Государство как кредитор гарант и должник

Обновлено: 29.04.2024

Государственный кредит, представляет собой одну из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите гарантированных займах.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. с.153

Государство как заемщик.

Для покрытия бюджетного дефицита Российская Федерация длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(с изменениями от 6 апреля 2011 г.). ст.97Следует различать государственный и общегосударственныйдолг. Более широкое понятие «общегосударственный долг» включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

государственным гарантиям Российской Федерации;

иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(с изменениями от 6 апреля 2011 г.). ст.98На практике РФ привлекала заемные средства в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БКРФ делит их на две группы ? внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.Финансы: учебник для студентов вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.246

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(с изменениями от 6 апреля 2011 г.). ст.98

Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном долге. Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды макроэкономистов на эту проблему совершено различны. С одной стороны, имеет место рыночный либерализм, при котором государственный долг как инструмент государственного воздействия на экономику рассматривается как негативный фактор. В этом случае предпочтение отдается полному отказу от финансирования расходов государства (бюджета) за счет государственного долга. Например, представители монетаризма (М. Фридмен, И. Фишер, А. Мелцер) выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных краткосрочных и долгосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственный долг. Представители так называемой стокгольмской школы макроэкономистов (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль и др.) предложили теорию «циклического балансирования бюджета», то есть приспособления его доходов и расходов к экономическому циклу. С их точки зрения, дефицит бюджета, образовавшийся во время кризиса и депрессии, должен покрываться соответствующим бюджетным избытком во время следующего за депрессией периодом подъема. Однако они недостаточно учитывают временной фактор цикличности экономики, когда возникает хронический характер дефицита бюджета на протяжении длительного периода, что создает предпосылки к необходимости заимствований.

С другой стороны, преобладает теория о необходимости сильного государственного регулирования экономики, допускающая использование государственных заимствований. В результате проведения государством активной долговой политики многие экономисты видят в росте государственного долга две главные опасности. Одна из них ? это вероятность наступления банкротства государства, вторая ? опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. Например, немецкие экономисты Штейн, Дитцель, Небениус считали, что, если государство слишком редко пользуется государственным кредитом, значит, оно вынуждено увеличивать ставки налогов и слишком много средств забирает у своих современников, тем самым недостаточно заботится об интересах населения. Американские же ученые К.Р. Макконел и С.Л. Брю полагали, что правительство практически всегда сможет выполнить свои обязательства по внутреннему долгу, так как для этого оно может воспользоваться рефинансированием долга, эмиссией денег или увеличением налоговых доходов. К. Маркс в своих трудах отмечал, что государственные займы являются своего рода «двигателем» для первоначального накопления капитала: «государственный долг создал акционерные общества, торговлю всевозможными ценными бумагами, биржевую игру и современную банкократию».

Основные тезисы, выработанные в мировой практике в отношении регулирования зависимости роста долга от роста экономики, говорят о том, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем беспроблемней использование государством заемных средств для финансирования своих расходов; в случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении долгом. Эти положения впервые были сформулированы представителем неокейнсианского направления в экономике Е. Домаром в 1944 г. на основе разработанной им модели, которая увязывает размер государственного долга с размером ВВП, а прирост государственной задолженности -- с ростом экономики. С помощью этой модели он сделал несколько выводов.

Во-первых, постоянно растущий государственный долг не обязательно ухудшает будущую налогово-бюджетную ситуацию вследствие повышения налоговых ставок и роста государственных расходов, связанных с обслуживанием долга. Определяющей величиной в случае финансированных ставок процента (доходности государственных облигаций) и доли задолженности в ВВП является темп экономического роста. Во-вторых, при положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП. В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.Зуев Д.С.Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века. 2009.№ 4. С. 65

Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире.

Приоритетами долговой политики в области государственных внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Долговая политика в сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации заключается в:

обеспечении частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала;

поддержании репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

На практике решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

Объем планируемых заимствований беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга. В последние годы Минфин России не размещал на открытом рынке облигаций на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В этой связи, успешное решение поставленной задачи будет в значительной степени определяться эффективностью мероприятий по повышению ликвидности государственных долговых обязательств.

В указанных целях Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроками обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обусловленного перераспределением заимствований с международных финансовых рынков на внутренний рынок обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2014 году на 52,2% по сравнению с 2013 годом, в 2015 году на 37,8% по сравнению с 2014 годом, в 2016 году на 17,4% по сравнению с 2015 годом.

При планируемой доходности в 2014 году по краткосрочным инструментам до 4,5 - 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 - 7,5% и 7,5 - 8,5% соответственно, предполагается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.

Таблица. Динамика расходов на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в 2011 - 2016 годах приведена в следующей таблице.

Рассмотрение государства как кредитора должника и гаранта. Понятие и сущность государственного кредита, характеристика возможных вариантов воздействия на денежное обращение. Особенности и предназначение бюджетных кредитов, государство как должник.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.10.2016
Размер файла 33,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Рассмотрение в суде дела о банкротстве, главные особенности процедуры для должника и кредитора. Сущность реальной, технической и криминальной разоренности. Аспекты деятельности государства в развитии института банкротства в современных условиях.

реферат [11,4 K], добавлен 29.03.2012

Сущность и функции государственного кредита, его принципы. Обращение части вкладов населения в государственные займы. Российская Федерация как заемщик, кредитор и гарант. Анализ динамики и управления государственным кредитом, его виды и особенности.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 26.05.2015

Отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности и возвратности; деятельность государства в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Методы управления государственным долгом; инвестиционный налоговый кредит.

контрольная работа [21,6 K], добавлен 13.08.2010

История развития государственного внешнего долга России. Государство как заемщик, гарант и кредитор. Состав, структура, динамика и методы обслуживания внешнего долга. Заемная деятельность РФ на внешнем рынке. Участие России в международных организациях.

курсовая работа [133,8 K], добавлен 10.03.2011

Денежное обращение в домонгольской Руси и в период феодальной раздробленности, в период Русского централизованного государства. Денежная реформа 1535 года, "Медный бунт". Реформа Петра I, денежное обращение в России в XVIII веке, меры по его стабилизации.

Государство может выступать в качестве кредитора, кредитуя как собственные организации и предприятия, так и правительства других стран. В результате такой деятельности выдаются внутренние кредиты и внешние кредиты.

1) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе;

2) бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

а) бюджетные учреждения, которые имеют право получать кредит только из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

в) юридические лица, не относящиеся к категориям а) и б);

г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества и высоколиквидных ценных бумаг.

Бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, у которых нет долгов перед бюджетами и фондами и при предоставлении следующих документов на конкурс:

1. Заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичному к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту.

2. Финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды.

3. Подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей.

Предоставляется ссуда в размере до 40% стоимости выигравшего на конкурсе проекта, для социально-значимых проектов – 100%.

Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям являются кредиты, по которым у последних возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются: суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранными государствами, размер их долга на конец финансового года, предельный объем государственных кредитов для других государств, программа предоставления кредитов иностранным государствам с перечнем сумм кредитов и указанием их получателей, и целей кредитования.

Исполнительным органам власти субъектов Федерации разрешено получать ссуды у коммерческих банков, выпускать займы на инвестиционные цели. Предельный объем долга субъекта РФ ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета не должен превышать 30% объема доходов субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств. Предельный объем расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Внутренние займы территорий – это займы у юридических и физических лиц под субфедеральные ценные бумаги и займы у федерального бюджета.

Внешние займы могут осуществлять органы исполнительной власти г. Москва и Санкт-Петербург, Нижегородской области и ряда других административно-территориальных единиц

Субъекты федерации оформляют свои обязательства в виде облигационного займа (облигации субъектов федерации, евробондов, векселя)

Займы могут носить целевой и нецелевой характер. Целевые займы берутся для реализации инвестиционных проектов, а нецелевые займы идут на покрытие расходов или дефицита бюджета субъекта федерации.

Государство может выступать в качестве кредитора, кредитуя как собственные организации и предприятия, так и правительства других стран. В результате такой деятельности выдаются внутренние кредиты и внешние кредиты.

1) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе;

2) бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

а) бюджетные учреждения, которые имеют право получать кредит только из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

в) юридические лица, не относящиеся к категориям а) и б);

г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества и высоколиквидных ценных бумаг.

Бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, у которых нет долгов перед бюджетами и фондами и при предоставлении следующих документов на конкурс:

1. Заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичному к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту.

2. Финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды.

3. Подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей.

Предоставляется ссуда в размере до 40% стоимости выигравшего на конкурсе проекта, для социально-значимых проектов – 100%.

Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям являются кредиты, по которым у последних возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются: суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранными государствами, размер их долга на конец финансового года, предельный объем государственных кредитов для других государств, программа предоставления кредитов иностранным государствам с перечнем сумм кредитов и указанием их получателей, и целей кредитования.

Исполнительным органам власти субъектов Федерации разрешено получать ссуды у коммерческих банков, выпускать займы на инвестиционные цели. Предельный объем долга субъекта РФ ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета не должен превышать 30% объема доходов субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств. Предельный объем расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Внутренние займы территорий – это займы у юридических и физических лиц под субфедеральные ценные бумаги и займы у федерального бюджета.

Внешние займы могут осуществлять органы исполнительной власти г. Москва и Санкт-Петербург, Нижегородской области и ряда других административно-территориальных единиц

Субъекты федерации оформляют свои обязательства в виде облигационного займа (облигации субъектов федерации, евробондов, векселя)

Займы могут носить целевой и нецелевой характер. Целевые займы берутся для реализации инвестиционных проектов, а нецелевые займы идут на покрытие расходов или дефицита бюджета субъекта федерации.

В настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

В 70-х - первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной задолженности иностранных заемщиков в 1994 году- 140 млрд. долл. Долги стран СЫТ Российской Федерации составляли 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ составляют (в млн. долл.): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины - 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии- 147,4, Азербайджана-81,5.

Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2004 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн.долл. США.

В 2004 году из средств федерального бюджета предоставлено на указанные цели 14412,46 млн.руб.

В том числе: 3233,72 млн.руб. Китаю; 5899,91 млн.руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко; 407,42 млн.руб. Республике Болгарии; 4.870,97 млн.руб. государственный кредит Правительству Республики Белоруссия. По данным Министерства финансов РФ, долги иностранных государств перед Россией достигли по состоянию на 1 января 2006 года почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).

Главные должники России - это страны Азии и Африки. Долг Ирака -9,4 миллиарда долларов, КНДР - 4,4 миллиарда. Крупными должниками являются также Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.

Из стран СНГ больше всего задолжала Украина. На 1 января 2006 года Россия выдала ей кредитов на 1,4 миллиарда долларов, Узбекистану на 670 миллионов долларов, а Белоруссии - на 361 миллион долларов. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов.

При этом 2006 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год в сумме до 21 336 257,8 тыс. рублей.

Основные страны, которым предоставлен государственный кредит в 2006 году:

1.Республика Болгария- 3,262 млн.долл. США.

2.Социалистическая Республика Вьетнам- 44,780 млн. долл. США. Общая сумма задолженности СРВ перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 года составляет 615,8 млн.долл. США.

3.Республика Индия- 422,191 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Индия перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 г. составляет 2,8 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность -92,2 млн. долл. США.

4.Китайская Народная Республика- 28,29 млн. долл. США. По состоянию на 01.05.05 г. имеется просроченная задолженность по процентам в сумме 47,5 млн. долл. США.

5. Республика Куба- 147,5 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Кубы перед Российской Федерацией по состоянию на 01 мая 2005 года по государственным кредитам - 19,75 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность - 17,0 млрд. долл. США.

Общая динамика финансовых требований России к иностранным государствам за несколько лет представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Финансовые требования России к иностранным государствам (млрд. долл., на начало года)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: