К правовым способам и основаниям изменения государственной территории относятся цессия

Обновлено: 25.04.2024

К правовым способам и основаниям изменения государственной территории относятся:
а) плебисцит, цессия, захват территории иностранного государства; территориальные изменения, производимые в отношении государства-агрессора, как санкция за агрессию;
б) плебисцит, цессия, осуществление права нации на самоопределение, территориальные изменения, производящиеся в отношении государства –агрессора, как санкция за агрессию;
в) цессия, захват территории иностранного государства; территориальные изменения, производимые в отношении государства – агрессора, как санкция за агрессию;
г) только цессия.

Во-первых, при осуществлении народами и нациями права на самоопределение, когда происходит разделение либо воссоединение государства или народов, естественным следствием чего является установление новых государственных границ и (или) ликвидация прежних. Во-вторых, при обмене небольшими участками территории между сопредельными государствами. И, в-третьих, в случае территориальных изменений в отношении государства-агрессора как санкция за агрессию (схема 4).

Схема 4. Правомерные способы изменения государственной территории

В соответствии с принципом нерушимости государственных границ они не могут быть изменены произвольно в одностороннем порядке, а лишь по договоренности между сопредельными странами мирным путем в случаях: 1) территориальных уступок одного государства в пользу другого (цессия); 2) естественного изменения прохождения фарватера или отдельных участков русла пограничной реки (денудация); 3) необходимости незначительного уточнения в связи с проведением крупномасштабного строительства (тоннели, гидростанции, аэродромы, путепроводы, мосты и др.) на самой границе или вблизи нее (ректификация).


Территориальный спор может возникнуть из-за различных позиций сторон относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. При этом следует подчеркнуть, что признание территориального спора есть и признание существования определенной территории, юридическая принадлежность которой окончательно не установлена. Отнюдь не всегда при наличии разногласий возникает территориальный спор. Нередко его причиной становится демаркация, когда устанавливают ее линию на местности. Такие споры разрешаются смешанными комиссиями сторон. Территориальные споры, как и все международные споры вообще, должны быть урегулированы в соответствии с принципом мирного их разрешения.

Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения (как это было с Советским Союзом), или, наоборот, объединения (Германия). Принцип самоопределения народов имеет две стороны: внешнюю – право народа (нации) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю – определение своего внутреннего устройства.

Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно небольших и незаселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.

Таким образом, можно выделить два способа изменения принадлежности государственной территории:

1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций);

2) по соглашению между соответствующими государствами.

К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоблюдение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.

Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомерное отторжение и приращение территории (аккреция).

ПЛЕБИСЦИТ – это свободное волеизъявление народа по осуществлению принадлежащего ему суверенного права путем тайного голосования решать вопрос о государственной принадлежности своей территории. Плебисцит как одну из форм территориальных изменений следует отличать от референдума. В отличие от плебисцита, являющегося международно-правовым институтом, референдум – институт внутреннего права государств, применяется для решения вопросов формы правления, конституционных проблем, государственного устройства и т.п.

ЦЕССИЯ, или уступка территории, – это передача одним государством определенной части территории другому государству по соглашению между ними. Таким образом, цессия может быть признана правомерной только при наличии равноправного договора, заключенного между соответствующими государствами.

Согласно современному международному праву цессия должна происходить на компенсационной основе (в денежной или иной форме). Так, например, по договору между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г. Финляндия уступила Советскому Союзу участок территории размером 176 кв.км. За этот участок и находившиеся на нем здания и сооружения СССР выплатил Финляндии единовременно 700 млн. финских марок.

Другой формой цессии является обмен. В 1951 г. СССР обменялся с Польшей небольшим участком в Драгобычском районе Украины. Во всех этих случаях передача территории должна оформляться заключением договора между соответствующими государствами.

Условия цессии могут включать предоставление права транзита через границу, создания на территории другого государства зон и портов, права пользования водами, протекающими по территории другого государства. Эта форма получила название международных сервитутов, т.е. это обоюдовыгодное ограничение суверенитета одного государства в интересах другого государства или государств (например, право почтового транзита).

В силу того, что в основе территориальных разграничений в современном международном праве лежит принцип самоопределения наций, договоры о цессии, совершенные в нарушение этого принципа, следует квалифицировать как неправомерные, а сторона, чьи суверенные права нарушены, имеет все основания их отвергнуть.

Особым видом правомерных территориальных изменений является отторжение от государства-агрессора той части его территории, которая неоднократно служила плацдармом для агрессии. В соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями 1945 г. от Германии была отторгнута Восточная Пруссия, которая вошла в состав Польши и частично – СССР (ныне-Калининградская обл.). Такие территориальные изменения являются одной из форм реализации международно-правовой ответственности государств за совершение агрессии.

Современное международное право признает и временное изменение государственной территории путем ее аренды. Международно-правовая аренда территории – это предоставление одним государством другому определенного участка своей территории для использования в обусловленных взаимным соглашением целях и на установленный срок. При этом государство-арендатор получает не суверенные, а лишь строго определенные права на временное целевое использование арендованной территории, а территориальное верховенство остается за государством-арендодателем. За пользование арендуемой территорией выплачивается арендная плата в установленном размере. По истечении срока действия договора аренда, естественно, прекращается.

В международно-правовой литературе к основаниям территориальных изменений также относятся ПРИРАЩЕНИЕ (аккреция) и ПРИСУЖДЕНИЕ (адъюдикация) территории.

При этом под приращением понимают присоединение к государству вновь образовавшейся по естественным или искусственным причинам сухопутной территории (например, намыв нового острова на пограничной реке, изменение ее русла, сооружение дамб, отводящих морские воды и увеличивающих береговую часть территории). Приращение оформляется соответствующим договором или соглашением.

Под присуждением понимают присуждение территории по решению Международного суда ООН. Этот способ территориальных изменений приобретает правовую основу только в результате заключения конкретных соглашений между соответствующими государствами, признающими обязательную юрисдикцию Международного суда ООН.

1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые. С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. При осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.

2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств

3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.

Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.

Правовым основанием такого изменения становится международный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. При этом изменение территории государств не может противоречить нормам международного права.

Предпосылки для передачи той или иной территории от одного государства к другому:

1. Способность передавать и приобретать территорию. Только суверенное государство вправе передавать и приобретать территорию.

2. Наличие правового титула на территорию.

Учитывая принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях , единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно,

поскольку государственная территория не является собственностью

правительства, а достоянием всего данного государства.

28.Государственные границы: понятие, виды, значение

Государственной границей считаются линия и прохо­дящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяю­щие государственную территорию от территории, на кото­рую суверенитет государства не распространяется.

Границы госу­дарственной территории:

Сухопутные границы устанавли­ваются на основе договоров между сопредельными госу­дарствами и согласно этим договорам отмечаются на мест­ности. Существует три типа сухопутных границ:

1) орографические - проводятся с учетом рельефа местности;

2) геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, грани­цы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению при­брежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей вы­ходы сухопутной границы государств к берегам водоема. Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения терри­тории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плос­кость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плос­кость, лежащая на высоте около 100 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сло­жившиеся границы», признанные сопредельными госу­дарствами в результате длительного их соблюдения.

· демаркация - уточнения сопредельными государства­ми линии границы, которая была или могла быть измене­на в результате природных или исторических факторов.

· редемаркация - проверка ранее демаркированной грани­цы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

· делимитации - установления границы между государ­ствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и неруши­мости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанав­ливается специальный пограничный режим, который предусматривает

порядок охраны и пересечения государственной гра­ницы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ­водственной, транспортной и иной деятельности в рай­оне государственной границы.

Значение границ обусловлено тем, что они определяют пределы территории государств, Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

Государственной территориейявляется такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.

Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Это положение подтверждается судебной практикой (в начале 80-х гг. спецслужбы США, выполняя задание, причинили ущерб имению американского гражданина в Гондурасе. Пострадавший обжаловал эти действия в судебном порядке. Апелляционный суд США в октябре 1984 г. установил свою юрисдикцию в отношении данного иска, а также право истца).

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом.Примеры: Калининградская область РФ, доступ, в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отдаленный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозой силой.

Территория государства может изменяться в результате:

разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народное голосование о государственной принадлежности определенной территории. Так, в 1961 г. население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района – за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ириана проголосовал за воссоединение с Индонезией);

возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории (по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе);

обмена государственными территориями по соглашению сторон (в 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применение мер ответственности за агрессию (отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии – уступки права на территорию (в настоящее время не используется);

аренда территории – это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа – сроком на 50 лет).

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.

Цессия

Цессия — это уступка одним государством своей территории другому по соглашению между ними. Цессия является одним из правомерных способов приобретения территории (см. также Приобретение территории) и, поскольку она основана на взаимном согласии, в настоящее время имеет наиболее широкое практическое значение.

Поскольку цессия влечет за собой передачу территории, она является случаем правопреемства государств, т. е. смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения затрагиваемой территории в соответствии с Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (далее – Конвенция 1978 г.).

Цессию, подразумевающую присоединение лишь части территории государства, следует отличать от инкорпорации (вхождения), которая означает, что вся территория государства становится частью территории другого государства. Цессию, кроме того, необходимо отличить от ситуации, когда территория отнимается у государства без его согласия, как в случае (частичной) аннексии, а также от адъюдикации – передачи территории по решению международного суда или арбитража.

Примеры цессии в международных отношениях.

Международным отношениям известны немало примеров цессионных соглашений между государствами. Некоторые из них осуществлялись на основе договора купли-продажи, то есть в обмен на денежные выплаты: таким образом США купили Луизиану у Франции в 1803 году, Аляску у России в 1867 году и Датские Виргинские острова у Дании в 1916 г. Передача Великобританией архипелага Гельголанд Германской империи в обмен на султанат Виту в 1890 г. является примером приобретения территории путем обмена.

Многие цессионные соглашения были частью территориальных изменений, включенных в мирные договоры, такие как заключенные после Первой мировой войны Сен-Жерменский мирный договор (1919 г.) и Версальский мирный договор (1919 г.), а также Парижские мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией (1947 г.), заключенные после Второй мировой войны

В настоящее время цессии, как правило, затрагивают незначительные по площади территорий вдоль границ. Таким образом, цессия выступает в качестве юридического механизма ректификации (исправления) границ между сопредельными государствами, например, между СССР и Польшей в 1951 г., СССР и Ираном в 1954 г., Россией и Китаем в 2004 г.

Условия правовой действительности цессии.

Цессия может быть действительна только в том случае, если как государство, которому эта территория принадлежала до настоящего времени, так и государство, которому она должна принадлежать в будущем, заявили о своем согласии, например, путем заключения соответствующего договора. Согласие, полученное путем угрозы силой или ее применения, является недействительным в соответствии со ст. 52 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).

Договор цессии всегда имеет явный характер и, таким образом, отличается от негласного соглашения, когда государство не протестует против захват или использование своей территории другим государством, которое в таком случае получает основание для утверждения своего суверенитета в силу приобретательской давности.

Территориальное море само по себе не может быть объектом цессии; оно может передаваться только совместно с сухопутной территорией, к которой оно примыкает.

Спорным вопросом в правовой доктрине всегда был вопрос о необходимости получения согласия или, по крайней мере, консультации с населением, затронутым передачей территории. И хотя новейшее время дает примеры плебисцитов (к наиболее известным можно отнести, например, те, которые проводились в 1860 г. при уступке Италией Ниццы и Савойи в пользу Франции, в 1863 г. при присоединении Ионических островов к Греции, в 1935 г. при возвращении Саарской области в состав Германии), плебисцит все же не является условием правовой действительности приобретения территории. Такой подход основывается на непреложном принципе, что воля одной части населения не может быть выше государственной воли, воли народа в целом.

Правовые последствия цессии.

Поскольку цессия является добровольной сделкой, она порождает относительно незначительное число правовых вопросов, которые не могут быть разрешены путем соглашения между заинтересованными государствами. Что касается третьих государств и физических лиц, то изменение территории влечет за собой гораздо меньше проблем, чем другие формы правопреемства государств, такие как распад или образование новых государств.

Международно-правовая ответственность за территорию.

Непосредственным результатом цессии является передача международно-правовой ответственности за соответствующую территорию. После передачи права собственности цессионарию все происходящее на данной территории юридически рассматривается как относящиеся к этому государству, причем последнее несет ответственность перед другими государствами за любой ущерб, причиненный в результате деятельности (или бездеятельности) на данной территории. Это включает, например, обязательство по предотвращать загрязнение окружающей среды на территории другого государства.

Правопреемство государства в отношении договоров.

Правопреемство государств в отношении договоров основывается на т. н. принципе «изменчивости территориальных пределов применения договоров». Согласно норме ст. 15 Конвенции 1978 г. договоры государства-предшественника (цедента) утрачивают силу в отношении соответствующей территории с момента передачи, а договоры государства-преемника (цессионария) приобретают силу в отношении данной территории.

Указанная норма не применяется в том случае, когда применение договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяет условия его действия. Одним из примеров являются сохранение сервитутов в пользу третьих государств или всех государств: обязательства, вытекающие из договоров государства-предшественника, вместе с территорией, к которой они относятся, безусловно передаются государству-приемнику (см. ст. 12 Конвенции 1978 г.).

Правопреемство государств в отношении собственности и долгов.

Цессия государственной территории также может повлечь переход государственной собственности и государственных долгов государству-преемнику. В принципе такой переход должен быть урегулирован соглашением между двумя государствами.

При отсутствии подобного соглашения в п. 2 ст. 14 Венской конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов 1983 г. (далее – Конвенция 1983г.) предусматривается, что недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, и движимая государственная собственность, «связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории», переходят к государству-преемнику.

Также к государству-преемнику переходит государственный долг в «справедливой доле» с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят государству-преемнику (ст. 37, п. 2 Конвенции 1983 г.).

Гражданство физических лиц.

Одним из наиболее важных вопросов цессии территории является вопрос о правопреемстве государств в отношении физических лиц. Население уступленной территории в соответствии с международным правом не меняет ipso facto свое гражданство; заинтересованные государства заключают соглашение по данному вопросу и принимают соответствующее национальные законодательно-нормативные акты.

До принятия таких актов Комиссия международного права (КМП) в ст. 5 Проекта статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств 1999 г. (далее – Проект статей КМП) предлагает применять опровержимую презумпцию того, что лица, обычно проживающие на соответствующей территории, приобретают гражданство государства-преемника.

Предполагается, что граждане государства-предшественника, проживающие на соответствующей территории, утрачивают свое прежнее гражданство. Однако в ст. 20 Проекта статей МЛК, отражающих сложившуюся практику государств, предусматривается, что в случае цессии потеря гражданства происходит не ipso facto правопреемства, а только посредством конституционно-правового лишения гражданства государства-предшественника.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: