Как назывались китайские морские суда драккары ладьи джонки каравеллы

Обновлено: 27.04.2024

На сегодняшний момент, скандинавский драккар — один из самых узнаваемых символов культуры викингов. В данной статье мы попытаемся представить Вам как можно больше интересной информации о кораблестроении у викингов, а также постараемся ответить на все важные вопросы, касаемые драккаров. Во многом, развитие стран Скандинавии и последующая за ней экспансия викингов, в значительной мере, зависели от эффективности средств передвижения и проложенных маршрутов. Главной магистралью в эпоху викингов (IX-XI вв.), служило, конечно же, море , поскольку через густые скандинавские леса и горы передвигаться было достаточно проблематично, а хороших дорог было немного: это и стало, по мнению большинства историков, толчком к созданию маневренных кораблей, способных двигаться как по морским просторам, так и по мелководью без особых затруднений. Но введение мы начнем с более очевидных вещей, постепенно раскрывая основные темы статьи (как строили корабли, в чем особенность драккаров, где находили самые известные остатки драккаров викингов и т.п.).

Начать, очевидно, стоит с того, что вообще означает слово «драккар» . С древнескандинавского языка «драккар», дословно, переводится как «корабль-дракон» (от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль»). Драккары — это, прежде всего, парусно-гребные беспалубные судна, имеющие достаточно длинную и узкую форму с высоко поднятой передней частью ( форштевень ). На носу корабля, как раз-таки, и располагался дракон, символизировавший военный характер похода викингов. Но не думайте, что на всех кораблях располагалась голова этого мифического существа. В первую очередь, богато украшенный нос корабля с изображением различных существ (не только драконов, кстати), символизировал высокий социальный и имущественный статус его владельца. На большинстве кораблей «дракон» был лишь составным элементом и мог сниматься с носа корабля, когда тот подплывал к родным берегам. Другими словами: нет военного похода к чужим поселениям — нет смысла и в драконе.

Изготовление драккаров

Уникальность и эффективность драккаров достигалась благодаря трем основным характеристикам: легкости, прочности и упругости древесины, из которой делалось судно. Таким образом, дальнейшая долговечность корабля достигались специально подобранной древесиной, а также опытом поколений мастеров-плотников, которых на побережье Скандинавии было немало.

Если древесина была свилеватая (с естественным изгибом), то она шла, в основном, на изготовление шпангоутов (поперечное ребро корпуса судна) и киля . Главным аргументом здесь является непрочность свилеватого ствола при дальнейшем сгибании, что крайне нежелательно для обработки, скажем, бортовых досок . Их делали уже из радиально отрубленных (вдоль волокон) стволов дерева с более упорядоченным строением волокон у сердцевины, которые потом доводились до ума при помощи старого доброго топора. Основным материалом для строительства драккаров служили рода деревьев, отличающиеся повышенной прочностью, износостойкостью и, в то же время, «податливостью» в изменении формы. Для жителей Скандинавии это были сосны , ясень и, чаще всего, дубы . Нужны были деревья средней плотности, к которым и относились вышеперечисленные. На один средний по размерам драккар могло уйти, приблизительно, 200 стволов сосны или дуба. Весла и др. дополнительные приспособления для драккара могли изготовлять из ели , которая также была распространена по всему полуострову.

Для изготовления драккаров, в большинстве случаев, использовались только ножи и топоры (хотя это и не исключает того, что викинги могли применять известные уже тогда долота , сверла и др.). В зависимости от задач, топор мог быть разной формы. Почему не использовать пилы , ведь они эффективнее топоров и уже были весьма распространенным строительным инструментом в то время? Потому что удар топора не деформирует волокна дерева и ровно их разрубает, а вот дерево, распиленное пилой, впитывает больше влаги, что губительно для дальнейшей обработки. Существовал даже специальный широкий топор для обтесывания досок. Фактически, цельное бревно раскалывали пополам, а потом делили на четверти, осьмушки и шестнадцатые … И на обшивку шла как раз-таки шестнадцатая часть бревна. Вырубленные доски для бортов корабля, пока они не засохли, смачивали водой и клали плоской стороной над огнем , чтобы доска стала более гибкой, а готовые детали корабля тщательно смолились. Чаще всего, доски в обшивке кораблей викингов скреплялись деревянными и железными гвоздями , а также заклепками .

Паруса для драккаров изготовляли из шерсти горных овец или баранов , поскольку данный материал был достаточно прочным и, благодаря естественной животной жировой прослойке на шерсти, служил отличным водоотталкивающим материалом, что было самым важным для длительных морских походов.

Стригли животных исключительно в июне , поскольку именно в этот период их шкуры были сильнее пропитаны жиром. В среднем, с одной овцы в IX-X вв. можно было собрать около 5 кг шерсти , из которых только половина подойдет для дальнейшей обработки на изготовление парусов (На паруса для одного драккара, приблизительно, необходимо 200 кг овечьей шерсти ). Чтобы создать парус лишь на один драккар , необходимо было постричь, как минимум, 80 овец ! На ткачество уходило приблизительно 100 дней, поскольку за 1 рабочий день получалось соткать только 1 квадратный метр плотной и минимально продуваемой ткани, поэтому изготовление парусов было по трудоемкости было сравнимо со строительством самого драккара.

Особенности драккаров

О внешнем виде драккаров мы можем судить только по данным археологии , изображениям на рунных камнях и гобеленах , поскольку никаких инструкций по созданию кораблей викингов до наших дней не сохранилось.

Но это не значит, что на современном этапе исследований мы абсолютно ничего не знаем о технологии строительства и основных составных элементах драккаров, поскольку научная база по этой теме стремительно пополняется как находками, так и монографиями. Размеры кораблей викингов очень сильно варьируются. Как правило, их длина обычно была от 10 до 30 метров . Военные драккары, за исключением погребальных, королевских и торговых кораблей, были не слишком длинными с целью сохранения скорости и маневренности, что было особенно важно во время морских налетов и грабежей. А вот «кнорры» (торговые суда викингов) были более короткими и широкими, что помогало вмещать в них больше груза (даже лошадей и быков, не говоря уже о переселенцах, которые целенаправленно уплывали в дальние края), а также более устойчивыми во время шторма, но в разы медленнее и непригодные для мелководья. Однако, именно на «кноррах» , как как одной из вариаций драккара, и совершались дальние морские путешествия викингов в Гренландию, Исландию и даже Северную Америку .

Драккары были очень эффективными по разным причинам, главные из которых следующие:

Универсальность. Военные драккары викингов могли легко пересекать как моря, так и мелководные реки (это обеспечивалось благодаря особому килю, смотрите ниже). Думаю, все смотрели сериал «Викинги» и понимают, что для наших северных друзей не было особой проблемой перетащить корабль и плыть себе дальше куда хочется…

Низкий борт драккаров позволял викингам проплывать даже под мостами. Более того, благодаря такому строительному решению, драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и уж тем более ночью. Даже мачта длинной приблизительно в 10 метров, в случае необходимости, могла быть оперативно снята и сложена вдоль борта корабля для большей эффективности во время плаваний по мелким рекам.

Быстроходность. Классический драккар викингов мог развить скорость в 12 узлов. И это в условиях того, что время морских походов викингов не было рассветом парусных судов. Обеспечивалась скорость, конечно же, благодаря гребцам: на кораблях викингов могло разместиться от 15 до 30 весельных пар. Только в сер. XI в., во время заката эпохи викингов, скандинавы начнут строить суда почти исключительно для плаваний под парусом.

Крепкий киль. За основу для своих ранних кораблей, скандинавы, вероятнее всего, взяли кельтские и римские весельные суда. Недостатком их было то, что они очень часто опрокидывались, и были медленными. Вдоль берега еще можно было плавать, но в открытое море выйти было нельзя. Приблизительно в VIII веке нашей эры викинги или сами додумались, или переняли у кого-то устанавливать на своих судах киль. Киль придавал судну большую устойчивость и мореходность, к нему можно было крепить мачту. На мачту ставился парус, освобождающий гребцов от постоянной гребли. Это значит, что корабли викингов могли теперь преодолевать большее расстояние. Киль также давал возможность вытащить драккар на берег и перемещать его волоком по суше, или, укрепив его, построить дом.

Маневренность. Благодаря мощному рулевому веслу, к которому обычно крепился поперечный румпель, драккаром было легко управлять на поворотах: вспомните фьорды и скалы, которыми богат Скандинавский полуостров. Помимо этого, благодаря ряду весел по бокам, корабль без труда мог управляться даже при полном штиле, не говоря уже о легких разворотах с целью избежать столкновений.

Вместительность. Не смотря на кажущуюся тесноту корабля, в самых больших драккарах могли расположиться до 150 воинов и гребцов. Конструкция корабля позволяла сохранить много места, располагая вещи моряков под сидения гребцов, а также самой длины корабля. Однако, среднее количество викингов в одном драккаре обычно не доходило до 50 человек.

Наиболее интересные находки археологов

Поскольку в одну статью невозможно уместить весь материал об остатках драккаров, найденные на сегодняшний момент, мы хотим завершить статью описанием наиболее важных, на наш взгляд, для науки «кладов» скандинавских судов, которые радуют нас в современных музеях Норвегии, Дании, Швеции и др. стран.

История китайской цивилизации - одна из самых интересных и любознательных. Мне всегда нравилось читать об изобретениях китайских инженеров и воплощении их фантазий в жизнь. Однажды я прочитал книгу "Война на море", которая рассказывала про боевые корабли Китая. Она открыла для меня множество интересной информации. Ведь культура Китая очень древняя и она серьёзно повлияла на дизайн боевых кораблей.

Как называется китайский корабль

От начала династии Хан и до династии Мин китайские корабли претерпели множество изменений, но основа была всегда одной - это просторный плот, а не типичное для всех судов лодочное строение. Наличие большого количества бамбука не оставляло для жителей Китая другого выбора материала для постройки суден. Первые боевые корабли были переделаны из гражданских судов.

Сампан - это первый цельно-деревянный китайский корабль, внешне напоминающий огромный плот. Для улучшения мореходных качеств сампана, к нему добавляли нос и корму. Сампан не мог использовать таран или бортовые оружия, средством атаки и защиты корабля были вооруженные арбалетами, луками и мечами пехотинцы.

Джонка - самый распространенный тип кораблей, в свое время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Джонки имели ряд преимуществ таких, как водонепроницаемый корпус и сбалансированное перо руля. Джонку тяжело потопить в морском бою, а все потому, что мастера кораблестроительного дела за столетия отточили мастерство создания этого удивительного корабля.

Разнообразие китайского флота

Во флоте Китая существовало множество других типов военных кораблей таких как:

  1. Лоу чуань - средневековый китайский линейный корабль. Огромные размеры этого корабля делали его плавающей крепостью.
  2. Чжань синь, Доу синь - башенные корабли внешне напоминающие джонку.
  3. Мын чун - корабли прикрытия, отличительной чертой этого корабля было сплошное строение борта, поэтому гребцы были хорошо защищены.
  4. Цзоу гэ - маленькие быстрые корабли с одной палубой, которые предназначались для быстрой переброски войск.
  5. Ютин - патрульные лодки, которые использовались для разведки.
  6. Хаи ху - торговые суда, которые переделали для военных нужд.

Китайские стратеги были гениями морского дела. Одним из самых легендарных сражений в истории Китая было сражение у Красной скалы. Во время этого сражения объединенные войска Ву и Шу под руководством Жуге Лиана разгромили флот Цао Цаю, который в разы превышал их в численности.

Китай огромная страна, большую часть страны занимают реки. Военно-морской флот Китая развивался не так как на западе. У них было мало врагов, до которых можно было добраться по морю. Основными водными путями в Китае были мощные реки.

Чтобы контролировать водные пути протяженностью до 25.000 миль, древние китайцы построили целый флот из речных судов.

Во время династии Хан на китайских реках появились военные корабли с многослойной обшивкой, в 285 году нашей эры был создан один из самых больших военных кораблей в древнем мире.

Корабль был сделан как плавающий замок.

Вместо того чтобы наступать по вражеской территории, строить под огнём противника крепости, что было не всегда возможно из-за отсутствия древесины, они плыли на этом корабле по реке.

Корабль защищал их на вражеской территории от атак противника.

Он был 600 футов в длину и ширину, этот огромный военный корабль построили на реке Янцзы. Он выполнял функции плавающие крепости.

Вражеские воины, подойдя к воде, понимали, что пока эта махина на плаву их военная кампания потерпит поражение. Нет свидетельств о том насколько успешными были такие корабли. Но они внушали страх и ужас когда приближались. То есть фактически служили психологическим оружием.

При развитии флота, плавучие крепости стали обычной военной тактикой в Китае.

На протяжении всей истории военно-морского флота Китая встречается упоминание об таких огромных кораблях. Они строились как обычный наземный замок, предназначенный для защиты, а потом его спускали на воду, эти корабли были буквально плавающими крепостями.

В 584 году нашей эры император нанял военного гения Ян су построить корабль высотой в 5 этажей и оборудовать его новейшим оружием того времени.

В Китайских речных сражениях корабли в основном врезались друг в друга. Корабли были спроектированы так, чтобы идти на таран. Не было орудий дальнего радиуса действия, его цель была такой же, как у галер, нанести как можно больше ущерб противнику за возможно короткое время.

Сначала вход шло так называемое оружие непосредственного соприкосновения. Например, огромные орудия с грузом, которые обрушивались на палубу, пытаясь её пробить, чтобы вода затопила корабль.

Потом с помощью абордажных крюков они подтягивали корабли ближе, и начинался рукопашный бой.

Что бы защитить свои корабли от атак китайские кораблестроители создали совершенно новый дизайн.

К 418 году нашей эры появились корабли с гребным колесом.

Люди, которые приводили гребное колесо в действие находились за обшивкой и были защищены. Второе преимущество в том, что они были более маневренные, чем парусники или галеры.

Это новое изобретение наводило ужас на врага, потому что казалось, что оно двигалось само по себе или как бы сказали в то время, его двигали духи.

Видя успех кораблей с гребным колесом, китайцы решили усовершенствовать их дизайн.

Первые такие и корабли управлялись гребным колесом сбоку. Но со временем суда становились всё больше, и количество колёс выросло до 23, а порой до 32.

Спустя 1400 лет китайцы продолжали использовать корабли с гребным колесом в опиумных войнах с британцами.

Военный корабль династии Сун был построен, чтобы торпедировать вражеские корабли. Его приводили в действие четыре гребца, на носу судна располагались шипы. Корабль врезался во вражеский, шипы впивались в обшивку вражеского корабля, они зажигали запалы и быстро уходили.

Разнообразие тактики и большие возможности заставили всех считаться с подобными кораблями. Чтобы противостоять им, инженерам пришлось придумать средство для защиты от подобных кораблей.

Джонка

Самый древний корабль, который построили китайцы, назывался – Джонка.

Он мог плавать в устьях рек, в бухтах, вверх по течению, джонки могли преодолевать пороги, они выдерживали сильные ветры и могли плыть на мелководье.

Форма джонки такова, что у них плоская корма и плоский нос, на них можно было использовать вёсла, они размещались от середины лодки, до кормы, вода попадала на руль, и вы могли управлять кораблем.

Китайцы придумали поднимать и опускать руль, когда судно оказывалась на мелководье.

Они использовали скелетный дизайн, строили каркас и обшивали его досками, в Китае первыми придумали и использовали переборки. Они поделили внутреннюю обшивку на отсеки. Поэтому если в какой-то части корабля возникала течь, корабль оставался на плаву.

Переборки начали использовать в Китае в первом веке, они имели в джонке двойное назначение, укрепляли конструкцию, чтобы она не шататься и если сквозь обшивку проникала вода, корабль оставался на плаву.

Джонка королева древнего кораблестроения, самый успешный проект корабля в истории.

Этот дизайн применим к джонкам любого размера, от маленьких речных судов до огромных океанических лайнеров.

В 1421 году в Китае создали флот из гигантских океанических джонок, который назвали - «драгоценный флот». Китайцы утверждают, что некоторые корабли были размером с футбольное поле. Древнекитайские моряки использовали их для дальних плаваний.

Драккар стал своего рода визитной карточной эпохи викингов. Это был длинный вместительный корабль универсального класса с малой осадкой, приводимый в движение парусом и гребными веслами. Слово «драккар» («drakkar») имеет норвежское происхождение и этимологически восходит к древнескандинавскому языку, где «drage» означало буквально «дракон», а слово «kar» можно перевести как «корабль». В древнескандинавском и ряде германских языков драккар также называется «langskip», что значит «длинный корабль». В европейских языках для названия судов этого типа существует широкий перечень названий – от «dreka» до «draka».

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно – «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Размеры драккара – величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров, хотя археология подтверждает наличие судов куда большей длины. Как я уже сказал, это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров – малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова, достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, потенциальные возможности и символика

Многие заблуждаются, полагая, что драккар неизменно имел на киле резную голову некоего мифического создания. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался тот самый дракон, более того – этот элемент был съемным.

Предположительно деревянная скульптура мифического существа на киле судна указывала, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Драккар снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась – это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона, спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло длиной до 6 метров. В среднем, команда драккара могла составлять 30-50 человек, но есть свидетельства, согласно которым единичные драккары могли принимать на борт 100 и более воинов. При этом обычно каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыхал и под которой хранил личные вещи.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время шторма, чтобы парус не порвало, или во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили с судна, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема – кеннинга.

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру – Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Параметры корабля: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость – не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) – это разновидность драккара, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже – с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. На судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности – иранцам.

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весельных пар предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород – дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки драккаров использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные традиции. Чаще всего доски в обшивке драккара скреплялись деревянными гвоздями, реже – железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков.

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке (называется он ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Формы парусов были универсальны – либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Капитан драккара (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также от нее освобождался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Это щиты на бортах. На самом деле, археология подтверждает, что эти щиты не были боевыми, то есть их не брали в сражение. Эти щиты были больше и тяжелее обычных пехотных щитов и тип крепления к корпусу корабля не предполагал возможности удерживать такой щит в руке. Функции у таких щитов было две – защита воинов при атаке лучниками и эстетичность (потому что драккар со щитами на бортах выглядит эффектно и угрожающе).

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Современные реконструкции драккаров

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли остовы 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Драккар – покоритель морей Скандинавия, Викинги, Драккар, История, Корабль, Средневековье, Длиннопост

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но только после тщательного отбора и длительной подготовки. Исторически столь большие драккары вероятно существовали, но как единичные случаи.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли быстро и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Безусловно, викингский драккар – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

Мне было интересно взять что-то у разных народов времён Руси и сравнить. Например, традиционное судно славян - ладью и судно варяжских народов - драккар. Тут нужно уточнение, что существовало несколько разновидностей каждого из этих судов, но мы попробуем вывести некоторое среднее значение. Если вам такое сравнение интересно, читайте статью.

Технологии изготовления

Драккар является судном, предназначенным, как для речного так и прибрежного плаванья. Не имеет сплошную палубу, корпус его часто делали из дубовой доски, он был снабжён одним рядом вёсел и мачтой с большим парусом. Воины на драккаре также являлись и гребцами.

Ладья - это усовершенствование славянского челна , который годился только для ходьбы по река. Челн фактически представлял собой один длинный ствол дерева, на который крепили лавки для гребцов, съёмную мачту и всё необходимое. В ладье борта сделали более высокими с помощью досок, что дало ему мореходные свойства. В качестве материала также предпочитали дуб. Шла ладья как на парусе, так и на вёслах.

Параметры судов

Драккары были разные, боевые, торговые, но в среднем длина суда составляет 28 метров, а ширина до 7 метров. Драккар был тяжелее ладьи.

Ладья была короче - до 25 метров, а чаше до 10 метров и по ширине примерно соответствовала драккару до 7 метров, но чаще до 3 метров. Таким образом ладья была легче, поэтому её можно было переносить волоком с одной реки на другую.

Изготовление паруса

Парус драккара изготавливали из шерсти и защищали при помощи жира, таким образом он не намокал, и не портился от солёной воды. Парус был преимущественно прямоугольной формы.

Парус ладьи часто был либо прямоугольной, либо скошенной формы, изготавливался он, как и одежда того времени, из льна. Это позволяло сделать его более лёгким, чем у драккара и легче ловить более слабый ветер.

Цифры приведённые в статье являются усреднёнными, так и ладья и драккар - это название для целой группы судов: торговых, транспортных, военных, также эти корабли менялись с веками.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: