Как не бояться страшного суда

Обновлено: 25.04.2024

Церковь учит, что Христос как приходил первый раз спасти род человеческий, так и придет второй раз судить.

Христос поруганный, уязвленный придет во славе, и ужаснутся враги Его.

Христос приидет во славе на Суд Страшный.

Время Второго пришествия неизвестно.

День Суда приидет неожиданно.

В чем застанет, с тем христианин и на Суд явится.

Суд Страшный – при Втором пришествии.

Суд Страшный отличается от суда человеческого.

Суд человеческий без правосудия не может быть истинным.

Суд Страшный будет нелицеприятный и неподкупный.

Перед Судьей небесным все равны, у Него нет ЛИЦЕПРИЯТИЯ.

Суд Страшный есть время воздаяния.

Суд Страшный есть время жатвы.

На Страшном Суде каждый будет пожинать, что сеял.

На Суде Страшном каждый человек должен будет дать ответ за прожитую жизнь.

На Страшном Суде Господь более всего спросит О ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ.

Необходимо иметь признаки христианина – жизнь христианскую.

На Суде Страшном те, кто имеют подобие Христа, будут прославлены.

На Суде Страшном не признает нас Христос и святые, если не будем подобны им.

Кто стыдится Христа и Его добродетелей, того и Он постыдится на СТРАШНОМ СУДЕ.

Кому много дано, от того много и спросится на Страшном Суде.

На Страшном Суде все предстанут и дадут ответ за все дела и слова.

На Суде Страшном каждому человеку предстанут все его дела, слова и помышления.

Все, что говорится, делается или помышляется, все откроется.

На Страшном Суде Бог обличит все тайные дела.

Судья на этом Суде – сердцеведец и знает не только дела, но и ПОМЫШЛЕНИЯ.

На Суде будет открыто все, что в этом веке делается.

На Страшном Суде откроются ГРЕХИ, и грешник ужаснется.

На Суд Страшный каждый явится со своими делами.

Что в ДУШЕ отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд.

Что любила ДУША, к чему стремилась, то с ней на Суд и предстанет.

Во Втором пришествии Христос будет судить за грехи.

На Страшном Суде грешник обличается за каждый свой ГРЕХ.

Правда Божия каждому воздаст по делам на Суде Божием.

После всеобщего воскресения каждый даст ответ за дела и получит определение.

На Страшном Суде все люди будут разделены на две части.

На Страшном Суде один поемлется, а другой оставляется.

На Суде Страшном праведнии будут отделены от грешников.

На Страшном Суде добрые будут отделены от злых

На Страшном Суде грешники отлучатся от праведных за преступление закона.

На Страшном Суде благочестивые услышат утешительное слово.

Грешники идут в муку, праведники в жизнь вечную после Страшного Суда.

Как явиться на Суд Страшный, когда ничего не делали для своего оправдания.

На Страшном Суде человек осуждается не только за злые дела, но и за не­делание добра

На Страшном Суде осуждение тем, которые ближним милость не оказы­вали.

На Страшном Суде, если Господь осуждает не сделавших добрых дел, то что будет с теми, которые делали злые дела.

На Суде Страшном не сеявший во время земной жизни не получает на­грады.

На Суде страшное определение грешникам.

На Страшном Суде грешник за грехи осуждается и исключается из числа верных.

Во Втором пришествии Христос будет судить за ГРЕХИ непокаявшихся.

На Страшном Суде грешники непокаявшиеся будут отвергнуты.

На Страшном Суде по правую сторону от Судии будут стоять праведники, по левую – непокаявшиеся грешники.

На Страшном Суде нераскаянные грешники будут страдать, а покаявшиеся будут блаженствовать.

На Суде Страшном осуждены будут непокаявшиеся.

Суд Страшный будет страшным для грешников непокаявшихся.

Суд Страшный побуждает к покаянию.

Чтобы освободиться от долгов за ГРЕХИ на Суде, необходимо ПОКАЯТЬСЯ и отстать от греха.

К покаянию и бдительности подвигает неизвестность часа кончины мира.

Размышление о Суде возбуждает в человеке СТРАХ, ПОКАЯНИЕ, молит­ву.

Размышление о Суде Страшном удерживает от ГРЕХА и побуждает к ПОКАЯНИЮ и МОЛИТВЕ.

ПАМЯТЬ и РАЗМЫШЛЕНИЕ о Страшном Суде приводит ко спасению.

Памятование о Суде удерживает от грехов.

Так как на Суде необходимо дать ответ за ГРЕХИ, ПЛАЧЕМ умилостивлять Судию.

Кто не готовится к Суду Божьему, тот не ВЕРИТ.

Если веришь, что будет Суд, то необходимо готовиться к нему.

Если человек боится суда человеческого, то тем более Суда Божия должен трепетать.

Размышления о Суде Страшном укрепляют ВЕРУ и СТРАХ БОЖИЙ.

Вера подает утешение на милость Божию о Страшном Суде.

Суд Страшный. И благочестивых смущает страх Суда, но они в смирении надеются на милость Божию (8, с.1002–1024).

Церковь напоминает о Страшном Суде для того, чтобы грешники по грубости своей духовной природы в надежде на неизреченное милосердие – не пре­дались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным Судом Божиим (4, с.197).

Напоминание о Страшном Суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Мысль о Страшном Суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией.

Во время земной жизни под действием злого духа многое скрывается от наших глаз и даже изглаживается из памяти, покрываясь как бы пеленой. Но в книге жизни пишется все и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и не скрыто пред очами Всеведущего Судии. В страшный час Суда все оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим взором предстанет полная картина нашей жизни – внешней и внутрен­ней. Воскреснут в нашей памяти заблуждения детства, греховные порывы юности, предстанут нашему взору пороки зрелости и старости со всеми их плодами. Не скроются от нас и праздные слова и даже тайные мысли нашего сердца: студные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания – все обнаружится пред Всевидящим оком Божиим. Кроме того, мы дадим отчет не только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были сделать, но не сделали. Особенно будем мы наказаны за то, что не помогали нашим ближним в их горе и несчастье, не позаботились вовремя подсказать им и тем самым удержать их от греха. При жизни нам было даровано от Бога столько даров естественных и благодатных, но мы по своей беспечности не воспользовались ими, как должно, и остались бесплодными смоковницами. Все, что нам кажется теперь невинным и в чем мы не каялись, предстанет на Суде Христовом в наше обвинение.

Дадим мы ответ пред Богом и за грехи наших ближних, которых мы соблазнили. Нашему взору предстанут невинные души, соблазненные нашим плохим примером, советом или растленными нашими речами (3, с.124–125).

День Суда Божия положит конец всем беспорядкам. Праведный Судия не будет разбирать узы родства и дружбы. Он беспристрастно отделит добродетель от порока, пшеницу от плевел и поставит овец одесную Себя, а козлищ – ошую.

Добродетель восторжествует и оправдает творивших ее, удостоит их блажен­ной участи. После этого Праведный Судия произнесет Свой страшный приговор находящимся по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаж­дал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня, был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня» ( Мф.25, 41–43 ).

Это решение будет окончательное и бесповоротное, для праведников – чаемое и радостное, а для грешников – плачевное и горестное (Там же, с.126).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Апо­ка­лип­сис, рас­ска­зы­ва­ю­щий о Страш­ном Суде и пред­ше­ству­ю­щих ему вели­ких бед­ствиях, завер­шает радост­ный воз­глас: «Ей, гряди, Гос­поди Иисусе!» Глядя на ниж­ние части иконы Страш­ного Суда раз­де­лить радость этого ожи­да­ния непро­сто. Воз­можно, именно поэтому в цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной среде эсха­то­ло­ги­че­ская тема нередко вызы­вает опре­де­лен­ное напря­же­ние: люди выис­ки­вают при­знаки конца вре­мен даже там, где их нет, ищут чудес­ных средств «отсро­чить» испол­не­ние Откро­ве­ния, выпа­дают из соци­ума и даже зары­ва­ются под землю… О пра­виль­ном отно­ше­нии к гря­ду­щим судь­бам мира и Церкви наш кор­ре­спон­дент Елена Насле­ды­шева бесе­дует с про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Степановым.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов в 1980 году окон­чил физи­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета. Рабо­тал в Физико тех­ни­че­ском инсти­туте им. А.Ф. Иоффе, Ленин­град­ском инже­нерно-стро­и­тель­ном инсти­туте (ЛИСИ), заве­до­вал лабо­ра­то­рией теп­ло­фи­зики. Кан­ди­дат физико-мате­ма­ти­че­ских наук. Руко­по­ло­жен в сан свя­щен­ника в 1992 году. Насто­я­тель домо­вой церкви вели­ко­му­че­ницы Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ницы и храма свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Фео­дора, Давида и Кон­стан­тина Яро­слав­ских в Санкт-Петер­бурге. Пред­се­да­тель епар­хи­аль­ной комис­сии по бла­го­тво­ри­тель­но­сти СПб. Глав­ный редак­тор радио­стан­ции «Град Петров».

- Если мы обра­тимся к биб­лей­скому повест­во­ва­нию о конце вре­мен, то, во-пер­вых, уви­дим радость. Это не страшно, это радостно: «И уви­дел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ); «се творю все новое» ( Откр.21:5 ). Пред взо­ром чита­теля воз­ни­кает новый Иеру­са­лим, новый град, испол­нен­ный вся­кого богат­ства. Пере­чис­ля­ется мно­же­ство дра­го­цен­ных кам­ней, золото и про­чее (см. Откр.21 ). Это не веще­ствен­ные дра­го­цен­но­сти, а образ чего-то наи­бо­лее цен­ного, наи­бо­лее пре­крас­ного, что в созна­нии людей того вре­мени могло быть.

Книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова повест­вует, конечно, не про­сто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конеч­ной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее без­услов­ное тор­же­ство. Да, зна­чи­тель­ная часть посвя­щена борьбе мира сего про­тив Хри­ста, про­тив вер­ных, про­тив тех людей, кото­рые хотят жить не по зако­нам мира сего, а по зако­нам Божьим, по зако­нам, кото­рые Хри­стос оста­вил людям. Но по суще­ству, Апо­ка­лип­сис активно утвер­ждает, что эсха­то­ло­ги­че­ское, послед­нее, пре­дель­ное в смысле конца («эсха­тон» — это конец, обрыв, завер­ше­ние чего-то) изме­ре­ние уже при­сут­ствует в этом мире. То есть веч­ность уже вошла в мир. Одно­вре­менно с этим вхо­дит и суд. Суд, соб­ственно, начался с того момента, когда Гос­подь вопло­тился. С этого момента мы имеем образ Чело­века с боль­шой буквы. «Се, Чело­век!» — гово­рит Пилат. Мы имеем как бы уни­вер­саль­ную меру всех вещей, уни­вер­саль­ную меру добра и зла, кри­те­рий суда вообще, при­чем явлен­ный не тео­ре­ти­че­ски, не в виде фило­со­фии или какой-то тео­рии, а в виде живой лич­но­сти. И Сама эта Лич­ность гово­рит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ).

Суть хри­сти­ан­ского бла­го­ве­стия в том, что Цар­ство Божие, как гово­рит Гос­подь в Еван­ге­лии (см. Мф.4:17 ), при­бли­зи­лось, оно уже при­сут­ствует здесь. Конец уже при­сут­ствует в мире, и это при­сут­ствие есть Цер­ковь. И каж­дый из живу­щих сей­час может быть при­об­щен к этому окон­ча­тель­ному бытию мира, войдя в Цер­ковь, начав по-насто­я­щему глу­боко жить ее жиз­нью — не ужас­ной, а радостной!

— Кажется, однако, что даже веру­ю­щие люди в глу­бине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.

- А какой смысл его отсро­чить? Может быть, дать время кому-то еще оду­маться, придти к Богу. Но это время опре­де­ляет Сам Гос­подь. Тогда, когда пол­нота всего доб­рого и пози­тив­ного, что может про­изойти в мире, свер­шится, испол­нится, тогда, оче­видно, будет исчер­пан смысл бытия этого мира…

— Мно­гие, осо­бенно в цер­ков­ной среде, видят при­знаки послед­них вре­мен в про­ис­хо­дя­щих то там то здесь ката­клиз­мах и сти­хий­ных бед­ствиях. Что вы дума­ете об этом?

— ХХ век, как мы видим, был напол­нен ката­стро­фами, но они были и в древ­но­сти, они были все­гда — с момента гре­хо­па­де­ния, кото­рым орга­ни­че­ская связь Бога, чело­века и всего твар­ного мира была раз­ру­шена. Как гово­рит апо­стол Павел: «Посему, как одним чело­ве­ком грех вошел в мир, и гре­хом смерть, так и смерть пере­шла во всех чело­ве­ков, потому что в нем все согре­шили» ( Рим.5:12 ). Чело­век ответ­стве­нен за вхож­де­ние мерт­вой струи в ту жизнь, кото­рую сотво­рил Бог. Боль­шая часть рода чело­ве­че­ского ото­шла от Хри­ста, ото­шла от Церкви, живет по зако­нам мира сего, и, есте­ственно, такая жизнь при­во­дит к ката­стро­фам и ката­клиз­мам, кото­рые умно­жа­ются по мере умно­же­ния греха.

Наблю­дая за этими собы­ти­ями, мы можем гово­рить о том, что при­бли­жа­ется время конца света. Но в Еван­ге­лии Гос­подь гово­рит: «Не ваше дело знать вре­мена или сроки, кото­рые Отец поло­жил в Своей вла­сти» ( Деян.1:7 ). Еван­ге­лие мно­го­кратно воз­вра­ща­ется к теме того, что мы должны быть все­гда готовы «пред­стать пред Сына Человеческого».

Чем страшен Страшный Суд

Нов­го­род­ская икона XV века «Страш­ный суд». Слева вверху — Гор­ний Иеру­са­лим со свя­тыми, в цен­тре в круге — Гос­подь-Саваоф в окру­же­нии сера­фи­мов и Еноха, взя­того живым на небо и полу­чив­шего от Бога откро­ве­ние о пред­сто­я­щих перед кон­цом мира собы­тиях. Справа — Хри­стос с анге­лами, про­го­ня­ю­щими тре­зуб­цами тьму, и анге­лами, скло­нив­ши­мися перед кре­стом. В сле­ду­ю­щем ряду — ангелы и апо­столы, в цен­тре — Хри­стос-Спа­си­тель, рядом с ним Бого­ма­терь и Иоанн Пред­теча, на коле­нях стоят Адам и Ева. Они молят Хри­ста за чело­ве­че­ский род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия раз­но­цвет­ные кольца, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие мытар­ства, через кото­рые должны пройти греш­ники. Ниже — длань, дер­жа­щая весы, кото­рые бесы ста­ра­ются пере­тя­нуть в свою сто­рону. Справа — земля и море, «отда­ю­щие мерт­ве­цов», под ними — ад, где сатана дер­жит Иуду. Ангел тре­зуб­цем отправ­ляет в ад греш­ни­ков: епи­скопа, царя и монаха. Слева в кругу изоб­ра­же­ние рая с Бого­ро­ди­цей, анге­лами и бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, внизу врата рая, в кото­рые вхо­дят пра­вед­ники, левее них — схим­ники с кры­льями (схиму назы­вают «ангель­ским обра­зом»). Ад и рай раз­де­лены стол­бом, к нему при­ко­ван «мило­сти­вый блуд­ник» из визан­тий­ской притчи, кото­рый «ради мило­стыни избав­лен от веч­ных мук, а ради блуда лишен Цар­ства Небесного».

Неиз­вестно, уви­дят ли ныне живу­щие люди окон­ча­ние чело­ве­че­ской исто­рии. Но смерть каж­дого из нас, в конеч­ном счете, — не менее страш­ное, ката­стро­фи­че­ское собы­тие. Пусть это слу­чится в резуль­тате войны, сти­хий­ного бед­ствия, от какой-то болезни или есте­ствен­ным путем, но уми­рать-то при­дется каж­дому чело­веку, един­ствен­ным обра­зом и един­ствен­ный раз.

— Ино­гда можно услы­шать вопрос: за что Богу судить нас, если на все воля Божия?

— Бог сотво­рил чело­века сво­бод­ным. Он сотво­рил его таким, что Сам в эту сво­боду не может вме­шаться. И если чело­век изби­рает опре­де­лен­ный путь, при­ни­мает какое-то реше­ние — это его реше­ние, и Бог ува­жает его. Поэтому если чело­век при­ни­мает какое-то реше­ние, пус­кай даже очень непра­виль­ное с точки зре­ния Бога, Он, тем не менее, попус­кает чело­веку выпол­нить его, в част­но­сти, совер­шить грех. Иначе Тво­рец начал бы про­сто ломать то, что Сам создал.

Гос­подь на про­тя­же­нии жизни чело­века как-то вли­яет на чело­века. Если обра­титься к этой ана­ло­гии: роди­тель вос­пи­ты­вает ребенка, обу­чает его, пыта­ется как-то огра­дить от вли­я­ния недолж­ного и чего-то злого. Но чело­век, в конеч­ном счете, ста­но­вится взрос­лым и сам изби­рает добро или зло.

Когда перед нами стоит воз­мож­ность совер­ше­ния греха, мы очень часто чув­ствуем, что про­ис­хо­дят какие-то собы­тия, кото­рые как бы удер­жи­вают нас от совер­ше­ния этого шага. Как пра­вило, они носят не запре­ти­тель­ный харак­тер, а пре­ду­пре­ди­тель­ный. И чело­век может на минуту оста­но­вить свое уже нача­тое дви­же­ние и хотя бы дать себе отчет в том, что он делает. Дальше он может про­дол­жить дви­же­ние, направ­лен­ное ко греху, но может и удер­жаться. Гос­подь все­гда дает эту воз­мож­ность и несколько как бы удер­жи­вает чело­века. Бог ста­ра­ется нам помочь, но окон­ча­тель­ное слово все­гда оста­нется за нами. Поэтому при под­ве­де­нии итога жизни — ответ­ствен­ность будет на человеке.

Мы назы­ваем 25‑ю главу Еван­ге­лия от Мат­фея Еван­ге­лием о Страш­ном Суде, хотя слова «страш­ный» там нет. Что же в нем страш­ного? Если мы про­чи­таем весь текст, то уви­дим, что страшна оче­вид­ность нашего без­за­ко­ния, оче­вид­ность нашего рав­но­ду­шия. В этой главе Сам Гос­подь гово­рит о послед­нем суде, и Он гово­рит о том, что оправ­даны будут те, кото­рые помогли ближ­нему сво­ему: посе­тили боль­ного, заклю­чен­ного в тем­нице, накор­мили голод­ного, напо­или жаж­ду­щего, одели нагого; и будут осуж­дены те, кто этого не сде­лал. Ибо, гово­рит Гос­подь, «так, как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне».

Здесь, на этом послед­нем срезе нашего бытия, на грани пре­бы­ва­ния в веч­но­сти обна­жа­ется вся правда о нас самих. Поэтому послед­ний суд будет стра­шен именно тем, что эта правда, кото­рую, может быть, мы часто скры­ваем от окру­жа­ю­щих и больше всего — от самих себя, будет пред­став­лена пред нами во всей своей непри­гляд­но­сти. И мы уви­дим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стре­мимся, жерт­вуем ли чем-то ради чело­века, кото­рый нуж­да­ется рядом с нами, или мы живем только эго­и­сти­че­ским устрем­ле­нием. Вот это и будет страш­ный и послед­ний суд.

Такое назва­ние — от того, что в это вос­кре­се­нье на службе чита­ется отры­вок из Еван­ге­лия, в кото­ром Хри­стос опи­сы­вает буду­щие судьбы чело­ве­че­ства. Мы бесе­дуем с отцом Алек­сан­дром Лебе­де­вым о зна­че­нии Страш­ного суда для нас — тех, кото­рые рано или поздно на этот суд придут.

— Отец Алек­сандр, почему — «суд»? Почему такое гроз­ное слово?

— Когда мы опи­сы­ваем отно­ше­ния чело­века и Бога, мы неиз­бежно делаем это через срав­не­ния с тем или иным явле­нием в нашей зем­ной реаль­но­сти. Срав­не­ние с судом роди­лось, видимо, в уме чрез­вы­чайно совест­ли­вого чело­века. И правда, если по сове­сти, то кто мы перед Богом, как не пре­ступ­ники? Он дал нам запо­веди — закон, а мы его нару­шаем. Пре­ступ­ники и есть. А как вере­вочка ни вейся — все равно конец при­дет. И понятно, что нас, как пре­ступ­ни­ков, неиз­бежно ожи­дает суд.

— Почему — «страш­ный»?

— А вот это инте­ресно. У мно­гих свя­тых отцов встре­ча­ется мысль, что суд этот стра­шен потому, что «про­ку­ро­ром», тре­бу­ю­щим мак­си­маль­ного нака­за­ния на этом судеб­ном про­цессе, будет наша совесть. Не кто-нибудь дру­гой, а мы сами будем выно­сить себе при­го­вор перед лицом Божиим. Как дождь про­буж­дает скры­тую в земле живо­твор­ную силу, кото­рая неудер­жимо и необ­ра­тимо застав­ляет рас­те­ния стре­миться к жизни, так и при­сут­ствие Божие неудер­жимо про­буж­дает в чело­веке совесть, как бы глу­боко она ни была запря­тана. И каж­дый из нас уви­дит себя во всей своей непри­гляд­но­сти, более того, наш духов­ный порт­рет будет оче­ви­ден не только для нас самих, но и для всех окру­жа­ю­щих. Ника­кой воз­мож­но­сти оправ­даться совесть нам не даст — она возь­мет реванш за все измы­ва­тель­ства, кото­рые мы себе над ней поз­во­ляли. Дей­стви­тельно страшно. Это только с виду мы белые и пуши­стые, а каково наше нутро? Вспо­ми­на­ется фильм Тар­ков­ского «Стал­кер», там именно страх перед своей глу­бин­ной сущ­но­стью оста­но­вил героев, и они не вошли в ком­нату, кото­рая испол­няет завет­ное жела­ние каж­дого чело­века. Ведь испол­няет она не то, что чело­век декла­ри­рует, как мисс Мира: «Хочу, чтобы не было несчаст­ных детей», а то, что он дей­стви­тельно хочет: «Хочу, хочу, хочу всего и побольше».

— Надо ли бояться Страш­ного суда и в каком случае?

— Любой нор­маль­ный чело­век Страш­ного суда стра­шится. Есте­ственно, что цер­ков­ные люди стра­шатся его гораздо больше, чем око­ло­цер­ков­ные и «в душе веру­ю­щие». Но как же тогда жить с осо­зна­нием того, что при­го­вор тебе в буду­щем уже готов? Как не отча­яться, как не сойти с ума? Мы знаем, что судит Гос­подь не только поступки, но более того — и наме­ре­ния чело­ве­че­ские. Одно дело, когда чело­век гре­шит и думает, что так и надо, дру­гое дело, когда стре­мится не гре­шить, но не полу­ча­ется. Так вот, в жизни веру­ю­щего чело­века такое стрем­ле­ние есть: да, гре­шим, да, не свя­тые, но — пыта­емся не гре­шить, каемся в гре­хах, не миримся с ними. Ничто нечи­стое в рай не вой­дет: грязь чело­ве­че­ская оста­ется за его поро­гом, а если чело­век к этой грязи намертво при­рос-то он оста­нется там же, но если он созна­тельно и целе­на­прав­ленно пытался от этой грязи изба­виться — все­мо­гу­щий Гос­подь осу­ще­ствит его стрем­ле­ние: оста­вив грязь на пороге, сам чело­век вой­дет в рай. И пока оста­ется зазор между мной и моим гре­хом, пока я не сросся с ним окон­ча­тельно — есть для Бога воз­мож­ность отде­лить мою нечи­стоту от меня самого. Это дает надежду на поми­ло­ва­ние на Страш­ном суде. Это побуж­дает нико­гда не опус­кать руки, не оправ­ды­вать себя, не при­вы­кать ко греху, бороться с ним, даже если и в пер­спек­тиве победы не видно.

— Да не байка ли вообще все это — про Страш­ный суд: «одни идут в ад, дру­гие — в рай»? И все это только для того, чтобы дер­жать в страхе «овец», кото­рые, пани­че­ски боясь «ада», во всем слу­ша­ется «пас­ты­рей»?

— Конечно, мы можем исполь­зо­вать поня­тие Страш­ного суда для того, чтобы запу­ги­вать людей и исполь­зо­вать их в своих инте­ре­сах. Так, кстати, и посту­пают в боль­шин­стве сект. Но это про­тивно Пра­во­сла­вию, кото­рое гово­рит, что обра­ще­ние к Богу должно быть сво­бод­ным, что в деле про­по­веди недо­пу­стимо при­нуж­де­ние, даже пси­хо­ло­ги­че­ское, в том числе и запу­ги­ва­ние Страш­ным судом. И тут для нас при­мер — Сам Хри­стос. Если почи­тать Еван­ге­лие, то можно уви­деть, что Он неод­но­кратно воз­вра­ща­ется к теме ада и рая, веч­ных муче­ний и нико­гда при этом не сюсю­кает, не ста­ра­ется смяг­чить впе­чат­ле­ние; и в то же время нельзя ска­зать, что Он запу­ги­вает чело­века — нет такой экзаль­ти­ро­ван­ной эмо­ци­о­наль­но­сти в сло­вах Спа­си­теля. Видимо, Он про­сто опи­сы­вает все так, как оно будет: не больше и не меньше. Так и Цер­ковь не может раз­ма­хи­вать этим фак­том буду­щего, как дуби­ной, заго­няя всех в свою ограду, но и не может умал­чи­вать о Страш­ном суде ради сохра­не­ния лож­ного душев­ного комфорта.

— А может, на самом-то деле все будет хорошо, и если уж есть эта загроб­ная жизнь, то все пой­дут все равно в рай?

- То есть, полу­ча­ется, что Гос­подь Бог заго­то­вил такой вари­ант доб­ро­вольно-при­ну­ди­тель­ного сча­стья для всех? Хочешь не хочешь, а в рай поле­зай? Ничего не напо­ми­нает? В тече­ние всего XX века неод­но­кратно в гло­баль­ных и не очень мас­шта­бах бла­го­де­тели-сатрапы пыта­лись осчаст­ли­вить сна­чала своих под­дан­ных, а затем и все чело­ве­че­ство. Ком­му­ни­сты пыта­лись впих­нуть нас в ком­му­ни­сти­че­ский рай, наци­сты — в нацист­ский, и что из этого вышло? А все потому, что насильно чело­века осчаст­ли­вить невоз­можно. Так что кажу­ща­яся бла­гой мысль о спа­се­нии всех и каж­дого ста­вит Гос­пода Бога в один ряд с самыми чудо­вищ­ными лич­но­стями в исто­рии чело­ве­че­ства. При­дется от этой гипо­тезы отка­заться. Бог спа­сает нас не без нашего — актив­ного, добавлю — уча­стия. Если уж мы сотво­рены Богом как сво­бод­ные лич­но­сти, то за нами и только за нами выбор: сле­до­вать за Хри­стом, по мере сил испол­няя Его запо­веди, в Его цар­ство, или же, громко вещая о лич­ной «сво­боде», пора­бо­щать себя дья­волу. В послед­нем слу­чае послед­ствия будут самыми плачевными.


Не знаю как вы, а я очень боюсь Страшного Суда. Я и обычного-то боюсь, а уж Страшного и подавно.

Мы не так много знаем о том, как он будет проходить. Есть притча о Страшном суде в Евангелии от Матфея, есть ещё несколько указаний в Писании, что «верующий на Суд не приходит, а неверующий уже осужден», есть несколько глав в книге пророка Даниила и в Откровении, поражающих размахом событий, но не раскрывающих деталей судопроизводства. Это явно сделано намеренно — дабы люди не плодили казуистику, не пытались, как в египетской «Книге мёртвых», придумать хитрые ответы и двусмысленные оправдания, чтобы отношения с Богом не свалились ни в магию, ни в юриспруденцию.

И это меня пугает. Потому что все известные мне способы защититься от обвинений там не сработают. Судя по тому, что мы знаем, на Страшном Суде не помогут:

— попытки свалить вину на обстоятельства, за которые отвечает не сам человек, а Тот, Кто Судит. Такой прецедент в Писании уже описан. Именно так поступил Адам после грехопадения – стал рассказывать Богу, что это не он, это всё жена, которую дал Бог, а значит, Бог — Сам виноват в печальном результате. Чем это закончилось — известно. Вероятно, у остальных тоже не прокатит.

— попытка «потеряться в толпе», то бишь сослаться на общемировую или всесоюзную практику. Дескать, все так делают. Иногда мне кажется, что обсуждать такого рода отмазки пригласят кого-то из трёх праведников, имеющих опыт жизни в тотально враждебном окружении — Ноя, Лота и пророка Илию. Эти три суровых мужа очень хорошо знают, что такое «поступать не как все«. И объяснить сумеют.

— ссылки на особый исторический момент, который почему-то сделал несущественным исполнение заповеди. Но если ты ненавидел ближнего – значит, ты ненавидел ближнего. Даже если он, скотина такая, посмел оказаться от тебя на другой стороне баррикады, когда решались судьбы Родины. Синедрион именно благом Отечества оправдывал необходимость казни Спасителя.

— ссылки на исторические прецеденты. Дескать, отцы грешили и нам разрешили. Но история Анании и Сапфиры, которые были наказаны за свой грех, хотя и не были ни самыми большими, ни, тем более, последними, кто пытался запустить руку в церковную кассу, довольно убедительно показывает, что грех остаётся грехом, даже если Господь до поры милует.

— оправдания, что просто виноват кто-то другой. Помимо того, что этим уже занимался Адам, это еще и нарушение заповеди о неосуждении. Сказано же, что каким судом судитесь — таким и будете осуждены. Вешаешь свои грехи на других — хорошо, тоже будешь отвечать за чужие.

— ссылки на высокие результаты, которые были достигнуты в других областях. Как писал когда-то один журналист — коррупционеры построили ЛЭП первой категории надёжности, а их оппоненты не сделали и этого, и потому воровство вполне извинительно. Но об этом Писание также говорит более чем определенно — «что высоко у людей, мерзость перед Богом» и «что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит». Не поможет.

— ссылки на то, что ты действовал в рамках действующего законодательства, и все правильные бумаги были подписаны уполномоченными лицами в нужных местах. Иуда не нарушал никаких законов, Нерон и Диоклетиан действовали в пределах своих полномочий, и даже расстрелы новомучеников до запятой соответствовали инструкциям ОГПУ. Гражданские законы нужны, они обеспечивают порядок и хотя бы подобие справедливости. Но в Царство Небесное приводят не они.

— ссылки на запутанность и противоречивость принципов суда, их неясность и двусмысленность. Хотел, дескать, как лучше, да ума не хватило. Тоже не сработает. Потому что Господь сказал, что Он с нами во все дни до скончания века. А значит, на любую попытку сказать — «Я не знал, как поступить» последует резонный ответ «Я был рядом, что ж ты не спросил?». И не знаю как вы, а я по себе уже выучил, что «не знаю как поступить» на деле почти всегда означает «я не хочу поступать по заповеди».

— какие-то варианты оправдания тем, что принадлежал к правильной группе людей, которая знала правильные слова, как бы она ни называлась — Церковь, народ, нация, традиция или партия. Ведь и об этом сказано — что в день Суда некоторые начнут вспоминать, что они именем Его бесов изгоняли и пророчествовали, но ждет их суровая отповедь и вечный ад. Или совсем в лоб сказано, что Бог может из булыжников наделать Аврааму новых детей, если существующие окажутся недостойны.

И много еще можно придумать такого рода соображений, которые не помогут на Страшном Суде. Этим он и Страшный.

Но это Суд также и Милостивый. Самый милостивый. Собственно, там кроме Милости и не будет ничего.

Самым трудным будет на Суде принять Милость. Милость нельзя заслужить хорошим поведением. Она зависит не от помилованного, а от Милующего. Надо только прекратить доказывать, словами и делом, что ты «имеешь право». Чтобы быть оправданным, надо перестать искать себе оправданий. Надо не оправдаться, а покаяться.

Потому что все эти слова и причины — это попытки просто отбояриться, чтобы не унизили милосердием, чтобы не помиловали. Ведь помиловать можно только того, кто виновен. А если ты в Царство Небесное войти планируешь, как право имеющий — не будет никакой Милости, потому что ты её просто не хочешь. Не нужна тебе Милость — не будет Милости.

Свободен, иди во тьму внешнюю.

Расслабься, наконец, человек, хватит выдумывать, почему бы тебе ещё не погрешить немного. Это уже Страшный и Милостивый Суд. Вспомни притчу, и повторяй — «Отец, согрешил я пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим, но прими меня. Я согрешил и оправданий у меня нет, и нет надежды, кроме Любви Твоей».


Почему христиане стали бояться Страшного суда – ведь так было не всегда? Протоиерей Константин Камышанов сожалеет о том, что мы все чаще говорим о Суде и все реже о том, что должно наступить после него.

Тот день, когда состоится Страшный суд, будет первым днем торжества Рая. Ко дням творения мира добавится новый день. В течение его наш грешный мир полностью преобразится. И произойдет нечто странное: Ангелы совьют небо, как пергамент, и солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.


Протоиерей Константин Камышанов

И настанет Утро мира.

Оно начнется тогда, когда число жителей Рая достигнет некой необходимой и достаточной величины.

Для них – праведников – Страшный суд окажется не страшным судом, а станет самым лучшим днем их жизни, потому что первая радость – самая сильная. Душа избранных увидит Того, Кого любила, о Ком мечтала, Кого всегда хотела видеть – Христа.

И Христос будет рад видеть Своих друзей. Он введет их в новый мир золотыми вратами.

Для Бога этот день Суда тоже не будет страшным. Наконец-то закончится этот кошмар, который называется «наш мир». По слову пророка, лев и агнец возлягут рядом, зло упразднится и настанет вечное царство добра. Начало Суда станет окончанием этого ужасного дня грехопадения, длившегося целую вечность, с его войнами, убийствами, обманом и злостью.

Для грешников Страшный суд принесет некоторый испуг, но в дальнейшем Господь даст им по сердцу их быть вечно с такими же, как они.

Это как в тюрьме. Там собираются, хотя и против воли, некие джентльмены, у которых один и тот же взгляд на жизнь, которые объединены неким подобием братства и понятий. Им не надо работать, и день их протекает в философских беседах о смысле жизни. Там не надо напрягаться о еде, рубле и о том, чтобы напитать родню или близких. Все оплачено. Они там трезвы и жизнь их проходит по разумному режиму, исключающему злоупотребления и грех.

Конечно, это подобие условно и требует уточнения.

Во-первых, Христос сказал, что у раба худого отнимутся те таланты, которые он поленился умножить. То есть, человек будет упрощен в своей организации на порядок, и, подобно бесам, примет более простую организацию личности, подобную животным.

Это не означает того, что Бог отмстит им за грех. Святые отцы единодушны во мнении, что Господь абсолютно благ. Наоборот, такое упрощение до состояния скота польскаго, уменьшит степень страдания личности, которая окажется неспособна к тонким переживаниям. В результате деградации житель ада не сможет грешить сполна, как мог бы, оставаясь в полном разуме и всей силе души.

Во-вторых, почти все святые отцы уверены в том, что отправка грешника в ад – благо для него не только потому, что он сам выбрал место, в которое стремился. В аду ему будет комфортней, чем в Раю. Для человека воля важнее всего. В ней его свобода и индивидуальность. Сломав волю грешника, Бог сломает всего человека. Но Господу не нужна в Раю сломанная, обезображенная и противящаяся личность. Бог дает ей волю по ее сердцу – и это благо.

Таким необычным способом Господь попытается не только увеличить меру благодати Рая, но и снизить уровень страдания в аду.

В результате уровень зла уменьшится в целом по Вселенной.

Так что Страшный суд парадоксальным образом привнесет в мир больше света и уменьшит уровень зла, по сравнению с текущим положением дел. Страшный суд сделает мир менее страшным.

А если это так, то зачем же готовиться к катастрофе? И кто должен готовиться к катастрофе, и как надо готовиться к этому Страшному суду?

Очевидно, что Страшный суд будет страшным для граждан ада. Он будет таковым не только потому, что им грозит существование во зле, но и потому, что они должны пройти процесс деградации личности. А это в самом деле страшно.

Толкователи, предлагая церкви вспомнить о первом дне обновленного мира, как о Страшном суде, априори предполагают, что среди нас нет праведников, нет тех, кто любит Бога, а есть исключительно потенциальные жертвы ада. Почему-то в комментариях к этому событию проповедуется не радость долгожданной встречи со Христом, а, наоборот, нагнетается страх божественной мести.


Как же встретить этот день правильно?

Профессор Алексей Ильич Осипов заметил, что для того, чтобы началось освобождение, должно прежде наступить осознание своего рабства. Значит, мы должны воспринять психологию и образ мысли раба.

Святой Силуан Афонский дал такую формулу подготовки к Страшному суду: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Значит, мы должны искуситься в жизни в аду.

Да как же держать ум в аде и не устрашиться и не отчаяться простому человеку?

Как можно научиться быть гражданином Небесного Иерусалима, если все время упражнять свой ум в реальности Чертограда?

Я, например, захотел стать архитектором. И для этого принял решение стать им через отрицание других профессий: не быть врачом, не быть слесарем, не быть водолазом. И, можно подумать, через это отрицательное богословие я стану зодчим? Нет.

Через подобное отрицание невозможно созидание и формирование положительного и сущностного образа. Отрицание не может быть основой существования.

Пасхальные слова ангелов «Что ищете Живаго с мертвыми» обретают новую глубину. Во аде невозможно подготовить себя к Раю. В Раю нужен навык не отчаяния и страха, приобретенного в новом Содоме, а навык любви к Богу, людям и Земле.

Как можно всему этому научиться, сидя уже при жизни в аду? Как можно найти в грязи свет? Как можно в мусоре отыскать жемчуг?

Вспомним о нашумевшем заочном споре известного нашего богослова – профессора и святого, недавно прославленного в Греческой церкви. Речь идет о Порфирии Кавсокаливите.

Московский профессор, в канун самого прославления этого святого объявил о том, что Порфирий находится в прелести. Поводом к этому послужили слова святого о том, что не стоит бороться с бесами, так как они вечны, неуничтожимы, неутомимы, а мы временны. Уничтожить их не удастся, а борьба с ними бессмысленна в проекции Вечности.

Вместо того чтобы стать специалистами по борьбе с дьяволами, святой предложил стать знатоками жизни в Боге. Он заметил, что лучше погружаться в Бога, чем в ад. И тогда благодать сама будет врачевать и восполнять немощи и защищать от бесов самым надежным способом.

На самом деле, противоречия здесь нет. Святой, как и положено святому, смотрит дальше и выше. Порфирий Кавсокаливит говорит о стратегии, а профессор о тактике.

Святой говорит о том, что смысл жизни состоит в приближении Христу и стяжании подобия с Ним. Целью жизни никак не может быть борцовский навык на адских ристалищах. В Раю это бесполезное умение.

Что ищите Живаго с мертвыми?


А вот для того, чтобы достичь этого подобия, тактически необходимо преодолевать сопротивление духов злобы, которые не намерены упускать добычу.

Недоумение, как обычно, произошло от разного взгляда из разной точки наблюдения во времени и пространстве.

Что нам до этих богословских тонкостей?

Дело в том, что в них содержится прямое указание на стратегию нашей жизни в перспективе Вечности. Частным образом в этом богословии содержится верный подход к упражнению, дающему вид на жительство в Раю – посту.

Если не иметь в виду стратегию, а одну лишь тактику, то пост – это борьба. Человек, не видящий впереди Рая, выходит на пост как на беду и на войну. А окончание поста он празднует, как конец беды и закатывает победный пир. Он «отдыхает» от поста, от усталости быть светлым и добрым. Приметой такого поста бывают мучительный голод, хроническая усталость и утомление души.

Но люди тонкие подходят к пасхальным пиршествам не так. Пасхальные пиршества духовных людей, напротив, тихи. Радость об известии Воскресения Христа законна и справедлива, но вот окончание поста часто приносит грусть. Она проистекает от того, что время поста тонкий человек рассматривает как время своего приближения к Богу, а его финал – как окончание этого перигея и невольное удаление от Светила Бога. И часто вырываются слова сожаления: «Недопостился» или «только-только начал поститься и только узнал радость поста». Приметой такого поста является радость.

Эти посты усталости и радости не перепутаешь.

Человек, видящий Бога над маневрами поста, встречает пост не как народную беду, а как приблизившуюся радость, словами:

– С постом вас, братия и сестры! Постимся постом приятным.

Пред неделей о Страшном суде, прошла неделя о Блудном сыне. Они соединены в единую логическую цепь. В неделю о Блудном сыне человек искал свой настоящий дом – Рай, в эту неделю церковь ставит его на самом пороге Рая:

Здравствуй, ад? Нет. Здравствуй, утро мира!

В старину люди лучше понимали суть памяти этого дня. Доказательством тому служат старинные иконы Русского севера. На белых звонких фонах раскрыты яркие мажорные пятна красного цвета. Ад в этих иконах спрятан так, что сразу и не найдешь.

Со временем с Запада к нам пришла другая трактовка Страшного суда – настоящий голливудский трейлер фильма ужасов.

Находясь в Сикстинской капелле, можно поразиться невероятному художественному гению Микеланджело, и в тоже время, с не меньшей силой, можно удивиться его духовному дальтонизму.

Вместо Утра мира на знаменитой фреске мы видим не встречу мира и Христа, а учебные пособия по рисунку в залах мясокомбината. Как же так? Ведь тысячи богословов, апостолы и Сам Христос говорили, что мы не умрем, но все изменимся. Мы вновь вернемся в тонкие тела, навсегда оставив в земле временные «кожаные ризы». Как же это было упущено из вида таким талантливым человеком, совершенно не понятно.

Ладно, эта капелла. Этот пир мяса там уравновешивает эфирный Боттичелли. Но у нас эти триллеры Зверограда стали нормой на западных стенах храмов. С Запада пришла мода, на западной стене она и восторжествовала. На этих фресках торжествуют не праведники, а Чужой.


К сожалению, с течением времени, трансформировались не только фрески на западной стене, но и церковное сознание, травмированное духом бурсы. Время апостасии наложило свой отпечаток на все восприятие мира человеком. Вместо того чтобы готовиться к встрече с Небесным Отцом, сыновья Бога стали готовиться к встрече антихриста.

Увы. Сегодня нужно делать усилия, для того чтобы отвести наш завороженный взгляд от взгляда антихриста и перевести его на лик нашего милосердного Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа.

Здравствуй, ад! – это не для нас. Не для тех, кого призвал Господь к жизни. Не для тех, кто любит Его. Не для тех, кто несмотря на падения, падал головой в сторону Рая.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Плох тот христианин, который не стремится в Рай, а сидит душой в аду и не может отвести гипнотического взгляда от сатаны, как кролик от взгляда удава. Плох тот христианин, который забыл о том величии, которое ему даровал Бог, и о том месте, которое Он уготовал ему на небе.

Плохо то, что вместо того, чтобы с помощью Господа стремиться в свой родной дом, в Рай, и без того немощный человек еще больше обессиливает, сидя на реках Вавилонских, шарит глазами в аду и разбирает его смыслы.

Наше – Христос воскресе! «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста … О Пасха велия и священнейшая: Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися.

Наше – «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя, да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждается. Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь…»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: