Государство и право как общественные институты

Обновлено: 04.05.2024

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Данная статья будет более полезна в теоретическом плане, нежели в практическом и представляет собой интерес прежде всего для читателей, интересующихся вопросами государства и права как социальными явлениями, которые определяют политические и правовые отношения между гражданами в обществе, решают круг социально-значимых задач как для граждан, так и для политической элиты. Государство и право необходимо рассматривать с общих теоретических позиций, которые раскрывают характеристику данных социальных институтов.

Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств.

На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.

Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.

Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.

Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.

Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.

Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д. ). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность.

Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения).

Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов.

Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д. ) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь.

Наряду с субъективными правами существуют и обязанности.

Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы – основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.

Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Это вопрос о соотношении права и гос-ва и наоборот. ГиП тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) Г т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к П, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а П является определяющим фактором. Г зависит от П и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено П. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение Г или П, а рассматривает Г и П в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с Г. Оно не может существовать без Г, равно как и Г не может существовть без него. Позитивное право не может сущ-ть без Г в силу следующих обстоятельств: 1. Позит-ое право не может возникнуть без Г поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется Г-ом. 2. Позитивное право не может функционировать без Г, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Т.о. право не может не возникнут не сущ-ть без Г. Г в свою очередь не может обойтися без права: при помощи позит-го права Г себя конституирует т.е. юрид-ки оформляет (с помощью конституции, законов и др). Г использует позит–ое право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права Г устанавливает в общ-ве именно тот порядок, который необходим и выгоден Г.

ТГиП рассматривается не только в их органической взаимосвязи, но и как относительно самостоятельные социальные институты: теория Г и теория П. ТГ рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г. ТП изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества. Но хотя ГиП являются самостоятельными социальными институтами, между ними существуют органические, реальные связи – и в процессах их возникновения, и в процессах функционирования. ГиП неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, взаимодействием в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями. В реальной действительности они не могут существовать раздельно.

Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества, о государственно-правовых явлениях не может быть монополией какой-то одной науки. Общественные и юридические науки в той или иной мере рассматривают в качестве объекта своего исследования государственно-правовые явления, отсюда их тесное взаимодействие.

В число общественных наук, наряду с другими, например, политическими и экономическими науками, входит юридическая наука. ТГП относится к циклу юридических наук.

ТГП связана со многими общественными науками:

С историей (наукой, изучающей прошлое человечества во всём его многообразии). Так, выясняя причины возникновения государства и права, исследуя их поступательное развитие, ТГП опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и т.п. В то же время, историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями, выработанными ТГП.

С философией (наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление в процессе познания). ТГП широко использует философские категории и всеобщие понятия, законы философии. Философия закладывает мировоззренческую основу учёного, исследующего предмет ТГП.

С социологией ( наукой, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условиях их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе). В рамках ТГП исследуются такие вопросы как понятие, признаки общества, социальное регулирование, социальные нормы, механизм правового регулирования и др. Их исследование осуществляется на основе и в тесной взаимосвязи с научными знаниями, полученными социологией.

С политологией (наукой о политике, политической системе общества). Государственно-правовые явления неотделимы от политики. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, ТГП рассматривает её с точки зрения места и роли в ней государства, и его взаимодействия с другими участниками политических отношений. Предмет политологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как государственная власть, форма государства, политическая система общества, др. В свою очередь, политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государства, законности, правопорядка и т. д.

С психологией (наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности). Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенно особенностями общественной жизни. Предмет психологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как правосознание (элементом которой является юридическая психология), субъективная сторона правомерного и неправомерного поведения, способы и методы правового регулирования, др.

С экономической наукой (наукой, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие исторически сменяющие друг друга социально-экономические формации). Опираясь на положения и выводы экономической мысли, ТГП исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотделимые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органичной связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Государство и право, возникая (в том числе) в ответ на экономические по­требности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.

С культурологией (наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижений культуры). Культура является важнейшим фактором развития общества. Так, в рамках ТГП исследуются такие вопросы как правовая культура, правовой нигилизм и правовой идеализм, правовое воспитание, а также рассматривается типология государств с точки зрения цивилизационного подхода, правовая система общества, др.

Взаимосвязь ТГП с юридическими науками:

Юридическая наука включает в себя, помимо ТГП, и другие области правовых знаний. В зависимости от того, на каких явлениях правовой жизни сосредотачивает своё внимание каждая область науки, формируется её собственный предмет исследования.

Юридические науки – это общественные науки, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества.

Если основанием для выделения ТГП в общей системе общественных наук служит объект познания – вся сфера государственной и правовой жизни общества в целом, то в системе юриспруденции она выделяется по предмету познания.

В системе юриспруденции можно выделить несколько относительно самостоятельных групп правовых наук:

Ø историко-правовые (ТГП, ИППУ, ИГП, …)) ТГП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опор­ные, базовые.

Ø отраслевые (наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права, …) изучают государственно-правовые явления, общественные отношения в той или иной сфере общественной жизни, соответствующие отрасли права (как систему правовых норм). По отношению к отраслевымнаукам ТГП выступает как обобщающая, синте­зирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции.

Ø прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, правовая статистика,…). Значительно меньше ТГП взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Она выполняет по отношению к ним методологическую роль.

Ø науки международного и зарубежного права (международное публичное и частное право, торговое право, конституционное право зарубежных стран, …)

Основной смысл взаимодействия ТГП с другими науками состоит в том, что она использует их теоретические данные в качестве средства для решения своих проблем, в методологических целях (то есть для разработки своего предмета). Все соприкасающиеся науки нашли место в методологическом арсенале ТГП. А взамен ТГП предлагает другим наукам выявленные закономерности, взаимосвязи государственно-правовых явлений, выработанные ею понятия.

5. Общество: понятие, признаки, структура. Социальные институты.

Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой необходимостью удовлетворения общих потребностей и взаимодействующих друг с другом на основе социальных норм.

Общество – это сложная саморазвивающаяся система связей людей, общественных отношений. То есть общество предполагает взаимодействие между людьми, которое выражается в том, что люди вступают в общественные отношения. Вне взаимодействия, общественных отношений общество не существует.

Рассмотрение общества в качестве системы общест­венных отношений, основу которых составляют эконо­мические (материальные), политические и духовные (культурные) отношения, позволяет:

во-пер­вых, подходить к нему конкретно-исторически, выде­лять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);

во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

в-трётьих, чётко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.).

В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Признаки общества:

1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности наиболее эффективно можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия, обусловленные несовпадением частных, индивидуальных интересов. Индивидуальные интересы людей будут различаться, так как все люди не одинаковы с психологической, физической точки зрения, а так же их способностей и моральных устоев.

2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу. Люди осознают «выгодность» и необходимость существования именно в такой форме организации как общество.

3. характеризуется особой устойчивостью. Она обусловлена объективно, так как потребности, лежащие в основе объединения людей в общество, его формирования, существуют постоянно, требуют каждодневного удовлетворения.

4. самодостаточность. Т.е. общество способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое для себя: и материальные, и духовные блага. Таким образом, общество не является частью более крупной социальной системы.

5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Любое взаимодействие элементов требует определённых правил, законов. Люди, объединяясь в общество, тоже должны следовать определённым выработанным самим обществом нормам, правилам поведения и взаимодействия, которые дают возможность реализации индивидуальных и общественных интересов, обеспечения определённой упорядоченности общественных отношений. Но необходимо учитывать, что создаваемые нормы могут не устраивать ту или иную группу людей, что приводит к их нарушению. Поэтому в целях обеспечения соблюдения вырабатываемых норм в обществе организуется социальная власть, способная подчинить человека установленным правилам.

6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления.

Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная).

Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле.

Общество не может обойтись без социальных институтов.

Социальные институты – это устойчивые социальные объединения, общности и группы, выполняющие необходимые функции и взаимодействующие друг с другом на основе различных социальных норм.

Социальные связи в них обусловлены организацией управления, то есть именно необходимость удовлетворения тех или иных интересов, т.е. выполнение функции в сфере управления, лежит в основе формирования и деятельности социального института. Эти связи являются институциональными, т.е. создаются социальные институты именно как объединения людей.

Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. Понятие социальной группы является однопорядковым.

Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных интересов и потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др.

К социальным институтам относятся община, род, семья, нации, сословия, касты, социально-профессиональные группы, население города, религиозные концессии, трудовые коллективы, система образования, СМИ семьи и др. Первым крупнейшим политическим институтом стало государство.

По характеру организации различают формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции).

Например: Социальные слои – большие группы людей, отличающиеся друг от друга положением в социальной структуре общества (по уровню дохода, собственности, социальным правам и привилегиям). Каста – социальная группа, членство в которой обусловлено исключительно рождением. Сословие – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, осуществляющих конкретную социальную функцию. Социальные институты выполняют в обществе функцию социального управления и социального контроля. Каждый социальный институт появляется в связи с возникновением определённой необходимости в обществе, в целях удовлетворения тех или иных потребностей членов общества. С этим связывается функциональное назначение социального института.

Каждый социальный институт можно проанализировать с:

1. функциональной стороны (для реализации каких функций он был создан, т.е. для удовлетворения каких потребностей какой части общества)

2. внешней (структурной) стороны (кто включается в данный социальный институт, по каким критериям те или иные лица или учреждения входят в социальный институт)

3. внутренней (содержательной) стороны (это система определённых правил поведения, социальных норм, на основе которых строится деятельность социального института)

Например, Семья: создаётся в целях продолжения рода, люди объединены по принципу кровного родства, взаимодействие строится на основе семейных норм. Судебная система: создана для отправления правосудия, состоит из судов, действует на основе норм права. Государство: создаётся в целях осуществления управления и обеспечения правопорядка, интеграции общества, политическая организация общества в лице гос. органов и должностных лиц, действует на основе норм права.

Социальным институтам присуща, таким образом, объективность (возникают в ответ на объективные потребности общества) и историчность (возникают в процессе исторического развития).

Условиями для возникновения социальных институтов являются:

1. возникновение социальной потребности

2. наличие ресурсов (материальных, организационных)

3. наличие социокультурной среды (люди с наличием соответствующих интересов)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: