Государство как политико правовая форма

Обновлено: 27.04.2024

К демократическим политико-правовым режимам относят режимы либеральной демократии, плюралистической демократии и др.

Современный демократический политико-правовой режим возможен только в правовом гос-ве, обеспечивающем верховенство закона, гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, обеспечивает права человека и гражданина, создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении гос. власти. Юр. гарантии демократического режима в РБ закреплены в Конституции РБ и законодательстве страны.

К недемократическим режимам относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный и др.), авторитарный.

Современные недемократические режимы характеризуются господством одной официальной идеологии, одной политической партии, ограничением личных прав граждан, отсутствием условий для роста благосостояния населения, наличием карательных мер воздействия на инакомыслящих, произволом чиновников, нарушением законности и правопорядка.

Очевидно, что недемократические режимы исключают формирование правового гос-ва.

Функции и признаки государства

Государство — это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом.

Современное демократическое государство – орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Признаки государства:

1. Публичная власть

2. Разделение населения и власти по административно-территориальному признаку.

5. Издание правовых форм и законов.

Кроме того, к признакам государства относятся единое экономическое, информационное, энергетическое пространство, национальная или многонациональная культура, менталитет, идеология, гос. символика.

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны. Внешние – раскрывают специфику интересов государства в межгосударственном общении.

Внутренние функции:

Функция Политическая - обеспечение гос-ного суверинитета, защите конституционного строя, волеизъявления народа в законодательстве и иных государственных решениях, создании необходимых и достаточных условий для становления правового гос-ва и формирования гражданского общества и т.п.

Функция экономическая - выработка экономической политики

Функция социальная – занятость трудоспособного населения и соц. защиту, кто нуждается в господдержке (инвалиды, пожилые лица, многодетные семьи, дети-сироты, беженцы, безработные и т.д.). В области образования, науки. Культуры, здоровья граждан (поддержка финансовая, материальная, программная).

Функция экологическая – экологическая безопасность населения.

Функция налогообложения и финансового контроля

Функция охраны конституционного строя, защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Внешние функции:

Функция интеграции в мировую экономику – процессы интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов различных государств взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны – отражение вооруженной агрессии.

Функция поддержки мирового порядка – сохранение мира, ликвидация ядерного оружия и т.д.

Функция сотрудничества по глобальным проблемам – поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом, требующих международного реагирования.

Государство - сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.).

Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению.

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.).

Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и во-вторых, властными полномочиями других государств.

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых,публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти - признание ее народом права управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально незащищенных слоев населения.

5. Суверенитет. Государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории, и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

ü распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

ü только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

ü возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую системы страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

6. Система права. Государство - это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной.

Таким образом, Государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

1.Государство: понятие, признаки.
2. Основные теории происхождения государства.
3. Сущность и функции государства.
4. Механизм государства.
5. Форма государства.
6.Государственная власть: понятие и структура. Понятие и
классификация органов государства в РФ.
Учебная литература:
1. Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного
бакалавриата / А. П. Альбов [и др.] ; под общ.ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М.:
Издательство Юрайт, 2014. —548 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
2. Теория государства и права: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
Альбов А.П. [и др.]; Финуниверситет; Под общ.ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина.— М. :
Юрайт, 2016 .— 466с (Бакалавр. Прикладной курс).

3. 1.Государство: понятие, признаки

Государство – это особая организация политической власти,
располагающая аппаратом управления и принуждения, отражающая интересы
определенных социальных групп (народа) и обеспечивающая поддержание
необходимого социального порядка, опираясь на властные полномочия, принуждение
и нормы права
Признаки государства:
1.Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).
2.Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному
государству (гражданство).
3.Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную.
4.Обладание суверенитетом (выделяют национальный и народный суверенитет).
5.Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций
государства.
6.Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.
7.Существование системы взимания налогов.
8.Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

4. 2. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория - государство как упорядоченная социальная структура дано
человечеству свыше, от бога.
Патриархальная теория - неорганизованное общество преобразуется в государство
вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец –
становится главой государства.
Договорная теория (теория общественного договора) - государство возникло из
соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения
порядка и организации общественной жизни.
Теория насилия - все государства возникли в результате завоевания и порабощения
одного народа другим.
Органическая теория - государство рассматривалось как живой организм.
Психологическая теория - в людях заложена психологическая потребность жить в
рамках организованного сообщества и коллективного взаимодействия, так как
свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и
быть зависимым.
Ирригационнаю теория - обосновывает образование государства необходимостью
строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных странах
Историко-материалистическая теория (классовая или социально-экономическая) обозначил процесс образования государства как процесс вхождения в цивилизацию.

5. 3. Сущность и функции государства

государство является главной управляющей
системой общества, предназначенной для учета и
координации интересов различных групп населения,
для преодоления социальных противоречий внутри
страны и за ее пределами.
-
Подходы к определению сущности государства:
1. Классовый
2. Общесоциальная сущность

4. Механизм государства
Механизм государства – это система государственных
органов, институтов и организаций, взаимосвязанных
общими
принципами,
наделенных
властными
полномочиями с целью осуществления управления
обществом и защиты его основных интересов.
В структуру механизма государства входят:
1) государственный аппарат;
2) государственные учреждения;
3) государственные предприятия.

5. Форма государства
Форма государства – это совокупность его
внешних
характеристик,
определяющих
способ его организации и устройства.
Элементы:
форма правления (монархия и республика),
форма
государственного
устройства
(унитарное, федеративное, конфедерация),
форма государственного (политического)
режима
(демократический,
антидемократический).

8. 6.Государственная власть: понятие и структура. Понятие и классификация органов государства в РФ.

Общая теория государственного управления состоит из следующих необходимых
элементов:
1.целей и задач государственного управления;
2.соотношения функций управления с другими функциями государственной
деятельности;
3.взаимодействия органов государственного управления с другими органами
государства — парламентом, правительством, судами;
4.организации государственного управления и его системы;
5.роли и назначения человека в государственном управлении, т. е. значение персонала
управления.
Основными областями теории государственного управления являются:
1.персонал управления (публичная служба);
2.руководство и взаимодействие в управлении;
3.бюджет;
4.организация, планирование;
5.информация и информационные технологии;
6.законодательство.

Государственное управление (в широком
понимании)

это
регулирующая
деятельность государства в целом
Государственное управление (в узком
понимании)

это
административная
деятельность,
т.
е.
деятельность
исполнительных органов государственной
власти на уровне как Российской Федерации,
так и ее субъектов.

11. Судебная система Российской Федерации


Судебная система России — система специализированных органов
государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории
Российской Федерации.

12. Законодательные органы Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральное
Собрание Российской Федерации (Парламент) является высшим
законодательным, представительным органом государственной
власти в России.
Федеральное
Собрание
Российской
Федерации
имеет
бикамеральную структуру, то есть включает в себя две составные
части – палаты. Палата народного представительства называется в
России Государственной Думой, а палата представительства
интересов субъектов федерации – Советом Федерации.

Внутреннее устройство и органы Государственной
Думы:
Председатель Государственной Думы;
первые заместители и
Государственной Думы;
заместители
Председателя
Совет Государственной Думы;
фракции;
комитеты и комиссии Государственной Думы;
межфракционные рабочие группы;
Научный совет по правотворчеству;
Аппарат Государственной Думы.

В состав Совета Федерации входят следующие органы и
должностные лица.
Должностные лица:
-
Председатель Совета Федерации;
-
первый заместитель Председателя;
-
председатели комитетов Совета Федерации;
-
первые заместители председателей комитетов;
-
заместители председателей комитетов;
-
члены комитетов.
заместители Председателя;
• Органы Совета Федерации:
-
Совет палаты;
-
комитеты Совета Федерации;
-
комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, представляемых членами Совета Федерации.

Субъекты права законодательной инициативы (ст.104
Конституции)
Президент РФ,
Совет Федерации,
члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы,
Правительство РФ,
законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ Суд РФ по вопросам их
ведения.

16. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации

Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации
— органы
государственной
власти
(управления),
выполняющие
исполнительные функции государственного управления в Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации
Министерство
Федеральная служба
Федеральное агентство

1.Государство: понятие, признаки.
2. Основные теории происхождения государства.
3. Сущность и функции государства.
4. Механизм государства.
5. Форма государства.
6.Государственная власть: понятие и структура. Понятие и
классификация органов государства в РФ.
Учебная литература:
1. Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного
бакалавриата / А. П. Альбов [и др.] ; под общ.ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М.:
Издательство Юрайт, 2014. —548 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
2. Теория государства и права: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
Альбов А.П. [и др.]; Финуниверситет; Под общ.ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина.— М. :
Юрайт, 2016 .— 466с (Бакалавр. Прикладной курс).

3. 1.Государство: понятие, признаки

Государство – это особая организация политической власти,
располагающая аппаратом управления и принуждения, отражающая интересы
определенных социальных групп (народа) и обеспечивающая поддержание
необходимого социального порядка, опираясь на властные полномочия, принуждение
и нормы права
Признаки государства:
1.Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).
2.Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному
государству (гражданство).
3.Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную.
4.Обладание суверенитетом (выделяют национальный и народный суверенитет).
5.Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций
государства.
6.Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.
7.Существование системы взимания налогов.
8.Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

4. 2. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория - государство как упорядоченная социальная структура дано
человечеству свыше, от бога.
Патриархальная теория - неорганизованное общество преобразуется в государство
вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец –
становится главой государства.
Договорная теория (теория общественного договора) - государство возникло из
соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения
порядка и организации общественной жизни.
Теория насилия - все государства возникли в результате завоевания и порабощения
одного народа другим.
Органическая теория - государство рассматривалось как живой организм.
Психологическая теория - в людях заложена психологическая потребность жить в
рамках организованного сообщества и коллективного взаимодействия, так как
свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и
быть зависимым.
Ирригационнаю теория - обосновывает образование государства необходимостью
строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных странах
Историко-материалистическая теория (классовая или социально-экономическая) обозначил процесс образования государства как процесс вхождения в цивилизацию.

5. 3. Сущность и функции государства

государство является главной управляющей
системой общества, предназначенной для учета и
координации интересов различных групп населения,
для преодоления социальных противоречий внутри
страны и за ее пределами.
-
Подходы к определению сущности государства:
1. Классовый
2. Общесоциальная сущность

4. Механизм государства
Механизм государства – это система государственных
органов, институтов и организаций, взаимосвязанных
общими
принципами,
наделенных
властными
полномочиями с целью осуществления управления
обществом и защиты его основных интересов.
В структуру механизма государства входят:
1) государственный аппарат;
2) государственные учреждения;
3) государственные предприятия.

5. Форма государства
Форма государства – это совокупность его
внешних
характеристик,
определяющих
способ его организации и устройства.
Элементы:
форма правления (монархия и республика),
форма
государственного
устройства
(унитарное, федеративное, конфедерация),
форма государственного (политического)
режима
(демократический,
антидемократический).

8. 6.Государственная власть: понятие и структура. Понятие и классификация органов государства в РФ.

Общая теория государственного управления состоит из следующих необходимых
элементов:
1.целей и задач государственного управления;
2.соотношения функций управления с другими функциями государственной
деятельности;
3.взаимодействия органов государственного управления с другими органами
государства — парламентом, правительством, судами;
4.организации государственного управления и его системы;
5.роли и назначения человека в государственном управлении, т. е. значение персонала
управления.
Основными областями теории государственного управления являются:
1.персонал управления (публичная служба);
2.руководство и взаимодействие в управлении;
3.бюджет;
4.организация, планирование;
5.информация и информационные технологии;
6.законодательство.

Государственное управление (в широком
понимании)

это
регулирующая
деятельность государства в целом
Государственное управление (в узком
понимании)

это
административная
деятельность,
т.
е.
деятельность
исполнительных органов государственной
власти на уровне как Российской Федерации,
так и ее субъектов.

11. Судебная система Российской Федерации


Судебная система России — система специализированных органов
государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории
Российской Федерации.

12. Законодательные органы Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральное
Собрание Российской Федерации (Парламент) является высшим
законодательным, представительным органом государственной
власти в России.
Федеральное
Собрание
Российской
Федерации
имеет
бикамеральную структуру, то есть включает в себя две составные
части – палаты. Палата народного представительства называется в
России Государственной Думой, а палата представительства
интересов субъектов федерации – Советом Федерации.

Внутреннее устройство и органы Государственной
Думы:
Председатель Государственной Думы;
первые заместители и
Государственной Думы;
заместители
Председателя
Совет Государственной Думы;
фракции;
комитеты и комиссии Государственной Думы;
межфракционные рабочие группы;
Научный совет по правотворчеству;
Аппарат Государственной Думы.

В состав Совета Федерации входят следующие органы и
должностные лица.
Должностные лица:
-
Председатель Совета Федерации;
-
первый заместитель Председателя;
-
председатели комитетов Совета Федерации;
-
первые заместители председателей комитетов;
-
заместители председателей комитетов;
-
члены комитетов.
заместители Председателя;
• Органы Совета Федерации:
-
Совет палаты;
-
комитеты Совета Федерации;
-
комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, представляемых членами Совета Федерации.

Субъекты права законодательной инициативы (ст.104
Конституции)
Президент РФ,
Совет Федерации,
члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы,
Правительство РФ,
законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ Суд РФ по вопросам их
ведения.

16. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации

Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации
— органы
государственной
власти
(управления),
выполняющие
исполнительные функции государственного управления в Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации
Министерство
Федеральная служба
Федеральное агентство

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: