Способы обеспечения единства государственной власти

Обновлено: 28.03.2024

Принцип единства государственной власти - конституционный принцип федеративного устройства, выражающийся в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих собой высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.

В РФ данные принцип реализуется:

1)государственной целостностью, суверенитетом РФ, функционированием всех органов государственной власти в соответствии с требованиями федеральной Конституции, общими принципами организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемыми федеральными законами;

2)закреплением на конституционном уровне положения о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ);

3)наличием единой федеральной системы судов и единого в масштабе РФ централизованного прокурорского надзора;

4)наличием в механизме российской государственности института Президента РФ.

8.Как соотносится принцип единства государственной власти с принципом разделения властей на федеральном и региональном уровнях?

Единство системы государственной власти требует прежде всего разграничения компетенции между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и их самостоятельности в пределах своей компетенции.

Принцип разделения власти не предполагает создания абсолютно независимых властей, он предполагает разделение единой государственной власти на три самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют между собой.

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

Единство власти– единственным источником власти является народ. Только народ как совокупность граждан полноправно осуществляет власть в стране.

Единство власти проявляется в трех различных аспектах: социальное единство (народ), единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти (согласованное управление обществом всеми органами государства), организационно-правовое единство.

Разделение властейэто фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах.

Принцип разделения властей –это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.

1. Законодательная власть.Она необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.

2. Исполнительная власть.Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.

3. Судебная власть.Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой.

Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.

1.Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2.Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.

Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определенный срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей.

1.В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

2.Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия.

3.Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

4.Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.

Вопрос 28. Политическая система общества: понятие, структура. Особенности политической системы в современной России.

Политическая система общества -это обусловленная культурными, социальными, экономическими, идеологическими факторами совокупность политических взаимодействий между государством и негосударственными организациями (институтами), прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или оказывающих влияние на нее.

Цели политической системы.

1.Политическая система обеспечивает согласование целей глобального уровня (национальная идея, глобальные проекты).

2.Политическая система обеспечивает интеграцию различных групп (политических, религиозных, этнических), путем нахождения баланса интересов.

3.Легитимация, т.е. процесс непрерывного обеспечения согласия общества признавать верховенство власти.

Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения.

Государственная власть является сложной многокомпонентной системой, отдельные элементы которой обязательно должны быть объединены в целостность, без чего невозможно само существование государственной власти. По средствам этого свойства государственной власти обеспечиваются особый характер взаимосвязей всех ее элементов государственной власти, поддерживающий ее целостность.

Единство государственной власти – одно из важнейших проявлений ее системного характера, выражающий, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вторых, особый характер существующих между ними отношений, обуславливающий ее целостность.

Условием обеспечения единства государственной власти является надлежащая организация взаимодействия разделенных властей на всех уровнях осуществления государственной власти.

Разновидностью упрощенного управления является сведение их состава и взаимоотношений к простой схеме: государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Взаимоотношения между ними строятся в соответствие с принципом «сдержек и противовесов».

Под функциями понимают объективно-необходимые направления в деятельности государства, его реализующиеся свойства.

Функции государственной власти тесно связаны с формированием и развитием ее основ, которые подразделяются на общие и специальные. К числу общих относятся:

экономическая – создание условий для развития рыночных отношений,

политическая – консолидация общества, гармонизация интересов социальных субъектов,

социальная – социальная поддержка населения, развитие сферы социальных услуг, культурно-воспитательная деятельность,

юридическая – нормативное регулирование важнейших сфер жизни общества, охрана закрепленных в законе прав и свобод граждан, форм собственности, обеспечение законности и правопорядка,

экологическая – обеспечение воспроизводства природы,

обороны – обеспечение мира и поддержки мирового порядка.

К числу специальных функций относится: налогообложение и взимание налогов, организация борьбы с терроризмом, коррупции и т.д.

К внутренним функциям относятся: охрана государственной собственности, прав и свобод граждан, охрана правопорядка, охрана окружающей среды и т.д. Внешние функции: оборона страны, представление интересов государства на международной арене и т.д.

Под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигают стоящие перед государством цели и задачи. Следует различать государственные органы и органы государственной власти. Понятие государственные органы являются более широким, нежели понятие органы государственной власти.

В соответствие с общепринятым в юридической науке определением орган государства (государственный орган) представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти. Признаки или черты, присущие любому органы государства:

наличие юридически четко регламентированного порядка создания преобразования и ликвидации государственного органа

государственный орган создается для осуществления функций и задач государства

внутренняя организация, закрепленная в конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, законодательных и иных нормативно-правовых актах

особый, установленный действующим законодательством порядок его деятельности, отступить от которого орган государства не в праве

компетенция, закрепленная в правовых нормах.

Среди полномочий следует особо выделить тип государственно-властных или просто властных полномочий. Они непосредственно выражают функции органов государственной власти, связанных с принятием властных государственных решений, включая принятие законов с осуществлением исполнительной, распорядительной, координационной и иной управленческой деятельности, с реализацией форм контроля судебной власти над соответствием общественных отношений конституции и законом.

Компетенция государственного органа представляет собой совокупность полномочий, юридически выражающих функции, закрепленные за данным органом.

Государственным органом, обеспечивающим выполнение государственно властных функций, является самостоятельная структурная часть государственного аппарата, на которую законодательством РФ и ее субъектов возложены специальные государственные функции и соответствующие полномочия, обеспечивающие деятельность органов государственной власти. Например, администрация президента, совет безопасности.

Это его устройство, выражающиеся в характере политических взаимоотношений между людьми, людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.

Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуры органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и с населением. Иными словами, форма государства – это устройство государственной власти и ее организация.

Существуют 2 подхода к форме государства: 1)элементный подход: формы государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима, 2)системный подход: форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними.

В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства:

монократическая – единовластная форма государства. Главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета). Разделение властей, как и местного самоуправления, не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия.

Выделяют следующие подвиды монократической формы государства:

Теократическая (Саудовская Аравия)

Милитариская (правление военного центра)

Монократическая (в условиях тоталитарного социализма)

Поликратическая (многовластная) форма государства

Главным признаком является принцип многовластия, принцип разделения властей и местные самоуправления не только существуют, но и реально действуют.

Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

Традиционная (США, Англия)

Постсоциалистическая (большинство стран бывшего соц. лагеря)

Это промежуточная форма между поликратической и монократической формой. Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Местное управление носит слаборазвитый характер. Права граждан не полностью отражены в законодательстве.

Единство государственной власти - способы обеспечения единства государственной власти - конституционные основы единства государственной власти в Российской Федерации.

Способы обеспечения единства государственной власти:

Ø Иерархический способ обеспечения единства государственной власти (означает систему строгого и безусловного соподчинения органов государства «сверху — вниз»). Этот способ характерен для неразвитых состояний власти и сохраняет свое значение как частный компонент современных систем государственной власти, используемый в достаточно ограниченных формах.

Ø Обеспечение единства государственной власти через приоритет одной из властей. Данный способ был обоснован Дж. Локком. В системе государственной власти он выделял законодательную, исполнительную и федеральную власти и обосновывал необходимость подчинения исполнительной и федеральной ветвей власти законодательной в целях обеспечения единства и целостности всей системы государственной власти. Указанный способ получил распространение в государствах с парламентской формой правления.

Ø Создание системы сдержек и противовесов между разделенными ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть связана с другой таким образом, что ни одна из них не может подавлять другую, не может осуществлять своих задач без взаимодействия с остальными.

1. Сохранение демократической сути через подчинение всех властей закону, выражающему право. Такой способ может обеспечивать единство государственной власти в тоталитарном государстве, применяющем закон, не выражающий право. Этим же способом может быть надлежащим образом обеспечено единство государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему государственной власти. В этом случае возникает возможность противопоставления их друг другу. Такая возможность исключается тем, что и государственная власть, и местное самоуправление подчинены закону, а возникающие между ними разногласия могут быть разрешены через согласительные процедуры и суд, действующие на основании закона. Тем самым обеспечивается единство власти, необходимое для организации эффективного решения задач, стоящих перед обществом и государством.

Условия обеспечения единства государственной власти:

Ø Единство государственной власти закрепляется в конституционных актах и обеспечивается в специфических формах и процедурах. Конкретно это единство в Российской Федерации должно проявляться как единство источника и субъекта государственной власти (народа и составляющих его общностей и индивидов) со всей системой создаваемых ими органов государства.

Ø Надлежащая организация взаимодействия разделенных властей на всех уровнях организации и осуществления государственной власти.

Для обеспечения единства государственной власти принципиальное значение имеют конституционные основы ее закрепления.

Единство системы государственной власти Российской Федерации в действующей ее Конституции закреплено:

Ø в системе юридического закрепления единства государственной власти в Российской Федерации важнейшее значение имеет верховенство Конституции РФ во всем правовом пространстве России, закрепленное в ст. 15 Конституции РФ, конституциях и уставах ее субъектов, а также верховенство Конституции и законов Российской Федерации на всей территории страны;

Ø через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также через закрепление (ст. 77 Конституции РФ) единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ) по предметам совместного ведения Российской Федерации;

Ø на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации единство государственной власти призвана осуществлять система сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, сочетаемая с приоритетом исполнительной власти перед законодательной властью.

Концепция единства государственной власти заключается в следующем:

1) в демократическом государстве единым и единственным источником государственной власти является народ. Независимо от статуса орган государственной власти осуществляет власть от имени народа;

2) единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета. Он исключает наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей;

3) государственный суверенитет сосредоточен в единой системе органов государственной власти. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной. Единая сущность государственной власти в демократическом обществе предполагает многообразие форм ее выражения;

4) на территории государства может быть только один государственный аппарат и одна государственная власть с едиными принципами и способом организации и направлением деятельности;

5) даже при политическом двоевластии лишь одна власть может принимать форму государственной власти. В истории редки и кратковременны периоды политического двоевластия: были сосуществование, взаимодействие и/или противоборство различных по своей сущности не государствен­ных, а политических властей;

6) самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Разделение властей означает не раздробление, разъединение самой государственной власти, а разграничение полномочий государственных органов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти. В таком понимании принцип разделения властей не противостоит принципу единства государственной власти.

В Республике Беларусь до 1991 г. государственная власть была организована по принципу верховенства представительных органов (Советов): представительные органы главенствовали на всех уровнях власти и принимали к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или определенной территории; формировали все органы государства, которые были им подотчетны. Согласно конституционному праву, только Советы считались органами, обладающими всей полнотой государственной власти, а другие органы государства считались лишь органами государственного управления, правосудия, контроля и т.д., но не власти. Это противоречило фактическому положению дел: в других отраслях права милиционер, например, всегда считался представителем власти. На деле доминировала исполнительная (партийно-административная) власть, поскольку центральные органы коммунистической партии прини­мали ключевые государственные решения, послушно одобрявшиеся парламентом.

Концепция единства власти неоднозначна и имеет три аспекта в современном понимании:

1) социальное единство власти следует из единства природы социальных групп общества. Необходим поиск консенсуса и согласия в обществе, чтобы власть обеспечила честный выбор при плюралистической демократии;

2) единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов (хотя их единство относительно, поскольку даже споры о бюджете свидетельствуют о разном понимании целей);

3) организационно-правовое единство, закрепленное в конституции.

Идея единства государственной власти в целом авторитаристская, поскольку ее практическое воплощение антидемократично (широкое использование насилия мер в государственном управлении); сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного должностного лица, одного органа или одного вида органов означает монополизацию, концентрацию власти, произвол, бесконтрольность в деятельности государственных органов.

Централизация — сосредоточение властных полномочий у государственных органов, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия и применения мер государственного принуждения. При кризисе или распаде государственности, иностранном вторжении и других проблемных ситуациях полезно единство власти, как и авторитаризм, поскольку он временно улучшает управляемость обществом, стабилизирует его, преодолевает анархию. Но чаще требуется оптимальное сочетание централизации и децентрализации государственной власти, что дает принцип единства и разделения властей. Существующие две основные модели — разделение властей и их единство — не являются абсолютными, самодовлеющими. Разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает «прозаического» разделения труда между различными органами государственной власти.

Раньше считалось, что единство государственной власти жестко противопоставляется ее разделению на ветви и несовместимо с многообразием форм и направлений выражений государственной власти. По мере демократизации политических, в том числе государственных, систем поняли, что: 1) единство и разделение властей относительны и вполне совместимы; 2) единство социальной природы государственной власти, общность принципов организации, целей и направленности деятельности ее органов не исключают многообразия форм проявления этой власти; 3) для демократии оптимально единство государственной власти в ее многообразии форм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: