К признакам рф как правового государства можно отнести независимость суда

Обновлено: 27.04.2024

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Правовое государство − это система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

В России переход к правовому государству обозначился только после 1905 г.

Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав[7]

Понятие правового государства многомерно[8], оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки:

· Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина,

· Приоритет международного права.

Рассмотрим каждый из них.

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина,опирается на прочное закрепление в конституции и законах соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность[9] соблюдать и охранять их. Все, что не запрещено, то дозволено − важнейший принцип правового государства.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Вместе с тем в ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, − ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению − ст. 22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

Приоритет международного права.Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части.

Во-первых, закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Речь идет о тех принципах и нормах, которые признаны Российской Федерацией.

Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это:

· и верховенство парламента в законодательной сфере,

· и демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны,

· и невмешательство государства в работу средств массовой информации,

· и законность методов деятельности органов контрразведки,

· и гласность внешнеполитических шагов правительства и др.

д) Верховным Советом России; е) Федеральным Собранием РФ.

2. К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

а) признание прав и свобод; б) предоставление прав и свобод;

в) соблюдение прав и свобод; г) пропаганда прав и свобод; д) защита прав и свобод.

3. Государственное устройство России:

а) унитарное; б) федеративное; в) республика; г) конфедерация.

4. Разделение властей в РФ это:

а) разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

б) разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

в) порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

г) система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

5. Конституция РФ гарантирует:

а) бесплатное среднее образование; б) бесплатное высшее образование;

в) различные формы образования; г) право на получение высшего образования на платной основе.

6. Президент России является:

а) главой Правительства РФ; б) главой государства; в) главой Парламента; г) гарантом Конституции РФ.

7. Парламент РФ является:

а) исполнительным органом РФ; б) представительным органом РФ;

в) законодательным органом РФ; г) судебным органом РФ.

8. Исполнительную власть РФ осуществляет:

а) Президент РФ; б) Государственная Дума; в) Правительство РФ; г) Кабинет министров.

1. Конституция РФ — это:

а) результат соотношения сил в классовой борьбе; б) основной юридический документ;

в) социальный компромисс; г) выражает интересы экономически господствующего класса.

2. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

а) государство не вправе ограничивать действия людей;

б) общество не вправе ограничивать действия людей;

в) человек не имеет обязанностей перед государством;

г) осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

д) государство имеет только обязанности перед гражданином.

3. Демократическое государство предполагает:

а) наличие гражданского общества;

б) безусловное право на публичные мероприятия; в) осуществление представительной демократии;

г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

4. Идеологический и политический плюрализм предполагает:

а) запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

б) равенство всех общественных объединений перед законом;

в) возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

г) запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

5. Конституция РФ:

а) обязывает граждан участвовать в культурной жизни; б) гарантирует свободу преподавания;

в) гарантирует право на бесплатное пользование учреждениями культуры;

г) предоставляет право на доступ к культурным ценностям.

6. Президент Российской Федерации:

а) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

б) является высшей судебной инстанцией;

в) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

г) представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

7. В Парламент РФ входит:

а) Совет Федерации; б) Федеральное Собрание;

в) Государственная Дума; г) Президиум Парламента.

8. Правосудие в России может осуществлять:

а) Комиссия по помилованию;

б) Президент РФ; в) суды; г) главы субъектов Федерации.

1. К признакам конституционного строя относится:

а) государственный контроль за общественной жизнью:

б) государство действует в соответствии с Конституцией;

в) реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

г) конституционная регламентация экономики.

2. Народ может осуществлять свою власть:

а) через органы государственной власти; б) через органы местного самоуправления;

в) через Референдум; г) через публичные мероприятия

3. Федеративное устройство РФ основано на:

а) государственной целостности; б) принципе разделения властей;

в) единстве системы государственной власти; г) самоопределении народов.

4. В России как светском государстве:

а) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

б) некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

в) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

г) религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

5. Российская Федерация состоит из:

а) 15субъектов; б) 50субъектов; в) 83субъектов; г) 89субъектов.

6. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ:

а) более двух сроков; б) более двух сроков подряд;

в) будучи старше 70 лет; г) будучи старше 60 лет.

7. Федеральные законы принимаются:

а) Президентом РФ; б) Государственной Думой;

в) Советом Федерации; г) Федеральным Собранием.

8. Органы местного самоуправления в РФ:

а) решают вопросы местного значения; б) управляют муниципальной собственностью;

в) принимают местные законы; г) организуют проведение Референдума.

1. Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

а) государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

б) индивидуальный выбор образа жизни и действий;

в) коллективизм; г) приоритет человека над государством.

2. Суверенитет Российской Федерации:

а) имеет приоритет над суверенитетом народа; б) предполагает верховенство государственной власти;

в) означает независимость государственной власти; г) исходит из суверенитета народа.

3. К признакам РФ как правового государства можно отнести:

а) независимость суда; б) независимость Парламента;

в) независимость Правительства; г) независимость Президента.

4. Свобода вероисповедания предполагает:

а) право исповедовать любую религию; б) право не исповедывать какую-либо религию;

в) иметь и распространять религиозные убеждения; г) распространять атеистические убеждения.

5.Согласно Конституции РФ каждый обязан:

а) платить налоги; б) защищать отечество;

в) бережно относиться к природным богатствам; г) защищать отечество при наличии двойного гражданства.

6. Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

б) принимает решение об отставке Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

в) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

г) ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ.

7. Федеральные законы одобряются:

а) Федеральным Собранием; б) Советом Федерации; в) Государственной Думой; г) Президентом РФ.

8 Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является:

1) Президент РФ, 2) Правительство РФ, 3) Государственная Дума, 4) Совет Федерации

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Среди видных сторонников теории правового государства были Б. Н. Чичерин, Б. Ф. Кистяковский, П. И. Новгородцев и другие. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

По Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
Основные признаки правового государства:
1) Верховенство (господство, приоритет) права

2) Верховенство закона

3) Разделение властей

4) Права и свободы человека

5) Взаимная ответственность гражданина и государства

Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу П. г. , независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

д) система и порядок формирования государственных органов.

4) К методам конституционного права относится:

5) К признакам конституционной нормы относится:

б) формальная определенность;

в) гарантии государства;

г) гарантии общества.

6) К источникам конституционного права РФ относятся:

в) судебные решения;

д) подзаконные нормативные акты;

е) акты органов местного самоуправления.

7) Субъекты конституционно-правовых отношений:

б) физические лица;

в) органы местного самоуправления;

г) юридические лица.

8) Основания конституционно-правовой ответственности:

а) наличие нарушенной конституционно-правовой нормы;

б) судебное решение;

в) наличие субъекта;

9) Конституция РФ - это:

а) результат соотношения сил в классовой борьбе;

б) основной юридический документ;

в) социальный компромисс;

г) выражает интересы экономически господствующего класса.

10) Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

11) К признакам конституционного строя относится:

а) государственный контроль за общественной жизнью:

б) государство действует в соответствии с Конституцией;

в) реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

г) конституционная регламентация экономики.

12) Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

а) государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

б) индивидуальный выбор образа жизни и действий;

г) приоритет человека над государством.

13) К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

а) признание прав и свобод;

б) предоставление прав и свобод;

в) соблюдение прав и свобод;

г) пропаганда прав и свобод;

д) защита прав и свобод.

14) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

а) государство не вправе ограничивать действия людей;

б) общество не вправе ограничивать действия людей;

в) человек не имеет обязанностей перед государством;

г) осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

д) государство имеет только обязанности перед гражданином.

15) Народ может осуществлять свою власть:

а) через органы государственной власти;

б) через органы местного самоуправления;

в) через Референдум;

г) через публичные мероприятия.

16) Государственное устройство России:

17) Федеративное устройство РФ основано на:

а) государственной целостности;

б) принципе разделения властей;

в) единстве системы государственной власти;

г) самоопределении народов.

18) Гражданство предполагает:

а) правовую связь лица с конкретным государством;

б) взаимные права и обязанности гражданина и государства;

в) право государства избавляться от преступников путем лишения их гражданства и высылки за рубеж;

г) обязанность государства защищать гражданина за границей.

19) Носитель суверенитета в РФ:

20) Демократическое государство предполагает:

а) наличие гражданского общества;

б) безусловное право на публичные мероприятия;

в) осуществление представительной демократии;

г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

21) К признакам РФ как правового государства можно отнести:

а) независимость суда;

б) независимость Парламента;

в) независимость Правительства;

г) независимость Президента

22) К характеристике России как социального государства можно отнести:

а) установление государственных пенсий, пособий;

б) обеспечение всех граждан рабочими местами;

в) охрана труда и здоровья людей;

г) установление гарантированного МРОТ.

23) К конституционным принципам экономики РФ относятся:

а) поддержка конкуренции;

б) защита экономического пространства каждого субъекта РФ;

в) установление таможенных сборов при пересечении грузами административных границ на территории РФ;

г) единство экономического пространства.

24) Разделение властей в РФ это:

а) разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

б) разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

в) порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

г) система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

25) Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

б) Генеральный прокурор РФ;

в) Федеральное Собрание РФ;

г) Председатель Конституционного Суда РФ;

д) Правительство РФ;

е) Начальник Генерального штаба ВС РФ.

26) Местное самоуправление в РФ:

а) формируется по усмотрению населения;

б) одна из форм осуществления народом своей власти;

в) признается и гарантируется Конституцией РФ;

г) это один из уровней государственной власти РФ.

27) В Российской Федерации признаются:

а) частная собственность;

б) государственная собственность;

в) муниципальная собственность;

г) собственность общественных объединений.

28) Права человека в РФ:

а) происходят из естественного права;

б) происходят из позитивного права;

в) имеют фундаментальный характер;

г) могут быть ограничены государством.

29) Права гражданина в РФ:

а) происходят из позитивного права;

б) происходят из естественного права;

в) происходят из обычаев;

г) являются ограничителем равенства между людьми.

30) Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

б) Президентом РФ;

31) Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

а) право на участие в Референдуме;

б) право занимать любую государственную должность;

в) право на участие в отправлении правосудия;

г) право законодательной инициативы.

32) Право на экономическую деятельность предусматривает:

а) свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

б) право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

в) запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

г) ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

33) Субъектом права на экономическую деятельность является:

а) любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

б) предприниматели без образования юридического лица;

в) коммерческое предприятие;

г) некоммерческое предприятие.

34) Право частной собственности относится:

а) к личным правам;

б) к экономическим правам;

в) к политическим правам;

г) к социальным правам.

35) Субъекты РФ подразделяются на:

36) Статус субъекта РФ определяется:

а) Конституцией РФ;

б) Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;

в) конституцией или Уставом субъекта РФ;

г) нормами международного права.

36)Предметы ведения России по Конституции РФ подразделяются на:

а) ведение субъекта Федерации;

г) совместное ведение РФ и субъектов РФ.

37)Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в РФ:

а) устанавливаются совместно РФ и субъектами РФ;

б) устанавливаются Российской Федерацией;

в) устанавливаются субъектами РФ;

г) устанавливаются Центральным Банком РФ.

38)По предметам ведения РФ принимаются:

а) Федеральные Конституционные законы;

в) Федеральные законы;

г) совместные законы РФ и субъектов РФ.

39)По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются:

а) Федеральные законы;

в) подзаконные акты субъектов РФ;

г) совместные законы РФ и субъектов РФ.

40) Нормативно-правовой акт субъекта РФ:

а) не может противоречить Федеральному закону;

б) не может противоречить Конституции РФ;

в) может действовать в противоречии Федеральному закону по предметам собственного ведения;

г) может действовать в противоречии Конституции РФ по предметам своего ведения.

41) Система органов государственной власти субъектов Федерации:

а) устанавливается субъектами РФ самостоятельно;

б) устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ;

в) устанавливается в соответствии с Федеральным законом;

г) устанавливается Указом Президента РФ.

42) РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий:

а) в соответствии с международными договорами;

б) если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина;

в) если это не противоречит основам конституционного строя РФ;

г) с согласия 2/3 субъектов Федерации.

43) Российская Федерация:

а) является участником СНГ;

б) является главой СНГ;

в) является представителем СНГ в международных организациях;

г) не является участником СНГ.

44) Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

б) принимает решение об отставке Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

в) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

г) ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ.

45) Президент РФ:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом;

в) назначает выборы в Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом;

г) распускает Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ;

46) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае:

а) противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам;

б) противоречия международным обязательствам РФ;

в) нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом;

г) введения чрезвычайного или военного положения.

47) Президент РФ:

а) объявляет амнистию;

б) отменяет приговор в случае обращения осужденного об этом;

в) осуществляет помилование;

г) смягчает приговор в случае обращения осужденного об этом.

48) Президент РФ прекращает исполнение полномочий:

а) с истечением срока пребывания в должности;

б) с изменением гражданства;

в) в случае его отставки;

г) по семейным обстоятельствам;

д) по состоянию здоровья;

е) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора;

ж) в случае отрешения от должности.

49) Парламент РФ является:

а) исполнительным органом РФ;

б) представительным органом РФ;

в) законодательным органом РФ;

г) судебным органом РФ.

50) В Парламент РФ входит:

а) Совет Федерации;

б) Федеральное Собрание;

в) Государственная Дума;

г) Президиум Парламента.

51) Порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации устанавливается:

а) международным правом;

б) Конституцией РФ;

в) Федеральным Конституционным законом;

г) Федеральным законом.

52) Федеральное Собрание:

а) собирается на сессии 2 раза в год;

б) является постоянно действующим органом;

в) может быть распущено Президентом РФ;

г) является исполнительным органом РФ.

53) Палаты Парламента РФ проводят заседания на основании:

а) Конституции РФ;

б) Федерального Конституционного закона;

в) Федерального закона;

54) Федеральные законы принимаются:

а) Президентом РФ;

б) Государственной Думой;

в) Советом Федерации;

г) Федеральным Собранием.

55) Федеральные законы одобряются:

а) Федеральным Собранием;

б) Советом Федерации;

в) Государственной Думой;

г) Президентом РФ.

56) Президент РФ обладает правом ВЕТО в отношении:

а) Федерального Конституционного закона;

б) Федерального закона;

в) Постановления Государственной Думы;

г) Регламентов палат.

57) Государственная Дума может быть распущена:

а) после трехкратного отклонения кандидатур председателя Правительства РФ;

б) в случае повторного выражения недоверия Правительству РФ;

в) в случае объявления недоверия Президенту РФ;

г) на основании чрезвычайного или военного положения.

58) Исполнительную власть РФ осуществляет:

б) Государственная Дума;

в) Правительство РФ;

г) Кабинет министров.

59) Правосудие в России может осуществлять:

а) Комиссия по помилованию;

г) главы субъектов Федерации.

60) Судебная система РФ устанавливается:

а) Конституцией РФ;

б) Федеральным Конституционным законом;

в) Федеральным законом;

г) конституциями и уставами субъектов Федерации.

61) Судьи в РФ:

62) Прокуроры субъектов Федерации назначаются:

а) Президентом РФ;

б) Главой субъекта Федерации;

в) Генеральным прокурором РФ;

г) представительным органом субъекта Федерации.

63) Органы местного самоуправления в РФ:

а) решают вопросы местного значения;

б) управляют муниципальной собственностью;

в) принимают местные законы;

г) организуют проведение Референдума.

РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСА

5.1.Тематический план курса для студентов очной формы обучения

* - практические занятие, проводимые в интерактивной форме

5.2. Тематический план курса для студентов очно-заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов Общее кол-во часов Аудиторная работа СРС
Всего В т.ч.
Л С
I Введение в муниципальное право России
II Местное самоуправление в системе народовластия 4*
III Организационные основы местного самоуправления
IV Финансово-экономические основы местного самоуправления
V Компетенция местного самоуправления 4*
VI Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Экзамен
ВСЕГО

* - практические занятие, проводимые в интерактивной форме

5.3.Тематический план курса для студентов заочной формы обучения

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов / М.В. Баглай. 10-е изд., изм и доп. М.: Норма, 2013.

3. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под. ред. Б.С.Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 (Книгафонд).

4. Конституционное право России: курс лекций / А.Н. Кокотов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.

Дополнительная:

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // СПС Гарант.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СПС Гарант.

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СПС Гарант.

Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СПС Гарант.

Введение

Статья 1 Конституции РФ закрепляет конституционно-правовой статус Российского государства и его основные сущностные проявления.

Данная норма содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления.

Вместе с этими тремя основными элементами формы государства ст. 1 Конституции РФ содержит еще одну важную характеристику России – правовое государство.

Характеристика Российской Федерациикак правового государства

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Слайд Правовое государство. По большому счету правовое государство, каким оно представляется философам, политологам и правоведам, есть идеал, но идеал достижимый.

Закрепляя в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ положение о России как о правовом государстве, Основной Закон тем самым провозглашает ориентир конституционного развития и цель такого движения.

Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Слайд Правовое государство– это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 г. Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Слайд К основным признакам правового государства обычно относят:

- верховенство права и закона, поскольку в таком государстве законы должны быть гуманными, соответствующими общечеловеческим ценностям;

- связанность законом самого государства (а значит, всех его органов и должностных лиц, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и не выходить за рамки, им установленные);

- признание, соблюдение и защита прав человека, их приоритет перед правами и интересами государства;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует самостоятельно, взаимно уравновешивая и контролируя другие с целью недопущения чрезмерной концентрации полномочий у какого-либо органа или должностного лица;

- свободу экономических, политических и идеологических отношений;

- высокий уровень правовой культуры населения.

Каждый человек в правовом государстве соблюдает предписания закона в силу глубокого внутреннего убеждения, а государство создает условия, чтобы исполнение законов соответствовало интересам каждого члена общества.

Слайд Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства.

В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры.

Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав.

Слайд В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость судакак главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимостью суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Слайд Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда – ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению – ст. 22 и др.).

Слайд Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

Слайд В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Следовательно, государство связано правом, все должностные лица – от главы государства до рядового чиновника – обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую).

Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном государстве часто применяются неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. В Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Указанные признаки правового государства являются только основными.

Слайд В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство государства в работу средств массовой информации, и законность методов деятельности органов контрразведки, и гласность внешнеполитических шагов правительства, и многое др.

Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно – связанных с применением принуждения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: