Как называется специальный цирковой суд

Обновлено: 28.04.2024

Мне, как юристу совершенно непонятны обвинения кого-либо в хищениях того, что принадлежит обвиняемому по праву.

Этакое, к примеру: похитил нефть в немыслиых объемах, перегнал на НПЗ, продал полученные нефтепродукты, а вырученные средства ("негодяй!") распределил между учредителями. И за это должен сидеть в тюрьме.

[ссылка появится после проверки модератором]

Или того лучше: Фигурант (мелкий чиновник) не давал расхищать государственное имущество другим более крупным чиновникам на милиарды рублей. За это павоохранительне органы и прокуратура сфабриковали уголовное дело по факту того, что он помог нищему (дал 15 тысяч рублей по просьбе последнего).

Честные, независимые, беспристрастные суды - это основа правового государства.
Однако то, что происходит в российских судах - правовому государству прямопротивоположно. Это цирк, и цирк очень грустный.
Сегодняшние российские суды - бездействующая, подкупленная система, не имеющая возможности противодействовать коррупции и влиянию экономических и политических интересов.

Сегодняшние. А иначе было? Если "да", то когда - в 1970-е? Опять - "период застоя". Нет, при Брежневе мы опредеённо жили лучше. Вот, когда демократия была!

простым гражданам
==============
граждан = со-хозяев государства нет пока еще.
нигде
могут появиться в России

Уважаемый "космонаФт"! В 37 с половиной годов пора бы уже начинать просвещать в русском языке. КосмонаВт пишется через "В".

Ссылка так и не появилась. Модератор про неё забыл, видимо.
Если Вы про нефть и нефтеперегонный завод, то будьте пожалуйста поосторожнее. Владелец команды "Челси" может обидеться. Он ведь филантроп по характеру, и от нефти той себе почти ничего не взял - да и неизвестно, воровал ли он её вообще. Может это злые языки на него наговаривают? Впору телевикторину провести, на тему: сколько украденных цистерн, и с чем, приписывают Роману Абрамовичу - 52, 56, 57, или ни одной? Может он действительно просто очень умный парень и искренний друг семьи Бориса Николаевича Ельцина, безо всяких цистерн?
Если про Ходорковского и Лебедева, то тоже делить надо информацию надвое, или не надвое - "Мы делили апельсин". А то кто свечку держал или на шухере стоял? Откуда сведения? Из телевизора? А телевизору можно верить? Может они просто очень много знают. Ах да, у нас же демократия!
А если про телепередачи "Час суда" или "Народный судья" (как там они называются?) , то в "Часе суда" и мне участвовать предлагали. Даже пробы прошёл.

Накануне Всемирного дня цирка "Омск Здесь" побывал в этом сказочном заведении и узнал много необычных терминов, которые используют в работе артисты.

В третью субботу апреля во всём мире отмечают День цирка. В этом году праздник выпадает на 21 апреля. "Омск Здесь" не остался в стороне и решил рассказать читателям о цирковых терминах и некоторых поверьях артистов.

Какие слова из цирковой жизни мы можем вспомнить? Пожалуй, кроме "манежа" и "арены", возможно, вспомнится "алле", да и только. А ведь специальных терминов существует несколько сотен.

Само слово "цирк" происходит от латинского circus и имеет два значения: в буквальном смысле - здание с манежем, где проводят цирковые представления, в другом значении - особое искусство.


Мы спросили нескольких человек, как называется ведущий циркового представления. Вариантов получили массу: ведущий, глашатай, тамада, шоумен, весельчак. И ни одного правильного ответа. Правильный ответ: шпрехшталмейстер.

Шпрехшталмейстер - работник цирка, ведущий представления. Но это лишь одна из его видимых ролей, причём не самая главная. Он участвует и в клоунских репризах между номерами программы, руководит униформистами (рабочими, готовящими реквизит для выступлений), следит за соблюдением правил техники безопасности, организовывает репетиции.

В омском цирке шпрехшталмейстером работает Иван Сургучёв. Он посвятил свою жизнь этому искусству и уже раскрывал для наших читателей некоторые тайны и приметы закулисья цирковой жизни. Например, в цирке нельзя щёлкать семечки - аншлага не будет.


Шпрехшталмейстер Иван Сургучёв

Акробат и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим говорит, что не верит в приметы, хотя некоторые соблюдает, приходится считаться с ними, если работаешь в цирке.

- Говорят, что нельзя сидеть спиной к манежу, это как неуважение к тому, что тебя кормит. Начинающие артисты могут и вовсе о ней не знать, сядут передохнуть, им обязательно сделают замечание старшие артисты, а то и шлёпнут по спине, так что спиной к манежу я не сажусь, - смеётся артист.

Олег - цирковой ребёнок или, как говорят артисты, "опилочный". На манеже выступает с шести лет, выполняя с отцом акробатические номера. Но со временем решил работать и в другом направлении - дрессировать попугаев. На его попечении несколько разноцветных ара, две редкие птицы-носороги и несколько птичек, которые не участвуют в представлении.

Опилочный ребёнок - ребёнок, родившийся в семье цирковых артистов и выросший в буквальном смысле за кулисами цирка. Как правило, такие дети находят работу в цирке, часто работают в тандеме с родителями, образуя династию артистов.



- Артисты старшего поколения не делятся опытом, держат в тайне методы работы, скрывают, может быть, это тоже своеобразное поверье. Когда меня спрашивают о чём-то, связанном с работой, я всегда отвечаю, ничего не скрываю. В приметы не верю и никаких ритуалов не соблюдаю, - делится Олег. - Помню, есть поверье, что в шапито нельзя ходить с зонтиком, это якобы намёк владельцу, что купол дырявый. Но это так, цирковая байка.

Артист как раз старшего поколения знаменитый дрессировщик Грант Ибрагимов, много лет выступающий с медведями, рассказал о некоторых цирковых терминах, которые он использует в работе. И тут же продемонстрировал их в общении с трёхмесячным медвежонком Гришей. Его на воспитание к Гранту Евгеньевичу привезли недавно из Костромского зоопарка. Гриша, как и все дети, любопытен, подвижен и питается молочной смесью из бутылочки.



- Со своими медведями, которых я считаю людьми, общаюсь без специальных команд, только по-человечески, - говорит дрессировщик, который, кстати, руководил омским цирком в 90-е годы. - Я их очень люблю, это мои дети. Но они должны чётко знать, что можно, а что нельзя. И, если я их порой балую, то на манеже с ними строг. Из специальных слов и терминов использую в работе с ними слово "оф". А вообще, медведи, как дети - несколько раз скажешь, что надо поднять лапу, он поймёт, и будет это делать. Главное объяснить и повторить несколько раз.

Оф - сокращённое от немецкого слова auf (ауф) - поднять, встать. В наше время исходное слово перефразировали и сократили для удобства произношения.

- Когда я пришёл в цирк, был молодым, сильным, меня взяли в акробатику, - вспоминает артист. - А председатель говорит: "Мы в вас видим унтермана". Я не понял, кого во мне видят? Спросить постеснялся, но потом понял.


Дрессировщик Грант Ибрагимов

Унтерман - в переводе с немецкого "нижний человек". В колонне акробатов выполняет роль основы, на которую опираются верхние ряды акробатов.

Есть в акробатике ещё немало слов, малоизвестных зрителю. Например,

Лонжа - тонкая леска, страховочная нить, удерживающая акробата или гимнаста при падении.

Коуш - металлическое приспособление на страховочном тросе, приспособлено для того, чтобы трос мог сделать петлю.

На манеже (все знают это слово - круглая сцена для выступлений в цирке) есть особое приспособление - пи́ста.

Пи́ста (ударение на первый слог) - край манежного настила шириной до 0,5 м, приподнятый около барьера. Позволяет бегущим по кругу лошадям отталкиваться и не нарушать наклон и темп, бить ногами по стенкам барьера. В старых цирках с опилочными манежами, перед началом номера с лошадьми униформисты граблями разравнивают и подгребают пи́сту. В современных стационарных цирках на смену опилочной пи́сте пришла каучуковая.


Униформисты - рабочие сцены. Без них невозможно провести репетицию или представление. В обязанности униформиста входят подготовка манежа к началу программы, а во время пауз - к очередному номеру, например, расстилание и скатывание ковра, установка и подвеска аппаратуры, реквизита и др. Они могут выступать в роли ассистентов исполнителям (поддержать обруч или трос, через которые производят прыжки, подать или переставить реквизит). Иногда участвуют в клоунских антре и других номерах, выполняя некоторые подсобные, обычно комичные задания.

Униформист выполняет и декоративную функцию: одетые в одинаковую парадную одежду, группируясь в различные мизансцены для встречи и проводов исполнителей, униформисты - неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы. От его работы зависят темп, ритм, общая чёткость всего представления. По традиции, униформисты облачены в ливреи, но сегодня в некоторых труппах на смену ливреям пришли рубашки или даже футболки.

Все цирковые термины мы вам не объясним: их очень много. Лучше посетите цирк, чтобы своими глазами увидеть это особое искусство. Хотя в наше время существуют противники цирка: зоозащитники, которые требуют запретить использование животных в цирке. Но дрессировщики, с которыми мы пообщались, искренне любят своих животных и не дадут их в обиду.

- Мои медведи - это партнёры, хотя, я зову их детьми. У них и имена человеческие: Алёша, Добрыня, Гриша и два Гека, - говорит Грант Ибрагимов. - Кстати, старшему Геку уже 36 лет, живут ли в естественной среде медведи так долго? Сильно сомневаюсь. Там или застрелят, или животное погибнет от немощи. Здесь у них регулярное сбалансированное питание, физическая нагрузка, осмотр врачей, витамины. Общаюсь я с ними, как с людьми: "Мальчишки, привет! Пойдёмте поработаем!". Дрессура в чистом виде - это клетка, а мы партнёры - танцуем, играем, жонглируем. Говорят, что у нас они в неволе, а люди не в неволе? Мы также живём в своих домах и квартирах, своеобразных клетках. И также работаем, как мои медведи.


Грант Ибрагимов с медвежонком Гришей

Согласен с Ибрагимовым и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим.

- Бить животное? Вы думаете, после удара оно будет работать? Оно зажмётся в угол и не выполнит ни одного элемента. Почему люди не беспокоятся о бродячих животных, которые гибнут от болезней и "природных условий"? У меня есть несколько птиц, которых искалечили люди, владельцы, которые купили их за достаточно большие деньги. Причём искалечили в моральном смысле. Одного попугая моя помощница выкупила из неблагополучной семьи за 140 тысяч рублей. Птица до сих пор пугается вытянутой руки, не совсем адекватна, выступать она не может. Но на репетициях я также с ней занимаюсь, люблю не меньше других подопечных, и уделяю ей внимание, чтобы она поняла - её здесь не обидят. Или две наших птицы-носорога - гомраи. Этих птиц мы купили несколько лет назад у контрабандистов, сегодня их ввезти в страну невозможно. Кому бы их продали? Прожили бы они у простых людей столько лет, сколько у нас?


Кстати, при правильном уходе попугаи ара могут прожить десятки лет, как люди. А пол попугая можно определить только по анализу крови. Но Олег настолько изучил их повадки и проанализировал поведение, что уверен - Мальвина, Боня, Лора и Лиза - самочки. А Вождь - точно самец, и его поведение соответствует кличке.

"Омск Здесь" поздравляет всех причастных к цирковому искусству с Днём цирка и желает ярких номеров и аншлагов.

Два взгляда на цирк и клоунаду в уголовном судопроизводстве

Три дня отвечала на вопросы судьи и сторон первая из экспертов, выводы которых о легли в основу обвинительного заключения по делу "Оборонсервиса" о хищении 3 млрд руб. в Минобороны. Адвокаты много спрашивали об этом и том же, но судья являла собой образец терпимости, допуская, что в вопросах может скрываться потаенный смысл. А вот адвокаты и прокуроры вывели остроту своих пикировок на новый уровень.

Сегодня, 19 марта, в Пресненском суде закончился трехдневный допрос гендиректора ООО аудиторская фирма "Аудит-Профессионал" Марины Демидовой, которая по заказу следствия проводила комплексную бухгалтерскую финансово-экономическую экспертизу по вопросам, касающимся ОАО "31-й Государственный проектный институт спецстроительства". С этой организацией, подведомственной Минобороны, связаны два самых "дорогих" эпизода обвинений по делу "Оборонсервиса". По мнению следствия, его здание в центре Москвы на Смоленском бульваре было продано по заниженной, как считает следствие, на 505 млн руб. цене – за 1,6 млрд руб., а 100 % минус одна акция – всего за 142 млн руб., тогда как их реальная стоимость составляет 2,25 млрд руб.

– Вы ничего не пропустили. Сегодня опять будем правила бухгалтерского учета слушать, – сказали коллеги отсутствовавшему несколько дней из-за болезни адвокату Тимофею Гридневу перед началом заседания. А началось оно с ходатайства другого защитника – Хасана-Али Борокова.

– Вчера выяснилось, что мои доводы непонятны оппонентам, – начал он издалека, а затем зачитал главы из Конституции РФ и Кабардино-Балкарской республики в части государственных языков.

– С ужасом думаю, что будет дальше… – сказала судья Татьяна Васюченко, а Бороков продолжал:

– Я окончил экономический факультет по специальности "Бухучет и аудит", умею читать баланс… Я кабардинец, никогда этого не скрывал. Говорю на кабардинском, русском языках. На французском могу изъясняться…

– Хасан, ты меня сегодня удивляешь. Что происходит? – смеясь, спросила Евгения Васильева, бывший директор Департамента имущественных отношений Минобороны, главная фигурантка дела "Оборонсервиса". Следствие считает ее организатором и руководителем преступной группы, из-за действий которой военному ведомству был нанесен ущерб в 3 млрд руб. Она обвиняется по 12 эпизодам по ст. 159, 174.1, 285 и 286 УК РФ (мошенничество, легализация денежных средств или иного имущества, превышение и злоупотребление должностными полномочиями – до 10 лет лишения свободы). Следователи думают, что Васильева была конечным бенефициаром ряда компаний, которым по заниженной стоимости уходили активы Минобороны.

– Если мои разъяснения непонятны, то могу разъясняться на кабардинском языке, – тут Бороков перешел не него. – Прошу суд обеспечить прокуроров переводчиком. Сторона защиты меня понимает, – закончил он уже по-русски.

По залу прошли смешки.

– Необходимо, чтобы суд выяснил у данного лица, владеет ли он русским языком, – заявил прокурор Юрий Хализов.

– Я владею русским языком. Но, если меня не понимает сторона обвинения, прошу обеспечить…

– Можно я переведу, ваша честь? – вставил адвокат Дмитрий Харитонов, чем снова вызвал вспышку хохота в зале. – Мы его понимаем, и он нас понимает, а гособвинение – нет.

– Сторона обвинения ни разу не говорила о том, что не понимает Борокова. Единственное, Бороков, проявляет излишнюю эмоциональность и размахивает руками, что невозможно отразить в протоколе… – заметил Хализов.

– Мы считаем, что цирк и клоунада – направление этого уголовного дела в суд! – заявила Васильева. – Тут нет не то что состава, а даже события преступления нет!

– Если у нас считается, что ссылки на Конституцию – цирк… Я просто просил, если непонятно… – тут адвокат вновь заговорил на кабардинском.

В конце концов Васюченко отказала в удовлетворении ходатайства. "Уважаемый адвокат Бороков, изъясняйтесь, пожалуйста, на русском языке и, если можно, потише, – сказала она, а затем обратилась к Демидовой: – Марина Юрьевна, извините, пожалуйста". Кафедру задвинули в угол, и свидетель теперь отвечала на вопросы, сидя на стуле.

"Может, там какой-то потаенный смысл скрывается…"

Демарш Борокова был связан с пикировкой, которая возникла у него с Хализовым накануне, 18 марта, из-за вывода Демидовой, согласно которому была неправомерной выплата 942,8 млн руб., полученных от продажи здания 31-го ГПИСС, "Оборонстрою" в виде дивидендов 9 декабря 2011 года. "Источником распределения дивидендов является чистая прибыль, которой фактически не было на последнюю отчетную дату перед собранием акционеров, соответственно и источника распределения дивидендов не было", – говорилось в заключении, а в суде Демидова высказалась по этому поводу так: "Это уникальный случай, когда распределяется прибыль, которая отсутствует!" Между тем именно эта операция позволила оценщикам из компании "НЭКСО" заключить, что акции института стоят 142 млн руб.

Бороков раз за разом спрашивал у Демидовой, "когда юридически возникает прибыль", уточнял, можно ли назвать распределение средств лишь "преждевременным", а она либо повторяла свои выводы, либо принималась объяснять правила бухучета. Хализов же был недоволен тем, что Бороков рассуждает, вместо того чтобы задавать вопросы. Тот был с этим не согласен. "Я спрашиваю у специалиста, правильны ли мои суждения. Без этого нельзя, потому что вся экспертиза – это, по сути, одни рассуждения", – говорил он.

Одни и те же вопросы Бороков задавал и сегодня. Свидетель несколько раз обращала внимание суда на это, а Васюченко сказала, что сознательно не снимает повторные вопросы. "Жду, может, там какой-то потаенный смысл скрывается…" – заметила судья. А когда у Борокова вопросов не осталось, их начал задавать Харитонов.

– В своем заключении вы использовали базу 1С 31-го ГПИСС? – спросил он.

– Да, с ноутбука следователя Очкуренко, – ответила Демидова.

– В вашем заключении не указано, что вы использовали компьютер Очкуренко, который мог внести туда что угодно. Там указан только некий носитель. Где базу взяли-то?

– Я не знаю, каким образом сведения попали на носитель.

– Вы не присутствовали при изъятии и опечатывании?

– Нет. Только при перекачке на компьютер, – ответила Демидова, а Харитонов обратил внимание суда, что в материалах дела отсутствует протокол осмотра накопителя. "Не обнаружили его и в физическом виде. Мы утверждаем, что никакой базы 31-го ГПИСС в уголовном деле нет", – заявил он.

– Если сторона защиты не нашла какие-либо документы либо предметы, это не говорит о том, что они в материалах уголовного дела отсутствуют, – парировал прокурор Хализов. – В качестве примера… 4 марта 2015 года адвокат Харитонов заявлял, что они не нашли два диска в материалах уголовного диска и, значит, они отсутствуют. Между тем эти диски находятся в 329-м томе.

– Чья была инициатива исследовать накопитель на ноутбуке, принадлежащем ГСУ СКР? – спросил Демидову Обухов.

– Это делалось по моей просьбе. Мне же база была нужна, чтобы я могла работать, – отозвалась она.

– Для вас имело значение, кто его вам покажет? – последовал новый вопрос прокурора.

– Главное, чтобы специалист…

– Если эксперту было все равно, кто ему покажет вещественные доказательства, то все, что в экспертизе написано, не стоит бумаги! – возмутился адвокат Харитонов.

"Вот откуда дополнительные два миллиарда взялись!"

Выводы Демидовой во многом были положены в основу двух других пакетов документов – экономических экспертиз отчетов оценщиков, исходя из которых проводилась продажа активов Минобороны, и заключений о стоимости объектов, заказанных следствием. Готовила их Марина Разоренова – гендиректор консалтинговой фирмы "Экономико-правовая экспертиза", член комитета по стандартам и методологии Национального совета по оценочной деятельности. Ее допрашивали 12 марта по инициативе Васюченко. По словам Разореновой, занижение стоимости проданных акций 31-го ГПИСС примерно на 2 млрд руб. произошло из-за того, что оценщики из "НЭКСО" использовали недостоверный бухгалтерский баланс.

– Почему вы назвали бухгалтерский баланс недостоверным? – спросил Харитонов.

– Основываясь на заключении судебной бухгалтерско-финансовой экспертизы из материалов дела, – ответила эксперт, а позже, засмущавшись, уточнила, что слова о "недостоверности баланса" были использованы "не совсем корректно", и пояснила, что в документе на 1 сентября 2011 года валюта баланса составляла 1,8 млрд руб., а в предварительном балансе на 30 ноября 2011 года – 385 млн руб. "Пояснений, почему так изменилось имущественное положение предприятия, в отчете нет", – сказала она. В итоге, по ее мнению, этот отчет "невозможно признать достоверным, обоснованным и рекомендуемым для цели совершения сделки".

Затем Разоренова рассказала, что при определении рыночной стоимости акций она вносила корректировки в анализируемый баланс "в соответствии с мнением эксперта, которому доверяла" (речь тут идет как раз о Демидовой). Корректировала она его по статьям "нематериальные активы" и "запасы" и общая стоимость первых, с учетом филиалов, была оценена в 838 млн руб. Затем, не без некоторых усилий со стороны защиты, Разоренова признала, что учитывала также и цену здания 31-го ГПИСС, которое на тот момент уже было продано, а прибыль после продажи – распределена.

"Вот откуда дополнительные два миллиарда взялись!" – торжествующе прошептала Ирина Егорова. Она обвиняется по п. "а" ч. 3 ст. 174.1 УК РФ (отмывание похищенных денежных средств – до пяти лет лишения свободы) и ч. 4 ст. 159 (мошенничество – до 10 лет). Следствие называет ее "казначеем преступной группы" Васильевой.

Были у Васюченко вопросы и о других выводах Разореновой. Например, почему та считает, что цена здания "Военторга" на Арбате была занижена на 27 млн руб. (его продали за 115 млн руб.). Эксперт ответила, что, используя сравнительный метод, она брала более высокую стоимость одного квадратного метра по выбранным "аналоговым объектам", а в рамках доходного метода посчитала нужным уменьшить сумму операционных расходов.

Много вопросов в ходе разговора о здании "Военторга" вызвала так называемая "скидка на уторгование", которая в экспертизе была определена на уровне 2 %. "Мы брали [ее] по "нижнему пределу" диапазона, что было обусловлено высокой коммерческой привлекательностью объекта исследования", – пояснила Разоренова. По ее мнению, такой вывод нужно было сделать не только потому, что здание находилось в центре города, но и благодаря возможности размещения летнего кафе на прилегающей территории.

– Вы написали, что срок разрешения [на него] истекал осенью и имеется вопрос о его легитимности. Как вы можете это объяснить? – спросила Васюченко.

– Оно легитимно, но ограничено определенным сроком, и могло быть либо продлено, либо нет, – ответила эксперт. А вероятность продления, если судить по обычной практике, по ее словам, была выше, поэтому на перспективу были сделаны именно такие прогнозы, что и позволило выбрать самый низкий "процент уторгования".

При проведении экспертизы по еще одному спорному объекту – недвижимости пансионата "Эллада" в поселке Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края – Разоренова пришла к выводу, что цена сделки была занижена на 7,3 млн руб. (реализован объект был за 92 млн руб.). Рассказывая о причине такого вывода, она сказала, что, в отличие от оценщиков из "Кэпитал Консалтинг", на основании отчета которых была установлена стоимость продажи, она изменила вид их разрешенного использования земли в соответствии с "принципом наилучшего и наиболее эффективного использования". Если в отчете "Кэпитал Консалтинг" участок значился как предназначенный "для эксплуатации и обслуживания зданий пансионата", то в заключении Разореновой говорилось, что земля предназначалась под строительство коттеджей. Эксперт уточнила, что она изучила градостроительный план и сделала вывод, что запрета на смену рекреационного статуса участка на застраиваемый не было.

"Это правовой нигилизм! Нет, даже правовой вандализм!"

Если эксперты, привлекаемые следствием, стремились к повышению стоимости оцениваемых объектов, то у специалистов, привлекавшихся в период распродажи активов Минобороны, которые следствие теперь считает преступлением, был другой подход. 11 марта, например, свидетель Алексей Кучерявых, который в 2011 году работал оценщиком недвижимости в "Кэпитал Консалтинг", говорил, что его непосредственный начальник Татьяна Козлова просила подчиненных указывать в отчете цену, "близкую к нижней границе рыночной стоимости", если объект предназначался для реализации.

– Как быть, если существует два отчета по объекту – ваш и наш. Расхождение в 20 %. Какому из них верить? – спросил Харитонов у Разореновой. Обвинители зашумели, потребовав снять вопрос. Васюченко попросила стороны держать себя в руках.

– Вопрос считаю некорректным, поскольку отчет в рамках своей экспертизы не делала. В рамках деятельности оценщика результатом был бы отчет, а в рамках экспертизы – экспертное заключение.

– Оценка и экспертиза при определении рыночной стоимости – разные вещи? – хотела знать судья.

– Это одно и то же, но результат фиксируется в разных документах, и при этом оценщик в отчете не может использовать документы за датой оценки, а у эксперта такое право есть, – ответила Разоренова. Она так и сделала, использовав при оценке объектов, продажа которых происходила 2011 году, недвижимость, выставленую на реализацию двумя годами позже. "Позволяли ли вам полномочия эксперта использовать для проведения экспертиз данные, полученные после даты оценки?" – переспросила прокурор Пашковская.

– Ни одним законодательным актом это не запрещено, – сказала Разоренова.

– Это правовой нигилизм! – прокомментировала защита, – Нет, даже правовой вандализм!

"Давно не общался с приятным судьей!"

Позже, 17 марта, вопрос о допустимости использования для экспертиз более поздних данных, нежели для оценки, судья Васюченко задала свидетелю Сергею Дмитриеву, который был отрекомендован как один из учредителей Российского общества оценщиков. Он еще до возбуждения уголовного дела проводил экспертизу отчета об оценке здания 31-го ГПИСС.

– Говорят, что экспертиза, назначенная решением суда, регулируется исключительно законом о государственной экспертной деятельности, – начал свидетель. – Как в оценке, так и в экспертизе оценок запрещается использовать данные о событиях, которые произошли после момента оценки. В законе о госэкспертной деятельности прямого ответа на этот вопрос нет, а во всем, что касается оценочной деятельности и экспертизы оценок, есть прямые указания. Хочу отметить, что и оценщик, и эксперт обязаны учитывать прогнозы, которые делались до даты оценки.

Дмитриев рассказал и о том, что противопоставление одного отчета об оценке другому не является надлежащим опровержением. "Наличие нескольких отчетов с разными результатами на один и тот же объект не свидетельствует о том, что один из отчетов неправильный. Для того чтобы опровергнуть результаты представленного отчета, надо указать на ошибки именно в нем", – сказал он.

– В вашем заключении указана итоговая стоимость объектов [31-го ГПИСС на Смоленском бульвара в] 1,2 млрд руб. Вы подтверждаете этот вывод? – спросил адвокат Харитонов.

– Подтверждаю именно тот вывод, который был сделан мною – не само число – я его не определял. Я согласен, что оценщик ["Кэпитал Консалтинг"] надлежащим образом получил данный результат.

Обвинение попыталось поймать Дмитриева. В приложении к договору аренды земельного участка под зданием 31-го ГПИСС, по словам прокурора Обухова, указано, что его площадь составляет 2215 кв. м, а в отчете оценщика о стоимости прав на него – другая величина – 1459 кв. м. Гособвинителя интересовало почему.

Адвокат Бороков потребовал снять вопрос. "Разные документы же! – возмутился он. В одном идет речь о том, сколько земли берется в аренду, а в другом – за сколько надо платить. Началась перепалка. Прокуроры заявили, что свидетелю подсказывают, адвокаты это опровергали, а судья ругалась, что секретарь не может вести протокол заседания, потому что все говорят одновременно.

А когда все успокоились, Дмитриев обвинил прокуроров в том, что они недобросовестно пользуются разницей в положениях. По его словам, он видит отчет, о котором идет речь, в первый раз с 2011 года, а участники процесса работают с делом уже несколько месяцев. "Так что мне сейчас по сути подсказали правильно, и спасибо за это!" – сказал он.

– Это сторона защиты пользуется, когда подсказывает ответы! – возмутилась прокурор Пашковская.

– Подсказка, что дважды два – четыре, не является криминальной. Один из документов – расчет арендной платы. Например, у меня прокуратура в здании сидит, безвозмездно пользуется, почему я за них должен платить? Это вопрос об обременениях этого здания нерыночными договорами аренды? – парировал свидетель.

– Оценка оценщиков и определение [экспертом] рыночной стоимости – это одно и тоже? – спросила Васюченко.

– Рыночная стоимость – это то, что насчитал оценщик, – ответил Дмитриев. – При этом один насчитает одну стоимость, второй – другую. И как только я, как эксперт, вижу, что при повторной экспертизе, назначенной решением суда, второй эксперт получает то же значение, что и первый, я понимаю, что это сговор. Они не могут совпадать, если это не двухкомнатная квартира в панельном доме.

Улыбаясь, судья поблагодарила свидетеля: "Получили огромное удовольствие от общения с вами!"

– И я тоже получил огромное удовольствие от общения именно с вами, – отозвался Дмитриев. – Давно не общался с приятным судьей!

Этот человек называется очень трудным для запоминания и произношения немецким словом - шпрехшталмейстер. Ну а чтобы это сложное слово было легче запомнить, советую послушать "Песенку шпрехшталмейстера" автора и исполнителя А. Розенбаума

Вопрос вроде бы легкий, кажется, что ответ на него на самом кончике языка вертится. Да не все так просто!

Название сие пришло к нам с немецкого языка.


Первое слово произошло от глагола - "говорить", второе слово - "конюшня" ( здесь второе и третье слово написаны целиком ), а третье слово-


если совсем дословно, то - "старший конюший" :)

Поэтому, человека, который объявляет номер очередного циркового представления, называют - шпрехшталмейстер. Слово сложное, как для запоминания, так и для выговаривания, но по слогам выговорить его можно, если, конечно знать о существовании шпрехшталмейстера:)

Этого человека называют шпрехшталмейстер, ведь именно он объявляет следующие цирковые представления. Данное слово состоит из шестнадцати букв, поэтому я уверенна в правильности ответа.

Ответ:шпрехшталмейстер (16 букв).

фото

Такой сложный ответ на вопрос, но правильно будет так "шпрехшталмейстер", даже с трудом можно выговорить это слово.

Шпрехшталмейстером считается работник цирка, ведущим цирковое представление.

Сейчас, в современном мире, эта работа называется "инспектор манежа".


Никогда не задумывалась над этим вопросом. Век живи, век учись. Оказывается человека, всем так знакомого, которого видим в каждом представлении цирка, называют шпрехшталмейстер. Выговорить и запомнить сложновато, особенно написание.

Сегодня эту профессию можно было бы назвать администратором или инспектором манежа. То есть это человек,не только объявляющий номера, но и занимающийся ведением цирковой программы, иногда участвующий в клоунских репризах, отвечающий за порядок чередования номеров и внешний вид (униформу) цирковых исполнителей.

Ранее такой человек имел сложное должностное определение из 16 труднопроизносимых букв - шпрехшталмейстер.

«Солнце в авоське». Эстрадная программа с участием Олега Попова и цирка на Цветном бульваре, 1980 год.

Цирк на протяжении десятилетий считался одной из визитных карточек Страны Советов, наряду с балетом, спортом и освоением космоса. Советских звезд манежа одинаково обожали как отечественные, так и зарубежные зрители.

Школа Карандаша

При этом личные отношения между артистами для широкой публики, как правило, оставались тайной за семью печатями. Поэтому растянувшаяся на десятилетия вражда между двумя легендарными советскими клоунами Олегом Поповым и Юрием Никулиным становилась настоящим ушатом холодной воды для тех, кто о ней узнавал.

Славы у каждого было в достатке, но все же острый дух соперничества сделал их непримиримыми по отношению друг к другу.

Юрий Владимирови вспоминал, что профессия клоуна привлекала его еще в детстве. Однако путь к ней лежал через две войны — советско-финскую и Великую Отечественную, а также через неудачные попытки поступить во ВГИК и ГИТИС. Удивительно, но будущую звезду с порога отправляли с довольно унизительной формулировкой — нет актерских данных.

Зато в школе-студии разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре его встретили с распростертыми объятиями. Вскоре Никулин стал одним из ассистентов главной звезды клоунского жанра Михаила Румянцева, более известного под псевдонимом Карандаш.

Михаил Румянцев.

Румянцев был блестящим артистом, однако, по свидетельствам очевидцев, обладал довольно тяжелым характером. Он привык, что другие члены коллектива безоговорочно работают только на него. Вскоре у Карандаша появился еще один молодой ассистент из числа фронтовиков — Михаил Шуйдин. Они стали работать с Никулиным в паре, и когда после очередного выяснения отношений с Румянцевым Шуйдин положил на стол заявление об уходе, так же поступил и Юрий Владимирович.

Не всем бывшим ассистентам Карандаша удавалось добиться успеха, но Никулин и Шуйдин создали дуэт, который более четверти века блистал на манеже.

Рыжий в клечтатой кепке

После ухода Никулина и Шуйдина среди ассистентов Румянцева заметной фигурой стал Олег Попов, выпускник Государственного училища циркового искусства по специальности «эксцентрик на проволоке». Начав с номеров на свободной проволоке, Попов очень скоро увлекся клоунадой, успев поработать в этом жанре в Саратове и Риге, а затем оказался у Карандаша.

Звучит сейчас удивительно, но именно Попов, а не Никулин первым появился на киноэкране. Случилось это в 1953 году в фильме Сергея Гурова и Юрия Озерова «Арена смелых». Клоун, к тому времени уже работавший в рыжем парике и полосатых штанах, среди кинореквизита нашел клечатую кепочку, которая затем стала его визитной карточкой на долгие годы.

«Арена смелых» была, по сути, экранизацией циркового представления, и Попов играл самого себя. И в дальнейшем, в почти двух десятках картин, ему будут предлагать камео, что со временем начнет его даже обижать.

Попов, тянувшийся, как и Карандаш, к сольным выступлениям, уйдя от учителя, громкого успеха добился быстрее, чем Никулин и Шуйдин. Но Юрий Владимирович считал, что методы достижения успеха были не самыми достойными.

Олег Попов.

«Набейте Попову морду!»

Как-то дуэт отправился выступать в Ленинград, и на следующий день после представления клоуны прочли в местной газете: «Хорошо выступили молодые артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они повторили все репризы Олега Попова».

Сын Никулина Максим так рассказывал об этом эпизоде: «Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: “Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! Что нам делать?!”, а начальство в ответ: “Ну, набейте Попову морду!”»

Естественно, никто бить морду Попову не стал, однако первая из многочисленных черных кошек между ним и Никулиным пробежала.

К слову, Попов также обвинял Никулина и Шуйдина в плагиате. На самом деле, автором целого ряда идей, которые использовали многие клоуны, был Михаил Татарский, выпустивший сборник реприз, так сказать, для общего пользования. Среди них был и «Луч света», под названием «Солнце в лукошке» ставший визитной карточкой Попова.

Этот номер, кстати, показывали и Никулин с Шуйдиным, но с другой концовкой — они не уносили луч с собой, а дарили его зрителям.

«Он не такой цирковой, как я»

Как бы то ни было, слава к Попову на цирковой арене, несмотря на то, что он был моложе Никулина на девять лет, пришла раньше. Он ярко выступал во время зарубежных гастролей советского цирка, получив с легкой руки бельгийской королевы прозвище «Солнечный клоун».

Никулин и Шуйдин, пользуясь зрительской любовью у себя в стране, за рубежом принимались более сдержанно. Зато у Никулина стала бурно развиваться кинокарьера, причем преуспел он не только в комедийных, но и в драматических ролях. После картины 1961 года «Когда деревья были большими» всем стало ясно, что в свое время на приемных экзаменах во ВГИКе Юрия Владимировича недооценили.

В интервью «Аргументам и Фактам» в 2006 году Олег Попов заметит: «Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Всё, что он сделал в кинематографе, — прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал. »

И следом выскажет свою точку зрения относительно их конфликта. Сделав это, заметим, спустя почти десятилетие после смерти Никулина: «Мое мнение: Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел, я не нахожу. Говорю: “Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике”. А меня на пять лет “ссылают” в цирки сибирские».

Юрий Никулин. 1970 год.

Не сочлись славой

Попов стал народным артистом СССР в 1969-м, Никулин — в 1973-м. Попов получил орден Ленина в 1980 году, Никулина отметили той же высшей наградой также в 1980-м. Спустя десять лет Никулин станет Героем Социалистического Труда, а вот Попову это звание не присвоят.

На самом деле на новую ступень развития конфликт двух артистов вышел в 1981 году, когда Никулин, объявив о завершении карьеры, занял пост главного режиссёра цирка на Цветном бульваре, а спустя два года — директора и художественного руководителя Московского цирка на Цветном бульваре.

То есть Никулин превратился во влиятельного функционера, а Попов остался рядовым артистом. И во всем, что с ним дальше происходило, стал видеть козни вечного соперника.

Здесь нужно заметить объективно: Никулин показал себя блистательным управленцем. В не самых простых условиях он сумел пробить реконструкцию здания цирка, добравшись до самого главы правительства СССР Николая Рыжкова. После развала Советского Союза Юрий Владимирович, друживший с сильными мира сего, удержал цирк на плаву, и, более того, смог превратить его в коммерчески успешное предприятие.

А Попова в это время уже не было в стране. Отметив 60-летие в цирке на Ленинских горах (на Цветной бульвар, утверждал Олег Константинович, его не пускал Никулин), клоун уехал за рубеж.

Олег Попов.

Обиды «Счастливого Ганса»

Попов пояснял, что просто совпало многое — смерть жены, развал государства, экономический кризис, в котором сгорели весьма внушительные сбережения артиста. Находясь на гастролях в Германии, он остался в этой стране. Женившись на немке, он вполне успешно продолжил выступать под новым прозвищем — «Счастливый Ганс».

В свое время Никулин сказал об оппоненте: «Олег Попов — это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна».

Вроде как и похвалил, но с другой стороны, характеристика «лучший на фоне застоя» не слишком походит на искреннее признание заслуг.

Попов тоже не отставал, причем доставалось не только Никулину-отцу, но и Никулину-сыну: «Разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно — был Никулин, но почему после него его сын — директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы в манеже — 50 лет».

Звучит как-то по-детски наивно. Директор цирка — должность все-таки не почетная, а управленческая, и Никулин-старший, как уже говорилось выше, доказал свои умения в этом качестве. Максим Никулин помогал отцу, а после его смерти заступил на вакантное место, и, опять-таки, справился, сохранив традиции, популярность и коммерческий успех.

Попов же, в свою очередь, всегда был сосредоточен исключительно на выступлениях, в Германии передав всю коммерческую часть дела жене-немке.

Никулин умер 21 августа 1997 года из-за осложнений после операции на сердце. Его с воинскими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.


Последние гастроли

Попов, сохраняя российское гражданство, на Родине не выступал четверть века. В 2015 году он впервые приехал в Сочи, выступив с двумя репризами в местном цирке в рамках Международной профессиональной цирковой премии «Мастер». Затем в декабре того же года Попов приехал на открытие после реставрации Цирка Чинизелли в Питере.

Кажется, он осторожно пробовал наощупь — не забыт ли он, есть ли еще интерес публики? А интерес, на самом деле, был колоссальный. И тогда в 2016 году Попов приехал в Россию с гастрольным туром «Возвращение легенды». С блеском отработав две недели представлений в Саратове, он переехал в Ростов-на-Дону, где сказал журналистам: «В 85 лет стал уже подумывать о том, чтобы уйти из профессии, но остаться помогла именно русская публика. В прошлом году меня пригласили в Сочи, на фестиваль клоунов, нужно было вручить награды, и когда я вышел на манеж, публика аплодировала стоя. Я даже расплакался от счастья и передумал уходить из цирка. В донской столице дам пятнадцать представлений. Последний раз у вас я был в 70-х годах и хорошо запомнил донского рыбца. Хочу этого рыбца за хвост наконец-то укусить и сказать: “Я в Ростове!” Я сейчас работаю на втором дыхании, как спортсмен. Он бежит, падает, а потом у него появляются новые силы, и он приходит первым, становится чемпионом. Я тоже хочу быть чемпионом».

Олег Попов скончался на 87-м году жизни.

Из 15 запланированных представлений он отработал два, был бодр, готовился к третьему, но 2 ноября прилег на диван в гостиничном номер, задремал, и уже никогда не проснулся.

Иногда говорят — их примирила смерть. Но в этом случае получилось не так: если Никулин нашел последний приют в родной земле, то Попова, по настоянию родственников, похоронили в Германии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: