Возврат акциза на судовое топливо 2021 сроки

Обновлено: 22.04.2024

ФАС опубликовала новые данные для расчета налогового вычета по акцизу налогоплательщиками, совершающим операции по переработке нефтяного сырья.

Напомним, направление нефтяного сырья на переработку на производственных мощностях самой организации либо сторонней организации, оказывающей услуги по переработке нефтяного сырья, подпадает под акцизы.

При этом для налогоплательщиков установлен механизм возвратного акциза, который позволяет применять повышенный налоговый вычет нефтеперерабатывающим предприятиям, производящим высококачественный бензин, керосин и дизельное топливо для поставок на внутренний рынок.

Порядок применения повышенного налогового вычета по акцизу установлен новым пунктом 27 статьи 200 НК РФ. В соответствии с этой нормой на Федеральную антимонопольную службу возложена обязанность по ежемесячному расчету и опубликованию данных для расчета налогового вычета по акцизу.

В связи с этим ФАС опубликовала данные за август 2020 года:

  • средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа (ЦАБэксп) - 47 627 рублей за тонну;
  • средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья (ЦАБрт) – 395 долл/тонну;
  • средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны автомобильного бензина АИ-92 класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья (ТАБм) – 16 долл/тонну;
  • оптовая цена реализации в России АИ-92 класса 5 – 49 698 рублей за тонну;
  • оптовая цена реализации в ДФО АИ-92 класса 5 – 51 028 рублей за тонну;
  • средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа (ЦДТэксп) – 41 332 рубля за тонну;
  • средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья (ЦДТрт) – 376 долл/тонну;
  • средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья (ТДТм) – 15 долл/тонну;
  • оптовая цена реализации в РФ дизельного топлива класса 5 - 43 555 рублей за тонну;
  • оптовая цена реализации в ДФО дизельного топлива класса 5 - 44 757 рублей за тонну;
  • средняя цена экспортной альтернативы для керосина (ЦКЕРэксп) – 28 162 рубля за тонну;
  • средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на керосин на роттердамском рынке нефтяного сырья (ЦКЕРрт) – 347 долл/тонну.

Указанные сведения ФАС ежемесячно размещает на своем официальном сайте в разделе «Показатели для вычета акциза» .

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 16 марта 2021 г. № СД-4-3/3434@ “О применении вычета по акцизам”


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 16 марта 2021 г. № СД-4-3/3434@ “О применении вычета по акцизам”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу применения налогового вычета по акцизам в отношении средних дистиллятов и сообщает следующее.

На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ, признается объектом налогообложения акцизом.

Пунктом 2 статьи 195 НК РФ установлено, что по операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ.

Согласно пункту 22 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, и увеличенные на величину В Ф при условии представления документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 НК РФ.

При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком в качестве топлива для бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 179.5 НК РФ, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, в отношении которых в налоговый орган представлены копии документов, подтверждающих право собственности (право оперативного управления) на указанные объекты имущества, применяется коэффициент, равный 2.

При этом пункты 22 статьи 200 НК РФ и пункта 22 статьи 201 НК РФ не содержат требования о том, что вычету подлежит сумма акциза, исчисленная в том налоговом периоде, в котором возникло право на налоговый вычет.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года или на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождены от исполнения обязанности уплатить акциз - в части налога за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года.

При этом в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, включены, в частности, деятельность морского пассажирского транспорта (код ОКВЭД 2 - 50.1) и деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 2 - 50.3).

Организацией в налоговой декларации по акцизам за июнь 2020 года исчислен акциз при совершении операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, но в силу статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ не уплачен.

В декларациях за июль, август 2020 при использовании полученных в июне 2020 года средних дистиллятов налогоплательщиком заявлены вычеты, исчисленные с применением коэффициента, равного 2.

По мнению ФНС России, поскольку нормы пункта 22 статьи 200 НК РФ и пункта 22 статьи 201 НК РФ не содержат условия о том, что налоговый период приобретения среднего дистиллята и его использования должен совпадать, в случае фактического использования в июле и августе 2020 года средних дистиллятов, приобретенных в июне 2020 года, налогоплательщик вправе отразить суммы налоговых вычетов по объемам средних дистиллятов, использованным соответственно в июле и августе 2020 года, в налоговых декларациях по акцизам, представляемым за указанные налоговые периоды, и получить соответствующее возмещение сумм акциза из бюджета.

Позиция ФНС России согласована с Министерством финансов Российской Федерации.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Как пояснила ФНС, в случае фактического использования в июле и августе 2020 г. средних дистиллятов, приобретенных в июне 2020 г., налогоплательщик вправе отразить суммы налоговых вычетов по объемам средних дистиллятов, использованным соответственно в июле и августе 2020 г., в декларациях по акцизам, представляемых за указанные периоды, и получить возмещение сумм акциза из бюджета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как выяснил “Ъ”, из-за резкого роста цен на судовое топливо Российская палата судоходства предложила Минтрансу ввести ряд льгот для речного транспорта. Среди них вычет в размере удвоенного акциза для дизтоплива, используемого на внутренних водных путях, пониженный или нулевой НДС на перевозки по рекам, а также пересмотр техрегламента Таможенного союза, с 2020 года запрещающего судовое топливо с массовой долей серы свыше 0,5%. Эксперты и участники рынка считают, что серьезного ущерба бюджету не будет. Но сложно следить за тем, чтобы бункеровщики не перепродавали льготное топливо на АЗС.

Президент Российской палаты судоходства (РПС) Алексей Клявин 5 июля предложил главе Минтранса Евгению Дитриху (копия письма есть у “Ъ”) дать новые льготы внутреннему водному транспорту из-за резкого роста цен на топливо. В частности, палата хочет ввести двойной вычет на акциз на дизтопливо для речных судов, понизить или обнулить НДС на перевозку грузов, пассажиров и багажа внутренним водным транспортом. Также РПС настаивает на переносе сроков вступления в силу техрегламента Таможенного союза, который с 2020 года запрещает выпуск и использование судового топлива с массовой долей серы более 0,5%.

В Минтрансе “Ъ” сообщили, что рассматривают обращение, в Минфине предложений еще не получали. В ЕЭК также пока не поступали просьбы членов ЕАЭС по внесению изменений в техрегламент по сере. На проблемы судоходных компаний в связи с ростом цен на топливо уже жаловался Владимиру Путину глава Союза транспортников России, первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов. В письме РПС говорится, что доля расходов на топливо в себестоимости речных перевозок — 30-50%, а за апрель-июль цены на него выросли в полтора раза к 2017 году и продолжат рост.

В ФАС знают о проблеме: по словам замглавы ведомства России Анатолия Голомолзина, обращение РПС туда поступило, вместе с предложениями Минтранса. Эти вопросы, уточнил чиновник, не относятся к компетенции ФАС. Но за ситуацией на рынке судового топлива служба следит. По ее данным, основной рост цен пришелся на последние два года, но по структуре затрат расходы на топливо в 2018 году находятся на уровне, близком к тому, что был четыре-шесть лет назад.

На дизтопливо цены в летние периоды менялись с темпами близкими к темпам инфляции в 2012-2013 годы. В 2014-2016 годы в летний период цены отставали от инфляции в два-пять раз, в 2017-2018 годы опережали инфляцию в 2,5 раза. Влияние на динамику, по оценкам ФАС, оказали рост акцизов (в 2,3 раза за последние два года), «отвязка» курса рубля от мировых цен на нефть, рост мировых цен на топливо. Цены на мазут, уточнил господин Голомолзин, в 2018 году выросли на 14% к 2014 году, а в 2015-2017 годы были ниже в 1,5-2 раза.

По оценкам РПС, за текущую навигацию дополнительные расходы речников составят около 10 млрд руб.

Господин Клявин также указал, что большинство банков отказывают компаниям в дополнительных кредитах, а при попытке пересмотра провозной платы по ранее заключенным договорам грузовладельцы уходят на альтернативные виды транспорта. В особо сложной ситуации, как указывали участники рынка и ранее, оказались круизные компании, продающие туры заранее. Но есть и угрозы срыва перевозок по «северному завозу», нарушения планов обновления флота, графиков платежей по кредитам и банкротства компаний.

Бункеровщики уже получают вычет в размере удвоенного акциза на судовое маловязкое топливо (СМТ). Оно, как и дизтопливо, относится к средним дистиллятам, но с более высоким содержанием серы (1,5%), и поэтому не может использоваться для автотранспорта. С 2020 года требования к СМТ будут ужесточены, содержание серы должно будет снизиться до 0,5%, это означает, что судам придется перейти на дизтопливо.

Кроме того, выпуск СМТ в России в принципе сокращается по мере модернизации НПЗ: нефтяники заинтересованы в переходе на более дорогое дизтопливо. «Сейчас законодательство наказывает за потребление более качественного продукта, дестимулируются и те НПЗ, которые полностью перешли на выпуск дизтоплива пятого класса, им невыгодно поставлять его на бункеровку»,— отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. По его мнению, введение вычета на дизтопливо для судов не приведет к потерям бюджета, поскольку сейчас объем его поставок на бункеровку невысок.

Глава Московского речного пароходства Константин Анисимов добавляет, что ужесточение требований техрегламента приведет к еще большему росту цен, так как спрос на более экологичное топливо заметно вырастет. «При этом правила фактически остановят эксплуатацию половины флота: все новые сухогрузы работают на дешевом мазуте, отказ от которого приведет к росту тарифов на перевозку, а речка сегодня и так проигрывает железной дороге и трубе,— говорит он.— Компаниям придется нести дополнительные убытки, резать флот или вообще уходить с рынка».

Однако, уточняют собеседники “Ъ” в отрасли, вычет по дизтопливу может привести к росту манипуляций. «СМТ нельзя продать на заправке, а дизтопливо можно. В итоге судоходные компании и бункеровщики будут заинтересованы в том, чтобы завышать потребление, получать вычет и продавать часть дизтоплива на нефтебазы или сетям АЗС уже по рыночной цене»,— говорит один из источников “Ъ”. Фактически это будет способ ухода от уплаты акциза, и у бюджета могут возникнуть потери.

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ) в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сообщает следующее.

С 01.09.2021 пункт 1 статьи 183 НК РФ дополняется подпунктом 24 следующего содержания:

- реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных указанными российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Одновременно статья 184 НК РФ дополняется пунктом 9, в соответствии с которым налогоплательщик освобождается от уплаты акцизов при совершении операций, предусмотренных подпунктом 24 пункта 1 статьи 183 НК РФ, при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией соответствующих документов (их копий), указанных в данном пункте. При непредставлении документов в установленный срок суммы акциза подлежат уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки топлива, относящегося к средним дистиллятам.

При представлении налогоплательщиком необходимых документов по истечении срока, установленного пунктом 9 статьи 184 НК РФ, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению.

Учитывая то, что в действующем порядке заполнения налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2020 N ЕД-7-3/747@ (далее - налоговая декларация по акцизам), отсутствуют коды показателей, необходимые для отражения налоговых обязательств налогоплательщиков по операции, установленной подпунктом 24 пункта 1 статьи 183 НК РФ, до внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам ФНС России рекомендует при заполнении Раздела 2 налоговой декларации по акцизам отражать следующие коды:

- "20016" - реализация на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных указанными российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах;

- "20017" - реализация в налоговом периоде средних дистиллятов российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных указанными российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в случае непредставления в установленный срок документов, предусмотренных пунктом 9 статьи 184 Кодекса;

- "50012" - документально подтвержденный факт реализации иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с пунктом 9 статьи 184 Кодекса;

- "50013" - сумма акциза, предъявленная к возмещению, по средним дистиллятам, факт реализации которых иностранным организациям документально подтвержден в соответствии с пунктом 9 статьи 184 Кодекса.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: