Императивные нормы т е нормы от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению

Обновлено: 28.04.2024

Что такое надпрофессиональное образование? — Это уменьшение лоховости во всем, что не касается непосредственно твоей профессии! Но и профессии тоже.

Буду делать хорошо и не буду лохом!

Неважно какие у тебя есть знания, умения и навыки — ну, да, желательно, чтобы их было побольше, их уровень повыше, а глубина поглубже — но! — важно как ты умеешь применять этот пакет имеющихся у тебя знаний, умений и навыков. Как применять этот пакет наиболее эффективно в проекте «твоя жизнь»? — в этом суть надпрофессионального образования.

Юридический словарь. Буква "Ю"

ЮВЕНОЛОГИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ — отрасль криминологии, предметом которой является преступность несовершеннолетних, ее специфические факторы, личность а также система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних.

ЮНЕСКО — см. Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре.

ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) — специализированное учреждение ООН, цель которого — содействовать промышленному развитию развивающихся стран. Создана в 1966 г. как автономный орган ООН. Насчитывает около 170 (включая РФ). Деятельность ЮНИДО подразделяется на оперативную и вспомогательную. Оперативная — оказание технической помощи развивающимся странам в осуществлении конкретных проектов (командирование экспертов, проведение консультаций, поставка кадров и т. д.); вспомогательная — сбор, обобщение, публикация данных, организация исследований, проведение конференций и т. д. по вопросам промышленного развития.

ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию) — орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 (включая РФ). Основные задачи — содействие развитию международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка рекомендаций по функционированию международных экономических отношений и т. д. В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: разделены на четыре группы по и географическому принципу. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций, заявлений и т. д. и имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции.

ЮНСИТРАЛ — см. Комиссия ООН по праву международной торговли.

ЮРИДИЗАЦИЯ — придание фактам, отношениям правового характера; преувеличенное подчеркивание юридической стороны вопроса, явления.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — коллектив адвокатов, создаваемый президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах для организации их работы по оказанию юридической помощи. Место нахождения Ю. к. и количество работающих в ней определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с соответствующим органом юстиции. Ю. к. имеет текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии. Ю. к. руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов из числа ее членов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ — новая научная дисциплина, раздел общей конфликтологии, предметом которой валяется изучение конфликтов, возникающих, развивающихся и разрешаемых в рамках внутреннего (национального) или международного права. Ю. к. находится на стыке теории права, политологии и социологии. Юридическими по своей природе являются трудовые, многие семейные, производственные, бытовые и межнациональные конфликты, если они затрагивают конституцию страны, соглашения между регионами и ветвями власти, статус наций и народностей. Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. В современном виде дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и т. д. Прикладными Ю. н. являются судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, криминология, психология юридическая и др.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ — определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения — носителя этой обязанности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Вид социальной ответственности. К принципам Ю. о. относятся: а) ответственность только за противоправное поведение, но не за мысли; б) ответственность лишь при наличии вины; в) законность; г) справедливость; д) целесообразность; е) неотвратимость наказания. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, дисциплинарная ответственность.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА — деятельность, по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным опытом. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений нужно различать правоприменительную, распорядительную, интерпретационную и другие типы Ю. п., а по субъектам — законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Элементами Ю. т. являются юридическая терминология (см. Юридические термины), юридические конструкции, способы построения актов. Виды Ю. т. — законодательная техника, судебная техника и т. д.

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ — элемент юридической техники. Представляют собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ — элемент юридической техники, словесные обозначения понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание предписаний государства. Ю. т. можно классифицировать на три разновидности: а) общезначимые термины (характеризуются тем, что они употребляются в обыденном смысле и понятны всем); б) термины, которые обладают особым правовым содержанием, напр.: необходимая оборона, исковая давность и т. п.; в) термины; отражают область специальных знаний — техники, экономики, медицины и т. д., напр.: ионизирующее излучение, трансгенные организмы и т. п.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ — см. Факты юридические.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС — адрес, по которому официально находится руководящий орган (органы) юридического лица. Ю. а. следует отличать от фактического адреса, по которому в действительности находится главный офис организации. Законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о банках и банковской деятельности говорят не о юридическом, а о почтовом адресе, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Документ о предоставлении Ю. а. общественному объединению является одним из обязательных условий для его регистрации.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — по гражданскому законодательству РФ организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Должно иметь самостоятельный баланс или смету. Согласно ГК РФ подразделяются на коммерческие организации и некоммерческие организации. Ю. л. наделено определенной правоспособностью (см. Правоспособность юридического лица). Действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, Ю. л., не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях Ю. л. может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Прекращается путем его реорганизации или ликвидации.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО — определенная законом мера возможного поведения участника данного (конкретного) правоотношения — носителя этого права. Синоним — субъективное право.

ЮРИСДИКЦИЯ (лат. jurisdictio — судопроизводство, от jus — право и dico — говорю) — 1) установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Ю. определяется по различным признакам: вид и характер разрешаемых дел (преступления, проступки; имущественные споры и т. д.); территориальная их принадлежность (рассмотрение уголовного дела судом по месту совершения преступления, гражданского дела — по месту жительства ответчика); участвующие в деле лица (подсудность военнослужащих военным судам); 2) территория в подведомственности определенного органа власти; 3) отправление правосудия, а также иная деятельность государственных органов по рассмотрению споров, дел о правонарушениях и применению санкций.

ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ — см. Административная юрисдикция.

ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА — права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю. г. распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением.

ЮРИСДИКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ — подсудность определенных категорий дел международным органам. Ю. м. является исключением из общего принципа юрисдикции государства, т. е. определенным ограничением его суверенитета. Поэтому для подчинения юрисдикции международного органа требуется явно выраженное согласие соответствующего государства. Так, по ст. 36 Статута Международного Суда ООН государства могут (но не обязаны) заявить об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало его юрисдикцию обязательной.

ЮРИСДИКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ — 1) то же, что юрисдикция государства (в отличие от международной юрисдикции); 2) вид юрисдикции государства (в отличие от территориальной юрисдикции).

ЮРИСДИКЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ — добровольно принимаемая на себя участниками межгосударственного договора обязанность передавать возникающие между ними споры по любым или же только по некоторым вопросам на рассмотрение определенного в договоре международного судебного или арбитражного органа.

ЮРИСДИКЦИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ — см. Параллельная юрисдикция.

ЮРИСДИКЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ — в международном уголовном праве принцип, который позволяет установить юрисдикцию государства над преступлением, а следовательно, обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от того, где он находится и где совершил преступление. Этот принцип основывается на действии механизма «либо выдай, либо суди», когда если оно не подвергло уголовному преследованию находящегося на его территории преступника, обязано выдать его другому участнику (разумеется, если последний обратится с соответствующей просьбой) для целей такого преследования. Ю. у. установлена, в частности, в отношении террористических преступлений.

ЮРИСКОНСУЛЬТ (лат. jurisconsultus — правовед) — работник правовой службы организации. На Ю. возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых администрацией (в пределах его компетенции), участие в составлении договоров и соглашений, заключаемых с другими организациями; информирование работников о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах и арбитражных судах дел, по которым организация выступает в качестве истца или ответчика, и т. п.

ЮРИСТ (нем. Jurist от лат. juris — право) — человек с юридическим образованием, правовед; практический деятель в области права. В РФ им вправе именоваться лишь специалист, который имеет соответствующее высшее образование с квалификацией «магистр» (письмо Министерства юстиции РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства об образовании» от 4 марта 1996 г.).

ЮРЬЕВ ДЕНЬ — 26 ноября (по старому стилю) — церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян иначе как за неделю до и после Ю. д. был узаконен Судебником 1497 г. В конце XVI в. закон полностью запретил переселение крестьянства.

ЮС КОГЕНС (лат. jus cogens) — в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю. к. в международном праве существуют диспозитивные нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

центральное государственное учреждение в России XVIII в., контролировавшее местные суды и служившее высшим апелляционным судом по уголовным и гражданским делам. Образована в 1718 г. путем объединения старых судебных приказов. В 1719–1740 гг. в состав входила крепостная контора, оформлявшая акты на владение землей и крепостными; в 1730–1763 гг. ей подчинялся сыскной приказ. С введением в 1775 г. губернских учреждений судебные функции переданы местным губернским судам, а управление судами — Сенату. Упразднена в 1786 г.

ЮСТИЦИЯ (лат. justitia — справедливость) — 1) то же, что и правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство. В зависимости от вида и сферы судопроизводства различают уголовную, гражданскую, административную, конституционную, международную, военную, электоральную, ювенальную и другие виды Ю.

ЮС КОГЕНС ЮС КОГЕНС (лат. jus cogens) - в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном праве существуют диспозитивные нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЮС КОГЕНС" в других словарях:

Юс когенс — (лат. jus cogens) Соблюдение законности. Императивная норма, обязательная для всех, независимо от воли отдельных сторон. Императивная норма общего международного права (юс когенс) принимается и признается международным сообществом государств в… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению. Договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Юридическая энциклопедия

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens неоспоримое право) согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 … Энциклопедия юриста

юс когенс — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Большой юридический словарь

юс когенс — незм. У міжнародному праві – імперативні норми, від яких держави не можуть відступати навіть за взаємної згоди … Український тлумачний словник

Запрещение пыток — Пытки запрещены многочисленными международными документами, такими как Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (ст. 5), Американская декларация прав и обязанностей человека, 1948 г. (ст. 26), Международный пакт о гражданских и политических… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Пытка — Любое действие, которым какому либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания; наказать его за действие, которое совершено им или третьим… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Императивная норма международного права — Юс когенс лат.Jus cogens норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права,… … Словарь бизнес-терминов

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Юридический словарь

Юс когенс — (лат. jus cogens) Соблюдение законности. Императивная норма, обязательная для всех, независимо от воли отдельных сторон. Императивная норма общего международного права (юс когенс) принимается и признается международным сообществом государств в… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению. Договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Юридическая энциклопедия

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens неоспоримое право) согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 … Энциклопедия юриста

юс когенс — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Большой юридический словарь

юс когенс — незм. У міжнародному праві – імперативні норми, від яких держави не можуть відступати навіть за взаємної згоди … Український тлумачний словник

Запрещение пыток — Пытки запрещены многочисленными международными документами, такими как Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (ст. 5), Американская декларация прав и обязанностей человека, 1948 г. (ст. 26), Международный пакт о гражданских и политических… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Пытка — Любое действие, которым какому либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания; наказать его за действие, которое совершено им или третьим… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Императивная норма международного права — Юс когенс лат.Jus cogens норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права,… … Словарь бизнес-терминов

согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. правило поведения, имеющее императивный характер, т.е. юридическая норма общего между-народного права, которая принимается и признается международным сообществом в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей юридической нормой такого же характера. Несоответствие любого международного договора норме Ю.к. является основанием для безусловного признания такового недействительным независимо от того, существовала ли такая норма в момент заключения договора или она возникла позднее, уже в процессе его действия. Примером юридических норм такого рода могут служить основные принципы международного права - суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела другого государств и др. Если международный договор является недействительным вследствие его противоречия норме Ю.к., то его участники обязаны, насколько это возможно, устранить последствия любого действия, совершенного на основе положения, которое не соответствует указанной норме, и привести свои взаимоотношения в соответствие с нею; когда подобная норма возникает после заключения международного договора, его участники освобождаются от взаимных обязательств, вытекающих из него, но это не влияет на права, обязательства или юридическое положение, возникшее в результате выполнения этого договора до его прекращения.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЮС КОГЕНС" в других словарях:

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Юридический словарь

Юс когенс — (лат. jus cogens) Соблюдение законности. Императивная норма, обязательная для всех, независимо от воли отдельных сторон. Императивная норма общего международного права (юс когенс) принимается и признается международным сообществом государств в… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению. Договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Юридическая энциклопедия

ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Энциклопедический словарь экономики и права

юс когенс — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Большой юридический словарь

юс когенс — незм. У міжнародному праві – імперативні норми, від яких держави не можуть відступати навіть за взаємної згоди … Український тлумачний словник

Запрещение пыток — Пытки запрещены многочисленными международными документами, такими как Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (ст. 5), Американская декларация прав и обязанностей человека, 1948 г. (ст. 26), Международный пакт о гражданских и политических… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Пытка — Любое действие, которым какому либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания; наказать его за действие, которое совершено им или третьим… … Международное миграционное право: глоссарий терминов

Императивная норма международного права — Юс когенс лат.Jus cogens норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права,… … Словарь бизнес-терминов

В соответствии со статьёй 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., это норма, «которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

Согласно данной статье, договор (или его часть) является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права.

Согласно ст. 64 данной конвенции «если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается».

По российской доктрине все принципы м/н права – jus cogens, при этом не все jus cogens – принципы.

10. Принцип неприменения силы или угрозы силой

История становление принципа:

Появился в МП в период между ПМВ и ВМВ сначала как принцип запрещения агрессивной войны, тем самым заменив право государства на войну (jus ad bellum).

Статут Лиги Наций ограничивал традиционное право государства на войну тем, что оно может использоваться только в случае неудачи в мирном разрешении спора. Также предусматривалась возможность применения санкций к государствам, нарушившим данное правило. Однако, для этого требовалось полное согласие всех членов ЛЛ.

Парижский договор (пакт Бриана - Келлога) 1928 года стал первым многосторонним международным договором содержавшим положение о запрете агрессивной войны. Стороны обязывались разрешать свои споры исключительно мирным путем (ст.2).

Содержание принципа в современном МП:

Устав ООН гласит: «Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями ООН».

Авторитетное толкование принципадается также в Декларации о принципах МП 1970 г., в Хельсинском Акте 1975 г и др.

Генеральная Ассамблея ООН в 1974 г. установила следующее определение «агрессии»:

«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

Основные положения этого принципа:

Запрещаются:

1) Любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства

2) Применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий.

3) Репрессалии с применением вооруженной силы;

4) Организация или поощрение организации иррегулярных силы или вооруженных банд;

5) Организация, подстрекательство, оказание помощи или в участие актах гражд. войны или террористических актов на территории другого государства;

6) Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;

7) Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения.;

8) Насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость;

9) Запрещение пропаганды войны.

Одним из важных аспектов данного принципа является право на самооборону.

Согласност. 51 Устава ООН «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооружение нападение на Члена ООН, до тех пор пока СБ не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».

Т.о., как только СБ примет дело об агрессии к своему рассмотрению, то дальнейшие действия против агрессора осуществляются в соответствии с резолюциями СБ.

Однако, в Западной доктрине МП имеется концепция, согласно которой Устав ООН не внес изменений в общее МП и потому использование права на самооборону допускается не только в случае вооруженного нападения, как было в старом МП.

. Но Международный Суд в 1986 по делу Никарагуа - США отверг данную концепцию. Суд заявил: «в случае права на индивидуальную самооборону использование этого права может иметь место, только если соответствующее государство явилось жертвой вооруженного нападения. Разумеется, что в случае коллективной самообороны это условие также сохраняется».

Ограничение действия данного принципа:

1) При этом данный принцип НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯна действия, предпринимаемые по постановлению СБ ООН на основании гл. VII Устава ООН. Так, с санкции ООН вооруженная сила применялись против Ирака в 1990 году.

2) Принцип не распространяется на события, происходящие внутри государства

11. Принцип мирного решения споров

(из дашиного)Тесно связан с принципом неприменения силы (споры решаются только мирными средствами).

В классическом МП (Гаагские конвенции) – только рекомендация не прибегать к силе.

Статут Лиги Наций – обращение к мирным средствам обязательно, но обращение к силе при этом не запрещается.

Парижский Пакт (Бриана-Келлога) 1928 г.– закрепление принципа. Урегулирование всех вопросов должно осуществляться только мирными средствами.

Устав ООН(ст. 2 п. 3) – фиксирование принципа.

Принцип также закрепляют: Пакт Лиги арабских государств, Хартия Организации африканского единства,Декларация о принципах МП 1970 г., Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе1975 г. и др.

Мирным путем разрешаются все споры и конфликты (независимо от их характера).

Признается свобода выбора мирных средств (см. Декларация о принципах МП): переговоры, арбитраж, судебное разбирательство, посредничество и др. Споры решаются на основе принципа суверенного равенства государств. Если стороны не достигнут урегулирования одним из мирных средств — обязаны стремиться согласия достигнуть.

12. Принцип суверенного равенства государств

(из лекции и вставки с учебника)Включает в себя уважение суверенитета всех государств плюс равноправие их в международных отношениях.

(Появление - с 1648 года – Вестфальский трактат).Закреплён в Уставе ООН, ст.2 п.1. Также присутствует в Декларации 1970г. И заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности 1975г.

1)Все государства юридически равны(de iure),

2)каждое государство пользуется всеми правами, присущими полному суверенитету,

3)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств,

4)территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны,

5)каждое гос-во имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, социально-экономическую и культурную системы.

1)При голосовании в традиционных международных организациях действует принцип – одно государство = один голос.

2)Ни одно государство не может быть принуждено соблюдать норму без согласия.

Юридическое равенство государств входит в противоречие сильное с их фактическим неравенством! Например мелкие государства в организациях наравне в большими гигантами имеют один голос! Но на этом принципе современное МП омновано и он стоит в Уставе на первом месте.

Исключение из него — система квотирования(МВФ)

13. Принципы невмешательства во внутренние дела государств и уважения прав человека

Принцип невмешательства во внутренние дела государств:

Данный принцип тесно связан с принципом суверенного равенства государств.

История развития принципа:

o Прежде содержание данного принципа было ограниченным, так как во многих случаях допускалась интервенция, а также другие факты вмешательства во внутренние дела государств.

o В современном МП содержание данного принципа намного шире. Принцип зафиксирован в Уставе ООН.Авторитетное толкование принципа дается в резолюциях ГенАссамблеи ООН, Декларации о принципах МП 1970, в Заключительном акте Совещания 1975 г. и др.

Понятие и содержание принципа:

✓ Принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства (по Декларации 1970 г.).

При этом понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» не являются территориальными понятиями (т.е. то, что происходит внутри государства может иметь отношение к его внешним делам, а то, что происходит за границей – к внутренним).

Содержание:

1)Запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

2)Запрещение использования экономических, политических и других мер, чтобы добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

3)Запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

4)Запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

5)Запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

6)Право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную системы без вмешательства других государств.

Принцип уважения прав человека:

История развития принципа:

o Еще в старом МП появились отдельные нормы о защите прав человека: например, запрет работорговли, нормы о защите некоторых национальных меньшинств;

o После ВМВ принцип был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека ГенАссамблеей ООН, а также в 1966 г. – приняты международные Пакты о правах человека.

Также принцип зафиксирован в Заключительном акте Совещания 1975 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

( Интересно, что данный принцип не зафиксирован в Декларации о принципах МП 1970 г., но там указано, что перечень представленных там принципов не является исчерпывающем).

Содержание принципа:

1)Все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;

2)Государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;

3)Государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: