Исторический опыт реализации принципов правового государства тест

Обновлено: 03.05.2024

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Образовательные - раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Личностные :

§ Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

§ Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные :

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Методы: частично-поисковый

Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод,

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

«составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается на доске составить кластеры:

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Люди, формируя свое обще­ ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

Тема урока: «Правовое государство»

Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У»

«Мозговой штурм»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «правовое государство»

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Цель: узнать что такое «правовое государство» и определить его характерные признаки.

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства


Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Первым употребил выражение «правомерное государ­ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Самостоятельная работа : чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал»,

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

ü На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина . »

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

«Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра».

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство долж-
но быть правовым, с разделением властей»;

_ - в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу-
дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри-
нятым ограничениям - правовым законам, и это разумное огра-
ничение есть подлинная свобода»;

_- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво-
их поступков была совместима со свободой каждого и со все-
общими законами».

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство»

1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос-во»

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

4. принцип разделения властей.

5. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

группа работает таким образом – читает и анализирует текст по предложенной форме. После прочтения текста и анализа на отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?»

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.

«Стандартный минимум» - читать §4 «Правовое государство», выписать и знать термины

«Повышенный уровень» - «Стандартный минимум» + Таблица


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

v Социологи отмечают, что каждый год на россий­ ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­ бой приведенные факты и современное состояние россий­ ского государства ?

v В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­ жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

v Приведем исторический факт. Сократу, находивше­ муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­ рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

v В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

5. Согласно общепринятой классификации, принцип разделения властей делит государственную власть на:
а) исполнительную, контрольную и законодательную
б) законодательную, учредительную, судебную
в) законодательную, исполнительную, судебную +

6. Что не является признаком правового государства:
а) верховенство права
б) закон имеет обратную силу +
в) принцип разделения властей

7. Как называется парламент в РФ:
а) Государственной Думой
б) Советом Федерации
в) Федеральным Собранием +

8. Из чего состоит Федеральное Собрание РФ:
а) из Совета Федерации и Государственной Думы +
б) из Палаты общин и Государственной Думы
в) из Совета Федерации и Верховного совета

9. Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции в РФ:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Конституционный Суд РФ
в) Верховный Суд РФ +

10. Согласно Конституции РФ, Президент является:
а) главой законодательной власти
б) главой государства +
в) главой исполнительной власти

11. Кто был противником идеи господства права над государством:
а) Победоносцев +
б) Котляревский
в) Чичерин

12. Кто является одним из основоположников теории разделения властей:
а) Вольтер
б) Локк +
в) Фома Аквинский

13. Впервые в российской истории понятие правового государства появилось в Конституции:
а) РФ 1993 года +
б) СССР 1977 года
в) РСФСР 1918 года

14. Эта система является составной частью принципа разделения властей:
а) мер и весов
б) правоохранительных органов
в) сдержек и противовесов +

15. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:
а) Правительство РФ +
б) Федеральное Собрание РФ
в) Президент РФ

16. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Монтескье:
а) Бельгия
б) Франция +
в) Германия

17. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Платон:
а) Древний Рим
б) Древний Египет
в) Древняя Греция +

18. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Цицерон:
а) Древний Египет
б) Древний Рим +
в) Древняя Греция

19. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Кант:
а) Франция
б) Австрия
в) Германия +

20. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ
б) согласие Государственной Думы РФ на назначение Президентом Председателя Правительства РФ +
в) всенародные выборы Президента РФ

21. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава Конституционного Суда РФ +
б) формирование состава делегации РФ в ООН
в) всенародные выборы Президента РФ

22. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава делегации РФ в ООН
б) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности +
в) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ

23. К отличительным признакам правового государства относят:
а) наличие профессионального аппарата управления
б) наличие законодательного органа
в) верховенство права +

24. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) налогообложение граждан
б) верховенство закона +
в) осуществление правоохранительной деятельности

25. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +

26. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) наличие системы законодательства

27. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) наличие системы законодательства
в) наличие правоохранительных органов

28. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

29. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

30. Выделяют … основные концепции правового государства:
а) три
б) две +
в) четыре

1. К принципам правового государства не относят:
а) верховенство права
б) разделение властей
в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность гражданина и государства
г) доминирование интересов государства над интересами личности +

2. Где впервые появилось понятие «правовое государство»:
а) в Древней Греции
б) в Древнем Риме
в) во Франции в XVIII в.
г) в Германии в XIX в. +

3. Что не относится к социальным правам и свободам человека:
а) право на труд
б) свобода совести +
в) право на отдых
г) право на забастовку

4. От чего свободны граждане и организации в современном гражданском обществе:
а) от исполнения обязанностей
б) от исполнения законов
в) от норм международных актов
г) от прямого вмешательства власти +

5. Сколько ветвей власти существует в правовом государстве:
а) одна
б) две
в) три +
г) четыре

6. Что относится к признакам правового государства:
а) действие власти в рамках закона +
б) отсутствие официальной власти
в) наличие парламента
г) наличие политических партий

7. Принцип разделения властей в правовом государстве существует для:
а) удобства
б) более быстрой работы
в) недопущения сосредоточения всей власти в одних руках +
г) более строго контроля

8. Какую роль в гражданском обществе играет местное самоуправление:
а) активную +
б) вспомогательную
в) второстепенную
г) не играет никакой роли

9. Правовое государство – это:
а) организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека +
б) государство, основой которого является конституция и система закрепленных юридических норм
в) способ организации управления, основывающийся на существовании норм в форме запретов и предписаний

10. Гражданское общество – это:
а) совокупность граждан данной страны
б) общество, следующее гражданским обязанностям с целью поддержания единого политического строя
в) совокупность отношений и институтов, реализующих свободную жизнедеятельность людей в различных сферах +

11. Какие ветви власти существуют в современном правовом государстве:
а) законодательная, реализующая и картельная
б) созидательная, исполнительная и оценочная
в) законодательная, исполнительная и судебная +
г) законодательная, реализующая и судебная

12. Источником прав человека является:
а) человеческая жизнь, подразумевающая априорное существование естественных прав +
б) государство, которое является единственным источником прав человека
в) религиозные и нравственные ценности

13. Что из перечисленного является элементом гражданского общества:
а) парламентский комитет
б) общество защиты прав потребителей +
в) межрайонный суд
г) вооруженные силы

14. Что характерно для гражданского общества:
а) наличие абсолютной монархической формы правления
б) наличие самодеятельных общественных организаций +
в) наличие единого центра управления государственным аппаратом

15. К особенностям организаций гражданского общества относят то, что они:
а) опираются на инициативную деятельность людей +
б) учреждаются государственными органами
в) участвуют в политической борьбе

16. Без чего невозможно современное правовое государство:
а) гражданского общества +
б) суда
в) правоохранительных органов
г) законов

17. Что входит в структуру гражданского общества:
а) исполнительная власть
б) законодательная власть
в) судебная власть
г) политические партии +

18. Что из перечисленного является примером деятельности гражданского общества:
а) парламент принял поправку к закону о средствах массовой информации
б) владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива +
в) глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту
г) депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений

19. Если какая организация единомышленников решает принять участие в предстоящих выборах, то эта организация является:
а) политической партией +
б) парламентской фракцией
в) общественное движение
г) профессиональный союз

20. В гражданском обществе главная роль принадлежит:
а) государственным органам власти
б) органам контроля
в) негосударственным органам +
г) политическим партиям

21. Основная задача Общественной палаты в России является:
а) привлечение граждан к участию в политике +
б) создание нового органа власти
в) создание нового парламента
г) проведение опросов населения

22. Принцип взаимной ответственности государства и общества основан на:
а) обязательстве государства всегда исполнять волю народа
б) обязательстве народа всегда подчиняться воле государства
в) взаимных гарантиях следования нормам и правилам +

23. С чем связано становление гражданского общества:
а) с запретом конкуренции
б) с монополией на средства массовой информации
в) со становлением правового государства +

24. Что проводится с целью решения какого-то вопроса местного значения непосредственно населением:
а) голосование депутатов
б) референдум +
в) народное собрание
г) выборы

25. В Российской Федерации существует:
а) беспартийная система
б) однопартийная система
в) многопартийная система +

26. Что представляет собой местное самоуправление в России:
а) форма осуществления народом своей власти +
б) признак государства
в) система государственной власти
г) политическая партия

27. Что не относится к политическим правам граждан:
а) право на тайну переписки +
б) право избирать
в) право на участие в референдуме
г) право на создание политической партии

28. Что не относится к личным правам человека:
а) право на жизнь
б) право на честь и достоинство
в) право избирать +
г) право на неприкосновенность частной жизни

29. Что не относится к международным документам, призванным защищать права человека:
а) Всеобщая декларация прав человека
б) Конвенция ООН о правах ребенка
в) Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. +
г) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

30. В каком году Россия была провозглашена республикой:
а) 1906
б) 1917 +
в) 1922
г) 1990

3. Необходимым условием существования гражданского общества является:
а) наличие двухпалатного парламента
б) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан
в) высокий уровень правовой культуры граждан +

4. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) действие в стране жёсткой правительственной цензуры
в) наличие правоохранительных органов

5. К отличительным признакам правового государства относят:
а) суверенитет
б) наличие профессионального аппарата управления
в) верховенство права +

6. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
г) нет верного ответа

7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба верны
г) нет верного ответа

8. Найдите в приведённом списке отличительный признак правового государства:
а) верховенство закона +
б) наличие системы законодательства
в) налогообложение граждан

9. Найдите в приведённом списке отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +

10. Найдите в приведённом списке отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) осуществление правоохранительной деятельности

11. Возникновение государства связано с возникновением этого:
а) специальных групп людей, осуществляющих только функции управления +
б) границ между племенами
в) системы гражданства

12. Для гражданского общества характерно наличие:
а) абсолютной монархической формы правления
б) самодеятельных общественных организаций +
в) единого центра управления государственным аппаратом

13. Местное самоуправление в РФ:
а) форма осуществления народом своей власти +
б) признак государства
в) система государственной власти

14. Местное самоуправление составляет:
а) основу федерализма в РФ
б) систему органов государственной власти
в) одну из основ конституционного строя РФ +

15. Местное самоуправление в России обеспечивает:
а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения +
б) решение государственными органами вопросов муниципального образования
в) решение федеральными органами власти вопросов местного самоуправления

16. Что является обязательным условием функционирования гражданского общества:
а) слаженная работа государственных органов
б) правовое государство +
в) светское государство

17. Какая организация представляет гражданское общество:
а) вооружённые силы
б) правоохранительные органы
в) союз защиты прав потребителей +

18. Какая организация представляет гражданское общество:
а) межрайонный суд
б) ассоциация любителей роз +
в) министерство образования и науки

19. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества:
а) Депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений
б) Глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту.
в) Владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива. +

20. Найдите в приведённом списке организацию гражданского общества:
а) прокуратура
б) экологическое движение +
в) отдел внутренних дел

21. Основная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они:
а) опираются на инициативную деятельность людей +
б) учреждаются государственными органами
в) участвуют в политической борьбе

22. Как называется добровольное объединение граждан, созданное для участия в политической жизни общества, в выборах и для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления:
а) общественным фондом
б) политической партией +
в) общественным движением

23. В современной России существует система:
а) беспартийная
б) однопартийная
в) многопартийная +

24. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится:
а) голосование депутатов
б) референдум +
в) народное собрание

25. Становление гражданского общества неразрывно связано:
а) с запретом конкуренции
б) с монополией на средства массовой информации
в) со становлением правового государства +

26. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения является:
а) местным управлением
б) территориальным общественным самоуправлением +
в) государственным управлением

27. В компетенцию органов местного самоуправления входит:
а) организация библиотечного обслуживания населения +
б) оборонное производство
в) сельскохозяйственное производство

28. В ведении местного самоуправления находится организация учреждений:
а) газоснабжения
б) судопроизводства
в) здравоохранения +

29. В ведении местного самоуправления находится организация учреждений:
а) дошкольного образования +
б) судопроизводства
в) газоснабжения

30. В ведении местного самоуправления не находится организация учреждений:
а) здравоохранения
б) судопроизводства +
в) дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический тест по теме "Гражданское общество и государство".

Просмотр содержимого документа
«Итоговый тест по теме "Государство. Гражданское общество." (профильный уровень)»

Тематический тест по теме: «Гражданское общество и государство»

1. Целью правового государства является

1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

2) создание вертикали власти

3) формирование правовой культуры общества

4) создание законодательной системы

2. Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет

1) политическая партия

4) государственный аппарат

3. Для существования гражданского общества необходимо наличие

1) законодательной ветви власти

2) аппарата управления

3) государственной идеологии

4) частной собственности

4. Необходимым условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента

2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики

4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

5. Что является обязательным условием функционирования гражданского общества?

1) правовое государство

2) светское государство

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

6. Отличительным признаком правового государства является признание

1) естественных прав человека в качестве основной ценности

2) принципа равенства граждан в доходах

3) парламента как института законодательной власти

4) выборов как основного механизма осуществления демократии

7. Что из перечисленного является исключительным признаком правового государства?

1) слаженная работа правоохранительных органов

2) суверенитет в определенных территориальных границах

3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения

4) действие принципа разделения властей

8. Проявлением граж­дан­ско­го об­ще­ства служат(-ит)

1) го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции в образование

2) со­зда­ние об­ще­ствен­ных организаций, за­щи­ща­ю­щих права потребителей

3) вве­де­ние го­су­дар­ством огра­ни­че­ний на рост цен на энергоносители

4) обя­за­тель­ность стра­хо­ва­ния бан­ков­ских вкла­дов граждан

9. Какая из пе­ре­чис­лен­ных организаций пред­став­ля­ет собой эле­мент гражданского общества?

1) меж­рай­он­ный суд

2) пар­ла­мент­ский комитет

3) об­ще­ство защиты прав потребителей

4) ад­ми­ни­стра­ция города

10.Укажите от­ли­чи­тель­ный признак пра­во­во­го государства.

1) При­ня­тие законов осу­ществ­ля­ет­ся представительными за­ко­но­да­тель­ны­ми органами.

2) Ис­точ­ни­ком закона яв­ля­ет­ся верховная власть, сама же она стоит выше закона.

3) При­ня­тые законы пуб­ли­ку­ют­ся в сред­ствах массовой информации.

4) Все го­су­дар­ствен­ные органы, долж­ност­ные лица, об­ще­ствен­ные объединения, граж­да­не в своей де­я­тель­но­сти обязаны под­чи­нять­ся требованиям закона.

11. Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.

2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.

3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.

4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.

12. Выделите признаки гражданского общества

1) Наличие свободных владельцев средств производства

2) Развитость демократии

3) Ограничение миграции из других обществ

4) Правовая защита граждан

5) Приоритет обязанностей граждан перед государством

13. В стране Д. существует свобода формирования общественного мнения и осведомленность граждан о деятельности государства. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стане Д. сформировалось гражданское общество?

1) отсутствие самоопределения граждан в экономике и культуре

2) господство государственной собственности

3) преобладание связей между людьми, основанных на господстве и подчинении

4) наличие независимых общественных институтов

5) господство частной собственности

12. Прочитайте текст и выполните задания 1- 4.

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

(И.А. Андреева )

1. В каких двух фор­мах осу­ществ­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ция прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей в России? При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру в ка­че­стве ил­лю­стра­ции каж­дой из на­зван­ных форм.

2. Данный текст ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию как демократическое, фе­де­ра­тив­ное и пра­во­вое государство. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дисциплин, на­зо­ви­те еще две характеристики, ко­то­рые при­ме­ни­мы к на­ше­му государству. Про­ком­мен­ти­руй­те одну из дан­ных характеристик.

3. Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

14. В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел.

1. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

2. Что такое гражданское общество?

3. Насколько развито в России гражданское общество?

4. В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать»?

Темы эссе к вопросу «Гражданское общество и правовое государство».

1. «Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства». (Т. Пейн)

2. «Ни в чем, как в ведении дел гражданского общества, не находит человек столь широкого применения своим талантам и столь подходящего объекта для изъявления своих лучших чувств». (А. Фергюсон)

3. « В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы»(Б.Н.Чичерин).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: