Государство принимает правовые нормы впр

Обновлено: 02.05.2024

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…


Тип 10 № 9397

Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство создаёт правовые нормы.

2) К основным признакам государства относится обязательное наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.

3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.

4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.

5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.

Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

1) Государство создаёт правовые нормы — да, верно.

2) К основным признакам государства относится обязательное наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть — нет, неверно. Политические партии появились в Новое время.

3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов — да, верно.

4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли — да, верно.

5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом — нет, неверно.


1) Относитесь к другим людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, - золотое правило морали.

2) Мораль регулирует отношения людей с точки зрения права.

3) Моральные нормы устанавливаются законодательно.

4) Общечеловеческие ценности отражаются в нормах морали, которые передаются из поколения в поколение.

5) Главный принцип морали – гуманизм (человечность).


1) Духовная жизнь общества включает мораль, право, религию, науку, искусство

2) Духовные потребности людей передаются по наследству.

3) Создавать духовные ценности могут только профессионально подготовленные люди.

4) Библиотека и музей относятся к учреждениям культуры.

5) Культурным называют человека, который работает в сфере культуры.


1) Духовные ценности – это представления о том, что такое добро, любовь, правда, справедливость.

2) Культура России многонациональна.

3) Экономика, политика, наука, религия составляют духовную сферу общества.

4) Легенды, сказания, пословицы, поговорки составляют духовное наследие народа.

5) Культура человечества неизменна.


1) Человека отличают от других живых существ мышление и членораздельная речь.

2) Отсутствие инстинкта самосохранения отличает человека от животных.

3) Голод и жажда отражают биологические потребности человека

4) Человек осознанно и целенаправленно строит здания, а пчела – соты.

5) Человек – биологическое, социальное и духовное существо.


1) Общество и природа возникли одновременно

2) Личностью называют самостоятельного и ответственного человека

3) Природой называют естественную среду обитания человечества

4) Способность оценивать результаты своей деятельности характеризует человека как природное существо.

5) Различные формы объединения людей и взаимодействия между ними составляют общество.


1) Нормы права – это правила, выработанные человечеством и закреплённые в сознании людей.

2) К правовым нормам относятся нормы морали

3) Отклоняющееся поведение всегда приносит вред.

4) Традиции и обычаи – это регуляторы поведения людей.

5) Мораль оценивает поведение человека исходя из представлений о добре и зле.


1) Труд – это целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей.

2) Игрой называют обмен информацией между людьми.

3) В процессе социализации человек осваивает нормы и ценности общества.

4) Уникальность человека, его отличие от других живых существ проявляется в наличии у него органов чувств.

5) Природа не оказывает влияния на современного человека и постиндустриальное (информационное) общество.


1) Возникновение человека и общества – единый процесс.

2) Обществом можно назвать человечество в целом.

3) Главные качества общества – неизменность, устойчивость, стабильность.

4) В обществе действуют правовые, моральные, религиозные регуляторы отношений между людьми.

5) Деятельность людей преобразует природу.


1) Человек, как и другие живые существа, должен трудиться для удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

2) Потребности в воде, сне, пище характеризуют человека как социальное существо.

3) В процессе социализации человек формируется как личность, учится жить в обществе.

4) Антиобщественное поведение человека возникает только под влиянием наследственных факторов

5) Самовоспитание – один из путей формирования личности


1) Социализация осуществляется в детском и подростковом возрасте и заканчивается к моменту окончания школы.

2) Человеку свойственна способность логически мыслить, понимать взаимосвязь между явлениями и процессами.

3) Для обозначения духовного мира личности, совокупность идей, взглядов, чувств конкретного субъекта используется термин «мораль».

4) Дар общения присущ только людям

5) Человек не всегда действует сознательно.


1) К политической сфере относятся наука, религия, образование.

2) Регулирование общественных отношений, государственная власть – основа экономической сферы.

3) Натуральное хозяйство и ремесло развиваются в традиционном обществе.

4) В традиционном обществе большинство населения проживает в городах.

5) Передача устной информации преобладает над письменной в информационном (постиндустриальном) обществе.


1) Общество – это сложная саморегулирующаяся система

2) становление рыночной экономики происходит в постиндустриальном обществе.

3) Основой индустриального общества является промышленное производство.

4) В традиционном обществе преобладает сфера услуг.

5) регулирование общественных отношений происходит только в постиндустриальном обществе.


1) К функциям культуры в обществе относится создание материальных благ.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Появление и развитие компьютерных технологий характеризуют постиндустриальное общество.

4) В традиционном обществе преобладала республиканская форма правления.

5) Потребность в непрерывном образовании в течение всей жизни человека возникает в постиндустриальном обществе.


1) Право регулирует отношения людей, применяя нормы этики.

2) Конституция и законы РФ относятся к источникам права.

3) Отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы морали.

4) Несовершеннолетние граждане не считаются правоспособными.

5) Наше государство гарантирует и защищает права ребёнка.


1) Мораль – это составная часть экономической сферы общества

2) Моральные нормы могут изменяться.

3) Обычаи и традиции не являются регуляторами поведения людей.

4) Социальные нормы – это правила жизни общества.

5) Ценностные ориентиры являются одним из регуляторов поведения человека.


1) Ценностные ориентиры присущи человеку как социальному существу.

2) Общеобязательность правовых норм подразумевает, что их обязаны соблюдать все граждане и организации.

3) В любом обществе основным назначением социальных норм является установление полного контроля над каждым человеком.

4) Мораль – это составная часть науки.

5) Правила этикета требуют от людей нравственного поведения.


1) Социальные отношения – это группы, общности и другие формы объединения людей.

2) Трудовые отношения заключаются между работником, работодателем и государством.

3) Правовые нормы принимаются государством.

4) В обществе любого типа основным назначением социальных норм является воспитание в детях уважения к обычаям и традиция.

5) Созданные в процессе труда продукты, удовлетворяющие потребности человека, называются экономическими благами.


1) Общественные отношения – это взаимосвязи, которые возникают между социальными группами и внутри их в процессе деятельности людей.

2) В духовную сферу учёные включают природу и науки о природе.

3) Социальные нормы регулируют поведение людей в обществе.

4) Трудовые отношения возникают на основании трудового договора.

5) Правовые нормы принимаются и защищаются государством.


1) Нормы морали устанавливает государство.

2) Общественный долг – это обязанности, которые должен выполнять человек по отношению к людям.

3) При анализе экономической сферы общества используют понятия «производство», «распределение», «потребление».

4) Мораль отражает сложившиеся в обществе представления о добре и зле.

5) Социальную сферу общества представляют церковь, филармония, театр оперы и балета.


1) Государство устанавливает юридическую ответственность за нарушение моральных норм.

2) Ценностные ориентиры являются одним из регуляторов поведения человека.

3) В духовную сферу входят наука и религия.

4) Патриотизм выражается в деятельности граждан на благо государства.

5) Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.


1) К экономической сфере относятся мышление и речь.

2) В число главных вопросов экономики включается повышение квалификации работников.

3) Командная экономическая система основана на законах рынка.

4) Безработица – это социально-экономическая ситуация, связанная с отсутствием рабочих мест для тех, кто может и хочет работать.

5) В России признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


1) Общественный прогресс – это усложнение общества, появление новых социальных групп и новых форм взаимодействия между ними.

2) В традиционном обществе возникает потребность в обязательном начальном образовании.

3) Политическую сферу общества могут представлять законодательное собрание, демократическая партия, президент.

4) Мораль регулирует общественные отношения только в постиндустриальном обществе.

5) Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов социальных групп.


1) Культура – это совокупность достижений человечества во всех сферах общества.

2) Золотое правило нравственности определяет отношение человека к другим людям

3) Общение – это создание материальных и духовных ценностей.

4) Потребности человека отражают его нужду в чём-либо

5) Нормы морали – это общеобязательные правила, которые установлены государством.


1) Правонарушение – это деяние, которое не соответствует нормам права и причиняет вред человеку, обществу или государству.

2) Демократия признаёт народ источником власти.

3) Отклоняющееся поведение всегда приносит вред обществу.

4) Государство – это экономическая организация, которая регулирует производство и потребление экономических благ.

5) Общество обособилось от природы, но тесно связано с ней.


1) Налоги – это обязательные установленные законом платежи, которые вносят в пользу государства граждане и организации.

2) Совокупность социальных норм, регулирующих правовые отношения в обществе, называется моралью.

3) Государственные органы, которые защищают права и свободы граждан, предотвращают правонарушения и борются с преступностью, называются правоохранительными.

4) В социальную сферу входят образование, производство, наука и религия.

Рособрнадзора от 10.02.2020 N 13-35

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет для использования в работе Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ (далее - Методические рекомендации).

Просим довести указанные Методические рекомендации до сведения образовательных организаций и органов местного самоуправления.

к письму Рособрнадзора

от 10.02.2020 N 13-35

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662, подпункта 5.21 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885, приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" и направлены на оказание методической помощи участникам Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), а также предназначены для использования в своей деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее соответственно - органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы), образовательными организациями, принимающими участие в организации и проведении ВПР.

Цели проведения ВПР

ВПР проводятся в целях:

осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;

совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.

Участниками ВПР по каждому учебному предмету являются все обучающиеся соответствующих классов всех образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего и/или среднего общего образования.

Перечень учебных предметов и классов, обучающиеся которых в обязательном порядке являются участниками ВПР, а также перечень учебных предметов и классов, по которым решение об участии в ВПР принимает образовательная организация, ежегодно утверждается Рособрнадзором.

Обучающиеся тех классов, в которых ВПР проводится в первый год, принимают участие в ВПР по решению образовательной организации.

Обучающиеся 11 классов принимают участие в ВПР по решению образовательной организации. В случае принятия образовательной организацией такого решения в ВПР по конкретному учебному предмету принимают участие все обучающиеся этой образовательной организации, не планирующие проходить государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по данному учебному предмету. Обучающиеся 11 классов, планирующие сдавать ЕГЭ по конкретному учебному предмету, принимают участие в ВПР по данному предмету по своему выбору.

Способ информационного обмена при проведении ВПР

Информационный обмен и сбор данных в рамках проведения ВПР осуществляется с использованием Федеральной информационной системы оценки качества образования (далее - ФИС ОКО) посредством внесения данных через личные кабинеты региональных, муниципальных координаторов (специалистов, назначенных органом субъекта Российской Федерации и муниципальным органом, для координации проведения ВПР на региональном и муниципальном уровнях) и образовательных организаций, в которых размещается актуальная информация о ходе проведения ВПР, инструктивные и методические материалы. Информационный обмен включает:

сбор необходимых сведений об образовательной организации для проведения ВПР;

публикацию инструктивных и методических материалов по проведению ВПР;

предоставление каждой образовательной организации комплектов заданий для проведения ВПР;

предоставление образовательной организации форм для сбора результатов ВПР;

направление образовательной организацией сведений о результатах ВПР по каждому классу по каждому учебному предмету в виде заполненных форм в ФИС ОКО;

предоставление образовательной организации результатов по итогам проведения ВПР;

форум технической поддержки ВПР.

Этапы проведения ВПР

В целях проведения ВПР рекомендуется определить следующие порядки организации и проведения ВПР:

органам субъектов Российской Федерации - порядок организации и проведения ВПР в субъекте Российской Федерации;

муниципальным органам - порядок организации и проведения ВПР в соответствующем муниципальном образовании;

образовательным организациям - порядок организации и проведения ВПР в образовательной организации.

Порядок организации и проведения ВПР, в том числе может содержать:

этапы и сроки проведения ВПР в соответствии со сроками проведения ВПР, утверждаемыми Рособрнадзором;

сведения о региональных и муниципальных координаторах;

меры по обеспечению объективности результатов ВПР;

меры по обеспечению информационной безопасности в период проведения ВПР;

особенности участия в ВПР обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

информацию по использованию результатов ВПР.

При наличии в субъекте Российской Федерации соответствующих технических условий ВПР могут проводиться с использованием персональных компьютеров по согласованию с Рособрнадзором.

ВПР по иностранным языкам могут проводиться в объеме, соответствующем техническим возможностям образовательной организации.

В целях обеспечения объективности проведения ВПР к участию в ВПР по решению органа субъекта Российской Федерации могут привлекаться:

специалисты в сфере образования, обладающие необходимыми знаниями для участия в проверке работ.

В этом случае предшествующие проведению мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля качества образования результаты ВПР могут учитываться при осуществлении федерального государственного контроля качества образования по решению органов субъектов Российской Федерации.

Проведение ВПР, проверка работ, выполненных обучающимися при проведении ВПР, и направление сведений о результатах ВПР по каждому классу по каждому учебному предмету в виде заполненных форм в ФИС ОКО осуществляется образовательной организацией в соответствии с порядком организации и проведения ВПР в образовательной организации.

Проверка работ может осуществляться на базе образовательной организации (по возможности коллегиально). В целях обеспечения объективности проверки ВПР по инициативе органа субъекта Российской Федерации или муниципального органа проверка работ ВПР может быть организована в месте, определенном органом субъекта Российской Федерации или муниципальным органом.

Решение о выставлении отметок обучающимся по результатам ВПР и иных формах использования результатов ВПР в рамках образовательного процесса принимает образовательная организация в соответствии с установленной действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования компетенцией.

Образовательной организации рекомендуется актуализировать локальные нормативные акты о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом проведения ВПР.

Контроль за проведением ВПР

В целях обеспечения контроля за проведением ВПР, достоверности внесенных в ФИС ОКО сведений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе:

направлять независимых наблюдателей в образовательную организацию на всех этапах ВПР: от получения и тиражирования материалов ВПР до внесения результатов в ФИС ОКО;

получать доступ к работам участников ВПР и отчетным формам по итогам проверки, проводить анализ объективности проведенной проверки в соответствии с системой оценивания отдельных заданий и проверочных работ в целом, перепроверку отдельных работ с привлечением специалистов в сфере образования, обладающих необходимыми знаниями для участия в проверке работ, не являющихся сотрудниками данной организации;

в случаях выявления фактов умышленного искажения результатов ВПР, информировать учредителя для принятия при необходимости управленческих решений в отношении должностных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Сроки проведения ВПР, обработки результатов

и хранения работ

Сроки проведения ВПР утверждаются Рособрнадзором.

Для каждого класса и учебного предмета, по которому проводится ВПР, устанавливается период времени, а также рекомендуемые даты проведения ВПР в данном классе по данному предмету. При невозможности проведения ВПР в установленные сроки по объективным причинам по согласованию с региональным координатором образовательная организация может провести ВПР по отдельным предметам в резервные дни. Резервные дни и порядок хранения работ участников ВПР в образовательной организации определяются порядком проведения ВПР в образовательной организации.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: