Как государственные символы связь государства и населения в форме гражданства или подданства

Обновлено: 26.04.2024

Что же такое государство, каковы его особенности, основные признаки и функции?

За всю историю развития человечества сложилось множество различных определений государства. Пожалуй, наиболее простым будет определение государства как общности людей, в основе которой лежит территория, народ и государственная власть. Великими мыслителями и политиками разных времен было высказано огромное количество самых различных мнений и суждений о государстве. Напомню только некоторые из них.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, например, что государство – это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляемое государство, – писал он, – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, «достойное народа». Причем под народом он понимал «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469—1527) видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, а проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов. «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», – писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Рассмотрим основные черты, которые отличают государственную организацию от догосударственной. Здесь я обратил бы ваше внимание на некоторые аспекты этой проблемы. Первым и важным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Как правило, территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные войны между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает, в первую очередь, наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. Следовательно, главным признаком для государства служит наличие территории. Территория — это пространственная основа государства, без нее государства не существует; теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды.

Еще один признак государства – наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству. Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т.е. государства.

С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории». Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как подданные (в условиях монархии), либо как граждане (в условиях республики), либо как лица без гражданства или иностранцы, попадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разделяется на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управление на занимаемой территории. Здесь не важно, какую национальность имеют эти люди. Главным, определяющим является географическое место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство.

Немаловажный фактор для государства – это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит в основном из людей, которые выполняют властные и управленческие функции. Эти должности они занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, включая законодательные органы, органы управления, прокуратуры, судебные органы и др.

Важной отличительной особенностью государства является наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Это в первую очередь армия, полиция, разведка, а также принудительные учреждения (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с аппаратом принуждения нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

В первобытно-общинном обществе не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. В это время была власть авторитета вождя племени. Многие вопросы общественного устройства решались просто, на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Иначе говоря, существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни. В процессе слияния родов, образования союзов племен рушилась система межличностных отношений. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регуляторы. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно начинает занимать власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Главными признаками государственной власти являются суверенность и легитимность. Суверенитет государственной власти означает ее единство и верховенство на территории данного государства и общеобязательность для всех граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на этой территории. Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.

Термин «легитимность» переводится с французского как «законность». В праве чаще легитимность означает положительную оценку, принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться ей. В демократическом обществе, конечно, легитимность связана с наличием у власти авторитета.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, органов государственной власти и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существуют государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных общих целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства объединяются и передают часть своих суверенных прав новому федеративному или конфедеративному государству.

Характерным признаком государства наряду с отмеченными его особенностями являются займы и налоги. Первоначально они необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на другие осуществляемые государством программы – образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные.

Взимание налогов является исключительным правом государства, имеющим для населения всеобщую обязательность. Сбором налогов, различных податей и займов обычно занимаются специальные органы государственной власти. В современных правовых системах существуют целые отрасли «налогового права», устанавливающие определенные размеры, виды налогов и порядок налогообложения.

Кроме отличительных признаков и черт каждое государство отличается своими символами, памятными датами, атрибутами, т.е. имеет свой гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия.

♦ наличие публичной власти.

Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Именно бытие государства в качестве основного орудия этой власти придает ей характер политической организации. При этом следует учесть, что это принуждение должно быть основано только на законе. Власть поддерживается через юридические нормы.

Деятельность государства по управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляются его сущность и социальное назначение. Эти направления деятельности принято называть основными функциями государства.

Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают. В целом можно сказать: основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

Таким образом, государство — это универсальная политическая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Несколько слов необходимо сказать о происхождении государства. Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Взгляды на государство, его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Это вполне естественно и понятно. Каждая теория отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, исходя при этом из своего конкретного исторического времени. Хотя следует признать, что и сегодня нет, да и не может быть однозначного ответа на многие вопросы, связанные с теорией происхождения государства.

Не имея возможности раскрыть все теории возникновения государства и права, остановимся лишь на рассмотрении некоторых, наиболее известных и распространенных из них.

1. Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других в Древнем мире. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха.

2. Патриархальная теория происхождения государства считается не менее древней, чем теологическая. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в Средние века обоснованием абсолютной власти монарха.

3. Договорная теория происхождения государства является наиболее теоретически обоснованной и популярной. Согласно этой теории государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства.

4. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства и права. Основные причины происхождения государства и права, по мнению сторонников этой теории, лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Государство и право, считали они, создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

5. Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX – первой половине XX вв. Ее суть в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвовать у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе.

6. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория получила в конце XIX – первой половине XX вв. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые идеи о физической и психологической неравноценности человеческих рас: о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Марксистская теория возникла во второй половине XIX в. На протяжении существования советской власти в нашей стране эта теория признавалась единственно верной. Основные положения этой теории изложены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», вышедшей в свет в 1884 г.

Согласно марксистской теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытных обычаев регулировать общественные отношения в новых условиях. В обществе по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. В течение многих столетий общество расслаивалось на устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Современная историко-материалистическая теория происхождения государства включает в себя два подхода. Один из них – это классовая борьба. Второй – в результате социально-экономического развития усложняется структура общества, и необходимость совершенствования управления общественными процессами приводит к возникновению государства.

Каждая из названных выше теорий по-разному объясняют причины и условия возникновения государства. Отдать приоритет какой-либо из них было бы неверно. Каждая из теорий исследовала преимущественно одну из сторон процесса возникновения государства и в силу этого односторонне характеризует данный процесс. У каждого народа возникновение государства было результатом сочетания разных факторов. Так, на Руси образование государства стимулировалось необходимостью организации защиты от набегов половцев и хазар. У германских племен, захвативших территорию бывшей Римской империи, образование государства было ускорено необходимостью удержания покоренного населения в повиновении и решения задач управления большими массами населения.

Как отмечалось выше, философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

- территория и ее границы;

- система налогов и сборов;

- суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

- монополия на издание законов;

Территория и ее границы. Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства. Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан, например, при чрезвычайных обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.

Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создается армия, пограничные службы, таможенные органы и др.

Публичная власть - один из главных признаков государства, означающий, что государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современном государстве - это государственные и муниципальные органы власти. Их задачи - управлять и организовывать общество, вплоть до применения принуждения; разрабатывать и применять обязательные для населения правовые акты; обеспечивать законность и правопорядок.

Возможность государственного принуждения - очень важная черта государства, его власти. В принципе принуждение свойственно и первобытному обществу, например, изгнание из рода; принуждение свойственно также современному обществу, семье. Принуждение со стороны государства нередко и в муниципальной власти особое, ибо осуществляется специальными органами и должностными лицами (армия, полиция, муниципальная милиция, судебные приставы и т.д.), созданными для этой цели и обладающими соответствующими материальными средствами (техника, следственные изоляторы, оружие и т.п.). Ф. Энгельс справедливо писал: "Публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству общества"*(17).

Не менее важная черта государства - это монополия на издание законов и других нормативных правовых актов. С помощью законов государственная власть придает своей воле обязательное свойство, повелительный характер решений для всего населения. Неисполнение законов и иных нормативных правовых актов влечет применение принуждения. Здесь видим тесное слияние таких элементов публичной власти, как принуждение и законодательство.

Наличие собственной территории и публичной власти относят к классическим, государствообразующим признакам государства. Однако это не все черты, характеризующие государство, дополнительными можно назвать:

- налоги, налоговая система. Государство обладает монополией на введение и сбор налоговых платежей. Наряду с налогами в пользу государства, взимаются и сборы и государственные пошлины, о чем отмечалось выше. С помощью данных поступлений формируется материальная финансовая основа государства. Все поступления аккумулируются в соответствующих бюджетах и государственной казне. Налоговые поступления нужны прежде всего для обеспечения аппарата государства, заработной платы чиновников, содержания армии, других служб государства, для осуществления государственных программ в сфере экологии, просвещения, образования, здравоохранения, науки и т.д.

Любое государство придавало и придает системе налогообложения большое значение. Нет налоговых поступлений - нет и развития государства, его механизма, замирает реализация государственных программ. В прошлом налоги имели натуральную и денежную форму. В настоящее время в цивилизованных государствах налоги имеют денежную форму.

Суверенитет - свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. На практике это означает, что государственная власть, единая и единственная, способна принимать и принимает законы, охраняет правопорядок, осуществляет правосудие, собирает налоги. С так называемой внешней стороны суверенитет проявляется в возможности самостоятельно осуществлять внешнюю политику, международное сотрудничество и помощь, решать вопросы войны и мира, вступать (и выходить) из международных союзов, в том числе военных.

Основываясь на проанализированных выше признаках, можно определить государство как территориальную суверенную организацию публичной власти, обладающую принудительной силой, правом издавать законодательство и устанавливать, собирать налоги и сборы. Безусловно, интерпретация признаков государства, выделение числа могут так или иначе влиять на определение государства. Между тем следует помнить: главные составляющие государства - территория, ее границы, власть, налоги и законодательство.

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

- гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

- герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

- флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д. Государственная символика подразделяется на символику государства как такового, символику государственной власти; достаточно самостоятельное место занимает символика судебной власти; отдельное место, как правило, занимает символика воинская, таможенная, пограничной службы и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Такая социальная сторона деятельности самого государства, организация и координация им выполнения данных задач представителями экономических структур, получила название социального в содержании государства. Выше отмечалось: выполнение общих дел сыграло значительную роль в происхождении самого государства, занимало важное место в его деятельности и впоследствии. В истории существует точка зрения о том, что именно специалисты, организаторы, например, строительства водных каналов (Древний Египет) превращались в богатых, а следовательно, и господствующих.

В выполнении функций общих дел заинтересованы были все члены общества, причем с ростом народонаселения, усложнением общественных связей, специализацией и увеличением объема производства эта деятельность государства приобретает все большее значение, а соответственно, увеличиваются расходы, возрастает и налогооблагаемая база.

В современных государствах социальные функции - охрана здоровья населения, экологическая и др. - не только не утратили роль, но в связи с ростом населения, промышленности, темпами научно-технического прогресса, загрязнением окружающей среды стали занимать доминирующее значение. Бюджетные расходы увеличиваются, однако финансовых средств часто не хватает, что порождает недовольство граждан.

О классовом содержании государства. Государство возникало одновременно с формированием института частной собственности, что не могло не сказаться на его содержании. Экономически господствующий класс всегда старался приспособить и приспосабливал государственную власть в своих интересах. Это проявляется, например, в необоснованном повышении цен с целью извлечения сверхприбылей, проведения политики приватизации государственной собственности, финансирования избирательных компаний и т.д.

В любом государстве интересы социальные и интересы классовые (богатых и бедных) сочетаются; в разное время в силу разных обстоятельств могут иметь неодинаковое значение. Так или иначе, господствующий класс думает о своих экономических интересах, а затем уже о социальном благополучии населения.

Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель. В этой связи оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, "вытекающих из природы всякого общества", и классовые задачи*(18).

Итак, еще раз аккумулируя сказанное, подчеркнем, что государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.

Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод как в самом государстве, так и за его пределами.

В отечественной юридической науке гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».[62] В законодательстве закрепляется схожая дефиниция, в, соответствии с которой гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.[63]

Из нормативного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Взаимодействие государства и личности в сфере приобретения и осуществления гражданства (подданства) регулируются действующим законодательством. Так, например, в Российской Федерации действуют такие основополагающие начала (принципы) гражданства, как: 1) единство и равенство гражданства; 2) открытый и свободный характер гражданства; 3) запрет на лишение гражданства; 4) сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; 5) недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица (при заключении или расторжении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации; при изменении гражданства другим супругом); 6) защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации и др.[64]

Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».[65]

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).

В ст. 2. Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. государственный суверенитет рассматривается как «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции».

Как важнейшая конституционно-правовая и международно-правовая категория принцип государственного суверенитета закрепляется в основах конституционного строя различных государств и в международных правовых актах.[66] Данный принцип закреплен и в ст. 4. Конституции Российской Федерации 1993 г., где говорится:

«1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета – юридическое верховенство государственной власти внутри государства (ч. 2) и ее внешнеполитическая независимость (ч. 3).

Можно выделить ряд признаков характеризующих государственный суверенитет как самостоятельный политико-правовой феномен.

Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.[67]

Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет» происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т. е. верховный.[68]

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью.[69] При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимые друг от друга субъекты социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, некоторыми авторами не без основания выделяются еще и такие свойства, как единство и неотчуждаемость,[70]т. е. как признак государства суверенитет не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет – это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство– это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.


«В некотором царстве, в некотором государстве. » — многие русские сказки начинаются именно так. Пришла пора разобраться, что же такое государство. В этом материале раскроем это понятие для средних и старших школьников.

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему «господарство». Последнее происходит от слова «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: