Конституционно правовые основы судебной деятельности это

Обновлено: 18.04.2024

Судебная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой является осуществление правосудия (разрешения конфликтов на основе законов). Правосудие – вид государственной деятельности, неправленой на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законном "О судебной системе РФ" (31 декабря 1996 г.), что обеспечивает ее единство, которое устанавливается следующими путями:

· соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных правил судопроизводства;

· применением всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных законов;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституционные принципы:

1. осуществление правосудия только судом. Суд властно осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. законность. В неукоснительности соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируется организация и порядок их практики.

3. независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам. Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции.

5. состязательность и равноправие сторон.

6. гласность судебного разбирательства. За исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

7. принцип государственного языка судопроизводства.

8. презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана

9. недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);

10. право на пользование квалифицированной юридической помощью.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ(Конституционный Суд, Верховный Суд (суды общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ (Конституционный (уставные суды), Мировые судьи)

Конституционный Суд РФ – судебной орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяются Конституцией РФ (ст. 125) и №1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. Судья (всего их 19) назначается сроком на 15 лет; второй срок не допускается. В своей деятельности суд руководствуется принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

1. разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

2. разрешает споры о компетенции между: - федеральными органами государственной власти; - федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов; - высшими государственными органами субъектов Федерации.

3. проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном дел, по запросам судов;

4. рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

5. дает заключение по запросу Совета Федерации и соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. дает толкование Конституции РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов

Суды общей юрисдикции:

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подспудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные дела и иные дела.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающими под общую юрисдикцию. Возглавляет систему судов общей юрисдикции. Рассматривает дела: - в качестве суда первой инстанции (уголовные дела особой сложности, любые гражданские дела); - в кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения судов, не вступившие в законную силу); - в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального прокурора и других уполномоченных законами должных лиц на приговоры, решения судов).

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, т.е. суды общей юрисдикции, правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам. Они рассматривают дело по первой (по жалобе стороны) и по второй (по протесту прокурора) инстанции.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды:

Арбитражные суды решают споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят: а) федеральные арбитражные суды округов (проверяют в кассационной инстанции); б) арбитражные суды республики, краев, областей.

Федеральный арбитражный суд РФ рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных документов органов государственной власти субъекта РФ, МСУ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

17 декабря 1998 г. принят федеральный закон "О мировых судьях в РФ". Мировые судьи осуществляют свою власть на участках от 15 до 30 тыс. человек. Рассматривают: - уголовные дела о преступлениях (сроком не более 2-х лет); - дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; - дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; - дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ и другие дела.

. Судьи Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ. .

Третейские суды РФ создаются для рассматривания экономических споров в деловом мире, предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам.

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Функции прокуратуры:

- надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами;

- обеспечение верховенства законов, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

- проведение расследования по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции; -участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение. Задача – оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Суд является органом подсистемы судебной системы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , выступая в качестве ее звена или инстанции. Основной задачей суда является отправление правосудия по принципам, которые установлены действующим законодательством.

При этом учитывается не только национальное законодательство, но и международное законодательство, в том числе постановлений иностранных судов. Так, например, постановления Европейского суда по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Европейский суд по правам человека подробнее будут признаваться обязательными на территории тех государства, где признается юрисдикция данного суда.

Осуществление судебной власти производятся только специализированными органами в лице судей. При этом возможно участие граждан в судебном процессе, например, в качестве присяжных заседателей. Однако иные органы и граждане не могут принимать на себя функции суда.

Конституционно-правовые основы деятельности судов

Деятельность судов регламентируется Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и ФКЗ "О судебной системе РФ". Так на территории России:

  • Не допускается создание чрезвычайных судов.
  • Действует принцип единства судебной системы.
  • Судебная система представляет собой совокупность федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов РФ.
  • Судебная власть независима от иных ветвей власти , чем гарантируется исполнение соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
  • Существуют различные виды судопроизводства, например, конституционное, гражданское, административное, уголовное, посредством которых осуществляется правосудие.
  • Все граждане имеют право на рассмотрение своего дела в суде тем судьей, который обладает соответствующими полномочиями и к подсудности которого может быть отнесено данное дело.
  • Действует принцип равенства перед судом. То есть судья не вправе отдавать какой-либо из сторон предпочтение при вынесении решения на основании любых отличительных признаков, например, расы, национальности.
  • Разбирательство является открытым, закрыть его можно только в тех случаях, которые предусмотрены действующим законодательством.
  • Рассмотрение дел в судах осуществляется очно. Заочно Рассмотреть дело можно только в тех случаях, которые предусмотрены действующим законодательством.
  • При осуществлении рассмотрения дела действует принцип состязательности сторон, согласно которому каждая из сторон высказывает свое мнение по делу, после чего суд, оценивая все имеющиеся доказательства, принимает объективное решение на основе норм права.
  • Акты суда, которые вступили в законную силу, является обязательными для всех субъектов права, должны неукоснительно исполняться на всей территории России.
  • Ведение судопроизводства осуществляется на русском языке, в отдельных республиках производство возможно на языке республики, на территории которой находится суд.
  • Студия при осуществлении своей деятельности руководствуется только нормами Конституции России и нормами действующего законодательства.
  • Только суды могут реализовывать судебную власть. Реализация данного вида власти производится всеми судами в совокупности.
  • В России действует принцип неприкосновенности и несменяемости судей. С этой целью действующее законодательство предоставляет гарантии судьям, при помощи которых защищаются их права и свободы.
  • При реализации судебной власти сочетаются принципа коллегиальности и единоличное в отправлении правосудия.

Также в качестве главных принципов деятельности судов можно назвать следующие:

Судебная власть — это разновидность государственной власти, осуществляемая судами РФ и вершащая правосудие (ст. 10, 11 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее ).

Понятие «судебная власть» в конституционном смысле тождественно понятию «правосудие». Правосудие осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Судебная власть проявляет себя в правосудии. Основная функция суда, как независимого и самостоятельного органа государственной власти, - свершение правосудия.

Характерным признаком правосудия является осуществление от имени государства специальными органами – судами, через рассмотрение во время судебных заседаний уголовных, гражданских, административных и других дел в установленной законодательством процессуальной форме.

В России правосудие строится на конституционных принципах, которые отображают задачи и сущность демократического и правового государства. Судебная система РФ определяет границы осуществления судебной власти, устанавливается Конституцией и конституционными федеральными законами. В Конституции оговорено, что не допускается создание чрезвычайных судов.

Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ: понятие, характеристика и содержание подробнее предусматривает образование:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Конституционного Суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее ;
  • Высшего Арбитражного Суда По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее ;
  • федеральных судов.

Совет Федерации Федерального Собрания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Совет Федерации Федерального Собрания подробнее назначает судей вышеперечисленных судов. Это происходит по представлению Президента. Президент назначает судей федеральных судов в установленном федеральным конституционным законом порядке. Федеральные суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам, по делам административных правонарушений. В федеральную судебную систему включены Военные суды По данной теме мы уже выполнили реферат Военная прокуратура подробнее .

К судам субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее относятся уставные(конституционные) суды, обладающие правом рассматривать вопросы о соответствии законов, нормативно-правовых актов региональных и республиканских органов государственной власти конституциям республик, уставам автономных округов, автономной области, областей, краев. Решения таких судов не может быть пересмотрено Конституционным Судом. В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов.

Независимость судебной власти

Суды являются органами публичной власти, в отправлении правосудия они независимы и самостоятельны. Финансирование судов проводится исключительно из федерального бюджета, оно должно обеспечить возможность независимого и полного осуществления правосудия согласно федеральным законам. Это необходимо для того, чтобы оградить суды от местных воздействий, создать условия для их независимости и самостоятельности, предоставить судам одинаковые условия материально-технического обеспечения правосудия.

Важным критерием независимости и самостоятельности судебной власти является независимость судей, их подчинение исключительно Конституции и федеральному закону.

Законодательство России предусмотрело ряд правовых гарантий независимости судей:

  • осуществление процедуры правосудия исключает внешнее воздействие на судей (в совещательной комнате при вынесении решения могут находиться только судьи);
  • преследование любого законного вмешательства в деятельность по реализации правосудия;
  • несменяемость судьи, стабильное сохранение занимаемой должности;
  • освобождение судей от обязанности нести отчет о своей деятельности перед кем бы то ни было;
  • приостановление или прекращение полномочий судьи по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Уголовное законодательство предусматривает, что в отношении судьи дело может возбудить только Генеральным прокурор РФ (или лицо, исполняющее его обязанности), при наличии согласия квалификационной коллегии судей. Только с согласия коллегии судью могут подвергнуть приводу, заключить под стражу, привлечь к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого. Заключить судью под стражу можно только при наличии санкции Генерального прокурора (лица, исполняющего его обязанности), по решению суда.

Особенности судебной власти

Основные особенности судебной власти:

  • судебная власть может осуществляться только судом, она обособлена от законодательной, исполнительной, президентской ветвей власти;
  • производится через монопольное сосредоточение судебных органов в рамках системы, что исключает возможность перераспределения полномочий власти с другими государственными органами;
  • правосудие представляет собой прямое соединение права и власти, соединение, обуславливающее власть в строгих рамках права и право, осуществляющее себя во власти.

Суд считается правоохранительным органом государства в той степени, в какой выполняются установки и предписания закона. «Правоохранительная» функция суда сводится к соответствию какого-либо акта закону (следованию данного закона). Суд, установив несоответствие закону, может вынести постановление (частное определение), обратить внимание соответствующего органа на необходимость привести акт в соответствии с законом (или отменить его). Суду для восстановления нарушенных прав и свобод человека необходимо исходить из содержания и смысла соответствующих свобод и прав. Правоприменительность суда предполагает буквальное и подлинное применение права.

Конституционно-правовые основы и принципы организации и деятельности правоохранительных органов

Конституционно-правовой статус правоохранительных органов – это определенные в законодательных и подзаконных актах основные принципы организации и деятельности, цели, задачи и пределы компетенции органов внутренних дел (ОВД).

Среди правоохранительных органов ОВД отличаются особой близостью к населению, ролью первопроходцев при встречах с противоправными, антиобщественными проявлениями; подконтрольностью всем ветвям политической власти, главным образом, судебной, прокуратуре, муниципальным органам и населению.

ОВД в качестве структурных элементов механизма государства, наделены властными и принудительными полномочиями для выполнения своих функций, обладают собственной сферой и областью занятий, именуемой предметом ведения. Свои компетенции правоохранительные органы реализуют через издание нормативных и иных правовых актов (инструкций, приказов, уставов, указаний, положений, правил и др.).

Конституционные принципы, обуславливающие организацию и деятельность правоохранительных органов:

  • формирование по поручению народа ОВД органами власти;
  • территориальная организация структур;
  • самостоятельность;
  • сочетание централизма и децентрализации;
  • гласность, гуманизм, законность в организации и функционировании;
  • разграничение полномочий и предметов ведения с органами государства иными и правоохранительными органами;
  • презумпция невиновности и добропорядочности;
  • использование в своей деятельности наряду с русским языком национальных;
  • осуществление государственно-властных полномочий в интересах защиты и охраны прав и свобод человека;
  • сочетание мобильности и устойчивости;
  • опора на институты гражданского общества и широкие слои населения.

Органы внутренних дел выступают отраслевой подсистемой государственного управления (входят в систему органов исполнительной власти) и одновременно правоохранительным органом (в систему правоохранительных органов). Основная задача ОВД – реализация принципов и норм Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , законов и конституций субъектов РФ, федеральных законов, Указов Президента и президентов субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , решений соответствующих органов исполнительной власти, относящихся к их компетенции.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность правоохранительных органов направлена на сдерживание антиобщественных, противоправных явлений.

Содержание предмета деятельности и функции правоохранительных органов

В содержании предмета деятельности правоохранительных органов выделяют:

  • правонарушения (проступки и преступления), отнесенные к их ведению законодательством;
  • последствия противоправных общественно-опасных деяний – моральный, материальный, физический ущерб или вред, деформированное правосознание и другие, входящие в предмет ведения ОВД;
  • социальные услуги, прямо отнесенные к ведению ОВД по действующему законодательству, следуют ввиду необходимости охраны и защиты законных интересов;
  • условия и причины конкретных правонарушений, способствующие их совершению.

Органы внутренних дел, как отраслевая подсистема управления, осуществляет следующие функции:

  • исполнение Конституции и законодательства По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Законность и политический режим подробнее ;
  • организационное и управленческое воздействие на отношения внутри общества, их участников (внешнее и внутреннее управление);
  • распоряжение людьми, ресурсами, их организация на решение поставленных задач;
  • контроль за соответствием поведения, деятельности людей в соответствии и на основе с правовым предписанием.

Во внутренней сфере осуществляется организация функционирования разных органов подразделений и служб, управление личным составом (средствами и силами), реализующими задачи по обеспечению общественной и личной безопасности, пожарной безопасности, общественного порядка, вневедомственной охраны, безопасности дорожного движения, исполнению наказаний, борьбе с преступностью, профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних лиц, защите их прав и т. д.

Конституционные основы системы правоохранительных органов

Во внешней сфере деятельности правоохранительных органов реализуются задачи в виде административно-исполнительной деятельности, обнаружения, выявления, расследования и раскрытия преступлений, уголовно-исполнительной, оперативно-розыскной, охранной и иных видов деятельности.

Внешняя и внутренняя сферы управленческой деятельности тесно связаны между собой, являются разными сторонами одного процесса, в процессе которого реализуются меры по формированию и укреплению внутреннего правопорядка. Внутренняя деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение внешней деятельности, основная цель которой – обеспечение прочного правопорядка, выступающего в виде реализованного права или состояния соответствия общественных отношений правовым закона и Конституции.

К полномочиям Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее относится помимо прочего обеспечение законности, прав и свобод человека, охране общественного порядка, собственности, борьбе с преступностью. Эти полномочия Правительство По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный контроль подробнее реализует через правоохранительные органы, в систему которых входит Министерство внутренних дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление в области внутренних дел подробнее . Все полномочия выступают функциональными особенностями ОВД наряду с иными правоохранительными органами (прокуратурой, судом, нотариатом, юстицией, налоговой полицией, ФСБ, таможней и др.).

Приоритетное значение в условиях становления и формирования правового государства, свободного гражданского общества приобретает создание механизма защиты свобод и прав человека, что определяет способы и содержание осуществления полномочий (прав и обязанностей) сотрудников ОВД. Основные усилия направлены на охрану и защиту всех форм собственности, участие в охране природы, что позволяет обеспечить конституционно-правовой статус личности, так как в основе большинства нарушений данного статуса находятся отношения собственности.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О суд системе». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Конституция 1993 г. выделяет отдельную главу «Судебная власть и прокуратура» (глава 7), что соответствует принципу разделения властей. В соответствии с этим же принципом, органы судебной власти относятся к органам государственной власти.

Конституцией в судебную систему включены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, (Высший Арбитражный Суд РФ – уже нет, статья 127 исключена поправками от 3 февраля), указано, что действуют другие федеральные суды (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды субъектов Федерации).

На уровне районов и городов система судов определяется федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституция РФ 1993 г. (ст. 123) закрепляет возможность осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Военные суды включаются в федеральную судебную систему и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.

Основным назначением судебной власти является осуществление правосудия.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. (н-р в КС РФ 40 лет, в ВАС и ВС РФ – 35 лет)

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти основаны на следующих принципах:
• осуществления правосудия только судом,
• законности,
• права граждан на судебную защиту,
• равенства граждан перед судом и законом,
• независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону,
• сочетания коллегиального и единоличного осуществления правосудия,
• равноправия сторон и состязательности процесса (участие в процессе сторон — т. е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства),
• гласности судебного разбирательства,
• принципа государственного языка судопроизводства,
• презумпции невиновности,
• недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление,
• право на пользование квалифицированной юридической помощи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: