Имеет ли право суд запросить в больнице историю болезни

Обновлено: 16.05.2024

Информация о здоровье человека является врачебной тайной и персональными данными самого человека. Однако многие не знают, что информацию о здоровье и медицинские документы, в которых эта информация закреплена, можно получить в поликлинике или стационаре больницы. Дело в том, что некоторые медицинские регистраторы на вопрос о получении документов продолжают по старинке отвечать: такие документы не выдаем!

Какими нормативными актами регулируется выдача информации и документов о здоровье?

Выдача информации о состоянии здоровья регулируется, прежде всего, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Кроме того, регулирование производиться Приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них»; Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».

Что именно обязаны выдать медики?

Медики обязаны выдавать: информацию о состоянии здоровья; копию медицинской карты амбулаторного больного; копию медицинской карты стационарного больного; выписку из медицинского документа; результаты исследований (лабораторных, диагностических, инструментальных, гистологические стекла); справки; медицинские заключения.

К медицинским документам медики должны прикладывать цифровые изображения на цифровых носителях (магнитных лентах, CD- и DVD-дисках, магнитно-оптических дисках); аналоговые изображения (рентгенограммы, флюорограммы, фото-, киноизображения, микрофиши).

Кто может получить информацию и документы о состоянии здоровья?

Во-первых, право на получение информации и документов имеет сам пациент.

Во-вторых, такое право имеет представитель пациента — любое доверенное лицо (например, родственник или адвокат).

Отметим, что представитель пациента имеет право получить информацию и документы, в том числе после смерти пациента. Исключение составляют случаи, если пациент установил запрет в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

Что нужно сделать для того, чтобы получить информацию и документы?

Для получения информации и документов нужно подать медикам запрос.

В запросе должны быть указаны все данные, которые позволят идентифицировать личность пациента (дата рождения, адрес, паспортные данные). В запросе подробно указываются контактные данные (почтовый адрес, электронный адрес, телефон). Обязательно указывается наименование медицинского документа; период, за который запрашивается медицинский документ; сведения о способе получения медицинского документа. Запрос должен содержать дату и подпись пациента/его представителя.

Если запрос подает представитель, к запросу обязательно прикладывается нотариально удостоверенная доверенность. В такой доверенности должны быть прямо прописаны полномочия на подачу заявления медикам и получение от них строго определенного перечня документов. К запросу адвоката желательно приложить договор на услуги представительства.

Как можно подать запрос?

Запрос можно подать при личном обращении; по почте России; через портал Государственных услуг Российской Федерации (в электронном виде).

Как можно получить информацию и документы?

Информацию и документы можно получить при личном обращении; по почте России; через портал Государственных услуг Российской Федерации (в электронном виде).

Если документы вы планируете получать лично, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Представитель пациента при себе должен иметь документ, удостоверяющий личность, оригинал доверенности, оригиналы документов, подтверждающих родственные (супружеские) отношения.

Какие сроки выдачи информации и документов?

Информация о состоянии здоровья, копия медицинской карты амбулаторного больного; копия медицинской карты стационарного больного; выписка из медицинского документа; результаты исследований (лабораторных, диагностических, инструментальных) выдаются в срок не позднее 30 (тридцати) дней с даты регистрации запроса.

В случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях или условиях дневного стационара, выписка из медицинских документов, копии медицинской карты стационарного больного, результаты исследований (лабораторных, диагностических, инструментальных) выдаются в срок 1 (одни) сутки с момента обращения (но не ранее их изготовления в соответствии со сроками, установленными нормативным актом).

Медицинские заключения и справки должны быть выданы в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после окончания медицинского обследования пациента.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" (документ не вступил в силу)


Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, № 31, ст. 4791) и подпунктом 5.2.21 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2017, N 52, ст. 8131), приказываю:

Утвердить порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них согласно приложению.

Министр М.А. Мурашко

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. № 789н

Порядок
и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них

1. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливают правила и условия выдачи медицинскими организациями пациенту либо его законному представителю медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента, в том числе медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях 1 , результатов лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, иных медицинских документов (далее - медицинские документы), копий медицинских документов и выписок из медицинских документов, если иной порядок предоставления (выдачи) медицинского документа определенной формы, копии медицинского документа либо выписки из медицинского документа не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

2. Для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем, в случае если пациентом является несовершеннолетний, не достигший возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 2 , либо гражданин, признанный в установленном законом порядке недееспособным, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), единой системы идентификации и аутентификации, федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций и иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее соответственно - запрос, информационные системы), который составляется в свободной форме и содержит:

1) сведения о пациенте:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента;

в) адрес места жительства (места пребывания);

2) в случае обращения от имени пациента его законного представителя - сведения о законном представителе, указанные в подпункте 1 настоящего пункта;

3) наименования медицинских документов (их копий) или выписок из них, отражающих состояние здоровья пациента, которые пациент либо его законный представитель намерен получить, и период, за который он намерен их получить;

4) сведения о способе получения пациентом (его законным представителем) запрашиваемых медицинских документов (их копий) или выписок из них (для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них на бумажном носителе - при личном обращении или по почте, для получения медицинских документов и выписок из них в форме электронных документов - посредством направления в личный кабинет пациента (его законного представителя) на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения или посредством информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 3 );

5) дату подачи запроса и подпись пациента либо его законного представителя (для письменного запроса).

3. В случае направления запроса пациентом либо его законным представителем о предоставлении оригиналов следующих медицинских документов пациенту либо его законному представителю предоставляется их копия или выписка из них, за исключением случаев формирования указанных медицинских документов в форме электронных документов:

1) медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

2) медицинская карта стационарного больного;

3) история развития новорожденного;

4) история развития ребенка;

5) медицинская карта ребенка;

6) индивидуальная карта беременной и родильницы;

7) история родов;

8) медицинская карта стоматологического пациента;

9) медицинская карта ортодонтического пациента;

10) протокол патолого-анатомического вскрытия 4 ;

11) протокол патолого-анатомического вскрытия плода, мертворожденного или новорожденного 4 ;

12) медицинская карта прерывания беременности.

4. При подаче запроса лично, а также при личном получении медицинских документов (их копий) и выписок из них пациент либо его законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Законный представитель пациента дополнительно предъявляет документ, подтверждающий его статус.

В случае выбора способа получения пациентом (его законным представителем) запрашиваемых медицинских документов (их копий) или выписок из них по почте соответствующие медицинские документы (их копии) или выписки из них направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

5. В случае отсутствия в запросе сведений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и (или) документа, подтверждающего статус законного представителя, медицинская организация в письменной или электронной форме информирует об этом пациента либо его законного представителя в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня регистрации в медицинской организации запроса.

6. Предоставление пациенту либо его законному представителю копий медицинских документов и выписок из них на бумажном носителе осуществляется в количестве одного экземпляра.

Запись о предоставлении пациенту либо его законному представителю копий медицинских документов или выписок из медицинских документов вносится в медицинские документы пациента.

7. К медицинским документам (их копиям) и выпискам из них могут прилагаться аналоговые изображения (рентгенограммы, флюорограммы, фото-, киноизображения, микрофиши) или цифровые изображения на цифровых носителях (магнитных лентах, CD- и DVD-дисках, магнитно-оптических дисках) (за исключением медицинских документов в форме электронного документа), в случае указания на необходимость их предоставления в запросе, и при условии наличия в медицинских организациях соответствующих архивных данных.

8. Максимальный срок выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них с момента регистрации в медицинской организации запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации 5 .

В случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях или условиях дневного стационара, выписка из медицинских документов, копии медицинских документов предоставляются пациенту либо его законному представителю в суточный срок с момента обращения.

9. Выписка из медицинских документов на бумажном носителе оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачом (фельдшером, акушеркой), заверяется печатью медицинской организации (при наличии), в оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе), и выдается пациенту (его законному представителю).

10. Копии медицинских документов, изготавливаемые на бумажном носителе методом ксерокопирования, заверяются на последней странице отметкой "Копия верна", подписью ответственного медицинского работника с указанием его фамилии, инициалов, должности и даты выдачи копии, а также печатью (при наличии), на оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе).

11. При формировании медицинской документации в форме электронных документов в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 6 (далее - Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья), медицинская организация по запросу изготавливает на бумажном носителе копии электронных медицинских документов и выписки из них в соответствии с настоящим Порядком.

12. При наличии технической возможности медицинские документы и выписки из них в форме электронных документов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника, а также усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени медицинской организации, направляются пациенту или его законному представителю в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, в том числе посредством направления с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в личный кабинет пациента (его законного представителя) на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Сведения о медицинских работниках должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения 7, а сведения о медицинских организациях - в Федеральный реестр медицинских организаций единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения 8.

13. Работник медицинской организации, на которого возложены функции по предоставлению пациенту либо его законному представителю медицинских документов (их копий) и выписок из них, осуществляет:

1) регистрацию запросов в день их поступления в медицинскую организацию;

2) хранение поступивших запросов;

3) оформление копий медицинских документов;

4) выдачу медицинских документов (их копий) и выписок из них, а также направление электронных документов;

5) ведение, в том числе в электронной форме, журнала приема запросов и выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них (далее - журнал).

14. При оформлении копий медицинских документов и выписок из медицинских документов в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, используются печати или штампы без указания профиля медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, за исключением случаев, когда в запросе содержатся требования о предоставлении копий медицинских документов или выписок из медицинских документов медицинской организацией определенного вида.

15. Факт выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них фиксируется записью в журнале, которая должна содержать:

1) сведения о пациенте, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка;

2) в случае обращения от имени пациента его законного представителя - сведения о законном представителе, указанные в подпункте 2 пункта 2, абзаце втором пункта 4 настоящего Порядка;

3) дату подачи запроса и дату выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них или дату направления медицинских документов (их копий) и выписок из них в форме электронных документов, а также адрес электронной почты пациента или его законного представителя;

4) наименование выданного документа с указанием его типа: оригинал, копия, выписка (в случае выдачи копий медицинских документов и выписок из них указывается период времени, за который они выданы);

5) срок возврата оригиналов медицинских документов;

6) подпись пациента либо его законного представителя о получении медицинских документов (их копий) и выписок из них (за исключением случаев направления медицинских документов (их копий) и выписок из них заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов);

7) сведения о медицинском работнике, который произвел выдачу (направление) медицинских документов (их копий) и выписок из них (фамилия, инициалы, должность), и его подпись (усиленная квалифицированная электронная подпись в случае ведения журнала в электронной форме).

1 Пункт 5.2.199 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2017, N 52, ст. 8131).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2016, N 27, ст. 4219.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791.

4 Статьи 14, 67 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2020, N 24, ст. 3740).

5 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 22, ст. 2675.

7 Пункт 6 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2849; 2019, N 6, ст. 533) (далее - Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения).

8 Пункт 10 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

Обзор документа

На законодательном уровне был уточнен порядок получения пациентом (его законным представителем) медицинских документов (их копий) и выписок из них, отражающих состояние здоровья пациента. Направляется запрос, в т. ч. в электронном виде. Документы и выписки также предоставляются в электронной форме.

В связи с этим Минздрав обновил алгоритм действий для получения упомянутых документов и выписок. Указаны сроки. Закреплен конкретный перечень документов, которые будут предоставляться.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Минздрава России (Министерство здравоохранения РФ) от 29 июня 2016 г. №425Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА ЛИБО ЕГО ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ С МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ОТРАЖАЮЩЕЙ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА"


Обзор документа

Приказ Минздрава России (Министерство здравоохранения РФ) от 29 июня 2016 г. №425Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА ЛИБО ЕГО ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ С МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ОТРАЖАЮЩЕЙ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА"

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.

Министр В.И. Скворцова

Порядок
ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2016 г. № 425н)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила ознакомления пациента либо его законного представителя с оригиналами медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента и находящейся на рассмотрении в медицинской организации и иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии (далее соответственно - медицинская документация, медицинская организация).

2. Основаниями для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией является поступление в медицинскую организацию от пациента либо его законного представителя письменного запроса о предоставлении медицинской документации для ознакомления (далее - письменный запрос).

3. Письменный запрос содержит следующие сведения:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) законного представителя пациента;

в) место жительства (пребывания) пациента;

г) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента;

д) реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (при наличии);

е) реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (при наличии);

ж) период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией;

з) почтовый адрес для направления письменного ответа;

и) номер контактного телефона (при наличии).

4. Рассмотрение письменных запросов осуществляется руководителем медицинской организации или уполномоченным заместителем руководителя медицинской организации.

5. Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией осуществляется в помещении медицинской организации, предназначенном для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией (далее - помещение для ознакомления с медицинской документацией).

6. Перед передачей пациенту или его законному представителю для ознакомления оригинала медицинской документации обеспечивается сохранение копии медицинской документации на бумажном носителе.

До сведения пациента либо его законного представителя (при наличии) в устной форме доводится информация о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленной для ознакомления медицинской документацией.

7. График работы помещения для ознакомления с медицинской документацией устанавливается руководителем медицинской организации с учетом графика работы медицинской организации и медицинских работников.

8. В помещении для ознакомления с медицинской документацией ведутся следующие учетные документы:

а) журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал предварительной записи);

б) журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал учета работы помещения).

9. В журнал предварительной записи вносятся следующие сведения:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента;

б) число, месяц, год рождения пациента;

в) место жительства (пребывания) пациента;

г) дата регистрации письменного запроса пациента либо его законного представителя;

д) период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией;

е) предварительные дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией.

10. В журнал учета работы помещения вносятся следующие сведения:

а) дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией;

б) время выдачи медицинской документации на руки пациенту либо его законному представителю и ее возврата;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента либо его законного представителя, получившего на руки медицинскую документацию;

г) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя (сведения заполняются на основании документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя);

д) реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (сведения заполняются на основании документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента);

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) лечащего врача или другого медицинского работника, принимающего непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента;

ж) вид выданной на руки пациенту либо его законному представителю медицинской документации;

з) личная подпись пациента либо его законного представителя об ознакомлении с медицинской документацией.

11. Предварительные дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией, предусмотренные подпунктом «е» пункта 9 настоящего Порядка, устанавливаются с учетом графика работы помещения для ознакомления с медицинской документацией и числа поступивших письменных запросов.

Максимальный срок ожидания пациентом либо его законным представителем посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией с момента регистрации в медицинской организации письменного запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации*.

12. Пациенты, которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским причинам ограничено, в том числе ввиду назначенного режима лечения, имеют право на ознакомление с медицинской документацией непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, в котором они пребывают.

Сведения о наличии оснований для ознакомления с медицинской документацией непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, указываются в письменном запросе и заверяются подписью руководителя соответствующего структурного подразделения медицинской организации.

Заведующий структурным подразделением медицинской организации обеспечивает возможность ознакомления пациента с медицинской документацией.

13. При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником в медицинской документации во время приема (посещения на дому).

* Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2015, № 45, ст. 6206).

Обзор документа

Пациент либо его законный представитель на основании письменного запроса может ознакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья.

Запрос рассматривает руководитель организации (уполномоченный заместитель). Перед передачей оригиналов документации на ознакомление в организации сохраняются их бумажные копии.

Пациент (представитель) знакомится с документацией в специально предназначенном для этого помещении медорганизации. Там ведется журнал предварительной записи посещений и журнал учета работы помещения. Определен перечень сведений, которые заносятся в указанные журналы.

Пациенты, проходящие лечение в стационаре, могут ознакомиться с документацией непосредственно в структурном подразделении, в котором они пребывают. При оказании первичной помощи в амбулаторных условиях пациент может ознакомиться с записями, сделанными медработником во время приема.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Супруг умершего, его близкие родственники (и неблизкие – если близких нет), а также лицо, которое указано в информированном добровольном согласии пациента (далее – ИДС) в качестве того, кому можно передавать информацию о состоянии его здоровья, например, "гражданский" супруг, – все они вправе получить доступ к медицинской документации умершего пациента с правом ее копирования. Отказ в предоставлении такой информации со ссылкой на врачебную тайну противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой любая информация должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

На это указал Конституционный Суд РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой"), рассмотрев жалобу вдовы пациента НИИ гематологии. Имея подозрения, что его кончина связана, в том числе, с некачественным оказанием ему медицинской помощи, вдова безуспешно пыталась получить его медицинскую карту (муж указал ее в одном из ИДС как лицо, которому нужно сообщать информацию о его здоровье). Прокурор одобрил действия медиков по сохранению врачебной тайны. Отказ в предоставлении медкарты был признан законным решениями районного и областного судов, а ВС РФ отказался пересматривать дело. Суды сочли, что наличие ИДС не является основанием для выдачи другому лицу меддокументов, а лишь дает право на получение информации о диагнозе и состоянии здоровья пациента. А право получать меддокументы и читать их остается исключительно у пациента.

Кроме того, по факту смерти было возбуждено уголовное дело, а вся документация была изъята из НИИ гематологии следователем. И хотя вдова была, разумеется, признана потерпевшей, однако ознакомиться с медкартой мужа в рамках уголовного она все же не смогла, – следователь разъяснил, что право на ознакомление с материалами уголовного дела возникнет у нее только после окончания расследования.

Таким образом, к моменту обращения в КС РФ все правовые средства к ознакомлению с меддокументами были исчерпаны.

Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу, напомнил о ранее высказанной им позиции: если сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента доступны родным пациента в силу закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", то сохранение в тайне от них информации о предпринятых мерах медицинского вмешательства, в том числе о диагностике, лечении, назначенных препаратах, не может во всех случаях быть оправдано необходимостью защиты врачебной тайны, особенно с учетом мотивов и целей обращения за такими сведениями. В таких ситуациях суд либо прокурор, по мнению КС РФ, должны – на основе принципов соразмерности и справедливости – принять решение о необходимости ознакомить родных умершего пациента со сведениями из его истории болезни (определение от 09 июня 2015 г. № 1275-О). Однако КС РФ констатировал, что на практике данные органы не прилагают достаточных усилий, чтобы быстро и эффективно защитить права граждан в этой сфере. Госдума, со своей стороны, тоже бездействует – после упомянутого определения от 09 июня 2015 № 1275-О Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" был скорректирован 34 раза, но ни одна из этих поправок не облегчила доступ заинтересованных лиц к медицинской документации умершего пациента.

С учетом этого Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ спорные положения Закона об основах охраны здоровья граждан – в той мере, в какой их неопределенность не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его ИДС. Федеральному законодателю надлежит внести в спорные нормы необходимые изменения.

А пока соответствующие поправки в Закон № 323-ФЗ не приняты – медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его ИДС, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме – предоставлять соответствующие электронные документы.

Отказать им в этом можно только в одном случае: если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну.

1. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.

На основании ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). По смыслу приведенной нормы подобные запросы возможны либо в рамках возбужденного уголовного дела*(1), либо уголовного судопроизводства, либо на стадии исполнения уголовного наказания. При этом перечень лиц, которые вправе обращаться в медицинские учреждения с такими запросами, сформулирован исчерпывающим образом. Полиция в этом списке не поименована.

Как видим, в приведенной норме особо оговорено право должностных лиц полиции получать сведения, относящиеся к персональным данным, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу - субъекту персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", далее - Закон N 152-ФЗ). Причем это могут быть и специальные категории персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья гражданина (ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).

В ч. 4 ст. 13 Закона N 3-ФЗ установлено, что данные требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в этом требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения (смотрите, к примеру, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 (Извлечение)). Однако требование должностного лица полиции будет обязательным только в том случае, если оно мотивировано, то есть в нем должны быть указаны основания запроса.

мотивированного запроса от органов полиции организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе содержащие персональные данные пациентов.

Обратим внимание, что если истребуется медицинская документация для проведения экспертизы, то документы должны предоставляться в оригиналах. Это следует, в частности, из п. 67 приказа Минздравсоцразвития от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации", где сказано, что исследование заверенных копий документов допускается только в случае невозможности исследовать оригиналы медицинских документов по письменному разрешению органа или лица, назначившего экспертизу. В п. 7 постановления Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" также предписано, что медицинские документы, представляемые для судебно-медицинской экспертизы, должны быть подлинными. В иных случаях, на наш взгляд, таковыми могут быть и надлежащим образом заверенные копии отдельных медицинских документов, выписки, справки и т.п.

2. В отношении запросов, поступающих от судебных приставов-исполнителей, отметим, что их право обрабатывать специальные категории персональных данных граждан, в том числе и получать их, закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ, в силу которого обработка таких персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она осуществляется в числе прочего и в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

При этом надлежит учитывать, что одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, не совместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ).

*(1) Данная норма корреспондируется с положениями уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: