В конституции сша упоминается одно судебное учреждение это

Обновлено: 27.03.2024

История написания и принятия Конституции США в 1787 г.

Соединенные Штаты Америки могут гордиться тем, что конституция этой страны – самая старейшая из всех существующих ныне конституций. Более того, состоит он всего из 4,4 тыс. слов, что для подобного документа чрезвычайно мало, и с момента своего принятия в 1787 году не претерпела существенных изменений.

Источники конституции США

На момент своего написания Конституция США практически не имела аналогов. Работать ее основателям пришлось, как говориться, «с чистого листа». За основу для написания Конституции Соединенных Штатов были взяты «Основные Законы» штата Коннектикут, принятые в 1639 году, а также ратифицированные в 1776 году конституции Виргинии и Пенсильвании. Некоторые принципы (необходимость соблюдения правопорядка, законности и прав народа) были позаимствованы из британской «Великой Хартии Вольностей» от 1215 года и некоторых других британских законов.

Являясь в большинстве своем поклонниками французского философа Шарля Монтескью, основатели Конституции США воплотили в документе ряд его идей. В частности, это касалось разделения судебной, исполнительной и законодательной властей с тем, чтобы исключить возможность образования тирании.

В американской конституции нашли отражение и труды Джона Локка. Согласно его теории естественные права (право на жизнь, здоровье, свободу и собственность) даны человеку Богом и не могут быть никем ущемлены. Джеймс Мэдисон, возглавивший работу на Конституцией, и его коллеги развили также локковскую теорию общественного договора: выбранное народом правительство может быть свергнуто, в случае нарушения правительством общественного договора и не соблюдения интересов народа.

Конституция США и ее ратификация в 1787 году

Полностью текст Конституции США был готов к 17 сентября 1787 г. и одобрен Конгрессом Конфедерации. По настоянию одного основателей этого документа Бенджамина Франклина в 7 статью внесли положение, согласно которому вступить в силу Конституция может лишь после ратификации девятью из 13 существующих на тот американских штатов, при этом отказ того или иного штата ратифицировать ее, по сути, означал бы выход данного штата из федерации.

В декабре 1787 г. Конституция США была ратифицирована в штате Делавэр, спустя всего лишь полгода Нью-Гемпшир стал девятым штатом, принявшим Основной Закон федерации. Это дало возможность 13 сентября 1788 года ввести Конституцию в действие. В течение последующих двух лет американская Конституция была ратифицирована и в остальных штатах, последней в 1790 году – в Род-Айленде.

Где хранилась Конституция США?

Столицей Соединенных Штатов на момент принятия Конституции являлась Филадельфия, и вполне закономерно, что оригинал данного документа хранился именно здесь. В связи с разразившейся войной с Великобританией Конституция США в 1814 году поменяла свое «место жительства». На тот момент, когда британские войска сожгли Вашингтон и вплотную подошли к Филадельфии, было решение перевезти документ в город Лисбург, расположенный в Вирджинии.

Форт-Нокс в штате Кентукки по праву считается наиболее защищенным местом США, ведь золотой запас страны находится именно здесь. Поэтому в годы Второй Мировой войны Форт-Нокс послужил хранилищем для главных американских ценностей, в том числе и для оригинала Конституции США. Когда угроза войны миновала в 1952 году документ отправили в Вашингтон в здание Национальных Архивов США, где он находится и поныне.

Кто работала над созданием Конституции США?

Над текстом Конституции США трудилось в среднем около тридцати человек, возглавил которых Джеймс Мэдисон. Для составления окончательного варианта этого документа им понадобилось всего лишь сто рабочих дней.

Примечательно, что в работе над текстом Конституции приняли участие представители не всех штатов, существовавших на тот момент. В частности в Филадельфию, где и велась основная работа, не были направлены представители Род-Айленда, правительство которого посчитало это вмешательством во внутренние дела штата.

От остальных двенадцати штатов всего было назначено 74 делегата, в основном, юристы по образованию. Однако на самом деле Конституция США 1787 г. была написана 55 из них. Как уже говорилось выше, на заседания приходило не более 30 человек, под конечным же документом поставили свои подписи всего лишь 39 человек. Интересный факт: первый американский президент Джордж Вашингтон и четвертый – Джеймс Мэдисон участвовали в написании Конституции США.

Поправки, статьи и Конституция США

Первые поправки к Конституции США были приняты спустя три года после ее ратификации в 1791 году. Целью их принятия являлось зафиксировать индивидуальные права американцев. Впоследствии первые десять поправок стали называться «Биллем о Правах». Название и принципы, провозглашенные в этом документе, во многом повторяли британский «Билль о Правах», появившийся одним столетием ранее.

Со дня принятия Конституции в Конгресс США было направлено свыше 11 тысяч проектов внесения поправок в данный документ, одобрено же было всего 33, причем ратифицировано штатами только 27. Дата принятия последней Поправки – 1992 год. Самый долгий период, когда в Конституцию США не было внесено ни одной новой строчки, – это период с 1804 по 1865 года, когда были приняты 12-я и 13-я Поправки соответственно.

Конституция США 1787 г.

Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Судебная власть в США. Характеристику государственных органов США следует начать с анализа судебной власти. В Конституции США закреплено: “Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом” (разд. 1 ст. III). Организация и деятельность судов регулируется кроме Конституции также Законом о судебной системе 1789 г. Судебная власть основана на таких принципах, как независимость судей и подчинение их только закону, состязательность процесса, равенство сторон и других, традиционных для демократического правосудия.

Следует отметить, что судебная система США достаточно сложна. Выделяются два уровня органов правосудия:

  • федеральная судебная система и
  • судебная система штата,

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев:

  • Верховного суда США, возглавляющего всю федеральную судебную систему и являющегося высшей судебной инстанцией,
  • апелляционных судов и
  • окружных судов.

Низовым звеном судебной системы США являются федеральные окружные суды. Вся территория страны разделена на судебные округа (иногда их называют районами). Границы этих округов не должны пересекать границы штатов. В каждом штате образовано от одного до четырех округов. Всего создано 95 окружных судов, в каждом из которых насчитывается от одного до 32 судей. Окружные суды рассматривают уголовные и гражданские дела, относящиеся к федеральной юрисдикции.

Федеральные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов. Вся страна поделена на 12 апелляционных округов. Дела в апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, один из которых назначается главным.

К ведению Верховного суда США относится разрешение всех дел, касающихся послов и иных представителей иностранных государств, споров, стороной в которых являются США, споров между штатами и др.

К числу важнейших полномочий Верховного суда США относится конституционный контроль.

Особенности судебного конституционного контроля в США состоят в том, что,

  • во-первых, конституционный контроль осуществляют все суды США и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия.
  • Во-вторых, конституционный контроль носит универсальный характер, т.е. распространяется на любой нормативный акт любого органа или должностного лица.
  • В-третьих, конституционный контроль носит деконцентрированный и казуальный характер, т.е. он осуществляется судом любого уровня при рассмотрении конкретного дела, в котором затронут законный интерес гражданина.
  • Наконец, конституционный контроль имеет относительный характер, т.е. решения суда о признании неконституционным какого-либо акта не являются общеобязательными, и признанная неконституционной норма не отменяется, а просто не применяется.

Установлена жестко регламентированная процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Участники процесса должны соблюдать регламент.

В США действуют и специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные и т.д.

Судебная система штатов отличается большим разнообразием: в каждом штате существует своя судебная система. Судьи штата могут назначаться губернатором штата, могут избираться, т.е. способы формирования судов самые различные. Сроки их полномочий – от пожизненного до нескольких лет.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками.

Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов.

Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон.

Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

2. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:

• сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами;

• палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат.

К основным функциям Конгресса относятся следующие:

• первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета;

• регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;

• осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

3. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые.

Как глава государства и правительства президент:

• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;

• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;

• разрабатывает проект бюджета;

• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения - без согласия и одобрения парламента);

• принимает решение о начале фактических военных действий;

• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного

ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;

• назначает на высшие должности;

• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

4. Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных.

Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора.

В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

5. В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.:

• первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

• вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие;

• третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

Основы судебной власьт закраплены в статье 3 конституции США, вкоторой говориться :

Раздел 1. Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом. Судьи как Верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным; и в установленные сроки они получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в должности.

Раздел 2. 1. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и по праву справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и заключенных или могущих быть заключенными их властью международных договоров; на все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов; на все дела адмиралтейства и другие морские дела; на все споры, в которых Соединенные Штаты являются стороной; на все споры между двумя или более штатами; между штатами и гражданами другого штата, между гражданами разных штатов, между гражданами одного штата по искам о землях, полученных в дар от различных штатов, а также между штатом или его гражданами и иностранными государствами, гражданами или подданными.

2. Все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат, подсудны Верховному суду в качестве первой инстанции. Во всех других ранее упомянутых случаях Верховный суд является апелляционной инстанцией, решающей вопрос как права, так и факта с теми ограничениями и в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Конгрессом.

3. Все дела о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке импичмента, подсудны суду присяжных; и судебное разбирательство происходит в том штате, где было совершено преступление; а если оно было совершено за пределами какого-либо штата, то судебное разбирательство происходит в том месте или местах, которые будут предусмотрены в законе, изданном Конгрессом.

Также непосредственно на судебной властью и полномочия судов влияют поправки к конституции № V, VI, XI. Но стоить все же отметить, что в Конституции США 1787 г. и в последующих поправках к ней положения о судоустройстве представлены лишь в самой Общей форме. Однако эти положения являются исходными для организации федеральной судебной власти и установления Границ ее действия. Нормы ст. III, а также V, VI и VII попра­вок к Конституции, вошедших составной частью в Билль о пра­вах 1791 г., декларируют ряд буржуазно-демократических Принципов судоустройства, позаимствованных из английской Судебной практики (формальная независимость судей, участие большого жюри в процедуре предания обвиняемого уголовно­суду, суд присяжных и т. д.).

Конституция США не предусматривает фиксированную си­стему федеральных судов. Организация низших звеньев феде­ральной юстиции отнесена к ведению конгресса США. Таким образом любые изменения в структуре судов США и в распре­ делении судебной компетенции могут быть осуществлены в за­висимости от конкретных политических условий посредством текущего законодательства без необходимости для правящих кругов прибегать к сложной процедуре принятия и ратифика­ции конституционных поправок. 1

Хотя в самой Конституции о судах штатов ничего не гово­рится, она исходит из факта существования в стране двойной системы судов. Перечень дел, на которые распространяется судебная власть федерации (ст. III разд. 2), в конституцион­ной практике США принято рассматривать как «закрытый». Формально ни конгресс, ни сами суды не могут без изменения Ст. III расширить круг вопросов, подлежащих ведению феде­ральной юстиции. Следовательно, все не упомянутые в данной статье категории дел считаются отнесенными к компетенции штатов. Более того, ст. III была истолкована таким образом, что не исключается рассмотрение перечисленных в ней дел также и судами штатов (так называемая «совпадающая» юрисдикция).

Дела, отнесенные Конституцией к компетенции федеральных судов, в юридической доктрине США принято делить на две группы. Первую из них составляют дела с определенным со­ ставом участников процесса; все они исчерпывающим образомперечислены в ст. III разд. 2. Принятая в 1795 г. II поправка к Конституции исключила из федеральной подсудности дела, одной из сторон в которых является штат, а другой — гражда­нин другого штата или иностранного государства. Ко второй группе относятся дела, в которых федеральная юрисдикция вытекает из самого характера дела, — дела, возникающие на основе норм федерального права или требующие решения так называемого «федерального вопроса», т. е. включающие опор, связанный с толкованием содержания или сферы применения федерального права. Но установление наличия или отсутствия такого «вопроса» в значительной степени зависит от усмотре­ния самих федеральных судей.

В целом судебная практика США в XX в. идет по пути внеконституционного расширения федеральной судебной власти, что получило наиболее яркое выражение в развитии судебного конституционного контроля. Значение этого своеобразного пра­вового института состоит не только в возможности для феде­ральных судов, и прежде всего для Верховного суда США, объявлять недействительными законы конгресса и легислатур штатов, акты исполнительной власти; в их праве толко­вать, а фактически и видоизменять, перекраивать по своему усмотрению смысл важнейших положений Конституции США.

1. Филлипов С.В. Судебная система США. Москва: Издательство «Наука», 1980.

Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и таким нижестоящим судам, какие Конгресс может время от времени учреждать. Судьи как Верховного, так и нижестоящих судов занимают свои должности, пока ведут себя безупречно, и в установленные сроки получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности.

РАЗДЕЛ 2.

Судебная власть распространяется на все дела, основанные на праве и справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и международных договоров, которые заключены или будут заключены от их имени, на все дела, касающиеся послов, других официальных представителей и консулов; на все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; на споры, стороной в которых являются Соединенные Штаты; на споры между двумя или более штатами; между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов, между гражданами одного штата, претендующими на земли, предоставляемые другими штатами, и между штатом или гражданами оного и иностранными государствами, гражданами или поданными.

По всем делам, касающимся послов, других официальных представителей и консулов, а также по тем, в которых штат является стороной, Верховный суд наделяется первоначальной юрисдикцией. По всем другим упомянутым выше делам Верховный суд наделяется апелляционной юрисдикцией по вопросам как права, так и факта, с такими исключениями и по таким правилам, какие устанавливает Конгресс. Дела о всех преступлениях, исключая те, которые преследуются в порядке импичмента, подлежат рассмотрению судом присяжных; таковое рассмотрение должно происходить в том штате, где преступления совершены; но когда они совершены не в пределах какого-либо штата, рассмотрение дела происходит в том месте или местах, какие Конгресс может указать в законе.

РАЗДЕЛ 3.

Государственной изменой Соединенным Штатам считается только ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание врагам помощи и поддержки. Никто не может быть осужден за государственную измену, кроме как на основании показаний двух свидетелей об одном и том же очевидном деянии или же собственного признания на открытом заседании суда.

Конгресс имеет право устанавливать наказание за государственную измену, но осуждение за государственную измену не влечет за собой поражение в правах потомства или конфискацию имущества иначе как при жизни осужденного лица.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: