Как называется реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне

Обновлено: 27.04.2024

Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем вхождения норм международного права в нормы внутригосударственного права. Однако наибольшее распространение среди них получили три – теории: трансформации, инкорпорации и имплементации.

Основной тезис теории трансформации заключается в том, что осуществление международных правовых норм в рамках внутреннего правопорядка конкретной страны возможно только в случае придания таким нормам силы национального права посредством издания внутригосударственного правового трансформационного акта. Для придания нормам международного права юридической силы внутри государства они должны быть трансформированы в нормы национального права (другими словами, приобрести силу норм внутригосударственного права).

В отечественной правовой доктрине положение о самостоятельности и неподчиненности друг другу международного и внутригосударственного права является общепризнанным. Как правило, не вызывает никаких возражений и утверждение, что внутригосударственный закон или иной правовой акт государственной власти не может быть непосредственным источником международного права, равно как и международный договор или международно-правовой обычай ни при каких обстоятельствах не могут быть непосредственными источниками внутригосударственного права.

Принцип верховенства государственной власти не означает, что в рамках границ соответствующей страны может действовать только один правовой регулятор - национальное право. Суть проблемы в том, допускает или не допускает соответствующее государство ее действие в таком качестве. Поэтому международные правовые акты и обычаи способны выступать в качестве источников норм, непосредственно регулирующих отношения между национально-правовыми субъектами различных государств или даже одной страны в тех случаях, когда это санкционировано соответствующим государством.

Примером такого рода санкции генерального характера являются положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, определяющие статус общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации как составной части правовой системы нашего государства. Указанное конституционное положение следует толковать в том смысле, что нормы международного права включаются в состав правовых регуляторов, действующих на территории нашей страны, становясь элементом нормативного уровня российской правовой системы, а не трансформируются в источники российского права.

В отличие от "трансформистов" сторонники другой распространенной теории согласования норм международного и национального права - теории инкорпорации - считают, что международно-правовые нормы становятся частью национального права (законодательства) определенной страны автоматически, без издания каких бы то ни было внутригосударственных нормативных правовых актов.

Нетрудно заметить, что в соответствии с указанным правилом действие основного принципа теории инкорпорации - "международное право является частью права страны" - было распространено на международные договорные нормы,

Кроме США к числу государств, провозгласивших нормы международного права частью права страны, относятся, в частности, Германия и Греция.

Содержание этой теории может быть кратко представлено в виде следующих основных тезисов: В силу указания конституционной нормы или практики, выработанной национальными судебными органами, международные договоры и (или) нормы общего международного права становятся частью национального права (законодательства) соответствующей страны целиком, без необходимости издания каких-либо дополнительных внутренних правовых актов.

Теория инкорпорации, таким образом, вслед за теорией трансформации дает неверное представление о действительном статусе международных правовых норм в рамках национальных правовых систем. Кроме того, при более внимательном рассмотрении данной концепции нетрудно заметить, что ей присущ целый ряд других неточностей и недостатков, к числу основных из которых следует отнести следующие.

Во-первых, в рамках теории инкорпорации не делается различий между международными правовыми нормами, предназначенными для регулирования отношений, возникающих внутри государства, и отношений, выходящих за пределы его границ. Вследствие этого частью национального права объявляются как международные правовые акты, устанавливающие, например, порядок заключения и исполнения внешнеэкономических сделок или защиты прав на интеллектуальную собственность, так и договоры, определяющие статус космического пространства или перечень привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских работников, хотя различия и в содержании, и в предназначении таких актов очевидны.

Наконец, в-третьих, при объявлении международных правовых норм частью права страны возникает целый ряд проблем "технического" характера, которые также не получили единообразного и исчерпывающего решения в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике соответствующих государств. Эти проблемы, в частности, затрагивают вопросы о юридической силе международных договоров, вступающих в противоречие с положениями принимаемых позднее национальных правовых актов, а также о соотношении норм международных договоров, заключенных от имени государства разными его органами, с нормами национального права различного уровня.

Большинство из указанных проблем и неточностей довольно успешно преодолеваются в рамках теории имплементации (от англ. implementation - осуществление, претворение в жизнь), которая в последние годы получила широкое распространение в правовой доктрине. Теория имплементации, как и теория трансформации, основывается на постулате о самостоятельности систем международного и внутригосударственного права. Однако сущность процесса согласования этих нормативных образований определяется в данном случае по-другому. Теория имплементации рассматривает его не как совокупность различных средств юридической техники, имеющих целью наделение норм международного права силой норм права национального, а как комплекс мероприятий, направленных на признание юридической силы и организационное обеспечение осуществления международно-правовых норм внутри государства.

Другими словами, в соответствии с теорией имплементации итогом согласования становится не преобразование норм международного права в национальные правовые нормы, не объявление их частью внутреннего права, а наделение первых способностью действовать в своем собственном качестве в правовой системе соответствующего государства с санкции и при помощи вторых. Процедура имплементации международно-правовых норм представляет собой органическое сочетание правотворческой (где это необходимо) и организационно-исполнительской деятельности.

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (международного права) (англ. implementation) - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (международного права)" в других словарях:

Имплементация международного права — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация осуществляется путем трансформации международно правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

имплементация (международного права) — (англ. implementation) фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные… … Большой юридический словарь

Имплементация норм права — особый процесс трансформации (воплощения) одних (например, международных) норм права в другие (например, нормы внутригосударственного права), который может осуществляться различными путями (ратификация и официальная публикация международного до… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Ассоциация международного права — International Law Association Тип международная организация Год основания 1873 году … Википедия

Принципы международного права — Принципы международного права это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных… … Википедия

Академия международного права — Дворец мира. Резиденция Академии международного права Академия международного права (фр. … Википедия

Источники международного права — Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который… … Википедия

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ — (см. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Комиссия международного права ООН — Комиссия международного права вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН состоящий из тридцати четырех юристов международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном… … Википедия

Имплементация — (международного права) (англ. implementation «осуществление», «выполнение») фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно правовых норм в национальную… … Википедия

Сегодня наблюдается сближение не только экономик, но и культуры, традиций, идеологий разных государств. Изменения воплощаются в национальных правовых системах посредством имплементации.

Мир

Что означает этот сложный термин? Как международное право соотносится с внутригосударственным? И как сами государства относятся к процессу сближения? Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.

Имплементация — это .

Английское слово implementation официально переводится ООН (что это за организация?) как «осуществление». Впервые термин употребил Комитет по правам человека в 1981 году.

Первоначальное значение слова «имплементировать» – претворять что-либо в жизнь.

Например, идею, концепцию, документ.

Сейчас термин в основном применяется в двух сферах:

С точки зрения права, имплементация – это реализация на внутригосударственном уровне обязательств, закреплённых в международных соглашениях.

Например, главы двух государств подписывают конвенцию (что это такое?) о правовой помощи по уголовным делам.

А в дальнейшем стороны предпринимают следующие шаги:

  1. предоставляют своим гражданам и иностранцам равные права при обращении в суд;
  2. возлагают на органы юстиции обязанность исполнять поручения аналогичных органов другой страны;
  3. взаимно признают судебные решения и обеспечивают их исполнение;
  4. организуют розыск и выдачу преступников.

Флаг

Учёные-правоведы рассматривают термин в узком и широком значении.

  1. В первом случае имплементация предполагает только включение в национальное законодательство международно-правовых норм.
  2. А в широком смысле это нормотворческая, организационная и правоприменительная деятельность.

Например, для реализации взятых на себя обязательств государства создают специальные органы, выделяют часть денег из бюджета, сотрудничают с иностранными структурами.

А имплементация в программировании – что это? Если говорить простыми словами, выражение технологии, алгоритма или функции в исходном коде.

По сути, имплементировать – это реализовывать в ПО какой-либо функционал.

Виды имплементации в международном праве

В большинстве интернет-источников вы найдёте упоминание об инкорпорации, трансформации и отсылке. Однако правоведы выделяют и другие виды имплементации.

В общепринятой классификации критерием служит способ реализации государством международных обязательств.

ИмплементацияЧто это простыми словами
ИнкорпорацияДословное воспроизведение текста международно-правовой нормы в национальном нормативном правовом акте.
ТрансформацияПереработка международно-правовой нормы с учётом местных традиций и последующее её включение в национальное законодательство, изменение действующих и издание новых официальных документов. Трансформация обычно применяется в тех случаях, когда требуется сближение регулирования в странах, принадлежащих к разным правовым семьям (например, англо-саксонской и романо-германской).
ОтсылкаПрямое указание в тексте национального нормативного правового акта на то, что для регулирования конкретного вопроса применяется международное соглашение.
РецепцияЗаимствование нормотворческими органами успешного правового опыта зарубежных стран со схожими социально-экономическими условиями.
УнификацияСотрудничество государств в целях создания единообразного подхода к правовому регулированию ряда вопросов. Чаще всего унификация применяется в следующих сферах: международной торговли, уголовного права, экологической безопасности.

Лупа

Некоторые учёные (в частности, В.А.Вдовин) делят имплементацию на общую и специальную.

Общая предполагает лишь констатацию факта применения наднациональных актов для регулирования отношений внутри государства.

Так, в ч. 4 ст. 15 Конституции записано, что составной частью правовой системы выступают общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ.

Специальная имплементация – это изменение текущего национального законодательства. В том числе издание новых нормативных правовых актов и отмена тех, которые противоречат международно-правовым обязательствам государства.

Какое право важнее: международное или национальное

Ответ на этот вопрос зависит от правовых традиций конкретной страны. Большинство правоведов считают, что в будущем процессы глобализации только усилятся.

На первый план выйдут проблемы, решение которых требует совместных усилий:

  1. транснациональная преступность;
  2. экологическая и техногенная безопасность;
  3. предотвращение вооружённых конфликтов;
  4. защита прав человека.

Это приведёт к превалированию международных норм права над национальными. Уже сейчас многие страны закрепили в основных законах положение о таком приоритете (это как?).

Молоток

Согласно Конституции РФ, в случае противоречия закона и международного договора должны применяться положения последнего. Поэтому многие юристы пришли к выводу о примате международного права над национальным.

Однако в июле 2015 года Конституционный Суд РФ изложил в своём постановлении противоположную точку зрения. Он написал, что государство в порядке исключения вправе отступить от исполнения возлагаемых на него обязательств, если такое отступление является единственно возможным вариантом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции.

Заключение

Итак, имплементация – это практическая реализация внутри государства международно-правовых норм в целях исполнения взятых на себя обязательств.

Большая часть работы возлагается на нормотворческие органы. В российском законодательстве чаще можно встретить отсылки к соглашениям или переработанные нормы, чем дословные формулировки. Вопрос о соотношении международного и национального права в РФ остаётся открытым.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

О боги, каких только замысловатых слов не придумают. Неужели нельзя как-то попроще всё называть. А это слово ещё попробуй выговори.

Имплемента́ция (международного права) — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Способами имплементации являются:

- общая, частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с Конституцией РФ в РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать нутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важным средством имплементации является трансформация, которая имеет несколько форм (прямая, опосредствованная и смешанная трансформация).

Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон.

Опосредствованная трансформация означает принятие законодательным органом специального нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.

Другие механизмы взаимодействия международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом:

— рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;

— инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;

— отсылка — во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).

В первой половине ХХ века в правовой доктрине сформировались три основные точки зрения на проблему соотношения международного и внутреннего права: дуалистическая и две монистических. Основатели дуалистической концепции (Г. Трипель, Д. Анцилотти) рассматривали международное и внутригосударственное право в качестве двух различных и юридически равноправных правовых систем, источники которых не могут конкурировать друг с другом. Сторонники монистической концепции утверждали, что международное и внутригосударственное право не имеют между собой существенных различий и должны рассматриваться как проявление единой концепции права. По их мнению, право охватывает весь мир и включает в себя более узкие отдельные системы, расположенные в определенной иерархии. При этом одна группа монистов отстаивала точку зрения о приоритете внутригосударственных правовых норм над международными, а вторая обосновывала идею о том, что международное право является высшим правопорядком, существующим в мире, и что его действие, следовательно, «не может быть ограничено ни в каком направлении».

Развитие международных отношений в последующие десятилетия убедительно показало несостоятельность как монистической, так и дуалистической концепций в их первоначальном варианте.

Е. Т. Усенко говорит о трансформации как об «объективном явлении, выражающемся в различных способах осуществления международных обязательств государства посредством издания им национально-правовых актов». Он считает, что все виды трансформации в целом можно подразделить на два вида: генеральную и специальную. «Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом».

С.В.Черниченко также подчеркивает, что «трансформация… происходит во всех случаях, когда внутригосударственное право приводится в соответствие с международным, даже и тогда, когда формулировки того или иного международного договора могут породить иллюзию о непосредственном применении его положений для регулирования внутригосударственных отношений». Он считает, что с точки зрения формы следует различать официальную (юридически оформленную) и неофициальную (не оформленную юридически) трансформацию, с точки зрения способа осуществления ¾ трансформацию автоматическую и неавтоматическую. А в зависимости от масштабов процесса он предлагает различать общую, частную и индивидуальную трансформацию.

Также выделляют такие виды трансформации, как инкорпорацию, легитимацию и отсылку. В первом случае речь идет о формальном «включении» норм международного договора во внутреннее право государства «посредством «включения» самого договора в его законодательство». Легитимация имеет место тогда, когда с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок принимается особый внутригосударственный акт, который не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта. В свою очередь отсылка, по его мнению, это использование согласно предписанию внутригосударственного права для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями.

Основополагающие постулаты теории трансформации:

1. Международное и внутригосударственное право представляют собой два различных правопорядка. Поэтому первое не может быть непосредственным регулятором отношений в сфере действия второго.

2. Для придания нормам международного права юридической силы внутри государства, они должны быть «трансформированы» в нормы национального права (другими словами, приобрести силу норм внутригосударственного права).

3. Процедура «трансформации» характерна для всех случаев и способов приведения в действие норм международного права внутри государства.

4. Проведение «трансформации» опосредуется изданием соответствующего «трансформационного» национально-правового акта.

Используемая в науке должна адекватно отражать характеризуемое ею явление. Само слово «трансформация» произошло от позднелатинского «transformatio», что означает «превращение». Такую же смысловую нагрузку слово «трансформация» несет и в настоящее время, и используется это слово именно в данном смысле. Трансформация превращение чего-нибудь во что-нибудь, преобразование. Если следовать такому пониманию термина, то нормы международного договора посредством т. н. трансформационных норм должны превратиться в нормы иного порядка, в нормы национального законодательства. И, как следствие этого, международный договор должен потерять свою «международность» и стать включенным в национальную правовую систему, а также стать источником национального законодательства. Термин «трансформация» не только не отражает существа процесса осуществления международно-правовых норм внутри государства, но и не дает четкого и цельного представления о его содержании. Одни ученые считают, что этим термином охватываются все способы приведения в действие норм международного права внутри страны, другие полагают, что трансформация это лишь один из способов осуществления международно-правовых норм в рамках внутригосударственного правопорядка.

Ученые, трактующие трансформацию в узком смысле этого слова, считают, что «отсылка национального закона к международному праву (международному договору) не вводит в национальное право новой национальной нормы, а лишь допускает применение международно-правовой нормы во внутригосударственном праве… Сторонники широкой трактовки термина «трансформация» полагают, что юридическая природа отсылки, как и любого другого способа осуществления нормы международного права внутри государства, заключается в придании международно-правовой норме силы нормы национального права.

Имплемента?ция (международного права) — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Способами имплементации являются:

- общая, частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с Конституцией РФ в РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важным средством имплементации является трансформация, которая имеет несколько форм (прямая, опосредствованная и смешанная трансформация).

Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон.

Опосредствованная трансформация означает принятие законодательным органом специального нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.

Другие механизмы взаимодействия международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом:

— рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;

— инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;

— отсылка — во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).

В первой половине ХХ века в правовой доктрине сформировались три основные точки зрения на проблему соотношения международного и внутреннего права: дуалистическая и две монистических. Основатели дуалистической концепции (Г. Трипель, Д. Анцилотти) рассматривали международное и внутригосударственное право в качестве двух различных и юридически равноправных правовых систем, источники которых не могут конкурировать друг с другом. Сторонники монистической концепции утверждали, что международное и внутригосударственное право не имеют между собой существенных различий и должны рассматриваться как проявление единой концепции права. По их мнению, право охватывает весь мир и включает в себя более узкие отдельные системы, расположенные в определенной иерархии. При этом одна группа монистов отстаивала точку зрения о приоритете внутригосударственных правовых норм над международными, а вторая обосновывала идею о том, что международное право является высшим правопорядком, существующим в мире, и что его действие, следовательно, «не может быть ограничено ни в каком направлении».

Развитие международных отношений в последующие десятилетия убедительно показало несостоятельность как монистической, так и дуалистической концепций в их первоначальном варианте.

Е. Т. Усенко говорит о трансформации как об «объективном явлении, выражающемся в различных способах осуществления международных обязательств государства посредством издания им национально-правовых актов». Он считает, что все виды трансформации в целом можно подразделить на два вида: генеральную и специальную. «Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом».

С.В.Черниченко также подчеркивает, что «трансформация… происходит во всех случаях, когда внутригосударственное право приводится в соответствие с международным, даже и тогда, когда формулировки того или иного международного договора могут породить иллюзию о непосредственном применении его положений для регулирования внутригосударственных отношений». Он считает, что с точки зрения формы следует различать официальную (юридически оформленную) и неофициальную (не оформленную юридически) трансформацию, с точки зрения способа осуществления ¾ трансформацию автоматическую и неавтоматическую. А в зависимости от масштабов процесса он предлагает различать общую, частную и индивидуальную трансформацию.

Также выделляют такие виды трансформации, как инкорпорацию, легитимацию и отсылку. В первом случае речь идет о формальном «включении» норм международного договора во внутреннее право государства «посредством «включения» самого договора в его законодательство». Легитимация имеет место тогда, когда с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок принимается особый внутригосударственный акт, который не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта. В свою очередь отсылка, по его мнению, это использование согласно предписанию внутригосударственного права для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями.

1. Международное и внутригосударственное право представляют собой два различных правопорядка. Поэтому первое не может быть непосредственным регулятором отношений в сфере действия второго.

2. Для придания нормам международного права юридической силы внутри государства, они должны быть «трансформированы» в нормы национального права (другими словами, приобрести силу норм внутригосударственного права).

3. Процедура «трансформации» характерна для всех случаев и способов приведения в действие норм международного права внутри государства.

4. Проведение «трансформации» опосредуется изданием соответствующего «трансформационного» национально-правового акта.

Используемая в науке должна адекватно отражать характеризуемое ею явление. Само слово «трансформация» произошло от позднелатинского «transformatio», что означает «превращение». Такую же смысловую нагрузку слово «трансформация» несет и в настоящее время, и используется это слово именно в данном смысле. Трансформация превращение чего-нибудь во что-нибудь, преобразование. Если следовать такому пониманию термина, то нормы международного договора посредством т. н. трансформационных норм должны превратиться в нормы иного порядка, в нормы национального законодательства. И, как следствие этого, международный договор должен потерять свою «международность» и стать включенным в национальную правовую систему, а также стать источником национального законодательства. Термин «трансформация» не только не отражает существа процесса осуществления международно-правовых норм внутри государства, но и не дает четкого и цельного представления о его содержании. Одни ученые считают, что этим термином охватываются все способы приведения в действие норм международного права внутри страны, другие полагают, что трансформация это лишь один из способов осуществления международно-правовых норм в рамках внутригосударственного правопорядка.

Ученые, трактующие трансформацию в узком смысле этого слова, считают, что «отсылка национального закона к международному праву (международному договору) не вводит в национальное право новой национальной нормы, а лишь допускает применение международно-правовой нормы во внутригосударственном праве… Сторонники широкой трактовки термина «трансформация» полагают, что юридическая природа отсылки, как и любого другого способа осуществления нормы международного права внутри государства, заключается в придании международно-правовой норме силы нормы национального права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: