Что такое судебная комиссия

Обновлено: 24.04.2024

Принцип состязательности является важнейшим конституционным принципом российского судопроизводства. Этот принцип закрепляет ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

Одним из важнейших элементов состязательности является правовое обеспечение экспертной деятельности. Чтобы принцип соблюдался, экспертная деятельность должна быть прерогативой не только государственных, но и негосударственных учреждений и экспертов.

Государственная и негосударственная судебная экспертиза в России: как реализуется? Почему нужна негосударственная экспертиза?

Что такое судебная экспертиза и кто такой судебный эксперт

Судебная экспертиза – процессуальное действие. Она нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.

Судебный эксперт – это человек, обладающий специальными знаниями. Это единственное требование, которое к эксперту предъявляет российское законодательство (см. ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ и ст. 55 АПК РФ).

Подтвердить то, что этими знаниями он обладает, эксперт должен до начала исследования, а также в заключении. Согласно процессуальным кодексам (см.ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ), экспертная организация или сам эксперт должны предоставить сведения:

  • об образовании, специальности, ученом звании эксперта,
  • о стаже работы эксперта.

Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержит ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001).

На основании этих требований суды (следователи и дознаватели) делают вывод о компетентности эксперта.

Кто может проводить экспертизу

Экспертизу могут проводить в государственном либо негосударственном судебно-экспертном учреждении. К экспертизе могут привлекать лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющимися работниками экспертного учреждения (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23).

Стороны судебного разбирательства вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении (см. п. 3 ст. 82 АПК РФ).

Государственная экспертиза: что это

Так называется исследование, которое проводят в одном из государственных судебно-экспертных учреждений.

В большинстве (по некоторым оценкам до 70% экспертиз) случаев суды поручают исследования государственным судебно-экспертным учреждениям.

Государственные эксперты в основном проводят: судебно-медицинские, медико-социальные, судебно-психиатрические, психолого-психиатрические, молекулярно- генетические, пожарно-технические экспертизы.

В России существует разветвленная система государственных судебно-экспертных учреждений:

  • экспертно-криминалистические подразделения МВД России – самая многочисленная экспертная служба страны;
  • судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции;
  • судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Министерства здравоохранения и социального обеспечения;
  • судебно-медицинские лаборатории Министерства обороны;
  • судебно-экспертные подразделения Федеральной службы безопасности;
  • судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы;
  • государственные пожарно-технические лаборатории Министерства по чрезвычайным обстоятельствам.

Независимая экспертиза: что это

Это исследования, которые проводят негосударственные экспертные организации и эксперты.

Возможность производства экспертизы вне стен государственных учреждений закреплена в российском законодательстве.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Смотрим статью 41: «…в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего федерального закона».

Кодексы.

Возможность проведения экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе в независимых, то есть негосударственных экспертных учреждениях прописана и в важнейших кодексах:

  • ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса: «судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями»,
  • ст. 79 Гражданского процессуального кодекса,
  • ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса,
  • ст. 77 Кодекса административного судопроизводства.

Для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка: их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (см. п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

Количество экспертиз, проводимых в негосударственных экспертных учреждениях, постоянно растет.

При этом отношение к экспертизам и исследованиям, проводимым в негосударственных учреждениях, по-прежнему является несколько предвзятым.

Согласно статистике деятельности судов общей юрисдикции за 2013 – 2018 годы, ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям.

Почему нужна независимая экспертиза

Независимая судебная экспертиза нужна для сохранения и реализации принципа состязательности в российских судах.

Разберём примеры, когда одной из сторон разбирательства независимая экспертиза нужна обязательно.

1. Когда в нарушение принципа состязательности сторону защиты лишают возможности контролировать полноту, подлинность и допустимость направляемых на экспертизу вещественных доказательств.

Следователи, исходя из тактических соображений, могут умышленно скрывать информацию о результатах осмотра места происшествия, изъятых вещественных доказательствах и результатах экспертиз. На практике информацию об этом сторона защиты получает из материалов, направляемых в суд при решении вопроса об избрании меры пресечения, назначении экспертиз либо при ознакомлении с материалами уголовного дела при выполнении требований ст. 217 УПК РФ.

2. Когда принцип состязательности нарушается непосредственно в процессе назначения и производства судебных экспертиз.

На практике чаще всего встречаются такие нарушения:

  • назначение в качестве эксперта лица, заинтересованного в исходе дела,
  • отказ в назначении экспертизы, даже при обязательности её проведения,
  • воздействие и непроцессуальные взаимоотношения между экспертом и стороной обвинения.

В методических рекомендациях часто встречается мнение о том, что у следователя с экспертом при назначении экспертиз «должны сложиться творческие и доброжелательные взаимоотношения, что будет способствовать устранению имеющихся недочетов и значительному улучшению работы по борьбе с преступностью». При этом рекомендуется поручать производство экспертизы специалисту, участвовавшему в осмотре места происшествия.

Фактически специалист, а затем и эксперт, активно взаимодействуют со следователем при сборе вещественных доказательств, образцов для сравнительного исследования, назначении и даже в процессе производства экспертизы. На практике это взаимодействие часто встречается, когда эксперт и следователь являются сотрудниками одного территориального подразделения.

Специалисты попадают в состав оперативно-следственных групп по раскрытию и расследованию конкретного преступления, и руководитель группы дает им поручения. Этот же человек позже выполняет экспертизу по этому уголовному делу.

В результате у эксперта появляется возможность получить непроцессуальную информацию по делу. Кроме того, постоянное общение со следователем и оперативными работниками вызывает вопросы к непредвзятости его деятельности.

При этом, привлечь эксперта к ответственности за ошибочное (вероятно, заведомо ложное) заключение крайне сложно. Заведомо ложное заключение эксперта выражается в заведомо ложных ответах на поставленные вопросы по обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Уголовная ответственность в ст. 307 УК РФ предусматривается за дачу экспертом заведомо ложного заключения лишь в том случае, если имеется наличие заведомой ложности, то есть эксперт должен быть убежден в ложности сообщаемых им сведений.

3. Когда следователи не знакомят обвиняемых и защитников с назначенными и даже уже проведенными экспертизами или безосновательно отказывают в назначении экспертиз, особенно повторных.

Представители профсообщества считают важным конкретизировать положение ч. 3 ст. 195 УПК РФ. Там должно быть четко указано: следователь знакомит до направления материалов для производства судебной экспертизы с постановлением о ее назначении подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 УПК РФ. В ином случае участники процесса лишаются права на защиту, грубо нарушается конституционный принцип состязательности и равноправия сторон.

К чему это приводит? К существенному снижению уровня доверия к институту судебной экспертизы в юридическом сообществе.

Поэтому представители профсообщества ратуют за повышение независимости экспертных учреждений и создание независимой от органов, осуществляющих предварительное расследование и дознание, систему, состоящую из государственной федеральной экспертной службы (возможно, под эгидой Министерства юстиции) и негосударственных экспертных учреждений.

Но в первую очередь они ждут принятия федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который должен помочь закрепить реальную конкуренцию между государственными и независимыми экспертным учреждениями.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 7 июня 2012 г. N 123 “Об утверждении Положения о жилищной комиссии”


Обзор документа

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 7 июня 2012 г. N 123 “Об утверждении Положения о жилищной комиссии”

В целях совершенствования работы жилищных комиссий верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации приказываю:

Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в деятельности жилищных комиссий руководствоваться утвержденным Положением.

Признать утратившим силу приказ Судебного департамента от 26 февраля 2002 г. № 23 «Об утверждении Положения о деятельности жилищной комиссии по вопросам улучшения жилищных условий и предоставления жилья судьям, работникам аппаратов судов общей юрисдикции и работникам органов Судебного департамента».

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор А.В. Гусев

Президиума Совета РФ

от 21 мая 2012 г. № 300

Положение
о жилищной комиссии
(утв. приказом Судебного департамента судей при Верховном Суде РФ от 7 июня 2012 г. № 123)

1. Общие положения

1.1. Жилищная комиссия (далее - Комиссия) образуется в целях решения вопросов улучшения жилищных условий судей федеральных судов общей юрисдикции, а также компенсации судьям федеральных судов общей юрисдикции и мировым судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений.

1.3. Порядок признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется Положением о порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета.

1.4. Порядок компенсации судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, а также порядок расчета размера компенсации устанавливается Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции.

2. Порядок создания и состав Комиссии

2.1. Комиссии создаются в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - Суд), а также в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - Управление).

2.2. Состав Комиссии в Суде утверждается приказом председателя Суда, в Управлении - приказом начальника.

2.3. Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов Комиссии.

2.4. Количество членов Комиссии должно быть нечетным. Количество судей в Комиссии должно составлять не менее 60% от ее состава. Персональный состав судей, предложенный в состав Комиссии, согласовывается с советом судей субъекта Российской Федерации.

2.5. Комиссия осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.

2.6. Материально-техническое и организационное обеспечение работы Комиссии осуществляет соответствующий Суд или Управление.

3. Полномочия Комиссии

3.1. Комиссия, созданная в Суде, рассматривает вопросы постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилыми помещениями судей соответствующего суда и компенсации судьям соответствующего суда расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений.

3.2. Комиссия, созданная в Управлении, рассматривает вопросы постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий судей районных, гарнизонных военных судов и мировых судей соответствующего субъекта Российской Федерации, обеспечения жилыми помещениями судей районных и гарнизонных военных судов и компенсации судьям районных, гарнизонных военных судов и мировым судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений.

3.3. Предметом рассмотрения Комиссии являются:

заявления о постановке на учет судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представленные вместе с заявлением документы;

заявления судей, имеющих право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, и представленные вместе с заявлением документы;

письма, жалобы и заявления по жилищным вопросам.

3.4. Комиссия в пределах своих полномочий осуществляет следующие функции:

формирует списки судей, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

формирует списки судей, использующих право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений;

готовит ответы на обращения, заявления и жалобы, касающиеся порядка предоставления жилья судьям;

знакомит заявителей с решением Комиссии.

3.5. Комиссия принимает решения по вопросам:

постановки (отказа в постановке) на учет судей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания;

постановки (отказа в постановке) на учет судей, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений;

выплаты судьям денежной компенсации, связанной с расходами за наем (поднаем) жилых помещений;

снятия с учета судей, имеющих право на предоставление жилых помещений и на компенсацию расходов, связанных с наймом жилых помещений;

иным вопросам, касающимся жилищного обеспечения судей.

4. Порядок деятельности Комиссии

4.1. Деятельностью Комиссии руководит ее председатель, который дает членам Комиссии поручения, связанные с ее деятельностью, несет ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач, председательствует на заседаниях Комиссии, а в случае отсутствия возлагает свои функции на заместителя председателя.

4.2. Секретарь Комиссии готовит документы для рассмотрения Комиссией, ведет протокол заседания и делопроизводство Комиссии. В отсутствие секретаря Комиссии его обязанности исполняет другой член Комиссии по поручению председателя Комиссии.

4.3. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 членов Комиссии. Комиссия рассматривает вопросы и принимает решения только при наличии всех необходимых документов, заключений и согласований. Решения Комиссии принимаются большинством голосов и оформляются протоколом. При равном исходе голосования голос председателя Комиссии является решающим.

4.4. На заседания Комиссии могут приглашаться представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации, а также представители иных организаций.

4.5. Член Комиссии, отсутствующий на заседании по уважительной причине, вправе до начала заседания изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме. В этом случае мнение члена Комиссии оглашается секретарем Комиссии, учитывается при голосовании и приобщается к протоколу.

4.6. В протоколе Комиссии указывается:

дата и номер протокола;

присутствующие члены Комиссии;

краткое изложение рассматриваемых вопросов;

мнение членов Комиссии;

количество голосовавших «за», «против» и «воздержавшихся»;

особое мнение членов Комиссии по конкретным рассматриваемым материалам.

4.7. При несогласии с принятым решением член Комиссии может изложить в письменной форме особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

4.8. Протокол заседания Комиссии оформляется в 3-дневный срок с даты проведения заседания и подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии.

4.9. Выписка из протокола заседания Комиссии направляется заявителю в порядке и сроки, установленные Положением о порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета или Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции.

4.10. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

4.11. Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Для решения вопросов улучшения жилищных условий судей федеральных судов общей юрисдикции, а также компенсации им и мировым судьям расходов, связанных с наймом жилья, создается жилищная комиссия (ЖК). Утверждено положение о ней.

Комиссии образуются в верховных судах субъектов Федерации, а также в управлениях (отделах) Судебного департамента этих судов.

Состав комиссии утверждается председателем суда или начальником управления. ЖК состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов. Число последних должно быть нечетным. Количество судей должно составлять не менее 60% от ее состава.

Закреплены полномочия ЖК. В частности, она формирует списки судей, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, готовит ответы на обращения, заявления и жалобы, касающиеся порядка предоставления жилья.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Решения принимаются большинством голосов и оформляются протоколом.

Прежнее положение утратило силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Комиссии Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

от 23 апреля 2020 г. N 66

постановлением Президиума Совета

судей Российской Федерации

от 27 марта 2020 г. N 813

О КОМИССИИ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУДЬЯМ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ

I. Общие положения

1.1. Комиссия Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилого помещения в собственность (далее - Комиссия) образована в целях реализации положений статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1996 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

1.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон), Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1189 "Об утверждении Правил оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 - 10 статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1190 "Об утверждении Правил расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и ее перечисления судьям и лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", нормативными правовыми актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

1.3. Положение о Комиссии Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилого помещения в собственность (далее - Положение) устанавливает:

порядок создания Комиссии;

функции и полномочия Комиссии;

порядок организации работы Комиссии.

1.4. Материально-техническое, документационное обеспечение деятельности Комиссии и подготовка правовых актов Судебного департамента о предоставлении судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, единовременной выплаты или жилых помещений в собственность осуществляется Управлением социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента, которое:

обеспечивает взаимодействие Комиссии с жилищными комиссиями кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов, а также жилищными комиссиями при управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - жилищные комиссии);

осуществляет обработку и хранение персональных данных судей, судей, пребывающих в отставке, лиц, указанных в пункте 18 статьи 19.1 Закона, содержащихся на бумажных носителях;

проводит первичный правовой анализ сведений, содержащихся в учетных делах судей, судей, пребывающих в отставке, лиц, указанных в пункте 18 статьи 19.1 Закона;

осуществляет подготовку материалов для работы Комиссии;

возвращает в жилищные комиссии учетные дела судей, судей, пребывающих в отставке, лиц, указанных в пункте 18 статьи 19.1 Закона, оформление которых не соответствует требованиям настоящего Положения, Положения о порядке признания судей нуждающимися в жилых помещениях и не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, принятия таких судей на учет, снятия их с учета и ведения соответствующих видов учета, Положения о порядке предоставления судьям единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность.

1.5. Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

II. Порядок создания Комиссии

2.1. Комиссия создается приказом Судебного департамента.

2.2. Количественный состав Комиссии должен быть нечетным и составлять не менее 15 человек. Количество судей в Комиссии должно составлять не менее 60% от ее состава. Персональный состав Комиссии согласовывается с Президиумом Совета судей Российской Федерации.

2.3. Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов Комиссии.

2.4. В целях обеспечения широкого представительства и объективности принимаемых Комиссией решений состав Комиссии формируется из представителей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов и Судебного департамента, не состоящих на учете для получения единовременной выплаты, в том числе снятых с данного учета.

2.5. Комиссия осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.

III. Функции и полномочия Комиссии

3.1. Комиссия осуществляет следующие функции:

а) рассматривает предложения жилищных комиссий о предоставлении судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, единовременной выплаты или жилых помещений в собственность;

б) проверяет правомерность постановки на учет жилищными комиссиями судей, судей, пребывающих в отставке, лиц, указанных в пункте 18 статьи 19.1 Закона;

в) проверяет правильность расчета жилищными комиссиями размера единовременной выплаты судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, или площади предоставляемого жилого помещения в собственность;

г) осуществляет взаимодействие с жилищными комиссиями по вопросам, связанным с предоставлением судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, единовременной выплаты или жилых помещений в собственность, и оказывает методическую помощь в деятельности жилищных комиссий.

3.2. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

принимает решение о предоставлении судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, единовременной выплаты или жилых помещений в собственность;

ведет учет сведений о судьях, судьях, пребывающих в отставке, лицах, указанных в пункте 18 статьи 19.1 Закона, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;

отменяет по итогам рассмотрения материалов учетного дела решение жилищной комиссии о постановке судьи, судьи, пребывающего в отставке, лица, указанного в пункте 18 статьи 19.1 Закона, на учет, об отказе в постановке на учет или о снятии с учета для предоставления единовременной выплаты в случае признания Комиссией решения жилищной комиссии не соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, о чем выносится мотивированное решение;

отменяет решение о предоставлении жилого помещения в собственность в случае неоплаты судьей общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, в сроки, предусмотренные соглашением об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения;

осуществляет рассмотрение поступивших в Комиссию заявлений и жалоб, касающихся вопросов предоставления судьям, судьям, пребывающим в отставке, лицам, указанным в пункте 18 статьи 19.1 Закона, единовременной выплаты;

запрашивает дополнительную информацию и документы в целях объективного рассмотрения учетных дел и принятия соответствующего решения.

3.3. Председатель Комиссии:

осуществляет общее руководство Комиссией и несет ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач;

определяет дату и время проведения заседаний Комиссии;

председательствует на заседании Комиссии;

дает поручения членам Комиссии, Судебному департаменту по вопросам, связанным с деятельностью Комиссии;

на период своего отсутствия возлагает исполнение обязанностей председателя Комиссии на заместителя, а при его отсутствии - на одного из членов Комиссии;

представляет Комиссию в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами.

3.4. Заместитель председателя Комиссии:

по поручению председателя Комиссии председательствует на заседании Комиссии и в его отсутствие исполняет его полномочия;

выполняет иные поручения председателя Комиссии, относящиеся к компетенции Комиссии.

3.5. Секретарь Комиссии:

ведет делопроизводство Комиссии;

обеспечивает своевременное извещение членов Комиссии о дате проведения очередного заседания и направление необходимых документов;

ведет протоколы заседаний Комиссии;

готовит проекты решений и оформляет протоколы заседаний Комиссии;

подготавливает при необходимости соответствующие проекты приказов или иные документы на основании решения Комиссии;

доводит принятые Комиссией решения до сведения ответственных лиц жилищных комиссий.

3.6. Члены Комиссии:

имеют равные права;

участвуют в заседании Комиссии;

вносят предложение о включении в повестку заседания Комиссии дополнительных вопросов;

высказывают мнение и голосуют по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии;

по поручению председателя Комиссии организуют проверку жалоб, обращений (заявлений) и участвуют в ней;

по решению Комиссии выполняют обязанности секретаря Комиссии в случае его отсутствия;

осуществляют иные полномочия, относящиеся к компетенции Комиссии.

IV. Порядок организации работы Комиссии

4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей ее членов.

4.2. Решение Комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, возникновении иных ситуаций, в связи с которыми член Комиссии не имеет возможности принять участие непосредственно в заседании комиссии, такой член Комиссии вправе принять участие в заседании в режиме видео-конференц-связи. В этом случае член Комиссии не менее чем за два рабочих дня до дня заседания Комиссии письменно уведомляет о своем решении секретаря Комиссии, который организует решение необходимых технических вопросов.

4.4. Решение Комиссии оформляется протоколом.

4.5. В протоколе заседания Комиссии указываются:

дата заседания и номер протокола;

фамилии членов Комиссии, присутствующих на заседании;

краткое изложение рассматриваемых вопросов;

мнение членов Комиссии;

принятое решение с его обоснованием;

количество голосовавших "за", "против" и "воздержавшихся";

особое мнение членов Комиссии по рассматриваемым вопросам.

4.6. При несогласии с принятым решением член Комиссии вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

4.7. Протокол заседания Комиссии оформляется в 3-дневный срок, после чего подписывается всеми членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

Члену Комиссии, принимавшему участие в заседании в режиме видео-конференц-связи, секретарем Комиссии протокол заседания направляется не позднее третьего рабочего дня после дня заседания Комиссии. В этом случае член Комиссии в течение двух рабочих дней со дня получения протокола оформляет подписной лист (приложение N 1 к Положению) и направляет его копию в адрес секретаря Комиссии посредством ведомственного электронного документооборота с последующей досылкой оригинала подписного листа в адрес Комиссии посредством почтовой связи с сопроводительным письмом. Оригинал подписного листа приобщается к протоколу заседания Комиссии.

4.8. Протокол заседания Комиссии передается в Управление социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента для дальнейшего хранения и в случае необходимости подготовки соответствующего приказа Судебного департамента.

к Положению о Комиссии

Судебного департамента по рассмотрению

вопросов предоставления судьям

единовременной социальной выплаты

для приобретения или строительства

жилых помещений или предоставления

жилого помещения в собственность

участника заседания Комиссии Судебного департамента

по рассмотрению вопросов предоставления судьям

единовременной социальной выплаты для приобретения

или строительства жилых помещений или предоставления

жилого помещения в собственность, проведенного в режиме

"__" ________ 20__ г.

Я, нижеподписавшийся, принял участие в заседании Комиссии Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилого помещения в собственность "__" __________ 20__ г. в режиме видео-конференц-связи.

С протоколом заседания Комиссии Судебного департамента по рассмотрению вопросов предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилого помещения в собственность ознакомлен и подписываю его.

Имею особое мнение по вопросам __________ Повестки дня заседания, которое приобщаю к подписному листу на _____ листах.

Основным принципом судопроизводства, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, является состязательность. При этом одним из важнейших её элементов является правовое обеспечение экспертной деятельности. Разбираемся с сотрудниками Центра экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики.

Право на справедливое судебное разбирательство — одно из основных прав человека, а судебная экспертиза — одно из условий его реализации.

Когда назначают судебную экспертизу? Что суд должен сделать до её назначения? Каким процессуальным положением обладает эксперт? Как именно стороны дела реализуют своё право на справедливый приговор, благодаря экспертизе?

Когда назначают экспертизу?

Судебная экспертиза — основная форма применения специальных знаний в судебном процессе. Она важна не только для справедливого рассмотрения дела, но и для защиты прав граждан в судебном порядке.

  • Судебная экспертиза — форма применения специальных знаний в судебном процессе.

Чаще всего судьи назначают землеустроительную, строительно—техническую, автотехническую, почерковедческую, лингвистическую, психолого—психиатрическую, судебно-медицинскую, техническую экспертизу документов.

Чтобы установить обстоятельства несколькими экспертами в одной области знания, суд может назначить комиссионную экспертизу. Комплексную экспертизу проводят, когда необходимо провести исследование с использованием разных областей знаний.

На основании заключения эксперта суд устанавливает факты, которые имеют значение для правильного и объективного разрешения дела. Заключение эксперта имеет юридическую силу при условии, что оно получено с соблюдением закона.

Судебная экспертиза может быть назначена судом или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Есть ситуации, когда назначение экспертизы — обязательное условие, например, дела о признании гражданина недееспособным (см. ст. 283 ГПК РФ).

Экспертизу могут назначить на стадии подготовки к судебному разбирательству или в процессе судебного разбирательства.

Что суд обязан сделать до назначения экспертизы?

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд должен:

  • установить факты, которые необходимы для проведения экспертизы;
  • определить вид экспертизы;
  • выбрать экспертное учреждение или эксперта (-ов);
  • сформулировать вопросы, где требуется заключение эксперта;
  • рассмотреть ходатайства об отводе экспертов;
  • назначить дату экспертизы и дату, когда заключение эксперта должно быть направлено в суд;
  • предоставить эксперту материалы для исследования;
  • определить расходы на проведение исследования.

При выборе экспертов и вопросов суд учитывает мнение участников судебного процесса. Если суд отклоняет вопросы, то он обязан мотивировать свое решение.

Эксперта предупреждают об ответственности за предоставление ложных сведений (см. ст. 307 УК РФ).

Проведение экспертизы суд поручает экспертному учреждению, эксперту или нескольким экспертам. Судебные экспертизы проводятся государственными и негосударственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными или частными экспертами.

Какими основными признаками обладает судебная экспертиза?

1) Судебная экспертиза — процессуальное действие. Её осуществляют в соответствующей процессуальной форме. Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.

2) Судебная экспертиза нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Специальные знания — это те, что выходят за рамки общеобразовательной программы и житейского опыта и требуют особой подготовки и профессиональных навыков. Они могут относиться к любой отрасли знания: науке, технике, искусству или ремеслу.

На разрешение эксперта в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе не могут ставиться правовые вопросы (например, имело ли место убийство или самоубийство).

3) Судебная экспертиза подразумевает под собой проведение исследования. Если вопрос, входящий в компетенцию какого-то специалиста, может быть решен без проведения исследования, экспертиза не должна назначаться. В таких случаях должны применяться другие методы: консультация специалиста, справка по вопросу, допрос сведущего свидетеля и другие.

4) Экспертизу проводят, чтобы установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу.

5) Результат исследования — заключение судебного эксперта. Ход исследований и результаты экспертизы оформляются особым процессуальным документом заключением эксперта.

Заключение эксперта — один из видов (источников) доказательств, которое предусматривает процессуальное законодательство.

Заключение не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит проверке и оценке на общих основаниях.

Каким процессуальным положением обладает эксперт?

Государственные судебные эксперты — аттестованные работники государственного судебно—экспертного учреждения, которые проводят судебную экспертизу в рамках своих должностных обязанностей.

При проведении экспертизы эксперт не должен быть зависим от того, кто назначил экспертизу, а также лиц, заинтересованных в определенном исходе дела.

Эксперт должен быть независимым.

Какие требования предъявляют к государственным судебным экспертам?

  • высшее образование и дополнительное профессиональное образование (эксперты в государственных судебно—экспертных учреждениях);
  • среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы (эксперты в ОВД);
  • все государственные судебные эксперты должны проходить аттестацию каждые 5 лет.

Обоснованность и справедливость судебного разбирательства обеспечивается также возможностью применять альтернативные средства собирания доказательств в суде, поэтому возникла необходимость создания и функционирования системы альтернативных судебно-экспертных учреждений.

Негосударственная судебная экспертиза — экспертиза, проводимая вне государственных судебно—экспертных учреждений.

Частные судебные эксперты — это лица, обладающие специальными знаниями в различных областях знаний, но не являющиеся государственными судебными экспертами.

Требования к квалификации для государственных экспертов, на частных экспертов не распространяются.

Заключения государственных и негосударственных экспертов имеют одинаковое значение как доказательство (см. ст. 79 ГПК РФ, ст. 83 АПК РФ, п. 2 ст. 195 УПК РФ).

Как именно стороны дела реализуют своё право на справедливый суд, благодаря назначению экспертизы?

1. Заключение эксперта является источником доказательственной информации, с помощью которого при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел добывают новые и проверяют имеющиеся доказательства. Наиболее часто экспертиза используется в качестве процессуального средства проверки и уточнения собранных по делу доказательств.

2. Экспертиза помогает выяснить происхождение и причинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования.

3. Экспертиза позволяет определить время наступления и протекания отдельных явлений (смерти, горения, торможения и т.д.).

4. Экспертные исследования помогают решить вопрос о тождестве лиц, предметов, веществ, об их групповой принадлежности.

5. Экспертные исследования позволяют выяснить состав вещества, дать качественную и количественную характеристику его элементов.

6. Благодаря экспертиза у суда (сторон, которые ходатайствовали) появляется возможность установить факты и состояния, имеющие юридическое значение.

7. Экспертные исследования помогают дать правильную юридическую оценку расследуемого события.

8. Экспертиза имеет большое значение и для профилактики преступлений. С помощью заключения экспертизы следователи и лица, производящие дознание, выявляют причины и условия, способствовавшие совершению и других преступлений.

Вот почему участникам судебного процесса важно вести себя активно в вопросе о назначении экспертизы и не отдавать его на откуп суду и другой стороне.

В идеале участник процесса должен представлять возможности того или иного вида экспертизы, а также эффект, который она может дать. Так, в ходатайстве о назначении экспертизы аргументируйте её назначение и укажите конкретный факт, для установления которого требуются специальные знания.

Вопросы, которые будут предложены эксперту, должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Пусть даже для этого понадобится консультация или изучение специальной литературы.

До предложения кандидатуры эксперта проведите мониторинг проведенных аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере. Предоставьте суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже, сроков исследования, стоимости услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда активно пользуйтесь процессуальными правами: контролируйте замечания в протокол судебного заседания и знакомьтесь с вынесенным определением о назначении экспертизы.


База знаний

Понятие “судебная медицинская экспертиза” прочно укоренилась в правоохранительной и судебной системе. В Российской Федерации без экспертизы не обходится практически ни одно дело, рассматриваемое в рамках положений УК РФ. В гражданском процессе в некоторых случая также нельзя обойтись без исследований. Рассмотрим особенности процедуры, случаи применения и ее значение для правоохранительной системы.

Основные цели и задачи

Судебная медицинская экспертиза проводится для установления некоторых факторов, которые помогут суду принять правильное решение по рассматриваемому делу. Она призвана дать ответы на следующие вопросы эксперту:

  • установлен ли факт воздействия на человека, которое повлекло за собой летальный исход или травмы.
  • выявлены ли причинно-следственные связи, необходимые для раскрытия обстоятельств дела.

Российский закон разрешает суду не учитывать результаты экспертизы при вынесении решения. Однако, чтобы отказаться от признания заключения эксперта, необходимо привести веские аргументы. Просто так проигнорировать результаты проверки нельзя. Нужен веский мотив.

Основания для назначения исследования

Не в каждом деле, рассматриваемом в суде, участвуют судмедэксперты. Однако принять решение по некоторым вопросам без получения результатов специальной проверки невозможно. Круг дел, в рамках которых в обязательном порядке проводится исследование, обозначен в УПК РФ. Статья 196 нормативного акта, что проведение обязательно, если:

  1. В рамках дела неизвестна причина смерти человека. Например, нужно выявить факт отравлений, асфиксии, несовместимых с жизнью телесных повреждений или наличие огнестрельных повреждений. Соответственно, назначается исследование трупа.
  2. Требуется установить характер нанесенных потерпевшему повреждений и побоев, отнести травмы к определенной степени тяжести вреда здоровью, обозначенной законом.
  3. Есть основания подозревать, что причиной совершенного преступления стала психическая нестабильность подозреваемых или обвиняемых. Проводится специальная психиатрическая проверка с целью признать гражданина невменяемым, либо доказать, что человек не может самостоятельно отстоять собственные интересы ввиду нестабильности состояния.
  4. У суда или других участников процесса возникает сомнения в адекватности потерпевшего, либо в его способности давать верные показания.
  5. Возраст обвиняемого, либо потерпевших неизвестен, отсутствуют устанавливающие его документы. То есть если есть подозрения, что в деле затрагиваются права детей.

Если в рамках рассматриваемого дела подобных оснований нет, то вопросы эксперту могут и не задаваться, а мед экспертиза — не проводится. Все зависит от решения суда и желания сторон процесса.

Кто может сделать запрос на экспертизу

В рамках уголовного производства проверка инициируется по ходатайству судьи. Если процесс гражданский, то требовать проверки может любая из сторон. В качестве примера можно привести требования истца, чтобы была проведена биологическая экспертиза ДНК новорожденных, позволяющая установить отцовство.

Сроки проведения

Четко установленного периода, в течение которого проводится проверка, не содержит ни один Федеральный Закон. Обычно суд назначает дату и время, к которой эксперт или команда исследователей должны подготовить заключение. Исключение составляет комплексное исследование состояния здоровья, проводящаяся в стационарных условиях. Статья 30 ФЗ №73-ФЗ, принятого 31 мая 2001 года, устанавливает, что на прохождение медицинской или психиатрической экспертизы отводится определенный срок — 30 дней. Все необходимые проверки человек должен пройти за указанное время, дольше больница задерживать гражданина не вправе. А значит на разрешение проблем у медперсонала не больше месяца.

Виды судебно-медицинских экспертиз

Классифицировать проверки, производимые в рамках судебного производства можно по различным признакам. По характеру проведения различают следующие типы экспертиз:

  1. Первичная. Эксперты начинают работу сразу после происшествия. Считается самым первым исследованием в рамках дела.
  2. Дополнительная. Если при проведении первой экспертизы некоторые факты не учтены, потребуется назначить еще одну проверку для уточнения информации.
  3. Повторная. Освидетельствование инициируется, если результаты первой проверки признаны ложными, либо заключение непонятно суду.
  4. Комиссионная. Предназначена для сложных случаев. В процедуре задействованы несколько экспертов одного направления.
  5. Комплексная. Призвана осветить различные стороны дела, поэтому требуются услуги специалистов разных профилей. Например, при необходимости проверить наступление нетрудоспособности вследствие нанесения вреда здоровью к делу привлекаются врачи различных специальностей.

Также выделяется добровольная и принудительная экспертизы. По уголовным делам обычно производится последняя. Классифицируются исследования и в зависимости от обстоятельств дела. Рассмотрим подробнее некоторые формы.

Проверка качества медпомощи

Судебная медицина поможет установить, насколько качественна оказанная гражданину врачебная помощь. Проводится независимая экспертиза с целью установления профессионализма врачей и выявления мошенников. Причем в РФ проверка может назначаться как по медицинским работникам, так и по оценке деятельности целого учреждения.

Обследование живых лиц

Выясняется степень тяжести вреда здоровью, нанесенная при изнасиловании или избиении. Эксперта обяжут установить:

  • места нанесения ударов — локализацию.
  • характер повреждений.
  • предметы, использующиеся нападавшим при нанесении увечий.
  • наступила ли утрата трудоспособности, какой характер она носит — временный или постоянный.
  • наличие признаков полового насилия.

Заключение напрямую влияет на меры пресечения по уголовным делам и административным правонарушениям, которые будут применяться судом к ответчику.

Исследования по медицинским документам

Провести проверку состояния здоровья человека можно, оценив карточки, журнал результатов анализов, справки и иные бумаги. Они позволяют сделать вывод о состоянии здоровья. Назначение подобной экспертизы инициируется при рассмотрении дел, связанных с нанесением вреда здоровью. Она помогает оценить степень тяжести увечий и узнать, является ли потеря трудоспособности следствием травм.

При ДТП

Если предмет исследования — живой человек, оценивается состояние пострадавшего и категорию увечий. Постановление эксперта позволяет оценить тяжесть преступлений, вменяемых ответчику, и отнести их к уголовным или административным делам. В случае смерти одного из участников ДТП эксперт вскрывает тело. Это помогает понять обстоятельства происшествия, установить характер удара и определить виновного в аварии.

Исследования после смерти

Посмертная экспертиза чаще всего назначается с целью выявления признаков убийства. Экспертиза проводится посредством вскрытия трупа. В рамках процедуры делается:

  • анализы крови для выявления находящихся в жидкости веществ.
  • биологическая экспертиза, призванная установить степень разложения ткани и время смерти.
  • определение прижизненного причиненного вреда здоровью и посмертных травм, проверяются органы и ткани.

Проверка проведенных в прошлом экспертиз

Судебное решения в большинстве случаев выносится на основании проведенной в рамках дела проверки. Когда ответчик не согласен с приговоров, нужно в первую очередь обжаловать экспертизу. По ходатайству гражданина производится рецензирование первой проверки другими специалистами. И если производство покажет, что первое заключение ошибочно, значит и приговор вынесен неверный.

Куда обратиться за экспертизой

  1. Изучает и внедряет современные методы исследований, проводимых в рамках различных криминалистических экспертиз.
  2. Разрабатывает нормативную документацию и инструкции, рассматривает и улучшает процессуальные нормы, порядок производства и правила проведения проверок.
  3. Проверяет уровень квалификации судмедэкспертов.
  4. Организует научные исследования в области судебной медицины.

Государственная больница или центр — не единственная организация, где можно заказать экспертизу. Вскрытие тел производит морг. Независимую проверку проводят областные учреждения здравоохранения, краевая больница и частные клиники, у которых есть специальное отделение, отделы или помещения, например, лаборатория, а также лаборант, способный провести проверку по установленным нормам. Заказать консультацию экспертов по гражданским делам может любой гражданин, участвующий в судебном разбирательстве.

Сколько стоит сделать экспертизу зависит от политики организации. ГБУЗ “Бюро судебной медицинской экспертизы” в городе Москва делает исследования на безвозмездной основе. Цена на услуги частных клиник зависит от комплекса работ, проводящихся в рамках экспертизы.

Этапы процедуры

Структура судмедэкспертизы четко определена. Процедура включает 7 основных этапов. Даже пропуск одного может привести к искажению результатов и вынесению неправильного решения по делу. Судебная практика показывает, что шанс обжаловать решение увеличивается, если эксперты не знают основы и не соблюдают инструкцию по проведению экспертиз.

Исследование места происшествия и вещественных доказательств

Любое место, где произошло правонарушение, подлежит обязательному осмотру специалистами-криминалистами. Эксперты должны зафиксировать обстановку, сделать фото, изучить объекты, выступающие в качестве вещественных доказательств. Именно поэтому при ДТП не рекомендуется даже двигать автомобиль — его положение может многое рассказать специалистам о произошедшей аварии. А наличие хотя бы одного свидетеля произошедшего существенно облегчит работу экспертов.

Постановление о назначении проверки

Чтобы запустить экспертизу, перед клиникой должна быть поставлена задача Следственным комитетом, отделением полицией или судом. Для этого выдается соответствующее направление. В качестве получателя обозначается начальник учреждения, проводящего проверку.

Подбор эксперта или бюро

Исследование по уголовным делам — прерогатива государственных медицинских учреждений. А вот у участников гражданских дел есть выбор. Можно обратиться в частную клинику, заплатить и получить результаты быстро. Или воспользоваться услугами госорганизаций, сэкономить, но потерять больше времени. При выборе обращайте внимание на наличие у фирмы лицензии и уровень квалификации и образование эксперта. Отсутствие документов — повод обратиться в другую фирму.

Изучение дела

После проведения первичной проверки места происшествия и изымания вещдоков для полученная информация поступает к назначенному ответственным эксперту. Специалист вправе запросить и дополнительные сведения, например, медицинские документы пострадавшего.

Выбор необходимого технического оснащения

Если требуется глубокое изучение пациента, либо вскрытие тела, потребуется специальное оборудование и помещение. Его подбирает непосредственно эксперт после ознакомления с фронтом работ.

Непосредственная экспертиза

Так как сроки ограничивает только определение суда, у проверяющего есть много времени на исследование. Методика проведения определяется экспертом, однако важно придерживаться инструкций и рекомендаций, выпущенных вышестоящей инстанцией.

Результаты проверки

По результатам проверки составляется специальный акт. В бланк вносятся выявленная информация. Обязательно протокол должен содержать информацию о выдающем заключение специалисте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: