Когда появилась государственная собственность

Обновлено: 22.04.2024

Сущность и назначение государственной и муниципальной собственности

Государственная и муниципальная собственность – это имущество, в качестве собственника которого выступают государство в лице федерации или регионов, или же муниципальные образования.

В понятие собственности вкладываются три права:

  • во-первых, владение, подразумевающее физическое обладание определенным имуществом;
  • во-вторых, пользование, подразумевающее возможность применения имущества, в том числе с целью получения дохода;
  • в-третьих, распоряжение, подразумевающее возможность продажи, обмена, дарения и иного распоряжения имуществом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве государственной собственности выступают:

  • во-первых, имущество, которое принадлежит Российской Федерации, то есть является федеральной государственной собственностью;
  • во-вторых, имущество, которое принадлежит субъектам России, то есть является собственностью регионов.

Муниципальной собственностью признается имущество, которое принадлежит сельским и городским поселениям, иным муниципальным образованиям.

От лица государства и муниципалитетов право собственности осуществляется соответствующими органами государственного и муниципального управления, которые наделены полномочиями управления этими видами собственности.

Истоки зарождения института государственной и муниципальной собственности

Институт собственности берет свои истоки в римском гражданском праве. В основе его формирования находится институт частной собственности, однако это позволяет определить и сущность публичной собственности того времени.

Институт собственности в римском праве подразумевал включение в его состав родового имущества и общественных земель, принадлежащих всему государству.

Готовые работы на аналогичную тему

Дальнейшим этапом развития института собственности стало формирование видов этой собственности, которые включали себя квиритскую собственность, отражающую принадлежность имущества только римским гражданам, перегриновую собственность, включающую имущества неримских граждан, провинциальную собственность и иные виды собственности.

Этот же период ознаменовался выделением двух основных видов собственности:

  • во-первых, публичной;
  • во-вторых, частной.

В римском праве государство выступало в качестве публично-правового образования в рамках публичных отношений и в качестве частного лица, то есть казны, в гражданских отношениях. Положения римского права относительно института собственности значительно повлияли на право европейских государств, которые активно заимствовали его, начиная со Средних веков.

Институт собственности в Средние века

Средние века ознаменовались появлением различных видов собственности, которые включали в себя верховую собственность, утверждающую право государства на владение имуществом всех своих подданных. Однако это не было полноценно правом собственности, а подразумевало лишь государственное верховенство.

В качестве верховного собственника выступал государь, однако на практике большинство земель находилось в собственности его вассалов.

В России в феодальный период имели место два типа государственного устройства, определяющие отношения публичной собственности: с одной стороны, князь сосредотачивал в своих руках реальную и номинальную власть и выступал как верховный распорядитель княжеских земель, которыми он наделял феодалов. В этом случае князь был главным государственным органом, имущество государства и князя не разделялось. С другой стороны, в Великом Новгороде помимо княжеской собственности существовала независимая городская община, которая обладала огромным земельным фондом и осуществляла распоряжение им.

Русское феодальное право было ориентировано на защиту феодальной собственности, в первую очередь собственности на землю.

Дальнейшее развитие европейского права привело к появлению вещных прав и осознанию права собственности в качестве единого понятия без связи с тем, кому принадлежит имущество.

Институт собственности в дореволюционной России

В этот период первый приобретатель имущества получал право владеть, пользоваться им и распоряжаться, включая передачу потомству.

При этом государство в праве рассматривалось в качестве юридического лица – казны – и наделялось правами частного собственника.

В этот период в соответствии с законодательством страны различались следующие виды собственности:

  • во-первых, собственность, принадлежащая дворянским обществам;
  • во-вторых, собственность, принадлежащая городским обществам и городам;
  • в-третьих, собственность, принадлежащая обществам сельских обывателей;
  • в-четвертых, собственность, принадлежащая земским учреждениям.

Институт государственной собственности в советском праве

Период существования советского государства характеризуется отказом от частной собственности и переходом к собственности государственной. В советское время была проведена национализация банков, промышленных предприятий, земель. Население было полностью отстранено от сделок на объекты недвижимости.

При этом нормативные акты провозглашали наличие государственной, кооперативной и частной собственности, в то время как на практике собственность государственная носила абсолютно доминирующий характер.

Институт государственной и муниципальной собственности в новой России

Современный этап развития российского права подразумевает наличие различных видов собственности, в том числе государственной и муниципальной.

В первом случае в качестве собственника выступает государство как федерация или регионы, во втором – муниципальные образования.

Попытки создания муниципальной собственности в России осуществлялись еще в период проводимой Иваном Грозным земской реформы, Екатерина II также предоставляла возможность городам владеть землями и зданиями. Однако эти попытки носили преимущественно неудачный характер.

В настоящее время понятие муниципальной собственности четко укрепилось в российском праве. Данный вид собственности предполагает принадлежность имущества различным видам муниципальных образований. Это право закреплено в российской Конституции с 1993 года.

Современная экономика базируется не только на частном, но и на обширном государственном секторе. Однако государственная собственность существовала не во все времена и эпохи, появившись в специфических условиях первых восточных цивилизаций.

Как возникла государственная собственность

  • Как возникла государственная собственность
  • Какие формы собственности существуют в России
  • Что такое форма собственности

Государственная собственность стала формироваться с появлением первых государств. Ее необходимость объяснялась тем, что в определенных условиях племенные группы и роды не могли организовывать достаточно эффективную хозяйственную деятельность. В пример можно привести шумерскую и египетскую цивилизации. Земледелие в Междуречье и в долине Нила требовало строительства оросительных каналов, что было возможно только под контролем государства.

Таким образом и начал появляться государственный сектор экономики. Это способствовало укреплению власти правителей, так как каналы для орошения нужно было не только строить, но и охранять, и ремонтировать. В свою очередь, подобная система земледелия помогала добиться достаточно высокой для тех времен урожайности. И прибавочный продукт от такого земледелия также доставался государству, что еще больше расширяло его сферу влияния.

Необходимо отметить, что государственная собственность в Древнем Мире и в Средние века отличалась от современного восприятия этого института. В условиях абсолютной власти монарха его личная собственность фактически равнялась государственной. Монарх мог распоряжаться ей достаточно свободно. В условиях сословной или конституционной монархии появляется более четкое разделение на государственную собственность и личные владения правителя. Частичный контроль над государственными расходами получают представители сословий или свободно выбранный парламент.

В условиях же демократического правительства с избираемым президентом происходит полное отделение госсобственности от личных сбережений и недвижимости главы государства. Руководителю страны выплачивается зарплата, а государственные доходы и имущество управляются министерством финансов и другими государственными институтами.

Государственная собственность – в первую очередь юридическое понятие, подразумевающее некие объекты, ресурсы или же имущество, принадлежащее непосредственно государству.

Содержание статьи

Что такое государственная собственность

  • Что такое государственная собственность
  • Что такое муниципальная собственность
  • Какие формы собственности существуют в России

Что такое собственность?

Чтобы уяснить, что такое государственная собственность, необходимо определиться с понятием собственности вообще. С точки зрения экономической науки под собственностью главным образом понимается право распоряжения, владения и пользования некоторым объектом.

Как юридическая категория собственность рассматривается в плане субъекта права и делится, в свою очередь, на государственную, муниципальную и частную.

Основой собственности в РФ является право и возможность владения, распоряжения и пользования вещью или объектом, на который распространяется право собственности.

Государственная собственность

Государственная собственность выполняет вполне определенные функции, выступая в качестве гаранта экономической стабильности, одновременно решая некоторые социальные функции.

Государство, выступая в качестве собственника, распространяет свои права на присвоение, пользование и распоряжение различными объектами, в то же время собственно государство является юридически таким же субъектом права, как и рядовой частный собственник и его действия в отношении принадлежащей ему собственности, рассматриваются общепринятым экономическим и юридическим нормам.

С другой стороны, само по себе государство отличается от обычного собственника своим правом на принятие законодательных и нормативных актов, в том числе и касающихся государственной и иной собственности.

Существует также еще немаловажное отличие. Правом на поступления собственности в государственную юрисдикцию могут являться такие невозможные для частного лица методы как налоги, сборы, пошлины, а кроме этого реквизиции, конфискации или национализация.

Единственным способом прекращения права действия государственной собственности остается приватизация.

Немного истории

Изначально человеческое общество до определенного этапа своего развития не знало собственности. Только с эпохи зарождения классового общества можно говорить о появлении права собственности на определённые предметы или же объекты. То есть именно социально расслоение общества положило начало зарождению частной собственности и одновременно с этим и общественной впоследствии ставшей основой государственной.

Первоначальная общественная собственность, по мере государственного строительства стала отчасти принадлежать государству, а частично осталась в виде общественной либо общинной собственности.

В современном обществе государственная собственность - неизбежность. Она способствует решению общих народнохозяйственных задач, которые не может или может медленно или непоследовательно решать частное предпринимательство.

Рассматривая вопрос о государственной собственности, необходимо отметить два достаточно распространенных утверждения. Первое - о якобы присущей государственной собственности низкой эффективности. Второе - наоборот об абсолютном превосходстве и неисчерпаемых преимуществах государственной собственности в рамках современной смешанной, многоукладной экономики.

Следует различать два ее типа. Есть государственная собственность в коммерческом секторе, имеющая форму, например, акционерных обществ со стопроцентным участием в их капитале государства или с контрольным пакетом акций принадлежащих государству, которая функционирует не хуже, чем частная или групповая.

Другое дело - некоммерческий сектор государственной собственности: различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы, коммуникации, аэропорты, авиационные компании, государственная собственность в сфере образования, национальной культуры - памятники, заповедники, национальные музеи, библиотеки и т.д. В этом секторе с точки зрения рентабельности эффективность ниже, чем в частном. Подобные объекты не приносят прибыль, во всяком случае высокую, длительны сроки их окупаемости. Поэтому частным предпринимателям невыгодно вкладывать в них средства и их отдают государству. Но такая собственность неэффективна не потому, что она государственная, а, наоборот, она государственная, потому что неэффективна и передана государству для выполнения неких общих важных функций. Что же касается ее эффективности в коммерческом плане, то она раскрывается опосредованно - через предоставление бесплатных услуг в сфере образования, повышение квалификации кадров, низкие тарифы на транспортные перевозки и электроэнергию, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций.

При переходе к рыночной экономике происходит определенная эволюция государственной собственности.

В России государственная собственность в производственной сфере используется преимущественно как капитал государственных предприятий различных типов. Можно выделить следующие основные типы ее производительного использования.

1. Учреждение государственного казенного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации или субъекта РФ и передается предприятию в оперативное управление.

2. Создание государственного или муниципального унитарного предприятия, имущество которого является собственностью Российской Федерации, субъекта РФ или местного административного территориального образования (муниципалитета) и передается: предприятию в полное хозяйственное ведение; физическому или юридическому лицу в доверительную собственность (траст); частному предпринимателю - физическому или юридическому лицу, трудовому коллективу, группе физических лиц и др. - в аренду.

3. Учреждение акционерного общества, 100% уставного капитала которого составляет собственность РФ, субъекта РФ или является муниципальной собственностью и права собственности на которую отчуждается акционерному обществу - юридическому лицу.

4. Долевое участие в создании акционерного общества и внесение доли в его уставной капитал из собственности РФ, субъекта РФ и муниципальной собственности и отчуждение права собственности на эту долю акционерному обществу - юридическому лицу.

Важным направлением эволюции государственной собственности является ее разграничение на федеральную, республиканскую и муниципальную, что приведет к изменению отношений присвоения на этих уровнях.


В настоящее время продолжается динамичное развитие муниципальной собственности. Этот институт достаточно молод по сравнению с другими институтами правовой системы Российской Федерации. Внимание к проблемам самоуправления возросло во второй половине 80-х годов ХХ века, когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что «местное самоуправление — это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти» [11].

Таким образом, муниципальные образования и созданные ими органы местного самоуправления являются полноправными участниками не только публично-правовых отношений по осуществлению местного самоуправления, но и гражданско-правовых, в первую очередь, по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Данные субъекты гражданского права приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и исполняют обязанности через свои органы — органы местного самоуправления.

Образование муниципальной собственности как самостоятельного правового института началось с перехода государственной и колхозно-кооперативной собственности в муниципальную собственность. Зарождение муниципальной собственности началось в 90-х годах XX века. До этого процесса существовал единый фонд государственного имущества, собственником которого выступал Советский Союз. Таким образом, муниципальная собственность появилась путем выделения из государственной.

Следующей ступенью на пути формирования и развития института муниципальной собственности стало принятие Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [2]. Было введено понятие «коммунальная собственность», которая составляет основу местного хозяйства, распоряжение и управление коммунальной собственностью осуществляется от имени населения административно-территориальных единиц. К коммунальной собственности закон отнес имущество, передаваемое безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом народных депутатов за счет принадлежащих ему средств.

Местные Советы народных депутатов вправе были вносить предложения о передаче или продаже в коммунальную собственность соответствующих административно-территориальных единиц предприятий (объединений), организаций, учреждений, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к другим формам государственной собственности. При этом критерием выступало их особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования местного хозяйства. Порядок передачи, купли, продажи, а также перечень государственного имущества, безвозмездно передаваемого в состав собственности административно-территориальных единиц различного уровня, порядок рассмотрения возникающих при этом споров определялись соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

В 1991 году был принят Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации», закрепивший определение муниципальной собственности. В законе были описаны полномочия в области управления муниципальной собственностью. Так, районная администрация, а также поселковая и сельская администрации имели право управлять муниципальной собственностью района, решать вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, также могла вносить предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности. Законом определялось, что в состав муниципальной собственности входят: жилищный фонд, объекты коммунального и дорожного хозяйства, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоёмы, ценные бумаги.

В то же время применение на практике положения данного закона оказалось достаточно сложным в связи с отсутствием в нем ряда важных норм. В частности, отсутствовал конкретный механизм формирования муниципальной собственности, преобразования объектов государственной собственности в муниципальную, не содержались критерии необходимости и целесообразности передачи объектов, местным органам власти. Имущество, находящееся в государственной собственности, на момент вступления данного закона в силу не становилось автоматически собственностью муниципальных образований. [12]

Конец 1991 года ознаменовался появлением важнейшего документа для развития муниципальной собственности в Российской Федерации – Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [4]. Данный документ разграничил три вида государственной собственности: объекты, находящиеся исключительно к федеральной собственности, объекты, относящиеся федеральной собственности, которые могут предаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и объекты, относящиеся к муниципальной собственности. В муниципальную собственность, в свою очередь, передаются объекты, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов.

Таким образом, данный документ имел огромное значение в формировании муниципальной собственности, послужил основой для дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере. Но, насколько он был прогрессивен, настолько и противоречив. Особенным его недостатком являлось отсутствие норм по процедуре разграничения государственной собственности.

Дальнейшим шагом в развитии муниципальной собственности стало принятие ряда нормативных актов (Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности; Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения; О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации), которые предоставляли органам местного самоуправления право самостоятельно утверждать перечень объектов имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Принятый в дальнейшем закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», казалось бы, не имел каких-либо нововведений, но стал очередной вехой в развитии муниципальной собственности, так как придал импульс появлению целого массива нормативных актов для развития института муниципальной собственности.

Заключительный этап формирования муниципальной собственности принято связывать с принятием законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации». Данные нормативные акты ввели общую процедуру передачи имущества, сделав её более точной, но усложненной вследствие введения перечня документов необходимых для принятия решения о передачи имущества в муниципальную собственность.

Насколько заключительным стал этот этап — вопрос остается открытым. Исследованию права собственника муниципального имущества, как наиболее важного из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием в качестве субъекта гражданских правоотношений, в науке гражданского права посвящено значительное количество работ, однако несовершенство действующего законодательства и противоречивость судебно-арбитражной практики относительно оборота объектов муниципальной собственностисвидетельствуют о необходимости их серьезного анализа в дальнейшем. По-прежнему представляется важным также вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной собственности.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Закон СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // «Свод законов СССР», т. 1, с. 267, 1990 г.
  3. Закон РФ от 06.07.1991 № 1550–1 (ред. от 03.12.2008) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.07.1991, № 29, ст. 1010.
  4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020–1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 16.01.1992, № 3, ст. 89.
  5. Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 26.03.1992, № 13, ст. 697.
  6. Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.02.1993 № 217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения».
  7. Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.12.1993, № 52, ст. 5071.
  8. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 28.08.1995, № 35, ст. 3506.
  9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  10. Федеральный закон от 22.08.2004, № 122-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
  11. Грязнов Д. Г., Зайцева Е. Н. История развития института муниципальной собственности // Сборник научных трудов юридического факультета. Выпуск 4. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. С. 271.
  12. Барсукова В. А. История развития формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями // Вестник Омского университета, № 3, 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная собственность, коммунальная собственность, местное хозяйство, федеральная собственность, автономная область, государственная собственность республик, государственное имущество.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: