Как называли адвокатов в древнем риме

Обновлено: 26.04.2024

В древнейшее время юристами были жрецы (понтифики). Только они имели право толковать закон. Со временем юриспруденция стала доступной и светским лицам.

Деятельность римских юристов имела три основных направления:

* консультирование (respondere);

составление и оформление юридических документов (cavere);

руководство процессуальными действиями сторон в суде (agere).

Деятельность юристов не могла не оказать влияния на развитие и со­вершенствование древнеримского законодательства. Более того, в эпоху принципата ряд произведений (толкований) юристов получил обя­зательную юридическую силу. Таким образом, правотворчество юри­стов (juris prudentes — «знатоки права») получило официальное при­знание и стало одним из источников римского частного права. Именно в рамках римского права возникла юриспруденция как наука (термин происходит от «jurisprudentio^ — «предусмотрительность в праве»).

Виды деятельности юристов:

· комментарии (дигесты) к законодательству, преторским эдиктам, сочинениям юристов (например, комментарии Ульпиана к пре-торскому эдикту в 83 книгах);

институции, т. е. учебники по римскому праву (Институции Гая

196 г., Институции Юстиниана); » регулы (сборники правил);

Responsa (ответы и решения юристов) (например, Папиниана в 19 книгах); вопросы; обсуждения (о спорных вопросах права);

* переписка юристов (epistolae);

монографии, сентенции (сборники мнений);

занятия адвокатурой (в период империи);

фиксация сделок и документов, выдача заверенных копий табеллионами (начало нотариата); » работа в императорском совете.

В период принципата римские классические юристы имели две школы: школу сабинианцев (консервативная) и школу прокулеанцев (более прогрессивная). Различия во мнениях можно установить по более чем тридцати вопросам, но все они не носят доктринарного характера.

Выдающиеся юристы классического права:

» Марк Антпистий Лабеон, его ученик Прокул (основатель прокуле-анской школы);

* Гай Атей Капитан, его ученик Массурий Сабин (основатель са-бинианской школы);

* Публий Ювенций Цельс (претор, автор Дигест в 39 книгах);

» Салъвий Юлиан (член императорского совета, автор дигест в 90 кни­гах, автор «постоянного эдикта»);

» Секст Помпоний (автор истории римского права, комментариев к эдикту в 150 книгах, комментариев к Сабину в 35 книгах);

* Гай (автор Институций);

», Юлий Павел (префект претория, автор более 300 книг);

» Домиций Ульпиан (автор комментариев к эдикту в 83 книгах и к Са­бину в 51 книге);

В 426 г. был принят «закон о цитировании»(пяти великих юристов, на мнения которых можно было ссылаться в суде: Гай, Павел, Папи­ниан, Ульпиан, Модестин — при ведущем мнении Папиниана). Папини­ан в законе быал назван «царем сената мертвых», его учениками были Павел и Ульпиан. Сочинения именно этих юристов занимают 78 % объ­ема текстов Дигест.


Совершенствовать эмоционально волевую сферу личности ребёнка, благоприятно воздействовать на развитие адаптационных механизмов психики детей существенно помогает музыкальная терапия.

Все знают об огромном влиянии музыки на эмоциональное состояние человека, поэтому музыкальную терапию, как одну из здоровьесберегающих технологий применяют во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно — психических, но и соматических заболеваний. Приобретение ребёнком уверенности в себе значительно снижает заболеваемость, повышается сопротивляемость организма различным болезням.

Музыкальную терапию хорошо использовать в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога, так как музыкальный руководитель детского сада хорошо разбирается в музыкальных произведениях, может подобрать музыку, соответствующую эмоциональному состоянию ребёнка, педагог-психолог в свою очередь определить эмоциональное состояние ребёнка, понять проблему ребёнка, смысл и важность недуга.

Каким же образом музыка может влиять на эмоциональное состояние?

  1. Слушая звуки дельфинов, нервная система человека успокаивается, а работа головного мозга, наоборот, активизируется.
  2. Звуки природы благоприятно влияют на эмоциональное состояние и улучшают сон.
  3. Спокойные мелодии, доставляющие радость, нормализуют артериальное давление, способствуют расширению сосудов, замедляют пульс и увеличивают силу сердечных сокращений.
  4. Слушание пение птиц помогает уравновесить все процессы организма, приводят в состояние гармонии тело и психику.
  5. Звуки леса, ветра, воды увеличивают скорость мыслительных процессов. Исследования показали, что они активизируют клеточную активность той части мозга, которая отвечает за гениальность и творчество.

Значительное место в музыкотерапии отведено классической музыке.

Чем может быть полезна классическая музыка детям?

  1. Музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, помогает привить чувство прекрасного.
  2. Классические мелодии отличаются богатством оттенков и гармонией.
  3. Во время прослушивания классической музыки развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, вырабатываются эстетический вкус.
  4. Классическая музыка способствует приобщению к мировой музыкальной культуре.
  5. Обогащается музыкальный опыт, как основа эстетического восприятия окружающего мира.
  6. Музыка позитивно влияет на эмоциональное, духовное и даже на физическое развитие ребенка.

Необходимо выбирать музыку, соответствующую эмоциональному состоянию ребенка. В работе с детьми важно учитывать каждый конкретный случай, педагог-психолог распознаёт и обозначает переживание ребёнка, и только тогда музыкальный руководитель выбирает композицию для прослушивания. Список можно расширять в зависимости от предпочтений ребенка.

Какие композиции стоит давать послушать в конкретных случаях?

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения хорошо подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также «Аве Мария» Шуберта, «Лунный свет» Дебюсси, «Колыбельная» Брамса и вальсы.

Для снятия тревожности и неуверенности мелодии должны быть мажорными, но при этом не слишком быстрыми (в среднем темпе). Подойдут вальсы Штрауса, «Жаворонок» М. Глинки, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Серенада» Ф. Шуберта, «Вальс цветов» П. Чайковского.

Уменьшению нервного возбуждения и раздражительности помогут музыкальные произведения Бетховена («Симфония ля-минор», «Лунная соната», ода «К радости»), Баха («Итальянский концерт», «Кантата № 2»), «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Утро» Грига, «Хор Пилигримов» Вагнера «Полонез» Огинского.

Музыка для улучшения настроения: произведения Моцарта и Чайковского, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Менуэт» Генделя, «Времена года», «Маленькая симфония» Вивальди, «Музыкальный момент» Шуберта.

Тонизирующая музыка: «Марш оловянных солдатиков» из балета Чайковского «Щелкунчик», третья часть Шестой симфонии Чайковского, увертюра «Эгмонт» Бетховена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.

Снятие головной боли: «Дон Жуан» и Сороковая симфония Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Листа, «Фиделио» Бетховена.

От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, «Утро» и «Танец феи Драже» Чайковского, вообще подойдут практически любые медленные вальсы.

Более того, кроме слушания музыки, можно использовать некоторые упражнения, которые способствуют устранению страхов у детей, стабилизации эмоциональной сферы, дети начинают чувствовать себя свободно, непринуждённо.

Упражнение «Вальс дружбы»

Участники разделяются на пары. Они становятся лицом друг к другу, соединяются лбами, между ними зажимается мягкая игрушка, или какой-нибудь другой предмет. Руки за спиной. Звучит музыка. Все должны танцевать в таком положении, не роняя предмета. Пара, которая не удержит его, выбывает из игры. Побеждают самые стойкие.

Упражнение «Прогулка по сказочному лесу»

Медленные шаги под музыку, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестом другим великолепие природы. (Можно взяться за руки и идти как в хороводе).

Детям можно предложить после этого упражнения нарисовать увиденное.

Упражнение «Спонтанное рисование под музыку». Дети рисуют все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка яркая, эмоционально богатая, негромкая.

Дети встают парами. Один ребёнок делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

Релаксационные упражнения, используемые в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ, необходимо проводить с музыкальным сопровождением. Желательно использовать звуки природы, пение птиц.

Эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней связана не только с наличием музыкальных способностей, но и с уровнем нейротизма. Источником многочисленных эмоциональных реакций является тревожность или чувствительность неизбежной и неопределенной опасности, неуверенности в себе. Большими любителями музыки нередко оказываются те, у кого в личностной сфере можно наблюдать разного рода конфликты. Снижение нейротизма и внутренней тревожности больше наблюдается при прослушивании печальной музыки, поэтому ее и рекомендуется слушать при наличии таких состояний. При этом лучше всего поддается изживанию под воздействием печальной музыки тревожность.

В результате использования музыкальной терапии в индивидуальной или групповой работе, у детей значительно повышается уверенность в себе, дети узнают и понимают свои эмоции и эмоции других людей. Различают настроение, особенности поведения в этом настроении.

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб., Речь. 2014
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. СПб., Речь. 2002
  3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004

Основные термины (генерируются автоматически): заступническая адвокатура, Древний Рим, судебный процесс, юридическая помощь, основание Рима, лицо, процесс, указанный институт, родственная адвокатура, судебная защита.

История развития адвокатуры, ее возникновения и становления в Древнем Риме связана с реформами, повлекшими возникновение соответствующей профессии. Первые пять веков граждане Рима не испытывали необходимости в использовании методов судебного красноречия, поскольку существовал судебный патронат патрициев, которые знали законы и особенности ведения процесса и бесплатно вели дела своих клиентов. После усиления Рима, централизации правосудия право выступать в уголовном суде в качестве истца получил каждый гражданин. Защита и обвинение стали независимыми. Осуществление уголовного процесса проходило на площади перед всем народом. Адвокаты должны были обращаться не к конкретным судьям, а к огромному количеству присутствующих, поэтому особое значение приобретало их умение: сделать это изящно; создать нужное настроение; применить риторические приемы воздействия на лиц, изъявивших желание выразить собственное отношение к конкретному делу. Огромное внимание уделялось внешней привлекательности речи: игра голоса, эмоциональность, ударение, каждый жест направлялся на убеждение толпы, получение ее поддержки. К лицу адвоката не предъявляли никаких требований: им мог быть каждый, при этом, не имея юридических знаний, что было прерогативой юрисконсультов, которые составляли записки по правовым вопросам, представления, но непосредственного участия в суде в поддержку своего мнения не принимали. Профессия адвоката была привлекательной и доступной для всех, кто желал прослыть выдающимся общественным деятелем, достичь популярности. Согласно Римскому Закону Cіncіa, адвокатский гонорар в любом виде был запрещен, при этом запрещались не только деньги, но и подарки. Награда измерялась известностью, признанием, общественными должностями. Почти все известные государственные деятели, военные, политики Древнего Рима были адвокатами. В основе адвокатской профессии было умение адвокатов составлять и произносить судебные речи. «Судоговорению» постоянно учились, тогдашние адвокаты не полагались на импровизацию, постоянно учась ораторскому искусству, и приспосабливая язык к каждому конкретному случаю.

Первый оратор, юрисконсульт, который уделил красноречию должное внимание, возведя его в ранг искусства и достигнув благодаря ему значительных успехов.

Марк Порций Катон Старший (234 — 149 до н. э.) и прозванный также у римских писателей Цензором — представляет собой одну из наиболее крупных фигур республиканского Рима и как государственный деятель, и как писатель, считается отцом латинского ораторского искусства.

Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший родился в 234 до н. э. (520 от основания Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран.

В 204 до н. э., получив квестуру, отправился с Публием Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортных судов при этой переправе. В 199 до н. э. он получил должность эдила, в 198 до н. э. — претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния; в 195 до н. э., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков, которые были прогнаны им с острова Сардинии, он был избран в консулы вместе со своим земляком и покровителем Луцием Валерием Флакком. Усилия его в качестве консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю Испанию, он одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награждён триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании городов больше, чем пробыл там дней. В 191 до н. э. он принял в качестве легата Мания Ацилия Глабриона участие в войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах.

Вернувшись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Манием Ацилием Глабрионом, Марком Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 до н. э. он получил, вместе с тем же Луцием Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за полноту, другого — за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (например, против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами).

И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в 155 до н. э. прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался скорее спровадить гостей восвояси.

Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Я полагаю, Карфаген должен быть разрушен»)), принесла свои плоды, хотя самому Катону и не было суждено дожить до осуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Плутарх приписывает ему высказывание при последнем оправдании, что «Тяжело, если жизнь прожита с одними людьми, а оправдываться приходится перед другими». Умер в 149 до н. э.

В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона, не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чём бы потом не писал Катон». Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не дошло, как не дошли и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием и носившая заглавие «Carmen de moribus».

Популярность и моральный авторитет Катона сохранялся и в Средние века, так что ему приписывали авторство очень распространенных в Европе и часто цитируемых Двустиший.

Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит, что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора. Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона как оратора с греческим оратором Лисием, находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, Плутарх сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорит: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре».

Как образец искусной постройки речей Катона могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым островом. Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93.

Профессиональную деятельность знатоков права по оказанию юридической помощи в Древнем Риме условно можно разделить на три вида: cavere (составлять новые иски и сделки), agere (вести дело в суде), respondere (давать ответы).

Cavere означало деятельность юристов по оказанию юридической помощи в форме составления исков, сделок и завещаний. Так, разрабатывались формулы сделок, исков, нередко получавшие имена своих создателей.

Agere — деятельность юриста по ведению дела в суде, где последний берет на себя функции стороны в процессе. Данная деятельность имела место быть как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве. Особое значение в Древнем Риме придавалось вопросу обеспечения юридической помощи лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Сами же защитники разделялись на три группы: advocati, laudatores, patroni.

Возникновение термина «адвокат» традиционно связывается именно с судебной практикой в Древнем Риме. Сам термин происходит от латинского слова advocatus, под которым в республиканском Риме подразумевались друзья и родственники тяжущегося, сопровождающие последнего в суд и дававшие ему советы во время заседания. В строгом смысле описываемая категория лиц оказывала обвиняемому не юридическую, а психологическую помощь. В эпоху Империи термин «адвокат» приобрел более «техническое» значение — «правозаступник», которое сохранилось и до сих пор.

Лаудаторы занимали среднее положение между защитниками и свидетелями. Например, они не сообщали факты, раскрывающие суть дела, а говорили о личных, положительных качествах обвиняемого.
Наиболее весомую роль в оказании юридической помощи в уголовном процессе играли патроны. Именно они представительствовали в суде, держа речь в защиту обвиняемого. Однако не всегда приходится говорить о патронах как о юристах-профессионалах. Чаще всего это были достойные граждане, сведущие в ораторском искусстве, а их деятельность носила скорее общественный, чем профессиональный характер. Последнее подтверждает и тот факт, что патроны не получали вознаграждения, а лишь имели право принять почетный подарок от своего клиента по окончании дела. Отсюда и название вознаграждения юристу, который представительствует в суде — гонорар.

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Около 300г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции. Во П в. до н.э. глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в. до н.э. - Сервий Сульпиций Руф (консул 51г. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со II-ой половины III в., когда законодательная власть была сосредоточена в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается; юриспруденция приходит в упадок.

Из многочисленных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиан (II - III вв.), Павел (II - III вв.), Ульпиан (II - III вв.), Модестин (II - III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426г.) о цитировании юристов, положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1. — Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (Работы Гая, Ульпиана, Флорентина, Марциана); 2. - Дигесты (Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (I в. до н.э. - IV в. н.э.); 3. - Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификационной работой выдающийся юрист VI в. Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости. По Ульпиану, правосудие есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Т.е. юристы еще не отделяли право от нравственности; источником права считали мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов, право граждан.

Естественное право, по их представлениям, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. По словам Гая, цивильное право является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

Право в Древнем Риме также делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.

Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права.

К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Принципы римского частного права были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.

Одни юристы занимали высокие должности в государстве и жили в согласии с власть имущими. Другие становились их жертвами. Ульпиан в качестве префекта преторианцев пытался бороться с произволом гвардии. После ряда покушений, он был убит в 228г. в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом преторианцев. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: