Государство и право способы и результаты правового регулирования подходы к пониманию права наука

Обновлено: 28.04.2024

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание права. За историческими, географическими и иными границами возникновения соответствующее определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, оставляя это поле для ученых упражнений, научных дискуссий. Впрочем, официальное определение закона также отсутствует.

Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опирались их авторы – естественного права или юридического позитивизма.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.


Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, как древних, так и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.

И. Кант (1724–1804) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума. Согласно Канту, нравственный принцип естественного права состоит в том, чтобы человек поступал так, чтобы его свобода совмещалась со свободой каждого и всех.

Позитивистскому пониманию права соответствует определение права как системы норм, принятых или санкционированных государством. Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства, источником права в позитивизме может быть Бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и справедливости. «Закон справедлив всегда» – это аксиома для позитивистов. И. Бентам, создавая теоретическую основу позитивистского понимания права, обосновывал идею, что государство создает нормы права для удовлетворения интересов человека. Он указал, что главное назначение правительства состоит в ограждении индивида от страданий.


Шершеневич Габриэль Феликсович (1863–1912), профессор; в 1901–1911 гг. преподавал на юридическом факультете Московского университета курс торгового права и судопроизводства. В 1906 году преподавал историю политических учений. Ушел в отставку в 1911 г. вместе с большой группой преподавателей университета в знак протеста против правительственной политики в области просвещения.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов. Суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель этому праву может придать свою силу. Таким образом, законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX в. юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.


Ковалевский Максим Максимович (1851–1916), социолог. Он выступил одним из идеологов Партии демократических реформ (1905–1907), позднее был членом ЦК Партии прогрессистов (1912–1917). В 1906 году – член 1-й Госдумы, с 1907 г. – член Госсовета по выборам от Академии наук и университетов.

После революции 1917 г. правовые учения в России пережили упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути к мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Однако этим ожиданиям не было суждено осуществиться. Окончание Гражданской войны и военного коммунизма привело к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании стал классовый подход, точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Не только Россия стала страной господствующего позитивизма. Это учение главенствовало в большинстве стран мира, чего никогда не удавалось естественно-правовым концепциям. Характерное для многих разновидностей юридического позитивизма отождествление права с системой законов, помимо серьезных концептуальных потерь, сильно привязало науку к воле законодателя, привело к тому, что из юриспруденции выпало самое главное – право как справедливость. Такой подход делает законодателя абсолютным властителем над обществом, он может создавать право по своему усмотрению. Это объясняет притягательность позитивизма в качестве государственной доктрины. Типичное позитивистское мировоззрение отражается в выражениях: «Закон суров, но справедлив».

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных концепций. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

Право — сложное общественное явление, которое во все времена вызывает к себе широкий интерес, так как затрагивает тем или иным способом интересы каждого человека. Несмотря на существование разных мнений относительно природы права, возможно назвать три наиболее общих подхода: ценностный, нормативный, социологический.

Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало , отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. Примером ценностного подхода является идея прав человека , распространившаяся начиная с XVIII в. Согласно ей, права и свободы личности — предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые посредством права призвано государство. В рамках ценностного подхода развивается естественно-правовая теория.

Нормативный подход признает то, что право — это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью . Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. Одна из влиятельных концепций этого подхода — юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях.

Наконец, социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества , связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Среди сторонников этого подхода можно выделить ряд близких направлений, носящих разные названия. Их приверженцы признают исторический, развивающийся характер права, его изменчивость вслед за переменами в обществе. Они выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов.

Длительное время ученые разных стран пытаются создать интегративную концепцию права, которая бы учитывала все стороны этого сложного явления. Точкой преткновения здесь является проблема соотношения права и закона.

Понятие, признаки и сущность права.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки:

1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству права способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

2. Право - общеобязательный регулятор общественных отношений, благодаря этому свойству (обязательность), право способно урегулировать поведение всех без исключения членов общества.

3. Системность: право - это система норм, это единая система в масштабах всего государства, благодаря этому свойству права способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

4. Формальная определенность - это свойство появляется у права благодаря его письменной форме.

5. Волевой характер: Принудительность (обеспеченность) - это свойство возникает у права благодаря тому, что право обеспечивается принудительной силой государства. Благодаря этому свойству права способно утвердить в обществе тот порядок который необходим обществу или государству.

Сущность права. Основные подходы в понимании сущности права.

Одни исследователи полагают, что сущность права, как и сущность государства, имеет две стороны классовую и общесоциальную. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы . В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. В различных исторически условиях, в праве проявляет себя либо классовая, либо общесоциальная сторона.

По мнению др. исследователей (Р.З. Лившиц) право в прошлом носило классовый характер и являлось орудием классового господства, современное же право в основном утратило классовый характер и превратилось в орудие социальных компромиссов. Кроме этих двух позиций широко распространена точка зрения о том, что право с точки зрения его сущности есть мера свободы формального равенства и справедливости . Сущность позитивного права необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях. Нет позитивного права вообще, оно носит конкретный исторический характер, и оно меняется с развитием общества. С изменением условий и сущности государства меняется сущность права.

Понятие и виды принципов права.

Принцип права - исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования . С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Классификация принципов права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые .

ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками.

Общеправовые - характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права.

1) принцип демократизма (система права строится на демократических началах);

2) гуманизма;

3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.);

4) принцип равенства юр-ых прав и обязанностей;

5) принцип единства прав и обязанностей.

6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

7) Содержание принципа законности не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Межотраслевые присущи двум и более отраслям права.

Отраслевые принципы присущи одной отрасли права.

Понятие, признаки, система и виды функций права.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения .

Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.

Особенности:

1) Определяют назначение права в обществе.

2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения.

3) Определяют сущность, главные черты права.

4) Отличаются динамизмом.

5) Но при этом относительно постоянны.

Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с потребностями практики.

Условно функции права можно разбить на две группы:

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

6) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.

в) идеологическая - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.

г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

д) Экологическая и т.д.; с учетом сферы действия их можно подразделять на внутренние и внешние, с учетом продолжительности осуществления на постоянные и временные, с учетом значимости на основные и не основные.

Важнейшая задача системы права любой страны - упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости.

Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная ф-ия выр-ся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выр-ся в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовостановительная санкции. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную ф-ию. Она выр-ся в предупреждении правонарушений;

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

1. Нормативный подход основан на теории позитивного права. Юридический позитивизм его основные положения:

1) право – продукт исключительно государственной воли, оно содержится в нормативных актах, которые издает государство, устанавливая таким образом обязательный порядок отношений в обществе;

2) правоприменительная (и в первую очередь – судебная) практика не должна выходить за пределы норм, издаваемых государством (судья – это не более чем «уста, произносящие слова закона»);

3) задача юридической науки – только исследовать нормы, издаваемые государством, их классифицировать, вырабатывать понятия, юридические конструкции, технические приемы толкования правовых норм и приложения их к конкретным случаям, философские и нравственные оценки содержания нормативных актов, как правило, исключались, юридическая наука должна принимать право как оно есть;

4) гражданин получает свои права от государства-законодателя.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории выступает в виде иерархической (ступенчатой) системы норм, представляемой в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой означает утверждение строгого режима законности.

2. Социологический. Основные положения

1) социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения;

2) нельзя законодательно признавать в качестве единственного источника права нормативные акты (отрицательное отношение к требованию юридического позитивизма);

3) требование признания за иными источниками права самостоятельного значения (прежде всего, речь идет о судебной практике, которая объявлялась одним из основных источников права, имеющим в некоторых вариантах социологической школы права даже большее значение, чем нормативные правовые акты);

4) юридическая наука должна изучать не только писаное право, но и практику его применения, и те отношения, которые правом регулируются.

Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце 19 века. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды были вынуждены так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

3. Философский подход основан на теории естественного права. следующие положения подхода:

1) существует некое идеальное правовое начало, которое призвано предопределить, каким должно быть право, выраженное в нормативных актах (естественные права человека – это идеальное правовое начало);

2) формулируется ряд требований к законодательству: отражение в нем идей справедливости, прав человека, иных социальных ценностей.

10. Взаимосвязь государства и права (единство и различия права и гос-ва, взаимодействие права и гос.)

Соотношений государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий.

Единство состоит в том, что государство и право:

-возникают и развиваются совместно;

-выступают средствами управления, инструментами власти;

-призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

-основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими, духовными и др. факторами. Различия:

-если гос-во есть особая организация политической власти, то право есть социальные регулятор;

-если первичным элементом гос-ва является гос. Орган, то перв элементом права является юридическая норма;

-государство и право не совпадают по формам, по функциям. Взаимодействие государства и права:

-воздействие гос-ва на право состоит в том, что гос-во формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (првоприменение);

-прво воздействует на гос-во, упорядочивая деятельность гос. Аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют 2 осн. типа взаимоотношений;

-когда гос-во стоит «над правом» и в случае если это диктуется госуд. Целесообразностью может правом пренебречь (в условиях тоталитарной законности);

-когда право стоит «над государством», выступая его ограничителем (в условиях режима правозаконности).

Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:

1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);

2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;

В настоящее время, когда наше государство и отечественная правовая система находятся в условиях влияния геополитических процессов и демократических тенденций, потребность в эффективном правовом регулировании значительно возрастает.

Основная цель права заключается в упорядочении общественных отношений, для чего используется обширная система различных правовых средств, которые в своем единстве и взаимодействии образуют единый, целостный механизм, получивший название «механизм правового регулирования» (далее иногда – механизм). Под механизмом правового регулирования обычно понимают систему правовых средств, обеспечивающих воздействие права на общественные отношения [1, с.9].

По мнению проф. Н.А. Пьянова: «…под механизмом правового регулирования обычно понимают взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений» [9, с.314].

В свою очередь, Евдокимов К.Н. считает, что механизм правового регулирования можно определить, как систему взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование определенных общественных отношений, приведение их в стабильное и упорядоченное состояние [9, с. 509].

Стоит заметить, что данная категория позволяет не только объединить такие элементы правовой системы, как нормы, правоотношения, юридические акты и другие, но и способна представить их в динамическом, «работающем» виде – с точки зрения результативности процесса правового регулирования [6, с. 209].

Приведенное выше определение освещает далеко не все стороны механизма правового регулирования, а лишь его инструментальное, то есть специально-юридическое предназначение. При таком толковании пристально рассматриваются средства юридического воздействия, образующие в своем последовательном развитии единую цепь правовых явлений. Содержание механизма правового регулирования является емким и многогранным, нуждается в комплексном исследовании.

Среди подходов к пониманию и объяснению механизма правового регулирования следует выделить три: инструментальный (специально-юридический), психологический и социальный подходы.

Инструментальный (или специально-юридический) аспект механизма освещает его посредством демонстрации юридического инструментария, функционирующего в процессе правового регулирования. Над исследованием указываемого подхода работали многие российские правоведы и, в частности, проф. В. М. Горшенев. По его мнению, «механизм правового регулирования состоит из двух основных полярных элементов: во-первых – в способах воздействия (дозволения и запреты – активная сторона механизм правового регулирования), во-вторых – в способах реализации, которые выражаются в фактическом поведении субъектов права, а также в совершении действий или в воздержании от действий (так называемая «результативная сторона»)» [5, с.39]. Между указанными «чистыми» способами, по мнению автора, располагаются, промежуточные звенья: правосубъектность, юридические факты, правоотношения (как стадии перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений) [5, с.39]. Однако, пытаясь совместить в одном ряду различные юридические инструменты, В. М. Горшенев упускает из виду нормы права, акты реализации прав и обязанностей, отрицает существование и такого способа правового регулирования, как обязывание (отождествляя его с «предписанием»). В свою очередь, рассуждая над данным аспектом механизма, доктор юридических наук В.А. Сапун верно отмечает, что инструментальный аспект не должен формироваться исключительно как догма юриспруденции, ведь с помощью всего арсенала юридических и других гуманитарных наук именно в аспекте инструментального анализа правовой действительности теория правовых средств способна выявить основные тенденции действия и использования юридического механизма для решения различных социальных задач в интересах личности и общества [7].

Наиболее спорным является существование психологического подхода. По мнению А. Д. Корецкого, самостоятельное учение о психологическом аспекте механизма правового регулирования отсутствует. На основе такого утверждения можно сделать вывод, что, по своей сущности психологический элемент механизма правового регулирования представляет собой ничто иное как попытку анализа психологических процессов, который возникает у управляемого субъекта в качестве реакции на воздействие юридической нормы, правоотношения или акта правоприменения. Однако анализ указанных процессов по своему предмету имеет отношение больше к психологии, нежели к юриспруденции. Однако С.С. Алексеев не поддерживает названную точку зрения А.Д. Корецкого и справедливо замечает, что психологический аспект механизма правового регулирования характеризует «происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей – участников общественных отношений» [1, с.9-11]. Представляется, что полностью отрицать психологический подход в исследовании механизма правового регулирования нельзя. Именно поэтому стоит отметить, что точка зрения последнего является наиболее правильной, поскольку рассматриваемый аспект формулирует и объясняет процесс формирования и мотивы поведения участников общественных отношений в сфере правового регулирования. Имеет место своего рода проекция воздействия способов правового регулирования на сознание субъекта права. Соответственно, можно проследить, каким образом позитивные обязывания, дозволения и запреты влияют на психику людей и их последующее поведение.

Целью позитивного обязывания является формирование побудительных мотивов поведения и обеспечение их действия. Очевидно, что формирование и действие побудительных мотивов поведения, обеспечиваемое правом, зависит от экономических, политических, духовно-нравственных факторов и потому вливается в упорядоченные социальные процессы. Иной характер имеет психологический механизм правового регулирования в сфере дозволений и запретов. Так, правовое регулирование, осуществляемое посредством дозволений и запретов, призвано дать «свободу пространства» материальным, духовным и иным неправовым стимулам. Оно, упорядочивая общественные отношения в разных сферах, обеспечивает естественное функционирование всего общества и направлено на то, чтобы развивались наиболее важные психические особенности субъектов права, предопределяющие их деятельность как участников общественных отношений. Кроме того, само предоставление лицам субъективных прав в порядке дозволения побуждает людей к желаемому, одобряемому обществом и государством образу поведения и, соответственно, в какой-то мере способствует формированию социально оправданных побудительных мотивов такого поведения [1, c.11-12].

Проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, поскольку касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон и сторон, относящихся к психологическому механизму. В. П. Казимирчук относит к такого рода вопросам следующие: направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, формирование правом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль [3, с. 37-44]. В данном случае речь идет о правовом воздействии в общем, так как помимо упорядочивающего действия охватываются и иные формы воздействия права на субъекты права (например, ценностно-ориентационные, воспитательные). Идеи социального действия права находятся, преимущественно, в области правосознания, социально-психологической материи функционирования права. В связи с этим, нельзя не согласиться с мнением С. С. Алексеева о том, что «если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами – не целостное системное образование, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой» [1, с. 14]. Как справедливо заметил С.Л. Явич социальный аспект механизма действия права предполагает исследование, прежде всего, социальных обстоятельств, находящихся вне самого механизма, но которые так или иначе его детерминируют и на которые этот механизм призван оказывать обратное воздействие, а также специальных факторов и процессов, включенных в сам механизм действия права, также определяющих его юридическую и социальную деятельность [11, с. 26-32].

При всем многообразии подходов к изучению механизма правового регулирования, на наш взгляд, следует учитывать его основополагающую характеристику, определяющую теоретико-прикладную сторону правоведения – инструментальную. При таком походе механизм рассматривается как система правовых средств в целом и оценивается его результативное функционирование в обществе. Это очевидно, поскольку описание механизма правового регулирования всегда должно опираться на особенности специфических правовых средств юридического воздействия и общественные отношения. Работа данного механизма может стать эффективной лишь в случаях, когда принимаются во внимание общетеоретические основы инструментальной теории права и социальные реалии, в которых действует и применяется право.

Список литературы

1. Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. В 2 т. Т. 2. М., 1982.

3. Казимирчук В. П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. № 10. С. 37-44.

4. Кузьмин И.А. Проблемы реализации юридической ответственности : монография. - Иркутск, 2015. – 167 с.

5. Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.

6. Пьянов Н.А. Теоритические проблемы государственного регулирования общественных отношений.Иркутск, 2012.

7. Сапун В. А., Турбова Я. В. Инструментальная теория права и правовые средства как элементы юридической техники // Ленинградский юридический журнал. - 2010. - №3.

8. Теория государства и права: учебное пособие / Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Пьянов Н.А. - Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2016. – 620 с.

9. Юрковский А.В. Теория государства и права: учебное пособие / Юрковский А.В., Евдокимов К.Н. – Иркутск, 2011. – 595 с.

10. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Амосова Т.В. Сравнительное правоведение : учебное пособие / Под редакцией А.В. Юрковского. – Иркутск, 2016. – 175 с.

11.Явич С.Л. Об исследованиях механизма действия права // Советское государство и право. 1973. № 8. С. 26-32.

Существует три основных подхода: нормативный, социологический, нравственный; а также относительно новый подход в понимании права сформулированный В.С. Нерсесянцем – либертарный. Некоторыми исследователями выделяются и другие подходы, например генетический и интегративный.

Нормативный подход

В наибольшей степени нормативистская теория права разра­ботана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с го­сударством, что последнее само рассматривается как персонифи­цированный правопорядок. Право в названной теории представ­ляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представ­ляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя сту­пенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права - его нормативность.

2. Нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.

5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнори­ровании содержательной стороны права: положения и степени сво­боды адресатов правовых норм, субъективных прав личности, мо­ральности юридических норм, соответствия их объективным по­требностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определен­ных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

Социологический подход

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в

Наиболее точную характеристику социологического подхода дают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев: “Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, - необходимые элементы правопонимания. Они образуют тот срез общественных отношений, где правовые предписания соединены с фактическим поведением. Именно на основе изучения действия права возникли идеи о расширении предмета правопонимания, о том, что следует принимать во внимание не одни лишь правовые нормы, а весь механизм правового регулирования, всю правовую систему. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”

- отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

- решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

- опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Нравственный (естественно-правовой, ценностный) подход

Основной постулат рассматриваемого направления - вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, спра­ведливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и дейст­вующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения - справедливого и ра­зумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вари­ант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.




Из современных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В. С. Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести) не только с есте­ственно-правовых позиций. Это необходимый момент любого тео­ретического подхода к правовым явлениям. В позиции B.C. Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо «любое произвольно взятое со­держание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода). » * . Последнее замечание, собственно как и естественно-правовое направление, как любой «философский» подход, представляет ценность для законодателя. Не подлежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма при­мечательно, что общеобязательность и возможность властно-при­нудительной защиты

B.C. Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут наступить не­благоприятные последствия, если допустить применение права на­ряду с законом и вопреки закону.\

Обоснование таких предложений встречается у ряда предста­вителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.

Либертарный подход.

Сторонником либертарного подхода выступает ВС Нерсесянц. Вот что он пишет в отношении социологического подхода: “Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений.” Свою точку зрения он имеет и на естественно-правовой подход. “С точки зрения общей теории правопонимания, естественно-правовой подход и либертарный формально-юридический подход - различные формы юридического правопонимания, представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса области теоретико-правовой мысли.”

Более того, далее он жестко критикует естественно правовой подход за смешивание права с неправовыми явлениями- моралью, нравственностью, религией и т. д.

Итак, либертарный подход дает следующее определение праву: ”…право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В праве нет ничего , кроме принципа формального равенства (и конкретизация этого принципа). Всё, выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является не правовым, а антиправовым.” В этом и заключается суть либертарного подхода.

Интегративный подход

Интегративное определение права. Право - это совокупность призна­ваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с дру­гом.

право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неоди­наковой трансформации в зависимости от условий места и вре­мени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как фор­мальная определенность, точность, однозначность правового ре­гулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничива­ются формальными признаками. Но содержательная сторона ука­зывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оп­равданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах. При демократических процедурах предполагается непременное выра­жение в принимаемых актах настроений, чувств и интеллекту­альных достижений народа.

1. Общая теория права и государства под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева, //М.: Юристъ, 2001

2. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие - "Проспект", 2010 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: