Какие подходы используются в теории государства и права для изучения различных типов государств

Обновлено: 24.04.2024

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Основные подходы к типологии государства:

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

    Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

    В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

      1. рабовладельческий,
      2. феодальный,
      3. буржуазный,
      4. социалистический.

    Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

    Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

    Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

      • капиталистическое,
      • монополистическое,
      • индустриальное,
      • постиндустриальное государство.

      Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

      Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

      Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

      Достоинства формационной типологии:
        1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
        2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
        Недостатки формационной типологии:
          • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
          • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

          В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга , выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

          Государство имеет разные черты, признаки и системы классификации. Это связано с разносторонним и многогранным смыслом, который вкладывается в данное определение. Один из самых распространенных типов классификации – типология государства и права. Такая политическая форма организации общества рассматривается с точки зрения двух различных подходов: формационного и цивилизационного.

          Различные подходы к классификации государства и права. Современный взгляд на проблему

          Рисунок 1. Типология государства

          Формационный подход

          В основе данного метода лежит систематизация определенного государственного устройства на основе общественного-экономической формации. Данный термин дословно переводится с латинского как «образование».

          Формация – определенный этап в развитии общества и его структуре, характеризующийся типом производственных отношений.

          Формационный подход активно использовался в марксизме. Марксистская теория трактовала государственное устройство в качестве надстройки над экономическим базисом, в основе которой лежат материальные и производственные отношения. Согласно выдвинутым идеям, финансовое положение социума определяет, какая ступень общественного развития на данный момент превалирует в политической и правовой сфере государства. Поэтому социально-экономический строй лежит в основе производственного характера любой страны.

          Ф. Энгельсом и К. Марксом выделялось три макроформации:

          • архаическая (древняя);
          • эксплуататорская;
          • коммунистическая.

          Основной определяющий критерий – наличие частной собственности и классов, а также их взаимодействие.

          В 1938 году данная концепция была пересмотрена И. В. Сталиным, и количество формаций увеличилось до пяти:

          • первобытнообщинная;
          • рабовладельческая;
          • феодальная;
          • капиталистическая;
          • социалистическая.

          До недавнего времени в научной и учебой литературе существовал исключительно формационный подход. Но его главный недостаток заключался в отсутствии объяснения, почему разные народы, начинавшие свой путь практически в одинаковых условиях, достигли разного результата в плане государствообразования. Поэтому политико-правовая область пополнилась другими критериями определения государства, одним из которых стало понятие «цивилизации».

          Цивилизационный подход

          Цивилизация – емкое определение, включающие в себя развитие духовной и материальной культуры (как в античности, так и в современности). Л. Г. Морган и Ф. Энгельс подразумевали под данным понятием этап в становлении общества, следующий сразу за варварством. Некоторые идеалистические теории, наоборот, обозначали ее как эпоху деградации и культурного упадка, не усматривая в ней целостность и органичность.

          Цивилизационная типология, ввиду большого количества отличающихся друг от друга обозначений, подразумевает классификацию цивилизации по шести типам:

          • локальная (шумерская, эгейская и индийская);
          • особенная (западноевропейская, российская, исламская, буддистская);
          • древняя, средневековая, современная;
          • крестьянская, промышленная, научно-техническая;
          • доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
          • мировая.

          Считается, что последний вид находится на данный момент на этапе формирования. В основе такой цивилизации лежит глобальный гуманизм, базирующийся на человеческой духовности, которая развивалась на протяжении всей истории человечества. В данном принципе первостепенное значение занимает ценность человеческой жизни, при этом не отрицаются национальные обычаи, разнообразие верований, традиции, сложившееся миропонимание. Цивилизационный подход рассматривает благо человека как высший критерий, по которому оценивается уровень комфорта и прогресса отдельных граждан и всего социума.

          Согласно территориальному фактору, важнейшими определяющими условиями являются географические и климатические особенности региона.

          Смысл, вкладываемый в понятие цивилизации, был развит и конкретизирован английским историком А. Тойнби. Он считал, что такая политическая форма организации общества является относительно замкнутой и «окольной», поскольку ограничивает отдельную группу людей характерными только для нее культурными, экономическими, религиозными, географическими и психологическими особенностями. Согласно его теории, в основе культуры базируется душа, кровь и лимфа, и в сравнении с ними политика и экономика кажутся искусственными, несущественными и заурядными. По мнению А. Тойнби, цивилизация объединяет в себе несколько государств и придает им общность.

          Первоначально историк выделил около ста подобных самостоятельных форм организации социума, но затем, пересмотрев собственные взгляды, он сократил их количество до 21, в числе которых остались некоторые прекратившие свое существование цивилизации. Ученый поделил их на две группы:

          1. Первичные. Государство играет главную роль в социально-экономическом развитии и неразрывно связано с религией, а не является исключительно надстройкой.

          Древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская.

          1. Вторичные. Государственное образование не входит в культурный и религиозный комплекс.

          Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская.

          Взгляды А. Тойнби критиковались отечественными и западными учеными, поскольку в его позиции отсутствовали четкие критерии определения:

          • уровень экономического развития;
          • этнические особенности;
          • религия;
          • мораль;
          • культура.

          По мнению историка, установив тип цивилизации, можно было одновременно выяснить вид государственного устройства. Но типология стран по цивилизационному подходу им не была разобрана. Несмотря на это, А. Тойнби стремился представить данный метод как всеобъемлющий инструмент изучения истории развития общества.

          Принципы соотношения

          Государство и духовно-культурная жизнь общества взаимодействуют друг с другом на основе трех принципов:

          1. Учет не только социальных интересов и действующих сил, но и устойчивых нормативных образцов поведения, исторического опыта, представлений о мире, ценностей.
          2. Власть рассматривается как часть культуры, имеющая неразрывную связь с престижем, моралью, ценностной ориентацией, сложившимся мировоззрением, символикой.
          3. В государственной жизни изучаются отличия, вытекающие из своеобразия национальной культуры и характера, которые послужили причиной разного развития отдельных стран, стартовавших в одинаковых условиях.

          Природа различных государственных образований имеет принципиальные особенности в ту или иную историческую эпоху. Поэтому типология государств представляет важное значение в изучении их социальной природы, определение характера на разных этапах развития. Каждый выделяемый тип – строгая система сторон и свойств отдельной политической формы организации общества в истории. Все страны в определенную историческую эпоху имели схожие сущностные черты.

          Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

          Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

          Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

          Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

          Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

          Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

          Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

          Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

          Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

          Достоинства формационной типологии:

          1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

          2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

          1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

          2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

          В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

          Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

          А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

          Достоинства цивилизационной типологии:

          1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

          2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

          1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

          2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

          В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

          Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

          Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

          Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

          Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

          Выделяют следующие формационные типы государства:

          -рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

          -феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

          -буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

          -социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

          Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

          Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

          Достоинства формационной типологии:

           продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

           показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

          Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий.

          Недостатки формационной типологии:

           она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью;

           недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

          В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

          Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

          Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

          Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках.

          Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

          Достоинства цивилизационного подхода:

           определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

           в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

          Недостатки цивилизационного подхода:

           недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

           выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это политическая часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

          Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

          В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:

            1. сложностью проблемы;
            2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

            Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

            В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:

              • общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);
              • естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;
              • союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);
              • союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);
              • союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).

              Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию . По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

              Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим , они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

                1. государство - это продукт общественных отношений;
                2. государство - это форма существования общества;
                3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности» ;
                4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
                5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.

                Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

                Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

                В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства :

                  • теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
                  • классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);
                  • юридический (государство - юридическая персонификация нации);
                  • социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
                  • кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .

                  А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:

                    1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
                    2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
                    3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
                    4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
                    5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
                    6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников .

                    Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система , ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.

                    Признаки государства

                    К признакам государства можно отнести:

                      1. наличие публичной власти;
                      2. организация общества (населения) в границах определенной территории;
                      3. налоги и сборы;
                      4. суверенитет;
                      5. издание общеобязательных правил поведения;
                      6. государственный язык;
                      7. символы государства (герб, гимн, флаг).

                      При этом превые три признака отличают государство от организации первобытного общества, а остальные - от других организаций.

                      Автор статьи

                      Куприянов Денис Юрьевич

                      Куприянов Денис Юрьевич

                      Юрист частного права

                      Страница автора

                      Читайте также: