Экологическая функция государства кто осуществляет

Обновлено: 15.04.2024

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного государства и включает в себя деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологическая функция обеспечивает физическое выживание каждого человека, его потомков в среде их обитания. В рамках этой функции важнейшее значение имеет решение проблем охраны окружающей среды. Только в условиях должного качества окружающей среды возможно решение проблемы рационального использования природных ресурсов. Она объединяет основные направления внутренней и внешней деятельности государства по обеспечению охраны окружающей среды, рациональному использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Экологическая функция государства как политической организации об­щества стала рассматриваться сегодня в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы исполь­зования и охраны природы решались в процессе экономической дея­тельности государства и не выходили за рамки экономической функции.

Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интере­сов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав чело­века на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.

Природопользование предусматривает деятельность по извлечению по­лезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворе­ния экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономи­ческий, но и охранительный эффект.

Охрана окружающей среды как вид экологической деятельно­сти государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юриди­ческого вмешательства в регулирование отношений по охране и исполь­зованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения право­вых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодей­ствии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нор­мативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные зако­номерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы «обще­ство и природа».

Экологическая функция государства реализуется в разных формах . Под формами понимаются методы или способы ее осу­ществления.

Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

1) К правовым методам относятся принятие законов и иных нормативных пра­вовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятель­ность.

Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных ор­ганов по реализации экологических норм права.

Правоохрани­тельной является деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Таким образом, названные правовые формы осуществления экологи­ческой функции российского государства реализуются преиму­щественно в рамках специализированных ветвей власти - за­конодательной, исполнительной и судебной.

2) К организационным методам осуществления функции госу­дарства по природопользованию и охране окружающей среды от­носится принятие экономических мер (бюджетное финансирова­ние, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допус­тимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, эко­логической сертификации, мониторинга, экологического контро­ля и др.

Хотя организационные методы не являются правовыми, однако важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окру­жающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Важную роль в реализации экологической функции государства принадлежит правоохранительным органам.

Экологическая функция правоохранительных органов состоит в их деятельности по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, а также планировании мероприятий по их предупреждению и устранению.

Экологическая функция прокуратуры сводится к деятельности по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, соблюдения правил природопользования. Предметом надзора при этом служат: нормативно-правовой акт, приня­тый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом (не проти­воречит ли он закону); действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.

Прокуратура осуществляет экологический надзор посредством вынесе­ния протеста, возбуждения уголовного дела, возбуждения производ­ства об административном правонарушении, предъявления иска о воз­мещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.

МВД России выполняет широкий спектр экологических функций, в том числе:

- охрана общественного порядка;

- борьба с правонарушениями и преступностью;

- охрана определенных объектов экологического значения.

Задачи ОВД в области охраны окружающей природ­ной среды:

- обеспечение экологических прав граждан;

- предупреждение и пресечение экологических преступлений и админис­тративных правонарушений;

- раскрытие экологических преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопас­ности;

- помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов.

Рассматривая имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, арбитражный суд способствует укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы.

- защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;

- содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и ук­реплению законности в экономических отношениях.

Споры, возникающие в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения эко­логической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью - предмет рассмотрения арбитражного суда.

В зависимости от структуры эколого-хозяйственные дела подразделяют­ся на следующие категории:

- о взыскании ущерба, причиненного загрязнением водных ресурсов;

- о взыскании ущерба, причиненного уничтожением, повреждением рыб­ных запасов;

- о взыскании ущерба, причиненного загрязнением, порчей земель, унич­тожением плодородного слоя почвы и невыполнением обязанности по рекультивации земель;

- о взыскании ущерба, причиненного уничтожением или существенным повреждением лесных массивов;

Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности являются важными для государства. В последнее время политику Правительства РФ в данной области можно назвать достаточно жесткой, что обоснованно.


Экологическими вопросами занимаются сразу несколько органов власти и специальных государственных служб. Органы государственной власти, связанные с экологией, можно разделить на органы общей компетенции, узкоспециализированные в области экологии и органы, выполняющие отдельные функции в данной сфере.

К первым можно отнести все правительственные органы страны, в сферу деятельности которых входит и решение экологических вопросов — федеральное и местные Правительства, Президент РФ, местные административные органы. Помимо всех прочих распоряжений и законодательных актов, этими органами также определяется политика страны и отдельных субъектов в области экологии и готовятся соответствующие документы.

На местах и для решения конкретных вопросов наиболее велика роль государственных органов специальной компетенции, служб, которые занимаются только вопросами охраны природы и экологии.

Органы, которые "курируют" охрану окружающей среды, относятся к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  3. Федеральное агентство водных ресурсов;
  4. Федеральное агентство лесных ресурсов;
  5. Федеральное агентство по недропользованию.

Отдельные специальные задачи возложены на различные другие органы власти, которые имеют ряд функций в зависимости от специфики своей деятельности. К таковым относятся: Роспотребнадзор, Росгидромет, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В сферу компетенции каждого из этих государственных органов входят вопросы, которые касаются экологии и охраны окружающей среды, соблюдения требований законодательства, нормативов и санитарных и гигиенических норм.

Остались вопросы по статье?

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

С 01.09.2023 абз. 21 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ). См. будущую редакцию.

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

установление перечня загрязняющих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении:

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Экологическая функция государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Экологическая функция государства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами ". Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Экологическая функция государства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022) Суммируя сказанное, приходим к выводу, что задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства. Однако, несмотря на значительное количество стратегических документов, определяющих основу государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, единые представления о формировании системы законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности отсутствуют.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: