К отличительным признакам правового государства относится реализация принципа разделения властей

Обновлено: 25.04.2024

3. Необходимым условием существования гражданского общества является:
а) наличие двухпалатного парламента
б) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан
в) высокий уровень правовой культуры граждан +

4. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) действие в стране жёсткой правительственной цензуры
в) наличие правоохранительных органов

5. К отличительным признакам правового государства относят:
а) суверенитет
б) наличие профессионального аппарата управления
в) верховенство права +

6. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
г) нет верного ответа

7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба верны
г) нет верного ответа

8. Найдите в приведённом списке отличительный признак правового государства:
а) верховенство закона +
б) наличие системы законодательства
в) налогообложение граждан

9. Найдите в приведённом списке отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +

10. Найдите в приведённом списке отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) осуществление правоохранительной деятельности

11. Возникновение государства связано с возникновением этого:
а) специальных групп людей, осуществляющих только функции управления +
б) границ между племенами
в) системы гражданства

12. Для гражданского общества характерно наличие:
а) абсолютной монархической формы правления
б) самодеятельных общественных организаций +
в) единого центра управления государственным аппаратом

13. Местное самоуправление в РФ:
а) форма осуществления народом своей власти +
б) признак государства
в) система государственной власти

14. Местное самоуправление составляет:
а) основу федерализма в РФ
б) систему органов государственной власти
в) одну из основ конституционного строя РФ +

15. Местное самоуправление в России обеспечивает:
а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения +
б) решение государственными органами вопросов муниципального образования
в) решение федеральными органами власти вопросов местного самоуправления

16. Что является обязательным условием функционирования гражданского общества:
а) слаженная работа государственных органов
б) правовое государство +
в) светское государство

17. Какая организация представляет гражданское общество:
а) вооружённые силы
б) правоохранительные органы
в) союз защиты прав потребителей +

18. Какая организация представляет гражданское общество:
а) межрайонный суд
б) ассоциация любителей роз +
в) министерство образования и науки

19. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества:
а) Депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений
б) Глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту.
в) Владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива. +

20. Найдите в приведённом списке организацию гражданского общества:
а) прокуратура
б) экологическое движение +
в) отдел внутренних дел

21. Основная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они:
а) опираются на инициативную деятельность людей +
б) учреждаются государственными органами
в) участвуют в политической борьбе

22. Как называется добровольное объединение граждан, созданное для участия в политической жизни общества, в выборах и для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления:
а) общественным фондом
б) политической партией +
в) общественным движением

23. В современной России существует система:
а) беспартийная
б) однопартийная
в) многопартийная +

24. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится:
а) голосование депутатов
б) референдум +
в) народное собрание

25. Становление гражданского общества неразрывно связано:
а) с запретом конкуренции
б) с монополией на средства массовой информации
в) со становлением правового государства +

26. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения является:
а) местным управлением
б) территориальным общественным самоуправлением +
в) государственным управлением

27. В компетенцию органов местного самоуправления входит:
а) организация библиотечного обслуживания населения +
б) оборонное производство
в) сельскохозяйственное производство

28. В ведении местного самоуправления находится организация учреждений:
а) газоснабжения
б) судопроизводства
в) здравоохранения +

29. В ведении местного самоуправления находится организация учреждений:
а) дошкольного образования +
б) судопроизводства
в) газоснабжения

30. В ведении местного самоуправления не находится организация учреждений:
а) здравоохранения
б) судопроизводства +
в) дошкольного образования


Задания Д14 № 866

К отличительным признакам правового государства относится

1) реализуется принцип разделения властей

2) принимаются общеобязательные для населения решения

3) устанавливаются и взимаются налоги

4) действует принцип верховенства государственной власти

Все остальные присущи всем видам государств, а принцип разделения властей —  неотъемлемое условие существования правового государства.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задания Д14 № 940

К отличительным признакам правового государства относится

1) принудительный характер государственной власти

2) подчинение закону государства, его органов

3) общеобязательность решений государственной власти

4) наличие института гражданства (подданства)

Главный принцип правового государства —  верховенство права, то есть закона.

Все остальное относится и к другим государствам.

Правильный ответ указан под номером 2.

2 b 3 пункты несут одинаковую смысловую нагрузку

Общеобязательность решений государственной власти присуща любому государству.


Задания Д14 № 1014

К отличительным признакам правового государства относится

1) суверенитет государственной власти

2) наличие института гражданства (подданства)

3) взаимная ответственность государства и личности

4) установление государственных границ

Это является одним из главных признаком правового государства, так как инициатива должна идти от народа, перед которым ответственно государство.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задания Д14 № 3419

Среди приведённых ситуаций укажите пример, иллюстрирующий деятельность организаций, представляющих гражданское общество.

1) принятие директором крупной компании нового бизнес-плана, нацеленного на обновление производства

2) организация министерством по чрезвычайным ситуациям помощи населению, пострадавшему от лесных пожаров

3) встреча президента страны с главами регионов и министрами для согласования планов модернизации экономики страны

4) обсуждение попечительским советом гимназии надбавок к заработной плате учителям по итогам учебного года

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Иными словами совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных отношений. Пример деятельности организации, представляющей гражданское общество — попечительский совет при гимназии.

Деятельность правового государства основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей.

Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема равенства граждан, наличие у них равных возможностей в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Круг или перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., и др. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.

В правовом государстве делается акцент на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткие санкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на воле общества.

2. Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными актами, и их реальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, не нарушающая разнообразия, исключающая господство какой-либо идеологии.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

5. Согласно общепринятой классификации, принцип разделения властей делит государственную власть на:
а) исполнительную, контрольную и законодательную
б) законодательную, учредительную, судебную
в) законодательную, исполнительную, судебную +

6. Что не является признаком правового государства:
а) верховенство права
б) закон имеет обратную силу +
в) принцип разделения властей

7. Как называется парламент в РФ:
а) Государственной Думой
б) Советом Федерации
в) Федеральным Собранием +

8. Из чего состоит Федеральное Собрание РФ:
а) из Совета Федерации и Государственной Думы +
б) из Палаты общин и Государственной Думы
в) из Совета Федерации и Верховного совета

9. Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции в РФ:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Конституционный Суд РФ
в) Верховный Суд РФ +

10. Согласно Конституции РФ, Президент является:
а) главой законодательной власти
б) главой государства +
в) главой исполнительной власти

11. Кто был противником идеи господства права над государством:
а) Победоносцев +
б) Котляревский
в) Чичерин

12. Кто является одним из основоположников теории разделения властей:
а) Вольтер
б) Локк +
в) Фома Аквинский

13. Впервые в российской истории понятие правового государства появилось в Конституции:
а) РФ 1993 года +
б) СССР 1977 года
в) РСФСР 1918 года

14. Эта система является составной частью принципа разделения властей:
а) мер и весов
б) правоохранительных органов
в) сдержек и противовесов +

15. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:
а) Правительство РФ +
б) Федеральное Собрание РФ
в) Президент РФ

16. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Монтескье:
а) Бельгия
б) Франция +
в) Германия

17. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Платон:
а) Древний Рим
б) Древний Египет
в) Древняя Греция +

18. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Цицерон:
а) Древний Египет
б) Древний Рим +
в) Древняя Греция

19. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Кант:
а) Франция
б) Австрия
в) Германия +

20. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ
б) согласие Государственной Думы РФ на назначение Президентом Председателя Правительства РФ +
в) всенародные выборы Президента РФ

21. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава Конституционного Суда РФ +
б) формирование состава делегации РФ в ООН
в) всенародные выборы Президента РФ

22. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава делегации РФ в ООН
б) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности +
в) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ

23. К отличительным признакам правового государства относят:
а) наличие профессионального аппарата управления
б) наличие законодательного органа
в) верховенство права +

24. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) налогообложение граждан
б) верховенство закона +
в) осуществление правоохранительной деятельности

25. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +

26. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) наличие системы законодательства

27. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) наличие системы законодательства
в) наличие правоохранительных органов

28. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

29. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

30. Выделяют … основные концепции правового государства:
а) три
б) две +
в) четыре

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: