Электрорадиомонтажник судовой что за профессия

Обновлено: 25.04.2024

Роль электромеханика на корабле не менее ответственна, чем старшего механика или даже капитана. Этот специалист несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов.

Особенности

Корабельный электромеханик является специалистом, имеющим навыки работы с электрическими системами разной степени сложности — в его задачи входит ремонт и техническое обслуживание подобных установок. В его ведении находятся:

  • генераторы с электродвижением, а также без электродвижения;
  • распределительные щитки;
  • аварийные установки электропитания с берега;
  • гребная электроустановка;
  • электомеханическая составляющая блоков управления и судовых постов;
  • электронные и электрические элементы всех вариантов сигнализации;
  • сети аккумуляции тока;
  • размагничивающие механизмы;
  • электроприводы машинно-котельного оборудования;
  • электрическая составляющая рулевой системы;
  • осветительные приборы;
  • бытовая техника;
  • электроизмерительное оборудование.

Корабельный электромеханик обеспечивает максимально безопасную и экономную эксплуатацию всех вышеперечисленных механизмов, отвечает за его поддержание в функциональном работоспособном техническом состоянии.

Обязанности

В соответствии с ЕТКС в обязанности электромеханика на водном транспорте входит:

  • поддержание функциональности электрических сетей, судовой электростанции электрических сетей, любых корабельных механизмов и устройств автоматизации контроля, а также приборов сигнализации и многих других электроприборов;
  • составление графика работы корабельного электронного оборудования и плана осуществления профилактического ремонта;
  • предъявление электрооборудования транспортного средства органам Ростехнадзора;
  • выполнение техобслуживания аппаратуры электронавигационных систем;
  • мониторинг состояния источников питания;
  • составление смет и заявок на покупку запчастей, их приёмка и учет;
  • ведение базовой технической документации, связанной с использованием корабельного оборудования;
  • организация заземления корпуса корабля при постановке его в док.

В своей деятельности корабельный электромеханик должен использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность.

Кроме того, он руководствуется установленными актами об охране экологии и окружающей среды и защите труда, а также нормами и правилами техники безопасности на корабле.

Образование

В зависимости от квалификационной категории к образованию электромеханика на водном транспорте предъявляются разные требования. Судовой электромеханик 1 разряда должен иметь высшее образование по профильному направлению образовательной программы. Его опыт работы по профессии должен составлять не меньше 2 лет, приветствуются курсы переквалификации. Электромеханик 2 разряда должен иметь высшее образование без какого-либо требования к стажу работы. Электромеханик 3 разряда может иметь высшее либо неполное высшее образование. Каких-либо требований к стажу и иным знакам различия в данном случае не предусмотрено.

При получении профильного образования в рамках программ подготовки судовых электромехаников особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как:

  • действующие нормативные акты, распоряжения и правила, связанные с особенностями эксплуатации и техобслуживания электрического оборудования на водном транспорте;
  • нормативные документы, определяющие компетенцию органов технадзора за судами и организацию судовой службы;
  • действующие положения международной морской организации и конвенций в части сохранности жизни людей на воде, а также предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
  • электроавтоматика;
  • особенности организации труда на водном транспорте и основы экономики;
  • аварийно-спасательная работа и правила оказания первой помощи на воде.

Где работает?

Специальность судового электромеханика в наши дни не столь востребована и распространена как еще несколько десятилетий назад, поскольку большинство современных кораблей уже практически не нуждаются в больших экипажах. Даже океанский супертанкер может управляться командой из 30-40 человек, практически все функции на корабле выполняет автоматика.

Тем не менее эти специалисты могут найти работу на танкерах и кораблях, которые плавают в морях и реках. Как и любая другая профессия, работа, связанная с обслуживанием электромеханических систем на корабле, имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • конкурентоспособную зарплату, особенно если электромеханику посчастливилось устроиться на международный рейс;
  • полный социальный пакет и дополнительное страхование, включая медицинское;
  • льготы и доплаты за тяжелые условия работы.

Не обошлось и без недостатков. В первую очередь работа электромеханика физически тяжела, она требует внимательности и выносливости. Ну и, кроме того, в последние годы серьезной проблемой стала нестабильность заработка и отсутствие каких-либо карьерных перспектив.

Сколько зарабатывает?

На сегодняшний день практически все вакансии по направлению корабельной электромеханики предлагаются в приморских портах — в Санкт-Петербурге, Мурманске, Севастополе, Архангельске, а также на Сахалине и на Дальнем Востоке. Самым экономически выгодным вариантом для судового электрика будет возможность устроиться на работу на международный маршрут, это может долгое время обеспечить его занятостью и, соответственно, высоким окладом. Однако недостаток рейсов за границей состоит в том, что довольно часто они набирают команду разово, то есть после завершения контракта специалист вовсе не обязательно получает повторное предложение по работе.

В целом на сегодняшний день специалистам в этой сфере платят от 25 до 130 тыс. руб.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.

Все права защищены, 14+

Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.

Радиомонтажник судовой

Собрать из микросхем целую деталь кажется невероятно сложной задачей. Но только не для судового радиомонтажника. По сути, это универсальная профессия. Люди, которые ее освоили, чинят и монтируют приборы на судне. Эти мастера особенно ценятся на рынке труда. Ведь они являются тем механизмов, которое заставляет судно функционировать.

Обязанности

Сохранение аппаратуры в дееспособном состоянии — главная задача радиомонтажника. Специалисты должны вовремя ремонтировать радиотехнические средства, навигационные приборы, транслирующие установки и т. д. Для этого нужно производить качественную разборку на отдельные элементы. После устранения дефекта производить сборку. Специализация имеет 6 разрядов. Каждому присущи более детальные обязанности. Однако все они одинаково отвечают за работоспособность приборов на швартовых и ходовых испытаниях.

Важные качества, знания и навыки

Основа профессии радиомонтажник судовой — знания в электротехнике, электроники, радиотехнике. А значит те, кто хочет ее освоить, должны проявить интерес к физике и математике. Также специалистам важно уметь читать несложные чертежи. Особую роль здесь играют внимательность и способность к долгой концентрации. Не обойтись и без развитой мелкой моторики.

Плюсы и минусы профессии Радиомонтажник судовой

Плюсы:

Высокая зарплата. Даже новичок в профессии может иметь доход, намного превышающий среднюю зарплату по стране.

Востребованность. Сегодня можно найти сравнительно большое количество подходящих вакансий.

Интересная техническая работа. Особенно, если речь идет о сложном сборочном производстве.

Минусы:

Возможные проблемы со здоровьем. У радиомонтажников нередко появляются проблемы со зрением и опорно-двигательным аппаратом.

Риск электротравмы. Поэтому профессия подразумевает жесткие требования к охране труда.

Монотонность. Особенно это касается поточной сборки.

Где учиться?

из них - средних

из них - в ССУЗах

ТОП 5 учебных заведений по профессии радиомонтажник судовой

КМРК ФГБОУ ВО

Сетевое и системное администрирование . Информационные системы и программирование . Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов . Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) . Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) . Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) . Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей . Судовождение . Эксплуатация судовых энергетических установок . Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики . Обработка водных биоресурсов . Промышленное рыболовство . Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) . Поварское и кондитерское дело

МИК

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) . Оператор станков с программным управлением . Токарь на станках с числовым программным управлением . Судостроитель – судоремонтник металлических судов . Электрорадиомонтажник судовой . Повар, кондитер . Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) . Аддитивные технологии . Технология металлообрабатывающего производства . Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ . Сварочное производство . Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей . Судостроение . Банковское дело . Поварское и кондитерское дело

ГАПОУ ТО

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) . Оператор станков с программным управлением . Токарь на станках с числовым программным управлением . Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением . Мастер слесарных работ . Оператор транспортного терминала . Машинист локомотива . Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей . Судостроитель – судоремонтник металлических судов . Повар судовой . Информационные системы и программирование . Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов . Сварочное производство . Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) . Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) . Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог . Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей . Судовождение . Эксплуатация судовых энергетических установок . Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики . Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте) . Операционная деятельность в логистике . Сервис на транспорте (по видам транспорта) . Слесарь механосборочных работ . Слесарь . Повар судовой . Мастер столярно-плотничных и паркетных работ . Слесарь по ремонту автомобилей . Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава . Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство . Пекарь

Кто такой судовой электрик и чем он занимается?

На морских и речных судах работают десятки — иногда и сотни — людей. Необходимо четко представлять себе особенности каждой специализации и ее тонкости. В том числе надо понимать, кто такой судовой электрик и чем он занимается.

Особенности

Сразу стоит сказать, что работа электриком на судне — весьма напряженная по своему характеру. Количество электронных и электрических систем очень велико, а без дизель-генератора нормальная жизнедеятельность экипажа и выполнение перевозок невозможно. В зависимости от водоизмещения и количества экипажа судовой электрик или работает с одним напарником, или действует в составе бригады во главе с мастером-электриком.

Приходится в любом случае досконально изучать состояние инфраструктуры и других систем. Уходящие в море находятся в рейсах неделями, а иногда и месяцами.

На реках и озерах все несколько лучше, но и там походы в течение 2—3 недель не так уж редки. Потому быть судовыми электриками могут только те, кто стойко переносит подобную вынужденную изоляцию; устроиться без опыта можно только до 27–28 лет в качестве ученика (кадета, как говорят на флоте). По данным статистики с сайтов вакансий, средняя зарплата такого специалиста в России составляет 41800 рублей. Во внутренних водоемах пик зафиксирован в Иркутской области, где он равен 39800 рублям. 35 тысяч рублей и больше получают в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, а также в Архангельской области.


Обязанности

Основные должностные функции судового электрика включают:

получение сведений о состоянии систем (при вступлении на пост);

проверку нормальной работы электрической инфраструктуры и автоматики;

своевременное уведомление руководства обо всех обнаруженных неполадках, которые невозможно устранить своими силами;

обесточивание механизмов при появлении любой опасности;

выполнение разборки деталей и узлов судового электрооборудования;

регулировка и технические испытания вверенной аппаратуры;

технический уход и мелкосрочный ремонт оборудования.

Также электрик на судне должен по профессии выполнять слесарные работы, необходимые для нормального обслуживания электрических систем. Еще он:

проходит установленные инструктажи по охране труда;

не покидает свое рабочее место без крайней необходимости;

контролирует исправность применяемого инструмента и инвентаря;

применяет положенные средства индивидуальной защиты;

регистрирует все свои действия и фактическую работу электрических систем в вахтенных журналах;

несет вахту по общему расписанию наравне с другими членами экипажа;

соблюдает требования по охране труда, по промышленной, электрической, пожарной безопасности;

соблюдает другие требования безопасности с учетом характера груза, сложившейся ситуации.



Знания и навыки

Обязательными знаниями и навыками для судового электрика будут:

сведения о внутреннем устройстве, принципах работы электроаппаратуры;

технические требования по ее эксплуатации;

порядок регистрации показаний измерительных приборов;

правила подачи сигналов тревоги и реагирования на них;

схемы использования личных и коллективных спасательных средств, систем пожаротушения;

особенности помощи пострадавшим на море;

требования внутреннего распорядка, действующие на конкретном судне;

понимание принципов организации внутренней судовой связи, порядка ремонта этих комплексов;

четкое представление о работе и функционировании автоматики, измерительных и контрольных, сигнальных средств;

умение определять потребность различного оборудования и частей судна (отдельных кают, трюмов, отсеков) в электроэнергии;

умение подбирать правильный режим электропитания для каждого снабжаемого объекта.


Образование

В нашей стране обучением судовых электриков занимаются лишь немногие специализированные организации. Искать их надо преимущественно в городах, где есть большие морские порты, либо в населенных пунктах, стоящих на крупных реках. Примерами будут:

санкт-петербургский колледж при университете имени Макарова;

Ломоносовский колледж ВМФ и морской технический колледж имени Сенявина (также в Петербурге);

колледж при московской академии водного транспорта;

речное училище Нижнего Новгорода;

Омское и Новосибирское командные речные училища;

институт водного транспорта в Красноярске;

судостроительный колледж Владивостока;

Хабаровский и Волгоградский техникумы водного транспорта;

колледж водного транспорта в Тюмени.


Альтернативой будет освоение общей специализации электротехника или электромеханика. Затем придется проходить переподготовку на судовую специализацию (но уже по краткой программе). Обычно учебные программы называются «эксплуатацией судовых энергетических установок» (или похожим образом).

Соискателями при переподготовке могут быть и люди со средне-специальным образованием. Кроме специальной подготовки, придется получить еще:

допуск на работы с электроаппаратурой;

документ о прохождении медицинской комиссии;

документ о владении иностранным языком (преимущественно на море, хотя и на реках лишним не будет);

Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области

Навигация по сайту

Профессиональные кластеры / Морская техника и транспортные средства / Профессиограмма «Электрорадиомонтажник судовой»


Область профессиональной деятельности
Выполнение ремонта и настройки радиоаппаратуры и коммутационного электрооборудования, ремонта силового электрооборудования, прокладки и монтажа кабельных линий, проведения электрорадиотехнических измерений на судах.

Объекты профессиональной деятельности

  • судовое электрооборудование и аппаратура радиотехники средней сложности;
  • провода, кабели, кабельные трассы;
  • контрольно-измерительная аппаратура и приборы;
  • технологические процессы монтажа и демонтажа, регулировки и проведения испытаний судового электрооборудования и кабельных трасс;

Основные виды работ

Электрорадиомонтажник судовой-3

  • выполнение электрорадиомонтажных работ на судах;
  • проведение регулировочных работ и испытаний электрооборудования, аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трасс;
  • диагностика и ремонт судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс.

Средства труда
контрольно-измерительная аппаратура и приборы.

Знания, умения, навыки, необходимые для осуществления деятельности, компетенции/профиль компетенций

  • правила прокладки и эксплуатации кабельной проводки на судне;
  • технологию монтажа и демонтажа проводов, кабелей и кабельных трасс, ленты заземления;
  • схемы распределения электрической энергии на судах;
  • методы размещения главного судового электрораспределительного щита и других распределительных устройств, их конструкцию и порядок установки;
  • методы расчета электрических сетей и шин заземления на судах;
  • технологию монтажа и демонтажа электрорадиооборудования;
  • назначение, устройство, принцип действия и расположение электрических приборов, аппаратов, механизмов и установок на судне;
  • технологию монтажа и демонтажа приемных и передающих центров средней сложности;
  • схемы аварийной, командной и телефонной связи на судне;
  • назначение, устройство, порядок включения и принципы действия приборов измерения и контроля сопротивления изоляции;
  • методы измерения сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;
  • правила технической эксплуатации, диагностики неисправностей и устранения неисправностей электрооборудования средней сложности;
  • требования к электрооборудованию средней сложности на судах;
  • периодичность и технология технического обслуживания электрооборудования средней сложности.

Электрорадиомонтажник судовой-4

  • определять места установки проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления на судне по расчетным данным;
  • выполнять монтаж и демонтаж проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления;
  • определять места установки электрорадиооборудования на судне;
  • выполнять монтаж и демонтаж электрорадиооборудования;
  • выполнять монтаж и демонтаж приемных и передающих центров средней сложности;
  • обеспечивать нахождение сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования в заданных пределах;
  • выполнять ремонт проводов, кабелей и кабельных трасс;
  • проводить технический осмотр, диагностику и выявлять неисправности электрооборудования средней сложности;
  • выполнять ремонт электрооборудования средней сложности;

Иметь практические навыки:

  • выполнения электрорадиомонтажных работ на судах;
  • проведения регулировочных работ и испытаний электрооборудования;
  • аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трасс;
  • проведения диагностики и ремонта судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс.

Компетенции/профиль компетенций

Электрорадиомонтажник судовой-1

Электрорадиомонтажник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

1. При выполнении электрорадиомонтажных работ на судах:

  • — выполнять разметку мест установки, монтаж и демонтаж проводов, кабелей, кабельных трасс, ленты заземления;
  • — выполнять разметку мест установки, монтаж и демонтаж электрорадиооборудования;
  • — выполнять монтаж и демонтаж приемных и передающих центров средней сложности.

2. При проведении регулировочных работ и испытаний электрооборудования, аппаратуры радиотехники средней сложности и кабельных трасс:

  • — выполнять работы по доведению до норм сопротивления изоляции судовой сети и электрооборудования;
  • — выполнять подготовку к сдаче и сдачу по программе испытаний кабельных трасс;
  • — выполнять регулировочные работы, разборку и сборку узлов и схем электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности;
  • — выполнять подготовку к сдаче и сдачу по программе испытаний электрооборудования и аппаратуры радиотехники средней сложности.

3. При диагностике и ремонте судового электрооборудования, аппаратуры радиотехники и кабельных трасс:


Первое электрооборудование на судах появилось в конце XIX века. На современных судах имеется большое количество разнообразного электрооборудования, от нормального функционирования которого во многом зависят безаварийная эксплуатация и эффективная производственная деятельность всего судна.

Широкое и интенсивное освоение мирового океана обусловливает постоянно растущее строительство разнообразных надводных и подводных судов, имеющих различное назначение: от перевозки грузов между континентами и ловом рыбы до выполнения специальных научных исследований.


Все эти суда оснащаются современными, в высшей степени надёжными электротехническими системами, включающими в себя сотни электрических машин, тысячи электрических аппаратов и других приборов; протяжённость кабельных трасс составляет сотни километров.

Надёжность работы судовых энергетических установок обеспечивается не только качественным изготовлением элементов этих установок, но и широким внедрением автоматических устройств контроля, управления и регулирования на основе современных достижений электро-, радио- и вычислительной техники.


Бесперебойную работу всех установок на судах обеспечивают электрорадиомонтажники судовые.

Электрорадиомонтажники судовые осуществляют: монтаж, пуско-наладочные работы, обслуживание электрооборудования судов, кораблей и морских буровых установок, а также последующее гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования на судах. Электрорадиомонтажник судовой выполняет разметку мест установки электрорадиооборудования и кабельных трасс, установку водозащитной аппаратуры и арматуры радиотехники для высоких давлений.

Он выполняет монтаж передающих и приемных центров средней сложности, мелкий ремонт судового электрооборудования (телефонных коммутаторов, усилителей, приборов сетевой и звонковой сигнализации, контроллеров, постов управления, магнитных станций, полуавтоматических станций, щитов преобразователей, электрических машин средней мощности).

Место работы электрорадиомонтажника – суда и корабли ВМФ, производственные цеха на судостроительных предприятиях, производственные цеха на судоремонтных предприятиях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: