Может ли председатель арбитражного суда решать такие вопросы назовите его полномочия

Обновлено: 06.05.2024

1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции отнесенных к их компетенции дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

3. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

4.1. Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) арбитражного заседателя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью арбитражного заседателя и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью арбитражного заседателя, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей, понимается возможность получения арбитражным заседателем при исполнении им своих обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для арбитражного заседателя, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми арбитражный заседатель связан финансовыми или иными обязательствами.

5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

7) супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) председателя или заместителя председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

3. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".

Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей

1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации организует проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей. При этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ему сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный арбитражным судом срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления этого требования.

2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Статья 4. Срок полномочий арбитражного заседателя

1. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

2. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. В случае если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Статья 5. Приостановление и прекращение полномочий арбитражного заседателя

1. Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

2. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются досрочно по следующим основаниям:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2009 N 136-ФЗ;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;

5) совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;

6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

7) замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;

8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются распоряжением председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя прекращаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия

1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

2. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5 - 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

2. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

3. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Арбитражные заседатели, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По истечении этого срока полномочия арбитражных заседателей считаются прекращенными, если арбитражные заседатели не были утверждены в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившей силу статью 8 Федерального закона от 5 мая 1995 г. N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст. 1710).

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Глава 2. Председатель арбитражного суда.

Заместитель председателя арбитражного суда

9. Председатель арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, осуществляет руководство судом и организует его деятельность.

Вся организационно-распорядительная деятельность председателя арбитражного суда и его заместителей имеет своей целью обеспечение правосудия при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и закону.

10. Председатель арбитражного суда в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического и психического воздействия на них и членов их семей, посягательств на их имущество незамедлительно сообщает об этих обстоятельствах соответствующим органам для принятия мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также информирует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

11. Председатель арбитражного суда незамедлительно сообщает в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о чрезвычайных происшествиях (угроза взрыва (взрыв), пожар, стихийные бедствия, хищение (утрата) судебных дел или документов и т.п.), имевших место в соответствующем суде.

12. Председатель арбитражного суда издает по вопросам организации деятельности арбитражного суда приказы и распоряжения.

13. Председатель суда:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) в пределах предоставленных полномочий решает кадровые вопросы:

издает приказы о вступлении судьи в должность и об оставлении должности;

решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса;

решает вопросы поощрения судей, вносит предложения о награждении судей государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;

обращается в соответствующую квалификационную коллегию судей с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности;

осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда;

решает вопросы о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности к работникам аппарата суда в порядке, установленном действующим законодательством;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

3) устанавливает правила внутреннего трудового распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

4) организует работу по определению специализации судей, судебных составов по рассмотрению экономических споров и других дел, подведомственных арбитражному суду, и издает по этим вопросам приказы (распоряжения);

5) организует систематическое изучение и обобщение судьями и работниками суда судебной практики и статистики, на основании которых готовятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также обеспечивается соблюдение норм материального и процессуального права;

6) осуществляет организационные мероприятия, направленные на соблюдение процессуальных сроков и укрепление исполнительской дисциплины;

7) организует текущее и перспективное планирование работы суда, контроль и обеспечение выполнения планов;

8) организует работу по своевременному рассмотрению жалоб на действия судей и обращений, связанных с организацией деятельности суда.

14. Председатель арбитражного суда регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда на совещаниях, проводимых по итогам работы суда в отчетном периоде.

По вопросам внутренней деятельности арбитражного суда проводятся оперативные совещания, порядок и периодичность проведения которых определяются председателем суда.

15. Председатель арбитражного суда организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами.

16. Председатель арбитражного суда осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

17. Заместитель председателя арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи, а также процессуальных полномочий, установленных Кодексом, в соответствии с распределением обязанностей:

организует деятельность возглавляемой им судебной коллегии;

организует работу курируемых им структурных подразделений аппарата суда;

выполняет другие функции по организации работы суда.

Заместитель председателя арбитражного апелляционного суда и заместитель председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации возглавляют постоянное судебное присутствие соответствующего арбитражного суда.


Арбитражный суд - это орган, входящий в структуру судебной власти РФ. Его возглавляет председатель, который полностью руководит работой всего аппарата. Рассмотрим далее основные особенности арбитражных судов РФ, а также первых лиц, возглавляющих их.

Председатель Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Арбитражный суд

Прежде чем рассматривать основные особенности работы председателя арбитражного суда РФ, следует обозначить понятие, определяющее данную структуру.

Арбитражный суд - это орган, имеющий статус специальной юрисдикции. Основная его задача заключается в урегулировании споров экономического характера между юридическими лицами (предприятиями и организациями). Кроме этого, судьи данной государственной структуры занимаются рассмотрением некоторых других дел, которые входят в его компетенцию.

По отношению к судам юрисдикции общего типа, арбитражный является специализированным. В Российской Федерации они позиционируются на федеральном уровне и являются составляющими общей судебной системы.

Вся деятельность, которой занимается рассматриваемая организация, регулируется законодательством, действующим в РФ. В частности, особенности деятельности председателя арбитражного суда РФ, а также аналогичных структур в отдельных городах государства регулируются Законом "Об арбитражных судах в РФ" и специальным регламентом. Более того, указанные нормативные акты предписывают полномочия и регулируют деятельность заместителей председателей судов, а также лиц, входящих в структуру каждого аппарата.

Компетенция арбитражного суда

В компетенцию арбитражных судов, функционирующих на территории РФ, законодатель относит также и рассмотрение дел по спорам, возникающим между конкретными, не зависящими друг от друга субъектами или между государством - с одной стороны и юридическим лицом - с другой. Как правило, рассмотрение таких дел происходит в отношении установления каких-либо фактов, имеющих юридический характер (например, об установлении факта, который имеет значение для прекращения деятельности организации).

Все решения, которые принимаются председателем арбитражного суда, имеют одну основную особенность - они носят окончательный характер. Это означает, что принятое решение не подлежит обжалованию в какой-либо инстанции. Их исполнение должно быть произведено строго во временных рамках, указанных в содержании судебного решения, а также в полной мере. В том случае, если данный срок не указан, то все предписанные действия должны быть осуществлены незамедлительно.

Заместитель председателя арбитражного суда

Председатель

Общие функции, связанные с управлением структурой аппарата суда выполняет председатель, который параллельно исполняет роль судьи. В соответствии с положениями, имеющими в ФЗ "Об арбитражных судах в РФ", данное лицо должно исполнять все те обязанности, которые возлагаются на него законодательством.

Председатель арбитражного суда (в РФ) имеет право издавать распоряжения и приказы, которые подлежат обязательному соблюдению и исполнению.

Председатель арбитражного суда РФ

Назначение председателя и заместителей

Отдельное внимание следует уделить тому процессу, в рамках которого происходит назначение лица на рассматриваемую должность. Он предписан действующим законодательством, регламентирующим деятельность судов арбитражной группы, а также регламентом.

Так, в соответствии с нормами, предписанными законодательством РФ, назначение председателя Высшего Арбитражного Суда РФ производится строго Советом Федерации. Обязанность представления кандидата на данный пост возложена на Президента государства. Некоторую особенность имеет порядок назначения председателя Арбитражного суда Москвы и аппаратов, находящихся в других регионах Российской Федерации - он предусматривает прямое назначение на пост избранных лиц непосредственно Президентом РФ, без утверждения представленной кандидатуры Советом Федераций.

Отбор кандидатур на рассматриваемую должность должен проводиться исключительно на конкурсной основе. В законодательстве также отмечено то, что предоставить свою кандидатуру на должность председателя арбитражного суда или его заместителя имеет право подать любой гражданин государства, который полностью соответствует всем установленным законодательством требованиям.

Какие требования предъявляет государство к тем лицам, которые изъявляют желание выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя арбитражного суда (московского или регионального, а также РФ):

  • В первую очередь, на указанную должность должен быть назначен человек, который имеет не только большой стаж работы на должности судьи, отличные знания и хорошую практику, но еще и некоторые навыки администрирования, которые непременно потребуются для осуществления качественного управления всем аппаратом.
  • Кроме всего этого, лицо обязательно должно сдать экзамен квалификационной комиссии, состоящей из высококлассных судей и специалистов в области юриспруденции. По результатам сданного экзамена комиссия должна дать определение относительно наличия у кандидата достаточной базы знаний, практики и навыков, достаточных для осуществления полномочий, возлагаемых на председателя арбитражного суда Москвы, любого другого территориального образования или всего государства в целом.

В том случае, если по всем указанным параметрам, также по морально-этическим качествам, свойственным ему, кандидат подходит на роль лица, занимающего пост председателя аппарата, Президентом РФ он выдвигается на утверждение в Совет Федераций, где и проходит процедура голосования.

Существует определенный перечень юридических требований, которые выдвигаются ко всем лицам, желающим занять пост председателя аппарата арбитражного суда:

  1. Законодателем обозначено, что данное лицо обязательно должно быть гражданином РФ и полностью дееспособным. При изучении юридических особенностей личности, выставленной в качестве кандидата на должность председателя арбитражного суда, отдельное внимание уделяется тому, нет ли у него гражданства другой страны или вида на жительство в ином государстве - подтверждение данного факта является веским основанием для отказа в выдвижении своей кандидатуры на занятие поста.
  2. Кроме этого немаловажное значение для назначения на рассматриваемую должность имеет отсутствие судимости, а также действующего уголовного преследования.
  3. Лицо, претендующее на занятие поста председателя суда или его заместителя, должно быть полностью здоровым в психическом и моральном аспекте, поэтому наличие подтвержденного факта его лечения в психоневрологическом или наркологическом диспансере - это еще одно основание, на котором лицо получит отказ в выдвижении кандидатуры на занятие рассматриваемого поста.
  4. Что касается возрастных ограничений, то они также предусматриваются законодательством. Так, назначение председателя арбитражного суда местного значения возможно только в отношении тех лиц, которые достигли возраста 25 лет и из них имеют стаж работы не менее 5 лет по юридической специальности. В том случае, если суд имеет федеральное значение, то его председателем может быть лицо, которое проработало в области юриспруденции не менее 7 лет и достигшее возраста 30 лет. Если говорить об особенностях назначения на должность председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, то нужно отметить то, что лицо, претендующее на данный пост, не должно быть моложе 35 лет, а стаж его работы по специальности должен составлять не менее 10 лет.

Назначение заместителей председателя также производится на основании соответствия всем установленным законом показателям, а также при наличии положительного заключения квалификационной комиссии. Решения о назначении заместителей председателя Высшего Арбитражного Суда или аппаратов территориального значения принимаются исключительно Президентом государства.

Не позднее 6 календарных месяцев до того момента, когда председательствующий судья достигнет предельного возраста пребывания на указанном посту (67 лет), должно быть произведено официальная публикация вакантной должности, для замещения которой проводится конкурс. В том случае, если в связи с какими-либо обстоятельствами лицо вынуждено прекратить свои полномочия в досрочном порядке, данное объявление должно быть предоставлено на официальном ресурсе не позднее, чем за 10 дней до момента снятия с поста.

Председатель арбитражного суда Москвы

Права председателя и его полномочия

Какие права имеет председатель состава арбитражного суда? Все они прописаны в содержании ФЗ "Об арбитражных судах в РФ". Рассмотрим их далее более детально.

Все права председателя аппарата рассматриваемой инстанции связаны с участием лица, занимающего пост, в правотворчестве, а также в общественной жизни. Так, основное право председателя арбитражного суда любого уровня заключается в возможности посещения им заседаний, проводимых органами государственной власти. В рамках пребывания на них должностное лицо имеет право вносить некоторые предложения по усовершенствованию законодательства.

Что касается полномочий лица, занимающего пост председателя арбитражного суда г. Москвы или любой другой территориальной единицы государства, то они более обширны. Основным из них является представление аппарата в различных отношениях, которые могут возникать с другими государственными органами или общественными организациями. В число полномочий также входит осуществление руководства аппаратом в плане формирования его состава. Так, председатель занимается непосредственным назначением на должности и освобождением от них всех сотрудников подведомственного судебного аппарата. В число полномочий председателя входит и возможность формирования судебного состава, а также организация общей деятельности вверенного аппарата. Лицо, назначенное на рассматриваемую должность, в числе своих полномочий имеет возможность распределения обязанностей между своими заместителями.

Председатель арбитражного суда имеет право на созыв президиума аппарата, а также вынесение некоторых организационных вопросов локального и правового значения. Более того, данное лицо является председателем таковых президиумов.

В число полномочий председателя также входит рассмотрение жалоб на судей вверенного аппарата. Данная процедура должна производиться строго в соответствии с имеющимся регламентом и по принципу законности. Что касается круга лиц, имеющих право подавать жалобы, то в качестве них могут выступать как непосредственно участники процесса, так и третьи лица. Образец жалобы на арбитражного судью председателю суда можно найти на официальном ресурсе, размещенном в сети интернет. При необходимости его можно истребовать в канцелярии аппарата. Законодатель определяет возможность подачи жалобы на неправомерность действий председателя аппарата суда, однако в таком случае с ней следует обращаться в Высший Арбитражный Суд - орган, на который возлагается обязанность ведения надзорной деятельность за работой нижестоящих аппаратов.

Приостановление полномочий

В каких случаях могут быть приостановлены полномочия председателя Высшего Арбитражного Суда или любого другого аппарата местной инстанции? Законодатель предлагает исчерпывающий перечень оснований для этого.

Полномочия председателя могут быть приостановлены на определенный срок в том случае, если лицо, занимающее должность, на основании вступившего в силу решения суда, было признано безвестно отсутствующим. Аналогичные последствия влечет за собой возбуждение уголовного дела в отношении данного лица или его привлечение в качестве обвиняемого. В этих случаях приостановление полномочий действует до того момента, пока лицо не объявится или пока по рассматриваемому делу не будет принято решения относительно его виновности.

Приостановление полномочий председателя аппарата возможно также и в случае принятия этим лицом участия в предвыборной кампании по избранию члена органа представительной власти какого-либо субъект государства. Это связано с тем, что факт избрания лица, занимающего пост председателя, на должность политического характера будет нарушать одно из основных требований к кандидату на пост председателя и судьи - беспартийности.

Председатель Высшего Арбитражного Суда

Возобновление полномочий

Полномочия председателя, приостановленные по перечисленным выше основаниям, могут быть возобновлены в порядке, регламентированном законодательством. Решение о возобновлении должно быть принято Квалификационной Коллегией судей. Законодатель отмечает, что в ее роли обязательно должна выступать именно та Коллегия, которая принимала решение о приостановлении. Фактом, на основании которого может быть приято данное решение, служит лишь обстоятельство, опровергающее основание для принятия решения о временном отстранении от исполнения полномочий председателя (например, неизбрание в орган власти или прекращение ведения дела уголовного характера в отношении лица и т. п.).

Заместитель председателя

Заместителем председателя суда рассматриваемой инстанции может быть лицо с высокими морально-этическими качествами, а также имеющее отличные навыки работы в правовой сфере и достойные знания. Его назначение производит Президент РФ.

В роли заместителя председателя аппарата суда всегда вступают только действующие судьи. Параллельно с занятием указанной должности данные лица исполняют свои процессуальные полномочия, возложенные на них законодательством в рамках занятия должности судьи.

Заместители обязаны исполнять все действия, возложенные на них нормативными актами, а также те функции, которые возлагаются на них в соответствии с решением председателя аппарата. Данные лица вправе возглавлять судебные коллегии, а также заниматься организацией деятельности отдельных структурных подразделений аппарата, вверенных им по решению председателя. В том случае, если председатель аппарата по уважительным или правовым причинам отсутствует на своем посту, весь спектр его полномочий переходит к одному из его заместителей.

Председатель арбитражного суда г. Москвы

Совет председателей арбитражных судов

В системе органов судебной власти, действующих на территории РФ, числится Совет председателей, который состоит из лиц, занимающих данные должности в арбитражных судах.

Указанный аппарат - это орган совещательного типа. Совет председателей арбитражных судов действует при Высшем Арбитражном Суде. Работа данного органа осуществляется в форме заседаний, которые проводятся по мере необходимости. В его состав входят председатели всех арбитражных судов, функционирующих на территории Российской Федерации, а также председатели арбитражных апелляционных судов.

На заседаниях данного Совета рассматриваются вопросы, связанные с организационной и финансовой деятельностью судов, а также кадровым обеспечением аппаратов. Все материалы по вопросам, вынесенным на рассмотрение, должен подготовить тот председатель аппарата, который инициировал заседание. Все решения, которые принимаются в ходе их рассмотрения, имеют сугубо рекомендательный характер, а для их реализации издаются распоряжения и приказы, которые должны иметь подпись председателя Совета.

Возглавление Совета председателей возлагается на председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель арбитражного суда

Научно-консультативный совет

Лица, занимающие должность председателей судов рассматриваемого типа, имеют полное право на участие в научно-консультативном Совете. Он создается при Высшем Арбитражном Суде РФ и представляет собой орган совещательного типа, который ведет свою работу в форме заседаний и совещаний.

Основная задача рассматриваемого органа состоит в детальном изучении законодательства и разработке рекомендаций правового характера, исходя из его норм. Более того, на данный орган возложена задача толкования нормативных актов и законов. Научно-консультативный совет также занимается написанием разъяснений по материалам, предоставленным судебной статистикой, а также отмеченным в ходе осуществления практики судопроизводства.

Что касается рекомендаций, то рассматриваемый орган имеет право на вынесение их в отношении лишь определенного перечня документов. К их числу относятся проекты по разъяснениям, составленным Пленумом Высшего Арбитражного Суда относительно особенностей правоприменительной деятельности по материалам, предоставленным статистикой и практикой, проекты инструкций, а также по некоторым другим вопросам, которые могут возникнуть в ходе осуществления судебной практики и возникают в судебном порядке. Все толкования, которые издаются данным советом, считаются источниками права, на которые очень часто опираются юристы в разрешении вопросов, носящих правовой характер.

Что касается состава рассматриваемого органа, то в него на добровольной основе могут входить председатели арбитражных судов федерального и местного значения, а также высококлассные судьи, которые имеют богатый опыт правоприменительной деятельности.

Состав данного совета должен быть утвержден отдельным приказом. Издается и подписывается этот документ председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Нередко граждане остаются недовольны принятыми судебными мерами в отношении их личных вопросов. В связи с этим возникает вопрос о том, куда жаловаться на судью. О том, куда можно обратиться с подобной жалобой, а также о структуре судебной системы и о Высшей квалификационной комиссии расскажем в этой статье.

Куда следует обращаться с жалобой на судью?

куда жаловаться на судью

С точки зрения закона любые действия судьи должны быть добросовестными и соответствовать принятым нормам. Таким образом, судебная компетентность наряду с добросовестностью служат необходимыми условиями исполнения обязанностей по осуществлению правосудия. Так что прежде чем пробовать писать жалобу Президенту на судью, следует воспользоваться другими инструментами.

Согласно Кодексу этики, в своей деятельности судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и морали, неукоснительно следуя присяге. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей. Сегодня главным органом, который обладает полномочиями для привлечения граждан, занимающих судебную должность, к дисциплинарной ответственности, выступает Высшая квалификационная комиссия. Она призвана контролировать следующие ступени судейства:

  • Судьи Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ).
  • Федеральный арбитражный суд того или иного округа.
  • Арбитражная апелляционная инстанция.
  • Военные суды.
  • Члены совета судей.

Квалификационной комиссией рассматриваются дела по несоблюдению законов, которые носят названия «О статусе судей в России» и «Кодекс судейской этики».

Вот и вопрос о том, куда жаловаться на судью, немного проясняется. Пожаловаться можно как на действие, так и на бездействие во время выполнения служебных обязанностей. Причем проступком можно считать не только нарушение представленных законов, но и несоблюдение принятых норм и морали в рамках осуществления правосудия.

Прежде чем думать о том, куда жаловаться на судью, важно понимать существующие различия между незаконными процессуальными мерами и некорректным поведением этого лица. Действия должны обладать какой-либо процессуальной формой (к примеру, акт либо запись в протоколе для предоставления возможности обжалования их в вышестоящем органе власти).

Некорректное поведение относится в первую очередь к нарушению нравственных и этических требований. Примером в этом случае можно считать грубое и нетерпимое, а также нетактичное либо неуважительное отношение к действующим участникам судебного разбирательства, и тогда у лиц процесса невольно возникнет вопрос о том, куда жаловаться на судью.

вс рф

В качестве ненадлежащего отношения также выступают предубеждения гендерного, расового и религиозного характера. Причиной обвинения может стать и разглашение информации, которая была получена в рамках исполнения обязанностей, и тому подобное.

Виды дисциплинарной ответственности

Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:

  • Предупреждение либо замечание.
  • Преждевременное прекращение полномочий.

Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.

В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.

Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.

Какую информацию следует указывать при составлении жалобы на судью?

структура судебной системы

Заявитель при подаче данного документа должен указать следующие сведения:

  • Свои личные данные, а именно Ф.И.О. и место жительства. Следует подчеркнуть, что если эта информация будет отсутствовать, то жалобу признают анонимной, и она не будет рассмотрена.
  • Требуется также указать Ф.И.О. судьи, действия которого подлежат обжалованию.
  • Название суда, в котором обвиняемое служебное лицо ведет свою деятельность.
  • Подробное и обоснованное описание сути претензий к данному судье.

В каких случаях жалоба может быть отклонена?

Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
  • В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
  • В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
  • Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.

Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.

судейский корпус

Верховный суд России

Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в нашей стране выступает органом, который занимается гражданскими делами, разрешает экономические, уголовные, административные и прочие споры. Таким образом, этот орган власти осуществляет в предусмотренных законом формах судебный надзор за выполнением деятельности нижестоящих инстанций, а кроме того, проводит процедуры в рамках своей компетенции в роли апелляционного и кассационного органа.

Высшая судейская комиссия

Высшая квалификационная комиссия судей состоит из двадцати девяти членов.
Начиная с 2002 года треть ее состава - это представители общественности. Данная инстанция призвана решать следующие вопросы:

  • Привлечение судей, которые находятся в отставке, к исполнению своих обязанностей.
  • Проведение аттестации судей наряду с присваиванием им квалификационных классов.
  • Предоставление согласия на назначение того или иного служебного лица на судейскую должность.
  • Приостановление либо возобновление полномочий судей.
  • Осуществление отбора кандидатов на судебную должность.
  • Наложение на судей дисциплинарных взысканий.
  • Осуществление иных полномочий.
  • Прекращение судебных полномочий.
  • Прекращение отставки судей.

Структура судебной системы

жалоба президенту на судью

В нашей стране все судебные органы формируют суды федерального уровня и субъектов. Такое разделение объясняется необходимостью предоставления субъектам некоторых полномочий, касающихся создания органов правосудия. Федеральными судами в России являются следующие инстанции:

  • Конституционный суд.
  • Верховный суд.
  • Суды субъектов России.
  • Районные суды.
  • Военные суды, которые составляют систему федеральных инстанций общей юрисдикции.
  • Высший арбитражный суд.
  • Федеральные арбитражные суды.
  • Кассационные инстанции.
  • Апелляционные инстанции.

К судам субъектов РФ относят:

  • Конституционные, или уставные суды субъектов страны.
  • Мировые судьи.

Конституционный суд считается высшим органом по уголовным, гражданским и прочим делам. Он осуществляет процессуальный надзор за их деятельностью, давая разъяснения по вопросам судебных практик. Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и прочие дела, осуществляя в предусмотренных формах надзор за ходом их деятельности по вопросам судебной практики.

Необходимо отметить, что высшие судебные органы не имеют по отношению к другим судам властных полномочий. В рамках производства по гражданским и уголовным делам установлен свой порядок взаимодействия между инстанциями разных уровней. Конституционный суд и уставные органы субъектов России тоже не находятся в отношениях власти и подчинения между собой. Они выполняют свою деятельность в рамках имеющихся полномочий, при этом друг с другом они никак не связаны.

жалоба председателю суда

Суды, которые входят в единую систему, различаются по объему своих компетенций. Выделяют звенья судебной системы, то есть совокупность органов, которые наделены полномочиями, выделяющими их среди прочих, по которым они параллельно могут совпадать по отношению друг к другу.

Учитывая то, что Конституционный суд и уставные инстанции субъектов между собой функционально никак не связаны, различных звеньев они тоже не образуют.

Составляющие судебной структуры можно выделить в органах общей юрисдикции, например, на фоне рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также они прослеживаются в арбитражных инстанциях.

Судебная система: органы общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции все органы можно подразделить на следующие звенья:

  • Районные, а кроме того, межрайонные суды, образующие основное звено.
  • Гарнизонные военные суды.
  • Мировые судьи.
  • Суды субъектов России, которые образуют среднее звено.
  • Военные суды.
  • Верховный суд как представитель высшего звена.

Арбитражные суды

В арбитражных судах также имеются свои подразделения:

  • Основным звеном считается арбитражный суд субъектов.
  • Средним звеном выступают апелляционные и кассационные инстанции.
  • Высшее звено представлено Высшим арбитражным судом.

Судебные инстанции

приостановить полномочия судьи

Суды, помимо всего прочего, подразделяют по инстанционному признаку, что зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют. Итак, в рамках рассмотрения уголовных и гражданских процессов, а также дел об административных нарушениях выделяют судебную инстанцию. Такой суд выполняет определенную функцию, которая связана с рассмотрением и с разрешением дел. В рамках работы этого органа происходит рассмотрение дел по существу, а также проводится проверка законности наряду с обоснованностью принятых решений, которые выносятся другими судебными органами. Процессуальное законодательство выделяет суды первой и второй инстанции:

  • Судом первой инстанции считается орган власти, принимающий решения по существу дел, которые находятся в его производстве. В роли судов этой инстанции в зависимости от групп гражданских либо уголовных процессов выступают, как правило, районные и военные. Дела по административным правонарушениям в рамках первой инстанции рассматривают мировые судьи.
  • Суды второй инстанции занимаются проверкой жалоб заинтересованных граждан либо, опираясь на представление прокурора, устанавливают обоснованность и законность решений, которые не успели вступить в силу. В органах общей юрисдикции, которые действуют в роли судов второй инстанции, выполняется апелляционное наряду с кассационным производством.

В апелляционном порядке рассматривают и гражданские, и уголовные дела в том случае, если решения, которые вынесены по ним судом первой инстанции, не успели еще вступить в законную силу. Смысл апелляционного производства заключается в том, что выполняется повторное исследование и анализ доказательств, а новое принятое решение по тому или иному делу может значительно отличаться от первоначального. Жалоба на мирового судью подается в вышестоящую инстанцию.

В отличие от апелляционных действий, кассационные меры подразумевают пересмотр решений по делам, вступившим в законную силу. В роли судов кассационных инстанций выступают органы, являющиеся вышестоящими по отношению к апелляционным. К примеру, в том случае, если уголовное дело было рассмотрено в первой инстанции, то в роли апелляционного органа станет выступать судебная коллегия, занимающаяся уголовными делами. В качестве кассационной инстанции будет выступать президиум суда субъекта России.

Касательно арбитражного процесса, апелляционные суды выступают органами по проверке законности и обоснованности судебных актов, которые принимаются в первой инстанции. Всего в России на сегодняшний день образовано двадцать апелляционных арбитражных судов. Каждый из них осуществляет проверку актов, которые были приняты арбитражными органами нескольких субъектов России. На вопрос о том, куда жаловаться на районного судью, ответ такой: в вышестоящую инстанцию в установленном законом порядке.

Надзорная инстанция образуется высшими судебными органами, которые представлены Верховным и Высшим арбитражным судами. Президиумы обоих приведенных инстанций занимаются осуществлением проверки в рамках надзора вступивших в законную силу актов и решений всех остальных органов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: