Правовое государство это светское государство

Обновлено: 28.04.2024

Светский характер - это один из принципов построения правового государства. Принцип светского характера государства означает следующее:

- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия и идеология не устанавливается в качестве обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства, не выполняют функций органов государственной власти; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;

- государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не осуществляет вмешательства во внутренние дела религиозных объединений;

- в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные суды; нормы религиозных законов не являются источниками права в государстве;

- деятельность органов государственной власти не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

- государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности традиционных религиозных организаций, создает условия для осуществления благотворительной деятельности иных религиозных объединений, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях.

Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Религиозные объединения являются институтами гражданского общества.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

25 августа 2010, 13:43

Согласно ст.14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство.

Светский характер - это один из принципов построения правового государства. Принцип светского характера государства означает следующее:

- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия и идеология не устанавливается в качестве обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства, не выполняют функций органов государственной власти; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;

- государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не осуществляет вмешательства во внутренние дела религиозных объединений;

- в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные суды; нормы религиозных законов не являются источниками права в государстве;

- деятельность органов государственной власти не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

- государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности традиционных религиозных организаций, создает условия для осуществления благотворительной деятельности иных религиозных объединений, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях.

Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Религиозные объединения являются институтами гражданского общества.

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

    Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

    • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
    • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
    • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
    • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

    Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

    Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

    При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

    В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

    Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

    Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

    Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

    Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

    Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

    Россия как светское государство

    Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.

    Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной). Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.

    Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.

    Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).

    То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.

    Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:

    • вмешиваться в определение гражданами собственного отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание родителями ребенка (лицами, которые их заменяют) в зависимости от своих убеждений и учитывая детские права на свободу совести и вероисповедания;
    • возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, других органов и учреждений страны, включая органы местного самоуправления;
    • вмешиваться в работу ни одного из религиозных объединений, если эта работа не вступает в противоречие с федеральным законодательством;
    • отказываться от обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных организациях образования.

    Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.

    При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).

    Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

    Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

    В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

    С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

    Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

    1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
    2. Верховенством правового закона.
    3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

    Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

    Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

    В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

    Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

    Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

    Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

    Образование идеи правового государства

    Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

    Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

    Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

    Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

    На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

    Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

    Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

    Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

    В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

    Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

    Признаки, а также определение правового государства

    В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

    1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
    2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
    3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
    4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
    5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
    6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
    7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
    8. Прямое действие актуальной конституции.
    9. Возвышение суда.

    Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

    Правовое государство в России в наше время

    В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

    В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

    Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

    Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

    Глобус

    Существует много теорий о том, как зародилась цивилизация. Весьма интригующе выглядит гипотеза, согласно которой первые города строились вокруг религиозных сооружений. Это способствовало объединению людей, изначально склонных к вере в сверхъестественные силы. В итоге цивилизацию создали именно они, а все мы – их потомки. Эта теория интересна тем, что хорошо объясняет, почему большинство людей сегодня склонно верить в сверхъестественные явления.

    Этим же может объясняться и то, почему на протяжении многих тысячелетий религия была основным государствообразующим фактором. Впрочем, сегодня она отошла на второй план. В большинстве современных государств религиозные деятели больше не имеют отношения к власти, а люди сами могут решать, во что им верить. Сегодня по типу взаимоотношения с религией политологи выделяют 3 вида государств:

    • Теократическое. Как правило, главой такого государства является глава религиозной конфессии, а государственная власть неотделима от церкви.
    • Клерикальное.В стране действует государственная религия, которой предоставляются определённые привилегии. Церковь не имеет непосредственного отношения к власти, и всё же является влиятельной политической силой.
    • Светское.В таком государстве церковь полностью отделена от государства. Религиозные деятели не имеют непосредственного влияния на государственную власть. Граждане свободны в выборе веры.

    Сегодня мы поговорим о светских государствах, рассмотрим их основные признаки и виды, разберём несколько примеров, а также остановимся на том, какие исторические процессы привели к формированию государств, свободных от обязательной религии.

    Что такое светское государство?

    Светское государство – это такое государство, в котором религия никак не связана с властью и не имеет влияния на остальные социальные институты, а граждане свободны в выборе вероисповедания. Религиозные догмы и каноны не могут служить источником права, а государство нейтрально относится ко всем религиям, не делая предпочтений и исключений.

    Светский характер государства подразумевает, что религия не имеет формального влияния ни на одну из ветвей власти, а государство в свою очередь никак не ограничивает работу религиозных организаций.

    Светским государствам противопоставляются теократические и клерикальные. В современном мире существует только одно теократическое государство, в котором верховная власть полностью принадлежит церкви – Ватикан. Кроме того, есть много клерикальных государств, в которых церковь имеет сильное влияние на власть. При этом в них обычно установлена государственная религия, к которой детей приобщают ещё в школьном возрасте.

    Признаки светского государства

    Одним из главных признаков является законодательное закрепление того факта, что церковь и государство полностью разделены, а каждый гражданин имеет полную свободу вероисповедания, и религиозные или атеистические взгляды никак не влияют на его права и свободы. Как правило, такая норма фиксируется в конституциях светских государств. Также формально запрещено религиозное воспитание в школах, хотя на практике эта норма может нарушаться.

    В качестве основных можно назвать следующие признаки светского государства:

    • Отсутствие государственной религии. Граждане могут придерживаться любых религиозных взглядов, но ни одна религия при этом не может получать статус государственной, обязательной предпочтительной или желательной.
    • Религиозные организации отделены от государства. Они не могут влиять на принятие решений и вмешиваться в работу социальных или политических институтов. При этом государство не ограничивает и никак не регулирует работу религиозных организаций, если те не нарушают законодательство.
    • Все религиозные организации обладают равными правами. Ни одна из них не может претендовать на какие-то преференции, льготы или финансовую поддержку со стороны государственной власти.
    • Школьное образование носит светский характер. В школе не должно быть занятий, направленных на формирование у детей определённых религиозных предпочтений. Также не должно проводиться религиозных церемоний и обрядов.
    • Религиозные нормы не могут служить источниками права. Правовые нормы не должны разрабатываться на основе правил из священных писаний.

    Виды и примеры светских государств

    Существует два основных критерия, по которым определяется степень взаимного влияния государства и религии:

    • Наличие между ними партнёрских отношений.
    • Влияние религии на власть и правовую систему.

    На основании этих двух критериев выделяют 4 основных типа светских государств. Рассмотрим каждый из них подробно.

    1. Эквипотенциальный тип

    Светские государства такого типа максимально отстраняются от церкви и вообще любых религиозных организаций, предоставляя гражданам полную свободу выбора религиозных или атеистических предпочтений.

    Слово «эквипотенциальный» образовано от латинских слов aequus (равный) и potentia (сила, способность, возможность).

    Признаки светского государства эквипотенциального типа:

    • законодательно закреплено равенство религиозных предпочтений;
    • в государственной символике запрещено использовать религиозные символы;
    • в судебной системе не могут действовать духовные суды.

    Среди современных государств к данному типу относятся КНР, Южная Корея и Япония. Также условно можно включить в эту категорию США, однако в законодательстве некоторых штатов присутствуют нюансы, противоречащие эквипотенциальной модели.

    2. Преференциальный тип

    В светских государствах такого типа власть и религия не связаны, и всё же одна религия является предпочтительной. Как правило, это предпочтение обусловлено историческими традициями. Иногда предпочтительными являются две или более религий (например, в Германии это католицизм и лютеранство). Такие религии получают определённые льготы, государство при этом не взаимодействует с ними, не прислушивается к ним и не навязывает их обществу.

    Слово «преференциальный» образовано от латинского слова preferential (льготный, предпочтительный).

    В государствах данного типа предпочтительная религия может закрепляться в Конституции (но это не обязательно). К примеру, в светской Дании государство поддерживает Евангелическо-лютеранскую церковь, и это закреплено в основном законе страны.

    3. Контаминационный тип

    Несмотря на то, что государства этого типа тоже считаются светскими, у них наблюдается заметная взаимосвязь с религиями. Правовая система может частично основываться на религиозном праве. При этом обычно присутствует одна доминирующая религия, являющаяся государственной, но в конституции заявлено, что государство светское.

    Слово «контаминационный» образовано от латинского contaminatio (смешение, загрязнение).

    Данная модель действует во многих современных государствах, называющих себя светскими, но по факту поддерживающими определённую религию. В этот список входят Индия и Непал (индуизм), Шри-Ланка, Лаос и Таиланд (буддизм), а также большинство стран, в которых основной религией является ислам.

    4. Идентификационный тип

    Для государств данного типа характерна расширенная поддержка одной или нескольких религий. Несмотря на то, что церковь не оказывает прямого влияния на власть, её отношения с государством можно охарактеризовать как партнёрские. Обычно государство не навязывает гражданам конкретную религию, позволяя им определиться самостоятельно.

    Слово «идентификационный» образовано от латинского identifico (отождествлять, определять).

    Данная модель хорошо подходит для больших стран, в отдельных регионах которых проживают сторонники разных религий. В каждом таком регионе государство так или иначе поддерживает ту религиозную конфессию, к которой принадлежит большая часть местного населения. К светским государствам идентификационного типа относятся Россия, Франция и Украина.

    История и причины формирования светского государства

    Изначально государственная власть была тесно связана с религией, но это приводило ко многим проблемам. Границы раньше постоянно менялись, вследствие чего в одной стране часто оказывались представители разных конфессий. Это приводило к серьёзной дестабилизации отношений в обществе. Да и сами религии нередко становились причиной межгосударственных и гражданских войн.

    Таким образом, религия из стабилизирующего фактора превратилась в дестабилизирующий. Изначально она способствовала объединению людей в одну общность, но по мере нарастания противоречий, наоборот, стала приводить к конфликтам и раздорам внутри стран. Основная причина этого заключается в том, что каждая религия позиционирует себя как единственную истинную веру и отрицает остальные.

    Большинству религий свойственен религиозный фанатизм и нетерпимость к представителям других конфессий и атеистам. Это приводит к конфликтам внутри общества, которые разгораются очень быстро и могут становится причиной серьёзных потрясений.

    К 17 веку стало очевидно, что государство должно освободиться от религиозного контроля. Началась так называемая секуляризация – процесс целенаправленного снижения влияния религии на различные сферы жизни общества. Данный процесс происходил независимо во многих странах мира. Именно благодаря секуляризации возникли современные светские государства, свободные от влияния религий.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: