Методы государственного управления административное право

Обновлено: 19.04.2024

Понятие о методах государственного управления, их характеристика, классификация методов

Методами государственного управления являются способы, а также приемы воздействия субъекта управления на объект управления, применяемые для достижения управленческих целей, задач выполнения функций управления.

Основными отличительными особенностями методов государственного управления являются:

  • Реализация методов при реализации управленческой деятельности;
  • Определенная связь с назначением конкретного вида деятельности в сфере управления;
  • Осуществление управленческого воздействия государственного субъекта управления на объект управления;
  • Являются средством реализации полномочий субъекта в пределах его компетенции;
  • Направленность на определенный управленческий объект;
  • Взаимосвязь между субъектом управления и состоянием объекта управления, на которое направлено воздействие;
  • Рациональный способ достижения поставленных целей в сфере управления при конкретных сложившихся условиях;
  • Необходимость в правовой опосредованности;
  • Масштабная привязка – как территориальная, так и временная.

Методы государственного управления подразделяются на:

К прямым относятся методы административного воздействия, к косвенным – не административные.

К универсальным методам относятся убеждение, поощрение и принуждение.

Административные методы воздействия – особенности, классификация

Административными методами воздействия являются совокупность способов и средств воздействия на субъекты управления, основанные на властных полномочиях.

Основные черты, характерные для данной группы методов, представляют собой:

  • Осуществление прямого воздействия субъекта на объект управления;
  • Императивность, то есть обязательность к исполнению;
  • Установление конкретных указаний;
  • Использование административно-правовых актов в процессе управления;
  • Реализация в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  • Наступление негативных последствий при выполнении противоправных действий объектом управления;
  • Оперативное наступление результатов воздействия, что не исключает их отсутствия;
  • При прекращении управленческого воздействия исчезновение результатов.

Административные методы воздействия классифицируются по следующим признакам:

  • в зависимости от формы выражения – административно-правовые и административно-организационные;
  • по юридическим свойствам – нормативные и индивидуальные;
  • по предписанию действий – методы обязывающего характера (императивные), управомочивающие, запрещающие и поощряющие;
  • по способу регулирования – категорические, поручительные и рекомендательные.

Убеждение как один из методов воздействия в процессе управления

Убеждением называется процесс реализации конкретного воздействия субъекта на объект управления, результатом которого является принятие идей, ценностей и установок субъекта.

Средства убеждения влияют на сознание или на волю объекта.

К элементам убеждения можно отнести овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, управление эмоциональным состоянием, формирование определенного интереса.

К способам средства убеждения можно отнести следующие:

  • обучение – целенаправленное формирование знаний, умений и навыков;
  • агитация – привлечение масс людей к участию в общественно-политической деятельности в границах государственного управления посредством распространения идей;
  • пропаганда – открытое распространение определенных взглядов, идей, учений, в частности с помощью средств массовой информации;
  • разъяснительные работы – деятельность по подробному объяснению содержания каких-либо сведений;
  • критика – это осуждение и указание на недостатки при реализации деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения – неодобрение, порицание неприемлемого поведения.

Метод убеждения является одним из основополагающих методов формирования дисциплины и обеспечения общественного правопорядка.

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственному управлению под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

В подобном виде «метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Рассматриваемая категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

В теории административного права при характеристике методов государственного управления отмечается следующее.

Методы государственного управления органически связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти. Осуществление исполнительной власти (государственное управление) реализуется органами исполнительной власти и их должностными лицами посредством определенных административным правом конкретных методов исполнительно-распорядительной деятельности (административно-правовых методов государственного управления).

Административно-правовые методы государственного управления находятся в единстве с формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор метода государственного управления, что объясняется задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный). В методах управления в соответствующем объеме находят свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.

Также следует отметить, что метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера. Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.

Выбор конкретных методов государственного управления находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего – от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от индивидуального или коллективного характера объекта и т.п.).

Таким образом, под методами государственного управления понимаются установленные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия. Выбор конкретных методов государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также компетенцией последних.

Административно-правовые методы государственного управления обладают следующими основными признаками:

– они используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц в целях решения задач государственного управления;

– они определены правом и закреплены в законодательных и иных нормативных актах, определяющих статус субъектов государственного управления. Этим административно-правовые методы государственного управления отличаются от экономических, социально-психологических и других методов, используемых в других сферах управленческой деятельности;

– они выражаются в конкретных приемах и способах реализации субъектами государственного управления в пределах своей компетенции задач, вызывающих юридические последствия;

– их выбор обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Административные методы характеризуются «властью — подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.

Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.

Методы государственного управления (МГУ) - это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Характерные черты МГУ:

1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего - от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.

Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.

Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.

Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.

В сфере государственного управления действуют два универсальных метода - убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.

С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.

К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).

Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).

Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).

По содержанию выделяются следующие методы:

- установление правил поведения общеобязательного характера;

- предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;

- государственная регистрация (лицензирование);

- осуществление надзора и контроля;

- разрешение споров между участниками управленческих отношений;

- применение мер поощрения и административного принуждения;

- приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.

По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.

По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности.

Под формой управления понимается организационно-правовое вы­ражение конкретных действий органов управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных задач.

По своему юридическому значению и юридическим последствиям формы исполнительной власти могут быть правовыми и неправовыми (организационными).

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административных отношений между субъектом и объектом управления.

Правовые формыдеятельности исполнительной власти классифицируются по содержанию, по целенаправленности и способу выражения.

по содержаниюправовая форма управления подразделяется на правотворческую и правоприменительную(правотворческая – выработка правовых норм, усовершенствование и принятие нормативных актов ор­ганами исполнительной власти; правоприменительная – деятельность ор­ганов и должностных лиц по выбору соответствующей нормы права, ее толкование, и принятие по делу решения на основе этой нормы);

по целенаправленности(целям использования) правовые формы управления подразделяются на внутренние и внешние(внутренние – решение организационно-штатных вопросов, руководство структурными подразделениями; внешняя форма управления используется в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций);

по способу выраженияправовые формы государственного управления подразделяются на словесные(письменные и устные) и конклюдентные.

Неправовыми (организационными) формамиуправленческой деятельности являются:

проведение непосредственно организационных мероприятий. К ним относятся: разъяснение законодательства, его толкование, инструктажи, совещания, оказание помощи в работе, инспектирование, изучение и распространение передового опыта, правовая пропаганда и другие). Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности; совершение материально-технических операций. Они направлены на осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности органов управления. Это – обработка информационных материалов, учет, составление справок, ведение делопроизводства.

В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы государственного управления используют различные формы управленческой деятельности.

Такой формой конкретного выражения исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления является издание акта управления.

Акт государственного управления– это юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, осуществляющих на основе законов выполнение функций государства.

По своим юридическим свойствам, основаниям и порядку издания акты управления отличаются от законов, актов судебных органов, гражданско-правовых актов, актов общественных организаций, от документов, имеющих юридическое значение.

Акты государственного управления должны соответствовать законам Российского государства и обеспечивать выполнение задач государственного управления.

Акты управления являются важной административно-правовой формой осуществления исполнительной власти. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и их классификацию необходимо знать всем работникам органов внутренних дел, чтобы правильно их оформлять, ибо любое нарушение может привести к грубому нарушению законности.

Реализация форм управления осуществляется различными методами. Применительно к государственному управлению под методом понимается средство практической реализации стоящих перед исполнительной властью задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности.

Метод государственного управления– это способ целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для успешного решения конкретных задач, достижения поставленных вопросов, целей, действенного осуществления функций управления.

По способу воздействия на управляемые объекты различаются экономические, социально-психологические и административные методы.

В государственном управлении важное значение имеют административные методы.

К методам административного (прямого) воздействия относятся: общее и непосредственное (оперативное) руководство, регулирование, контроль и др.

Административные методы управленияклассифицируются:

· по форме выражения,

· по юридическим свойствам,

· по способу воздействия на поведение субъекта управления,

· по форме предписания.

По форме выраженияадминистративные методы подразделяются на: административно-правовые(выраженные в правовой форме) и административно-организационные(выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По юридическим свойствамадминистративные методы управления могут быть: нормативными(инструкции, наставления и т. п.) и индивидуальными(предписание конкретному исполнителю).

По способу воздействия на поведение субъекта управленияадминистративные методы подразделяются на обязывающиек совершению определенных действий, уполномочивающиесовершить определенные действия, поощряющиесовершение социально полезных действий, запрещающиесовершение тех или иных действий.

По форме предписанияадминистративные методы могут быть подразделены на категорические(императивные), поручительные(поручается органу управления выполнение функций, не входящих в его компетенцию) и рекомендательные.

Основными административными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. При этом в государственном управлении на первом плане стоит метод убеждения.

Убеждениев государственном управлении – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, дисциплинированности трудящихся, добросовестного соблюдения всеми гражданами норм.

Метод убеждения имеет ярко выраженную воспитательную основу. Его широкое применение в сфере государственной исполнительной власти стимулирует такое поведение участников управленческих общественных отношений, которое в большей степени соответствует задачам, решаемым в процессе исполнительной власти.

Формы убеждения:

· разъяснение политики государства,

· критика антиобщественных поступков, всеобщее осуждение нарушений норм права, преступников, пьяниц, тунеядцев, – распространение передового опыта, в процессе которого трудящийся убеждается в прогрессивности нового, что способствует его росту,

· система мер поощрений и наград, являющаяся важнейшим моральным и материальным стимулом повышения сознательности и трудовой активности трудящихся, и другие.

Применение разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в борьбе с правонарушителями. Однако убеждение, как основной метод деятельности нашего государства, не исключает, а иногда даже предполагает в необходимых случаях принуждение. Государство использует принуждение в целях охраны общественного порядка, государственной и личной собственности, личности и прав граждан, установленного порядка управления.

Принуждение– это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях, с применением мер морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем, оно не лишено устрашающего и карательного свойства.

Существует пять групп мер административного принуждения:

· меры административного пресечения;

· меры административно-процессуального обеспечения;

Учитывая специфику образовательного учреждения, рассмотрим эти меры более подробно.

Если меры административного взыскания и пресечения применяются в случае совершения определенных правонарушений, то административно-предупредительные мерыприменяются при отсутствии правонарушений, для предупреждения возможных нарушений и тяжких последствий.

Метод административно-правового управления государством

Наряду со специальными формами административно-правовой направленности в ходе практической реализации власти исполнительного характера одна из самых важных ролей отводится административно-правовым методам государственного управления.

В общепринятом понимании метод обычно означает конкретный способ, прием практического осуществления чего-либо. Относительно государственного управления под ним понимается определенный способ, прием той или ной практической реализации задач и функций власти исполнительного порядка в деятельности исполнительных органов (лиц при должности) на основе специальной закрепленной за ними компетенции в установленных границах, и в соответствующей форме.

Методы административного характера обычно квалифицируются в роли способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов деятельности государственно-управленческой направленности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят именно в совершении субъектом управления специальных действий управленческой направленности, в содержании которых в первую очередь проявляется именно властное обеспечение должного поведения тех или иных управляемых объектов.

Какие-либо административно-правовые методы управления находятся в единстве с конкретными формами государственного управления. Форма государственного управления обусловливает выбор того или иного метода государственного управления, что определяется специальными задачами управления. Метод государственного управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (коллективный или же индивидуальный). В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (который также еще называется публичным) интерес, а также управляющая воля государства.

Отсюда получается, что под государственными методами управления обычно понимаются определенные правовые способы и, что самое главное приемы деятельности органов власти исполнительной направленности, и их лиц при должности осуществленные в рамках их компетенции, и, которые вызывают определенные юридические последствия. Выбор тех или иных методов государственного управления по большей части определяется именно задачами, которые стоят перед органом исполнительной власти, или лицом при должности, а также их компетенцией.

Признаки административно-правовых методов

Методы административно-правового характера государственного управления обладают такими основными признаками:

  • они применяются в ходе определенной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц с конкретной целью решения задач государственного управления;
  • они определены специальным правом и, что самое главное закреплены в законодательных, и других документах нормативного характера, которые определяют статус субъектов государственного управления. Этим методы административно-правовой направленности государственного управления отличаются от экономических, а также социально-психологических и совершенно иных методов, которые применяются в других сферах управленческой деятельности;
  • в свое время они выражаются в специальных методах, а также приемах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей личной компетенции, вызывая при этом определенные юридические последствия;
  • их выбор в свою очередь обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Метод убеждения и принуждения

В сфере государственного управления осуществляют свои действия два универсальных метода — принуждение, а также убеждение. Данные методы по большей части являются именно универсальными способами воздействия на поведение и, что не менее важно волю граждан в любой сфере деятельности, в том числе, и в государственном управлении. Это — два взаимосвязанных, взаимодополняющих «полюса» единого целого, то есть специального механизма обеспечения должного поведения, а также правового порядка.

При помощи методов убеждения происходит стимуляция должного поведения лиц, которые являются участниками управленческих отношений. К данным методам имеют отношение определенные конкретным правом административной направленности приемы и способы государственного управления как разъяснения, различного рода рекомендации, использование определенных поощрений и др.

К принудительным методам имеет отношение привлечение граждан к административной ответственности, а также ряд других мер административного принуждения. Принуждение обычно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, которое применяется в силу нерезультативности убеждения. В ситуации же нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в использовании дисциплинарной или административной ответственности. При потребности для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс мер принудительного характера в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как принуждение административной направленности.

Классификация методов управления по основаниям

В теории права административного порядка методы государственного управления классифицируются и по каким-либо иным основаниям.

Так, по содержанию отмечаются такие методы:

  • установление специальных правил поведения общеобязательного характера;
  • предписание о совершении тех или иных деяний, запрещение определенных действий или же наоборот разрешение определенных действий;
  • регистрация государственного характера (лицензирование);
  • установление определенных стандартов, а также квот;
  • разрешение возникающих между участниками управленческих отношений определенных споров;
  • использование мер поощрения и принуждения административного характера;
  • отмена или же приостановление документов правового характера подведомственных государственных органов и определенных лиц при должности.

По свойствам юридической направленности административно-правовые методы государственного управления подразделяются на индивидуальные, а также нормативные. К методам нормативной направленности обычно относится издание документов правового характера, которые неким образом контролируют управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений в отношении каких-либо конкретных лип.

По способу воздействия на поведение субъектов методы административно-правовой направленности государственного управления подразделяются на обязывающие к совершению тех или иных деяний, уполномочивающие совершать те или иные деяния, а также запрещающие совершать какие-либо действия.

По специальной предписательной форме административно-правовые методы государственного управления могут подразделяться на императивные, а также рекомендательные и поручительные.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: