Институт гражданства характеризует такой признак государства как

Обновлено: 27.04.2024

Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод как в самом государстве, так и за его пределами.

В отечественной юридической науке гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».[62] В законодательстве закрепляется схожая дефиниция, в, соответствии с которой гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.[63]

Из нормативного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Взаимодействие государства и личности в сфере приобретения и осуществления гражданства (подданства) регулируются действующим законодательством. Так, например, в Российской Федерации действуют такие основополагающие начала (принципы) гражданства, как: 1) единство и равенство гражданства; 2) открытый и свободный характер гражданства; 3) запрет на лишение гражданства; 4) сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; 5) недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица (при заключении или расторжении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации; при изменении гражданства другим супругом); 6) защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации и др.[64]

Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».[65]

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).

В ст. 2. Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. государственный суверенитет рассматривается как «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции».

Как важнейшая конституционно-правовая и международно-правовая категория принцип государственного суверенитета закрепляется в основах конституционного строя различных государств и в международных правовых актах.[66] Данный принцип закреплен и в ст. 4. Конституции Российской Федерации 1993 г., где говорится:

«1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета – юридическое верховенство государственной власти внутри государства (ч. 2) и ее внешнеполитическая независимость (ч. 3).

Можно выделить ряд признаков характеризующих государственный суверенитет как самостоятельный политико-правовой феномен.

Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.[67]

Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет» происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т. е. верховный.[68]

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью.[69] При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимые друг от друга субъекты социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, некоторыми авторами не без основания выделяются еще и такие свойства, как единство и неотчуждаемость,[70]т. е. как признак государства суверенитет не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет – это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство– это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод как в самом государстве, так и за его пределами.

В отечественной юридической науке гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».[62] В законодательстве закрепляется схожая дефиниция, в, соответствии с которой гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.[63]

Из нормативного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Взаимодействие государства и личности в сфере приобретения и осуществления гражданства (подданства) регулируются действующим законодательством. Так, например, в Российской Федерации действуют такие основополагающие начала (принципы) гражданства, как: 1) единство и равенство гражданства; 2) открытый и свободный характер гражданства; 3) запрет на лишение гражданства; 4) сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; 5) недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица (при заключении или расторжении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации; при изменении гражданства другим супругом); 6) защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации и др.[64]

Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».[65]

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).

В ст. 2. Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. государственный суверенитет рассматривается как «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции».

Как важнейшая конституционно-правовая и международно-правовая категория принцип государственного суверенитета закрепляется в основах конституционного строя различных государств и в международных правовых актах.[66] Данный принцип закреплен и в ст. 4. Конституции Российской Федерации 1993 г., где говорится:

«1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета – юридическое верховенство государственной власти внутри государства (ч. 2) и ее внешнеполитическая независимость (ч. 3).

Можно выделить ряд признаков характеризующих государственный суверенитет как самостоятельный политико-правовой феномен.

Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.[67]

Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет» происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т. е. верховный.[68]

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью.[69] При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимые друг от друга субъекты социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, некоторыми авторами не без основания выделяются еще и такие свойства, как единство и неотчуждаемость,[70]т. е. как признак государства суверенитет не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет – это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство– это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

В теории основные вопросы гражданства в российском и зарубежном конституционном праве близки. Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь конкретного лица с конкретным государством, выражающая их взаимные права, обязанности и ответственность. В современной теории разделяется институт гражданства (связь с республиканским государством) и институт подданства (связь с монархическим государством). Некорректно говорить о гражданине Англии, Нидерландов, необходимо говорить о подданном. Хотя с точки зрения права различия между данными двумя институтами в современное время в Европе минимальны.

Суть института гражданства состоит в том, что на граждан распространяется государственный суверенитет. Государство признает и гарантирует права и свободы человека как внутри страны, так и на международной арене. Государство защищает и покровительствует личность своего гражданина через систему консульских и дипломатических учреждений. Гражданство можно рассматривать как специфическое субъективное право. Оно означает, что личность гражданина обладает всем реестром прав, обозначенных в Конституции, включая уникально право, как проживать на территории данного государства, покидать и возвращаться на территорию своего государства, занимать должности в государственных органах, пользоваться государственной защитой за границей.

Полноценный правовой статус есть не у всех физических лиц, проживающих в государстве, а у граждан или подданных. Если лицо не обладает гражданством, то его статус является ограниченным или ущербным – не могут занимать должности, проходить службу, заниматься некоторыми видами экономической деятельности (осуществлять разработку природных ископаемых, заниматься охотой или рыболовством).

Правовая основа института гражданства – положения национальной Конституции, а также пакет законов, принимаемых национальным Парламентом, как правило, это Закон «О гражданстве», «О статусе иностранных граждан», «О политическом убежище». Некоторые положения о гражданстве могут содержаться в актах гражданского права, например, Семейном Кодексе.

Факт принадлежности лица к конкретному государству подтверждается паспортом, внесением гражданина в общий реестр граждан данного государства. По общему правилу, гражданин конкретного государства не подлежит экстрадиции – выдаче лица иностранному государству за совершение неправомерного деяния. Существует понятие экспатриация, которое означает высылку лица за пределы государства, применяемая в качестве санкции за совершение правонарушения или преступления на территории государства. Как правило, применяется к иностранным гражданам.

Как правило, большинство государств придерживается доктрине – один человек, одно гражданство. Они отрицают существование двойного гражданства.

Согласно мировой практике действуют следующие правила:

1. Гражданство предоставляется конкретному лицу, если указ Главы государства посвящен предоставлению гражданства конкретному гражданину, это не означает предоставление гражданства всей его семьи;

2. Подготовительная работа по предоставлению гражданства входит в компетенцию Министерства Юстиции или Внутренних Дел;

3. Ребенок до 14 лет преследует гражданство родителей.

Используется институт почетного гражданства, применяется к иностранным гражданам за особые заслуги перед государством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: