Гражданство как политико правовая связь личности и государства

Обновлено: 29.04.2024

Взаимоотношения человека и государства юридически оформляются как гражданство.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод личности.

Гражданство можно рассматривать как особого рода правоотношения, субъектами которых выступают гражданин и государство.

Личность, имеющая гражданство, вправе требовать от других граждан, органов государства, лиц, находящихся на государственных должностях, соблюдения своих прав и свобод, их охраны и защиты.

Главным документом государства является Конституция РФ, которая определяет основные принципы гражданства Российской Федерации:

  • единство;
  • равенство;
  • обладание всеми правами, свободами и обязанностями на территории РФ;
  • невозможность лишения или изменения гражданства;
  • защита граждан России за рубежом;
  • невозможность высылки или выдачи другому государству.

Конституция дает право иметь гражданство другого государства, данная возможность реализуется гражданином на основании ФЗ и международного договора РФ.

В Конституции закреплен еще один важный принцип, в соответствии с которым граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, пользуются правами и несут обязанности, как и граждане, кроме случаев, учтенных в законодательстве и международном договоре.

Понятие «каждый» в Конституции трактуется как обобщение, указывающее на то, что права и обязанности имеются как у граждан, так и неграждан РФ. В соответствии с основным документом, например, каждый имеет право требовать неприкосновенности личности и частной жизни.

Большинство прав принадлежит гражданам РФ. Статья 33 Конституции гласит о том, что граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в гос. органы и органы местного самоуправления.

Если совершено правонарушение или преступление гражданин несет ответственность по законам своего государства. Для иностранных граждан существуют другие правила.

Человек и государство признаются равноправными субъектами, которые имеют взаимную ответственность.

Термины «права» и «свободы» очень близки по значению. Это возможность человека совершать определенные действия, не противоречащие законам государства. Например, право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательства, а право на достойные условия труда в виде свободы общественных объединений. Если говорить о различиях между этими понятиями, то свобода – это отсутствие ограничений, а право – это наличие механизма реализации. Свобода дает автономию личности, например, свобода выбора религии.

Права человека и гражданина

Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют стержень статуса личности с точки зрения права.

Это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он является человеком, членом сообщества людей. Права человека возникли с появлением необходимости обеспечения общих условий существования людей. Они являются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности человека и общества в целом. Данные права принадлежат каждому независимо от гражданства, они естественны и имеют неотчуждаемый характер.

Если права человека осуществляются свободно, гражданское общество имеет высокое развитие.

Права человека официально закреплены во внегосударственных документах: декларациях, международных пактах. Основные права и свободы находятся за пределами внутренней компетенции государств. Человек может использовать национальные механизмы, защищая свои права, направлять обращения в международные органы, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри государства.

В России существует институт права, который контролирует соблюдение прав и свобод – Уполномоченный по правам человека. Все правовые нормы этого института определены ФЗ.

Уполномоченный по правам человека – правовой институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами на местах и должностными лицами.

Изменения в обществе по-новому наполняют понятие свободы личности, влияют на ценностные ориентиры человека. В 1991 году была принята Декларация, которая стала базовым документом для всего законодательства, касающегося личности, и органичной частью Конституции РФ.

Права и свободы являются высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются государством в соответствии с принципами, которые признаны во всем мире, международными нормами и Конституцией РФ. Все основные права и свободы принадлежат человеку от рождения.

Понятия «человек» и «гражданин», которые используются в основном документе страны, различаются по содержанию.

На территории государства находятся не только его граждане, но и иностранцы, лица, не имеющие гражданства. В отношении них употребляется термин «человек», и речь идет об основных правах и свободах. Правовое положение иностранцев определяется национальными законами государства местонахождения и международными договорами.

У «гражданина» гораздо больший объем прав, политическими правами обладает только гражданин государства. Сюда же относится обязанность нести военную службу, защищать отечество.

В Конституции перечисляются права и обязанности граждан России, а также формы и средства их защиты. Все другие права основаны на конституционных правах и свободах. Права условно разделены на три основных группы.

Следует отметить, что все классификации прав носят условный характер, так как одно и то же право может быть отнесено к разным группам, например, личное право может быть еще и политическим, и относится к свободе художественного творчества.

Личные права

Права и свободы личного характера не привязаны к гражданству. Они являются фундаментом свободы, защищают личное пространство человека от вмешательства извне. Статьи 20-29 Конституции определяют их. К личным правам относятся:

Все личные права тесно связаны с естественным правом человека и выражают гуманистические основы жизни общества.

Особенностью личных прав является то, что они являются общими для всех людей независимо от государственной принадлежности, они не отчуждаются и принадлежат человеку от рождения, обеспечивают жизнедеятельность человека, его свободу и достоинство.

Статьи Конституции, касающиеся личных прав, отличаются декларативностью, носят общезакрепительный, программный характер, а механизм реализации этих прав обеспечивают федеральные законы.

Политические права

Данные права напрямую связаны с гражданством государства. Это зафиксировано в Конституции. Личные права касаются каждого человека, а политические адресованы гражданам государства. При помощи политических прав личность включается в государственную жизнь, в управление делами страны. Политические права призваны укрепить связь человека с государством, способствовать тому, чтобы человек был активен в политической сфере. В статьях 31-33 Конституции определены политические права и свободы. К ним относятся:

  • свобода слова, право на объединение в общественных организациях, право на митинги, демонстрации, шествия;
  • право право избирать и быть избранным;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на участие в отправлении правосудия;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Участвовать в управлении государственными делами человек может в различных формах, лично или через представителей. Граждане могут участвовать в референдумах, всенародных голосованиях, в выборах и пр.

Особенностью политических прав является, то, что они могут быть реализованы как коллективно, так и индивидуально и признаются государством наравне с личными правами.

Экономические, социальные и культурные права

Реализация данных прав позволяет обеспечивать человеку достойный уровень жизни, защищаться от экономического произвола, овладевать культурными ценностями общества. Сюда относятся:

  • право на предпринимательскую деятельность;
  • право частной собственности;
  • право распоряжаться своими способностями к труду;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на охрану здоровья и мед. помощь;
  • право на образование;
  • право на свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания;
  • право на благоприятную окружающую среду.

Другим видом классификации прав является деление прав на абсолютные и относительные.

Абсолютные права – личные права человека, ограничение или приостановление которых приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности и не допускается в государствах с демократическим строем.

Относительные права – права, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае ЧП или военного положения.

Государство предъявляет требования к личности, эти требования выражаются в форме юридических обязанностей. К таким обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и законов страны;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • забота о детях и престарелых родителях;
  • забота об исторических и культурных памятниках;
  • охрана окружающей среды;
  • получение основного образования.

Взаимная ответственность государства и личности

Между государством и личностью существуют правоотношения. Государство в лице его органов является гарантом осуществления прав, свобод и интересов граждан. Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями органов гос. власти или должностных лиц в результате издания правового акта, не соответствующего законодательству, в результате незаконного осуждения или наложения административного взыскания. Такой вред возмещается из казны РФ или из казны субъекта РФ, МО в полном объеме.

Если гражданин совершил противоправное деяние, к нему применяются меры уголовной или административной ответственности.

Гражданин и государство являются носителями взаимных обязательств, соответствующих прав и обязанностей, на этой основе строится юридическая ответственность сторон.

Гражданство устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит свое закрепление в Конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой — права и обязан­ности государства по отношению к гражданину (например, право соот­ветствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторон­ние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государ­ства.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство – тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Термин «подданство» отражает лич­ную связь человека с монархом («подданный его величества»). Между понятиями «гражданин» и «подданный» есть отличие, которое заключается в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав и свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане являются «собственниками» своего государства.

Главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния – наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

В развитых странах в последние десятилетия оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». Большинство населения в странах мира составляют граждане. Граждане государства бывают неодинаковы по своему положе­нию. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой..

В интернет-публицистике часто встречается детская, казалось бы, ошибка. Несмотря на ряд очевидных отличий, многие отождествляют понятия «подданство» и «гражданство». И ошибочно, ведь каждое из них имеет не только свой юридический смысл, но и отличную друг от друга правовую природу возникновения. Безусловно, нельзя отрицать и некоторые сходства, но существующая между ними разница уж точно не позволяет их отождествлять и подменять друг другом. Разберем, в чем отличие гражданства и подданства и какое к этому отношение имеет Петр I.

Гражданство, подданство и три их главных отличия

Гражданство: что это

Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.

Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.

Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.

Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:

  • рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
  • натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.

Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.

Подданство: что это

В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.

В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.

Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.

Гражданство, подданство и три их главных отличия

С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.

Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России. Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.

Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.

Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.

В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»

Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.

Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:

  • во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;
  • во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
  • в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.

Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.

Гражданство, подданство и три их главных отличия

Права и свободы граждан и подданных

Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.

Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.

Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.

Правовой статус личности в России

Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица. Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.

Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.

Гражданство, подданство и три их главных отличия

Как вступить в российское гражданство

Как мы уже сказали, единственный очевидный вариант получения гражданства для иностранцев – это натурализация (прохождение процедуры приема).

В общих случаях, когда иностранец не претендует на какие-либо льготы, согласно статье 13 Закона о гражданстве РФ, от него потребуется:

  • прожить на основании вида на жительство в России на протяжении 5-летнего срока (прожив до этого еще 1 год на основании РВП);
  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • иметь законный источник получения доходов;
  • отказаться от своего прошлого гражданства или инициировать процедуру отказа;
  • подтвердить знание русского языка на должном уровне.

При соответствии указанным критериям, иностранец или апатрид вправе ходатайствовать о предоставлении ему статуса «гражданин России». Его заявление будет рассматриваться в течение года и при отсутствии оснований для отказа кандидат получит положительный ответ.

Но если иностранец или апатрид относится к одной из льготных категорий, оговоренных в статье 14 Закона о гражданстве РФ, срок ожидания, как и количество критериев (в том числе и о пятилетнем сроке проживания по ВНЖ), можно сократить.

Упрощенным порядком приема в российское гражданство могут воспользоваться:

  • носители русского языка;
  • апатриды, имевшие гражданство СССР;
  • супруги граждан РФ;
  • дети граждан РФ, проживающих в Федерации (хотя бы один родитель);
  • нетрудоспособные родители дееспособных граждан РФ от 18 лет и старше;
  • родители-одиночки детей – граждан РФ, в том числе если дети являются недееспособными;
  • высоквалифицированные специалисты, индивидуальные предприниматели, инвесторы (при определенных сроках трудовой деятельности в РФ, размерах уплаченных налогов/сборов, уставного капитала);
  • те, кто получил профессиональное образование в РФ после 1 июля 2002 года и имеет трудовой стаж работы на ее территории не менее 3 лет.

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можем выделить несколько очевидных отличий граждан от подданных. Во-первых, граждане верны государству, а подданные – монарху. Во-вторых, государство взаимно хранит верность своим гражданам, всячески покровительствуя им, чего нельзя сказать о традиционных отношениях между монархом и их подданным. В-третьих, подданство банально уже изжило себя, так как любое демократическое государство признает в качестве единственного источника власти своих граждан, а не правителя.


Формирование и реализация института гражданства Российской Федерации

Курин Дмитрий Николаевич, студент

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что до настоящего времени проблема гражданства сохраняет свое значение как в современном международном праве, так и в национальном праве.

Понятие гражданства тесно связано с государством и правом. Государства долгое время жестко регламентировали процедуру приобретения гражданства, но ситуация сегодня меняется и вопрос о приобретении гражданства постоянно совершенствуется.

Ключевые слова: институт гражданства, гражданство РФ, права и обязанности граждан.

Citizenship is one of the most important factors determining the relationship of a person with the state, the basis of the legal status of an individual, as well as the main prerequisite for the state's obligation to protect individual rights and freedoms. The law establishes the generally recognized principles of citizenship, which is important for building a system of domestic legislation and for interstate relations on citizenship issues. The relevance of this issue lies in the fact that until now the problem of citizenship retains its significance both in modern international law and in national law. The concept of citizenship is closely related to the state and law. States have long strictly regulated the procedure for acquiring citizenship, but the situation is changing today and the issue of acquiring citizenship is constantly being improved.

Keywords: Institute of citizenship, citizenship of the Russian Federation, rights and obligations of citizens.

В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из главных институтов правового положения личности.

На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и за рубежом происходят миграционные и иммиграционные процессы, вследствие чего возникают проблемы определения взаимоотношений человека и государства.

Осознание гражданства как правовой связи личности и страны в целом раскрывает смысл этого института.

Однако и в этом определении есть свои изъяны: правовая связь допустима между гражданином и государством его принадлежности, но между жителем другой страны и государством, которое предоставило ему политическое убежище, также существует связь.

Так что даже легальное определение нуждается в кое-каком уточнении и дополнении. Когда мы говорим о гражданстве как о стабильной связи лица и государства, то имеем в виду, что оно существует всегда.

Кроме того, устойчивость гражданства как правоотношения выявляется как в пространстве, так и во времени.

В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь между человеком и государством не исчезает даже в случае временного покидания гражданина государства своей принадлежности. Пребывание российского гражданина за рубежом не пресекает его гражданства. То есть, рассматриваемая устойчивая связь не может ограничиваться территориально.

Что касается устойчивости гражданства во времени, то она проявляется в его непрерывности и бессрочности.

То есть, данная связь между государством и гражданином не может быть подвергнута внешнему воздействию каких — либо обстоятельств, а также не может пропадать, а потом вновь возникать и, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни гражданина.

Если же государство является унитарным, то в нем будет иметься единое гражданство, если федеративное — лицо будет расцениваться не только гражданином федерации, но и ее субъекта.

Следовательно, на такого гражданина будет распространяться как федеральные законы, так и законы данного субъекта федерации.

В советский период ряд ученых понимали под гражданством принадлежность человека к определенному государству.

Приведем мнения некоторых правоведов, которые в свое время исследовали особенности гражданства.

Н. В. Витрук под гражданством понимал некое оформление состава населения страны [5].

В. С. Шевцов о гражданстве говорил, как о правовой связи лица и государства, которая служит предпосылкой для установления правового статуса гражданина [10].

М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей [4].

А. А. Югов под гражданством понимает сложную и тонко дифференцированную правовую связь этих субъектов, которой характерны особые свойства [11].

Г. И. Тункин утверждал, что «гражданство — это политико-правовая связь человека с государством, которая характеризуется устойчивостью, обладанием правами и обязанностями в отношении государства, а также правами и обязанностями государства в отношении человека» [9].

А. Б. Серошин придерживается схожей позиции и полагает, что под гражданством понимается стабильная правовая взаимосвязь человека и страны, которая проявляется в комплексе их взаимных прав и базируется на признании ключевых прав и свобод человека [8].

При этом указанные права и свободы, по мнению автора подхода, должны быть формально закреплены в нормативно-правовых актах о гражданстве, которые, непосредственно признают эту связь и имеют цель — урегулирование вопросов в соответствующей области.

Т. Е. Парамзин, подвергнув критике многие определения понятия гражданства, выдвинул собственное, довольно специфическое мнение относительно данного явления.

Т. Е. Парамзин считает, что гражданство — это ядро правового статуса человека, которое выражается в исполнении лицом обязательств в отношении определенного государства [7].

К таким обязательствам относится подчинение действующему в государстве законодательству, уплата налогов и сборов, служба в Вооруженных силах и т. д.

Что касается предоставления прав и свобод гражданам, то они имеют второстепенную роль, так как именно исполнение обязательств гражданами РФ обеспечивает нормальное функционирование государства при взаимодействии, как с отдельным индивидом, так и с обществом в целом.

И. В. Лаптева гражданство считает необходимой составляющей правового статуса гражданина, от которого зависит нормальное существование человека в государстве, так как именно данная связь со своей страной способствует воплощению в жизнь естественных прав человека, без которых жизнь человека в обществе стала бы попросту невыносимой [6].

Также и государство без гражданства, по мнению Лаптевой, существовать, как таковое не может, ведь оно создано именно для организации общества, а без стабильной правовой связи с человеком эти два элемента станут обособленными и не зависящими друг от друга.

Легальное же определение рассматриваемого явления содержится в ФЗ № 62 «Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» [3].

Осознание гражданства как правовой связи личности и страны в целом раскрывает смысл этого института.

Однако и в этом определении есть свои изъяны: правовая связь допустима между гражданином и государством его принадлежности, но между жителем другой страны и государством, которое предоставило ему политическое убежище, также существует связь.

Так что даже легальное определение нуждается в кое-каком уточнении и дополнении.

Когда мы говорим о гражданстве как о стабильной связи лица и государства, то имеем в виду, что оно существует всегда.

Кроме того, устойчивость гражданства как правоотношения выявляется как в пространстве, так и во времени.

В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь между человеком и государством не исчезает даже в случае временного покидания гражданина государства своей принадлежности.

Пребывание российского гражданина за рубежом не пресекает его гражданства.

То есть, рассматриваемая устойчивая связь не может ограничиваться территориально. Что касается устойчивости гражданства во времени, то она проявляется в его непрерывности и бессрочности.

То есть, данная связь между государством и гражданином не может быть подвергнута внешнему воздействию каких — либо обстоятельств, а также не может пропадать, а потом вновь возникать и, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни гражданина.

Если же государство является унитарным, то в нем будет иметься единое гражданство, если федеративное — лицо будет расцениваться не только гражданином федерации, но и ее субъекта.

Следовательно, на такого гражданина будет распространяться как федеральные законы, так и законы данного субъекта федерации.

Таким образом, значение института гражданства в обществе целиком и полностью определено взаимоотношениями, как отдельного индивида, так и населения в целом, с органами государственной власти.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)

  1. Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации от 31. 05. 2002 № 62-ФЗ (ред. от 24. 04. 2020)
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. — М., 2007. — С. 314
  3. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе: учебник. — М., 1979. — С. 38
  4. Лаптева И. В. Проблемы отечественного гражданства / И.В Лаптева // Государство и право. — 2013. — С. 56–57
  5. Парамзин Т. Е. Проблемы определения понятия гражданства / Т. Е. Парамзин // Государство и право. — 2016. — № 9. — С. 45–46
  6. Серошин А. Б. Конституционное право современной России: учебник. — М., 2012. — С. 190.
  7. Тункин Г. И. Закон о гражданстве Советского союза / Г. И. Тункин // Советское государство и право. — 1979. — № 7. — С. 22.
  8. Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве: учебник. — М., 1969. — С. 19
  9. Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене / А. А. Югов // Адвокатская практика. — 2009. — № 1. — С. 41.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, гражданство, правовая связь, Российская Федерация, устойчивость гражданства, внешнее воздействие, единое гражданство, кое-какое уточнение, отдельный индивид, политическое убежище.


Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленные Конституцией Российской Федерации [9] и действующим законодательством права, свободы и обязанности человека непосредственно связаны с гражданством. Человек может использовать их только тогда, когда он является гражданином определенного государства.

Термин «гражданство» в современной конституционно-правовой науке не имеет четкого, признанного всеми исследователями, определения. М. Б. Смоленский полагает, что «гражданство — это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий» [15, с. 216]. При этом структурное построение определение понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания ими гражданства; связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями. По мнению Н. Л. Граната, «гражданство — правовое состояние, выражающееся с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индивидуальном документальном оформлении гражданства каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство) [4, с. 132]. А. Н. Кокотов одним из значений термина «гражданство» видит «суверенное право государства» [3, с. 157], означающее его возможность в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. А в категорию граждан А. Н. Кокотов включает ту часть населения, на которую государство вправе опереться при рассмотрении любых задач, и которой государство доверяет полное участие в своих делах.

Прежний Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. в преамбуле определял, что «гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [11]. А Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г. характеризовал гражданство как «постоянную политико-правовую связь лица с Советским государством, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях» [13]. По мнению В. Е. Чиркина, «гражданство нельзя связывать с политическими симпатиями и антипатиями лица, в том числе по отношению к государству» [16]. Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. в статье 3 «Основные понятия» сводит гражданство к устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей принятом взамен одноименного Закона Российской Федерации 1991 года [12].

Количество прав и свобод, которыми обладает личность и которые ему гарантируются государством (как, впрочем, и перечень его обязанностей перед государством) находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства этого государства. Гражданство регулирует отношения между личностью и государством, оно является одним из признаков любого государства. Принадлежность человека к тому или иному государству означает, что данное лицо обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами этого государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Следовательно, гражданство — это не просто наличие у гражданина паспорта или свидетельства о рождении, а это правовое состояние, которое влияет на объем прав и свобод человека.

Правовое закрепление института гражданства оформлено целым пакетом правовых актов. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство» [1]. Международное сообщество в Конвенции о сокращении безгражданства рекомендует всем государствам сокращать число лиц, не имеющих гражданства, в целях более эффективной защиты прав и свобод личности и формирования большей ответственности самой личности за свои действия [2].

Исходные начала, посвященные гражданству, содержатся в первой главе Конституции России, в соответствии с которыми гражданство можно рассматривать как одну из характеристик и предпосылок не только статуса личности в стране, но и российского конституционного строя в целом. При этом Конституция закрепляет базовые принципы института гражданства, детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в соответствующем Федеральном законе от 31 мая 2002 г. Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.

Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в исключительной компетенции главы государства. Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются на основе фундаментальных начал, заложенных в основу правового регулирования, то есть принципов. Наличие этих принципов способствует корректному применению правовых норм, влияет на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в регулируемой сфере, а также позволяет выявлять правовые нормы, не укладывающиеся в систему действующего законодательства. Основополагающая роль принципов заключается в том, что все другие нормы данной отрасли должны находиться в соответствии с ними.

Основные принципы гражданства Российской Федерации, как указывалось выше, закреплены в Конституции России — статьях 6, 61, 62. Более детально они раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», который к ним относит: единство гражданства, равенство прав и обязанностей граждан независимо от оснований приобретения гражданства, экстерриториальность гражданства, принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его, недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачи иностранному государству, принцип сокращения числа лиц без гражданства. В нашей работе мы остановимся только на одном из них — единстве гражданства Российской Федерации и его политико-правовой природе в современных условиях.

Существование этого принципа обусловлено федеративной природой формы государственного устройства России. В состав Российской Федерации входит 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В Конституции России указано, что в ведении Российской Федерации находятся вопросы гражданства в Российской Федерации (п. «в» ст. 71). Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над всем населением государства, вследствие чего в ней имеется единое российское гражданство, которым обладают все граждане государства.

Закон о гражданстве 1991 г. предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из признания в статье 5 Конституции России республик в составе Российской Федерации государствами. В тех условиях принцип единства гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает. Кроме того, в силу данного принципа нельзя было обладать гражданство республики в составе Российской Федерации, не имея российского гражданства. В. Е. Чиркин раскрывал данное положение следующим объяснением: «В России единое гражданство асимметрично: кроме республик, все остальные субъекты Федерации не имеют собственного гражданства. Для областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, единое гражданство является и единственным (федеральным) гражданством» [16, с. 120–121].

Ряд республики — Бурятия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Коми, Удмуртия и Якутия — приняли собственные законы о республиканском гражданстве, в которых подчеркивалось, что гражданство является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета. Другие республики в своих конституциях обозначили возможность принятия законодательных актов по вопросам гражданства. Например, Конституция Республики Татарстан 1992 года содержала специальную главу, посвященную республиканскому гражданству. В ней также содержалось положение о том, что граждане республики могут иметь гражданство иных государств, условия осуществления которого определяются договорами и соглашениями Республики Татарстан с другими государствами [7]. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики.

Проанализировав действующие конституции республик в составе Российской Федерации, мы обнаружили, что только Конституция Республики Татарстан в статье 21 устанавливает республиканское гражданство: «Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации» [7]. Большинство республик в своих основных законах не акцентируют внимания на вопросах гражданства. А некоторые устанавливают особые положения, характеризующие связь республики и государства. Так, Конституция Алтая специально оговаривает, что «Республика Алтай не устанавливает свое гражданство, исходит из положения Конституции Российской Федерации о единстве гражданства в Российской Федерации и признает, что каждый гражданин Российской Федерации на территории республики обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай [5]. Аналогичное положение содержится в статье 12 Конституции Республики Бурятия [6]. Некоторые республиканские конституции, например Республики Хакасия [8], устанавливают особую норму о том, что субъект Федерации может устанавливать дополнительные права и свободы для граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующей республики.

Мы согласимся с позицией В. А. Ржевского, который выступая против гражданства республик, обосновывал свою позицию тем, что республики, входящие в состав Российской Федерации, не являются суверенными, и, следовательно, не могут обладать своим гражданством [14, с. 70]. Современная трактовка принципа единства гражданства «базируется на мировой практике федерализма, которая основывается на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства» [10, с. 211]. Такое положение является важнейшей гарантией государственной целостности нашей страны, так как предполагает отказ от права выхода субъекта Федерации из ее состава. Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» на основании конституционных норм не предусматривает республиканского гражданства как атрибута государственности республик, хотя прямо и не отрицает его.

Таким образом, в современных условиях принцип единства гражданства как общее правило, лежащее в основе российского гражданства, понимается через признание только одного гражданства в стране. Единый характер гражданства Российской Федерации имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутри государства его роль заключается в обеспечении прав и интересов граждан Росси. Где бы ни проживал гражданин страны, в республике, крае или городе федерального значения, на него распространяется суверенная воля и законодательство России, установленные ею права и гарантии. За пределами Российской Федерации, в отношениях российских граждан с иностранными государствами, гражданин России может рассчитывать на защиту и покровительство своего государства независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации он проживает.

Закрепление принципа единства гражданства создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания или времени пребывания. Неслучайно, законодатель располагает этот принцип в одном пункте (ч. 2 ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ») с принципом равенства гражданства независимо от оснований приобретения. К тому же, принцип гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства «не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности» (ч. 1 ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»)

Сущность гражданства заключается в принадлежности к народу, а не к отдельной нации или народности, их чего и исходит принцип единства гражданства как руководство для практики государственного строительства в области гражданства.

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 1995. — 5 апреля.

2. Конвенция о сокращении безгражданства. Принята 30.08.1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. — М.: БЕК, 1996. — С. 516–521.

3. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. — М.: Юристъ, 2003. — 538 с.

4. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М.: Юристъ, 1999. — 592 с.

9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

10. Кутафин О. Е. Российское гражданство: монография. — М.: Юристъ, 2003. — 587 с.

11. О гражданстве Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28.11.1991 г. № 1948–1 (ред. от 31.05.2002 г.) // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 6. Ст. 243; Собрание законодательства РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст. 496.

12. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

14. Ржевский В. А. Гражданство и федерализм // Материалы научно-практической конференции по проблеме гражданства. — М., 1995. — 122 с.

15. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 314 с.

16. Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 2002. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданство, государство, республиканское гражданство, Татарстан, Конституция Республики, гражданин Республики, единство гражданства, российское гражданство, федеральное значение.

Похожие статьи

государство, гражданин, прекращение гражданства, выход из.

‒ Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. ‒ Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой.

гражданстве Республики Казахстан», а именно, лишение гражданства

О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от

Основные термины (генерируются автоматически): гражданство, Российская Федерация, государство.

О форме государственного устройства России в широком и узком.

Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации.

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ.

Актуальные проблемы института гражданства в Российской.

двойное гражданство, Российская Федерация, гражданство, государство, институт гражданства, проблема, лицо, безвизовый въезд, государственная власть, иностранное государство.

Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу.

Российская Федерация, гражданство, двойное гражданство, страна СНГ, Россия, Государственная программа, Украина, Республика, Молдова, Туркменистан.

Система государственного устройства России | Статья в журнале.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство.

Правовой статус коренных малочисленных народов России

Такие республики, как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия) воспользовались этим правом.

Основные термины (генерируются автоматически): малочисленный народ России, Российская Федерация, коренной, гражданин РФ.

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств — участников СНГ (91,0 %), среди которых 35,3 % — граждане Украины.

О государстве и государственном устройстве в человеческом.

Критерий гражданства для занятия этой должности имеет столь важное значение, что законодатель на этом основании устанавливает дополнительные ограничения на выборах Президента Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: