – для бoлee впeчaтляющeгo выpaжeния твopчecкoгo зaмыcлa. Изображение в фaнтacтичecки пpeyвeличeннoм, ypoдливo-кoмичecкoм видe. (вернуться)

8. «Шемя́кин суд» — сатирическое произведение XVII века. Также «Суд Шемякин»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о суде Шемяке»; «Повесть о неправедном судие Шемяке» — древнерусское сказочно-сатирическое повествование восточного (индийского) происхождения о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век). Повесть сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII веков, лубочных картинах и народных сказках. В конце XVIII и начале XIX веков была литературно обработана Ф. Задубским, А. Осиповым, П. Свиньиным и издателями Никольского рынка. Была издана Пыпиным в «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России» Калачова (1859). (вернуться)

9. Убог — бедный, нищий. (вернуться)

10. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. (вернуться)

11. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. (вернуться)

12. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. (вернуться)

13. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. (вернуться)

14. Бить челом (иноск.) — кланяться, просить, жаловаться.
Челоби́тная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века письменное прошение, при котором «челом били».
Автор повести здесь точно воспроизводит судоговорение в гражданском суде XVII в.
Во многих частях гражданского процесса судопроизводство долго сохраняло свой древний изустный характер. В то время, когда решение суда уже облекалось в письменную форму „правой" или „бессудной" грамоты, „челобитья" по-прежнему представляли устную жалобу, которую приносил истец „перед судьею". Так, в „Судном списке" 1503 г. судебное разбирательство начинается следующим образом: „Тако рек Оброско (истец): жалоба ми, господине, на того Овсяника, живет, господине. ". (вернуться)



Тема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий. Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами. ТЛ. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы

Цели: познакомить с сатирической повестью 17 века; развивать критическое мышление, умение анализировать текст, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные выказывания, развивать моральное сознание и нравственные чувства личности.

Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества… В. Г. Белинский

Хочешь на суде добра, подсыпай серебра. Русская пословица

1. Орг.момент. Тема и цели урока. Проверка д/з.

2. Вступительное слово о демократической литературе на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв.

Русская литература на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного периода. Происходило её расслоение, стремительно развивалось демократическое направление.

Появилась литература, которая писала не только о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Её создателями были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. Рождённая в народной среде, она отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений стали простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

Писатели пристально всматривались в особенности русского национального характера, искали причины народных бед и приходили к выводу, что система государственного устройства калечит судьбы людей. В это время возникает жанр, называемый повестью (в значении повествование, рассказ). Центральное место занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Ему не от кого ждать помощи, поэтому он сам ищет выход из сложившихся обстоятельств.

Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде», сатирическое произведение XVII века.

3. Проблемы авторства, источники.

У произведения нет одного автора и нет единого текста – есть целый набор вариантов. Оно встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.

Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской, польской литературах, никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы нет. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.

4. Лексический комментарий:

Убогий – крайне бедный, нищенский.

Ссужать – давать в долг.

Скудость, скудность – бедность, убожество.

Поносить – порочить, оскорблять бранью.

Бить челом – подавать просьбу.

Полати – нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.

Зыбка – колыбель, люлька.

Челобитная – письменная просьба.

Ответчик - лицо, которому предъявлен судебный иск.

Истец – тот, кто предъявляет иск (заявление в суд).

Приставы – должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора.

Посул – обещание.

Мздоимство (устар.) – взяточничество.

Аминь – 1. Заключительное слово молитв, проповедей в значении «верно, истинно».

5. Историко-культурный комментарий.

Дмитрий Шемяка (1420–1453) - князь галицкий, сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя. Известен тем, что попирал в гражданских делах справедливость и древние уставы и в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Тёмного, захватил великокняжеский престол.

Умер Дмитрий Юрьевич Шемяка 17 июля 1453 года в Новгороде. По некоторым сведениям – он был отравлен по приказанию Василия II Темного. Похоронен был в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. В настоящее время его останки находятся в Софийском соборе Великого Новгорода.

В историю вошло выражение о «Шемякином суде» как о несправедливом и продажном. Данное мнение о политике Дмитрия сложилось у потомков благодаря оценке Н. М. Карамзина. Ряд историков не согласны с подобным мнением и склонны считать Шемяку последователем идей деда и борцом за законный престол.

6. Выразительное чтение (с. 35 – 39).

7. Анализ идейно-художественного содержания. Работа в группах.

Задание для первой группы:

1. Охарактеризуйте убогого мужика.

2. Какие чувства он вызвал у вас?

3. Это комический или трагический образ?

4. Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

Задание для второй группы:

1. Охарактеризуйте богатого брата и других персонажей, невольно «пострадавших» от убогого мужика.

2. Какие чувства они вызвали у вас?

3. Почему герои повести не названы по имени?

Задание для третьей группы:

1. Дайте характеристику судьи. Какие чувства он вызвал у вас?

2. Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему он так радуется?

3. Почему только судья назван по имени?

4. Когда в речи употребляют меткое образное выражение «Шемякин суд»?

5. В каких известных вам литературных произведениях встречается тема суда и осуждения?

Задание для четвёртой группы:

1. Почему повесть относится к сатирическому жанру?

2.Чем эта повесть похожа на бытовую сказку и притчу и чем отличается от них?

3. Какова идея произведения?

4. Можно ли утверждать, что социально-нравственные вопросы, поставленные в повести, актуальны и в наше время?

Сатирическую «Повесть о Шемякином суде» можно определить, как пародию на древнерусское судопроизводство. Она высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в госу­дарстве.

История завершилась для убого крестьянина счастливо, он побеждает над миром несправедливости и произвола.

Произведение отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до то­го времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земле­дельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Сатирическое произведение было весьма популярно, оно сразу же ушло в фольклор – стали рассказывать сказки о Шемякином суде. Это интересный случай, когда не устное предание получает письменную обработку, а, наоборот, – из книги получается устный, бытующий в народе без автора рассказ. Существовали и многочисленные лубочные издания «Шемякина суда». Лубочные картинки – незамысловатые, но очень красочные, сочные рисунки с текстом. Эти картинки выпускались специально для народа, в некоторых крестьянских семьях существовала традиция украшать ими свои избы.

Чтение басни В. И. Майкова «Вор и подьячий».

Пойман Вор в разбое,

Имел поличное, колечко золотое,

Которое пред тем с Подьячего склевал

В ту ночь, как Вор сего воришка разбивал;

Хотя Подьячего так звать неосторожно,

Однако ж взятки их почесть разбоем можно,

Затем я назвал так.

Подьячий не дурак,

Да только что бездельник;

Он Вора обличал,

Что точно у него кольцо свое узнал,

И с тем еще других пожитков он искал.

На то в ответ сказал Подьячему мошенник:

«Когда меня за то достоит бить кнутом,

Так должно и тебя пытать, Подьячий, в том:

Когда родитель твой жил очень небогато,

Откуда ж у тебя сие взялося злато?

Разбойник я ночной,

Скажу я и без пытки,

Который всех людей безвинных обирал.

С тобою мы равны, хоть на весах нас взвесить;

И если должно нас, так обоих повесить».

(Между 1763 и 1767)

8 . Работа с иллюстрациями (с. 36-37).

Задание: озаглавьте изображённые фрагменты повести (работа в парах).

9. Итог урока. Домашнее задание.

- Часто ли вам приходится слышать о несправедливых решениях современного судопроизводства?

- Какие пословицы и поговорки о несправедливости судейских решений вы знаете?

В 17 веке широкое распространение получила демократическая литература. Она создавалась в народной среде и отражала народные идеалы, представления народа о власти, суде, правде, смысле жизни. Героями таких произведений были простые люди. Часто в демократической литературе героями становились неудачники, а сами произведения были полны сострадания к их судьбам.

Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».

« Какое это обвинение?! Просто Шемякин суд!» — не раз вы слышали такое возмущение. А что обозначает это выражение?

Им пользуются, когда нужно подчеркнуть неправоту мнения, суждения, оценки. Несправедливый приговор из-за корыстного судьи, поиск выхода из сложной ситуации – эти проблемы актуальны во все времена.

Как появилось выражение «Шемякин суд»?

Существуют две версии:

1. фразеологизм связан с исторической личностью.

Дми́трий Ю́рьевич Шемя́ка — Великий князь Московский , а также князь Угличский , князь Галицкий ; сын Великого князя Московского Юрия Дмитриевича .

Князь Дмитрий Шемяка активно участвовал в междоусобных войнах, в 1446 году, взяв в плен Василия II Тёмного, наследника Московского княжества, предательски ослепил его, но так и не получил поддержки москвичей.

2. Выражение возникло на основании сюжета «Повести о Шемякином суде».

Сатирическая повесть о Шемякином суде написана в XVII веке, она обличает судейские порядки на Руси. Сюжет ее основан на устных сказках о нечестном судье Шемяке.

Появление сатиры как жанра в древнерусской литературе говорит о формировании светской литературы, в которой герой — не историческая личность, а обычный человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации.

Демократическая литература освобождается от религиозных канонов, отстаивает право на вымысел, на выражение современных проблем.

В «Повести о Шемякином суде» высмеивается судья-взяточник, который обращает законы в свою пользу.

В первой части повести рассказывается о том, как бедняк совершает три преступления. Случайно отрывает хвост у лошади его богатого брата. Давит насмерть сына попа, упав с полатей. Затем, решившись на самоубийство, бросается с моста, но убивает старика, которого сын вёз в баню.

Во второй части бедняк показывает судье Шемяке завернутый в платок камень, который тот принимает за мешок с деньгами. Поэтому неправедный судья приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост; попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не «добудет ребенка»; а сыну убитого старика предлагает броситься с моста на убийцу.

Понятно, что истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Благодаря своей хитрости бедняк берет у всех троих деньги и становится победителем в споре.

В заключении Шемяка, узнав, что бедняк показывал ему не деньги, а камень, возблагодарил Бога:

«Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип».

Хорошо, что неправедный суд в повести приводит к благополучному разрешению сложного конфликта.


Июл 26, 2019 | 0 комментариев

«Шемякин суд» главные герои и их характеристика

Написанное в семнадцатом веке произведение рассказывает о том, как невозможно добиться справедливости даже в суде. «Шемякин суд» назван так по имени героя — судьи Шемяки, который в надежде на щедрое вознаграждение, выносит свой приговор не по справедливости.

Шемякин суд характеристика героев

В произведении описываются следующие главные герои: два брата — богатый и нищий, поп, купец и судья. Рассмотрим описательные характеристики каждого, и решим: какой герой понравился и почему?

Характеристика бедного брата

У бедняка нет даже лошади, но убогий по своим характеристикам смекалистый и находчивый.

Он попросил лошадь у своего богатого брата. Тот дал ему животное, но без хомута. Нищий повез дрова из леса, но лошадка, слишком резко побежала вперед с тяжелой телегой, привязанной к хвосту, и оторвала его.

Убогому ничего не оставалось делать, как привести брату лошадь без хвоста.

Характеристика богатого брата

Этот герой произведения заносчивый и мелочный. В повести о «Шемякином суде» описывается, что богач не захотел брать бесхвостую лошадь обратно и пошел подавать на бедного в суд.

Характеристика попа

По дороге богатый брат вместе с нищим остановились, чтобы переночевать у знакомого попа. Богач сидел за столом с яствами и ужинал с приятелем-попом. Бедному ничего не осталось, как наблюдать за ними с полатей. В книге «Шемякин суд» повествуется о том, что герой так увлекся, что свалился с лежанки и случайно задавил поповского ребенка. Жадный священник тоже отправился с братьями, чтобы добиться справедливого наказания.

Характеристика купца

Бедняк понял, что приговор будет не в его пользу, и решить покончить жизнь самоубийством. Он бросился в ров как раз в тот момент, когда там проезжал купец. Торговец вез своего отца в баню.

Убогий остался жив, но, упав на купеческого родителя, задавил его. Купец тоже пошел искать справедливости в суде.

В «Шемякином суде» все герои заслуживают сочувствия, несмотря на то, что их характеристики так непохожи. В этом случае жалко и нищего, который совершил этот поступок от отчаяния, и купца, лишившегося отца.

Характеристика судьи

Главный герой — судья Шемяка выслушал всех, и когда стал требовать ответного слова у бедного убогого, тот трижды показывал в ответ подобранный на дороге камень, завернутый в платок. Алчный судья подумал, что бедняк хочет откупиться. Понадеялся на щедрый куш, вынес приговор по всем трем преступлениям в пользу нищего.

Шемякин суд характеристика героев

Лошадь он приказал бедняку оставить при себе пока у нее не отрастет хвост.

Попу он сказал, чтобы тот отослал попадью к убогому и не возвращал, пока бедняк не добудет от нее ребенка.

А купцу Шемяка присудил, чтобы тот сбросился с моста на бедного также, как тот убил его отца.

Всех троих просителей такое решение не устроило, но они не посмели спорить с судьей, откупились от бедняка.

Когда судья решил получить обещанное вознаграждение, он послал к бедному посыльного. Человек попросил у оправданного то, что он посулил судье. Убогий показал камень. Судейский посланник спросил, что означает этот камень. Нищий ответил, что он убил бы судью этим камнем, если бы тот судил не так, как ему надо.

Узнав, что было в платке, судья обрадовался, что судил «правильно».

С тех пор «шемякиным судом» стали называть любое несправедливое решение, это выражение стало «крылатым».


Июл 30, 2019 | 0 комментариев

Шемякин суд: анализ произведения

Шемякин суд – сатирическое произведение 17 века. Поэма относится к народному творчеству, поэтому не имеет автора как такового. Интересный сюжет, неожиданная развязка – вот, чем интересен Шемякин суд, анализ которого мы разбираем в нашем сочинении.

Краткий анализ повести Шемякин суд

Данная повесть в 17 веке пользовалось огромной популярностью. Первая половина рассказывает о злоключениях крестьянина, одновременно и комичных, и грустных, в результате которых против него затеяли три судебных разбирательства. Во второй части описан непосредственно сам процесс, который закончился неожиданно даже для самого бедняка.

Повесть о шемякином суде, анализ которой выполнить не составит труда, отличается комизмом ситуации, высокой скоростью развития сюжета и бесстрастной манерой изложения. Все это усиливает сатирические нотки произведения.

Шемякин суд анализ

Проблематика произведения

Основная проблематика произведения – подкупность судей. Повесть показывает, что в этой жизни все решают деньги. Даже тогда, когда вина человека очевидна, он может откупиться и не только избежать наказания, но еще и превратиться в жертву.

Название произведения стало фразеологизмом. Оно означало несправедливое судебное разбирательство. Это и неудивительно, ведь повесть описывает, как из-за алчности судьи, который думал, что ему дают взятку, присудил виновному выплату хороших компенсаций.

Главная мысль

Главная мысль повести заключается в том, что виновные люди должны нести наказание по совести и по закону. В произведении судья принял решение после того, как увидел у виновного что-то завернутое в тряпку. Он принял это за золото и подумал, что ему предлагают взятку. По этой причине он оправдал бедняка. На самом деле в свертке оказался камень, поэтому в итоге судья остался ни с чем. Однако он был только рад своему решению. Оказалось, что бедняк, которого он судил, собирался проломить ему лоб камнями, завернутыми в тряпки, если бы тот вынес «неправильный» приговор.

Анализ произведения Шемякин суд нужно строить исходя из того, что это сатирическая повесть о несправедливом разбирательстве. В этом заключается и проблематика и главная мысль этого русского памятника литературы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: