Как в международном праве называется уступка одним государством другому своей территории

Обновлено: 24.04.2024

передача кредитором (цедентом) принадлежащего ему права требования другому лицу (цессионарию). УСТУПКА ТРЕБОВАНИЯ возможна, если она не противоречит закону или договору, а также если передаваемое требование не связано непосредственно с личностью кредитора.

Большой юридический словарь

в гражданском праве уступка требования;

в международном праве передача территории одного государства другому по соглашению между ними.

Большая Советская Энциклопедия

см. Уступка требования .

Википедия

Це́ссия — уступка прав требования или иного имущества , права собственности , которые подтверждаются некими документами ( титулом ); в международном праве цессия — уступка одним государством другому своей территории по соглашению между ними.

В России так принято называть договор уступки прав требования на дебиторскую задолженность , то есть продажу долга третьих лиц — соглашение , в соответствии с которым одно лицо ( кредитор или иное аналогичное лицо по передаваемому договору) передаёт другому лицу свои права требования к третьему лицу ( должнику по передаваемому договору), при этом уступающий своё право — цедент, приобретающий это право — цессионарий.

Следует учитывать также, что зачастую «договором цессии» в России называют соглашение, по которому передаются права и обязанности по договору долевого участия в строительстве жилья от одного дольщика к другому с согласия строительной компании. На самом деле, поскольку в таких соглашениях идёт речь не только об уступке прав, но и о передаче обязанностей, договорами цессии они именоваться не могут. Возможность переуступить права требования по договору участия в долевом строительстве предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Сегодня возможность переуступить права требования на строящееся жилье очень востребована среди инвесторов в недвижимость, поскольку дает возможность избежать длительной процедуры оформления в собственность.

Договором цессии также называют договор перестрахования , в соответствии с которым страховщик передаёт перестраховщику часть рисков вместе с частью страховой премии . Дальнейшее распределение страховой ответственности и страховой премии от первого перестраховщика к другим (то есть перестрахование перестраховщика) называется ретроцессией .

Типична передача прав требований коллекторским агентствам или банкам . Летом 2012 года Верховный суд РФ своим Пленумом существенно поменял направление судебной практики по уступке права требования по кредитному договору и фактически запретил передачу долга от банка к неимеющей банковской лицензии организации без договорённости с должником.

При доказательстве действительности передачи прав в порядке цессии, в отличие от индоссамента , необходимо доказывать действительность как первоначального обязательства, так и всех промежуточных.

Примеры употребления слова цессия в литературе.

Грациан Виктор, самый богатый человек в городе, один из августалов, или жрецов императорского культа, устраивал пиршество в честь Цессия Лонга и Лициния Салерна, которые своим рвением к государственной пользе спасли Карнунт от разорения.

Спустя некоторое время Цессии Лонг, направившийся куда-то со своими всадниками, заметил нас и, проезжая мимо, хмуро крикнул Вергилиану: - Сарматы перешли Дунай!

Позади шли квестор Руфин Флор, не уступавший в дородности Цессию Лонгу, Корнелин и другие трибуны, которых называл по именам словоохотливый Бульбий.

Сопровождавшие Цессия Лонга лица, в том числе и мы с Вергилианом, уже поужинали в соседнем шатре, и теперь нам ничего не оставалось, как созерцать легата за едой, хотя надо сказать, что особенного удовольствия это зрелище нам не доставило: легат громко чавкал, даже рыгал и неопрятно обсасывал пальцы.

У легата Цессия Лонга от юношеских лет остались вкусы простого поселянина.

Каракалла обратил внимание на распорядительность Цессия Лонга, когда наводили гати через Каледонские болота.

Так я размышлял о судьбах Рима, скромно сидя в шатре у легата Цессия Лонга.

На мгновение передо мной мелькнуло искаженное от напряжения лицо Цессия Лонга.

В это время в поле моего зрения появилось толстогубое, обрюзгшее лицо Цессия Лонга.

Из одной фразы Цессия Лонга я понял, что он был сторонником осады, а не кровопролитного приступа.

Среди гробовой тишины мы услышали его взволнованный голос: - Жизнь легата Авла Цессия Лонга, сподвижника императоров Септимия Севера и Антонина, закончилась в сражении от смертельной раны, в день римской победы, как прилично закончиться жизни каждого воина.

Торжественная процессия из внутренних покоев направилась к Тронному залу.

С другой стороны, Цессию Лонгу не очень-то хотелось делить лавры с Лицинием Саперном, легатом карнунтского легиона.

Один из трибунов, огромный человек с косматой бородой, родом германец, кричал: - Дорогу преславному Цессию Лонгу!

Держа ладони корабликом у рта, Корнелин кричал Цессию Лонгу о том, что происходит под стенами, и тот слушал его наверху, опираясь руками на согнутые колени.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: tsessiya
Задом наперед читается как: яиссец
Цессия состоит из 6 букв

Цессия

Цессия — это уступка одним государством своей территории другому по соглашению между ними. Цессия является одним из правомерных способов приобретения территории (см. также Приобретение территории) и, поскольку она основана на взаимном согласии, в настоящее время имеет наиболее широкое практическое значение.

Поскольку цессия влечет за собой передачу территории, она является случаем правопреемства государств, т. е. смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения затрагиваемой территории в соответствии с Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (далее – Конвенция 1978 г.).

Цессию, подразумевающую присоединение лишь части территории государства, следует отличать от инкорпорации (вхождения), которая означает, что вся территория государства становится частью территории другого государства. Цессию, кроме того, необходимо отличить от ситуации, когда территория отнимается у государства без его согласия, как в случае (частичной) аннексии, а также от адъюдикации – передачи территории по решению международного суда или арбитража.

Примеры цессии в международных отношениях.

Международным отношениям известны немало примеров цессионных соглашений между государствами. Некоторые из них осуществлялись на основе договора купли-продажи, то есть в обмен на денежные выплаты: таким образом США купили Луизиану у Франции в 1803 году, Аляску у России в 1867 году и Датские Виргинские острова у Дании в 1916 г. Передача Великобританией архипелага Гельголанд Германской империи в обмен на султанат Виту в 1890 г. является примером приобретения территории путем обмена.

Многие цессионные соглашения были частью территориальных изменений, включенных в мирные договоры, такие как заключенные после Первой мировой войны Сен-Жерменский мирный договор (1919 г.) и Версальский мирный договор (1919 г.), а также Парижские мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией (1947 г.), заключенные после Второй мировой войны

В настоящее время цессии, как правило, затрагивают незначительные по площади территорий вдоль границ. Таким образом, цессия выступает в качестве юридического механизма ректификации (исправления) границ между сопредельными государствами, например, между СССР и Польшей в 1951 г., СССР и Ираном в 1954 г., Россией и Китаем в 2004 г.

Условия правовой действительности цессии.

Цессия может быть действительна только в том случае, если как государство, которому эта территория принадлежала до настоящего времени, так и государство, которому она должна принадлежать в будущем, заявили о своем согласии, например, путем заключения соответствующего договора. Согласие, полученное путем угрозы силой или ее применения, является недействительным в соответствии со ст. 52 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).

Договор цессии всегда имеет явный характер и, таким образом, отличается от негласного соглашения, когда государство не протестует против захват или использование своей территории другим государством, которое в таком случае получает основание для утверждения своего суверенитета в силу приобретательской давности.

Территориальное море само по себе не может быть объектом цессии; оно может передаваться только совместно с сухопутной территорией, к которой оно примыкает.

Спорным вопросом в правовой доктрине всегда был вопрос о необходимости получения согласия или, по крайней мере, консультации с населением, затронутым передачей территории. И хотя новейшее время дает примеры плебисцитов (к наиболее известным можно отнести, например, те, которые проводились в 1860 г. при уступке Италией Ниццы и Савойи в пользу Франции, в 1863 г. при присоединении Ионических островов к Греции, в 1935 г. при возвращении Саарской области в состав Германии), плебисцит все же не является условием правовой действительности приобретения территории. Такой подход основывается на непреложном принципе, что воля одной части населения не может быть выше государственной воли, воли народа в целом.

Правовые последствия цессии.

Поскольку цессия является добровольной сделкой, она порождает относительно незначительное число правовых вопросов, которые не могут быть разрешены путем соглашения между заинтересованными государствами. Что касается третьих государств и физических лиц, то изменение территории влечет за собой гораздо меньше проблем, чем другие формы правопреемства государств, такие как распад или образование новых государств.

Международно-правовая ответственность за территорию.

Непосредственным результатом цессии является передача международно-правовой ответственности за соответствующую территорию. После передачи права собственности цессионарию все происходящее на данной территории юридически рассматривается как относящиеся к этому государству, причем последнее несет ответственность перед другими государствами за любой ущерб, причиненный в результате деятельности (или бездеятельности) на данной территории. Это включает, например, обязательство по предотвращать загрязнение окружающей среды на территории другого государства.

Правопреемство государства в отношении договоров.

Правопреемство государств в отношении договоров основывается на т. н. принципе «изменчивости территориальных пределов применения договоров». Согласно норме ст. 15 Конвенции 1978 г. договоры государства-предшественника (цедента) утрачивают силу в отношении соответствующей территории с момента передачи, а договоры государства-преемника (цессионария) приобретают силу в отношении данной территории.

Указанная норма не применяется в том случае, когда применение договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяет условия его действия. Одним из примеров являются сохранение сервитутов в пользу третьих государств или всех государств: обязательства, вытекающие из договоров государства-предшественника, вместе с территорией, к которой они относятся, безусловно передаются государству-приемнику (см. ст. 12 Конвенции 1978 г.).

Правопреемство государств в отношении собственности и долгов.

Цессия государственной территории также может повлечь переход государственной собственности и государственных долгов государству-преемнику. В принципе такой переход должен быть урегулирован соглашением между двумя государствами.

При отсутствии подобного соглашения в п. 2 ст. 14 Венской конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов 1983 г. (далее – Конвенция 1983г.) предусматривается, что недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, и движимая государственная собственность, «связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории», переходят к государству-преемнику.

Также к государству-преемнику переходит государственный долг в «справедливой доле» с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят государству-преемнику (ст. 37, п. 2 Конвенции 1983 г.).

Гражданство физических лиц.

Одним из наиболее важных вопросов цессии территории является вопрос о правопреемстве государств в отношении физических лиц. Население уступленной территории в соответствии с международным правом не меняет ipso facto свое гражданство; заинтересованные государства заключают соглашение по данному вопросу и принимают соответствующее национальные законодательно-нормативные акты.

До принятия таких актов Комиссия международного права (КМП) в ст. 5 Проекта статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств 1999 г. (далее – Проект статей КМП) предлагает применять опровержимую презумпцию того, что лица, обычно проживающие на соответствующей территории, приобретают гражданство государства-преемника.

Предполагается, что граждане государства-предшественника, проживающие на соответствующей территории, утрачивают свое прежнее гражданство. Однако в ст. 20 Проекта статей МЛК, отражающих сложившуюся практику государств, предусматривается, что в случае цессии потеря гражданства происходит не ipso facto правопреемства, а только посредством конституционно-правового лишения гражданства государства-предшественника.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Завоевание

Завоевание — это насильственное завладение территорией другого государства в результате вооруженного захвата. С точки зрения действующего международного права, завоевание не может рассматриваться как законное правовое основание приобретения территории ни по своему содержанию (нарушение права наций на самоопределение) ни по средствам осуществления (агрессивная война).

Завоевание следует отличать от военной оккупации. Под военной оккупацией следует понимать временное занятие вооруженными силами одного государства в ходе международного вооруженного конфликта территории государства противника и принятие на себя управления этой территорией без распространения суверенитета на оккупированную территорию. Режим военной оккупации регламентируется международным гуманитарным правом.

Завоевание и аннексия также не являются синонимами. Последний термин в контексте вооруженных конфликтов используется для обозначения односторонней декларации или иного акта победившего государства, провозглашающего установления суверенной власти над территорией, которая перешла под его контроль в результате военных действий.

Завоевание в классическом международном праве.

Завоевание считалось действительным основанием приобретения территории в период, когда международное право признавало войну в качестве законного средства осуществления национальных интересов. Единственное юридическое требование для приобретения титула посредством завоевания заключалось в том, что соответствующая территория должна была находиться в фактическом владении победителя.

С правовой точки зрения имели место следующие ситуации:

  1. завоевание приводило к полному уничтожению завоеванного государства как политической единицы (дебелляция или покорение);
  2. завоеванная территория переходила победителю посредством соглашения о цессии в соответствии с условиями мирного договора (когда побежденное государство продолжало свое существование);
  3. побежденное государство молчаливо соглашалось с потерей части территории, о чем свидетельствовало его неспособность продолжать военные действия (даже если «из гордости или упрямства» оно отказывалось заключать официальный мирный договор с победителем).

В первом и третьем случае право собственности формально устанавливалось, когда завоевавшее государство в одностороннем порядке аннексировало захваченную территорию, распространяя на нее свою юрисдикцию и включая ее в состав своей государственной территории.

Завоевание в современном международном праве.

Делегализация завоевания как способа приобретения территорий на региональном уровне началось в 19-м веке в Северной и Южной Америке. Как принцип uti possidetis, так и доктрина Монро преследовали цель избежать насильственных территориальных изменений в западном полушарии. Первая Межамериканская конференция (1890 г.) приняла Резолюцию о «праве завоевания», в которой было объявлено, что «принцип завоевания не должен … признаваться допустимым в соответствии с американским публичным правом».

На международном уровне движение по ограничению использования войны как средства приобретения территориального суверенитета началось в первой половине прошлого столетия после окончания Первой мировой войны. Одним из первых шагов стала статья 10 Устава Лиги Наций (1919 г.), обязующая уважать территориальную целость и политическую независимость всех Членов Лиги. В 1928 г. в Париже состоялось подписание Пакта Бриана-Келлога, содержащего призыв к отказу от войны как «инструмента национальной политики». Кульминацией этой правовой тенденции стало принятие Устава ООН в 1945 г., статья 2 которого установила запрет на угрозу силой или ее применение в международных отношениях.

В настоящее время принцип недопустимости приобретения территории силой рассматривается в качестве императивной нормы международного права (jus cogens), закрепленной во многих международных документах различных уровней. В Декларации о дружественных отношениях (1970 г.) указывается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». Статья 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) «Определение агрессии» гласит, что «никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными». В ряде резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, относящихся к конкретным ситуациям, также подчеркивается «недопустимость приобретения территории путем войны».

Кроме того, завоевание, согласно современному международному праву, вступает в противоречие с принципом самоопределения народов и наций, поскольку судьба каждой территории должна определяется самостоятельно живущими на ней людьми, а не навязываться извне силой.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Аннексия

Аннексия — это насильственное присвоение одним государством части или всей территории другого государства. Аннексия предполагает эффективную оккупацию рассматриваемой территории с явным намерением присвоить ее на постоянной основе (corpus et animus).

Аннексию следует отличать от:

  • приобретения «ничейной земли» (terra nullius) посредством эффективной оккупации, сопровождаемой намерением присвоить территорию; — мирной передачи территории одного государства другому в результате заключенного между ними договора;
  • адъюдикации — передачи части территории одного государства другому на основании решения судебного или арбитражного органа; — приобретения суверенитета над спорной территорией путем фактического и ненарушаемого владения этой территорией в течение длительного времени; — естественного приращения территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками.

В соответствии с действующим международным правом, аннексия более не является юридически допустимым способом приобретения территории, поскольку она нарушает принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях.

Историческое развитие международно-правовых норм.

Аннексии в классическом международном праве.

Классическое международное право не запрещало государствам вести военные действия. Аннексия территории другого государства путем одностороннего заявления или вступления в силу мирного договора считалась юридически действительным способом приобретения территории при условии соблюдения ряда условий.

В случае односторонней аннексий во время или после состояния войны завоевание рассматриваемой территории должно быть окончательным, а ситуация необратимой. Таким образом, до прекращения военных действий и заключения мирного договора сам по себе факт завоевания не считался достаточным правовым основанием для передачи территориального суверенитета. Государств-завоеватель могло пользоваться только правами оккупирующей державы, предоставляемых ему в соответствии с правом войны.

Аннексии территории другого государства без договорного соглашения, если ей не предшествовали военные действия, считалась неправомерной, даже несмотря на то, что соответствующая территория могла уже находиться под твердо установленным контролем аннексирующего государства. Таким образом, аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгерской империей в 1908 году была юридически недействительной, хотя под управление Австро-Венгрии данная территория была передана еще Берлинским конгрессом 1878 г.

Большинство мирных договоров, заключенных до и, в частности, в конце Первой мировой войны, предусматривали передачу территории побежденных государств либо государствам-победителям, либо вновь образованным государствам. Хотя такие договоры неизбежно включали элемент принуждения, они признавались юридически действительными.

Аннексии после вступления в силу Устава Лиги Наций.

Первым серьезным вызовом легитимности аннексий стал Устав Лиги Наций (1920 г.), в котором в ст. 10 прямо гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость государств, а в ст. 12–16 ограничивалось право развязывать войны.

Следующим важным шагом стало вступление в силу пакта Келлога-Бриана (1928 г.), который запрещал войну как средство достижения политических целей.

Исходя из таких правовых изменений, агрессивные войны все чаще стали считаться неправомерными, а приобретение территории в результате подобного неправомерного обращения к силе также стало рассматриваться как нелегитимное и недействительное в соответствии с международным правом.

Аннексии после вступления в силу Устава ООН.

Вступивший в силу в 1945 г. Устав ООН закрепил в международном праве общий запрет на аннексию. Пункты 3 и 4 ст. 2 Устава обязывают государства-члены разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, а также воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимость любого государства.

Таким образом, не только война, но и применение силы в любой форме стало рассматриваться в качестве международно-противоправного деяния, из которого не могут быть получены какие-либо права. Соответственно, никакая аннексия не может быть законной.

Государства юридически обязаны не признавать территориальные изменения, совершаемые путем аннексии. Более того, даже аннексия всей территории государства автоматически не приводит к исчезновению данного государства как субъекта международного права, несмотря на то что оно более не способно осуществлять суверенный и эффективный контроль над своей территорией.

Современное правовое положение.

Принцип незаконности аннексий неоднократно подтверждался в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Еще в 1967 году в резолюции 242 (1967) Совета Безопасности подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны».

В Декларации о дружественных отношениях 1970 г. в рамках принципа, запрещающего применение силы, провозглашается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными».

Это также подтверждается п. 3 ст. 5 Резолюция 3314 (XXIX) 1974 г. Генеральной Ассамблеи ООН об определении агрессии, в которой говорится, что «никакое территориальное приобретение, полученное в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными».

На региональном уровне Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. признает в своих принципах I – IV суверенное равенство государств, обязательство государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а также неприкосновенность границ и территориальной целостности государств и, тем самым, исключает аннексию из законных средств приобретения территории.

Обязанность третьих государств не признавать законными любые территориальные изменения, обусловленные аннексией, может быть основана на положении п. 2 ст. 41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния Комиссии международного права. Согласно данному Проекту статей государства не должны признавать правомерной ситуацию, сложившуюся в результате серьезного нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.

Аннексии в современном мире.

Аннексия Тибета.

После военного вторжения в Тибет в 1950 г. и разгрома малочисленной тибетской армии КНР навязала тибетскому правительству договор, в соответствии с которым Тибет был объявлен частью Китая, хотя и получил право широкой автономии.

Отдельными авторами присоединение Тибета к Китаю рассматривается в качестве незаконной аннексии, тем не менее Китай неизменно заявляет, что Тибет всегда был неотъемлемой частью Китая и никогда не был независимой территорией. Эта ситуация отражает тот факт, что статус Тибета был всегда достаточно противоречивым.

Несмотря на вопрос о совместимости с международным правом акта инкорпорации 1951 г., якобы являющегося актом аннексии, вопрос о том, составляют ли данный акт и последующее осуществление суверенитета Китаем над Тибетом нарушение права тибетского народа на самоопределение, остается открытым. Данная проблема в основном решается правительствами западных государств и рядом неправительственных организаций, но не стала предметом какой-либо резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с момента принятия Резолюции 2079 (XX) 1965 г. Китайское правительство всегда утверждало, что принцип самоопределения не применим к Тибету, поскольку он никогда не находился в колониальной зависимости.

Аннексия Иерусалима и Голанских высот.

В соответствии с Планом раздела ООН 1947 г. Иерусалим должен был стать международным городом. Он не должен был быть включен ни в состав предлагаемых еврейских, ни арабских государств. Во время Арабо-израильской войны 1948 г. западная часть Иерусалима была захвачена Израилем, а Восточный Иерусалим (включая Старый город) был захвачен Иорданией. Война закончилась подписанием соглашений о перемирии в 1949 г.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль захватил Восточный Иерусалим, получив таким образом контроль над всей территорией города, после чего объявил о своем суверенитете над объединенным Иерусалимом.

Меры, предпринятые Израилем, были отвергнуты международным сообществом как незаконные акты аннексии, неспособные изменить статус города в соответствии с международным правом. Это ясно из соответствующих резолюций, принятых как Генеральной Ассамблеей (см., например, Резолюции 2253 [ES-V] и 2254 [ES-V] 1967 г.), так и Советом Безопасности (см., в частности, Резолюцию 252 1968 г.). Данная позиция последовательно подтверждается в последующих резолюциях.

Что касается аннексии Голанских высот Израилем, осуществляемой в силу его Закона о Голанских высотах от 14 декабря 1981 г., Совет Безопасности в своей Резолюции 497 (1981 г.) постановил, что «решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на оккупированных сирийских Голанских высотах является недействительным и не имеет международной юридической силы» (Резолюция СБ ООН 497 1981 г.). Аналогичная точка зрения была высказана Генеральной Ассамблеей в ее Резолюции ES-9/1 1982 г.

Тем не менее, 6 декабря 2017 г. президент США Д. Трамп официально признал Иерусалим столицей Израиля.

Аннексия Крыма.

Украинская революция 2014 года, инициированная движением Евромайдана в столице Украины Киеве, имела значительные последствия в Крыму. Власти полуострова, населенного преимущественно этническим русским, всегда решительно поддерживали пророссийскую политику тогдашнего президента В. Януковича. Изгнание его из страны и замена прозападным временным правительством, ориентированным на проведение «насильственной украинизации», породило сепаратистские требования в Крыму.

17 марта 2014 года, после референдума, украинская Автономная Республика Крым объявила о своей независимости и подала заявку на воссоединение с РФ. Заявка Крыма приветствовались Россией и на следующий день президент В. Путин и представители Крыма подписали соглашение о присоединении, в котором Республика Крым была официально объявлена федеративным субъектом РФ.

Согласно позиции Украины, односторонний выход Крыма из состава Украины является нарушением принципа территориальной целостности. Конституция Украины не предусматривает права сецессии, соответственно выход Автономной Республики Крым из состава Украины противоречит Основному закону Украины. Согласно ему «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины». Таким образом, поскольку вопросы изменения украинского территориального статус-кво могут быть решены только референдумом на национальном уровне, Крым не был уполномочен организовывать и проводить местный референдум о своем отделении от Украины.

Крымские и российские власти, аргументируя свою позицию, ссылаются на действующее международное право и, в частности, на право на отделение, вытекающее из права народов на самоопределение.

Аналогичной позиции придерживается и Международный суд, который в своем Консультативном заключении о соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово признал, что декларация независимости Косово не нарушает международного права. Данное решение встретило широкое одобрение международного сообщества и в первую очередь таких стран, как США и Великобритания.

Что касается принципа территориальной целостности, закрепленного во многих документах международного права, в том числе в ст. 2 Устава ООН, то Международный суд в указанном Консультативном заключении пришел к выводу, что «принцип территориальной целостности ограничен сферой отношений между государствами».

Таким образом, территориальная целостность одного государства может быть нарушена только другим государством. Поскольку отделение по определению преследуется субъектами, которые (пока) не являются государствами, но стремятся ими стать, односторонние действия, направленные на отделение, не противоречат принципу территориальной целостности.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 68/262 о территориальной целостности Украины. В резолюции заявляется о незаконности проведенного 16 марта 2014 года в Крыму референдума и содержится призыв ко всем государствам и международным организациям не признавать изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Вопросы, касающиеся приобретения государственной территории, всегда относились к числу важнейших, сложных и особо деликатных международных проблем, протяжении всей истории человечества приводили к кровавым столкновениям и войнам между государствами, острых межнациональных конфликтов даже в рамках одного государства. Острота этих вопросов выявляется и в настоящее время, например на территориях бывшего Союза ССР и Югославии, в Анголе, Руанде.

Следует отметить, что современное международное право признает только законные способы приобретения территорий. Хотя понятие правомерности таких способов, как и выработка самих способов, прошли период эволюционного развития.

В международном праве издавна сложилось, что государство владеет территорией, если:

- Осуществляет над ней государственную власть;

- Организует на ней хозяйственную деятельность;

- Сообщает другим о присоединении этой территории (нотификуе территорию).

Одни из первых «легальных» способов приобретения земель, которые установились в международном праве средних веков, были связаны с эпохой великих географических открытий. Именно тогда в качестве правового основания для присоединения новых земель появился титул «первичного присвоения». В дальнейшем этот способ приобретения территории, заключавшийся в том, что государство присоединяет все открытые никому ранее не принадлежащие территории (например, открытие Христофора Колумба), - кто первый открыл неизвестную до того землю и хотя бы номинально ней овладевал, получал на нее право собственности («пришел, увидел и . присвоил»), получил наименование «Очков оккупации». Позже было признано, что сам по себе факт очков оккупации, ограничивался лишь нотификацией, то есть публичным объявлением о открытия и присоединения земель, не может создавать титула на такие земли. В международном праве появилось требование «эффективной оккупации», то есть практического, хозяйственного освоения таких территорий.

Несмотря на то что такое занятие «ничейной» территории означало прямое насильственный захват территорий «нецивилизованных» народов, сопровождавшееся полным игнорированием законных прав и интересов коренного населения, такая практика продолжалась столетиями, приобретая подчас новых форм. Такие, например, как приобретение территории путем длительного и неподвижного владения («древность приобретателя »), захват и присоединение территории или ее части в более слабой государства. Пользуясь этими способами, на протяжении XV-XIX веков наиболее развитые капиталистические державы - Англия, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, а конце этого периода - США и Япония захватили и объявили своими владениями огромные пространства Африки, Азии, Америки и Австралии, установив там колониальный режим и лишив местное население элементарных человеческих прав.

В этот же период появляется еще один начальный способ приобретения государственной территории - в результате увеличения территории заключается в установлении государством суверенитета над вновь образованными новыми участками суши (чаще всего островами), появление которых связано с природными катаклизмами (землетрясение, извержение вулкана). В настоящее время увеличение территории в большинстве случаев связано с целенаправленной деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства (намыв новых участков территории в море, строительство искусственных островов и т.д.).

В процессе исторического развития на смену начальном присвоению земель пришли производные способы приобретения государственной территории, значение которых состояло в переходе территории одного государства в состав территории другого. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе. Такой градацией практически было положено начало классификации законных и незаконных способов приобретения территории.

Договорным способов приобретения государственной территории принадлежат цессия, обмен, дарения территории, в том числе по брачному контракту между царствующими лицами, а также продажа территории.

Цессия (уступка территории) - передача территории одного государства другому по соглашению между ними. Исторически цессия является односторонней сделкой заинтересованных государств на территориальную смену. Раньше государство уступала частью своей территории под определенным давлением и практически без всякой компенсации. Позже цессия стала осуществляться на возмездных началах, то есть сопровождаться компенсацией в денежной или иной форме. Кроме того, цессия требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Примером цессии может служить уступка в 1867 году Россией США Аляски (1519 тыс. кв. Км, для сравнения: площадь Украины составляет 603,7 тыс. кв. км) за 7,2 млн. долларов. Есть примеры цессии и в более позднее практике межгосударственных отношений. Так, в 1946 году СССР вступил Афганистана часть водной территории Амударьи, а годом позже Финляндия цесувала СССР за 700 млн. финляндских марок 176 кв. км своей территории в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки.

Международному праву известна двойная цессия или обмен территориями. Так, в 1951 году СССР и Польша на основе соглашения обменялись участками своих территорий в районах Люблинский воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР, поэтому что население этих территорий исторически тяготело к смежным районам СССР и Польши. В 1999 году принято решение об обмене территориями между Одесской областью Украины и Молдавией

(Район села Паланка), в результате которого Молдавия получает доступ к реке Дунай и отдает принадлежащую ей участок, проходящий по территории Украины.

Одним из видов договорной уступки является плебисцит - всенародное голосование по вопрос о территориальных изменения (государственной принадлежности определенной территории). Плебисцит может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и соответствии с международным договором. В зависимости от этого его проведения может поручатися государственному органу или международной организации. Плебисцит впервые был проведен в период Великой французской революции 1789-1894 годов. По итогам Первой мировой войны, в соответствии с решениями Парижской мирной конференции 1919-1920 годов была проведена целая серия плебисцитов. В 1944 году Исландия на основе плебисцита вышла Датского королевства и стала независимым государством. На основании плебисцита, проведенного в 1967 году, был решен территориальный спор между Испанией и Великобританией относительно Гибралтара.

В современной международной практике также случаи вхождения одного государства к состав какого-либо другого государства, отделение от любого государства с созданием собственной государственности. Так, на основании волеизъявления населения в 1990 году произошло объединение ФРГ и ГДР в единое германское государство ФРГ, в 1965 году Сингапур вышел из состава Федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство - член ООН.

Следует отметить, что реализация принципа самоопределения народов возможна только в тесной взаимосвязи с другими основными принципами международного права. Итак, при его реализации не должен быть нарушен принцип территориальной целостности государств. Время на практике очень трудно достичь гармоничного сочетания этих принципов. Проблема Чечни в России, Приднестровья в Молдавии, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Тибета в Китае является ярким тому подтверждением.

Договорным способов приобретения государственной территории относится продажа территории. Так, например, США в 1803 году купили у Франции Луизиану, в 1916 году - в Дании группу Антильских островов.

К правомерным способов территориальных изменений современная международная доктрина относит отторжения части территории государства-агрессора в качестве санкции. Такая мера применяется к конкретной государства не только как форма ответственности за развязанную агрессию против другого государства или государств, но и в качестве превентивной меры, направленной на предотвращение агрессии с территорий, отрываются, в будущем. Такая практика имела место после Второй мировой войны, когда соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года в Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР, - в настоящее время город Калининград и одноименная область в составе Российской Федерации, а южная часть Восточной Пруссии была передана Польше; за Мирным Договором Италией 1947 года Греции на правах полного суверенитета были переданы Додеканезьки острова, а Югославии - остров Пелагоза и прилегающие островки.

Международному праву известно временное пользование территориями. Под этим понимают аренду территорий, транзит через территории, кондоминиум, территорию общего пользования и др.. В «старом» международном праве это именовалось международными сервитута (еще в гражданском праве под сервитута понималось право ограниченного пользования чужим земельным участком). Следует отметить, что ряд ученых-международников относились к этому понятию негативно. Так, в 1920 году комиссия юристов, предназначена Лигой Наций для выяснения вопроса о Аландские острова, в своем заключении отметила, что существование международных сервитутов не является общепризнанным. Однако этот срок продолжает употребляться в зарубежной литературе, для обозначения закрепленного договором или в некоторых случаях обычаю права одной, нескольких или всех государств на определенную форму пользования территорией другого государства или на определенное состояние участка этого государства. При этом объектом сервитута выступает именно территория, и обязанности по нему, носящие постоянный характер, переходят к другому государству при правопреемстве.

Различают сервитуты положительного характера, которые заключались в обязанности государства допускать на своей территории действие власти другого государства (например, право прохода или проезда, право пользования водоемом другим государством) и сервитуты негативного характера - под ними понимается обязанность государства воздерживаться от определенных действий на своей территории (наиболее показательным примером является демилитаризованных и нейтрализованные зоны).

Практически этот срок ныне применяется к праву транзита или пролета через определенную зону, к праву прохода некоторыми реками и к праву аренды государственной территории. Под арендой в международном праве понимают временное пользование одним государством части территории другого государства для целей, не противоречащих основным принципам международного права, и не связанных с установлением политического господства на данной территории. Договор международной аренды отличается от других видов временного пользования территории тем, что:

- Он заключается на определенный срок и является возмездным;

- Он имеет сугубо целевой характер использования арендуемой территории, и поэтому она не может быть использована в других целях, кроме указанных в договоре (строительство и эксплуатация транспортных путей, создание свободных экономических зон, размещение научных объектов и т.д.);

- Цели, закрепленные в договоре, не могут противоречить основным принципам международного права

- В международном договоре об аренде оговаривается, что суверенитет над арендуемой территории сохраняется за государством-арендодателя или такое положение именно следует из содержания данного договора. Примером международно-правовой аренды территории

может служить Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменский канал и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года.

Кондоминиум - это совместное владение двух и более государств определенной территорией, на которую распространяется

их суверенитет. В настоящее время кондоминиумы практически не встречаются, когда они были единственным компромиссным мерой для удовлетворения притязаний нескольких государств на право владения определенной территорией. Поэтому правовой основой создания кондоминиумов было соглашение между заинтересованными государствами, что определяло характер и пределы административной власти каждой из них. Например, на основании Венского договора 1864 земля Шлезвиг-Гольштейн и Лауэнбург находились под кондоминиумом Австрии и Пруссии с 1864 по 1866 годы, на основе соглашения между Бельгией и Пруссией, заключенного в начале XIX века, был образован кондоминиум в Морени, что, просуществовав более ста лет, прекратил свое существование в 1919 году в соответствии с Версальского мирного договора, который признал полный суверенитет Бельгии над этой территорией.

В современный период существует единственная сухопутная государственная территория общего пользования - согласно Парижского договора о Шпицберген (архипелаг Свальбард) от 9 февраля 1920 года, он, с одной стороны, является суверенным частью Королевства Норвегии, а с другой - на нем действует режим совместного пользования.

Наконец, международному праву известны некоторые другие правомерные средства приобретения государственной территории, в частности, на основании решения арбитража или суда в случае мирного разрешения территориального спора. Таким способом является адьюдикация - передача части территории одного государства другому на основании решения судебного органа. Она будет считаться правомерным только в том случае, если, во-первых, при обращении в судебный орган спорящих должны в совокупности достаточные правовые основания на владение территорией оспаривается и, во-вторых, если обе государства признают над собой юрисдикцию данного суда.

Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств с нарушением положениями Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденной государства к державы-победительницы даже при длительной фактической оккупации территории побежденной государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает древности приобретателя. Не признаются правомерными и такие способы приобретения территории, как дебеляция (завоевание, захват территории с помощью силы) и аннексия (Подарок победителю, незаконное отторжение территории). Никакая оккупация не признается законной. В Заключительном акте СБСЕ 1975 года государства приняли на себя обязательства «уважать территориальную целостность каждого из государств-участников, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных средств применения силы нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких средств или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законным ».

В настоящее время является общепризнанным, что высшим и основным принципом правомерного разграничение государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, что, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и посредством применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: