Как отвечать на неудобные вопросы в суде

Обновлено: 26.04.2024

Говорят, что вопросы следователя бывают трудные и легкие. Как прилежные ученики, начнем с самого трудного.

Итак, как отвечать на трудный вопрос? Прежде всего, не волнуйтесь. Есть очень много трудных вопросов, для которых годится один простой ответ. Его надо произнести вежливо и не торопясь: «Запишите ваш вопрос в протокол, и я на него отвечу». Если следователь не записывает свой вопрос в протокол, вы не обязаны на него отвечать. Напомним, что по системе ПЛОД это требование называется ситом «П».

Сито «П» мешает следователю написать черновик протокола, а затем, например, аннулировать заданный вопрос, если он после вашего ответа покажется следователю невыгодным. Это важно.

Скорее всего, «трудным» для вас окажется вопрос, который касается лично вас, то есть в этом случае вы перестаете быть свидетелем и становитесь подозреваемым или обвиняемым. Но по закону подозреваемый или обвиняемый не несет ответственности за дачу ложных показаний, за отказ или уклонение от показаний.

Надо отметить, что отказ от ответа на вопрос, который ставит лично вас в положение подозреваемого, нередко психологически труден, особенно в щекотливых ситуациях, когда его можно понять как трусость. Гораздо лучше просто объяснить нелепость вашего положения как свидетеля в этом деле. Ведь вы не можете им быть, раз уж вас подозревают в соучастии в преступлении.

Представьте, что некто К. заявил, что изъятые у него секретные документы он получил от вас. Конечно, вы расстроены независимо от того, секретны эти документы или нет. Но у вас есть основания думать, что раз К. обвиняют в их хранении, то могут обвинить и вас. В этом случае вы можете сказать, что безусловно рады были бы ответить, действительно ли эти документы получены от вас, но фактически не можете этого сделать, так как небеспристрастны. Вам, в сущности, нельзя верить как свидетелю, так как вы — заинтересованное лицо. Вы фактически уже подозреваемый в преступлении. Нет уж… Выяснение истины, если это только возможно, должно происходить без вашего участия.

— А в чем вы заинтересованное лицо? — спросит следователь.

— Я заинтересован доказать свою невиновность, — ответите вы.

— Что же мешает вам ее доказать? — спросит он.

— Многое, — ответите вы. — Но достаточно того, что мне не совсем понятно, что именно надо доказывать. Кроме того, на мой взгляд, мою вину, если она есть, должно доказывать следствие.

Из рассказов о допросе.

Следователь: Вы бывали в Калининграде?

Следователь: С какой целью?

Чтобы быть уверенным, что вопрос действительно понятен, а не только кажется легким и понятным, вопрос надо «увидеть» как бы со стороны. Между вопросом и вашим ответом должен возникнуть некоторый «зазор». Этот зазор — не просто пауза, молчание перед тем, как открыть рот и что?то ляпнуть в ответ, хотя и такая пауза — лучше, чем ничего.

Один из приемов, помогающих «увидеть» вопрос объемно, со стороны, — это требование занести вопрос в протокол, которое дает вам отсрочку по времени, возможность «прокрутить» вопрос в голове и действительно подготовиться к ответу.

Другим приемом является так называемое «отражение собеседника». Это более универсальный прием, поскольку им можно пользоваться во многих житейских и деловых ситуациях, не связанных с заполнением протокола. Суть этого приема состоит в том, что вы повторяете вслух вопрос собеседника (следователя), причем повторяете в косвенной форме: «Итак, вы сказали, что…?», «Как я понимаю, вы хотите знать, когда…?», «Вы спрашиваете, был ли…?>> и т. д.

Сделайте простую вещь. Прочитав эти строки, попросите знакомого задать вам какой?нибудь вопрос, а затем «отразите» этот вопрос, то есть повторите в косвенной форме, как в примерах. Если все сделать правильно, то эффект покажется вам поразительным. Достаточно сказать, что этот прием позволяет напрочь избавиться от запальчивости в спорах.

Из легких вопросов, на которые вы отвечаете, не задумываясь, следователь как бы сооружает большую колыбель. Слегка укачивая вас в ней, он терпеливо и бережно высиживает свой важный вопрос. Убаюкивая ваше внимание, он стоит над душой и легонько подталкивает вас, не давая понять, куда. Допрос идет довольно бодрыми темпами. И вдруг — вопрос трудный. Вы смутились (обнажились), а следователь и рад. Он откровенно изучает ваше смущение, напоминает об ответственности за дачу ложных показаний, не дает сосредоточиться.

Что же, спрашивается, делать? А ничего особенного. Просто не надо торопиться. Ничто не мешает трудный вопрос обдумать. Пользуйтесь приемом отражения и повторяйте любой вопрос следователя вслух в косвенной форме.

Когда вы вполне овладеете этим искусством, вы сумеете пользоваться этим приемом не вслух, а молча, про себя. Но переходить к «молчаливому» отражению слишком рано — рискованно. Очень легко пропустить тот ключевой момент, когда следователь «выбьет вас из колеи» вопросом, который слишком глубоко затронет вас лично.

Не торопитесь с самого начала. В крайнем случае, если вы что?то пропустите, скажете не так, как хотелось бы, то в протоколе при ответе на очередной вопрос можно кое?что дописать, например:

— Обвиняемый не давал мне никаких секретных документов. Но я просил бы следователя не ходить вокруг, не пугать, не курить в лицо, не повышать голос, не торопить с ответом, — словом, не оказывать на меня давление.

— На вас никто не оказывает давление.

— А я не говорю «оказывает», я лишь прошу «не оказывать».

Если следователь не унимается и кричит, вы можете сказать:

— Вот видите — кричите. Это и есть «оказывать давление». У меня уже рука дрожит. (Покажите ему, как она дрожит). Только не грубите. Если он сильно бранится — успокойте, скажите, что не надо ссориться. Попросите что?нибудь рассказать о себе. Он расскажет и успокоится.

Таким образом, труден не тот вопрос, на который отвечать неудобно или страшно, а тот, самый простой вопрос, на который отвечаешь, не подумав.

Суд — это, конечно, театр, но пьесы для этого театра пишет следователь в соавторстве со свидетелем. И если они плохо напишут пьесу, театр не сможет ее сыграть! И во всяком случае суд больше у этого «драматурга» не возьмет его пьесу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Каким основным требованиям должен отвечать аппарат для сухой перегонки дерева

Каким основным требованиям должен отвечать аппарат для сухой перегонки дерева Аппарат, в который загружается древесина, должен сильно прогреваться огнем. Поэтому его нужно обложить кирпичом так, чтобы пламя охватывало его но возможности весь. Внизу устраивается топка

Как отвечать на возражения

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ. Вопросы детей, на которые родители так и не смогли ответить. Попробуйте вы. Почему извергается вулкан?А остались ли еще дикие верблюды, или они уже все одомашнены?Почему белые ночи можно видеть только в некоторых местах? В какой части земного шара самое

«Как мне на такое отвечать?» Отговорки подчиненных и ответы сильного менеджера

«Как мне на такое отвечать?» Отговорки подчиненных и ответы сильного менеджера Во время первой индивидуальной беседы или в любое время, когда вы начнете плотнее работать с подчиненными, некоторые из них, скорее всего, станут сопротивляться. Как только вы попытаетесь

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы Вопрос: Почему с возрастом, когда начинает доминировать катаболизм мы накапливаем жир, а не наоборот?Ответ: Здесь несколько причин. Самая важное это то, что с возрастом увеличивается резистентность к инсулину – поджелудочная железа секретирует все

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы Вопрос: Нужно ли пользоваться услугами персонального тренера?Ответ: Персональные тренеры необходимы для мотивации (если у Вас мало собственной) и постановки правильной техники исполнения упражнений, чтобы избежать травм. Поэтому, я рекомендую

ЧТО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС: «КАК ВЫ ПОЖИВАЕТЕ?»

ЧТО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС: «КАК ВЫ ПОЖИВАЕТЕ?» Хорошие манеры это во многом вопрос такта. Нелепо и бестактно даже из самых добрых побуждений восклицать, обращаясь к инвалиду-калеке или к человеку, сраженному тяжким горем: «Привет, мистер Холтон! Ну, как поживаете?! Выглядите

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы Нередко после выступления слушатели обращаются к докладчику с вопросами. Вы успешнее справитесь с ответами на них, если сможете организовать диалог со слушателями, соблюдая несколько нехитрых правил. Прежде всего предложите всем собравшимся задавать

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ Вне зависимости от степени пышности церемонии и числа гостей на вашей свадьбе, успех торжества определяет не сумма, которую вы собираетесь потратить, а атмосфера, которую вам удастся создать. Поэтому так важно тщательно продумать все детали свадебной

Детские вопросы

Детские вопросы Если бы дети не задавали вопросов, они бы никогда не узнали, как мало знают их родители. («14,000 Quips & Quotes»)* * *Глупый вопрос: вопрос, на который родители не могут ответить. (Леонард Луис Левинсон)* * *Развитой ребенок – это ребенок, на чьи вопросы родители не

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы Хуже нет, чем знать все ответы, когда тебя ни о чем не спрашивают. (NN)* * *Я отвечу вам в двух словах: Не Возможно. (Приписывается Сэмюэлу Голдвину)* * *Я говорю вам свое окончательное «может быть». (Приписывается Сэмюэлу Голдвину)* * *Ради бога, не говорите «да»,

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы Как внести доверенное лицо в полис страхования?Доверенное лицо вносится на обратную сторону полиса и в компьютерную базу данных на основании предоставленной доверенности от страхователя на это лицо.Могу ли я аннулировать договор до истечения срока

Таможенные вопросы

Таможенные вопросы При пересечении советской и иностранной государственных границ Вы встретитесь с представителями таможенных служб. Они призваны защищать политические и экономические интересы государств посредством запрещения или ограничения ввоза или вывоза

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы > Имеет ли водитель право снимать инспектора на видеокамеру или записывать информацию на диктофон?Если во время составления протокола вы либо целенаправленно снимаете происходящее на камеру, либо просто снимаете все подряд, то иногда в объектив может

2. Что и как надо отвечать на вопросы аудитора

2. Что и как надо отвечать на вопросы аудитора Лучше испытать десять минут стыда, чем создать проблему для своей Компании. Вторая народная мудрость 2.1. Общие рекомендации по ответам.2.1.1. Стараться давать только утвердительные ответы, показать знание всего изложенного

«Расскажите о своих недостатках»

Не отшучивайтесь и не отрицайте, что у вас есть недостатки, советуют специалисты. У всех есть минусы, но рассказывать о них нужно правильно. Признаваться во всех смертных грехах не стоит. Только в тех, говорит генеральный директор CAF Group Наталья Ионова, которые относятся к работе и помогли вам стать лучше. Вспомните о слабостях, с которыми вы справились, сделав это вашими сильными сторонами. Сознайтесь, например, что у вас плохо получалось планировать, но вы стали лучше справляться, прочитав книгу или пройдя тренинг.

Или расскажите, что у вас был недостаточный уровень английского языка, советует директор практики «Финансы и аудит» Cornerstone Ольга Петровская, что вы не ладили с таблицами Excel или плохо понимали систему ценообразования. Но разобрались, научились и стали едва ли не экспертом. Главное, здесь рассказать, как свою слабость вы превратили в силу, причем еще раз подчеркнув, насколько вы профессиональны. Ведь «идеальных людей не бывает, но именно осознанность, признание своих недостатков и работа над собой говорят о вашей зрелости», — считает старший консультант в рекрутинговой компании Hays Наталья Махмуткина.

Высший пилотаж при ответе на этот вопрос — превратить свои недостатки в достоинства. Допустим, вы сова, и не очень активны с утра. Рассказывая об этом, добавьте, что зато после 12 часов вы готовы свернуть горы и поэтому не срываете дедлайны. Хорошим минусом для работодателя будет ваш перфекционизм, внимательность к деталям или повышенное чувство справедливости. Часто выигрышные минусы вашей натуры зависят от самой вакансии. Поэтому перед собеседованием внимательно изучите ее описание: так вы сможете понять, какие ваши слабости, на самом деле являются плюсами в глазах будущего работодателя.

«Почему вы ушли с прошлого места работы?»

Все, что вы ответите на этот вопрос, может использоваться против вас. Ведь для HR-специалиста это будет проекцией того, как сотрудник поведет себя при увольнении из компании, в которую собеседуется. Поэтому, даже если ваше предыдущее место работы было адом на земле, начальник — самодуром, а коллектив — клубком змей, то эксперты советуют оставить это знание при себе.

В общем, услышав этот вопрос, советует Наталья Ионова из CAF Group, постарайтесь меньше говорить о компании и людях, с которыми вы работали, лучше сфокусируйтесь на собственных проектах: что вам удалось сделать, каких успехов вы добились. Правильный ответ, добавляет Петровская, здесь будет связан с желанием развиваться и расти как специалист. И обязательно упомяните, что те задачи, на которые вы приходили в предыдущей компании, вы выполнили. В таком случае, у будущего работодателя, говорит она, сложится впечатление, что вы доводите начатое до конца.

«Как вы представляете себе работу мечты?»

Главное, что работодатель хочет узнать из ответа на этот вопрос — насколько вы хотите работать в компании и какую пользу вы можете принести. Поэтому самое важное здесь, считает Наталья Махмуткина из Hays, соблюсти баланс. Не нужно описывать место, на которое вы претендуете, как работу мечты. Просто вплетите в рассказ об идеальном месте работы элементы текущей вакансии, советует специалист. Например, если деятельность связана с высоким уровнем конкуренции не только во внешнем рынке, но и внутри отдела, говорит Ольга Петровская, то работу мечты можно описывать как желание работать в такой среде или иметь много вызовов. Если же претендуете на должность, которая не предполагает карьерного роста, то желанными критериями можно назвать предсказуемость, отсутствие хаоса и порядок.

Можно воспользоваться нейтральными вариантами. По мнению Натальи Ионовой, уместнее всего сказать, что вакансия мечты должна идеально соответствовать вашим личным интересам, ценностям и профессиональным навыкам, а затем описать эти интересы, ценности и навыки. Можно, например, сказать, что вы интересуетесь этой сферой уже много лет, или что для вас важно, что корпоративные ценности совпадают с вашими.

Если вы страстно желаете переехать в другую страну и работать удаленно, то об этих мечтах, советует Махмуткина, на собеседовании лучше помалкивать. Расскажите о них только в том случае, если компания даст вам такую возможность. Если нет — такой кандидат вряд ли станет лучшим.

«Расскажите о своих достоинствах»

Как правило, рассказывает Ольга Петровская, все кандидаты делятся на два типа: одни обожают рассказывать о себе и своих достоинствах, другие, наоборот, ведут себя как партизаны — интервьюерам приходится едва ли ни клещами вытягивать из них эту информацию. Если вы принадлежите к первой категории людей, которых, кстати, по словам Петровской, меньшинство, то главное правило для вас — благоразумность и адекватность. Так, бухгалтер может ответить, что обладает кропотливостью, усидчивость и небольшой долей перфекционизма. Для PR-менеджера подойдут умение работать с людьми, располагать их к себе и общительность. Лучше всего, советует Наталья Ионова, ограничиться тремя пунктами, но каждый подкрепить примером.

А вот в случае, если вам кажется, что вы просто хорошо делаете свою работу, и ничего особенного в свой профессии не умеете, то перед интервью, обязательно проанализируйте историю своих достижений и то, благодаря каким компетенциям, качествам и чертам характера вы это сделали. Если вам сложно хвалить себя — для вас особенный прием, делится Наталья Махмуткина: представьте, что у вас юбилей, на котором собрались ваши друзья и коллеги. Каждый произносит тост и за что-то вас благодарит. Понаблюдайте, за что они вам благодарны. А вот чего делать не нужно, в любом случае, так это «переигрывать» и нахваливать себя. И помните, что о ваших достоинствах и сильных сторонах лучше вас никто не расскажет.

«Кем вы видите себя через пять лет/десять лет?»

Этот вопрос — тест на амбициозность, адекватность оценки профессионального опыта, на то, ставите ли вы долгосрочные цели и планируете ли их достигать. Ответ зависит от того, действительно ли вы амбициозны. Если да, то по мнению Натальи Ионовой из CAF Group, уместно даже ответить, что хотите занять руководящую должность. Но сделать это нужно так, чтобы ваши планы не выглядели угрозой для карьеры менеджера, который вас собеседует. В этой ситуации, делится Ионова, подойдет ответ: «Думаю, что к этому времени мне удастся значительно повысить свою компетенцию, что позволит подняться на следующий уровень». Но вот на какой именно уровень, лучше не уточнять.

Если вам вполне комфортно занимать одну должность продолжительное время или вам достаточно изменений в горизонтальной плоскости, смело говорите, что планируете развиваться в своей области, чтобы стать экспертом и подключаться к более сложным проектам: обучаться, ходить на конференции, обмениваться опытом с коллегами.

В любом случае, считает Наталья Махмуткина, придумывать или приукрашивать карьерный путь, которому вы следовать не собираетесь, не стоит. Если c самого начала вы скажете, что хотите занять руководящий пост в компании, а на самом деле согласны на горизонтальный рост, то спрашивать с вас будут больше, чем вы можете дать. Не открывайте своих грандиозных планов и на собеседовании в компанию, в которой осуществить вы их не можете. Говорить о том, что планов у вас нет вовсе, добавляет Ионова, тоже не нужно, как и углубляться в личные перспективы.

Понятно, что сложные вопросы — те, на которые совсем не хочется отвечать. Более того, их и слышать-то в свой адрес не хочется. Очень часто они бывают обидными. Нечестными. Они бьют по больному.

Так бывает в семье, с детьми и партнерами.

Так бывает с родителями и друзьями.

Но сейчас мы с вами сосредоточимся на деловом общении, на вопросах, которые касаются ВАШЕГО дела!

Эти вопросы могут «прилететь» от босса, партнеров, сотрудников, клиентов, посредников, водителей и работников столовой.

Есть много разных способов ответить на такие вопросы — и при этом не сказать ничего такого, что вам не хотелось бы говорить. Но первым делом надо осознать, что вопрос задают не вам!

Если вы начальник, руководитель, лидер, то вопрос этот — не к вам!

Даже если кричат: «Иван Иваныч, я к вам лично обращаюсь!» — это вопрос не к вам как личности.

Это вопрос к функции, которую вы выполняете!

Кто бы ни работал главой администрации (вы или не вы), на него все равно будут сыпаться вопросы от жителей.

Как бы хорошо глава администрации ни работал, все равно найдутся те, кто всем недоволен.

Кто бы ни стоял во главе компании (вы или не вы) — отыщутся сотрудники, недовольные зарплатой, условиями труда, заказчиками и контрагентами.

Дальше уже можно искать подходящий ответ. Не существует единой схемы работы со сложными вопросами (потому что слишком уж разными бывают и сами вопросы, и ситуации, в которых они звучат, и люди, которые их задают). Но есть три «не», которые нужно учитывать всегда.

Не комментируйте слова и действия третьих лиц.

Если вас спросят: «А что вы скажете на фразу Иванова о том, что вы — вор?» — ответьте: «Я не слышал высказывания Иванова и не могу быть уверен, что он говорил именно так. Соответственно, не могу и комментировать это высказывание. Но вы всегда можете уточнить у самого Иванова, что он имел в виду».

Человек, который задает вопрос, мог неправильно понять слова Иванова. Он мог неправильно расставить акценты. Он мог вообще выдумать, что слышал это от Иванова! Не поддавайтесь на провокацию.

Не отвечайте не подумав.

У вас всегда есть время на раздумья. Можно записать вопрос. Можно задать уточняющий вопрос. Можно повторить то, что спрашивают, и переспросить: «Я правильно вас понял, да?»

Не случайно говорят: «буря эмоций», «обида застит глаза». Нам нужно время, чтобы отделить свою личность от должности. Пять секунд

Все это дает вам время. Нельзя отвечать сразу, на эмоциях: вы наговорите лишнего. Чтобы чувства схлынули, нужно всего несколько секунд — но они принципиально важны. Иногда во время тренингов я специально беру ученика за руку. Задаю неприятный вопрос. И пожимаю ему руку ровно через пять секунд после вопроса. Это знак: можно отвечать. Мэры, губернаторы, руководители компаний бывают потрясены тем, насколько точнее и взвешеннее оказываются тогда их ответы.

Не случайно говорят: «буря эмоций», «обида застит глаза». Нам нужно время, чтобы отделить свою личность от должности. Пять секунд.

Кстати, порой уточнить информацию нужно просто для того, чтобы человек сам понял, о чем же он спрашивает.

Вы, я уверена, тоже встречали таких «вопрошателей»: они спрашивают о чем-то одном, заводятся, перескакивают на другое. Эмоции тащат их за собой, как ветер гонит пустой пакет.

Если вы начнете уточнять детали, возможно, люди сами будут вам благодарны — просто потому, что вы помогли им разобраться в сути вопроса.

Важно уточнить источник информации. Возможно, человек, который задает вам вопрос, сам дезинформирован неверными цифрами. А может быть, он намеренно искажает реальность.

Не отвечайте на вопрос, если не знаете ответа.

Это тоже закон. Никогда не сочиняйте и не делайте вид, что вы все знаете. В таком случае очень легко попасть впросак.

Скажите честно: «Мне неприятно сознавать, но я никогда не слышал об этом. Я обязательно разберусь и дам вам ответ. Вот мои контакты. Дайте, пожалуйста, ваши!» Контактами могут быть номер телефона вашего помощника, адрес электронной почты, телефон приемной. Номер своего мобильного телефона автору провокационных вопросов давать не советую.

Обменяться контактами и пообещать разобраться — это важно. На самом деле именно этот обмен и есть ваш ответ на вопрос. А чтобы вы поняли, как опасно прикидываться всезнайкой, приведу реальный пример.

Однажды на встрече мэра с жителями (не буду уточнять город) вскочил один крайне рассерженный молодой человек. Он возмущался, что в небольшом скверике на окраине города шел ремонт труб и рабочие не привели после себя сквер в порядок.

— Это возмутительно! — ответил мэр. — Я накажу главу районной администрации! Да, это позор! Так работать нельзя!

И тут к микрофону подошла женщина.

— Иван Иваныч. — Ее голос звучал чуть растерянно. — Так ведь у нас в сквере все закопали. И асфальт новый положили. Вот, смотрите, — она стала листать фотографии на своем телефоне, — я позавчера там с внучкой гуляла, фотографировала: все чисто, красиво. И не видно даже, где раскопано было.

Иван Иванович оказался в проигрыше. Ему было и неловко из-за самой ситуации, и неудобно перед главой администрации, которого он публично оскорбил. Что нужно было сделать, чтобы не попасть впросак? Сразу четко ответить:

— Мне очень обидно слышать такое. К сожалению, я не знаю, как сейчас выглядит скверик. Завтра же утром перед работой приеду туда, посмотрю своими глазами и дам вам ответ. Дайте, пожалуйста, ваши контакты.

Технологии ответа

Перейдем к технологиям ответа на сложные вопросы. Помните, ваша главная цель — не сказать того, что вы не считаете нужным говорить. Расположим эти технологии по нарастанию их универсальности.

Вариант 1. Отказаться отвечать на вопрос

Вы можете сделать это напрямую, сказав:

— Извините, я принципиально не обсуждаю три темы: религию, политику и свою семью, и это уже давно известно.

Единственное условие — это должно быть правдой. Если буквально вчера вы выкладывали в соцсети фотографии своих детей и спорили о политике, ваша фраза будет воспринята как неискренность.

Вариант 1а. Уйти от ответа на вопрос

Уйти — это не отказаться отвечать, но и не ответить. Пример такого «ухода от ответа» мне преподнесла моя мама. Она была очень миловидной, яркой, живой, и, конечно, у нее всегда хватало поклонников. Одним из самых преданных и активных был директор школы, где она работала учительницей. Он очень долго оказывал маме знаки внимания. Она очень долго делала вид, что их не замечает: ей вовсе не хотелось увольняться из школы, и сам директор был хорошим, интересным человеком, поэтому она не собиралась поднимать скандал, да и понятия «харассмент» в те годы еще не существовало.

Однажды на учительской вечеринке директор все-таки улучил момент и оказался с мамой наедине. И резко, можно даже сказать, с напором и обидой спросил:

— Скажите! Ну скажите честно — у вас ведь были любовники? Ведь были?

Его вопрос прозвучал как утверждение. Мама потом рассказывала: «Я поняла: надо ответить так, чтобы он больше никогда не поднимал эту тему, чтобы он оказался в проигрыше. Но при этом я никоим образом в своих словах не должна оскорбить его».

По ее признанию, она сама не понимала, как ей пришел в голову ее гениальный ответ:

— Если я скажу вам правду, дорогой Павел Яковлевич, вы мне все равно не поверите!

Улыбнулась — и ушла к веселящимся коллегам. Директор действительно больше никогда не позволял себе ничего лишнего. Она его переиграла, и он признал поражение.

Как вы понимаете, по такой фразе можно предположить как полное отсутствие любовников, так и невероятное их количество.

Мама дала ответ, но не ответила! И эта фраза практически универсальна. Ее можно использовать пусть не во всех, но во многих ситуациях.

Однажды мои ученики-чиновники натолкнули меня на идею составить список таких фраз. Повторюсь: они не подходят под все возможные ситуации, но и одноразовыми их точно не назовешь.

— Вы меня знаете уже 10 лет по реальным делам. Могу сказать только одно: я вас не подведу.

— Вряд ли вам понравится ответ на этот вопрос, поэтому давайте следующий.

— Меня избрал народ, перед ним я и буду отвечать.

— Спасибо за информацию. Комментировать не буду, потому что комментировать тут нечего.

— На этот вопрос я смогу ответить только с вашей помощью: вы явно знаете ситуацию лучше меня.

— Вы говорите, что нужно делать быстрее, но мы оба знаем: быстро и хорошо не получится.

— Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье! (Кстати, это цитата из романа Достоевского «Идиот»: фразу произнес князь Мышкин в споре с больным чахоткой Ипполитом.)

Вариант 2. Сослаться на источник

Очень часто чиновники встают в тупик, когда их спрашивают об их зарплате. Во-первых, им не слишком хочется называть суммы: какую ни назови, обязательно в зале найдется человек, которому она покажется гигантской, и человек, который сочтет ее смешной. А сам чиновник для кого-то станет «зажравшимся богачом», а для кого-то — «дешево продавшимся простаком».

Во-вторых, мой опыт общения с чиновниками показывает: многие из них действительно не знают, какая сумма у них стоит в ведомости. К базовой зарплате начисляются дополнительные надбавки, бонусы, выплаты за сверхурочную работу. И все это крайне некомфортно объяснять тем же журналистам.

Поэтому можно пойти по другому пути и сказать:

— Вы можете обратиться к сайту администрации. Там выложены все декларации о доходах наших сотрудников, и моя в том числе.

Вариант 3. Ответить на часть вопроса

Как правило, люди, задавая сложный вопрос, вкладывают в него всю свою боль. А она редко укладывается в короткое «Почему так случилось?». Соответственно, в одном вопросе вы услышите сразу много тезисов, догадок, предположений. и порой — сразу несколько вопросов.

Выберите один — тот, на который вам проще всего ответить. И отвечайте на него — четко и последовательно. Остальные части вопроса можно либо вовсе оставить за скобками, либо дать на них краткие поверхностные ответы.

Вариант 4. Пошутить

Этот вариант — один из самых эффективных. Шутка располагает к вам любого человека, даже самого сердитого, особенно если она спонтанная и удачная.

Она выбивает почву из-под ног у вашего оппонента — и делает вас победителем.

Мне часто говорят: «Но я не умею шутить!» Как ни удивительно, умение шутить сродни музыкальному слуху. Кому-то он дается от природы, кому-то — нет, но развить его может каждый. Главное — поставить себе цель.

Играйте на многозначности слов, на разнообразии смыслов. Шутка — это всегда слом логики. Это выбор самого неочевидного варианта из всех возможных. Причем, обратите внимание, вариант все-таки должен быть в списке возможных, но — последним в списке очевидных.

Если сказать «Новая комната соседей была белая, как елка», будет не смешно. Елка не бывает белой. Где смеяться? Если же сказать «Новая комната соседей была белая, как моя зависть» — возникнет ирония, особенно если вы действительно белой завистью завидуете светлым стенам соседской квартиры.

Шутить можно и в ответ на вопросы. Кстати, этой схемой отлично владеет Владимир Путин. Однажды в прямом эфире CNN его спросили:

— Как вы относитесь к тому, что европейские лидеры не приняли Трампа?

— Я не отношусь к европейским лидерам. — Потом помолчал, держа паузу, и добавил: — По крайней мере они так считают.

Зал расхохотался. Журналистка из CNN не стала дожимать этот вопрос: ответ, который вызвал смех в зале, уже предполагает, что вопрос закрыт. Слушатели не поймут, если вы вернетесь к обсуждению.

Приходится переходить к следующему вопросу — в ситуации проигрыша журналиста и выигрыша спикера.

Вообще, на многозначности слова «относиться» играют все, и эта игра не устаревает.

Еще в 1980-х годах ребята из «Взгляда» ездили по советским городам.

Они собирали стадионы: люди приходили не на концерт, а просто послушать Листьева, Любимова, Захарова. Присылали им записки с вопросами.

Если вдруг вопросы оказывались слишком скучными, Листьев доставал заранее приготовленный козырь. Он разворачивал бумажку, видел, что вопрос — скучный, и вместо него читал свой:

— Как вы относитесь к гомосексуалистам?

Для перестроечного СССР это был вопрос острый, свежий и неожиданный: буквально вчера обсуждать такую тему казалось признаком дурного тона, и вдруг — можно! Листьев якобы перечитывал вопрос. Якобы думал. Смотрел в зал, словно формулируя ответ. И произносил:

— Знаете, мы к ним не относимся!

Зал взрывался хохотом.

Очень хорошо умел шутить Борис Немцов. Он был тем самым человеком с абсолютным чувством юмора, шутки рождались у него совершенно спонтанно.

Он был первым из политиков, кто в ответ на вопрос «А сколько стоит ваша дача?» произнес:

— Да, кстати, про дачу. Если кто-то ее найдет, заберите, пожалуйста, ее себе.

Потом такой вариант ответа использовали очень многие политики и чиновники. Но Немцов был первым — я сама присутствовала при этом. Разумеется, никакой дачи у него не было. Но он никогда не смог бы так легко доказать это, если бы не пошутил: люди заранее не верят таким ответам. Пришлось бы оправдываться, ссылаться на зарплату.

Существует много остроумных фраз, которые помогут вам если не ответить, то привести аудиторию в хорошее расположение духа. И уже тогда, при хорошем расположении, дать ответ.

— Мы тут подумали, и я решил.

— Тут надо подумать: я знаю, это иногда помогает.

— Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения. (Эту фразу приписывают Марку Твену.)

— Сначала ищешь справедливость, а потом — другую работу.

Вообще я очень советую всерьез потратить время и найти отличные афоризмы, которые вам подходят! Человечество в лице лучших умов для нас постаралось. Надо уметь пользоваться этим богатством.

Вариант 5. Ответить общим на частное или частным на общее

Ответы, построенные по этой схеме, выглядят очень убедительными. Они показывают: вы владеете ситуацией, причем в гораздо более полном объеме, чем человек, который задает вопрос.

Допустим, вопрос — частный: «Когда в нашем квартале новостроек посадят деревья?»

Вы даете частный ответ, а затем поднимаетесь на общий уровень и сравниваете, например, степень озеленения вашего города и соседнего — разумеется, в пользу вашего. Или рассказываете, сколько деревьев было посажено во всем городе в этом году, а сколько будет в следующем.

Если же в ваш адрес звучит общий вопрос, например: «Почему в нашем городе так мало зелени?» — начните с общих цифр и сравнения вашего города с соседним, а закончите конкретным примером: микрорайоном новостроек, где буквально вчера высадили аллею молодых лип.

Вариант 6. Ответить искренне

Однажды сотрудники небольшой организации высказали претензию своему руководителю по поводу низких зарплат.

— Друзья, мне реально больно, — ответил их начальник. — Мы все знаем, какая сейчас средняя зарплата в нашем сегменте рынка. Вы знаете и я знаю, что ваша зарплата вдвое выше, чем средняя по рынку. И вам, и мне известно: за последние три года я трижды добивался в головном офисе того, чтобы вам повысили зарплату, последний раз — буквально пару месяцев назад. Я не пойду. Просто не пойду сейчас выбивать вам еще денег. Не потому, что вас не ценю! Я ценю! Но мне физически больно оттого, что вместо «спасибо» я получаю возмущение: «А почему нам так редко повышают зарплату?»

Ни один человек ничем не возразил своему боссу. Все понимали: они перегнули палку и он прав. Люди испытали чувство вины и чувство благодарности. Все другие резкие вопросы отпали сами собой.

Разозли судью: восемь советов, как проиграть процесс

Вы меня слушаете? Громко задайте этот вопрос судье, если он хоть на секунду отвел от вас взгляд. Если он посмотрел, например, в окно, то лучше хлопнуть в ладоши или крикнуть «Эй». Следом укажите на его – судейские ошибки, некомпетентность нижестоящих инстанций и напомните о своей очень-очень высокой загруженности. В дополнение можно также бурно поспорить с оппонентом, уличить его во лжи и процитировать как можно больше положений из законов. Если ваша речь будет максимально длинной и непонятной – очень хорошо. Главное разбавлять ее фразами, что виновата бухгалтерша, вахтер и газовщик. Кто угодно, но только не вы. Вы же в суд не про свою вину пришли говорить, правда же? Юристы говорят, что это отличные способы проиграть дело. Но если у вас другая цель – читайте советы наших экспертов.

❓Даже если очевидно, что судья не слушает выступление и все его внимание, к примеру, занято происходящим на экране монитора, прямой вопрос тут не поможет. Он лишь вызовет раздражение, предупреждает партнер юрфирмы Арбитраж.ру Арбитраж.ру Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) Профайл компании × Владимир Ефремов.

✅ Лучше всего в такой ситуации приостановить выступление и продолжить его, когда судья заметит паузу, советует эксперт. Еще можно громко покашлять или уронить папку. Это тоже поможет привлечь внимание. На крайний случай – допустимо спросить у судьи, можно ли продолжить выступление или нужно сделать перерыв, дает еще одну рекомендацию Ефремов.


❓Этой фразой можно только вызвать агрессию и желание доказать, что ошибаетесь на самом деле вы, поясняет управляющий партнер юрфирмы Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании × Максим Кульков. К тому же подобные замечания суд может расценить как неуважение, которое при прочих равных склонит чашу весов в пользу оппонента, добавляет Евгений Зубков из Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право Профайл компании × .

✅ По словам юриста, корректно вернуть судью в нужное русло может следующая фраза: «Уважаемый суд, хотел бы обратить ваше внимание на [том, лист дела, пункт Постановления Пленума и т.д.], из чего следует такой-то вывод, подтверждающий обоснованность наших требований». Таким заявлением вы ко всему прочему продемонстрируете глубокую погруженность в дело, что заставит суд более внимательно прислушиваться к вашим аргументам, добавляет Зубков.

❓Указания на некомпетентность коллег и, тем более, на их заинтересованность в исходе спора, отвлекут внимание судьи от вашей позиции по делу. «Не позволяйте цеховой солидарности вмешиваться в спор», – предупреждает Егор Ковалев из КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × .

✅ Куда эффективнее избегать любых обвинений и указывать на конкретные ошибки, которые нижестоящие суды допустили при применении норм и оценке доказательств, советует Ковалев.


❓Ссылки на «высокую загруженность» вряд ли вызовут сострадание. А учитывая нагрузку судей (в среднем несколько сотен дел в год), они станут поводом для раздражения, предупреждает Зубков.

✅ Если есть какие-то уважительные причины, почему не получилось предоставить доказательство или процессуальный документ заранее, стоит сослаться на них. Например, необходимы были сведения, которые есть только у третьих лиц. Если же таких причин нет, то лучше не вступать в дискуссию и просто извиниться, советует Зубков.

«В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 328 ГК… Кроме того, как следует из ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса…»

❓«Цитирование общеизвестных норм может перегрузить и так довольно сложный юридический текст», – поясняет управляющий партнер Стрижак и партнеры Стрижак и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) Профайл компании × Максим Стрижак. Судье будет сложно разглядеть за этими цитатами содержательные аргументы. Кроме того, на выступление в суде обычно отводится не так много времени и тратить его подобным образом неэффективно.

✅ Перед заседанием стоит продумать основные тезисы выступления и как можно раскрыть каждый из них за пару минут, дает рекомендацию Ольга Дученко из АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × . По ее словам, лучше всего использовать максимально понятные и легкие для восприятия фразы. Цитировать тоже можно, но делать это нужно выборочно. «Одна-две короткие цитаты, сказанные своевременно, могут украсить и усилить ваше выступление», – отмечает Стрижак.


❓Уважение к оппоненту – признак профессионализма. Поэтому ни в коем случае нельзя переходить на личности, предупреждает Антон Гусев из ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × . С ним соглашается Ковалев, добавляя, что суд может негативно воспринять любые резкие высказывания об оппоненте и, как следствие, отнестись без должного внимания к другим аргументам.

✅ Негативных суждений об оппоненте лучше вообще избегать. Если его доводы расходятся с действительностью, стоит ограничиться ссылками на конкретные доказательства, которые это подтвердят, советует Зубков.

«Уважаемый представитель ответчика, вы неправы, потому что неправильно толкуете ст. 10 нашего договора!»

❓Спорить с оппонентом на заседании бессмысленно, говорит Кульков: «Я ни разу за 25 лет практики не слышал: «Коллега, я наконец-то понял, что вы правы. Мы признаем иск».

✅ Убеждать в своей правоте нужно не другую сторону, а суд. Поэтому и обращаться нужно к нему, замечает Дученко. С ней соглашается Кульков и приводит пример «правильной» реакции: «Уважаемый суд, ответчик ошибается в толковании ст. 10 договора, потому что …».


❓Не стоит сокращать наименование участников дела (например, «фсбшники»), говорить о них с помощью местоимений «он»/«она»/«они», а также использовать непривычные феминитивы наподобие «юристка», «врачиха», «бухгалтерша», предупреждает Андрей Колбун из юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6 место По количеству юристов 17 место По выручке 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × .

По его словам, такие конструкции демонстрируют неуважение к суду и другим участникам процесса. Это вызывает раздражение у судьи. Он начинает концентрировать свое внимание на этих словах, отвлекаясь от сути сказанного, поясняет эксперт.

✅ Корректным будет употреблять стандартные формулировки из кодекса: «истец», «ответчик», «третье лицо», «представитель истца» и так далее. Обращаться к участникам процесса лучше по имени и отчеству, добавляет Колбун. В случае же с органами госвласти, по словам юриста, подойдут формулировки: «уполномоченный» или «государственный» орган.

Каждого из нас на собеседовании могут смутить разные вопросы. И прежде, чем перейти к наиболее распространенным, начнем с общей рекомендации. Если вы чувствуете себя некомфортно и вопрос, который вам задали, кажется слишком личным или совершенно неотносящимся к конкретной позиции, уточните, почему вам его задают — выясните мотивы. Возможно, для потенциального работодателя он действительно важен по каким-то причинам. Как правило, после пояснений кандидатам уже проще ответить вопрос. И помните, что вы всегда можете закончить интервью. Если подход интервьюера кажется вам недопустимым, возможно, это не ваша компания. Только вам решать, где проходят границы вашего личного пространства.

1. Как долго вы планируете работать в нашей компании?

Лучше всего отвечать, что вы настроены на долгосрочное сотрудничество и менять каждый год место работы в ваши планы не входит. В контексте этого вопроса можно уточнить, как выглядит карьерная лестница в компании, это поможет вам лучше понимать перспективы развития и роста в рамках конкретной компании.

Так, например, один из соискателей на такой вопрос ответил, что на прошлых этапах интервью он узнал, как выглядит карьерная лестнице в компании, и исходя из полученной информации, рассказал, каким видит свое будущее. А это значит, что кандидат собрал информацию о компании, тем самым проявив проактивный подход, и настроен на долгосрочное сотрудничество.

2. Каков ваш текущий уровень дохода?

Многие находят такой вопрос неудобным. В целом, вы можете не отвечать на него, сославшись на политику конфиденциальности, которая существует в вашей компании. Но это может натолкнуть интервьюера на мысль, что вы сильно завышаете свой ожидаемый доход. Можете отвечать на него завуалированно: сориентируйте по вашим ожиданиям при переходе на новое место, и отметьте, что это, например, на 10-15-20% выше вашего текущего уровня.

Всегда можно найти правильную формулировку, которая, с одной стороны, не будет прямым ответом на вопрос, с другой — сориентирует по вашим зарплатным ожиданиям. Например, можно сослаться на то, что вы проанализировали рынок и выяснили, какая средняя заработная плата у специалистов на вашей позиции. Подводя итог, говорите, что вас устроила бы такая цифра.

3. Расскажите о своем руководителе.

Отвечайте на этот вопрос аккуратно, независимо от ваших отношений с руководителем. Старайтесь дать конструктивный отзыв, говоря о профессиональных, а не личных качествах. В целом, рекомендую избегать на интервью излишнего негатива в отношении руководителя, коллег, клиентов. Это точно не пойдет вам в плюс.

Так, однажды на интервью кандидат очень подробно и долго рассказывал ужасы про своего текущего руководителя. Описывал, какие козни ему строит начальник, так как видит в нем конкурента. По словам кандидата, завистливый босс специально не пропускал идеи и проекты своего подчиненного и настраивал коллектив против него. Но, во-первых, он уделил рассказу о своем руководителе около 10 минут: поверьте, в формате интервью это крайне много. Во-вторых, он был не в курсе, что интервьюер хорошо знал его начальника и тоже был в курсе этой ситуации, которая сильно не совпадала с версией кандидата.

4. Хотите ли вы занять мое место/должность?

Вопрос провокационный. С одной стороны, если ответите, что не хотите, то можете показаться не амбициозным. А это качество для некоторых позиций является важным и критичным. С другой стороны, ответить прямо «да» тоже опасно. Ведь вы не знаете наверняка, с какой целью потенциальный руководитель задает вам этот вопрос. Рекомендую отвечать аккуратно, например, да, ваша позиция интересна, и я хотел бы занять ее через N лет; не думаю, что у нас будет конфликт интересов, так как к этому времени вы уже будете занимать однозначно роль выше.

Совсем недавно я искала старшего юриста для одной крупной компании. На одном из этапов руководитель юридического отдела спросил кандидата, хочет ли он вырасти в рамках данной компании до руководителя. Кандидат хотел, но постеснялся это озвучить, так как боялся, что текущий руководитель может расценить это как желание его подсидеть. Кандидату отказали: оказалось, руководитель планировал покинуть данную компанию в ближайшем будущем и искал себе старшего юриста с последующим переходом на его роль, поэтому кандидаты, неготовые занять такую должность и не имеющие такой амбиции, ему не подходили.

5. Расскажите про своих родителей/семью.

На одном из интервью генеральный директор компании-клиента задал лучшему кандидату (30-летний молодой человек) вопрос про то, с кем он живет. Кандидат честно ответил, что живет с родителями. Генеральный удивился и спросил, почему он, позиционирующий себя как взрослый и самостоятельный человек, живет в 30 лет с родителями.

Кандидат отреагировал с юмором, сказал, что и сам часто задает себе этот вопрос, и как-то отшутился. Важно то, что он не стал раздражаться и поддаваться на провокацию. Кстати, по итогу выбор остановили на нем. Юмор и здоровая ирония — вот, как оказалось, чего ждал от наших кандидатов генеральный, а не отдельных квартир и ипотек, как могло показаться на первый взгляд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: