Гребные суда при петре 1 как назывались

Обновлено: 26.04.2024

суда, приводимые в движение с помощью вёсел. Первыми простейшими средствами, использованными первобытным человеком для передвижения по воде, был плот, связанный из брёвен, позднее – чёлн, выжженный или выдолбленный из ствола дерева. Первые лодки, построенные в Древнем Египте (5300–5000 гг. до н. э.), были сделаны из папируса, позднее – из дерева (3200–2200 гг. до н. э.). Гребцы на папирусных лодках вооружались гребковыми вёслами, лодки управлялись одним или несколькими большими вёслами – рулями. Финикийцы в 1200—700 гг. до н. э. строили прочные деревянные суда, имевшие киль со шпангоутами и два ряда вёсел, расположенных друг над другом. Во времена Древней Греции появились гребные военные суда – биремы и триремы (триеры) с гребцами, расположенными в два или три ряда с каждого борта. Длина трирем достигала 40 м, ширина – 6 м при вместимости до 200 человек. Военный флот Рима состоял из галер (пентер), триер и либурн. Римские галеры имели длину 70 м при ширине корпуса 8 м, на них размещалось до 300 гребцов и до 100 вооружённых воинов.

Греческие бирема и трирема

В северных морях и у восточных славян в течение многих веков использовались ладьи. Они достигали 30–40 м в длину и имели до 60 вёсел с каждого борта. Венецианская галера имела длину 40–50 м, ширину корпуса ок. 5 м, высоту борта 1.8 м. По бортам галеры располагалось по 26–30 гребцов, каждый со своим веслом. Крупные галеры оснащались парусами, а вёсла использовались как вспомогательные движители. Гребные суда сыграли большую роль в истории российского флота. На гребных судах, построенных Петром I на подмосковных и воронежских верфях, была одержана Азовская победа 1696 г. Позднее с учётом венецианского опыта в России был создан крупнейший в Европе галерный флот. С кон. 18 в. строительство гребных судов военного назначения прекратилось.

Многочисленную группу гребных судов ныне составляют малые суда, которые используются для перевозки людей и грузов, в качестве спасательных средств, в спортивных целях, для отдыха и туризма. К ним относятся разнообразные лодки, различающиеся мореходными качествами, размерами, конструкцией, типом гребных вёсел, способом гребли.

Большая группа судовых лодок имеет общее название – шлюпки. Для работы в море используют самые крупные 14—22-вёсельные беспалубные высокобортные шлюпки – баркасы (полубаркасы). Распространены шлюпки среднего размера, используемые для перевозки грузов, – ялы, широкие, короткие шлюпки с 2–8 вёслами. Самой маленькой шлюпкой является тузик (туз), на два посадочных места. К быстроходным шлюпкам относят вельбот – лодку с относительно большим удлинением корпуса и острыми носом и кормой игичку – лёгкую, узкую, обычно шестивёсельную лодку для распашной гребли. Спасательные шлюпки вмещают от 10 до 150 человек. Для обеспечения плавучести в случае попадания в них воды спасательные шлюпки снабжают встроенными в корпус воздушными ящиками. Спасательные шлюпки имеют разную длину: на малых судах – не меньше 4.9 м, на больших – не менее 7.3 м.

Помимо шлюпок, существует множество менее мореходных, обычно плоскодонных лодок различного назначения. Среди них широко известная одновёсельная венецианская гондола и разнообразные лодки без названия – цельные, надувные или разборные. К спортивным гребным лодкам относят лодки с уключинами – академические суда, лодки без уключин – байдарки и каноэ, а также спортивные лодки для народной гребли. Академические суда берут начало от гички, байдарки – от лодки хозяйственного назначения эскимосов и исландцев (байдарка-каяк), каноэ – от лодок североамериканских индейцев (каноэ-пирога).

Байдарки делятся на гоночные – одноместные, двухместные и четырёхместные; туристические – одноместные и двухместные; слаломные – одноместная. Для посадки гребца в палубе байдарки делается вырез с деревянным бортиком – кокпитом. В кормовой части байдарки устанавливается рулевое управление. Для водного слалома применяют байдарки, обладающие высокой манёвренностью и остойчивостью. Вёсла байдарок двухлопастные, лопасти развёрнуты под углом 90° одна относительно другой.

Каноэ делятся на гоночные – на одно, два и десять посадочных мест, каноэ для слалома – на одно и два места – и каноэ для скоростного спуска – на одно и два места. Корпус состоит из выклеенной обшивки, киля и привальных брусьев. На дне устанавливают полик с упорами для ног. Рулевого устройства у каноэ нет. Гоночные каноэ беспалубные, слаломные имеют палубу и кокпит, как у байдарки. Для опорной ноги имеется подушка из водонепроницаемого брезента. На каноэ применяется однолопастное весло, подбираемое индивидуально.

К спортивным лодкам для народной гребли относятся шлюпки-одиночки, шлюпки-двойки, ялы (двух-, четырёх – и шестивёсельные), тузики (тузы) и вельботы (одиннадцати – и шестивёсельные). При спортивной гребле используются лишь четырёх – и шестивёсельные ялы со специальными распашными академическими вёслами.


Небольшой прямоугольный парус, съемная мачта, плоское дно – это все о стругах. Если бы вы жили на Руси в XI веке, то путешествие по рекам и озерам совершали только на этих гребных судах. Однако такая роскошь была бы доступна вам, будь вы служивым человеком, придворным царя или казаком.

что такое струг

История слова

Впервые слово «струг» было замечено в сборнике правовых норм Киевской Руси, носившем название «Русская правда», в середине XI века.

Существует мнение, что слово «струга» – это синоним современному «судно» и означает оно «скользящий по волнам». Однако в некоторых источниках лингвисты склоняются к глаголу «строгать» как к «прародителю».

Струги пользовались популярностью как для военных походов, так и для гражданских целей. Они были легкие, что позволяло проходить на них по мелководью, а в случае необходимости – вытаскивать на берег. Такие плавсредства были маневренными за счет небольшого веса.

Установлено, что сам Александр Невский со своей командой добрался до места встречи со Шведами именно на быстроходных стругах. Это судьбоносное побоище на Ладоге, кстати, произошло в 1240 году.

виды стругов

Какие бывают струги

На стругах плавали как по озерам и рекам, так и по морям. Их использовали как для гражданских, так и для военных целей.

Отличительные особенности (виды стругов):

  • Острые нос и корма.
  • Длина до 22 метров (по другим источникам – до 35).
  • Наличие от 6 до 20 весел.
  • Ширина около 4 метров. Также есть мнения, что струги доходили в ширину до 6,5 метров.
  • Осадка 1-1,2 метра.

Судно приводилось в движение мускульной силой и парусом. По разным источникам, весла достигали в длину от 3 до 5 метров. Каждым из них управляли по 2 гребца.

Экипаж струга – это, в среднем, 150 человек. Для сравнения, штатная численность моряков на самой большой в мире подводной лодке «Дмитрий Донской» – 164 человека.

В числе гребцов был, говоря современным языком, кок. Его каюта располагалась в корме, а печь для приготовления пищи – на носу.

Исходя из размеров можно понять, что струга – это большое судно. Тот самый «Дмитрий Донской» в длину – 172 метра. А это значит, что он равен примерно 5 стругам.

Судна, на которых Ермак покорял Сибирь, кстати, также называют стругами. Однако река Чусовая не позволила бы проплыть судну шириной 4 метра. Поэтому историки считают, что строили и более мелкие струги.

струга судно

С чего начинается флот

В 1659 году царь Алексей Михайлович начинает активную подготовку к морскому походу 1660 года на Азов. Однако, как мы знаем, капитулировал оплот крымско-татарского ханства чуть позже, при Петре I. Но сейчас не об этом…

Алексей Михайлович закладывает верфь на территории города Мичуринска (так он называется сейчас, а тогда это происходило в 12 верстах ниже города Козлова), чтобы строить парусно-гребные суда. Тарбеевскую верфь можно по праву считать первым военно-морским заводом России. Место было выбрано не случайно – регион славится своими лесами, которые прекрасно подходят для строительства флота.

Меньше чем за год было построено около 400 стругов.

31 мая 1660 года боярин Хитров с командой взял курс на Азов. Однако добраться до пункта назначения у них получилось только в октябре. К тому времени «крымчане» уже успели подготовиться к нападению и успешно отразили атаку.

Конец производству стругов положил Петр I. Это произошло в 1715 году. Он издал указ, по которому владельцы стругов должны были в течение 2 лет заменить их на галиоты, гукары, каты, флейты. Причина тому – мобилизация. Конструкция иностранных судов позволяла поставить на них больше оружия.

струга это

Дни сегодняшние и струги

Не стоит думать, что «струговое» дело кануло в лету. И сегодня заядлые мореманы продолжают воссоздавать по историческим чертежам эти гребные суда. В основном они используются для участия в речных регатах. Однако есть и те, кто реконструирует морские походы. К примеру, начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации Тамбовской области Михаил Викторович Белоусов. При поддержке генерального директора ОАО "Мичуринский завод «Прогресс»" Владимира Дмитриева и его друзей им удалось воссоздать шестивесельнй струг.

Несмотря на базирование отряда в Тамбовской области, строительство плавсредства происходило в Карелии. Необычное гребенное судно родом из прошлого даже получило регистрационный номер в Государственной инспекции.

Кстати, не так давно струг XVII века был найден в районе Старого Тарбеева – села в Мичуринском районе Тамбовской области. Находка была полностью затянута илом, поэтому идентифицировать ее удалось не сразу.

Небольшой прямоугольный парус, съемная мачта, плоское дно – это все о стругах. Если бы вы жили на Руси в XI веке, то путешествие по рекам и озерам совершали только на этих гребных судах. Однако такая роскошь была бы доступна вам, будь вы служивым человеком, придворным царя или казаком.

что такое струг

История слова

Впервые слово «струг» было замечено в сборнике правовых норм Киевской Руси, носившем название «Русская правда», в середине XI века.

Вам будет интересно: Что такое "бьюти"? Значение и синонимы

Существует мнение, что слово «струга» – это синоним современному «судно» и означает оно «скользящий по волнам». Однако в некоторых источниках лингвисты склоняются к глаголу «строгать» как к «прародителю».

Струги пользовались популярностью как для военных походов, так и для гражданских целей. Они были легкие, что позволяло проходить на них по мелководью, а в случае необходимости – вытаскивать на берег. Такие плавсредства были маневренными за счет небольшого веса.

Установлено, что сам Александр Невский со своей командой добрался до места встречи со Шведами именно на быстроходных стругах. Это судьбоносное побоище на Ладоге, кстати, произошло в 1240 году.

виды стругов

Какие бывают струги

На стругах плавали как по озерам и рекам, так и по морям. Их использовали как для гражданских, так и для военных целей.

Отличительные особенности (виды стругов):

  • Острые нос и корма.
  • Длина до 22 метров (по другим источникам – до 35).
  • Наличие от 6 до 20 весел.
  • Ширина около 4 метров. Также есть мнения, что струги доходили в ширину до 6,5 метров.
  • Осадка 1-1,2 метра.

Судно приводилось в движение мускульной силой и парусом. По разным источникам, весла достигали в длину от 3 до 5 метров. Каждым из них управляли по 2 гребца.

Экипаж струга – это, в среднем, 150 человек. Для сравнения, штатная численность моряков на самой большой в мире подводной лодке «Дмитрий Донской» – 164 человека.

В числе гребцов был, говоря современным языком, кок. Его каюта располагалась в корме, а печь для приготовления пищи – на носу.

Исходя из размеров можно понять, что струга – это большое судно. Тот самый «Дмитрий Донской» в длину – 172 метра. А это значит, что он равен примерно 5 стругам.

Судна, на которых Ермак покорял Сибирь, кстати, также называют стругами. Однако река Чусовая не позволила бы проплыть судну шириной 4 метра. Поэтому историки считают, что строили и более мелкие струги.

струга судно

С чего начинается флот

В 1659 году царь Алексей Михайлович начинает активную подготовку к морскому походу 1660 года на Азов. Однако, как мы знаем, капитулировал оплот крымско-татарского ханства чуть позже, при Петре I. Но сейчас не об этом…

Алексей Михайлович закладывает верфь на территории города Мичуринска (так он называется сейчас, а тогда это происходило в 12 верстах ниже города Козлова), чтобы строить парусно-гребные суда. Тарбеевскую верфь можно по праву считать первым военно-морским заводом России. Место было выбрано не случайно – регион славится своими лесами, которые прекрасно подходят для строительства флота.

Меньше чем за год было построено около 400 стругов.

31 мая 1660 года боярин Хитров с командой взял курс на Азов. Однако добраться до пункта назначения у них получилось только в октябре. К тому времени «крымчане» уже успели подготовиться к нападению и успешно отразили атаку.

Конец производству стругов положил Петр I. Это произошло в 1715 году. Он издал указ, по которому владельцы стругов должны были в течение 2 лет заменить их на галиоты, гукары, каты, флейты. Причина тому – мобилизация. Конструкция иностранных судов позволяла поставить на них больше оружия.

струга это

Дни сегодняшние и струги

Не стоит думать, что «струговое» дело кануло в лету. И сегодня заядлые мореманы продолжают воссоздавать по историческим чертежам эти гребные суда. В основном они используются для участия в речных регатах. Однако есть и те, кто реконструирует морские походы. К примеру, начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации Тамбовской области Михаил Викторович Белоусов. При поддержке генерального директора ОАО "Мичуринский завод «Прогресс»" Владимира Дмитриева и его друзей им удалось воссоздать шестивесельнй струг.

Несмотря на базирование отряда в Тамбовской области, строительство плавсредства происходило в Карелии. Необычное гребенное судно родом из прошлого даже получило регистрационный номер в Государственной инспекции.

Кстати, не так давно струг XVII века был найден в районе Старого Тарбеева – села в Мичуринском районе Тамбовской области. Находка была полностью затянута илом, поэтому идентифицировать ее удалось не сразу.

Первый российский император Пётр I известен тем, что «прорубил окно в Европу». Безусловно, важнейшим инструментом императора был военно-морской флот. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек», — так выразился российский поэт А. С. Пушкин.

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г.

До Петра I в России флота практически не существовало. 20 октября 1696 г. по настоянию Петра Боярская дума выносит вердикт: «Морским судам быть». Эта дата ныне чествуется как День основания русского регулярного военно-морского флота.

Ботик (лодка под парусом) Петр I

В 1703 г. был заложен первый военный корабль Балтийского флота — фрегат «Штандарт». Длина судна составляла 27,5 м, экипаж насчитывал 120 человек, на вооружении имелось 28 пушек. 16 лет «Штандарт» находился в составе Балтийского флота, принимал активное участие в Северной войне.

Создавая Азовский флот, Пётр I начал интенсивное строительство галер, наиболее подходящих для плавания на мелководье Азовского моря. К 1696 г. Азовский флот насчитывал 23 галеры, всего до 1725 г. удалось построить 203 галеры. Командирами галер Пётр I назначал только офицеров Преображенского или Семеновского гвардейских полков. Сам царь во время второго Азовского похода командовал галерой «Принципиум».

Гото предестинация

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

В 1712 г. в новой столице России — г. Санкт-Петербурге, был заложен новый линейный корабль «Ингерманланд», названный так в честь земель в устье Невы, отвоеванных у шведов в 1703 г. Этот корабль считается вершиной кораблестроительного творчества Петра, лично разработавшего чертежи судна. Это был любимый корабль императора — на нем он держал свой штандарт. Длина судна составляла 46 м.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Российский фрегат «Штандарт»

Полугалера флота Петра I.

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Гангутское сражение: «разминка» флота Петра I

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Сражение,

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Первым делом гребные суда Петра заблокировали отряд Эреншёльда. 27 июля русская эскадра атаковала корабли Эреншёльда, державшего свой флаг на фрегате «Элефант». Две первые атаки шведам удалось отбить артиллерийским огнем. Третья атака была проведена во фланг шведам. Вскоре шведские корабли один за другим были взяты на абордаж и захвачены. После более чем двухчасового ожесточенного боя сдался и «Элефант». Шведы потеряли в бою 361 человека убитыми, русские — 127 человек.

Победа в Гангутском сражении стала первой крупной победой русского регулярного флота. Русские моряки и солдаты из абордажных команд «понюхали пороху», флотоводцы продемонстрировали умение гибко реагировать на изменения обстановки и погодных условий, а также способность принимать рискованные решения и навязывать противнику свою тактику.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

После поражения в Гангутском сражении шведы утратили былое господство на Балтике. Русский флот, напротив, с каждым годом становится все более мощным и к началу 1719 г. насчитывал уже 27 линейных кораблей, среди которых были и такие гиганты, как 90-пушечные «Гангут» и «Лесное».

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.

На картине Фердинанда-Виктора Перро «Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.» изображена галера «Двина»

В мае 1719 г. русская эскадра из шести 52-пушечных линейных кораблей под командованием капитана 2-го ранга Наума Сенявина у острова Эзель встретила шведскую эскадру: линейный корабль, фрегат и бригантину. В ходе ожесточенного трехчасового боя все три шведских корабля сдались. Это была первая победа российского флота в артиллерийском морском сражении. Пётр I назвал эзельский бой «добрым почином». Однако Англия — прежний союзник России, обеспокоенная ростом российского флота, перешла на сторону Швеции.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Баталия при Гренгаме

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: