Государство это совокупность инициативных объединений граждан

Обновлено: 26.04.2024

1.К по­ли­ти­че­ским про­бле­мам раз­ви­тия об­ще­ства можно от­не­сти.

1) угро­зу меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма

2) сни­же­ние ин­те­ре­са молодёжи к чте­нию книг

3) рост ин­фля­ции

4) рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков среди молодёжи

2. В го­су­дар­стве Н. пре­зи­дент фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство. Пра­ви­тель­ство от­вет­ствен­но перед пре­зи­ден­том. Пре­зи­дент го­су­дар­ства Н. из­би­ра­ет­ся всем на­ро­дом. В слу­чае кон­флик­та пар­ла­мен­та и пре­зи­ден­та по­след­ний может об­ра­тить­ся на­пря­мую к на­ро­ду. Какая форма прав­ле­ния пред­став­ле­на в го­су­дар­стве Н.?

1) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия

2) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

3) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

4) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка


3. Го­су­дар­ство в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

1) уста­нав­ли­ва­ет цены на то­ва­ры

2) со­би­ра­ет на­ло­ги

3) рас­пре­де­ля­ет ре­сур­сы

4) пла­ни­ру­ет про­из­вод­ство

4. В го­су­дар­стве А еди­ная Кон­сти­ту­ция, си­сте­ма за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла­сти. Тер­ри­то­рия стра­ны по­де­ле­на на дис­трик­ты, не об­ла­да­ю­щие са­мо­сто­я­тель­но­стью. Ка­ко­ва форма тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства го­су­дар­ства А?

5.Во мно­гих стра­нах чле­нам пар­ла­мен­та за­пре­ща­ет­ся ра­бо­тать в пра­ви­тель­ствен­ных учре­жде­ни­ях. В этом про­яв­ля­ет­ся

1) вер­хо­вен­ство пар­ла­мен­та

2) рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния

3) уни­тар­ное го­су­дар­ствен­ное устрой­ство

4) раз­де­ле­ние вла­стей

6.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­стве?

А. Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на при­ме­не­ние силы на ос­но­ва­нии за­ко­на.

Б. Го­су­дар­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность ини­ци­а­тив­ных объ­еди­не­ний граж­дан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских ре­жи­мах?

А. К де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мам при­над­ле­жат такие формы прав­ле­ния, в ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ет пар­ла­мент — кол­лек­тив­ный за­ко­но­да­тель­ный орган.

Б. К не­де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мам при­над­ле­жат такие формы прав­ле­ния, в ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ет пра­ви­тель с не­огра­ни­чен­ной вла­стью.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8.1.Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

2. Какие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии на­зва­ны в тек­сте (на­зо­ви­те любые два эле­мен­та (по­ка­за­те­ля))?

3.Как, по мне­нию ав­то­ров, граж­да­не могут вли­ять на власть (ука­жи­те два спо­со­ба вли­я­ния)?

4. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство». При­ве­ди­те два при­ме­ра де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства.

5.Ав­то­ры упо­ми­на­ют вы­бо­ры, про­во­ди­мые на «чест­ной ос­но­ве». Ука­жи­те любые три тре­бо­ва­ния, ко­то­рым долж­ны со­от­вет­ство­вать де­мо­кра­ти­че­ские вы­бо­ры.

Клю­че­вой эле­мент де­мо­кра­тии — пол­но­пра­вие граж­дан.

Рас­хо­жее опре­де­ле­ние де­мо­кра­тии сво­дит её к ре­гу­ляр­ным вы­бо­рам, про­во­ди­мым на чест­ной ос­но­ве при стро­гом подсчёте го­ло­сов. Не­смот­ря на то что пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры очень важны для де­мо­кра­ти­че­ской си­сте­мы, они всего лишь поз­во­ля­ют граж­да­нам от­дать пред­по­чте­ние одной из стра­те­гий, пред­ла­га­е­мых по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми. В пе­ри­од же между вы­бо­ра­ми граж­да­не могут воз­дей­ство­вать на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку по­сред­ством иных ин­сти­ту­тов: объ­еди­не­ний по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ний, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов и т. д. Все эти формы яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми ча­стя­ми де­мо­кра­ти­че­ской прак­ти­ки.

Дру­гой об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии — власть боль­шин­ства. Вся­кий орган управ­ле­ния, при­ни­ма­ю­щий ре­ше­ния от­но­си­тель­ным боль­шин­ством го­ло­сов, де­мо­кра­ти­чен — идёт ли речь об из­би­ра­тель­ном окру­ге, о пар­ла­мен­те, ко­ми­те­те, го­род­ском со­ве­те или пар­тий­ном со­бра­нии.

Од­на­ко и здесь воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Что если за­кон­но из­бран­ное боль­шин­ство ре­гу­ляр­но ущем­ля­ет сво­и­ми ре­ше­ни­я­ми некое мень­шин­ство (на­при­мер, куль­тур­ную или эт­ни­че­скую груп­пу)? В по­доб­ных слу­ча­ях успеш­но дей­ству­ю­щие де­мо­кра­тии обыч­но со­че­та­ют прин­цип вла­сти боль­шин­ства с за­щи­той прав мень­шинств.

Де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды долж­ны также спо­соб­ство­вать раз­ви­тию кол­лек­тив­но­го со­зна­ния граж­дан, по­ни­ма­нию ими общих нужд и при­ня­тию ре­ше­ний — без расчёта на каких-то вла­сти­те­лей. Но­си­те­ли раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных ста­ту­сов и ин­те­ре­сов, оста­ва­ясь не­за­ви­си­мы­ми от го­су­дар­ства, а может быть, и от пар­тий, не толь­ко огра­ни­чи­ва­ют про­из­вол вла­сти, но и фор­ми­ру­ют то, что в со­вре­мен­ных по­ли­то­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях име­ну­ет­ся «граж­дан­ским об­ще­ством», новый, луч­ший тип граж­дан — более ин­фор­ми­ро­ван­ный, более со­ци­аль­ный по скла­ду со­зна­ния, го­то­вый на жерт­вы ради об­ще­го блага.

(По Т. Карлу, Ф. Шмит­те­ру)

1. Ха­рак­тер­ным при­зна­ком лю­бо­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся

1) раз­де­ле­ние вла­стей

3) на­ли­чие еди­но­лич­но­го главы го­су­дар­ства

4) от­вет­ствен­ность пра­ви­тель­ства перед на­ро­дом

2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских ре­жи­мах?

А. К де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мам при­над­ле­жат такие формы прав­ле­ния, в ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ет пар­ла­мент — кол­лек­тив­ный за­ко­но­да­тель­ный орган.

Б. К не­де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мам при­над­ле­жат такие формы прав­ле­ния, в ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ет пра­ви­тель с не­огра­ни­чен­ной вла­стью.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве?

А. К при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сят не­зыб­ле­мость прав че­ло­ве­ка, их охра­ну и га­ран­ти­ро­ван­ность.

Б. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся на­ли­чие еди­ной об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


4.Спо­соб об­ра­зо­ва­ния и пра­во­вое по­ло­же­ние выс­ших ор­га­нов вла­сти на­зы­ва­ет­ся

1) раз­де­ле­ни­ем вла­стей

2) фор­мой прав­ле­ния

3) по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом

4) го­су­дар­ствен­ным су­ве­ре­ни­те­том


5.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях?

А. По­ли­ти­че­ские пар­тии объ­еди­ня­ют людей с близ­ки­ми взгля­да­ми на со­ци­аль­ные про­бле­мы.

Б. Де­мо­кра­ти­че­ско­му ре­жи­му при­су­ща мно­го­пар­тий­ность.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. В кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства Z за­креп­ле­ны ру­ко­во­дя­щая роль един­ствен­ной в стра­не пар­тии и гос­под­ство одной идео­ло­гии. Эти черты ха­рак­тер­ны для ре­жи­ма

7.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об­ще­стве?

А. Граж­дан­ское об­ще­ство вы­ра­жа­ет част­ные ин­те­ре­сы людей в раз­лич­ных сфе­рах.

Б. Фун­да­мент граж­дан­ско­го об­ще­ства со­став­ля­ет ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ос­но­ван­ная на раз­но­об­ра­зии форм соб­ствен­но­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


8.1.Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

2. Какие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии на­зва­ны в тек­сте (на­зо­ви­те любые два эле­мен­та (по­ка­за­те­ля))?

3.Как, по мне­нию ав­то­ров, граж­да­не могут вли­ять на власть (ука­жи­те два спо­со­ба вли­я­ния)?

4. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство». При­ве­ди­те два при­ме­ра де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства.

5.Ав­то­ры упо­ми­на­ют вы­бо­ры, про­во­ди­мые на «чест­ной ос­но­ве». Ука­жи­те любые три тре­бо­ва­ния, ко­то­рым долж­ны со­от­вет­ство­вать де­мо­кра­ти­че­ские вы­бо­ры.

Клю­че­вой эле­мент де­мо­кра­тии — пол­но­пра­вие граж­дан.

Рас­хо­жее опре­де­ле­ние де­мо­кра­тии сво­дит её к ре­гу­ляр­ным вы­бо­рам, про­во­ди­мым на чест­ной ос­но­ве при стро­гом подсчёте го­ло­сов. Не­смот­ря на то что пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры очень важны для де­мо­кра­ти­че­ской си­сте­мы, они всего лишь поз­во­ля­ют граж­да­нам от­дать пред­по­чте­ние одной из стра­те­гий, пред­ла­га­е­мых по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми. В пе­ри­од же между вы­бо­ра­ми граж­да­не могут воз­дей­ство­вать на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку по­сред­ством иных ин­сти­ту­тов: объ­еди­не­ний по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ний, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов и т. д. Все эти формы яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми ча­стя­ми де­мо­кра­ти­че­ской прак­ти­ки.

Дру­гой об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии — власть боль­шин­ства. Вся­кий орган управ­ле­ния, при­ни­ма­ю­щий ре­ше­ния от­но­си­тель­ным боль­шин­ством го­ло­сов, де­мо­кра­ти­чен — идёт ли речь об из­би­ра­тель­ном окру­ге, о пар­ла­мен­те, ко­ми­те­те, го­род­ском со­ве­те или пар­тий­ном со­бра­нии.

Од­на­ко и здесь воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Что если за­кон­но из­бран­ное боль­шин­ство ре­гу­ляр­но ущем­ля­ет сво­и­ми ре­ше­ни­я­ми некое мень­шин­ство (на­при­мер, куль­тур­ную или эт­ни­че­скую груп­пу)? В по­доб­ных слу­ча­ях успеш­но дей­ству­ю­щие де­мо­кра­тии обыч­но со­че­та­ют прин­цип вла­сти боль­шин­ства с за­щи­той прав мень­шинств.

Де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды долж­ны также спо­соб­ство­вать раз­ви­тию кол­лек­тив­но­го со­зна­ния граж­дан, по­ни­ма­нию ими общих нужд и при­ня­тию ре­ше­ний — без расчёта на каких-то вла­сти­те­лей. Но­си­те­ли раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных ста­ту­сов и ин­те­ре­сов, оста­ва­ясь не­за­ви­си­мы­ми от го­су­дар­ства, а может быть, и от пар­тий, не толь­ко огра­ни­чи­ва­ют про­из­вол вла­сти, но и фор­ми­ру­ют то, что в со­вре­мен­ных по­ли­то­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях име­ну­ет­ся «граж­дан­ским об­ще­ством», новый, луч­ший тип граж­дан — более ин­фор­ми­ро­ван­ный, более со­ци­аль­ный по скла­ду со­зна­ния, го­то­вый на жерт­вы ради об­ще­го блага.


Тип 14 № 1722

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.

Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — верно, только государство имеет право на легальное насилие; Б — неверно, это одно из определений гражданского общества, а не государства.

Правильный ответ указан под номером 1.


Тип 14 № 1785

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.

Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — верно, это один из признаков государства любого; Б — неверно, это определение гражданского общества.

Правильный ответ указан под номером 1.


Тип 14 № 9081

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Только государство осуществляет власть в стране.

Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А. Только государство осуществляет власть в стране. Нет, неверно, её осуществляют помимо государства некоторые институты гражданского общества. Например, общественная организация может организовать митинг и вынудить правительство уйти в отставку.

Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм. Да, верно, это один из его признаков.


Тип 17 № 391

Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?

1) к мировому судье

3) в органы внутренних дел

Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции.

Адвокатура — профессиональное сообщество адвокатов. Направления деятельности адвокатуры: консультации, разъяснения, справки по юридическим вопросам; составление документов правового характера; участие в гражданском, уголовном, административном производстве; представление интересов доверителя в органах власти; защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи; правовое обслуживание коммерческих операций; участие в качестве представителя в Конституционном суде.

Органы внутренних дел — система органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.

Нотариус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 17 № 515

Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

2) к мировому судье

3) в органы внутренних дел

Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции.

Адвокатура — профессиональное сообщество адвокатов. Направления деятельности адвокатуры: консультации, разъяснения, справки по юридическим вопросам; составление документов правового характера; участие в гражданском, уголовном, административном производстве; представление интересов доверителя в органах власти; защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи; правовое обслуживание коммерческих операций; участие в качестве представителя в Конституционном суде.

Органы внутренних дел — система органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.

Нотариус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 17 № 577

Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться?

1) в органы внутренних дел

3) к мировому судье

Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции.

Адвокатура — профессиональное сообщество адвокатов. Направления деятельности адвокатуры: консультации, разъяснения, справки по юридическим вопросам; составление документов правового характера; участие в гражданском, уголовном, административном производстве; представление интересов доверителя в органах власти; защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи; правовое обслуживание коммерческих операций; участие в качестве представителя в Конституционном суде.

Органы внутренних дел — система органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.

Нотариус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 17 № 762

У гражданина украли паспорт. Куда он должен обратиться?

2) в органы внутренних дел

Прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением конституции и законов.

Адвокатура — профессиональное сообщество адвокатов.

Направления деятельности адвокатуры: консультации, разъяснения, справки по юридическим вопросам; составление документов правового характера; участие в гражданском, уголовном, административном производстве; представление интересов доверителя в органах власти; защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи; правовое обслуживание коммерческих операций; участие в качестве представителя в Конституционном суде.

Органы внутренних дел — система органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.

Нотариус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

  • авторитарного режима
  • гражданского общества
  • местного самоуправления
  • политической системы
Вопрос 2

Активисты мо­ло­деж­но­го дви­же­ния про­ве­ли бла­го­тво­ри­тель­ную акцию, на­прав­лен­ную на сбор средств для под­держ­ки детей, остав­ших­ся без по­пе­че­ния родителей. В дан­ном при­ме­ре от­ра­зи­лось функционирование

  • местного самоуправления
  • государственной власти
  • гражданского общества
  • политической партии
Вопрос 3

Что из перечисленного характеризует демократический режим?

  • верховенство исполнительной власти
  • командно-административные методы управления
  • господство одной общеобязательной идеологии
  • защита прав и свобод граждан
Вопрос 4

Что является признаком любого государства?

  • верховенство права
  • выборность высших органов власти
  • суверенитет
  • многопартийность
Вопрос 5

Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

  • гражданским обществом
  • многопартийностью
  • федерацией
  • правовым государством
Вопрос 6

Отличительным признаком правового государства является

  • республиканская форма правления
  • наличие конституции
  • развитая система социального обеспечения
  • принцип разделения властей
Вопрос 7

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 8

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 9

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?

А. В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.

Б. Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 11

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными.

Б. К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 12

Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Условием формирования гражданского общества является правовое государство.

Б. В гражданском обществе публичная власть на местах осуществляется через органы самоуправления.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 13

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 14

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество объединяет многочисленные негосударственные организации граждан.

Б. Развитое гражданское общество является условием существования и развития демократии.


2. Организация Z про­ве­ла свой учре­ди­тель­ный съезд и при­ня­ла про­грам­му действий. Какая ин­фор­ма­ция поз­во­ля­ет су­дить о том, что дан­ная ор­га­ни­за­ция яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ской партией?

1) В со­став ор­га­ни­за­ции вошли вла­дель­цы лег­ко­вых автомобилей.

2) Ор­га­ни­за­ция за­яви­ла о том, что её цель — по­лу­чить места в пар­ла­мен­те и правительстве.

3) Ли­де­ром ор­га­ни­за­ции стал из­вест­ный журналист.

4) Члены ор­га­ни­за­ции раз­ра­бо­та­ли свои эм­бле­му и гимн.

3. Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

4. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

5. Источник осу­ществ­ле­ния власти, вы­ра­жен­ный в спо­соб­но­сти лица или ор­га­ни­за­ции влиять, ос­но­вы­ва­ясь на знаниях, нрав­ствен­ных достоинствах, опыте, на при­ня­тие ре­ше­ний в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни, называется

6. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о государстве?

А. Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на при­ме­не­ние силы на ос­но­ва­нии закона.

Б. Государство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность ини­ци­а­тив­ных объ­еди­не­ний граждан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

9. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли суж­де­ния о фор­мах государственно-территориального устройства?

А. Ос­нов­ны­ми фор­ма­ми государственно-территориального устрой­ства являются: уни­тар­ное государство, фе­де­ра­ция и конфедерация.

Б. Со­вре­мен­ная Рос­сия яв­ля­ет­ся при­ме­ром конфедерации.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


-82%

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: