Обязанность поддерживать судна в мореходном состоянии в тайм чартере возложена на

Обновлено: 24.04.2024

1. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.

Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса.

2. По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 204. Обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна и его возврату

Статьей 204 Кодекса торгового мореплавания предусмотрено, что по окончании действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна; при несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

Суды руководствовались статьями 395, 424, 614, 622, 632 ГК РФ, статьями 198, 202, 204 КТМ России.

Вывод суда округа о немореходном состоянии плавкрана после помещения на зимнее хранение противоречит статье 203 КТМ: мореходность судна определяется его технической готовностью к эксплуатации. Общество "Энергостройсервис" не заявляло претензий к техническим качествам судна. Судом округа нарушены статья 204 КТМ, статья 622 Гражданского кодекса, обязывающие фрахтователя полностью оплатить судовладельцу сумму фрахта при задержке в возврате судна. Факт неиспользования обществом "Энергостройсервис" судна с начала зимовки не освобождает от уплаты фрахта, так как договор фрахтования продолжал действовать, плавкран не был возвращен.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Комментарий к ст. 198 КТМ РФ

Фрахтование судна на время оформляется договором, именуемым чартером. Данный договор можно рассматривать как разновидность договора аренды транспортного средства, регулирование которого осуществляется в соответствии с правилами главы 34 ГК РФ.

Принимая во внимание нормы ГК РФ, важно иметь в виду, что эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания.

В отличие от договора аренды, по договору тайм-чартера осуществляется предоставление услуг экипажа, что позволяет соотнести его с договором об оказании услуг.

В соответствии со статьей 632 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем считается заключенным с момента передачи арендатору транспортного средства. Однако комментируемая статья предусматривает, что арендатору необходимо предоставить транспортное средство (передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации транспортного средства, за исключением правомочия владения транспортным средством - оно и на время аренды остается за арендодателем, сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства), а также оказывать ему услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации (здесь можно наблюдать сближение договора чартера с договором об оказании услуг).

Заключение договора тайм-чартера путем осуществления только переписки сторон, не содержащей всех необходимых для тайм-чартера условий, может быть признано судом несостоявшимся. Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2002 N А42-8889/01-19-969/02 установлено следующее.

В соответствии со статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Статьей 200 данного Кодекса предусмотрены условия, которые должны содержаться в тайм-чартере. Согласно статье 201 названного Кодекса, статье 633 Гражданского кодекса Российской Федерации тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

В соответствии со статьей 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В силу пункта 2 статьи 434 названного Кодекса договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Согласно пункту 3 той же статьи письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор акцептовано другой стороной путем совершения действий по выполнению указанных в оферте условий в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Кодекса.

При рассмотрении дела суд установил, что между сторонами велась переписка, в которой компания сообщала о возможной готовности судна к определенному сроку, а пароходство требовало его предоставления, и что документы об использовании буксировщика не составлялись, документально передача и возврат буксировщика не оформлялись. Доказательства совершения компанией действий по предоставлению судна пароходству, а последним - по его принятию, использованию и оплате счета в материалах дела отсутствуют, и судом данные обстоятельства не устанавливались.

Еще одно отличие договора чартера от аренды транспортного средства с экипажем заключается в том, что договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно должен быть заключен в письменной форме, а оформление отношений аренды морских судов производится, как правило, с использованием стандартизированных форм, предусматривающих общие, постоянные условия аренды судна.

По мнению В.В. Витрянского , договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства является не просто смешанным договором, сочетающим элементы аренды и оказания услуг, а представляет собой отдельный вид договора аренды. В обоснование своей позиции автор приводит следующее.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. Издание 4-е, стереотипное. Книга 2. М.: Издательство "Статут", 2002.

1. По указанному договору в аренду передается не просто транспортное средство как особый вид имущества, а такое транспортное средство, владение и пользование которым требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации. При этом речь идет о квалифицированном управлении и технической эксплуатации с помощью экипажа. Данный признак, относящийся к обеим разновидностям договора аренды транспортного средства, позволяет определить круг транспортных средств, могущих быть объектом рассматриваемого договора. В частности, из числа таких объектов автор исключает автомобиль. В этом случае, по мнению В.В. Витрянского, отношения сторон должны регулироваться не нормами об аренде транспортного средства, а общими правилами о договоре аренды.

2. Пользование арендованным имуществом носит специфический, целевой характер: транспортное средство может эксплуатироваться только для перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа.

3. В отношениях с третьими лицами арендатор выступает либо в качестве перевозчика (договорные отношения), либо в качестве арендодателя (субаренда), либо в качестве владельца транспортного средства (деликтные обязательства).

Цель договора тайм-чартера заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить передачу судна во временное пользование фрахтователю. В этом заинтересованы обе стороны этого договора: судовладелец и фрахтователь. Фрахтователь нуждается в судне временно, поэтому фрахтует его на определенный срок для использования в целях торгового мореплавания. Судовладелец же преследует цель извлечения прибыли из передачи имущества во временное пользование другому лицу и отфрахтовывает его на определенный срок фрахтователю.

Стороны по договору тайм-чартера обладают взаимными правами и обязанностями. Судовладелец обязан:

- предоставить судно фрахтователю;

- привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю;

- оказать услуги по управлению судном и его технической эксплуатации.

- пользоваться судном и услугами экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными в тайм-чартере, по окончании срока действия которого он обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в котором оно было им получено с условием нормального износа судна;

Договор фрахтования судна отличается от договора морской перевозки груза следующим:

1. Обязанность перевозчика по договору морской перевозки груза по приведению судна в мореходное состояние заключается в подготовке судна к транспортировке определенного груза в отдельном географическом районе.

2. Риск повреждения и гибели судна по договору морской перевозки груза в любом случае несет судовладелец, по договору тайм-чартера фрахтователь несет риск повреждения и гибели судна, произошедших в связи с его коммерческой эксплуатацией, тогда как по условиям бербоут-чартера риск повреждения и гибели судна полностью лежит на фрахтователе.

3. Капитан и члены экипажа судна по вопросам, относящимся к управлению судном, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а также по вопросам коммерческой эксплуатации судна по договору морской перевозки груза подчиняются судовладельцу. По договору тайм-чартера для капитана и других членов экипажа обязательными становятся распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, а по договору бербоут-чартера - распоряжения фрахтователя по всем вопросам.

4. Различным является целевое использование судна. По договору фрахтования существует возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка груза, целей торгового мореплавания (для перевозки пассажиров, промыслов водных ресурсов, лоцманской и ледокольной проводки и т.д.).

5. Право пользования и владения судном принадлежит судовладельцу по договору морской перевозки груза. По условиям тайм-чартера фрахтователю принадлежит право пользования судном, а по бербоут-чартеру - право владения судном.

6. Арендная плата (фрахт) по договору фрахтования судна не зависит от наличия на судне груза, его количества, эффективности эксплуатации судна. По договору морской перевозки груза размер платежей определяется в зависимости от веса или объема перевозимого груза с учетом его специфических свойств, а также количества дополнительных портов захода.

7. Предмет договора морской перевозки груза - это деятельность по перемещению груза морем. Предметом договора фрахтования как разновидности договора аренды являются судно и услуги экипажа по договору тайм-чартера и судно без предоставления услуг экипажа по договору бербоут-чартера.

8. Различны цели договоров. Цель договора морской перевозки груза - предоставление услуг по перемещению груза из порта отправления в порт назначения, в то время как целью договора фрахтования является предоставление судна во временное пользование.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

Комментарии к ст. 200 КТМ РФ

Статья предусматривает своего рода перечень данных, которые могут содержаться в тайм-чартере. Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим, а его изменение возможно путем применения стандартизированных форм (проформ) договора.

Указание в договоре на наличие наименования сторон и их адресов связано прежде всего с тем, что по данным реквизитам в последующем возможно их уведомление обо всех существенных случаях, а также для отграничения их от поверенных, подписывающих договор от имени их доверителей, но не вступающих в какие-либо правоотношения по договору.

Очень важное значение имеет название судна. Замена указанного в договоре судна возможна только при наличии соответствующей оговорки о замене (субституции) или согласия фрахтователя на такую замену. Если такой оговорки нет и при этом фрахтователь не согласен на замену судна, гибель последнего до предоставления фрахтователю его или в период пользования им судном означает прекращение договора.

В договоре могут указываться дедвейт судна, включая запасы бункера, иных материалов и воды для котлов, вместимость его грузовых и бункерных помещений, регистровая вместимость, скорость при хорошей погоде и спокойном море, класс, год постройки, мощность двигателей, расход и род топлива. При фрахтовании судна в целях его использования для перевозки груза немаловажное значение приобретают данные о числе трюмов, танков, твиндеков, палуб, размере люков, наличии кранов, стрел и других грузовых механизмов, осадке с грузом и в балласте. Также может указываться географический район, в котором фрахтователь может эксплуатировать судно (п. 2 тайм-чартера "Балтайм", строки 27 - 31 тайм-чартера "Нью-Йорк Продьюс").

Цель фрахтования в договоре может описываться по-разному (вид деятельности, вид груза, не принимаемого на судно, либо только тот груз, который может быть принят, и др.). Также может указываться период передачи зафрахтованного судна судовладельцем фрахтователю, время его возврата, также место передачи (отрезок береговой полосы, в пределах которого фрахтователю принадлежит право выбрать порт приемки-возврата судна).

Согласно пункту 1 проформы "Балтайм 1939" (Боксовая форма 1974), строке 20 проформы "Нью-Йорк Продьюс" судовладелец обязан передать судно в пользование фрахтователя у доступного причала или дока. В договор, как правило, включается условие о том, чтобы у причала или в доке судно было в безопасном состоянии и находилось всегда на плаву (п. 1 проформы "Балтайм", строка 20 проформы "Нью-Йорк Продьюс"). По условиям договора иногда требуется также, чтобы порт сдачи был свободен ото льда.

Суточная ставка за судно в целом или месячная ставка за тонну дедвейта служат основанием для определения размера фрахта по тайм-чартеру. При расчете во внимание принимаются сложившиеся условия на рынке фрахта, а также данные о судне, районе его эксплуатации и др.

Обычно договор заключается на период от 2 до 10 лет или времени, необходимого для выполнения одного либо нескольких рейсов по перевозке груза, буксирной либо спасательной операции и т.д. (трип-чартер). Типовые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом - например, посуточно, подекадно, помесячно либо на время проведения определенных работ или совершения определенных рейсов. Исчисление срока начинается с момента предоставления судна в пользование фрахтователю. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает возможность в определенных случаях некоторого увеличения срока аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтователю для завершения последнего рейса.

По мнению таможенных органов РФ, тайм-чартер представляет собой разновидность договора аренды транспортного средства. Однако учитывая, что иностранное право зачастую трактует тайм-чартер как договор перевозки, а не аренды, для определении порядка перемещения судов, передаваемых в тайм-чартер по сделкам, заключенным на основании норм иностранного права, необходимо принимать во внимание существенные условия такой сделки. Если существенные условия договора, именуемого "тайм-чартер", позволяют рассматривать его как договор аренды транспортного средства в соответствии с российским законодательством, то к перемещаемым на основании такого договора судам применяются нормы положения о перемещении судов через таможенную границу Российской Федерации по договорам аренды .

Письмо ГТК России от 11.12.2001 N 01-06/49116 "Об ответственности лиц при перемещении через таможенную границу Российской Федерации морских судов, сдаваемых в аренду либо передаваемых в собственность".

В развитие договора фрахтования стороны, как правило, заключают Стандартное соглашение Балтийского и международного морского комитета (БИМКО) об эксплуатационном управлении судами (менеджменте), кодовое название "Шипмен", и Стандартное соглашение Балтийского и международного морского комитета (БИМКО) о (менеджменте), кодовое название "Крумен".

Задайте вопрос юристу:

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Комментарии к ст. 198 КТМ РФ

Фрахтование судна на время оформляется договором, именуемым чартером. Данный договор можно рассматривать как разновидность договора аренды транспортного средства, регулирование которого осуществляется в соответствии с правилами главы 34 ГК РФ.

Принимая во внимание нормы ГК РФ, важно иметь в виду, что эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания.

В отличие от договора аренды, по договору тайм-чартера осуществляется предоставление услуг экипажа, что позволяет соотнести его с договором об оказании услуг.

В соответствии со статьей 632 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем считается заключенным с момента передачи арендатору транспортного средства. Однако комментируемая статья предусматривает, что арендатору необходимо предоставить транспортное средство (передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации транспортного средства, за исключением правомочия владения транспортным средством - оно и на время аренды остается за арендодателем, сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства), а также оказывать ему услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации (здесь можно наблюдать сближение договора чартера с договором об оказании услуг).

Заключение договора тайм-чартера путем осуществления только переписки сторон, не содержащей всех необходимых для тайм-чартера условий, может быть признано судом несостоявшимся. Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2002 N А42-8889/01-19-969/02 установлено следующее.

В соответствии со статьей 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Статьей 200 данного Кодекса предусмотрены условия, которые должны содержаться в тайм-чартере. Согласно статье 201 названного Кодекса, статье 633 Гражданского кодекса Российской Федерации тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

В соответствии со статьей 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В силу пункта 2 статьи 434 названного Кодекса договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Согласно пункту 3 той же статьи письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор акцептовано другой стороной путем совершения действий по выполнению указанных в оферте условий в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Кодекса.

При рассмотрении дела суд установил, что между сторонами велась переписка, в которой компания сообщала о возможной готовности судна к определенному сроку, а пароходство требовало его предоставления, и что документы об использовании буксировщика не составлялись, документально передача и возврат буксировщика не оформлялись. Доказательства совершения компанией действий по предоставлению судна пароходству, а последним - по его принятию, использованию и оплате счета в материалах дела отсутствуют, и судом данные обстоятельства не устанавливались.

Еще одно отличие договора чартера от аренды транспортного средства с экипажем заключается в том, что договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно должен быть заключен в письменной форме, а оформление отношений аренды морских судов производится, как правило, с использованием стандартизированных форм, предусматривающих общие, постоянные условия аренды судна.

По мнению В.В. Витрянского , договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства является не просто смешанным договором, сочетающим элементы аренды и оказания услуг, а представляет собой отдельный вид договора аренды. В обоснование своей позиции автор приводит следующее.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. Издание 4-е, стереотипное. Книга 2. М.: Издательство "Статут", 2002.

1. По указанному договору в аренду передается не просто транспортное средство как особый вид имущества, а такое транспортное средство, владение и пользование которым требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации. При этом речь идет о квалифицированном управлении и технической эксплуатации с помощью экипажа. Данный признак, относящийся к обеим разновидностям договора аренды транспортного средства, позволяет определить круг транспортных средств, могущих быть объектом рассматриваемого договора. В частности, из числа таких объектов автор исключает автомобиль. В этом случае, по мнению В.В. Витрянского, отношения сторон должны регулироваться не нормами об аренде транспортного средства, а общими правилами о договоре аренды.

2. Пользование арендованным имуществом носит специфический, целевой характер: транспортное средство может эксплуатироваться только для перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа.

3. В отношениях с третьими лицами арендатор выступает либо в качестве перевозчика (договорные отношения), либо в качестве арендодателя (субаренда), либо в качестве владельца транспортного средства (деликтные обязательства).

Цель договора тайм-чартера заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить передачу судна во временное пользование фрахтователю. В этом заинтересованы обе стороны этого договора: судовладелец и фрахтователь. Фрахтователь нуждается в судне временно, поэтому фрахтует его на определенный срок для использования в целях торгового мореплавания. Судовладелец же преследует цель извлечения прибыли из передачи имущества во временное пользование другому лицу и отфрахтовывает его на определенный срок фрахтователю.

Стороны по договору тайм-чартера обладают взаимными правами и обязанностями. Судовладелец обязан:

- предоставить судно фрахтователю;

- привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю;

- оказать услуги по управлению судном и его технической эксплуатации.

- пользоваться судном и услугами экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными в тайм-чартере, по окончании срока действия которого он обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в котором оно было им получено с условием нормального износа судна;

Договор фрахтования судна отличается от договора морской перевозки груза следующим:

1. Обязанность перевозчика по договору морской перевозки груза по приведению судна в мореходное состояние заключается в подготовке судна к транспортировке определенного груза в отдельном географическом районе.

2. Риск повреждения и гибели судна по договору морской перевозки груза в любом случае несет судовладелец, по договору тайм-чартера фрахтователь несет риск повреждения и гибели судна, произошедших в связи с его коммерческой эксплуатацией, тогда как по условиям бербоут-чартера риск повреждения и гибели судна полностью лежит на фрахтователе.

3. Капитан и члены экипажа судна по вопросам, относящимся к управлению судном, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а также по вопросам коммерческой эксплуатации судна по договору морской перевозки груза подчиняются судовладельцу. По договору тайм-чартера для капитана и других членов экипажа обязательными становятся распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, а по договору бербоут-чартера - распоряжения фрахтователя по всем вопросам.

4. Различным является целевое использование судна. По договору фрахтования существует возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка груза, целей торгового мореплавания (для перевозки пассажиров, промыслов водных ресурсов, лоцманской и ледокольной проводки и т.д.).

5. Право пользования и владения судном принадлежит судовладельцу по договору морской перевозки груза. По условиям тайм-чартера фрахтователю принадлежит право пользования судном, а по бербоут-чартеру - право владения судном.

6. Арендная плата (фрахт) по договору фрахтования судна не зависит от наличия на судне груза, его количества, эффективности эксплуатации судна. По договору морской перевозки груза размер платежей определяется в зависимости от веса или объема перевозимого груза с учетом его специфических свойств, а также количества дополнительных портов захода.

7. Предмет договора морской перевозки груза - это деятельность по перемещению груза морем. Предметом договора фрахтования как разновидности договора аренды являются судно и услуги экипажа по договору тайм-чартера и судно без предоставления услуг экипажа по договору бербоут-чартера.

8. Различны цели договоров. Цель договора морской перевозки груза - предоставление услуг по перемещению груза из порта отправления в порт назначения, в то время как целью договора фрахтования является предоставление судна во временное пользование.

Задайте вопрос юристу:

1. Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.

2. Судовладелец не несет ответственность, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

3. Судовладелец обязан также в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.

Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 203. Мореходное состояние судна

Судами не установлено, почему распоряжение о консервации плавкрана и передаче его на хранение обществу "Реском-Тюмень" было осуществлено не обществом "Энергостройсервис", в эксплуатации которого плавкран находился в момент наступления неблагоприятной гидрометеорологической обстановки, а иными лицами - обществом "Экосоюз" и обществом "ММП", хотя обеспечение стоянки в силу пункта 2.6 договора фрахтования отнесено к обязанности фрахтователя. Между тем, по смыслу договора фрахтования фрахтователь обязался платить фрахт за время случайной невозможности эксплуатации судна по назначению. Судами первой инстанции и округа правильно указано, что консервация и последующее помещение судна на зимний отстой лишило плавкран мореходности в смысле статьи 203 КТМ, однако, не дана оценка правовых последствий совершения указанных действий не фрахтователем, а судовладельцем и третьим лицом.

Вывод суда округа о немореходном состоянии плавкрана после помещения на зимнее хранение противоречит статье 203 КТМ: мореходность судна определяется его технической готовностью к эксплуатации. Общество "Энергостройсервис" не заявляло претензий к техническим качествам судна. Судом округа нарушены статья 204 КТМ, статья 622 Гражданского кодекса, обязывающие фрахтователя полностью оплатить судовладельцу сумму фрахта при задержке в возврате судна. Факт неиспользования обществом "Энергостройсервис" судна с начала зимовки не освобождает от уплаты фрахта, так как договор фрахтования продолжал действовать, плавкран не был возвращен.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: