Истец требует защиты своего авторского права и предъявил иск к издателю продавцу и рекламодателю

Обновлено: 25.04.2024

В авторском праве есть известное правило: для правомерного использования производного произведения необходимо согласие обладателя исключительного права на оригинальное произведение. Соответствующая норма закреплена в п. 3 ст. 1260 ГК, ряд разъяснений также содержатся в п. 88 ПП ВС №10. Из данного правила следует, что автор производного произведения в силу факта его создания становится обладателем всех предусмотренных законом авторских прав в отношении данного произведения. При этом в отсутствие согласия обладателя права на оригинальное произведение автор производного не может осуществлять свои права: он не вправе его обнародовать, использовать тем или иным способом, отчуждать исключительное право, предоставлять право использования по лицензионному договору и т.д.

Но что если третье лицо использует переработку без согласия обладателя исключительного права на нее? Вправе ли правообладатель защищаться против нарушителя, если согласие на использование оригинального произведения им так и не было получено?

В данном случае возможны, по крайней мере, три подхода.

1. Поскольку он не вправе осуществлять свои права на производное произведение, то не вправе их и защищать. Логично. Кроме того, осуществление прав в данном случае можно понимать в широком смысле, включать в это понятие и защиту.

2. Поскольку его исключительное право нарушено, оно должно подлежать судебной защите в общем порядке. Подход основывается на идее о необходимости восстановления нарушенного права. При этом осуществление авторских прав в контексте нормы п. 3 ст. 1260 ГК можно понимать узко, не включая в данное понятие защиту.

3. Он вправе предъявлять требования неимущественного характера (признание права, пресечение нарушения), но не вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации. Компромиссный подход, выстраивающий определенный баланс интересов обладателей прав на оригинальные и производные произведения.

Не так давно СИП при пересмотре дела № А76-40169/2018 занял второй подход, указав, что «отсутствие согласия автора оригинального произведения на его переработку при создании производного произведения не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на производное произведение. Установление правомерности переработки оригинальных произведений при создании спорных объектов дизайна не является предметом рассмотрения в рамках настоящего судебного процесса, возбужденного в защиту прав обладателя исключительных прав на производное произведение. Данные обстоятельства могут быть установлены в рамках иного судебного процесса с иным субъектным составом и предметом доказывания» (постановление СИП от 25 января 2021 г. № С01-1709/2020).

Т.е., по мнению коллегии СИП, обстоятельства правомерности создания и использования истцом переработки не входят в предмет доказывания по делу о защите прав на производное произведение.

Примечательно, что нижестоящие инстанции (Арбитражный суд Челябинской области и 8ААС) занимали иную позицию. Они отказали истцу в иске на том основании, что он не представил доказательств получения согласия обладателя исключительных прав на оригинальные произведения, которые были использованы им в производных произведениях.

Мне представляется верной позиция нижестоящих судов. Допущение защиты авторских прав на производное произведение в условиях запрета на осуществление данных прав выглядит противоречиво. Такой подход отчасти поощряет создание и использование несанкционированных производных произведений, что увеличивает вероятность нарушений прав на оригинальные произведения.

Пока авторское право не пришло к допустимости использования производного произведения без согласия обладателя прав на оригинальное, правило о необходимости «очистки» прав должно распространяться и на осуществление, и на защиту прав на производное произведение.

7. Возможность взыскания компенсации за нарушение исключительного права на произведение не зависит от того, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий.

М. обратилась в суд с иском к издательству и полиграфической организации о защите авторских прав и взыскании компенсации морального вреда, указав, что ответчики нарушили ее авторские права, опубликовав в издании - фотоальбоме - 12 фотографий, автором которых она является, однако в качестве автора не указана. Поскольку договор на использование фотографий с ней не заключался, М. просила суд взыскать с ответчиков авторское вознаграждение и компенсацию морального вреда с каждого ответчика.

Решением суда исковые требования М. удовлетворены частично. С издательства взыскана компенсация за нарушение авторского права и компенсация морального вреда. В удовлетворении исковых требований к другому ответчику отказано.

Судом второй инстанции указанное решение в части удовлетворения требований М. отменено и вынесено новое решение об отказе в иске.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение областного суда, указав следующее.

Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что издательство было не вправе включать в фотоальбом без разрешения М. фотографии, автором и обладателем интеллектуальных прав на которые она является. Нарушение авторских прав истца является основанием для возложения на ответчика (издательство) ответственности.

Отменяя решение суда и отказывая М. в удовлетворении исковых требований, суд второй инстанции исходил из того, что издательство не знало об авторстве М. на спорные фотографии, в связи с чем отсутствовала вина ответчика в нарушении авторских прав истца и не имелось оснований для возложения на него ответственности.

Вместе с тем согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в установленном размере.

Исходя из положений п. 3 ст. 1250 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, основанием для взыскания компенсации являлся доказанный факт нарушения авторских прав, компенсация не ставилась в зависимость от того обстоятельства, знал ли нарушитель о неправомерности своих действий.

Судом установлено, что договор с М. на использование фотографий, автором которых она является, не заключался, между тем указанные фотографии были опубликованы в изданном сборнике.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2011 г. N 77-В10-9).

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в ст. 1250 ГК РФ были внесены изменения. Согласно новой редакции п. 3 названной статьи меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено Кодексом.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права.

Если иное не установлено ГК РФ, предусмотренные подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 1252 Кодекса меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении него мер, предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 1252, подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 1252, осуществляемых за счет нарушителя (п. 5 ст. 1250 Кодекса).

Подборка наиболее важных документов по запросу Иск о защите авторских прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Иск о защите авторских прав

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 1228 "Автор результата интеллектуальной деятельности" ГК РФ
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Суд отказал в удовлетворении первоначального и встречного исков о защите авторских прав на фотографические изображения исходя из того, что в силу абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК РФ для признания автором интеллектуальной деятельности, к объектам которой относится и фотография, обязательным условием является внесение личного творческого вклада, чего в данном случае не установлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Иск о защите авторских прав

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Какой порядок защиты авторских прав
(КонсультантПлюс, 2022) Можно потребовать ограничить доступ к интернет-ресурсу, где информация выложена, если нарушены авторские права на любые объекты, кроме фотографий и произведений, полученных аналогичными фотографии способами (ч. 1 ст. 15.2 Закона об информации). Еще до предъявления иска о защите авторских прав вы можете попросить суд предварительно ограничить доступ к ресурсу в качестве предварительных обеспечительных мер (ч. 1 ст. 144.1 ГПК РФ). При определенных условиях возможно и постоянное ограничение на основании вступившего в силу решения суда. Такой вывод можно сделать из ч. 3 ст. 26 ГПК РФ. Для технической реализации ограничения (предварительного или постоянного) нужно обратиться в Роскомнадзор.

Нормативные акты: Иск о защите авторских прав

"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) Группа авторов обратилась в суд с иском к издательству о защите авторских прав, возмещении расходов на оплату услуг представителей, указав, что в 2001 году истцами в соавторстве подготовлен учебник для вузов под общей редакцией одного из соавторов. Осуществляя принадлежащие истцам имущественные права на учебник, они передали право на два издания учебника ответчику. Между ответчиком и ответственным редактором учебника, представлявшим весь авторский коллектив, заключено два договора - договор от 6 июня 2001 г. о передаче литературного (научного) произведения для использования со сроком действия три года с даты подписания договора и авторский договор от 15 ноября 2006 г. со сроком действия четыре года с момента выхода в свет первого тиража учебника, изданного в рамках этого договора.

Асеев обратился в суд к Пронину и издательству «Атлант» с иском о защите авторских прав. Истец утверждал, что совместно с Прониным они подготовили для издания книгу «Три кита: история Земли» и передали ее (по лицензионному договору) для опубликования издательству «Атлант». Однако Пронин без ведома Асеева указал себя автором двух глав, авторство которых принадлежит Асееву. Истец ходатайствовал также о принятии обеспечительных мер в виде приостановления издания книги (которая на момент возбуждения дела находилась в типографии).

Как следует поступить судье и почему?

регулирование вопросов, поставленных в задаче, осуществляется в основном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав
1. Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.
Суд также может принять соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, направленные на пресечение неправомерного использования произведений в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности на ограничение доступа к материалам, содержащим незаконно используемые произведения. Порядок ограничения доступа к таким материалам устанавливается законодательством Российской Федерации об информации.
2. Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Статья 1258. Соавторство
1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.
3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.
4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Статья 1257. Автор произведения
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

также есть регулирующее данные вопросы Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах». в нем разъяснено также, что: пункт 16 контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. пункт 18. Особое внимание судам необходимо обращать на меры обеспечения иска по делам о нарушении авторского права и смежных прав с учетом объекта защиты и возможности вынесения решения, которое обеспечит защиту нарушенных прав и восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, а также предотвратит дальнейшие нарушения прав авторов и обладателей смежных прав. Обеспечительные меры должны быть приняты при наличии достаточных оснований на стадии принятия искового заявления к производству суда.

Рассматривая вопрос об обеспечении иска по делу о защите авторского права или смежных прав, суд или судья должен руководствоваться не только статьями 139 — 146 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но и статьей 50 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
При принятии решения об обеспечении иска по данной категории дел суд или судья обязан при наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав вынести определение о розыске и наложении ареста на экземпляры произведений или фонограмм, предположительно являющиеся контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм. В необходимых случаях суд или судья обязан решить вопрос об изъятии этих экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования и о передаче их на ответственное хранение.
Принимая решение о специальных способах обеспечения иска, перечисленных в статье 50 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», суд или судья должен указать в определении достаточные основания, позволяющие полагать, что ответчик либо иные лица являются нарушителями авторского права или смежных прав. Определение суда не должно содержать выводы по существу возникшего спора и предопределять решение по делу.
пункт 19. Исполнение определения суда об обеспечении иска с указанием способов обеспечения иска о защите авторского права и смежных прав осуществляется немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Из всех этих статей следует, что обеспечительные меры суд должен удовлетворить. исковое заявление также должно быть удовлетворено, если было заявлено требование об указании истца автором тех глав, которые, как он утверждает, были присвоены соавтором. издательство по иску будет являться ненадлежащим ответчиком, так как его нарушений нет, в исковых требованиях к нему суд должен отказать. Всё это естественно должно быть сделано в том случае, если истец докажет свое авторство названных им глав книги.

4 способа доказать свое авторство

Авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают с момента их создания и подлежат охране без соблюдения автором каких-либо формальностей. Это правило вытекает из Бернской конвенции 1886 г., к которой присоединились 179 государств, включая Россию.

Однако на практике часто возникают вопросы, связанные с подтверждением авторства на тот или иной объект. Мы рассмотрим несколько эффективных способов, которые помогут доказать авторство при наличии спора.

Депонирование

Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от человека, который заявил свое авторство. Выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть предоставлен в качестве вещественного доказательства.

Раньше объекты авторских прав можно было депонировать в Российском авторском обществе (РАО). С середины 2018 г. РАО передало полномочия по предоставлению услуги депонирования произведений своим официальным партнерам – Национальному реестру интеллектуальной собственности (n’RIS) и Интеллектуальному регистратору авторских прав (IREG). Аналогичные услуги предоставляет также РАО «КОПИРУС».

Чтобы осуществить депонирование произведения, автору необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • зарегистрироваться на официальном сайте одной из названных выше платформ (указать паспортные данные и прикрепить скан-копию документа, удостоверяющего личность);
  • загрузить в систему файл с произведением, которое автор желает депонировать;
  • выбрать срок депонирования и максимально полно передать информацию о загружаемом произведении (именно эти данные будут указаны в свидетельстве о депонировании);
  • оплатить услуги сервиса (после оплаты внесение изменений в ячейку и описание объекта становится невозможным);
  • получить свидетельство о депонировании (в бумажном или электронном виде).

Стандартная процедура депонирования занимает до 14 календарных дней – в зависимости от того, услугами какой платформы решил воспользоваться автор.

При этом важно понимать: депонирование произведения не создает презумпцию авторства. Факт депонирования свидетельствует лишь о существовании объекта авторского права в определенный момент времени.

Письмо себе

Приведем пример. Автор распечатывает книгу, прописывает в ней свое имя, дату создания и запечатывает ее в конверт. На конверте указывает себя в качестве отправителя и получателя, свой адрес и отправляет конверт Почтой России. Получив конверт, его не вскрывает. При отправке на конверте будет проставлен почтовый штемпель, который и поможет в случае возникновения спора доказать обладание материалом в определенную дату. Если оппонент будет ссылаться на более позднюю дату, то в суде шансов на выигрыш у автора будет существенно больше.

Однако у этого способа также есть недостатки: отправление может быть утеряно или повреждено. Кроме того, возможно, автору придется доказывать, что письмо или почтовый штамп не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Отправка произведения по электронной почте позволит зафиксировать дату его создания и автора, если документ будет соответствующим образом подписан. Об этом свидетельствует судебная практика (например, Определение ВС РФ от 1 июня 2020 г. № 302-ЭС20-7024 по делу № А33-22966/2018). Однако стоит понимать, что доступ к электронному почтовому ящику может быть утерян в результате неправомерных действий третьих лиц.

Является ли отправка письма самому себе альтернативой депонированию?

Депонирование – не единственный эффективный способ подтверждения авторства. Каждый из рассмотренных в этой статье механизмов имеет как свои плюсы, так и минусы. Поэтому выбор механизма зависит исключительно от предпочтений и финансовых возможностей автора.

Удостоверение у нотариуса времени предъявления документа

За совершением этого нотариального действия можно обратиться в любую нотариальную контору. Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. Документ должен быть передан в двух экземплярах. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует его и проверяет на предмет исправлений и подчисток. Если такие есть, то их нужно обязательно оговорить.

Затем нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно отражается следующая информация: Ф.И.О. нотариуса, адрес нотариальной конторы, дата и время предъявления документа, Ф.И.О. предъявителя документа и место его жительства.

Один экземпляр остается у автора, второй будет храниться у нотариуса. Если кто-то незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет представить свою копию произведения с указанием его имени и времени предъявления документа нотариусу.

След в Интернете

Автор может выложить свое произведение в социальных сетях, на сайте или на любой другой интернет-площадке, указав свое имя и дату создания произведения. Это поможет при отстаивании своих прав и законных интересов, если такая необходимость возникнет.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение авторских прав?

Нарушение авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность

Защита личных неимущественных прав автора может осуществляться, в частности, путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.

Защита исключительных (имущественных) прав автора может осуществляться путем:

  • взыскания убытков с лица, неправомерно использовавшего произведение;
  • изъятия и уничтожения контрафактной продукции;
  • взыскания с нарушителя денежной компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который выбрал нарушитель.

Кроме того, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает авторские права, суд может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Аналогичные правила распространяются на индивидуальных предпринимателей.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа: на граждан – в размере от 1500 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Кроме того, производится конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав установлена ст. 146 УК РФ. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Применение к нарушителю авторских прав мер административной или уголовной ответственности не исключает возможность привлечения его к гражданско-правовой ответственности.

Можно ли защитить идею?

Идеи не охраняются авторским правом (ст. 1259 ГК РФ). Охраняется лишь форма, в которой эта идея выражена. Однако имеются альтернативные механизмы, которые можно использовать на практике.

Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (NDA).

Например, автор идеи может подписать с инвестором договор, согласно которому последний не имеет права разглашать информацию, ставшую ему известной в процессе сотрудничества с автором. В случае нарушения такого договора инвестор должен будет выплатить штраф и возместить причиненные убытки.

Соглашение о порядке ведения переговоров (ст. 434.1 ГК РФ).

При вступлении в переговоры, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно. Соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров. Так, стороны могут прямо закрепить, что услышанные идеи не подлежат разглашению третьим лицам.

Ноу-хау (секрет производства).

Ноу-хау – это сведения любого характера в научно-технической сфере, имеющие коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности. Следовательно, владелец должен лишь защищать имеющуюся у него информацию. Этого будет достаточно, чтобы она считалась ноу-хау. Нарушитель исключительного права, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие ноу-хау, и разгласило или использовало их, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность ноу-хау, обязаны будут возместить автору причиненные убытки.

Условие о неконкуренции (non-compete clause).

Положение о неконкуренции обычно закрепляют в договорах с сотрудниками и контрагентами, чтобы запретить им осуществлять деятельность, аналогичную деятельности второй стороны договора, в течение определенного срока под угрозой штрафов и возмещения причиненных убытков. Этот способ защиты идей широко распространен в странах Европы и США. Однако в России при его использовании могут возникнуть проблемы, так как ст. 37 Конституции РФ не позволяет ограничивать граждан в выборе места работы и сферы деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: