Имеет ли право государство вмешиваться в жизнь гражданского общества

Обновлено: 02.05.2024

Гражданское общество — это некоммерческие и неправительственные организации, действующие в интересах граждан; это благотворительные организации, религиозные организации, фонды, неправительственные организации (НПО), профсоюзы и профессиональные объединения.

Иногда этот термин используется для определения степени эволюции цивилизованного общества, когда существует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, с исполнением обязанностей.

Примеры гражданского общества:

  • средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы; и др.

Какая связь между гражданским обществом и государством?

Гражданское общество влияет на государство посредством демократических институтов, тем самым заставляя его принимать законы о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. д.

Что такое правовое государство?

Российская Федерация — это правовое государство. Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон, его главная задача состоит в защите прав и свобод человека и гражданина. Любые организации правового государства неукоснительно выполняют законы.

Такое государство обеспечивает все условия для обеспечения свободы гражданина, которые опираются на правило "что не запрещено законом, то дозволено".

Государство наделено властью, обеспечивающей гармоничное существование и развитие общества.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества включают:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека (включает свободу слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения и т. д.);
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике, знание законов — подлинная заинтересованность в улучшении жизни граждан;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Основные функции гражданского общества

Гражданское общество в основном выполняет функции:

  • укрепление правопорядка;
  • просвещение о правах и обязанностях;
  • повышение качества и доверия к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • наблюдение и контроль политической власти (например, наблюдение за выборами для обеспечения демократии).

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества содержит элементы, которые сотрудничают между собой и объединяются в координированную горизонтальную систему связей.

Этими элементами являются:

  • различные общественные объединения (экологические, молодёжные, культурные и др.);
  • защита и правозащита граждан;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Политические организации

Институтами гражданского общества считаются лишь те политические партии, которые не находятся у государственной власти.

В тот момент, когда политическая партия получает государственную власть и начинает её осуществлять, она становится частью государства, таким образом перестаёт быть гражданским обществом.

Следовательно, не все политические партии и движения входят в систему гражданского общества.

Финансирование институтов гражданского общества

Институты гражданского общества — это разные союзы или организации, в которых люди объединяются из-за каких-то общих интересов (например, защита прав человека).

Институты гражданского общества должны быть полностью независимы от государства. Одно из главных требований для достижения абсолютной независимости — это финансовая самостоятельность. Однако во многих странах структура финансирования гражданского общества отличается — правительство может выступать даже главным источником финансирования.

Особенности развития гражданского общества в России

Главная особенность становления гражданского общества в России заключается в сложности и длительности процесса. По всей вероятности, причиной является переход от авторитарного менталитета к демократическому.

Одновременно с этим непростым процессом становления демократии происходит и развитие правового государства, которое необходимо для существования гражданского общества. Россия продолжает находиться в процессе этого развития, как и многие другие страны.

Какие предпосылки формирования гражданского общества существовали в России?

Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом образуется юридическая свобода человека.

В 1993 году была принята действующая Конституция Российской Федерации. Это событие стало значительным шагом на пути к формированию правового государства и гражданского общества.

Право гражданина на экономическую и политическую свободу выбора закреплено законом. Но также и право на объединение (включая право на создание профсоюзов).

Конституция РФ рассматривает право частной собственности как экономическую свободу граждан. В РФ существуют и защищаются равным образом разные формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы.

Концепция взаимодействия общества и государства принципиально неверна. Пространства для взаимодействия просто нет. Правильнее говорить о контроле общества за государством.

Общество (гражданское общество) и государство - не равноправные социальные единицы. В современных условиях общество содержит и направляет государство на решение вполне определённых задач. Механизм прост - выборы.

Избиратели, то есть общество, выбирают из политических партий представительный орган - парламент, который образует правительство. В президентской республике параллельно избирается ещё и президент, который формирует своё правительство. Но значение парламента и в этом случае велико, прежде всего, как распорядителя кредитов (финансов страны) и, во вторую очередь, как законодателя. Парламентарии и президент организуют работу чиновничества (министерств и ведомств) в соответствии со своими программами и обещаниями, данными избирателям.

Третья власть государства - судебная - формируется совместно парламентом и президентом, но её не контролирует. Задача судов - обеспечить соблюдение конституции и законов всеми, в т.ч. и государством.

Общество контролирует государство, власть с помощью средств массовой информации. Поэтому вопрос свободы деятельности СМИ - вопрос принципиальный. СМИ должны иметь свободный доступ к государственной информации. Их задача ("хлеб") вскрывать нарушения, совершаемые властью. В государстве, на самом деле, очень мало информации, которая реально является секретной и связана с вопросами национальной (а не государственной) безопасности. Власть обязана проводить регулярные пресс-конференции, реагировать на требования СМИ о предоставлении им информации по тем или иным вопросам. Основной объём информации в государстве секретится для того, чтобы скрыть непрофессионализм, коррупцию, ошибки и глупость.

Ещё один канал контроля избирателей своей власти - это прямые встречи с парламентариями.

В нормальном государстве власть не всесильна, она всегда ограничена - другими ветвями власти и СМИ. В нормальном государстве существует множество вещей, которые ни президент, ни парламент, ни судебная власть переделать не в состоянии - у них просто прав на это нет.

Наиболее рельефно мы все имеем сейчас возможность наблюдать функционирование этого механизма на примере США.

Президент начал реализовывать свои предвыборные обещания. Первым делом он отменил введённую предыдущим президентом систему обязательного медицинского страхования, которая уже начала работать и охватила более 20 млн. чел. (избирателей). Предложенная партией президента (республиканцами) альтернатива встретила сопротивление избирателей, что проявилось в ходе многочисленных встреч конгрессменов с избирателями. Последние ясно заявили о том, что не будут голосовать за конгрессменов, если их медстраховка пострадает. Через 2 года многим из конгрессменов (всей Палате представителей и трети сенаторов) предстоят перевыборы. Они, конечно, хотят сохранить свои места в Конгрессе. В этой ситуации у предложенного республиканцами нового плана уже нет поддержки в самом Конгрессе. Казалось бы, республиканцы в большинстве и спокойно могли бы провести любой законопроект, ан нет, не выходит. И давление президента в пользу принятия нового проекта не помогает.

Президент своим указом ввёл запрет на въезд мусульман из 7 стран (название решения чуть более политкорректно, но все его рассматривают именно как антимусульманский указ). Указ сразу же был заблокирован несколькими судами. Апелляционный суд подтвердил решения судов. Президент скорректировал и принял новый указ, и вновь суды признали его дискриминационным. Подаётся новая апелляция. Перспективы её удовлетворения никакой.

Конгресс, встревоженный информацией о связях президента с иностранным государством, инициирует специальное расследование с привлечением спецслужб. Это делает Конгресс, где большинтво составляет партия президента - республиканцы. Конгресс не может не начать такого расследования - не только из-за соображений национальной безопасности. Дело в том, что по прошествии ряда лет в результате, например, открытия архивов (ещё один очень важный инструмент в контроле за государством!) или ещё каким-то образом может вскрыться информация, что президент действительно имел незаконные связи с иностранным государством. Тогда следователи вынуждены будут привлечь к ответственности тех, кто знал об этой информации, но отказался своевременно её расследовать, нанеся тем самым ущерб безопасности.

Президент внёс в Конгресс проект госбюджета на следующий финансовый год. Он предусматривает резкие и крупные изменения в сложившейся структуре финансирования - резко увеличиваются военные расходы за счёт практически всех остальных расходов, что тянет за собой и сокращение нескольких десятков тысяч мест среди федеральных служащих, а также закрытие ряда программ для малоимущих, помощи развивающимся странам и т.д. Конгрессмены-республиканцы, лучше неопытного и неосмотрительного президента понимающие последствия такого слома сложившихся интересов, назвали президентский проект "мёртвым по прибытию" в Конгресс. Он будет меняться.

Раз за разом законно избранный президент говорит либо ложь либо глупость. Раз за разом СМИ развенчивают его ложь и глупость. Президент утверждал - зачем-то, - что на его инаугурацию собралось исторически большое количество людей. СМИ опубликовали фотоснимки, свидетельствующие о том, что реально число присутствовавших было раза в 2 меньше, чем на инаугурации предыдущего президента.

В попытке представить себя жертвой спецслужб президент заявил о том, что его офис в ходе предвыборной кампании якобы прослушивался. И в этом случае СМИ настойчиво добивались доказательств. Доказательств президент не привёл, ФБР эти утверждения опровергло.

Спецслужбы установили, что помощник президента по национальной безопасности - очень могущественная фигура в государственной системе США, осуществляющая, в частности контроль за этими же спецслужбами - лгал вице-президенту об отсутствии связей с иностранным государством. Вся история активно мусолилась в СМИ. Помощник вынужден был уйти в отставку.

Только что избранный министр юстиции, возглавляющий всю правоохранительную систему США и в том числе ФБР, как обнаружилось скрыл от Конгресса свои связи с иностранным государством. Вынужден был самоустраниться от официального расследования ФБР и других спецслужб деятельности президента.

Это только небольшая толика того, что там происходит. Всё открыто, на виду у всех. Всё это проиходит не между обществом и государством, всё это - внутри государства, между его ветвями власти, которые борются с вирусом популизма и демагогии. Общество в режиме реального врмени видит, что происходит, делает свои выводы к будущим выборам.

Пример из Великобритании. Еженедельные вопросы и ответы в Парламенте - старейшем из непрерывно действующих представительных органов, который и дал название всем этим органам. Напротив друг друга сидят фракции власти и оппозиции. Все задают вопросы премьер-министру, она отвечает. Свои, консерваторы, "набрасывают шайбу", т.е. задают удобные вопросы, на которых премьер может выигрышно показать преимущества своей политики, а оппозиция задаёт вопросы очень неудобные, каждый раз заявляя о некомпетентности правительства и его неспособности управлять страной. Их вопросов премьер заранее не знает, всё идёт вживую. Вопросы касаются здравоохранения, образования, рабочих мест, внешней политики и десятков других тем, на которые премьер должна ответить грамотно, точно и быстро иначе заклюют. Жёстко? Да, очень. Всё проходит очень бурно, в криках, но без оскорбений и выхода за границы приличий. За всем по ТВ наблюдают избиратели. Правительство оттачивает свои позиции, понимает, где оно уязвимо, отбивается. Вот так вырабатывается политический профессионализм.

В заключении - о государстве от двух умных людей современности:

Черчилль: "Там, где велика власть, велика и ответственность".

Рейган: "Государство не является инструментом решения проблем - оно само есть проблема".

И последнее. Когда представители государства ведут разговоры о том, что они поддерживают гражданское общество и будут его развивать - это означает очень большую проблему, очень болезненную проблему, которая означает то, что общества нет, что государство непонятно как и кем формируется и управляется. К демократии это отношения не имеет никакого.

Гражданское общество — система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Начало формирования гражданского общества в странах Европы и Америки приходится на XVI—XVII вв.

Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку эти лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI—XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII — конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии — постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж XIX — XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

  • служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;
  • является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;
  • устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;
  • не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;
  • оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;
  • выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;
  • юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;
  • имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

  • субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически — имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;
  • субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);
  • субъект, который осознает ответственность перед обществом;
  • субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности.Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» — один из показателей сформированного в нем гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.

Стартовая позиция гражданского общества в целом заключается в преобразовании коллективности, которая организована по природным законам в жизни людей, становлении каждого конкретно взятого индивида, вышедшего из сферы необузданной свободы, общего враждебного настроения. Итогом подобных тенденций является возникновение граждан в одном целостном обществе.

Гражданское общество

В термин «гражданское общество» закладывается постоянное усовершенствование, переход от не очень развитого состояния индивида, власти и общества к цивилизованным, развитым положениям. Основная предпосылка развития – общее равенство обязанностей, свобод, прав, взаимное равенство, равносильное развитие главных компонентов:

  • общества;
  • каждого конкретного индивида;
  • государства.

При главенстве любой конкретной сферы из тех, что названы выше, гражданское общество будет разрушено.

Что такое гражданское общество?

Формирование термина осуществляется с определением основных компонентов, свойств и характеристик, которые ему присущи, нахождением нюансов становления, функционирования. Гражданское общество имеет определенное влияние на государство:

  1. Преодолевается отчуждение граждан, их политических, социальных союзов от государственного управления, осуществления социальной, политической воли. Граждане страны активно включаются в общий политический процесс.
  2. Организация противовесов (оппозиции) в противовес правящей элите и властвующим государственным органам. Контрэлита является независимой от различных общественных организаций, государства, народных политических движений, групп давления, поддержки и СМИ.

Первым исходным компонентом гражданского общества считается суверенная личность, которая успешно функционирует в обществе демократических ценностей, правового государства. Общество именуется «гражданским», поскольку состоит из свободных граждан, которые не являются подневольными подданными, поэтому не чувствуют стеснения в собственных действиях. Каждая личность общества, которое считается гражданским, ориентирована исключительно на созидание.

Общество нередко функционирует, существует исключительно автономно без вмешательства государственных структурных подразделений, других личностей и наличия четких рамок, хотя систематически взаимодействует с государством. Каждая личность реализует свои свободы, права, автономию, суверенитет с одновременным выполнением гражданских обязанностей. Стандартные характеристики честности, порядочности, человечности составляют фундаментальные устои современного гражданского общества совместно с правовым государством в целом.

Государство в условиях наличия гражданского общества не имеет простых форм. Оно становится правовым и ведет деятельность, строго ограниченную рамками, которые определяются законом. Государство преодолевает огосударствление различных жизненных сфер и обеспечивает их эффективное регулирование, которое так необходимо обществу. Хотя такое государство фактически невозможно представить без единого этического, культурного, идеологического, политического механизма влияния гражданского общества на органы власти, а также государственную социальную жизнь. Представленный механизм практически представляет собой реализацию демократизма в реальности.

Сущность гражданского общества

Формирование гражданского общества

Интеграция элементов функциональной и социальной структуры общества осуществляется через организацию взаимодействия их между собой и обществом как единым целым. Существуют централизованный и децентрализующий способ объединения в целостность самостоятельно функционирующих общественных сфер и деятельности отделенных индивидов. Исторически первым возник централизованный способ, связанный с построением государства, а впоследствии проявил себя и децентрализующий способ организации общественной жизни — формирование гражданского общества.

Государство возникло из сверхобщинного центра кровнородственной общины после ее распада. Оно осуществляет жизненно важные функций общества, взаимодействие между относительно самостоятельными индивидами и областями общественной жизни. Поэтому с государством отождествляется целостность общества: оно выступает его организационным центром.

Взаимодействие государства и общества

Главное задание каждого государства — сохранение целостности общества и предотвращение его распада, что обеспечивается формированием верховной (суверенной) власти и органов ее осуществления, которые часто отождествляются с самим государством. Ключевым признаком государственной власти является ее легитимность, которая означает признание всеми членами общества права осуществлять соответствующие действия государственными органами. Реализация государственной власти приобретает разнообразные формы — от принятия правовых актов и управленческих решений, обязательных для выполнения всеми членами общества, к применению силы и принудительным действиям.

Противоположным полюсом относительно государства как центра общества являются самостоятельно действующие индивиды или общественные субъекты. Их природа и условия деятельности определяются совокупностью прав, которыми они владеют и реализуют свою принадлежность к данному обществу. Право является одной из наиболее глубоких категорий обществоведения, которое раскрывает общественную природу человека и его связь с обществом. Историческое развитие объема и форм прав индивидов отображает эволюцию общества.

Взаимодействие между двумя полюсами общества (центром, олицетворением которого является государство или церковь, и общественными субъектами) обеспечивается в процессе осуществления государственной или духовной власти, обеспечения прав субъектов. Поэтому особенности организации каждого общества можно раскрыть через определение характера власти и средств ее реализации, с одной стороны, и совокупности прав субъектов, условий их осуществления, которые являются главными в деятельности государства, с другой стороны.

Источником движущих сил, которые обеспечивают функционирование и развитие общества, является активная деятельность субъектов. Она формируется в процессе достижения личных целей, связанных с обеспечением потребностей и развитием способностей каждого человека, и проявляется в качестве интересов индивидов. Общество влияет на действие этой живой силы социального развития, на интересы индивидов через установление разнообразных стимулов.

Определение термина гражданского общества

Взаимодействие интересов субъектов и внешних стимулов ведет к появлению определенной мотивации деятельности субъектов. Здесь следует усматривать сложное сочетание живой силы индивидов, направленной на достижение собственных целей, и сил власти (государства, денег или морально-этичных императивов), что подчинены реализации общих целей. Мотивация дает возможность раскрыть процессы саморазвития общества в целом и его отдельных сфер, источники внутренних сил, условия и особенности их реализации.

Что особенного в правовом государстве?

Правовое государство имеет признаки:

  1. Безраздельное верховенство правового закона в общественной, государственной жизни:

а) Распространение правового закона на различные области общественной жизни, элементы общества, а также всех граждан без исключения. В государстве на всех уровнях утверждается главенство правового закона. Никто не вправе обходить его положения, предписания. Если же наблюдается их нарушение, виновные понесут наказание, которое предусматривается правовым законом.

б) Правовой закон принимается представительным высшим государственным органом власти или народом на референдуме во время волеизъявления – это основа правовой системы, обладающая максимальной юридической силой. Другие различные нормативные акты, которые представляют собой инструкции, директивы, распоряжения, приказы, решения, указы и постановления, считаются подзаконными.

в) Распространение правового закона на общество и государство, которое его породило. Он связывает, вводит ограничения на работу государственных структур, должностных лиц при помощи рамок компетенции, строго установленных на государственном уровне. Выхода из них не допускается. Таким образом, удается предотвратить произвол, злоупотребление властью, вседозволенность во всех делах государства.

г) Правовым законом регулируются важные вопросы общественной, государственной жизни без допуска приоритетов различных подзаконных нормативных актов и документов, которые носят исключительно ведомственный характер. В их задачи входит обслуживание групповых, но не общенародных и общегосударственных интересов. Конституция страны официально отражает верховенство правовых законов.

  1. За личностью признаются неприкосновенные, нерушимые, неотъемлемые свободы, права, а также общая ответственность индивидов, государства.
  2. Государственная власть функционирует, организуется на основе принципа, разделяющего власть. Разные ветви власти государства имеют полномочия, которые в обществе балансируются при помощи системы противовесов, сдержек, препятствующих утверждению рискованной управленческой односторонности. Их применение позволяет получить условия, оптимизирующие работу государственных структур. Кроме того, они увеличивают эффективность механизма управления в целом.

Гражданское общество в государстве

Важный элемент гражданского общества – это именно само общество с различными компонентами, которые в него входят. Речь идет об общественных организациях, трудовых коллективах, семье, союзах, ассоциациях предпринимателей, кооперативах, церкви, СМИ и проч.

Естественно, не менее значимую роль играет экономика. В имущественных отношениях современного гражданского общества и экономической деятельности главная роль отдается именно человеку-собственнику. При этом содержание термина «собственник», как правило, не следует ограничивать только наличием средств производственной деятельности.

Другой особенностью существования гражданского общества является наличие самоуправленческих начал, заложенных в основе развития, функционирования. Согласно с ней граждане выступают одновременно и управляемыми, и управляющими. Если демократия составляет политическую оболочку общества, в таком случае управленческие начала ему свойственны внутренне. Они составляют его качественную черту, которая является неотъемлемой при функционировании. Гражданское общество – это система, которая имеет саморазвивающийся, самоорганизующийся, саморегулирующийся характер.

Индивиды в обществе

Какие особенности имеет гражданское общество?

В гармоничном единении с самоуправленческими началами также пребывает специфическая особенность жизнедеятельности гражданского общества, в частности, речь идет о приоритете, преобладании в ней разных горизонтальных отношений, связей над иерархическими, выступающими в роли вертикальных.

Также к важным специальным особенностям существования гражданского общества причисляется мировоззренческий плюрализм (перевод с лат. как «множественный»). Гражданское общество, в составе которого содержится огромное количество независимых элементов, отличающихся между собой, изначально имеет структуру с плюралистическим характером взаимоотношений между ними. По данной причине исключительное значение отдается консенсусу (единодушию, согласию) в качестве важнейшего компонента общества, организованного плюралистически.

Права и свободы гражданского общества

Гражданское общество – комплекс независимых, самостоятельных социальных составляющих (отдельных индивидов, а также организаций, объединений, учреждений, которые они создают), выражающих собственную волю во время равноправных, свободных отношений. Кроме того, осуществляется реализация интересов, удовлетворение личных потребностей, в процессе чего обеспечиваются оптимальные условия для успешного развития, функционирования.


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: