Кабардинский временный суд это

Обновлено: 25.04.2024

Волгина А., доцент Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук.

В первой половине XIX в. начались первые попытки ограничения применения горского адата со стороны Российской империи. Российская администрация начала внедрять российские судебные институты, которые должны были постепенно вводить и расширять сферу применения российских норм в области уголовного судопроизводства.

Сохраняя с небольшими изменениями адатный суд практически на Северо-Западном Кавказе, Российская империя начала в значительной степени ограничивать его на Центральном - в Осетии, где были учреждены российские судебные органы с опорой на российское законодательство. В Осетии адатный суд не имел поддержки со стороны местной администрации, как это было в других горских обществах Северного Кавказа. В Осетии решения адатного суда утверждались российской администрацией в качестве исключения. Так, мы обнаружили прошение пристава дигорского народа на имя начальника Владикавказского округа. В обществе произошло убийство, которое было урегулировано адатным дигорским судом "по обычаю", и был составлен письменный договор. Пристав просил в качестве исключения утвердить этот приговор .

Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 595.

В первой половине XIX в. Российская империя значительно активизировала политику христианизации осетин, что имело в своей основе несколько важных целей: 1) ограничение распространения проникающего из Кабарды в осетинские селения ислама; 2) приобщение осетин к российскому подданству; 3) активизация процесса русификации горских народов Северного Кавказа.

В 1828 г. в Осетии был учрежден так называемый Владикавказский инородный суд (председатель - майор Курило). Суд состоял из 12 человек и осуществлял свою судебную деятельность на основе норм обычного права . Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, который был разработан Муссой Кундуховым и санкционирован генерал-лейтенантом Евдокимовым, командовавшим войсками левого крыла Кавказской армии. Суд получил право рассматривать спорные дела трех осетинских обществ: Тагаурского, Куртатинского и Алагырского. В состав суда вошли старшины осетинских обществ, общинники - по одному представителю от каждого общества, а также представители высшего сословия. Секретарь суда и переводчик - русские военные.

РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 74; Мансуров Н.С. Обычный суд у осетин // Периодическая печать об Осетии и осетинах. С. 133.

Для ингушей был учрежден отдельный суд - Назрановский, который рассматривал любые преступления на основе "словесных обычаев" под надзором пристава майора Щелкачева. Пристав осетинского и ингушского народа Скворцов писал своему начальству в Тифлис: "Относительно ингушского народа то оной по случаю существующих их народных обычаев и правил совсем других как между осетинами" . Тем не менее в судебной практике этих судов старшины должны были понемногу внедрять российское право. В архивном деле сказано: "Все дела гражданские и спорные между сих народов равно и претензии от людей инородных разбираются и решаются по древним обычаям и обрядам приспособляя оные по колику важность случаев дозволит к правилам российским" . Суд разбирал гражданские и уголовные дела (частично). "Дела уголовные разбирательству сего суду не принадлежат и подвергаются вообще законам и строгости военной". К ним относятся: убийства, измена, возмущение в народе, побег за пределы линии со злым намерением, набеги, обнаружение оружия в ссорах с причинением ран .

РГВИА. Л. 11 - 13.
РГВИА. Л. 6, об.
РГВИА. Л. 8, об.

Владикавказский суд рассматривал дела по воровству до 200 руб., обман, захват чужого имущества, ссоры и драки без обнажения оружия, оскорбление владельцев. Суд использовал в качестве наказания штраф . В суд должны были подаваться письменные жалобы. При необходимости в суд вызывались ответчики и свидетели. Приговор утверждался большинством голосов. Если голоса судей разделялись, то приглашались несколько посторонних почтеннейших лиц .

РГВИА. Л. 9, об.
РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 74. Л. 8.

Местная администрация согласилась признать право исламского духовенства рассматривать дела, связанные с семейно-брачной сферой. По правилам работы этих судов отдельно выделялись духовные дела, которые могли решаться "по выбору народному". Предметы разбирательства духовного суда во главе с кадием: дела "до веры и совести касающиеся", дела несогласия мужа с женой, дела между родителями и детьми, дела, не имеющие ясных улик и письменных свидетельств . Но во Владикавказском суде возникла проблема с назначением кадия, поскольку, как выяснилось в процессе организации суда, в Осетии не было грамотных мулл, могущих вести судопроизводство по шариату. Поэтому пристав осетинского и ингушского народа Скворцов просил начальство назначить кадия из Большой или Малой Кабарды .

РГВИА. Л. 9 - 10.
РГВИА. Л. 48.

После карательной экспедиции генерала Абхазова по подавлению антироссийских настроений в Осетии Владикавказский и Назрановский народные суды были преобразованы в единый Владикавказский окружной суд (1834 - 1836 гг.). Суд состоял из депутатов от местного населения (осетин и ингушей), от осетинского и ингушского народа (по одному), остальными судьями были русские чиновники. Суд получил право на рассмотрение всех гражданских и уголовных дел осетин и ингушей .

РГВИА. Л. 51.

Кровные дела и воровство должны были рассматриваться по нормам российского законодательства. Однако из-за слишком радикального внедрения российского права местное население избегало обращаться к нему. Владикавказский окружной суд был закрыт в 1836 г. из-за малой эффективности. Г.В. Розен, главноуправляющий Осетией, писал: ". умы горцев не приуготовлены для прочного между ними гражданского устройства" . Судебные функции выполняли приставы осетинских и ингушских обществ.

РГВИ. Ф. 1268. Кавказский комитет. Д. 692. Л. 8.

В 1847 - 1849 гг. в Осетии были учреждены участковые народные суды, в каждом из осетинских обществ, под руководством приставов обществ. В архивных материалах мы обнаружили переписку об открытии дигорского народного суда. До его введения судебные функции выполнял пристав дигорцев, но его решения дигорцы отказывались выполнять, поэтому старшина дигорского общества обратился к начальнику центра Кавказской линии генерал-лейтенанту Хлопищу об учреждении народного суда (рапорт на имя начальника войск Кавказской линии и Черномории генерал-лейтенанта Загадовского, Нальчик) "в виду испытания временный суд в Дигории". Суд подчинялся начальнику линии Военно-Грузинской дороги, полковнику Ильинскому. В состав суда вошли: старшина, депутаты - военные осетины (капитан Исмел Карамаев, подпоручик Алимурза Туганов, Дударук Кубатшев, Асламурза Абисалов, а также пять общинников)" .

Там же. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 466. Л. 1, об. 2.

Основные правила Дигорского суда были таковы:

  1. суд рассматривал дела всех дигорских сословий;
  2. подсудности подлежали дела, связанные с воровством, обманами, причинением вреда, совершением драк без применения оружия, оскорблениями; крупные уголовные дела (убийства умышленные, возмущения в народе) должны были рассматриваться "по строгости по российским законам Начальником Кавказской линии";
  3. дела рассматривались "по обрядам и обычаям дигорского народа", а также устанавливалась система российских штрафов в пользу местной власти и дигорского суда. Семейно-брачные дела передавались исламскому духовенству. Делопроизводство должно было вестись одновременно на дигорском и русском языках. Решения дигорского суда должны были приниматься большинством голосов. Высшей судебной инстанцией являлся начальник Грузинской дороги .

На Северо-Западном Кавказе функции российско-имперской администрации по реализации российского права стали проявляться с конца XVIII в., когда в Кабарде ею были образованы так называемые родовые суды, родовые расправы и Верхний Пограничный суд. Их бытование хорошо описано в монографиях В.Х. Кажарова, Х.М. Думанова и Ю.М. Кетова . В основу судебной реформы был положен родовой принцип: три родовых суда (княжеских) и одна родовая расправа (дворянский суд) на две княжеские фамилии . Было подготовлено Положение о родовых судах и расправ . Высшей инстанцией для родовых судов стал Верхний Пограничный суд (г. Моздок). Судьи родовых судов и расправ выбирались на сходе открытым голосованием на три года лицами княжеского и дворянского происхождения.

Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ Хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII - начале XIX века. Нальчик, 2000. С. 34 - 56.
Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (конец XVIII - начало XIX в.) // Ученые записки ТХГХ. Серия экономическая и историческая. Нальчик, 1963. С. 91 - 92.
Акты Кавказской археографической комиссии (далее - АКАК). Тифлис. Т. 2. СИЗО.

Родовые суды и родовые расправы были низшей судебной инстанцией и имели право рассматривать все гражданские и мелкие уголовные дела, применяя нормы адата. Крупные уголовные дела передавались в Верхний Пограничный суд, подчинявшийся астраханскому губернатору. Суд обязан был применять законы Российской империи. Отношение к созданным судебным органам было резко отрицательным. Как отмечали Т.Х. Кумыков и В.Х. Кажаров, насаждение российского закона и судопроизводства вызвало протест кабардинцев . Россия пошла на уступки, поняв преждевременность своих радикальных реформ, поддержав на некоторое время мусульманское право. В 1807 г. российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ). Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10 - 12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства . Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев. Судопроизводство осуществлялось на основе мусульманского права. По мнению В.Х. Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов - значительный шаг в развитии кабардинского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями . Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий - по выбору: или в шариатский, или в третейский . Тем не менее тотальное введение мусульманского права на Северо-Западном Кавказе невозможно было в силу неглубокой по сравнению с Северо-Восточным Кавказом исламизации горцев. Поэтому духовный суд не смог заменить адатного, который сумел сохранить свои функции рассмотрения большинства гражданских и уголовных дел .

Кумыков Т.Х. Указ. соч. С. 90 - 93; Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX века. Нальчик, 1994. С. 417 - 425.
Кажаров В.Х. Адыгская Хаса. Нальчик, 1992. С. 91 - 92, 97 - 101.
Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX века. Нальчик: Кабард.-Балкар. НИИ истории, филологии и экономики при Каб. Министров КБР, 1994. С. 417 - 425.
Ногмов Ш.-Б.С. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Тифлис, 1861. С. 162 - 170.
Кумыков Т.Х. Указ. соч. С. 94.

В 1822 г. духовный суд был распущен. Российская администрация по инициативе командующего кавказскими войсками генерала Ермолова учредила Временный Кабардинский суд . Председателем суда стал кабардинский князь Кучук-Джанхотов, секретарем назначен кабардинец Якуб Шарданов, членами суда - кабардинские князья. Место расположения суда - г. Нальчик.

Адаты горцев Северного Кавказа.

Были разработаны "Наставления Временному суду, учреждаемому в Кабарде для разбора дел между кабардинцами, впредь до издания особых правил" . Правила судопроизводства Кабардинского Временного суда (1840 г.), по которому к суду допускались лишь те дела, которые не противоречат русским законам и прокламациям, данным Кабардинскому Временному суду генералом Ермоловым.

АКАК. Т. 6. Ч. 2. Док. 838.

Согласно параграфу 9 Наставлений "все дела гражданские и спорные между кабардинцами, равно и претензии на них от людей инородных разбираются и решаются по их древним обычаям и обрядам, приспособляя оные, по колику важность случаев дозволит к правам российским". Согласно параграфу 21 был упразднен духовный суд, но Временный суд пошел на уступки, разрешив горцам рассматривать дела о наследстве и разводе по мусульманскому праву. Согласно этим правилам духовенству предоставлено право разбирать дела по несогласию мужа с женой, родителей и детей, веры и совести, дела, не имевшие явных улик и письменных свидетельств . Тем не менее ряд авторитетных горцев в первой половине XIX в. обращались к российской администрации с просьбой о расширении сферы применения мусульманского права (1829 г., проект кабардинского князя Бековича-Черкасского), но Россия не поддерживала эти просьбы .

РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 298. Л. 6.
Кумыков Т.Х. Указ. соч. С. 99 - 100.

Кабардинский Временный суд функционировал до 1858 г. Суду были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев: при рассмотрении первых суду следовало использовать нормы адата (назначение выплаты композиции, выселение виновного за пределы места проживания), при разборе уголовных - адат и уголовное законодательство Российской империи, при рассмотрении семейных конфликтов - нормы шариата . Собранный нами архивный материал свидетельствует о том, что Временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в адатном суде. Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб. .

Там же. С. 96.
Центральный Государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (далее - ЦГА КБР). Ф.И. 23. Оп. 1. Д. 29. Л. 1; Ф.И. 24. Оп. 1. Д. 45. Л. 1; Д. 59. Л. 1.

Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата - выселение семьи виновного на жительство в иное селение . Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский Временный суд отказывал им в этом . Именно в период работы Кабардинского Временного суда российские власти провели первую систематизацию и кодификацию норм обычного права, бытовавших на Северо-Западном Кавказе (Кучеров, 1845 г.) .

ЦГА КБР. Ф.И. 24. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.
Там же. Ф.И. 23. Оп. 1. Д. 87. Л. 1; Д. 104. Л. 1.
Адаты горцев Северного Кавказа. С. 56.

В этот период появились первые попытки заменить общину государственным контролем за обществом и системой наказания, в том числе используя аппарат санкций. Как отмечает И.Л. Бабич, судьи Кабардинского Временного суда во время судебного процесса брали с ответчика и истца подписки, в которых те обязывались соблюдать решения суда и вести себя по отношению друг к другу корректно. Суд следил за выполнением участниками конфликта принятых обязательств. Если кто-либо их нарушал, суд определял штраф в размере 200 руб. .

Бабич И.Л. Особенности правовой практики на Северном Кавказе (На примере Кабардино-Балкарии) // Государство и право. 2003. N 12.

В 1827 г. по инициативе командующего Кавказской линии Г.А. Эмануэля был учрежден Чеченский народный суд. Принцип работы и механизм соотношения между адатом и российским правом по примеру Кабардинского Временного суда . В Чечне в 1852 г. был учрежден новый российский суд, в состав которого вошли кадий и три чеченца - знатоки адата. Суд рассматривал дела о воровстве, ранении, убийстве, поджогах, изнасиловании, используя нормы чеченского адата. Брачно-семейные дела передавались исламскому духовенству . В отличие от адатного, новый суд был постоянным органом судопроизводства, и судьи выбирались на определенный срок. Приговоры суда заносились в специальную книгу, и для их исполнения в случае необходимости применялись "принудительные меры" .

РГВИА Ф. 13454. Оп. 2. Д. 73.
Берже А.П. Чечня и чеченцы // Кавказский календарь на 1860 г. Тифлис, 1859. С. 103 - 105.
Там же. С. 105.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Кабардинский временный суд был образован в августе 1822 г. главнокомандующим отдельным кавказским корпусом генералом от инфантерии А.П. Ермоловым. Суд выполнял как судебные, так и некоторые администартивные функции. Суд состоял из председателя, трех удельных и трех младших князей, двух старшин из уорков, одного – из вольных крестьян, кадия, секретаря и глашатая. Первым его председателем был назначен подполковник (позднее – полковник) князь Кучук Джанхотов. Секретарем стал капитан Якуб Шарданов, после его отставки на этой должности некоторое время работал Шора Ногмов (1839–1843); а пост кадия с 1822 по 1846 гг. занимал Умар Шеретлоков. Также в составе суда служили несколько российских чиновников, обязанности которых заключались в подготовке и принятии исковых заявлений, а также – в проверке судебных журналов и других процессуальных документов. Здание Кабардинского временного суда размещалось в крепости Нальчик.

Кабардинский временный суд подчинялся начальнику Кабарды, а в 30–50-х гг. XIX в. – начальнику центра Кавказской линии. Суд выполнял не только судебные, но и некоторые административные функции. Судьям было предписано собирать сведения о повинностях, которые несли кабардинцы в пользу своих владельцев и духовенства, составить сборник действовавших норм кабардинского обычного права и шариата, выдавать письменные разрешения на выезд за пределы Кавказской линии (билеты), хранить денежные средства, поступаемые от уплаты штрафов. По сути, он стал важнейшим исполнительным органом внутреннего управления.

Основы судопроизводства были закреплены в пяти прокламациях, изданных генералом Ермоловым в 1822 г. К прокламациям прилагалось «Наставление временному суду, учреждаемому в Кабарде для разбора дел между кабардинцами, впредь до издания собственных правил», которое и стало основным нормативным актом, регулировавшим деятельность суда. Согласно этим документам, в суде по нормам обычного права разбирались все гражданские споры между кабардинцами, а также иски, подаваемые на них представителями других народов. По шариату рассматривались религиозные споры (как писали в то время: «до веры и совести касающиеся»), семейные споры («несогласия» между мужем и женой, родителями и детьми), а также дела, по которым не было улик, достоверных свидетельств и письменных доказательств. Уголовные дела не подлежали разбирательству в Кабардинском временном суде. Они были отнесены к компетенции царских военных судов и рассматривались по законам Российской империи. Согласно «Наставлению…», уголовными преступлениями считались: убийство, измена, возмущение в народе, участие в вооруженных столкновениях с российскими войсками, воровство и грабеж в пределах Кавказской «линии», причинение ран и телесных повреждений с применением оружия. Однако некоторые неумышленные убийства и ранения, которые не представляли особой важности, с дозволения российских чиновников разбирались по нормам обычного права кабардинцев.

Новым для системы правосудия Кабарды в 20–50-е гг. XIX в. было введение несвойственных традиционному правосознанию кабардинцев и балкарцев наказаний в виде заключения под стражу (на гауптвахту), телесных наказаний (розгами, шпицрутенами), а также лишения преступника сословного статуса и положения в обществе. Также когда невозможно было установить личность преступника, ответственность налагалась на жителей того или иного аула по принципу круговой поруки.

В 1822 г. в состав Кабардинского временного суда была введена специальная должность экзекутора, функции которого заключались в исполнении решений суда. В распоряжении экзекуторов находился отряд казаков. Первыми экзекуторами стали поручик Джамбулат Кучуков и князь Беслан Хамурзин. Однако уже к середине 40-х гг. XIX в. экзекуторский штат был значительного увеличен. Экзекуторами и их помощниками в этот период становились кабардинцы, принадлежащие к привилегированным сословиям и состоящие на российской военной службе. Помимо исполнительской деятельности в обязанность экзекуторов также входило «изыскание» доказательств по тому или иному делу. Кабардинцы, в отношении которых выносились решения о производстве баранты и других взысканий, не имели права препятствовать деятельности экзекуторов. Малейшее неповиновение в подобных случаях влекло за собой строгие санкции.

Глашатаи (крикуны) .– специально назначавшиеся или избиравшиеся из жителей Кабарды лица для устного оповещения населения о всякого рода постановлениях и распоряжениях властей. Любое осмеивание деятельности глашатаев влекло за собой взыскание штрафа, получателем которого являлся сам потерпевший. В сфере исполнительного производства деятельность гъуоу сводилась к обязанности оповещать население о решениях и указаниях, исходящих от князей и дворян. Также глашатаи сообщали жителям того или иного аула о возложенных на них штрафах и других наказаниях, которые предлагалось исполнить добровольно.




В это время стали применяться такие виды наказаний, как лишение свободы, ссылка, принудительные работы и т.д. В 20-е гг. XIX в. для этих целей в Нальчикском военном укреплении было построено несколько специальных зданий (гауптвахт), где содержались заключенные.

Решение о заключении под стражу принимали как члены Кабардинского временного суда, так и начальник Центра кавказской линии. Основанием могло послужить любое преступление, причем сословная принадлежность виновных, как правило, не учитывалась.

В это время в отношении кабардинцев и балкарцев, нарушивших нормы действующего законодательства, применялись ссылки в арестантские роты. Ссылки были бессрочными и срочными.

Телесные наказания в виде 100 ударов розгами были закреплены еще в 1807 г. в нормах «Народного условия…». В 1822 г. они перекочевали в «Наставление Временному суду» генерала Ермолова, где этот вид наказания предусматривался за проступки, не представляющие «особой важности» (п. 17). К числу таких нарушений относились, например, оскорбления князей и узденей их подвластными, превышающие меру домашнего исправления.

Иногда к особо опасным преступникам применялась совокупность наказаний. Новым для системы исполнения наказаний в Кабарде со второй четверти XIX в. стало привлечение заключенных к принудительным работам. Одно из первых упоминаний об этом можно отнести к 1842 г., когда на ремонт стен Нальчикского укрепления было решено «употребить труд арестантов».

Кабардинский временный суд прекратил свое существование в 1858 г. Вместо него был создан Кабардинский окружной народный суд.

Присяга балкарских владельцев 1827 г.

11 января 1827 года представители урусбиевских, чегемских, хуламских и собственно балкарских таубиев, к которым присоединились также представители от дигорских бадилят, прибыли в Ставрополь к командующему русскими войсками на Кавказской линии генерал-лейтенанту Эмануэлю и подали прошение о принятии их в российское подданство. Они выразили готовность принести присягу и поступить на военную службу, обязались выдать аманатов.

Тогда же была составлена «Ведомость о числе дворов дигорских и прочих народов, новопокорившихся русскому правительству», в которой были зафиксированы также имена депутатов от различных балкарских обществ. Среди них значились от Балкарского общества (400 дворов) Арслан аджи Жанхотов; от Чегемского (200 дворов) – Кельмамбет Баймурзов; от Хуламского и Безенгиевского (100 дворов) – Магомет Шакманов и от Урусбиевского (100 дворов) – Мурзакул Уруспиев.

При подаче прошения представители балкарского народа ходатайствовали о сохранении всех их древних прав и обычаев, шариатского суда, свободного исповедания ислама и «получения издавна установленной владельцам с подданных дани».

Уже 16 марта 1827 года Эмануэль доносил Императору, «что старшины горских народов Балкарского, Урусбиевского и Чегемского присягнули на верноподданство».

Российское законодательство, обычное право кабардинцев и балкарцев и шариат во второй четверти XIX в.




С окончательным включением Кабарды в состав Российской империи в 1822 г. роль шариатского движения была существенно сужена, основной его театр переместился на территорию Северо-Западного Кавказа. Однако роль шариата в социально-политической жизни кабардинцев Северного Кавказа после этих событий не была окончательно нивелирована. Шариат продолжал функционировать в их среде, хотя уже и не выполнял роли объединяющей силы перед внешней угрозой. Об этом можно судить на основании следующих фактов.

В это время началась новая волна миграции кабардинцев на территорию Закубанья. Ее причиной было строительство военных крепостей в 1822 г. и продвижение Кавказской линии к горам. В результате в Закубанье сформировалось крупное социополитическое образование, известное в источниках и литературе как «беглая» Кабарда[128]. Переселенцы стали называться «хаджеретами». В.А. Потто писал, что «за Кубанью хаджереты то же, что за Тереком абреки (кабардинцы, эмигрировавшие в Чечню. – З.Б.). Хаджерет (от арабского «хиджра» – переселение) значит: беглец, переселенец. Это чуждое название горцы благосклонно приняли и водворили в свой язык в честь хеджры, или бегства основателя ислама из Мекки в Медину»[129]. Для российских властей все переселенцы стали именоваться «абреками».

В это время переселенческое движение было весьма масштабным. Так, согласно данным Хан-Гирея, в 1822–1824 гг. за Кубань переселилось 12400 кабардинцев[130]. Есть и другие версии. Например, современный ученый С.Н. Бейтуганов считает, что Кабарду в это время годы покинуло 20460 жителей[131].

В 1822 г. после масштабных карательных экспедиций А.П. Ермолова в Кабарде мехкеме были упразднены военной администрацией и заменены Временным судом. Он существенно ограничил применение шариата и поэтому принято считать, что с его учреждением шариатское движение в Кабарде завершилось поражением и вышло за ее пределы, но уже на другой социально-политической основе. В 1830-х гг. типологически сходное движение возникает в Чечне и Дагестане под руководством Шамиля, а в 1840-х гг. в Западной Черкесии[132].

А.Т. Урушадзе писал, что «введение новых учреждений в Кабарде сопровождалось мерами репрессивного характера, которые, зачастую, именно здесь практиковались «проконсулом Кавказа» с наибольшей последовательностью и систематичностью. Опыт, приобретенный российской администрацией в Кабарде, находил свое дальнейшее применение в различных областях Кавказа и на более поздних этапах инкорпорации региона в пространство империи»[133]. Шариату в полномочиях Кабардинского временного суда отводилась ограниченная роль. П. 4 «Наставления Временному кабардинскому суду» (1822) устанавливал, что «для дел духовных полагается при сем суде быть одному кадию» [134] . «От казны Его Императорского величества» кадию в числе прочих должностных лиц суда содержание определялось в размере 300 руб. в год [135] . П. 20 определял, что «никто из духовенства кабардинского не мешается в разборе дел гражданских». В п. 21 перечислялись «предметы, разбирательству духовного суда принадлежащие: а) Дела, до веры и совести касающиеся; б) Дела по несогласию между мужем и женою; в) Дела между родителями и детьми; г) Вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств». П. 22 анализируемого документа уточнял: «Все дела разбираются на основании их закона; все прочие решаются судом» [136] . В целом, новый судебный орган не столько легализовал шариатское судопроизводство в рамках царской военно-административной системы, сколько приспособил к ней те формы традиционного судопроизводства, которые не противоречили колониальному порядку.

Однако, на основе анализа многочисленной литературы и источников можно утверждать, что роль шариата в системе регулирования общественных отношений в Кабарде с упразднением мехкеме в 1822 г. не прекратилось. Оно стало трансформироваться и при сохранении в целом прежних целей приобрело новые формы. Инерция шариатского движения сказывалась еще более 20-ти лет. «Разумеется, – писал В.А. Потто, – под враждебным противодействием духовенства суд этот (Кабардинский временный. – З.Б.) привился не сразу и по отъезде Ермолова совершенно бездействовал»[137].

Движение за восстановление шариата началось сразу же после учреждения Временного кабардинского суда. Движение поддержали широкие слои общества во главе с влиятельными князьями, дворянами и народным кадием хаджи Умаром Шеретлоковым. Основной формой требований стали устные и письменные обращения кабардинцев к представителям военной администрации. Рассмотрим некоторые из них.

Весной 1827 г. через Кабарду проезжал генерал-адъютант Дибич. В этом же году генерал А.П. Ермолов был отправлен в отставку, и его место занял генерал Паскевич. В этом же году кабардинцы подали Дибичу особое прошение. В.Н. Кудашев в своей книге приводит подробный пересказ содержание прошения. В частности, он акцентирует внимание на том, что «кабардинский народ просил Ермолова отменить распоряжение [об упразднении духовного суда «мехкеме»] и восстановить суд по шариату. Ермолов решительно отказал. Среди кабардинцев начались по этому поводу волнения. Часть кабардинцев убежала за Кубань. Соглашаясь, чтобы уголовные дела решались военным судом, кабардинцы просили Дибича разрешить «все гражданские и народные дела решать, по-прежнему, шариатом» [138] . Кроме этого «Кабардинцы просили… разрешить… свободу поездки на поклонение в Мекку. Ермолов запретил поездки словесно в 1822 году и тем стеснил свободу вероисповедания» [139] . О результатах этого обращения В.Н. Кудашев писал: «Прошение кабардинцев не имело успеха. Те основы политики по отношению к кабардинцам, начало которых положил А.П. Ермолов, продолжали существовать и после того, как он в 1827 г. оставил Кавказ» [140] .




В конце 30-х гг. XIX в. в Кабардинском временном суде произошел конфликт между секретарем суда Якубом Шардановым и народным кадием Умаром Шеретлоковым. Шарданов выступал за использование шариата исключительно в пределах, установленных в 1822 г. А.П. Ермоловым. Шеретлоков возглавлял влиятельную партию, выступавшую за признание царскими властями возможности более широкого применения мусульманского права в судебной практике. В 1840 г. по требованию Шеретлокова кабардинский народ принес присягу своему народному эфендию с тем, чтобы всем разбираться по делам шариатом, а не во временном суде[141]. Воспользовавшись отсутствием секретаря, отправившегося на хадж в Мекку, партия народного кадия развернула деятельность, направленную на отстранение своего противника от должности. Как замечает С.Н. Бейтуганов, пока Шарданов «по мусульманскому обряду поклонялся гробу Пророка, ревнители ислама в Кабарде вели кампанию против него» [142] .

В конце 30 – начале 40-х гг. XIX в. движение за восстановление в судопроизводстве прежней компетенции шариата активизируется.

В начале 40-х гг. XIX в. шариатское движение в Кабарде связывается в основном с деятельностью лидера кабардинского духовенства Умара Шеретлокова. Некоторые ученые-историки давали отрицательную оценку деятельности Умара Шеретлокова и мусульманского духовенства Кабарды[143]. В частности, Н.А. Смирнов пишет: «Царские власти… с 1841 г. признали главою духовенства кабардинского кадия Аджи Умер Шеретлокова-эфенди, возглавлявшего шариатский суд высшей инстанции. Этот суд существовал наряду с учрежденным царскими властями временным кабардинским судом, руководствовавшимся царскими законами»[144]. Как известно, учреждение Кабардинского временного суда упразднило шариатские суды, а нормы шариата, как изложено выше, применялись при разборе дел, оговоренных в «наставлении» А.П. Ермолова.

Социально-политическая и религиозная ситуация в Кабарде в конце 30 – 40-х гг. XIX в. нуждается в специальном и более обстоятельном исследовании. Здесь же следует отметить, что в этот период не только кабардинское общество в целом, но и сторонники шариатского движения вновь оказались расколоты. Во многом произошедшее объяснялось позицией У. Шеретлокова, который, возможно, взвесив все за и против, предпочел демонстративно отмежеваться от непримиримых сторонников «духовного правления». По свидетельству В.С. Голицына, командовавшего Центром Кавказской линии с 1842 г., фанатизм, который он «застал в полном разгаре в Кабарде», к 1844 г. «приметно ослабевает».

После неудачного похода Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г. У. Шеретлоков за «нерешительность и слабость характера» был сослан в г. Воронеж[148].

По мнению З.Х. Мисрокова, «колониализм значительно замедлил эволюцию мусульманского права на Кавказе»[149]. Кроме того, он считает, что «правительство и колониальная администрация отдали решительное предпочтение адатскому праву и юрисдикции в регулировании отношений между своими подданными на Кавказе»[150]. Ж.А. Калмыков отмечает, что царизм и в 50-х годах XIX века продолжал отдавать предпочтение обычному праву горцев, а шариату отводилась лишь незначительная роль. Он объясняет это, во-первых, стремлением царизма ослабить роль мусульманского духовенства в общественно-политической жизни горцев. Во-вторых, соглашаясь с С. Эсадзе, он считает, что применение адата в судопроизводстве горцев «давало возможность внести в народные суды более начал гражданских и сблизить их постепенно с порядками общего судопроизводства» [151] .

На этом фоне следует отметить и о сферах применения адата в судопроизводстве кабардинцев во второй четверти XIX в. Так, А.Х. Абазов писал, что «политика российской администрации была направлена на максимальное приспособление кабардинских адатов к российским законам. На законодательном уровне возникла проблема разграничения сфер применения различных правовых систем, функционировавших с этого времени в рамках одного правового пространства. Были приняты постановления, разграничивавшие предметы ведения функционировавших в то время судебных учреждений в Кабарде и характер применяемых ими норм. В общественно-бытовой практике кабардинцам разрешалось применять только те обычаи и традиции, которые не противоречили законам Российской империи. На этом фоне многие традиционные общественные институты (кровная месть, система композиций, барантование, изгнание из общества, перевод преступника в низшую категорию по сословной лестнице, продажа в рабство и т.п.) подверглись существенной трансформации и перестали существовать в прежнем виде»[152].

Таким образом, несмотря на ликвидацию шариатского режима в Кабарде в 1822 г. А.П. Ермоловым, в 20–40-х гг. XIX в. продолжились инерционные проявления этого движения. В конфессиональной политике царской администрации в Кабарде во второй четверти XIX в. обозначились два основных направления. Ими стали включение в судебно-административную систему представителей мусульманского духовенства, и ограничение сферы применения шариатского судопроизводства, для того чтобы снизить влияние представителей мусульманского духовенства в обществе.

Еще в 1587 г. в вассальные отношения с Россией вступила Кабарда, состоявшая из нескольких княжеских уделов Большой и Малой Кабарды со сложившейся феодальной структурой. Оказавшись в близком соседстве с Кавказской линией, Кабарда приобрела первостепенное значение как стратегически важный регион в условиях постоянной напряженности в русско-турецких отношениях 207 . Постройка крепости Моздок и появление казачьих поселений вокруг него вызвали сильное недовольство кабардинских князей, использовавших эти земли как пастбища. Местные феодалы не желали допустить расширения российской кордонной линии и появления новых укрепленных пунктов на кабардинской территории. Часть князей вместе с зависимыми крестьянами переселилась за Кубань, в верховья реки Кумы. Зрели сепаратистские настроения, более того, готовилось нападение на Моздок 208 . Провоцирующую роль играла активная протурецкая кампания адептов османских властей. Используя недовольство кабардинских крестьян переселением, командующий войсками на Кавказской линии генерал Н.В. Медем вернул их на прежние земли, "приведя к присяге на подданство российской императрице" 209 . Командующий учредил также должность главного пристава "для наблюдения за кабардинскими князьями" 210 . Новое обострение русско-турецких отношений породило именной указ от 20 августа 1766 г., в котором население Кабарды объявлялось "поселенным войском" 211 . Было сформировано кабардинское ополчение, принимавшее участие в боевых действиях против Турции и шейха Мансура (лидера религиозного движения в Чечне).

Очередной всплеск недовольства кабардинских князей вызвало строительство Кавказской и Усть-Лабинской крепостей и перенесение Кавказской линии к югу, на территорию их зимних пастбищ. Пристав обнаружил неспособность контролировать обстановку и предотвращать конфликты. Первостепенной задачей российского правительства стало ослабление влияния местных феодалов и духовенства. Екатерина II предлагала ввести новое судопроизводство 212 . В 1793 г. в Кабарде открылись суды и расправы для разбора гражданских дел в соответствии с нормами адата (родового права). Родовой суд избирался в составе председателя и семи заседателей, включая кадия (из сословия узденей) и подчинялся Верхнему пограничному суду, который рассматривал уголовные дела.

Это подвело юридическую основу под наказания кабардинцев, нападавших на воинские гарнизоны и казачьи станицы. Введение нового судопроизводства встретило всеобщее недовольство, часто выливавшееся в открытые выступления (в 1794, 1795, 1799, 1804 гг.).

Вступивший на пост Главноуправляющего П.Д. Цицианов, более осведомленный о реалиях Кавказа, чем другие, предложил свою программу усовершенствования системы управления в крае 213 . Место пристава занял "управляющий делами Кабарды" (генерал-майор Дельпоцо), а в 1807 г. было введено судопроизводство по шариату: открывались два духовных суда (мехкеме). Муллы и кадии также получили право судебных разбирательств. Общее управление Кабардой по-прежнему осуществляли военные власти 214 .

В начале 20-х гг. вновь обострились противоречия между Россией и Турцией. В целях укрепления российских позиций на Кавказе А.П. Ермолов принял решение о. строительстве новых крепостей в Кабарде и укреплении безопасности дороги, связывавшей Екатеринодар с Владикавказом. Вступление на территорию Кабарды отряда под командованием Коцарева вызвало в 1832 г. восстание, жестоко подавленное Ермоловым. Он объявил кабардинскую землю собственностью самодержавного правительства и обещал раздавать ее лишь тем лицам, которые преданы России 215 . Прокламацией от 29 августа 1822 г. Ермолов огласил решение об учреждении в крепости Нальчик Временного кабардинского суда 216 . Членов суда назначали российские власти (из представителей князей, узденей и кадия), для ведения документации привлекался российский чиновник. Уголовные преступления согласно указу от 24 июля 1822 г. подлежали рассмотрению в военных судах.

В 1781 г. в состав России вошла значительная часть территории Чечни. Принципы взаимоотношений с местным населением были оформлены специальной грамотой, согласно которой большинство "вайнахских обществ" присягали императрице Екатерине II. Территорию Чечни населяли союзы сельских обществ — мичиковцев, ичкеринцев, ауховцев, качкалыковцев. Административный контроль над чеченскими обществами осуществляли кизлярский комендант и командиры кордонов Кавказской линии. В 1807 г. надзор над чеченцами был препоручен калмыцкому приставу (калмыки населяли районы степного Предкавказья), где уже существовали свои органы административного управления 217 .

Постоянные набеги горцев на Кавказскую губернию привели к посылке карательных отрядов, которые регулярно наводили порядок в Чечне. Сельские старшины чеченцев выступали в роли связующего звена между властями и местным населением. Кавказская администрация стремилась всячески привлечь старшин на свою сторону, используя для этого любые средства.

29 ноября 1811 г. управление чеченцами (а также и кумыками) перешло к кордонным начальникам 218 . Надо сказать, что никаких иных мер, помимо названных, в отношении чеченцев не предпринималось. С назначением Ермолова политика царских властей заметно активизировалась. Генерал перенес линию укреплений с реки Терек на реку Сунжа и начал строительство крепости Грозной и укреплений Преградный стан и Назрановское (в 1818 г.). Тогда же было учреждено и приставство, призванное осуществлять полицейский контроль и наказывать нарушителей порядка. Одной из задач пристава стало наблюдение за выполнением чеченцами воинской повинности; сам пристав подчинялся командующему левым флангом Кавказской линии.

Вскоре кавказские власти разработали проект организации так называемого Чеченского народного суда. Его члены, в отличие от кабардинцев, были выборными (из пяти представителей знати и духовенства). В состав суда вводились российские офицеры в должности председателя и секретаря. Наряду со своими непосредственными функциями суд обязан был собирать сведения о податях и повинностях и выдавать билеты для проезда через Кавказскую линию. В дальнейшем, с началом Кавказской войны, административное строительство в Чечне оказалось парализованным на несколько десятилетий.

В 1744 г. в состав России вошла Осетия. В ее восточной части располагалось Тагаурское общество, в бассейне рек Фиагдона и Урсдона — Куртатинское общество, в бассейне реки Ардон — Алагирское общество, а в западных ущельях — Дигорское общество (в свою очередь, дробившееся на три образования). Значительная часть осетин переселилась на равнинные земли и жила вокруг крепости Моздок. Власти разрешили им пользоваться "казенными вольностями" 219 . Контроль над осетинским населением осуществлял комендант крепости.

Важным этапом в процессе административного подчинения осетин стало строительство крепости Владикавказ, с окончанием которого функции надзора были переданы коменданту новой крепости 220 . Что касается жителей горных районов Осетии, формальный контроль над ними осуществляли командиры небольших укреплений (редутов), расположенных вдоль Военно-Грузинской дороги. Нередко, для привлечения осетинской знати, власти препоручали контроль местным владетелям 221 .

Ермолов учредил в Осетии в 1816 г. волостное управление. Старшины избирались из "уважаемых народом" лиц 222 . По замыслу Ермолова, во главе Осетии должен стоять "военный начальник", который бы мог побуждать осетин к военной службе В 1818 г. на Осетию распространили дорожную и подводную повинности. Кавказские власти проявляли заинтересованность в переселении горных жителей на равнину, чтобы плотно заселять земли мирным населением и снимать таким образом напряженность в ключевых стратегических пунктах (к примеру, вдоль Военно-Грузинской дороги). Из-за нехватки земель приходилось действовать по специально разработанному плану 223 .

В Осетии лишь в 1828 г. власти приступили к разработке основ судопроизводства. В состав суда должны были войти "почтеннейшие владельцы" из осетин и старшины от назрановских ингушей, а возглавлял его владикавказский комендант или назначенный властями российский офицер. Ингуши отказались от участия в работе Владикавказского суда, ссылаясь на различие норм обычного права, и просили учредить для них свой суд под руководством их пристава майора Щелкачева. Просьба была удовлетворена.

В 1830 г. после карательной экспедиции в Осетию и Ингушетию Владикавказский инородческий суд был реорганизован в окружной, а для осетин и ингушей учреждались должности приставов. На место пристава для осетин назначили хорунжего Константинова и определили ему в помощники четырех местных феодалов. Назрановские ингуши по-прежнему находились в ведении своего пристава. Жители Дигорского ущелья относились к Кабарде, а население глубинного Алагирского ущелья подчинялось назначенному властями управляющему. Пристав осуществлял общий надзор над осетинами, помогал в расквартировании войск и следил за сбором податей 224 .

Владикавказскому окружному суду было предписано руководствоваться правилами "Учреждения о губерниях" и рассматривать не только гражданские, но и уголовные дела. Это был первый опыт распространения законов Российской империи на кавказские народы, реализованный Главноуправляющим И.Ф. Паскевичем-Эриванским. Он писал императору в 1830 г.: "Везде учреждения временные; странная смесь российского образа правлений с грузинским и мусульманским; нет единства ни в формах правления, ни в законах, ни в финансовой системе" 225 . Паскевич был противником военного управления и стремился форсировать процесс установления гражданской власти.

Дагестан даже на общем фоне Кавказа поражал своей этнической пестротой. Многочисленные этносы края объединяла конфессиональная принадлежность — все они исповедовали ислам. Мусульманская религия пустила, на наш взгляд, наиболее глубокие и прочные корни именно в этом регионе, ставшем средоточием культовых сооружений и очагом исламского влияния.

К началу XIX в. Дагестан состоял из десяти с лишним крупных владений и нескольких десятков союзов сельских общин. Каждое из его феодальных образований имело свою отдельную предысторию взаимоотношений с Россией. В северо-восточной части Дагестана находились владения Эндереевское, Аксаевское, Костековское. К югу от реки Сулак располагалось шамхальство Тарковское с пятью уделами. Западнее шамхальства находилось Мехтулинское ханство. По соседству с ним — Дербентское ханство, Табасаран (состоявший из майсумства и владения кадия). В Южном Дагестане существовали Кюра-Казикумухское и Аварское ханства, Акуша-Дарго и союзы сельских общин: аварских, даргинских и лезгинских 226 .

Ханы, уцмии, шамхалы, майсумы являлись сюзеренами подвластной им территории и осуществляли свою власть, опираясь на дружины нукеров. Владетели обладали всеми правами судопроизводства и самолично разбирали возникавшие конфликтные ситуации.

Сложная и запутанная структура общественного устройства в Дагестане препятствовала выработке каких-либо общих установлении административного характера и побуждала российское правительство действовать посредством отрывочных частных мер. Первое прямое вмешательство во внутреннюю жизнь дагестанских обществ произошло в 1812 г., когда было учреждено Управление Дербентской и Кубинской провинциями, а сельские союзы Самурской долины поставлены под контроль коменданта, назначаемого военными властями в г. Куба 227 . В 1821 г. шамхальство Тарковское признало верховную власть России, и в Тарках (центре шамхальства) появилась российская крепость с администрацией. Табасаранские правители (они приняли российское подданство в 1791 г.) в 1823 г. подчинились дербентскому коменданту. Мехтулинское ханство присоединилось к империи в 1821 г. и отныне управлялось с участием русского штабного офицера. Кюра-Казикумухское ханство вошло в состав России в 1812 г. и в прежнем виде просуществовало до 60-х гг. Аварский хан принял российское подданство в 1801 г. Однако его ханство постоянно раздирали распри, и в конце концов оно оказалось под властью Шамиля 228 .

Начавшаяся Кавказская война привела к блокированию многих районов Дагестана, что отодвинуло процесс утверждения российской административной системы на несколько десятилетий.

Образовано 24 ноября 1830 г., в связи с разделением Кавказской линии на несколько частей. В центр Кавказской линии входили: Кисловодская линия, Передовая Кабардинская линия, Военно-Грузинская дорога. Центр простирался от верховьев р. Кумы - от поста Верхне-Кумского до впадения в р. Терек р. Архонки.

В 1846 г. управление имело четыре отделения: строевое, судное, казначейское, горское.

Управление совмещало в себе функции военного и гражданского управления Северным Кавказом.

Ликвидировано в 1865 г. в связи с окончанием Кавказской войны. Его функции были переданы вновь созданным управлениям Кубанской и Терской областей.

Материалы о классовых отношениях в Кабарде и Балкарии, взаимоотношения свободных и зависимых сословий.

Рапорты о боевых действиях царских войск против Шамиля, о понесенных потерях в этих столкновениях, о награждении отличившихся в боях с Шамилем.

Приказы командующего Кабардинской и Кавказской линиями о принятии мер предосторожности в борьбе с Шамилем. Дела о побегах к нему "холопов".

Материалы о ходе проведения русско-турецкой войны (1857-1859), о расположении войск по Центру, о снабжении боеприпасами, о ходе военных действий, о расквартировании солдат и офицеров. Дела об освобождении из плена русских, об устройстве пороховых погребов по линии.

Списки награжденных офицеров. Формулярные списки. Ведомости о числе войск и артиллерии, расположенных по Кабардинской линии, о числе военных поселян.

Материалы о приходах и расходах Кабардинской общественной суммы и акты проверок.

Рапорты о донесения начальников полков о строительстве форштадтов, дорог, мостов и укреплений, о заготовке леса.

Сведения о народонаселении, о посевах хлеба и других сельскохозяйственных культур. Дел о состоянии провиантских магазинов.

Следственные дела об освобождении "холопов" от крепостной зависимости, о жестоком обращении узденей и князей с "холопами", о краже женщин, об избиении и продаже "холопов", о взыскании пошлин и податей.

Материалы об устройстве школ для обучения детей князей и узденей, о просветителе Шоре Ногмове (рапорты, послужной список, сведения о службе его в Кабардинском временном суде, расписка Шоры Ногмова в получении пшеницы у князя Голицына).

Материалы о борьбе с эпидемиями чумы и холеры.

Образовано в 1820 г. В Кабардинскую линию входили следующие военные укрепления: Черекское, Чегемское, Мечетское, Урухское, Баксанское, Урванское, Екатериноградское, Нальчикское.

Кабардинская линия являлась частью Кавказской линии, строительство которой началось еще при Петре 1.

Начальник Кабардинской линии был высшим представителем административной, военной, финансовой и судебной власти. Управление подчинялось начальнику Центра Кавказской линии. Кабардинская линия упразднена в 1851 г.

Дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами, о переселении кабардинцев с гор на равнину, о наборе кабардинцев и балкарцев в Кавказский горский полуэскадрон, об отмежевании земель чинам горского полуэскадрона, о наказании солдат розгами, о награждении военнослужащих знаком "Св. Анны", о квартирном расположении войск, о присвоении офицерских званий кабардинским и балкарским узденям, о перемещении укрепления из Екатериноградской в Нальчик.

Материалы о ходе военных действий против турецких войск, о состоянии продовольственных магазинов, военных укреплений.

Сведения о числе воинских чинов, о состоянии и расположении войск и артиллерии, о численности народонаселения, о состоянии хлебных общественных магазинов, об их организации в военных поселениях.

Материалы об образовании новых аулов и поселений, об аренде мельниц для нужд военных поселений.

Рапорты командиров полков о состоянии войск, крепостей, укреплений. О численности войск, о строительстве казарм, об охране Военно-Грузинской дороги.

Протоколы допросов лиц, обвиненных в убийстве, грабежах и судебные решения.

Учреждено в 1858 г. после ликвидации управления Центра Кавказской линии. Военно-Административное учреждение, в ведение которого входило обнародование и наблюдение за использованием законов, управление войсками и местной стражей, наблюдение за местным населением. Начальник Кабардинского округа в военном, полицейском и административном отношении подчинялся начальнику Терской области.

Управление состояло из 3-х отделений (строевое, следственное, казначейское) и 4-х частей (судная, горская, туземная, холопская).

Упразднено в 1870 г. в связи с образованием Управления Нальчикского округа.

Циркуляры, приказы, ведомости, переписка о дислокации войск и расположении артиллерийских орудий в округе по левому крылу Кавказской линии.

Сводки и рапорты воинских начальников о ходе военных действий, о лицах, связанных с Шамилем, о присвоении офицерских званий кабардинским и балкарским узденям, о порядке управления местными административными учреждениями, о назначении сельских старшин.

Материалы об образовании новых учреждений, "народных" судов и структурных частей учреждений, о назначении и смещении должностных лиц.

Формулярные списки офицеров-горцев, сведения о личном составе управления.

Дела о взыскании с населения поземельного и подворного налога и др., о взыскании штрафов, об использовании денежных сумм на содержание и ремонт горской школы, о выплате пенсии офицерам в отставке, об открытии питейных и торговых заведений в Нальчике.

Отчеты и сведения об экономическом состоянии округа, о количестве фабрик, заводов, кустарных промыслов, о залежах полезных ископаемых.

Приказы и переписка о награждении кабардинских и балкарских узденей орденами и медалями, земельными участками, ценными подарками.

Следственные дела по разрешению споров между узденями из-за "холопов", об обращении в "холопство", о неповиновении и побегах "холопов", об освобождении их от крепостной зависимости, о продаже и выкупе "холопов", о взыскании долгов и калыма, о разделе имений.

Циркуляры, приказы, рапорты о проведении крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии (1867); сведения о числе освобожденных "холопов", акты об освобождении "холопов" при проведении реформы, списки "холопов", освобожденных без выкупа.

Дела о проведении реформы 1867 г., создании комитета по разбору личных и поземельных прав горцев (1863), об отмежевании земель крестьян, о захвате феодалами крестьянской земли, о родословной кабардинской и балкарской знати.

Сведения о слободе Нальчик (описание Нальчикского укрепления, об устройстве в ней лечебницы, о состоянии торговли).

Материалы о здравоохранении, об открытии областного народного суда Терской области (1864); сведения об издании в Терской области местной газеты "Терские ведомости" (1868).

Циркуляры, рапорты об открытии школы (1866), готовящей сельских учителей для кабардинских школ, об обучении детей кабардинской и балкарской знати в горской школе и учебных заведениях Петербурга.

Дела о просветителях Кази Атажукине, Султанбеке и Ханифе Абаевых, Лукмане Кодзокове; сведения о сборе денег на содержание "девичьей" школы. Списки населенных пунктов Кабардинского округа.

Материалы по сельскому хозяйству, о борьбе с саранчой на территории Большой Кабарды (1860), о причинах болезни скота в с. Безенги, об отводе р. Нальчик в другое русло.

Сведения о муллах и эфендиях округа, прошения жителей о разрешении выезда за границу для совершения религиозного обряда и возвращении их на родину.

Учреждено сенатом 30 декабря 1869 г. Фактически деятельность его началась с 1 января 1871 г. Территория округа делилась на административно-полицейские участки, возглавляемые начальниками участков. Начальник округа в военном и административном отношении подчинялся начальнику Терской области и наказному атаману Терского казачьего войска и по своим правам приравнивался к атаману отдела. Начальник округа соединял в себе права и обязанности станового пристава.

Управление Нальчикского округа занималось рассмотрением кассационных жалоб на приговоры и решения слободских, сельских, станичных судов. Оно следило за соблюдением воинской повинности, занималось взиманием налогов, разрешением административно-хозяйственных вопросов.

Управление Нальчикского округа ликвидировано в 1917 г.

Циркуляры Министерства внутренних дел, начальника Терской области и Нальчикского округа, отчеты, дела и переписка с полицейскими управлениями об установлении негласного надзора за лицами, обвиняемыми в революционной деятельности, о розыске лиц, укрывающихся от надзора полиции.

Приказы, предписания, циркуляры Главного управления наместника Кавказского, рапорты начальника округа и другие материалы о призыве на службу временно и бессрочно отпущенных нижних чинов; о наборе из горцев кандидатов для направления на службу в царский конвой и другие воинские части, о создании комиссии для разбора личных и поземельных прав горцев.

Предписания начальника Терской области о взыскании податей и недоимок с крестьянства; дела о жестоком обращении полицейских с крестьянами, волнений крестьян (1897), о взыскании налогов с крестьян за пахотные угодья.

Сведения о количестве обмежеванной земли землевладельцами.

Циркуляры начальника Терской области о порядке управления горским населением области.

Материалы об участии кабардинцев и балкарцев в русско-японской войне и формировании Терско-Кубанского полка (1904).

Копии указов Николая II о выборе депутатов в III Государственную думу; списки лиц, имевших право участвовать в выборах.

Рапорты и донесения старшин селений о "самовольном захвате" помещичьих земель крестьянами, об отказе платить долги прошлых лет, дела по жалобам крестьян на постановления и действия начальников участков и старшин селений; участие трудящихся Кабарды и Балкарии в митингах во время первой русской революции (1905-1907).

Материалы о "самовольной порубке" леса в помещичьих дачах, захвате и распашке крестьянами помещичьих земель и сенокосных угодий (рапорты, донесения, телеграммы, 1905-1906).

Материалы о проведении столыпинской аграрной реформы в Кабарде и Балкарии; рапорты старшин селений о борьбе из-за пользования запасными пастбищами (1913); списки владельцев частных земель, перепись лошадей военно-конских участков, о справочных ценах на фураж, дрова.

Статистические сведения и рапорты о народонаселении, состоянии фабричной и заводской промышленности, состоянии сельского хозяйства, кустарных и торговых заведений и ярмарок, о разведке полезных ископаемых в Кабарде и Балкарии.

Донесения начальников участков и старшин селений о строительстве дорог, плотин, мостов (колесная дорога по Черекскому ущелью), строительстве железной дороги Нальчик - Прохладная (1913), электрической линии и телефонизации селений.

Материалы по народному образованию; дела о состоянии горской школы, укомплектование ее учителями; сведения о числе школ и учащихся в них; дела об определении детей горской знати в учебные заведения Петербурга; об открытии школ для подготовки сельских учителей, сельскохозяйственной школы, реального училища, открытии 2-го Кармовского училища, библиотеки им. Гоголя (1910), о просветителе Кабарды и Балкарии Талибе Кашежеве, о художнике-толстовце Алехине.

Списки населенных пунктов по участкам, дела по образованию новых поселков: Кашкатауский (1882), Курпский (1884), Ново-Полтавский (1891), Хабаз (1915).

Материалы по здравоохранению: ведомости о состоянии здравоохранения, дела об организации сельско-врачебных заведений, о финансировании их, о борьбе с эпидемиями, о состоянии ел. Нальчик как курорта, об открытии минеральных источников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: