Из какой потребности возникает суд

Обновлено: 26.04.2024

3. Можно ли раз и навсегда удовлетворить потребности человека:
а) ни одну потребность нельзя удовлетворить окончательно +
б) это зависит от категории потребности
в) всякая потребность перестает возникать после первого удовлетворения

4. К категории каких потребностей можно отнести потребность человека в труде:
а) биологических
б) духовных
в) социальных +

5. По отношению к историческому развитию общества характер человеческих потребностей:
а) не меняется
б) меняется с изменением мира +
в) нельзя сделать однозначный вывод о зависимости потребностей от развития общества

6. Что из перечисленного является примером социальной потребности человека:
а) в свободное время Галина любит поболтать с подруж¬ками +
б) Сергей любит шоколадное мороженое
в) врач рекомендовал Николаю упражнения для улучше¬ния осанки
г) Всеволод любит читать

7. Потребности человека:
а) не являются индивидуальными
б) зависят от жизни общества +
в) не меняются на протяжении жизни
г) делятся на биологические, трудовые, внутренние

8. Каким видом потребностей является для человека необходимость общения с друзьями:
а) биологическим
б) духовным
б) интеллектуальным
г) социальным +

9. Что из перечисленного относится к эстетическим чувствам:
а) чувство долга
б) любовь к истине
в) чувство наслаждения +
г) чувство справедливости

10. Как называется внутренне состояние человека, которое связано с его настроением в конкретный момент:
а) чувство
б) мысль
в) потребность
г) эмоция +

11. Что из перечисленного не связано с понятием «эмоция»:
А) радость
б) грусть
в) волнение
г) логика +

12. Какая из потребностей человека не относится к биологическим:
а) питание
б) отдых
в) общение +
г) движение

13. Какая из потребностей человека подтверждает его связь с иными представителями мира природы:
а) в знаниях
б) в труде
в) в продолжении рода +
г) в познании

14. Какая из потребностей человека подтверждает его связь с иными представителями мира природы:
а) в труде
б) в одобрении окружающих
в) в воде +

15. Какое из перечисленных утверждений верно:
а) эмоции и чувства не имеют отличий
б) чувства людей разнообразны и индивидуальны +
в) потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека

16. Что меняется в процессе приспособления человека к внешней среде:
а) условия социальной культуры
б) человеческая природа +
в) условия взаимодействия человека со средой

17. Ресурсы, которые способствуют удовлетворению потребностей человека, бывают:
а) ситуативные
б) ограниченные +
в) безграничные

18. Что изучает наука «сервисология»:
а) индивидуальное обслуживание потребителя +
б) массовое обслуживание потребителя
в) способы организации обслуживания потребителя

19. Как называется способ поведения человека в конкретной ситуации:
а) деятельность
б) привычка +
в) способность

20. Духовный мир человека:
а) воплощает его биологические потребности
б) формируется в зависимости от общества
в) это мир его мыслей и чувств +

21. Какая из потребностей связана с природными свойствами человека:
а) в уважении со стороны других
б) в творческом самовыражении
в) в общественном признании
г) в физическом развитии +

22. Чем ограничен человек при удовлетворении своих нужд:
а) возможностями +
б) потребностями
в) ценностными ориентациями

23. В условиях рыночной экономики главным действующим лицом в обществе является:
а) индивид
б) личность
в) потребитель +

24. Какие из человеческих потребностей не отражают специфику его природы:
а) витальные +
б) социальные
в) духовные

25. Что относят в неосознанным потребностям человека:
а) интерес
б) влечение +
в) ориентация

26. Какие потребности человека не являются первичными:
а) в самосохранении
б) в самоуважении +
в) биогенные

27. Согласно пирамиде потребностей А.Маслоу, какие человеческие потребности относятся к потребностям высшего уровня:
а) физиологические
б) духовные +
в) социальные
г) экзистенциальные

28. Что, согласно теории А. Маслоу, можно отнести к потребностям высшего уровня:
а) личное достоинство
б) самореализацию +
в) общение

29. Группы, образующие социальные потребности человека:
а) эгоистические и альтруистические +
б) интеллектуальные и духовные
в) групповые и индивидуальные

30. Что не относится к экзистенциальным потребностям человека:
а) защищенность
б) безопасность
в) уважение +

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил

Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:

− Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.

− Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.

− Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.

− Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.

− Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии. В 1693 г. он написал несколько работ о гражданских институтах. В социологической литературе понятие «институт» стало использоваться со времени становления социологии как науки, а свою родословную институциональный подход ведет от основоположников социологии — Огюста Конта и Герберта Спенсера. Представляя в социальной статике общество как социальный организм, О. Конт в качестве её важнейших органов называет такие, как семья, кооперация, церковь, право, государство. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. В своей работе «Основные начала» (1860—1863 гг.) он особо подчеркивает, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» [2] Хотя в их работах отсутствует определение социального института, они рассматривают жизнь общества сквозь призму особых форм социальной организации, которые в дальнейшем были названы социальными институтами. Все же введение термина «социальный институт» в научный оборот по праву принадлежит К. Марксу. В своем письме к русскому литератору Павлу Васильевичу Анненкову от 28 декабря 1846 года К. Маркс отмечал, что «общественные институты являются продуктами исторического развития.» [3] Но ещё раньше, в свей работе «К критике гегелевской философии права» (1844) он заявлял, что для него такие общественные институты, как семья, государство, гражданское общество не пустые абстракции, а «социальные формы существования человека.» [4] Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе также продолжил Э. Дюркгейм. [5] Одним из первых дал развернутое определение социального института американский социолог и экономист Т. Веблен

2. Краткая история становления.

Отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, впоследствии майора городской милиции, ученого — самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длинное, как тогда было принято, и весьма красноречивое название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона»[1]. Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей.

3. К какой сфере общественной жизни относится?

Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

а) государство — Политическая

б) семья — Социальная

в) школа — Социальная

г) церковь — Духовная

д) финансовая система — Экономическая

е) средства массовой информации — Духовная (но я бы ко всем отнесла)

4. Как соотносится с другими институтами: подинститутом какого института является, какие подинституты в себя включает, с какими институтами конкурирует?

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Подинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных

отношений, находящихся в рамках определенного института права

Институты права призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они

обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примерами институтов права, которые регулируют обособившиеся отношения, являются: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли — продажи; в конституционном (государственном) праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.

5. Структура института: учреждения, нормы, роли, виды деятельности, символы.

элементы социальною института:

• цель и сфера деятельности института;

• функции, необходимые для достижения цели:

• нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:

• средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.

Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

6. Функции в обществе (основные и неосновные).

В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

• институты семьи и брака — потребность в воспроизводстве человеческого рода;

• политические институты — в безопасности и социальном порядке;

• экономические институты — в обеспечении средств существования;

• институты науки, образования, культуры — в получении и передаче знаний, социализации;

• институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

7. Тенденции развития и особенности функционирования в современной России.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого социальные институты современной России представляют собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В настоящее время в России происходит институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Если раньше в прединституциональной фазе общественного движения в России были характерны спонтанные протесты и выступления, появлялись на короткий срок, а затем смещались лидеры движения. Каждый день была возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

1. Общие тенденции развития социальных институтов в развитии человечества.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

2. Число социальных институтов в современном обществе и их взаимосвязь.

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты — ценностно — нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. Социальными институтами называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья, упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

• удовлетворение потребностей общества;

• регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

3. Особенности институциональной системы в современной России.

Важнейшим условием политической стабильности и эффективности политической системы является процесс институционализации. Под институционализацией В.Ачкасов и Б.Грызлов понимают «процесс образования, развития и усвоения индивидами и различными социальными общностями необходимых норм и ролей, ценностей и эталонов политического поведения, способов контроля за их поведением, а также результат процесса, в рамках которого политическое действие начинает регулироваться и приобретать стабильные черты политической структуры».В каждом обществе возникает специфическая конфигурация государственных и негосударственных политических институтов, которая носит название институциональный дизайн. Реймон Арон полагает, что в каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям конкретной исторической обстановки

Характер взаимодействия общественных объединений граждан и государства определяет эффективность политической системы общества, через которую реализуется в полной мере политическая власть. Функциональной характеристикой политической системы выступает политический режим, под которым понимается «система правления, или администрирования».

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

лат. fundamentum - основательность, прочность.

Фундаментальные потребности общества Основные социальные институты
1. Потребности в воспроизводстве рода 1. Институт семьи и брака
2. Потребности в безопасности и социальном порядке 2. Политические институты
3. Потребности в добывании средств существования 3. Экономические институты
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты образования
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни 5. Институт религии

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Экономические – институт собственности – базовый.

Неосновные - финансовые, производственные, организационно-управленческие институты.

Политические – основной – государство. Неосновные: демократические институты, президентства, парламентаризма, местного самоуправления.

Институт родства. Основные – семьи и брака. Неосновные: материнства, отцовства, побратимства, наследования и пр.

В институте религии есть институт монашества, институт крещения (в православии).

Кроме того, выделяют:

- Формальные социальные институты – осуществляют взаимодействие между субъектами на основе оговоренных правил, законов.

- Неформальные – не оформлены законом, регламентом (дружба – есть регламентация, контроль, ресурсы – доверие, симпатия). Нет учреждений, четкого статуса, прав, обязанностей. Контроль осуществляется с помощью неформальных санкций (мораль, обычаи, традиция).

Социальные институты выполняют следующие функции:

- удовлетворение жизненных потребностей общества,

- установления социальных норм,

- воспроизводства социальных отношений,

- регуляции социальных отношений,

- интеграции в рамках группы на основе культурных норм,

Конкретные функции социальных институтов:

- семья – воспроизводство, социализация, материальное обеспечение, воспитание детей;

- экономика – производство, распределение благ;

- политика – защита граждан;

- религия – формирование социальной солидарности, согласия;

- образование – передача культурного опыта;

- право – поддержание социального порядка;

- наука – освоение окружающей среды;

- здравоохранение – лечение больных, уход за умирающими;

- армия – защита от внешнего врага, отстаивание национальных интересов;

- СМИ – распространение информации, освещение событий, формирование общественного мнения.

Функции (Р. Мертон):

- явные – официально заявляются, распознаются,

- латентные – скрытые, незаявляемые, иногда непреднамеренные.

Явные функции:

- социализации новых поколений,

- воспроизводства общественных отношений,

Латентные функции:

Т. Веблен – едят черную икру, не потому что хотят удовлетворить голод, роскошный кадилак – не для удовлетворения явных потребностей. А для повышения собственного престижа.

Явные функции: получение аттестата, знаний. Латентные: прочные дружеские связи, приобретение социального статуса.

Иногда латентные тождественны заявленным (или почти). Расхождение формальной и реальной деятельности института (например, в политике) – индикатор нестабильности общества.

Дисфункции – нарушение нормального взаимодействия института и среды (общества). Несоответствие деятельности и общественных потребностей, даже вред. В результате его неэффективного функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей происходит падение его престижа и авторитета в обществе.

Дисфункции наблюдаются в социальные кризисы.

- в неясности целей института,

- падении престижа и авторитета.

Образование – должно готовить классных специалистов. В результате дисфункций может приносить вред обществу (некачественное образование в некоторых прежде всего негосударственных вузах).

Возникает необходимость развития институтов. Это происходит двумя путями:

- возникают принципиально новые институты,

- развитие, совершенствование уже сложившихся (из недр общесудебной системы развивается Конституционный суд, или наркологическая служба).

Условия успешного функционирования социальных институтов (Я. Щепаньский):

- четкое определение цели и функций,

- рациональная организация труда, распределение обязанностей,

- деперсонализация действий (выполнение функций независимо от личных склонностей и предпочтений),

- признание и высокий престиж в глазах общности,

- бесконфликтное включение в систему социальных институтов.

3. Семья как социальный институт.

Семья – это общность людей (малая группа), которые связаны супружеством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Семья– и социальный институт (устойчивая форма связей и отношений в рамках социальной организации общества).

3 основных признака семьи:

1. брачные или кровнородственные отношения между ее членами,

2. совместное проживание в одном помещении,

3. общий семейный бюджет, общее ведение хозяйства.

Юридическая сторона здесь не выступает непременным условием.

Брак – это традиционное средство формирования семьи, форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления – регистрации.

Отношения между семьей и браком неоднозначные. Не всякая семья оформляет брачные отношения, не всякий брак является семьей.

Брак появился не сразу. В древности были беспорядочные отношения между полами (в том числе, между братьями и сестрами, родителями и детьми). Такая форма отношений называется промискуитет.

Классификация семей:

1. В зависимости от того, из какой общности супруг:

- эндогамия – брак внутри одной группы (род, племя, каста),

- экзогамия – обычай, запрещающий брак между людьми одной родственной группы,

2. По количеству супругов:

- полигамная семья – многобрачие (многоженство или многомужество). Виды полигамии:

а) полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, приходящимися друг другу сестрами (сороральная полигиния) или не состоящими в родстве,

б) полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, приходящимися друг другу братьями (братская полиандрия) или не состоящими в родстве.

- моногамная семья -брак одного супруга с одной женщиной,

3. по наследованию фамилии, имущества, социального положения:

- патрилинеальные – по отцу,

- матрилинеальные – по матери,

4. по типу главенства:

- патриархальные – глава и авторитет отец,

б) эгалитарные – равноправные семьи.

5. по выходу из групп:

- гомогенные – супруги – выходцы из одной социальной страты, групп, классов, каст,

- гетерогенные - супруги – выходцы из разных социальных страт, групп, классов, каст,

6. по количеству детей:

- малодетные (1-2 ребенка),

- среднедетные (3-4 ребенка),

- многодетные (5 и более детей).

7. По количеству поколений в семье:

- нуклеарные семьи – состоит из родителей и их детей (из двух поколений). Присутствуют оба супруга. Самый распространенный тип городской семьи.

- расширенные семьи – включает в себя 3 и более поколения или 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

8. В зависимости от наличия родителей:

- полные – оба супруга,

- неполные – отсутствует один супруг.

9. По качеству отношений: благополучные, неблагополучные, конфликтные, дезорганизованные (каждый живет сам по себе).

10. По типу потребительского поведения:

- с физическим уклоном – главное удовлетворение проблем биологического существования (пища, одежда). Не означает, что семьи нищие. Это система ценностей.

- с интеллектуальным типом поведения – могут быть и материально обеспеченными, но приоритет - духовным ценностям.

- смешанный тип – сочетаются материальные и духовные потребности и интересы.

Кроме того, выделяют семьи:

Гетерономная – семья, которая не является экономически самодостаточной, средствами к жизни обеспечивает один или более членов семей.

Гражданская – семья, в основе которой лежит гражданский брак.

Контрактная – семья, супруги которой при вступлении в брак заключают брачный контракт.

Дистантная – супруги большую часть времени не живут вместе (семьи моряков, артистов и др., вынужденных уезжать на работу, и другие подобные).

Семья как социальный институт проходит ряд главных этапов, жизненный цикл:

1. вступление в брак – образование семьи,

2. начало деторождения (рождение первого ребенка),

3. окончание деторождения (рождение последнего ребенка),

4. вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка («пустое гнездо»),

5. прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Социальные функции семьи:

1. репродуктивная – биологическое воспроизводство населения, удовлетворение потребности в детях,

2. сексуального регулирования,

3. воспитательная – или социализации, культурное воспроизводство общества,

4. хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья, уход за детьми и престарелыми,

5. экономическая – получение материальных средств, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных,

6. первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи,

7. досуговая – организация досуга, взаимообогащение интересов,

8. эмоциональная – получение эмоциональной поддержки и защиты,

9. социально-статусная – предоставление определенного социального статуса,

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уров­не последних достижений теоретической и практической юриспруденции. Исключительно важное значение имеет проблема пре­одоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпе­тентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юри­дическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подго­товки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей про­фессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, да­вать им необходимые практические навыки: выступать пуб­лично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др. Разумеется, что культура юриста-профессионала долж­на быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан. Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан. Важно обучать понимать правовую культуру будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и Г, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеч морали, нравственности и культуры в целом.

Развитость и совершенство гос аппарата — показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам (гос служащим), участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве. В центре политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, «в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосудаственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок». Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

Обычай – правило поведения, формируемое путем его неоднократного повторения, становящегося привычкой, закрепляющееся в сознании и передаваемое из поколения в поколение.

Право – система общеобязательных норм и правил поведения, формально определенных, закрепленных в официальных документах и охраняемых государством.

Право возникает на определенном этапе развития человечества в силу объективных общественных потребностей.

Пирамида Маслоу

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory). Изначально идея была изложена в работе А. Маслоу «Теория человеческой мотивации» (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и тому подобных лишений). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Тем не менее человек, переполненный любовными переживаниями, всё равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и так далее;
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни;
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В такой системе выделяется 7 основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее;
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  3. Потребность в принадлежности и любви;
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: