Государство гарантирующее своим гражданам высокий уровень социального обеспечения это

Обновлено: 01.05.2024

Государство для обеспечения защиты населения прежде всего должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

Социальная защита населения - одна из важнейших функций любого государства, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя реальные возможности государства для социальной зашиты своих граждан могут различаться в зависимости от характера общественно-политического устройства и от социально-экономического положения в стране.

Бесспорно, индустриально развитые страны с высоким объемом национального богатства имеют больше возможностей для этой цели, чем бедные страны.

Развитие общества как целостной системы не может ограничиться лишь экономическим ростом. Мировой опыт показывает, что недооценка социальных результатов проводимых крупномасштабных преобразований рано или поздно становится тормозом на пути достижения общественно-экономического прогресса.

Система социальной защиты — это сфера жизненно важных интересов населения любой страны. Ее количественные и качественные характеристики служат главным критерием оценки степени эффективности функционирования общественно-политического строя, уровня социально-экономического, правового и культурного развития государства и общества. Право на социальную защиту - это признанное международным сообществом и законодательно гарантированное государством право каждого человека удовлетворять свои разнообразные потребности в объеме, необходимом для обеспечения достойной жизни. От выбранной государством модели социальной защиты населения в значительной степени зависят порядок в стране, социальный мир в обществе, стабильность и динамика социально-экономического развития.

Сфера социальной защиты населения относится к числу основных компонентов социальной и экономической политики государства. Согласно ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В законодательстве Российской Федерации понятие «социальная зашита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Система социальной защиты населения - это комплекс мер, осуществляемых обществом и его различными структурами, как правило, в рамках закона с целью удовлетворения минимальных потребностей, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Социальная защита как система состоит из элементов. На рис. 7.1 представлена система социальной защиты населения РФ.


Рис. 7.1. Система социальной защиты населения РФ.

Ориентирами для формирования законодательной базы в сфере социальной зашиты населения России являются разработанные международными специализированными организациями (МОТ, ВОЗ, МАСО) и принятые международным сообществом официальные документы, в число которых входят: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Всеобщая декларация прав человека; Конвенции и рекомендации МОТ, ВОЗ, МАСО.

Конституционное, трудовое и социальное право отражают законодательно закрепленные формы и степень социальной зашиты населения, иначе говоря, определяют национальную концепцию социальной защиты.

Система социальной защиты выполняет очень важные функции, связанные с преодолением бедности и повышением качества жизни населения. К ним могут быть отнесены: общественно-политическая, экономическая, социально-реабилитационная, профилактически-предупредительная.

Общественно-политическая функция предусматривает создание действенных институтов и механизмов социальной зашиты населения с целью реализации гарантированных Конституцией и законодательством социально-правовых норм защиты и обеспечения социальной стабильности в стране.

Экономическая функция предполагает возмещение утраченной заработной платы или дохода в случае временной или постоянной утраты трудоспособности (из-за болезни, несчастного случая, достижения преклонного возраста) либо потери кормильца (для членов семьи работника), а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.

Социалъно-реабшштащюнная функция призвана обеспечить проведение комплекса мер по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

Профилактически-предупредительная функция заключается в осуществлении комплекса организационно-технических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и сохранение трудоспособности работников.

Формирование эффективной системы социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях с четким установлением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает изыскание источников их ресурсного обеспечения.

В настоящее время финансирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и включает расходы на социально-культурные мероприятия из государственных внебюджетных социальных фондов.

Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты относятся к числу компонентов системы социальной защиты населения, которые включают: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет (рассматриваемый в качестве главного, исходного для других расчетов, элемента социального минимума), минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий, пособий и стипендий. Государством гарантируются также разного рода единовременные социальные выплаты, дотации и льготы, бесплатные или льготные услуги образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы.

В России социальные гарантии гражданам обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ. Государственные минимальные социальные гарантии - это установленные законом минимальные обязательства государства, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).

Под государственными минимальными социальными стандартами принято понимать установленные законами Российской Федерации на определенный период времени научно обоснованные минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности различных социально-демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

ГМСС — это социальные стандарты Федерального уровня. Кроме того, в субъектах РФ и муниципальных образованиях могут устанавливаться региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов.

ГМСС устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах, и, во-вторых, для обеспечения единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня жизни на территории ее субъектов.

В настоящее время при формировании бюджетов различных уровней используются социальные нормы и нормативы по развернутому кругу показателей. Значительная их часть определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости и социального обеспечения. В то же время нередко эти нормы и нормативы пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов, что придает им рекомендательный характер, так как они, по существу, связаны с объемом текущих социальных расходов и денежных средств, выделяемых на цели социальной защиты населения. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать социальные нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и своих финансовых возможностей.

При формировании системы ГМСС принципиальным является методологическое положение о недопустимости определения социальных норм и нормативов исходя из современных критических уровней финансирования социальной сферы и обеспечения финансовой поддержки малоимущих групп населения.

Целью государственных социальных гарантий, в частности в отношении трудоспособных работников, является их обеспечение в сфере занятости и оплаты труда, включая защиту прав наемного работника, предпринимателя и самозанятого. Это предполагает установление и соблюдение минимальных почасовых и месячных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда.

Для нетрудоспособного населения государственные минимальные социальные гарантии означают проведение на всей территории страны единой политики, обеспечивающей поддержание минимальных стандартов потребления.

Реализация такой политики осуществляется посредством использования трех основных форм:

1) денежные выплаты — пенсии, пособия, стипендии и т.п.;

2) льготы при уплате налогов; 3) бесплатные или льготные социальные услуги.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения .

• Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками в данном случае являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика института защиты — социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.

• Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники — страховые взносы работодателей, работников, иногда государства, организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.

• Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники — страховые взносы самих работников (иногда в их пользу - работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики — наличие страхового договора, самоответственность граждан.

• Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, пенсионные выплаты от фирмы). Финансовые источники - средства предприятий.

Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП, в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности.

В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой социального страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.

Существует два основных вида социального страхования:

- добровольное, осуществляемое частными компаниями;

- обязательное, проводимое государством.

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий.

Страхование должно дополняться социальной помощью, которая предполагает финансирование из бюджета.

При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:

• помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

• помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

• размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взно­сов получателя;

• величина помощи зависит от потребностей получателя. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее

простой в организационном отношении вариант. Однако он непригоден, если речь идет о возмещении утраченного заработка, так как размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может снизить мотивацию к труду.

При индивидуальной обеспеченности социальной помощью средства соцобеспечения эффективнее и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи.

Основных критериев здесь два:

• социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

• социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения.

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

В России пособие по безработице получают свыше 1 млн человек. Минимальная сумма пособия с 2006 г. составляет 720 руб., максимальная — 2880 руб.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому в социальной помощи необходимо выделять семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, так как они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Федеральной службой государственной статистики ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения России. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной зашиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

(от англ. The Welfare State - государство благосостояния) - или «государство всеобщего благо­денствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами путем перераспределения доходов.

Государство благосостояния – своего рода теоретическая и практическая модель социального порядка, в котором осуществляется широкий комплекс программ социальной помощи непривилегированным слоям населения. Модель государства благосостояния реализуют в социальной политике не только социал-демократические руководители, но и консерваторы. Примером могут служить концепции «великого общества», провозглашенная американским президентом Л.Джонсоном; «сформировавшегося общества», предложенная канцлером ФРГ Л.Эрхардом - лидером христианско-демократической партии.

В «Пингвин-словаре» государство благосостояния определяется как «государство, которое берет на себя ответственность за соци­альное обеспечение и благосостояние своих граждан». В «Кратком оксфордском словаре» - как «страна, которая стремится обеспечить благосостояние всем гражданам посредством социальных служб, уп­равляемых правительством».

Тридцатилетие после окончания Второй мировой войны - время расцвета государства благосостояния в западном обществе. Начиная с 50-х годов наблюдается взрыв затрат на разного рода социальные программы: народное образование, социальное обеспечение, здравоохранение, жилищное и коммунально-бытовое строительство и др. Доля расходов в валовом внутреннем продукте возросла в несколько раз и составила почти половину всех государственных бюджетных ассигнований. К числу основных задач относятся пенсионное обеспечение, страхование по болезни, при нес­частных случая на производстве, пособия на детей и семью, соци­альное воспомоществование, жилье и т.д. Государство благосостоя­ния рассматривалось в качестве органической части развития ин­дустриального общества, как социальный амортизатор различных из­держек в ходе его функционирования.

На этапе создания индустриального общества государство бла­госостояния показало свои пределы, за которыми наступает потеря социальных позиций, все рельефнее проявляется парадокс: чем боль­ше тратят на социальное обеспечение, тем хуже живут малоимущие слои населения.

Критики государства благосостояния (в основном представители неоконсервативных кругов) выступили с лозунгом борьбы с «потребительской психологией» по поводу социальных расходов государственного бюджета.

Противоречие, стоящее пред западным обществом, состоит в том, что если индустриально развитые страны и не могут сосущест­вовать с государством благосостояния, то они не могут и существо­вать без него. В западной политологической мысли утверждается понимание государства благосостояния как интегративного механизма, с помощью которого можно нейтрализовать разрушительные элементы модернизации. Его сущность заключается в правительственной ответственности за материальную обеспеченность и равенство. Теоретический и практический опыт государства благосостояния будет обязательно востребован в России в ближней исторической перспективе.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государство благосостояния" в других словарях:

ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ — (welfare state) Государство, обязанное гарантировать всем своим гражданам по крайней мере некоторый минимальный уровень жизни, включая жилье, образование и медицинское обслуживание. Сторонники этой теории утверждают, что государство… … Экономический словарь

Государство всеобщего благосостояния — Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,… … Википедия

Государство всеобщего благоденствия — Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,… … Википедия

Государство всеобщего благоденствия — (welfare state) политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий,… … Политология. Словарь.

"ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ" — Государство всеобщего благосостояния , совр. бурж. реформистская и ревизионистская теория, отрицающая клас. характер совр. бурж. гос ва и утверждающая, будто бы это гос во обеспечивает интересы всех слоев общества. Теорию Г.в. б. , возникшую… … Советская историческая энциклопедия

Государство всеобщего благосостояния — – государство с системой правительственных учреждений и программ, обеспечивающих населению те или иные выгоды … Словарь-справочник по социальной работе

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — (welfare state) государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан. Термин был внедрен после второй мировой войны по отношению к социальному законодательству, особенно в областях… … Большой толковый социологический словарь

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ — (WELFARE STATE) Основная идея государства всеобщего благосостояния заключается в том, что правительство несет ответственность за благополучие своих граждан, и что эта ответственность не может быть возложена на индивида, частную корпорацию или… … Социологический словарь

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Государство Бирма — Эта статья о Бирме в период 1943 1945; Общую статью о Бирме см.: Мьянма. Государство Бирма марионеточное государство … Википедия

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ (WELFARE STATE) Основная идея государства всеобщего благосостояния заключается в том, что правительство несет ответственность за благополучие своих граждан, и что эта ответственность не может быть возложена на индивида, частную корпорацию или местное территориальное сообщество. Государства, называемые государствами всеобщего благосостояния, как правило, защищают людей от бедности посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и пенсий по возрасту; они обеспечивают всестороннюю медицинскую помощь, бесплатное образование и государственное жилье. Финансируются эти службы посредством государственных страховых программ и системы налогообложения. Самой ранней программой государства всеобщего благосостояния была общенациональная система социального обеспечения, введенная Бисмарком в Германии в 1880-е гг. и заимствованная Ллойдом Джорджем для Британии в 1911 г., когда была организована система государственного обеспечения медицинской помощью и пособиями по безработице. Ключевую роль в появлении в Британии первого всестороннего государства всеобщего благосостояния в период правления лейбористов в 1945-1950 гг. (что включало организацию национальной службы здравоохранения) сыграл Уильям Генри Беверидж, стремившийся к введению государственного попечения «от колыбели до могилы». Лейбористы стремились способствовать общественному благосостоянию и одновременно использовать расходы на него (которые большей частью покрывались за счет более высокого налогообложения состоятельных людей) как средство уменьшения социального неравенства посредством перераспределения ресурсов. Государство всеобщего благосостояния в Британии достигло реальных успехов в заботе о своих гражданах, хотя вследствие относительно слабых экономических успехов в течение многих десятилетий и нежелания правительств, начиная с 1979 г., увеличивать расходы на социальное обеспечение большинство социальных программ в настоящее время не обеспечивается достаточным финансированием. При этом семья и добровольные организации все еще выполняют роли, характерные для элементов государства всеобщего благосостояния. Однако в области перераспределения ресурсов государство всеобщего благосостояния не достигло всего, что от него ожидалось. На самом деле средние классы пользуются непропорционально крупной долей благ в сфере социального обеспечения, в частности при получении образования. Наличие всестороннего государства всеобщего благосостояния характерно для большинства западноевропейских и скандинавских обществ, а также Австралии и Новой Зеландии, тогда как Америка и Япония отличаются от других передовых индустриальных обществ наименее развитыми системами социального обеспечения. С начала 1980-х гг. правительства Британии и других стран были полны решимости добиться отступления государства всеобщего благосостояния со своих позиций и передачи индивидам гораздо большей ответственности за обеспечение себя медицинским обслуживанием, получение образования, пенсий по возрасту и жилья (например, посредством частных схем страхования). Такая политика отчасти вытекала из определенных убеждений, будь то тэтчеризм или новый лейборизм, а отчасти была следствием уверенности в том, что уровень расходов на социальное обеспечение, особенно на пособия по безработице и инвалидности, государственные пенсии и другие виды помощи бедным, является чрезмерно высоким. Замысел в данном случае заключался в том, чтобы благополучие в той мере, в какой это возможно, обеспечивалось за счет частных источников (за исключением, может быть, сфер здравоохранения и образования), а государству оставалось обеспечивать «страховочную сетку» для тех, кто не может самостоятельно финансировать свое благосостояние. Основная полемика в сфере социологических исследований государства всеобщего благосостояния развернулась между теми, кто утверждает, что социальное обеспечение действительно служит нуждам оказавшихся в относительно тяжелом положении, и теми (в основном марксистами), кто говорит, что государство всеобщего благосостояния является орудием угнетения, смягчающим самые худшие проявления капитализма, своего рода формой государственного надзора за членами общества, которые находятся в невыгодном положении. Другая полемика разворачивается вокруг вопроса о том, каким является социальное обеспечение, избирательным или универсальным. На кого оно должно быть ориентировано, на все социальные группы или только на те, что находятся в невыигрышном положении? Сторонники первого варианта утверждают, что универсальность социального обеспечения подчеркивает то, что нация — это единая общность, поддерживает социальный порядок и укрепляет идею гражданства. Сторонники второго варианта полагают, что избирательное социальное обеспечение сосредоточивается на поддержке действительно нуждающихся, обходится дешевле и может способствовать перераспределению. См. также: Бедность; Депривация; Права; Распределение доходов и состояний. Лит.: Pierson (1991); Taylor-Gooby (1991)

Социологический словарь. — М.: Экономика . Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ" в других словарях:

Государство всеобщего благосостояния — Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,… … Википедия

Государство всеобщего благосостояния — – государство с системой правительственных учреждений и программ, обеспечивающих населению те или иные выгоды … Словарь-справочник по социальной работе

Государство всеобщего благосостояния — WELFARE STATE Государство, гарантирующее своим гражданам определенный уровень социального обеспечения, включая жилье, образование и медицинское обслуживание. Самыми социально защищенными государствамии в Европе являются скандинавские страны. См.… … Словарь-справочник по экономике

"ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ" — Государство всеобщего благосостояния , совр. бурж. реформистская и ревизионистская теория, отрицающая клас. характер совр. бурж. гос ва и утверждающая, будто бы это гос во обеспечивает интересы всех слоев общества. Теорию Г.в. б. , возникшую… … Советская историческая энциклопедия

Государство всеобщего благоденствия — Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,… … Википедия

Государство всеобщего благоденствия — (welfare state) политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий,… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — (welfare state) государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан. Термин был внедрен после второй мировой войны по отношению к социальному законодательству, особенно в областях… … Большой толковый социологический словарь

Государство всеобщего благоденствия — (welfare state), полит, система, при к рой социальная политика становится приоритетной деят тью пр ва и гос во принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан. Не существует единого определения, чтобы развитую… … Народы и культуры

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — концепция, рассматривающая современное капиталистич. об во как такое, к рое с развитием науки, техники и экономики стало способным обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов. Основная идея концепции в утверждении… … Российская социологическая энциклопедия

Государство благосостояния — (от англ. The Welfare State государство благосостояния) или «государство всеобщего благо­денствия» (социальное государство) понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов… … Политология. Словарь.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat) – особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном – как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815–90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929–33 гг. и 2-я мировая война. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т.н. «План Бевериджа», представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У.Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.

После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства – его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.

В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики. В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение. Отражение принципа социального государства в конституции той или иной страны проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997;

2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания (М.), 2000, № 2;

3. Конституции государств Восточной Европы. М., 1996;

4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997;

5. Конституции зарубежных государств. М., 1996;

6. Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechts-und Staatswissenschaftbei Deutschlands. Stuttg., 1876;

7. Gall L. Liberalismus und bürgerliche Gesellschaf. Zu Charakter und Entwicklung der liberalen Bewegung in Deutschland. – Historische Zeitschrift, 1975, 220;

8. Sheehan J. Der deutsche Liberalismus. Von den Anfängen in 18. Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 1770–1914. Münch., 1983;

9. Ritter G. Der Sozialstaat-Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Münch., 1989;

10. Braun H., Niehaiis M. Sozialstaat Bundesrepublik Deutschland auf dem Weg nach Europa. Campus Verlag. Fr./M. – N. J., 1990;

11. Garcia Herrera M.A. El fin Estado Social – Sistema (Madrid), 1994, № 118/119;

12. Aragon M. Los problemas del Estado social. – Ibidem;

13. Parras Madales A.J. La evolution del Estado social y sus perspectivas. – Ibidem;

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Судебная практика и законодательство — "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

53. В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

26. По смыслу статьи 463 УПК РФ вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче разрешается исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия такого решения. В связи с этим обращение лица в компетентные органы с ходатайством о предоставлении ему временного или политического убежища, статуса беженца после принятия решения о выдаче не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным не обусловливает в дальнейшем фактическую передачу лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего ходатайства либо до окончания процедуры обжалования при наличии отказа в удовлетворении такого ходатайства (статья 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 33 Конвенции о статусе беженцев, статьи 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Эти права, как следует из статей 17 (часть 1) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению, они признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе выраженным во Всеобщей декларации прав человека (статьи 7, 8, 10 и 11), Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 6), в соответствии с которыми каждый при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; каждый обвиняемый в преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону.

3. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2), предопределяет тем самым обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.). Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно части четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными и обоснованными. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1996 года N 4-П по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 УПК РСФСР, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года); ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено.

2. Из статей 1, 2, 17, 18 и 46 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, следует, что правосудие по самой своей сути может признаваться таковым, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

2.1. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (статья 1). Принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека. По смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 17 (часть 2), 21 (часть 1) и 22 (часть 1), оно воплощает наиболее значимое социальное благо, которое исходя из признания государством достоинства личности предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии, создает условия как для всестороннего развития человека, так и для демократического устройства общества. Именно поэтому, предусматривая повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения данного права лишь в той мере, в какой это необходимо в определенных ею целях, и лишь в установленном законом порядке (статья 55, часть 3).

Названным конституционным положениям корреспондирует статья 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: