Информационное обеспечение государственной политики рф это

Обновлено: 26.04.2024

В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

12 апреля 2021 года

УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213

ОСНОВЫгосударственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности

I. Общие положения

1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации и отражают официальные взгляды на сущность международной информационной безопасности, определяют основные угрозы международной информационной безопасности, цель, задачи государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (далее - государственная политика в области международной информационной безопасности), а также основные направления ее реализации.

2. Государственная политика в области международной информационной безопасности представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на формирование с учетом национальных интересов Российской Федерации системы обеспечения международной информационной безопасности.

3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

4. Настоящими Основами конкретизируются отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и других документов стратегического планирования.

5. Настоящие Основы направлены:

а) на продвижение на международной арене российских подходов к формированию системы обеспечения международной информационной безопасности и российских инициатив в области международной информационной безопасности;

б) на содействие созданию международно-правовых механизмов предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве;

в) на организацию межведомственного взаимодействия при реализации государственной политики в области международной информационной безопасности.

II. Сущность международной информационной безопасности и основные угрозы международной информационной безопасности

6. Международная информационная безопасность представляет собой такое состояние глобального информационного пространства, при котором на основе общепризнанных принципов и норм международного права и на условиях равноправного партнерства обеспечивается поддержание международного мира, безопасности и стабильности.

7. Система обеспечения международной информационной безопасности представляет собой совокупность международных и национальных институтов, регулирующих деятельность в глобальном информационном пространстве в целях предотвращения (минимизации) угроз международной информационной безопасности.

8. Основными угрозами международной информационной безопасности являются:

а) использование информационно-коммуникационных технологий в военно-политической и иных сферах в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности;

б) использование информационно-коммуникационных технологий в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

в) использование информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях, а также для вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

г) использование информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, в том числе для совершения преступлений в сфере компьютерной информации, а также для совершения различных видов мошенничества;

д) использование информационно-коммуникационных технологий для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру;

е) использование отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации рынка информационно-коммуникационных технологий, ограничения доступа других государств к передовым информационно-коммуникационным технологиям, а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации государств и информационного неравенства.

III. Цель и задачи государственной политики в области международной информационной безопасности

9. Целью государственной политики в области международной информационной безопасности является содействие установлению международно-правового режима, при котором создаются условия для предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве, а также для формирования с учетом национальных интересов Российской Федерации системы обеспечения международной информационной безопасности.

10. Достижение цели государственной политики в области международной информационной безопасности осуществляется путем решения задач по развитию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам формирования системы обеспечения международной информационной безопасности, а также противодействия основным угрозам международной информационной безопасности.

IV. Основные направления реализации государственной политики в области международной информационной безопасности

11. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по развитию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам формирования системы обеспечения международной информационной безопасности являются:

а) создание условий для принятия государствами - членами Организации Объединенных Наций (ООН) Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности;

б) содействие организации под эгидой ООН регулярного институционального диалога с участием всех государств - членов ООН для обеспечения демократического, инклюзивного и транспарентного переговорного процесса по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;

в) содействие выработке с учетом специфики информационно-коммуникационных технологий новых принципов и норм международного права, регулирующих деятельность государств в глобальном информационном пространстве;

г) достижение и выполнение двусторонних и многосторонних договоренностей международно-правового и иного характера между Российской Федерацией и иностранными государствами о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности;

д) проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних экспертных консультаций, согласование позиций и основных направлений сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), объединения БРИКС, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), "Группы двадцати", другими государствами и международными организациями;

е) организация международных конференций и семинаров по вопросам международной информационной безопасности;

ж) проведение организационно-штатных мероприятий, направленных на создание (укрепление) структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики в области международной информационной безопасности, а также совершенствование координации деятельности и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в данной области;

з) совершенствование механизма участия представителей российского научного и экспертного сообщества в научно-исследовательском, аналитическом и научно-методическом обеспечении продвижения инициатив Российской Федерации по формированию системы обеспечения международной информационной безопасности;

и) продвижение национальных стандартов Российской Федерации в области информационной безопасности при осуществлении международного и регионального сотрудничества в сфере стандартизации, содействие их принятию в качестве международных, региональных и межгосударственных стандартов.

12. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по противодействию угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности, являются:

а) развитие сотрудничества с иностранными государствами в целях предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве;

б) содействие развитию региональных систем обеспечения международной информационной безопасности и формированию соответствующей глобальной системы на основе общепризнанных принципов и норм международного права с учетом специфики информационно-коммуникационных технологий, а также на основе новых принципов и норм международного права, разработанных в целях предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве;

в) выработка на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях мер укрепления доверия в области противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий для осуществления в глобальном информационном пространстве действий, представляющих угрозу международному миру, безопасности и стабильности;

г) развитие переговорного процесса и повышение эффективности взаимодействия с иностранными государствами в интересах совместного противодействия вызовам и угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, а также в целях осуществления в глобальном информационном пространстве других действий, представляющих угрозу международному миру, безопасности и стабильности;

д) содействие совершенствованию под эгидой ООН принципов и норм международного гуманитарного права применительно к сфере использования информационно-коммуникационных технологий с учетом специфики данных технологий.

13. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по формированию механизмов международного сотрудничества в сфере противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях являются:

а) развитие сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, международными организациями по вопросам противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях, использованию информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других информационно-телекоммуникационных сетей для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

б) содействие разработке на межгосударственном уровне комплекса мер, направленных на противодействие угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях;

в) совершенствование на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях механизма обмена информацией о фактах использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях, повышение эффективности взаимодействия уполномоченных государственных органов.

14. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по созданию условий для противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях, а также в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств являются:

а) содействие разработке и реализации на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях комплекса мер, направленных на противодействие угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях;

б) развитие сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом, по вопросам противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях;

в) содействие созданию эффективного международного механизма контроля за использованием информационно-коммуникационных технологий для предотвращения их использования в экстремистских целях, а также в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

г) содействие выработке порядка межгосударственного обмена информацией о распространении материалов запрещенных экстремистских организаций, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данных организаций.

15. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по повышению эффективности международного сотрудничества, направленного на противодействие угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, и по созданию необходимого для этого международно-правового режима являются:

а) содействие разработке специальным межправительственным комитетом экспертов открытого состава всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, а также создание условий для последующего принятия государствами - членами ООН данной конвенции;

б) развитие сотрудничества с государствами - участниками СНГ, объединения БРИКС, государствами - членами ОДКБ, ШОС, АСЕАН, "Группы двадцати", другими государствами и международными организациями по вопросам противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях;

в) повышение эффективности информационного обмена между правоохранительными органами государств в ходе расследования преступлений в сфере компьютерной информации, а также случаев мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий;

г) совершенствование механизма обмена информацией о методиках расследования преступлений в сфере компьютерной информации, случаев мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также о судебной практике рассмотрения уголовных дел о таких преступлениях;

д) организация международных конференций и семинаров по вопросам противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.

16. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по совершенствованию межгосударственного взаимодействия, направленного на противодействие угрозе использования информационно-коммуникационных технологий для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру, а также межгосударственного взаимодействия в области реагирования на компьютерные инциденты являются:

а) развитие сотрудничества с иностранными государствами, международными, международными неправительственными организациями и организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, в целях выработки механизма обмена информацией о таких инцидентах и повышения эффективности взаимодействия уполномоченных органов;

б) развитие сотрудничества с государствами - участниками СНГ, объединения БРИКС, государствами - членами ОДКБ и ШОС, другими государствами и международными организациями по вопросам реагирования на компьютерные инциденты, обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру;

в) содействие созданию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях эффективного механизма межгосударственного взаимодействия, направленного на предотвращение компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру;

г) содействие выработке на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях порядка обмена информацией о передовых практиках обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру, а также реагирования на компьютерные инциденты;

д) совершенствование взаимодействия между Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты.

17. Основными направлениями реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по созданию условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационно-коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами являются:

а) создание условий для противодействия использованию отдельными государствами технологического доминирования и монополизации ими различных сегментов рынка информационно-коммуникационных технологий, включая основные информационные ресурсы, критическую информационную инфраструктуру, ключевые технологии, продукты и услуги;

б) содействие обеспечению безопасного и стабильного функционирования и развития информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основе равноправного участия государств - членов мирового сообщества в управлении данной сетью и повышению роли Международного союза электросвязи в таком управлении;

в) содействие обеспечению равного доступа государств к новейшим информационно-коммуникационным технологиям и предотвращению технологической зависимости в сфере информатизации и информационного неравенства;

г) содействие разработке и реализации на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях международных программ, направленных на преодоление информационного неравенства между развитыми и развивающимися государствами;

д) содействие развитию национальных информационных инфраструктур и равноправному участию государств в создании и использовании современных глобальных информационных сетей и систем, в том числе на основе реформирования протоколов функционирования глобальной сети связи;

IX. Информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации

Реализация комплексной информационной кампании, направленной на укрепление общегражданской идентичности и межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия,

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных ФАДН России, Минцифры России

привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области

доклад в Правительство Российской Федерации

(ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным)

выпуск информационных материалов разных форматов по теме межнациональных отношений на основных ресурсах федерального государственного унитарного предприятия "Международное информационное агентство "Россия сегодня", в том числе публикация комментариев экспертов, интервью и выступлений общественных и религиозных деятелей, руководителей диаспор, лидеров национальных общественных объединений, направленных на укрепление общегражданского согласия

2019 - 2021 годы

федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

количество информационных материалов

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

создание на базе информационного портала "Россия для всех" федерального государственного унитарного предприятия "Международное информационное агентство "Россия сегодня" и обеспечение функционирования национального информационного ресурса, направленного на поддержку, сохранение и развитие литератур народов Российской Федерации

2019 - 2021 годы

федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минцифры России, федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

количество размещенных материалов

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

проведение в Международном мультимедийном пресс-центре федерального государственного унитарного предприятия "Международное информационное агентство "Россия сегодня" тематических пресс-конференций, видеомостов с подключением гг. Астаны, Баку, Бишкека, Минска

2019 - 2021 годы

федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

количество пресс-конференций, видео-мостов

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

проведение пресс-конференций, онлайн-конференций, круглых столов, лекций с использованием современных средств коммуникаций, включая медиасеминары по проблемам межрелигиозной нетерпимости с участием представителей основных конфессий Российской Федерации и средств массовой информации

2019 - 2021 годы

федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

количество пресс-конференций, круглых столов, лекций

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

проведение обучающих семинаров в сфере государственной национальной политики для региональных журналистов

2019 - 2021 годы

федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня"

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

оказание на конкурсной основе государственной поддержки организациям, осуществляющим производство (выпуск, распространение) и (или) тиражирование социально значимых проектов в области средств массовой информации, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, распространение знаний о традициях и культуре народов России, продвижение идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, недопущение проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве

Минцифры России, ФАДН России

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минцифры России, ФАДН России

привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области

количество поддержанных проектов;

доля проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, в общем числе поддержанных проектов

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

оказание содействия в освещении государственными средствами массовой информации вопросов и мероприятий в сфере государственной национальной политики Российской Федерации

2019 - 2021 годы

государственные средства массовой информации

в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минцифры России, государственным средствам массовой информации

привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

количество публикаций ежегодно

доклад в ФАДН России

(ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

поддержка проведения Всероссийского конкурса журналистов "СМИротворец" на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений (для печатных и электронных средств массовой информации)

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России

организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия

вовлечение в позитивное освещение межнациональной тематики не менее 600 федеральных и региональных средств массовой информации;

мониторинг и отбор не менее 3500 публикаций в средствах массовой информации;

участие во Всероссийском конкурсе журналистов "СМИротворец" средств массовой информации из всех федеральных округов

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

поддержка проекта "Школа межэтнической журналистики"

ФАДН России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации

количество участников школы не менее 300 человек

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в течение месяца после проведения мероприятия)

поддержка издания журнала "Вестник российской нации"

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

издание 2 раза в год тиражом 1000 экземпляров

размещение электронной версии журнала на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 03.04.2021 N 866-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение фестиваля военно-патриотических телевизионных программ "Щит России"

2020 - 2021 годы

заинтересованные средства массовой информации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минцифры России

привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области

количество участников фестиваля

доклад в ФАДН России (ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным)

(п. 51(1) введен распоряжением Правительства РФ от 11.06.2020 N 1540-р;

в ред. распоряжения Правительства РФ от 03.04.2021 N 866-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Мониторинг публикаций в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посвященных вопросам межнациональных отношений, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, профилактики национального и религиозного экстремизма

2019 - 2021 годы

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России

привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области

количество информационно-аналитических материалов, подготовленных по итогам мониторинга

отчет на официальном сайте ФАДН России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Обеспечение функционирования информационного ресурса, посвященного вопросам национальной политики Российской Федерации

ФАДН России при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете ФАДН России, и средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации

количество размещенных материалов не менее 350

доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным)

Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Объектами ГИП являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность. Государственная информационная политики реализуется в России государственной программой «Информационное общество 2011-2020» и «Стратегией развития информационного общества в России».

Согласно Концепции ГИП России, её долгосрочной стратегической целью является построение демократического информационного общества и вхождение России в мировое информационное сообщество.

Принципы государственной информационной политики

Развитие информационного общества, ориентированного на интересы человека, является общим делом органов государственной и муниципальной власти, частного сектора и гражданского общества. Оно должно осуществляться на основе сотрудничества и партнерских отношений между всеми заинтересованными сторонами. Особую роль здесь играют создатели и распространители контента: исследователи, аналитики, работники библиотек, архивов, культурных и образовательных учреждений, издатели, информационные агентства, СМИ и другие системы распространения знаний и информации. Свобода их деятельности должна быть гарантирована ГИП. Информация должна предназначаться для различных групп и слоев общества. Необходимо разнообразие мнений и интерпретаций, при соблюдении законодательных ограничений распространения отдельных видов информации.

Основными целями государственной информационной политики являются:

· развитие ориентированного на интересы людей, открытого правового информационного общества, в котором у каждого была бы возможность создавать информацию и знания, иметь доступ к ним;

использование потенциала информации для достижения целей социально-экономического и культурного развития страны, повышения качества жизни людей;

· укрепление единого информационного пространства страны, минимизация регионального «цифрового разрыва» на базе информационной интеграции регионов;

· преодоление «цифрового разрыва» между различными группами и слоями общества.

Достижение этих целей должно осуществляться на основе следующих принципов ГИП:

· распространение и использование информации и знаний во всех сферах жизнедеятельности для обеспечения гармоничного, справедливого и равноправного развития человека;

· универсальность, неделимость и взаимосвязь всех прав человека и основных свобод, включая право на информацию;

· содействие культурному и языковому разнообразию;

· повышение уровня безопасности информации;

· создание благоприятной среды для развития информационной деятельности;

· обеспечение независимости, плюрализма и разнообразия форм распространения массовой информации;

· развитие человеческого потенциала в области создания и использования информации;

· использование научно-технических достижений и потенциала инфокоммуникационных и мультимедийных технологий для развития информационной деятельности;

· содействие региональному и международному сотрудничеству в информационной сфере.

Стратегические приоритеты государственной информационной политики:Доступность информации, Содержательное разнообразие информации, Качество информации

Необходимо обеспечить право граждан на объективную, полную и своевременную информацию. Важное значение имеет участие общественных и профессиональных организаций в создании и поддержании высоких профессиональных стандартов информационной деятельности. Государство должно использовать весь имеющийся у него арсенал средств для защиты потребителей от некачественной информации, а также от информации, распространение которой запрещено законом.

1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

2. Настоящими Основами определяются основные угрозы в области международной информационной безопасности, цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (далее - государственная политика Российской Федерации), а также механизмы их реализации.

3. Нормативную правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации в области международной информационной безопасности, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

4. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и других документов стратегического планирования Российской Федерации.

5. Настоящие Основы предназначены:

а) для продвижения на международной арене российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности, включая совершенствование правового, организационного и иных видов ее обеспечения;

б) для формирования межгосударственных целевых программ в области международной информационной безопасности, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также государственных и федеральных целевых программ в данной области;

в) для организации межведомственного взаимодействия при реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности;

г) для достижения и поддержания технологического паритета с ведущими мировыми державами за счет более широкого использования информационных и коммуникационных технологий в реальном секторе экономики.

6. Под международной информационной безопасностью понимается такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.

7. Под системой международной информационной безопасности понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Система международной информационной безопасности призвана оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

Сотрудничество в области формирования системы международной информационной безопасности отвечает национальным интересам Российской Федерации и способствует укреплению ее национальной безопасности.

8. Основной угрозой в области международной информационной безопасности является использование информационных и коммуникационных технологий:

а) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

б) в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

в) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию;

г) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

II. Цель и задачи государственной политики Российской Федерации

9. Цель государственной политики Российской Федерации заключается в содействии установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности.

10. Достижению цели государственной политики Российской Федерации будет способствовать участие Российской Федерации в решении следующих задач:

а) формирование системы международной информационной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном уровнях;

б) создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

в) формирование механизмов международного сотрудничества в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в террористических целях;

г) создание условий для противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

д) повышение эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

е) создание условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационных и коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

III. Основные направления государственной политики Российской Федерации

11. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по формированию системы международной информационной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном уровнях, являются:

а) создание условий для продвижения на международной арене российской инициативы в необходимости разработки и принятия государствами - членами Организации Объединенных Наций Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности;

б) содействие закреплению российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности в итоговых документах, изданных по результатам работы Группы правительственных экспертов Организации Объединенных Наций по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, а также содействие выработке под эгидой Организации Объединенных Наций правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;

в) проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних экспертных консультаций, согласование позиций и планов действий с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, странами - членами Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, странами - членами "Группы восьми", "Группы двадцати", другими государствами и международными структурами в области международной информационной безопасности;

г) продвижение на международной арене российской инициативы в интернационализации управления информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" и увеличение в этом контексте роли Международного союза электросвязи;

д) организационно-штатное укрепление структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики Российской Федерации, а также совершенствование координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной области;

е) создание механизма участия российского экспертного сообщества в совершенствовании аналитического и научно-методического обеспечения продвижения российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности;

ж) создание условий для заключения между Российской Федерацией и иностранными государствами международных договоров о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности;

з) усиление взаимодействия в рамках Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и содействие расширению состава участников указанного Соглашения;

и) использование научного, исследовательского и экспертного потенциала Организации Объединенных Наций, других международных организаций для продвижения российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности.

12. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий, способствующих снижению риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности, являются:

а) развитие диалога с заинтересованными государствами о национальных подходах к противодействию вызовам и угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;

б) участие в выработке на двустороннем и многостороннем уровнях мер по укреплению доверия в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии;

в) содействие развитию региональных систем и формированию глобальной системы международной информационной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, право на индивидуальную и коллективную самооборону, уважение прав и основных свобод человека);

г) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций международных правовых актов, регламентирующих применение принципов и норм международного гуманитарного права в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

д) создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия.

13. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по формированию механизмов международного сотрудничества в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в террористических целях, являются:

а) развитие сотрудничества с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, способствующего предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию актов деструктивного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры, минимизации последствий реализации таких актов, а также противодействию использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других информационно-телекоммуникационных сетей в целях пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

б) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций акта, определяющего порядок обмена информацией о передовых практиках в области обеспечения безопасности функционирования элементов критической информационной инфраструктуры.

14. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий для противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств, являются:

а) участие в разработке и реализации межгосударственной системы мер по противодействию указанным угрозам;

б) содействие созданию международного механизма постоянного контроля за недопущением использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

15. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по повышению эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, являются:

а) продвижение на международной арене российской инициативы в необходимости разработки и принятия под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, а также активизация работы с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС по поддержке данной инициативы;

б) развитие сотрудничества в сфере противодействия информационной преступности с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, странами - членами Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, странами - членами "Группы восьми", "Группы двадцати", другими государствами и международными структурами;

в) повышение эффективности информационного обмена между правоохранительными органами государств в ходе расследования преступлений в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

г) совершенствование механизма обмена информацией о методиках расследования и судебной практике рассмотрения дел о преступлениях в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.

16. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационных и коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами, являются:

а) содействие разработке и реализации международных программ, способствующих преодолению информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами;

б) содействие развитию национальных информационных инфраструктур и участию государств мирового сообщества в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

IV. Механизмы реализации государственной политики Российской Федерации

17. Государственная политика Российской Федерации реализуется федеральными органами исполнительной власти и надзорными органами в соответствии с предметами их ведения при выполнении соответствующих межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, государственных и федеральных целевых программ, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

18. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации осуществляется рабочими органами Совета Безопасности Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и организациями.

19. Общая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией государственной политики Российской Федерации, а также с продвижением согласованной позиции Российской Федерации по этому вопросу на международной арене, осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

20. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий, их широкое применение во всех сферах деятельности человека создали условия для формирования глобальной информационной инфраструктуры, которая предоставила качественно новые возможности социализации людей, их общения и доступа к накопленным человечеством знаниям.

В современном обществе информационные и коммуникационные технологии являются основным фактором, определяющим уровень социально-экономического развития и состояние национальной безопасности.

Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года призваны способствовать активизации внешней политики Российской Федерации на пути достижения согласия и учета взаимных интересов в процессе интернационализации глобального информационного пространства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: