Иммунитет государства и его виды правовой режим гражданско правовых сделок совершаемых государством

Обновлено: 02.05.2024

Государства в качестве субъекта международного частного права часто становятся участниками гражданско-правовых отношений международного характера. Государство, заключая какие-либо сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом. Согласно данному правовому режиму государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Для понимания иммунитета необходимо отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная.

Полная юрисдикция – государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний.

Ограниченная юрисдикция – государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по определенным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования – выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. На основании ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Иммунитет – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов государства.

Иммунитет – частичный отказ государства от осуществления своей территориальной юрисдикции, т. е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и иными органами.

В последней четверти XX в. некоторые государства стали принимать законы об иммунитете. Первый закон «Об иммунитетах иностранных государств» был принят в США в 1976 г. В 1978 г. в Великобритании был принят акт об иммунитете государства и т. д.

В тех государствах, где не создавалось отдельного закона об иммунитете, нормы о нем содержались в других законодательных актах.

В Российской Федерации специального закона об иммунитете нет, однако нормы об иммунитете закреплены в Гражданском кодексе.

Так, на основании ст. 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

А в соответствии со ст. 1204 Гражданского кодекса РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом с участием государства, правила распространения действия коллизионных норм применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов. В XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государства. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами:

1) судебным – неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя привлечь к судебной ответственности за границей;

2) от предварительного обеспечения иска – без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска;

3) от принудительного исполнения судебного решения – без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения;

4) собственности государства– собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государствасобственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;

5) доктрины акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) – если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему. Согласно коллизионному иммунитету государства к ЧПО государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Правом государства является его закон. Иммунитет государства – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов данного государства.

Виды иммунитета государства:

- материальный иммунитет (в отношениях с участием государства применяется право только этого государства; если государство начинает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то для государства применяются те же коллизионные принципы, что и для других субъектов – ст. 1204 ГК РФ);

- процессуальный иммунитет (неподсудность, неподчинённость одного государства суду другого и наоборот, чужое государство не подсудно этому государству). В праве выделяют 3 варианта такого иммунитета:

• судебный иммунитет (невозможность привлечения в наш процесс другой страны, без согласия этой страны в качестве ответчика – в силу принципа суверенитета);

• иммунитет от принудительного обеспечения иска (нельзя накладывать арест на имущество другого государства, без его согласия);

• иммунитет от принудительного исполнения решения (мало получить решение, нужно чтобы государство согласилось исполнить такое решение в отношении себя).

Все 3 варианта самостоятельны и друг с другом не связаны.

Раньше был абсолютный иммунитет, а сейчас сформировался функциональный иммунитет (т. е. всё зависит от того, для чего государство вступает в гражданско-правовые отношения).

Всё сводится к тому, что если государство участвует в отношениях как частное лицо, то никто, кроме суда этого государства не вправе разрешить спор. Если государство участвует в частноправовых отношениях, то иммунитета у государства нет и к нему можно предъявлять иски.

Есть 2 источника, касающихся иммунитета государства:

- Конвенция об иммунитете, Базель 1992 г.;

- Конвенция ООН о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, Гаага.

Обе конвенции не действуют.

Смысл этих конвенций – начало функционального иммунитета, т. е. в том, что иммунитет государства не абсолютен. Существует 2 критерия отграничения публичных начал от частных:

- критерий цели (какую цель преследует государство – публичную или частную);

- критерий предмета, характера деятельности (более эффективный критерий, поскольку определяется природа самих отношений, т. е. сама организация может выполнять какие-то действия, какие выполняет государство – если государство заключает договор поставки, то это будет являться разновидностью поставки вообще, а если организация может выполнять те же действия, что и государство, то это частный случай; облигации, закупка из-за рубежа).

ГПК РФ и АПК РФ по-другому говорят об иммунитете, по ним иммунитет абсолютен (у нас не принимаются иски к Германии, другим странам). Но АПК РФ придерживается функциональной доктрины (иски не принимаются, если государство выступает как представитель власти, однако во всех остальных случаях – принимаются).

Иммунитет государства – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов данного государства.

Виды иммунитета государства:

- материальный иммунитет (в отношениях с участием государства применяется право только этого государства; если государство начинает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то для государства применяются те же коллизионные принципы, что и для других субъектов – ст. 1204 ГК РФ);

- процессуальный иммунитет (неподсудность, неподчинённость одного государства суду другого и наоборот, чужое государство не подсудно этому государству). В праве выделяют 3 варианта такого иммунитета:

• судебный иммунитет (невозможность привлечения в наш процесс другой страны, без согласия этой страны в качестве ответчика – в силу принципа суверенитета);

• иммунитет от принудительного обеспечения иска (нельзя накладывать арест на имущество другого государства, без его согласия);

• иммунитет от принудительного исполнения решения (мало получить решение, нужно чтобы государство согласилось исполнить такое решение в отношении себя).

Все 3 варианта самостоятельны и друг с другом не связаны.

Раньше был абсолютный иммунитет, а сейчас сформировался функциональный иммунитет (т. е. всё зависит от того, для чего государство вступает в гражданско-правовые отношения).

Всё сводится к тому, что если государство участвует в отношениях как частное лицо, то никто, кроме суда этого государства не вправе разрешить спор. Если государство участвует в частноправовых отношениях, то иммунитета у государства нет и к нему можно предъявлять иски.

Есть 2 источника, касающихся иммунитета государства:

- Конвенция об иммунитете, Базель 1992 г.;

- Конвенция ООН о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, Гаага.

Обе конвенции не действуют.

Смысл этих конвенций – начало функционального иммунитета, т. е. в том, что иммунитет государства не абсолютен. Существует 2 критерия отграничения публичных начал от частных:

- критерий цели (какую цель преследует государство – публичную или частную);

- критерий предмета, характера деятельности (более эффективный критерий, поскольку определяется природа самих отношений, т. е. сама организация может выполнять какие-то действия, какие выполняет государство – если государство заключает договор поставки, то это будет являться разновидностью поставки вообще, а если организация может выполнять те же действия, что и государство, то это частный случай; облигации, закупка из-за рубежа).

ГПК РФ и АПК РФ по-другому говорят об иммунитете, по ним иммунитет абсолютен (у нас не принимаются иски к Германии, другим странам). Но АПК РФ придерживается функциональной доктрины (иски не принимаются, если государство выступает как представитель власти, однако во всех остальных случаях – принимаются).

Иммунитет государства – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов данного государства.

Виды иммунитета государства:

- материальный иммунитет (в отношениях с участием государства применяется право только этого государства; если государство начинает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то для государства применяются те же коллизионные принципы, что и для других субъектов – ст. 1204 ГК РФ);

- процессуальный иммунитет (неподсудность, неподчинённость одного государства суду другого и наоборот, чужое государство не подсудно этому государству). В праве выделяют 3 варианта такого иммунитета:

• судебный иммунитет (невозможность привлечения в наш процесс другой страны, без согласия этой страны в качестве ответчика – в силу принципа суверенитета);

• иммунитет от принудительного обеспечения иска (нельзя накладывать арест на имущество другого государства, без его согласия);

• иммунитет от принудительного исполнения решения (мало получить решение, нужно чтобы государство согласилось исполнить такое решение в отношении себя).

Все 3 варианта самостоятельны и друг с другом не связаны.

Раньше был абсолютный иммунитет, а сейчас сформировался функциональный иммунитет (т. е. всё зависит от того, для чего государство вступает в гражданско-правовые отношения).

Всё сводится к тому, что если государство участвует в отношениях как частное лицо, то никто, кроме суда этого государства не вправе разрешить спор. Если государство участвует в частноправовых отношениях, то иммунитета у государства нет и к нему можно предъявлять иски.

Есть 2 источника, касающихся иммунитета государства:

- Конвенция об иммунитете, Базель 1992 г.;

- Конвенция ООН о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, Гаага.

Обе конвенции не действуют.

Смысл этих конвенций – начало функционального иммунитета, т. е. в том, что иммунитет государства не абсолютен. Существует 2 критерия отграничения публичных начал от частных:

- критерий цели (какую цель преследует государство – публичную или частную);

- критерий предмета, характера деятельности (более эффективный критерий, поскольку определяется природа самих отношений, т. е. сама организация может выполнять какие-то действия, какие выполняет государство – если государство заключает договор поставки, то это будет являться разновидностью поставки вообще, а если организация может выполнять те же действия, что и государство, то это частный случай; облигации, закупка из-за рубежа).

ГПК РФ и АПК РФ по-другому говорят об иммунитете, по ним иммунитет абсолютен (у нас не принимаются иски к Германии, другим странам). Но АПК РФ придерживается функциональной доктрины (иски не принимаются, если государство выступает как представитель власти, однако во всех остальных случаях – принимаются).

Государство выступает субъектом МЧП в случаях, когда другой стороной правоотношения является иностранное физическое или юридическое лицо.

приобретение иностранными лицами государственных облигаций

заключение иностранными фирмами концессионных соглашений с государством

наследование государством выморочного имущества, находящегося за рубежом и т.п.

I. Особенность участия государства в международных частно­правовых отношениях заключается в том, что государство обладает юрисдикционным иммунитетом.

Выделяют 3 вида юрисдикционного иммунитета:

судебный иммунитет - это неподсудность одного государства (без его согласия) судам другого государства

иммунитет от предварительного обеспечения иска - это запрещение наложения ареста или принятия иных мер по обеспечению иска в отношении имущества государства по решению иностранного суда. Однако государство может согласиться с принятием таких мер иностранным судом.

иммунитет от исполнения судебного решения - т.е. судебное решение, вынесенное против иностранного государства, не может быть исполнено без его согласия.

Государство может отказаться от принадлежащих ему иммунитетов. Однако отказ должен быть произведён в отношении каждого иммунитета в отдельности.

Например: государство может согласиться участвовать в судебном процессе на территории иностранного государства, но оно не обязано исполнять решение иностранного суда.

Некоторые учёные (в частности Богуславский М.М.) выделяют также четвертый вид иммунитета - иммунитет собственности государства (т.е. собственность государства, находящаяся за рубежом, священна и неприкосновенна. Обычно имеется в виду:

помещения дипломатических и консульских представительств

средства на счетах Центрального Банка, имеющиеся за рубежом

имущество, принадлежащее культурным центрам, которые создаются государством за рубежом и т.д.)

При этом государство придерживается в своей практике одной из двух доктрин иммунитета:

Доктрина абсолютного иммунитета

Доктрина ограниченного (функционального) иммунитета

Иммунитет распространяется на любую деятельность государства (т.е. государство всегда пользуется иммунитетом)

Государство не может ссылаться на свой иммунитет в случаях, когда оно занимается некоммерческой деятельностью и выступает как частное лицо

Распространена в практике стран социалистической ориентации

Распространена в практике США, Великобритании, Канады, стран Европейского Союза

Недостаток доктрины - государство, предоставляя безусловный иммунитет иностранному государству, не может рассчитывать на взаимность со стороны тех государств, которые придерживаются доктрины функционального иммунитета

Недостаток доктрины -очень сложно разграничить деятельность государства на два вида: 1) деятельность, которую государство осуществляет как суверен 2) деятельность, которую государство осуществляет в качестве торговца или частного лица Например: если государство закупает у иностранной фирмы продовольствие для собственной армии, то данная деятельность с одной стороны является коммерческой, а с другой стороны - публично-правовой (т.к. продовольствие закупается для собственной армии)

В своей практике СССР и Россия (до недавнего времени) придерживались доктрины абсолютного иммунитета.

В настоящее время в России двойственная позиция по отношению к данному вопросу: с одной стороны в ст.401 ГПК РФ записано, что предъявление иска к иностранному государству, наложение ареста на его имущество, а также обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов иностранного государства (т.е. закреплена доктрина абсолютного иммунитета), с другой стороны в ст.251 АПК РФ записано, что государство обладает иммунитетом только в случае, когда оно выступает в качестве носителя власти (т.е. закреплена доктрина функционального иммунитета). Учитывая, что споры из предпринимательской деятельности рассматриваются арбитражными судами, можно отметить, что российское государство всё" более склоняется к доктрине функционального иммунитета.

II. Другой особенностью участия государства в международных частно-правовых отношениях является то, что все сделки с участием государства всегда подчиняются праву данного конкретного государства - этот принцип закреплён в решении Постоянной палаты международного правосудия 1929 года (предшественница Международного суда ООН). В Решении отмечалось, что «к особенностям государственного суверенитета относится то обстоятельство, что государство не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств по договору иному правопорядку, чем собственному».

1. Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает су­веренитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem поп nabet impe-rium» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов им­мунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принуди­тельного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem поп habet jurisdictionem» — «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намере­ваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следую­щем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в нью-йоркский порт советский пароход «Россия», пытаясь объяснить эти незакон­ные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы во время качки судна в море. Арест был произведен в порядке обеспечения иска. Со­ветское посольство по поручению правительства СССР обратило внимание государ­ственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, при­надлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммуни-

§ 2. Иммунитет государства и его виды

тетом, заявив протест против указанных действий американских властей. После этого представления госдепартаменту 6 апреля 1948 г. в федеральных судах Восточ­ного и Южного округов Нью-Йорка были вынесены решения о снятии ареста с судна.

В данном случае советское государство не давало согласия на рассмотрение дела в суде вообще; здесь действовало общее положение об иммунитете, но и в случае, если согласие государства на рассмотрение дела имеется, оно не распространяется на предварительное обеспечение иска.

Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение ре­шения, вынесенного против государства.

Наряду с этими тремя видами иммунитета говорят еще об иммунитете собственности государства (см. гл. 7). Это более общее понятие, посколь­ку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в от­ношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на не­применение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных до­говорах, и прежде всего в торговых.

Вступая в гражданско-правовые отношения с иностранной компанией, государство может дать в заключаемом им соглашении согласие на предъ­явление к нему исков в суде, а также на применение к нему мер по пред­варительному обеспечению иска или же в отношении принудительного ис­полнения.

2. В прошлом веке и в начале XX века положение об иммунитете госу­дарства и его собственности находило повсеместное применение и судами ряда государств был вынесен ряд руководящих решений (leading case) no этому вопросу.

Затем стала развиваться теория так называемого функционального, или ограниченного, иммунитета. Согласно этой теории, когда государство действует как суверен, совершает акт властвования, оно всегда пользуется иммунитетом. Если же государство совершает действия в качестве част­ного лица, осуществляет внешнеторговые операции, то есть занимается какой-либо коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользу­ется. Такой точки зрения придерживались суды Австрии, Швейцарии, Бельгии, Италии, Греции. Теория функционального иммунитета получила применение в практике судов ФРГ (решения конституционного суда в 1962 и 1963 гг. по вопросам иммунитета).

152 Глава 6. Статус государства как участника гражданско-правовых отношений

Советская доктрина исходила из того, что государство не перестает быть суверенным, когда оно выступает в экономическом обороте. Государ­ство не отказывается от своего суверенитета и не лишается его. Практика показала, что разграничить действия, совершаемые de jure imperil (в ка­честве акта властвования суверена), и действия, совершаемые dejureges-tionis (в качестве частного лица), на основе объективных критериев не­возможно.

В судах стран Запада был рассмотрен ряд дел, касавшихся иммунитета советского государства.

Одним из них, на примере которого можно разобрать отдельные положения, ка­сающиеся иммунитета государства и его собственности, было известное дело о со­ветском золоте, рассмотренное в США в 1928—1932 годах.

Для расчетов по некоторым сделкам в США было вывезено и депонировано в двух нью-йоркских банках определенное количество советского золота в слитках. Го­сударственный французский банк предъявил иск о выдаче ему этого золота не к со­ветскому правительству и не к Госбанку СССР, а к нью-йоркским банкам, в которых оно находилось. Французский банк утверждал, что в порядке предоставления займов царскому правительству еще до революции он поместил в банк в Петербурге опре­деленное количество золотых слитков и что слитки, которые находятся в американ­ских банках, и есть те самые, которые в 1916 году им были привезены в Петербург.

В иске было отказано. Остановимся на некоторых принципиальных вопросах этого дела, на решение которых повлияли прежде всего интересы тех американских деловых кругов, которые были за развитие торговли с СССР.

В решении федерального суда Южного округа Нью-Йорка от 5 июня 1931 г. зна­чительное место занял вопрос об иммунитете государства и его собственности. Суд, •• в частности, указал, что «одним из обычных свойств государственного суверенитета является изъятие от исков со стороны иностранцев. Было бы нарушением одного из атрибутов суверенитета, если бы правительство иностранного государства привле­калось в качестве ответчика на суде без его согласия». Суд признал, что иммунитетом должно пользоваться не только государство, не только правительство, но и любой орган советского государства, в частности Госбанк СССР, являющийся, как выра­зился суд, «частью (party) советского правительства».

Трудным для американского суда был вопрос о дипломатическом признании. Со­ветский Союз не был признан в то время Соединенными Штатами, но он был при­знан Францией. В решении суда говорилось: «Хотя и не состоялось признание пра­вительством Соединенных Штатов того, что было названо советским режимом, ни как правительства де-юре, ни как правительства де-факто, мы только прячем головы в песок, подобно страусам, если не хотим признать это». Исходя из этого, суд сделал вывод, что вопрос о признании не имеет значения, поскольку советское государство реально существует, а раз это так, значит, следует признать иммунитет в отношении его собственности, и всякого рода возражения, связанные с непризнанием государ­ства, отпадают.

Далее суд рассуждал следующим образом. Советское государство утверждает, что оно собственник этого золота, хотя это имущество находится во владении нью-йоркских банков. Право собственности советского государства изданное имущество оспариваться не может. Не может быть и наложен арест на это имущество. Если у французского банка есть какая-либо претензия к советскому государству, он вправе обратиться непосредственно к советскому государству, но наложить арест на иму­щество советского государства нельзя. Таким образом, в решении содержалось

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: