Швеция как правовое государство

Обновлено: 24.04.2024

Швеция - небольшая северная страна, расположенная на Скандинавском полуострове. Численность населения страны - более 10 миллионов человек. Столица Швеции - Стокгольм. Форма правления государства - конституционная монархия. Модель социальной политики Швеции относится к политическому и историческому феномену. Больше половины территории - горы и леса, а вдоль изрезанного побережья — тысячи островов. Для ведения сельского хозяйства пригодна в основном южная часть страны. Здесь проживает 85% населения. Важнейшие природные богатства Швеции – хвойные леса, гидроэнергия, железная руда и уран. В Швеции высокий уровень жизни населения.

В основе идеи народного дома лежат культурно-исторические предпосылки, связанные с автономным общественным развитием и национальной гомогенностью, а также социал-демократическая идеология. Рабочее движение в стране стало мощной силой. Социал-демократическое движение имело сильное развитие.

Основными отраслями промышленности в стране являются деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, фармацевтическая, черная металлургия, машиностроение. В целом экономика ориентирована на внешние рынки. Швеция является экспортером технически сложной и наукоемкой продукции. Опора на науку - особенность шведской экономики. Интенсивные научные исследования и разработки проводятся во всех отраслях. По доле научных затрат в ВВП и их величине страна занимает одно из первых мест в мире. Интеллектуальный потенциал населения рассматривается как основной источник экономического прогресса.

В Швеции обязательным является 9-летнее школьное образование. Более 95% окончивших школу продолжают учебу в гимназии. Обучение в школах бесплатное. Все школьники получают бесплатные учебники и горячие обеды после занятий. В Швеции много школ для взрослых. Действует около 40 высших учебных заведений. Почти все они государственные, и обучение в них бесплатное. Однако поступить учиться в вуз не просто, необходимо иметь трудовой опыт. Поэтому большинство шведских студентов старше 25 лет. Очень популярны занятия на различных курсах и в кружках. Так занимаются почти 1/3 населения. Стремление к постоянному расширению своих знаний - неотъемлемая черта жителей этой уникальной страны.

Социальное обеспечение - особая отрасль Швеции. По своим функциям она отличается от подобных отраслей во всех других странах и считается наиболее эффективной. Образование и медицинское обслуживание доступны всем. Социальное обеспечение полностью централизовано государством. Все жители Швеции охвачены общенациональной системой страхования по болезни, больной получает 75-85% заработка. Более 80% шведских семей получают государственные пособия. Это самый высокий показатель в мире. Разнообразные льготы и пособия государство предоставляет пенсионерам и инвалидам.

После Второй мировой войны Швеция превратилась в страну иммигрантов. Она считается показателем открытости миру, толерантности (терпимости) и продуманной политики по отношению к иностранцам. В настоящее время почти каждый пятый житель страны - иммигрант. Около 40% новорожденных - дети тех, кто приехал в Швецию из других стран. Большинство шведов были обеспокоены растущей безработицей и преступностью среди иммигрантов. В стране действуют довольно высокие барьеры, сдерживающие приток иностранцев. Зато принятые иммигранты получают от государства щедрую помощь. Основная часть иммигрантов - выходцы из Турции, Италии и бывшей Югославии. Многие из них обрели шведское гражданство. Эта возможность существует для каждого, кто прожил в стране 10 лет и не совершил правонарушений. Шведы понимают, что в скором будущем им понадобится еще больше иностранцев. Их труд нужен для многочисленных неквалифицированных и малооплачиваемых работ, которые сами шведы предпочитают не выполнять. Чтобы компенсировать самую низкую в мире рождаемость и сохранить статус процветающего государства, Швеции придется принять в ближайшие 30 лет около миллиона выходцев из других стран.

Реформа экономики в Швеции была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х годах. Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного регулирования экономики. Основоположниками шведской модели считаются Г. Мюрдаль, Пер Альбин Ханссон. Стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предприятиями и наемными работниками, которые предприняли взаимные уступки друг другу.

Шведы создали экономику смешанного типа. Производство сосредоточено в руках частных предпринимателей, а государство при помощи налогов сводит к минимуму отрицательные социальные последствия рыночной системы хозяйствования.

Результатом успешной реализации социальной политики в Швеции на сегодняшний день являются: борьба с безработицей; высокий уровень нравственности граждан и должностных лиц; экономический потенциал; социально-ориентированная структура экономики; правовое развитие государства; существование гражданского общества; выраженная социальная направленность политики государства на разработку социальных программ; наличие развитого социального законодательства; поощрение благотворительной деятельности; финансирование и поддержка фундаментальных научно-исследовательских и культурных программ.


На сегодняшний день остается актуальным вопрос о реализации конституционных принципов в странах Европейского Союза. Каждое правовое государство закрепляет их в основополагающих актах. Одним из основополагающих актов является Конституция. Под Конституцией стоит понимать систему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, — с другой, а также основы организации самого государства. Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре. Поэтому принципы чаще всего закреплены в Конституции государства.

Основными принципами являются народовластие (народный суверенитет), реализация на практике прав и свобод человека и гражданина, верховенство права (закона), разделение властей, наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и личности [14]. Однако сегодня на практике часто названные принципы не осуществляются. Автор настоящей работы рассматривает Конституции различных стран Европейского Союза. Проводит анализ норм, закрепляющих основополагающие принципы.

Ключевые слова: принципы, правовое государство, государство законности, теория разделения властей, принципы Европейского Союза, приоритет роли личности, народовластие, верховенство права

Вершиной государственности западная политико-правовая мысль называет правовое государство, как такую форму государственности, где государство (государственный аппарат) связаны правовыми законами и на практике реализуются права и свободы человека и гражданина.

Основополагающие принципы, которыми руководствуется каждое современное государство, должны быть направлены на решение конкретных проблем в целях обеспечения экономического и политического прогресса страны [14, с. 60]. Среди принципов правового государства большинство исследователей называют следующие: народовластие (народный суверенитет), реализация на практике прав и свобод человека и гражданина, верховенство права (закона), разделение властей, наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и личности. Многие из них получили конституционно-правовое закрепление в законодательстве стран Европейского Союза, Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом следует исходить из того, что, провозгласив себя правовыми, ни одно европейское государство не осуществило эти принципы полностью на практике [11].

Обилие точек зрения, нереализованность основополагающих принципов делают данную проблему по-прежнему актуальной и острой.

Конституционный строй изначально предполагает демократическую правовую государственность. Практически все конституции европейских стран характеризуют свое государство как правовое, т. е. ограниченное правом, последовательно применяющее законы и правовые процедуры, обеспечивающие защиту достоинства и прав человека от административного произвола, свободу, справедливость и правопорядок.

В основе конституционализма лежит идея верховенства права и закона во всех сферах общественной жизни. Базовым актом правовой системы в европейских странах признается конституция, верховенство которой конституционно закреплено в ряде стран. Так, ст. 3 Конституции Португалии закрепляет положение, согласно которому «государство подчиняется Конституции и опирается на демократическую законность, юридическая сила законов и других актов государства, автономных областей и местных органов власти зависит от их соответствия Конституции» [1], а Конституция Испании в ст. 9 п. 3 фактически определяет вкратце основные принципы правового государства и роль в их реализации Конституции, которая «гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, их обязательное опубликование, отсутствие обратной силы у норм, предусматривающих наказание граждан или ограничение их индивидуальных прав, право на юридическую защиту, судебную ответственность за произвол органов и представителей власти» [2]. Ст. 20 п. 3–4 основного закона Германии гласит: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом. Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто пытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы» [3], ст. 120 Конституции Греции также подчеркивает, что «соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, правом и обязанностью которых является оказание всеми средствами сопротивления любой попытке отменить ее насильственным путем» [4, с. 355]. аналогичное положение закреплено в ст. 39 Конституции Ирландии. В Конституции Дании 1953 г. в ст. 27 для государственных служащих, назначаемых на должность королем предусмотрена торжественная присяга, в которой они обязуются соблюдать Конституцию. Принцип верховенства конституции по отношению к другим законам содержится в Конституции США в части первой ст. 6, а ч. 1 ст. 5 Конституции Республики Хорватии 1990 г. гласит, что «в Республике Хорватии законы должны быть согласованы с Конституцией, а остальные предписания — с Конституцией и законом» [5].

Одним из важнейших принципов правового государства является признание приоритетной роли личности (ст. 1 Конституция ФРГ, ст. 1 Конституция Португалии, ст. 2 Конституция Греции и др.) на основе предусмотренной особой ответственности государства, государственных органов и его служащих за осуществление правовой защиты личности. Так, ст. 103 Конституции Греции подчеркивает, что «государственные служащие являются исполнителями воли государства и служат народу, сохраняя верность Конституции и преданность Родине» [4, с. 371], ст. 40 Конституции Ирландии закрепляет обязанность государства «своими законами охранять от несправедливых нападений … и защищать жизнь, личность, доброе имя и имущественные права каждого гражданина» [6], в ст. 28 Конституции Италии говорится, что должностные лица и служащие государства и публичных учреждений несут непосредственную ответственность по законам за деяния, совершенные в нарушение чьих-либо прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные учреждения. Аналогичное положение закреплено и в ст. 34 Основного закона Германии: «Если какое-либо лицо при исполнении порученной ему государственной должности нарушит свои служебные обязанности перед третьими лицами, то в принципе ответственность несет государство или ведомство, на службе которого состоит это лицо. При наличии умысла или грубой небрежности сохраняется право регрессного иска» [3]. Отдельную статью посвящает праву «на сопротивление любому приказу, который наносит ущерб правам и свободам личности и их гарантиям» [3] и Конституции Португалии (ст. 21). Интересно, что в ст. 79 п. 2 Федерального конституционного закона Австрии «защита конституционных учреждений и … обеспечение условий для демократических свобод граждан» [7] возлагается при необходимости на федеральную армию.

Одновременно предусматривается и ответственность граждан перед государством и обществом во всех конституциях. Например, ст. 70 Конституции Дании предусматривает «невозможность уклоняться от соблюдения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей, мотивируя это своими убеждениями» [8].

Теория разделения властей — один из ключевых принципов конституционного строя современных государств-членов Европейского Союза. однако, существуют и некоторые особенности конституционного закрепления данного принципа в ряде Конституций. Так, ст. 6 Конституции Ирландии 1937 г. гласит, что «все власти — управления, законодательная, исполнительная и судебная в соответствии с божьим велением исходят от народа» [6], причем, признавая законодательную власть за Парламентом, допускается в ст. 15 возможность создания и признания подчиненных законодательных органов в соответствии с принятым законом. Конституция Греции в ст. 26 предусматривает осуществление законодательных функций Парламентом и Президентом Республики, закрепляя за последним и исполнительную власть совместно с Правительством. В ряде стран глава государства выведен за пределы исполнительной власти, «являясь гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений сообщества и договоров» (ст. 5 Конституции Франции) и оказывая мощное на нее воздействие, либо являясь «символом единства и постоянства» государства (ст. 56 Конституции Испании) и осуществляя представительские функции. Однако, не следует забывать, что несмотря на национальные особенности государственности, традиции политической жизни, неповторимые черты всех европейских конституций, существует и нечто общее, отличающее их в чем-то от остальных регионов. Так, укрепила свои позиции европейская модель разделения властей, такая организация государственного управления, при которой исполнительная власть зависит непосредственно от поддержки законодательного (представительного) органа, что само по себе свидетельствует о прочных позициях парламентаризма.

Являясь непосредственно членами Европейского Союза и мирового сообщества, европейские Конституции закрепляют миролюбивые принципы внешней политики (ст. 11 Конституции Италии, ст. 29 Конституции Ирландии, ст. 26 Конституции ФРГ, ст. 7 Конституции Португалии, ст. 2 Конституции Греции и др.), возможность уступки государственного суверенитета наднациональным органам. Причем, некоторые европейские государства предусмотрели возможность уступки полномочий международным организациям еще до создания общего рынка при выработке своих основных законов (Италия — в Конституции 1947 г., ФРГ — в Конституции 1949 г., Франция — в преамбуле Конституции 1946 г.). Другие государства приняли поправки к основным законам при вступлении в общий рынок или позднее (в Нидерландах, Люксембурге — поправки 1956 г., в Бельгии — 1970 г., в Португалии — 1982 г.); при принятии новых Конституций: Дании 1953 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г.; при расширении Европейского Союза в 1995 г. и 2004 г. за счет новых государств. В настоящее время европейские конституции либо декларируют приоритет принципов и норм международного права перед нормами внутригосударственного (национального) права (ст. 94 Конституции Нидерландов, большинство Конституций в центральной и Юго-Восточной Европы), либо включает нормы международного права в систему национального права (ст. 9 Федерального закона Конституции Австрии, ст. 96 Конституции Испании, ст. 8 Конституции Португалии, ст. 25 Основного закона Германии, ст. 28 Конституции Греции, ст. 29 Ирландии с оговоркой в п. 6, что «никакое международное соглашение не должно быть частью внутреннего закона государства, если иное определено Парламентом» [6].

Одной из важных черт правового государства, связанных с его взаимоотношениями с гражданами, является наличие юридических процедур, рассчитанных на успешную защиту личности с их помощью и без особых сложностей своих прав и законных интересов [13].

Для соблюдения данного условия необходимо создание действенных механизмов конституционной юстиции, безусловная независимость судей, повышение их статуса, а также преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры граждан. Конституция США в разд. 1 ст. 3 устанавливает правило несменяемости судей, Конституция Японии в ст. 76 провозглашает: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести, они связывают только Конституцию с законами» [4, с. 433]. Своеобразна и ст. 64 Конституции Франции: «Президент является гарантом независимости судебной власти» [9, с. 81].

Важным международно-правовым ориентиром для определения государства как правового является Документ Копенгагенского совещания второй Конференции ОБСЕ (июнь 1990 г.), в котором были зафиксированы основные характеристики правового государства, как его понимают страны-члены Совета Европы, принявшие этот документ.

Необходимо иметь в виду, что реализация конституционных принципов возможна лишь на прочной экономической, политической, социальной, правовой и духовной основе. Это требует развитой рыночной экономики, равенства форм собственности, подлинного народовластия, политического плюрализма, гражданского общества с многочисленным средним классом, высокого уровня правовой и духовной культуры.

В правоведении в отличие от понятия «правовое государство» используется и термин «государство законности», при котором также имеется разработанная система законодательства и действующий эффективный механизм его применения, охраны юридического порядка. Теоретически государство законности может осуществлять любое, даже несправедливое, неправовое законодательство (Германия периода фашистской диктатуры). Наличие законов характеризует стабильность режима, но мало говорит о его политической сущности. Даже мафия на Сицилии имеет свои твердые законы и обеспечивает их исполнение.

Таким образом, правовое государство должно быть государством законности, но не обязательно государство законности является правовым.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Европейский Союз, Конституция, Конституция Греции, принцип, государство, исполнительная власть, Конституция Португалии, государство законности, Конституция Ирландии.

В этом тексте речь идет о демократии и принципах правового государства.

Вы прочитаете о том, как устроена шведская демократия. Вы также узнаете о конституционных актах Швеции и принципах, на которых основана шведская демократия, в частности, о всеобщем избирательном праве, свободе самовыражения и свободе средств массовой информации.

Несколько поднятых вверх рук с разным цветом кожи.

Швеция является демократической страной. Демократия означает, что вопрос о принятии законов и управлении страной решает народ. В Швеции народу принадлежит большая власть. Но не во всех странах такая же ситуация. Знаете ли вы какую-либо страну, где вся власть принадлежит одному человеку? Так же было раньше и в Швеции, когда вся власть принадлежала королю.

Демократия в Швеции формировалась на протяжении 100 лет и имеет важное значение для страны. Политиков выбирает народ. Политические деятели и органы власти обязаны работать над тем, чтобы обеспечить народу достойную жизнь. В противном случае, они могут лишиться своей работы. Политическим деятелям и должностным лицам запрещено принимать деньги от тех, кто хочет оказать на них влияние, и использовать свою власть ради своей личной выгоды или выгоды других лиц. Это называется коррупцией. Политики должны помогать людям, а не заботиться о собственных интересах.

Но демократия – это не только политика. Демократические принципы должны также применяться в школах, на рабочих местах и в ассоциациях. Это не означает, что учащиеся могут принимать решения в школе или что работники сами определяют свои обязанности. Но если учитель, директор или кто-либо еще совершает ошибку или плохо обращается с вами или с другими, то демократия позволяет положить этому конец.

Вопросы для обсуждения

Вы когда-нибудь были свидетелями того, как политические деятели или должностные лица совершали ошибки и не относились ко всем одинаково?

Вопросы демократии обсуждались на протяжении нескольких тысячелетий. Но трудно найти определение этого понятия, с которым были бы согласны все. Однако большинство соглашаются с тем, что демократия — это возможность соучастия в принятии решений. Демократия — это также разделение власти между государством, гражданами и политиками на справедливой, равной и законной основе.

«Cвод законов Швеции» и сверху на нем молоток судьи.

Конституционные акты

Конституционные акты являются наиболее важными законами Швеции и содержат основополагающие принципы, согласно которым должно управляться шведское общество. Ни один другой закон страны не должен противоречить их содержанию. В Швеции существует четыре основных конституционных акта:

  • Акт о форме правления (цели и правила государственного регулирования)
  • Акт о свободе печати (защита свободы слова в печатной форме)
  • Акт о свободе самовыражения (право выражать свое мнение)
  • Акт о престолонаследии (порядок наследования королевского престола)

Конституционные акты призваны защищать шведскую демократию, поэтому их труднее изменить, чем другие законы. Вот некоторые примеры защиты шведской демократии:

Свобода самовыражения

Свобода самовыражения означает, что:

  • Каждый может формировать свою собственную точку зрения
  • Каждый должен иметь возможность распространять и получать информацию
  • Каждый имеет право на распространение мнений

Свобода самовыражения означает также, что все должны иметь возможность выражать свое мнение, не подвергаясь контролю или замалчиванию. Каждый человек должен иметь возможность следить за новостями из своей страны и того места, где родился. Все должны иметь возможность вступать в ассоциации и участвовать в демонстрациях. Кроме того, все должны иметь возможность обсуждать свои взгляды и направлять государственным деятелям письменные обращения.

Преступления, совершаемые с целью обесценивания других людей или групп населения, запрещены. Такие преступления называются преступлениями на почве ненависти. Разновидностью преступления на почве ненависти является разжигание национальной или расовой ненависти. Вот примеры высказываний, разжигающих ненависть. Например, не допускаются оскорбления в отношении какой-либо этнической группы.

Также запрещены высказывания, которые представляют собой угрозу безопасности Швеции, или поощряют кого-либо к совершению преступных действий. Нарушение закона может повлечь за собой наказание.

Молодой человек выступает перед собравшимися на площади.

Вопросы для обсуждения

Для чего нужен Акт о свободе самовыражения?

Почему право на свободу самовыражения имеет для нас важное значение?

Право голоса

Право голоса означает, что:

  • Каждый имеет право голосовать на регулярных всеобщих выборах
  • Все голоса подсчитываются и имеют одинаковую ценность
  • Политические деятели, которые проигрывают выборы, должны добровольно передать власть победившим

Любой человек старше 18 лет имеет право голоса на политических выборах в Швеции. Именно результаты выборов определяют, какие политические партии будут управлять страной. Ваш голос имеет такую же ценность, как и голоса остальных. Все выборы проходят на основе тайного голосования. Это означает, что вы не обязаны сообщать кому-либо о том, как вы проголосовали. У вас также есть право вообще не принимать участие в голосовании.

Принцип законности

Принцип законности означает, что:

  • Деятельность политических деятелей и органов власти регулируется законами
  • Коррупция запрещена
  • Неправомерные решения могут быть обжалованы в суде

Швеция является правовым государством. Отношение ко всем гражданам должно строиться на основе уважения к их свободе и равной ценности каждого. Политические деятели и органы власти не могут относиться к некоторым гражданам хуже, чем к другим, по признаку пола, цвета кожи, культуры, религии, языка, возраста, функциональных возможностей, сексуальной ориентации или трансгендерной идентичности. Насилие и преследования между различными группами общества, в частности, на рабочем месте или в семье, запрещены. В большинстве случаев эти действия влекут за собой наказание.

Принцип равенства всех перед законом означает, среди прочего, что:

  • Законы одинаковы для всех. Не имеет значения, богаты вы или бедны, мужчина вы или женщина, больны вы или здоровы.
  • Все должны соблюдать существующие законы. Политические деятели, полицейские и должностные лица, работающие в органах власти, также должны соблюдать законы.
  • Полиция не может задержать вас без наличия оснований. Вы имеете право знать, почему вас задержали.
  • Если вы совершили преступление или обвиняетесь в его совершении, то у вас есть право на проведение расследования. Вы также имеете право на помощь и защиту адвоката.

Свобода средств массовой информации

Свобода средств массовой информации означает, что:

  • Деятельность политических деятелей и органов власти должна находиться под тщательным контролем
  • Содержание новостей не находится под контролем политиков
  • Ложные обвинения и слухи должны опровергаться.

Вопросы для обсуждения

Верите ли вы, что средства массовой информации, такие как радио, телевидение и газеты, могут влиять на действия политиков?

И могут ли политические деятели оказывать влияние на средства массовой информации? Если да, то каким образом?

Здесь мы перечислили некоторые моменты, которые имеют важное значение для демократический системы. Шведский народ упорно боролся за то, чтобы Швеция стала демократической страной.

Во всех странах есть люди, которые считают, что у народа должно быть меньше власти, и которые хотят оказывать влияние на других людей. Такие люди есть даже в Швеции. Вот почему важно никогда не прекращать борьбу за все то положительное, что предлагает демократия, потому что ситуация может быстро измениться. Возможно, вам известна какая-либо страна, которая была построена на принципах демократии, но потом лишилась ее?

Мы вместе строим демократию, и вы являетесь важной ее частью. Вы можете вступить в какое-либо объединение или политическую партию и вместе с другими бороться за важные для вас цели. Вы имеете право организовывать собрания и демонстрации и участвовать в них. Мы должны способствовать тому, чтобы демократия выжила. И не только во время проведения выборов, но и все остальное время.

В этом тексте речь идет о том, как происходит управление Швецией. В Швеции демократия существует около ста лет. Каждые четыре года народ выбирает, какие партии будут управлять в парламенте, регионах и муниципалитетах.

Вы прочитаете как происходит распределение властных полномочий в Швеции. Вы также узнаете о законодательстве Швеции и о работе парламента.

Право оказывать влияние и участвовать в управлении своей страной

Каждый человек имеет право участвовать в управлении своей страной напрямую или через своих представителей, избранных на свободных и справедливых выборах.

Человек также имеет право на свободу мнений и их свободное выражение. Человек имеет право думать, что он хочет, и иметь свое собственное мнение. Вы также можете распространять свои мысли и идеи среди других людей, например, в социальных сетях. Но вы не можете использовать свое право на свободу самовыражения для распространения ненависти и клеветы в отношении других людей и групп. Вы также имеете право организовывать мирные собрания, демонстрации и ассоциации и принимать в них участие. Но вы также имеете право не участвовать в собраниях, демонстрациях и не быть членом ассоциации.

Власть народа и демократическая система

Швеция — страна с демократическим типом правления. Это значит, что вся государственная власть исходит от народа. Жители Швеции оказывают влияние на управление страной. Мы избираем политиков, которые от нашего имени управляют страной. Это называется народовластием.

Основная идея демократии состоит в том, что все люди имеют равную ценность и должны иметь одинаковые права. В демократическом обществе у человека должна быть возможность выражать свои мысли и мнения в устной и письменной форме. Существуют законы, которые защищают наши демократические права.

Законодательство Швеции

В Швеции существует множество законов. Из этих законов следует, какие действия человека являются законными и незаконными. Например, нельзя ехать на красный свет. Также нельзя красть чужие вещи. Кроме того, в законах говорится, какими правами мы обладаем. Например, дети имеют право ходить в школу, а если вы недавно стали родителем, то имеете право получать пособие по уходу за ребенком. Законы принимаются для того, чтобы люди могли жить вместе и чувствовать себя в безопасности.

Время от времени принимаются новые законы. В законы также могут вноситься поправки. Например, в 1979 году родителям в Швеции было запрещено бить своих детей. Прежде это допускалось. Другим примером является запрет на курение в ресторанах. Запрет был принят в 2005 году.

«Cвод законов Швеции» и сверху на нем молоток судьи.

Конституционные акты Швеции

Некоторые законы имеют особо важное значение. Они называются конституционными актами. Они стоят превыше всех других законов, и в них трудно внести изменения. В конституционных актах говорится, что Швеция является демократией.

В Швеции существует четыре основных конституционных акта. Это Акт о форме правления, Акт о престолонаследии, Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения.

Акт о форме правления

Акт о форме правления определяет принципы управления страной. В нем говорится, что жители в Швеции участвуют в принятии решений через политиков, которых они избирают во время выборов. В Акте о форме правления перечислены также права граждан. Например, в нем говорится, что смертная казнь в Швеции запрещена, и что все люди имеют право исповедовать любую религию или веру по своему желанию. Акт о форме правления также содержит правовые нормы, определяющие режим работы парламента и правительства Швеции.

Акт о престолонаследии

Швеция — это монархия, и главой государства является король. Акт о престолонаследии содержит правила наследования шведского престола и определяет, кто станет новым королем или королевой. Короля Швеции зовут Карл XVI Густав. Его старшую дочь, которая является первым ребенком в семье, зовут Виктория. В будущем она станет королевой.

Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения

Все жители Швеции имеют право думать и говорить почти все, что хотят. Вы можете высказать свою точку зрения на телевидении и опубликовать свое мнение в Интернете или в газете. Например, если у вас есть мнение по поводу политики Швеции, то вы имеете право выразить его. То же самое касается газет. Сами сотрудники газет, а не политики, решают, что они будут писать и публиковать. Об этом говорится в конституционных актах, которые называются Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения.

  • В Акте о свободе печати говорится о том, что можно писать в газетах и книгах.
  • Акт о свободе самовыражения касается того, что можно выражать вслух или письменно на радио, телевидении, в кино и Интернете.

Эти законы также должны защитить нас от клеветы и оскорблений. Это означает, что существуют некоторые исключения из права писать и говорить все, что угодно. Например, публичное распространение заявлений, угрожающих группе людей или унижающих их достоинство по признаку расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, вероисповедания или сексуальной ориентации, является преступлением. Это называется разжиганием национальной или расовой ненависти. Например, тот, кто называет всех выходцев из какой-либо страны преступниками, может быть привлечен к суду за разжигание расовой ненависти. Также может быть запрещено распространение ложных слухов или оскорбление другого человека.

Вопросы для обсуждения

Как вы думаете, почему Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения настолько важны, что они входят в состав конституции Швеции?

Швеция — монархия, глава государства — король

В течение сотен лет Швеция была и остается монархией. Это означает, что во главе государства стоит королева или король. В настоящее время в Швеции государство возглавляет король Карл XVI Густав. Он занимает трон в течение почти 50 лет.

В других странах мира существуют монархии, где королева или король имеют право управлять страной. Король Швеции не имеет никакой политической власти. Его полномочия носят символический и репрезентативный характер. Король является представителем Швеции на всевозможных мероприятиях. Например, он совершает государственные визиты и встречается с лидерами других стран. Он также посещает различные организации и предприятия по всей Швеции.

В 1979 году парламент Швеции принял решение о том, что следующим королем или королевой станет старший ребенок королевской четы. В прошлом наследником трона становился в первую очередь старший сын. В наши дни не имеет значения, женщина это или мужчина. В будущем главой государства станет дочь короля кронпринцесса Виктория.

Управление Швецией происходит посредством деятельности государственных органов, регионов и муниципалитетов

Политическая власть в Швеции распределена между различными властными органами. Вопрос о том, кто из политиков будет управлять страной, решают граждане. Это происходит путем голосования за различных политических деятелей во время выборов:

  • На местном уровне — в муниципалитетах
  • На региональном уровне — в регионах
  • На общенациональном уровне — в парламенте Швеции
  • В Европейском Союзе — в Европарламенте

Политики, заседающие в парламенте Швеции, принимают решения, касающиеся всей страны. Швеция также разделена на 21 регион и 290 муниципалитетов. Политики в регионах и муниципалитетах решают локальные вопросы. В Европарламенте политические деятели принимают решения относительно всех странах ЕС.

Вопросы для обсуждения

Как называется ваш муниципалитет?

В каком регионе вы живете?

Парламент принимает законы Швеции

Управление государством осуществляет правительство. Правительство обеспечивает выполнение решений парламента. Правительство также может вносить на рассмотрение новые законы или изменения в законодательство. Парламент принимает или отвергает предложения правительства. Парламент принимает решения, которые действуют на территории всей страны.

Парламент также принимает решения, касающиеся государственных доходов и расходов. Государственные деньги используются, в частности, для финансирования университетов, институтов, полиции и для выплаты детских пособий.

Парламент и правительство являются частью структуры государства.

Регионы несут ответственность за систему медицинского обслуживания

Швеция состоит из 21 региона. Важнейшей задачей регионов является обеспечение медицинских услуг. В их ведении находится система здравоохранения, медицинского обслуживания и стоматологической помощи. Регионы также отвечают за работу общественного транспорта, например автобусов, трамваев и метро.

Во главе регионов стоят политики, за которых граждане отдают свои голоса на региональных выборах. Решения, связанные с управлением региона, принимает региональный совет.

Муниципалитеты отвечают за работу школ

Швеция также разделена на 290 муниципалитетов. Есть большие и маленькие муниципалитеты. Крупнейшим муниципалитетом является муниципалитет Стокгольм. Там проживает почти миллион человек. Самый маленький муниципалитет — Бьюрхольм. Там живет менее 3000 человек.

Муниципалитеты несут ответственность за предоставление населению социальных услуг в жилых районах. Именно они следят за тем, чтобы в домах не было перебоя с водоснабжением, а для детей были построены школы. Муниципалитеты также следят за тем, чтобы пожилым и больным людям оказывалась помощь, когда они сами не в состоянии заботиться о себе.

Во главе муниципалитетов стоят политики, за которых жители голосуют на муниципальных выборах. Решения, касающиеся управления муниципалитетом, принимает муниципальный совет.

Доходы муниципалитетов и регионов обеспечиваются за счет сбора налогов

Муниципалитетам и регионам требуется финансирование, чтобы они могли осуществлять свою деятельность. Поэтому мы платим налоги. Налоги составляют большую часть доходов регионов и муниципалитетов. Эти доходы также состоят из государственных дотаций и сборов за услуги.

Это деньги используются для финансирования школ, больниц, дорог и т.д. Жители, имеющие доход, платят налог в том муниципалитете, где они проживают.

Муниципалитеты и регионы сами устанавливают ставку налога. Такая система является частью т.н. самоуправления.

Европейский Союз

Европейский Союз (ЕС) — это объединение 27 европейских государств. Страны, входящих в ЕС, сотрудничают по ряду вопросов, таких как торговля, окружающая среда и сельское хозяйство. Они также работают над обеспечением мира в Европе. Многие страны Евросоюза используют одну и ту же валюту. Эта валюта называется евро.

Швеция стала членом ЕС в 1995 году. Великобритания тоже была членом ЕС, но вышла из него в 2020 году. Выход Великобритании из Евросоюза называется Брекзит.

Европейский Союз принимает законы, которые будут применяться на территории всех стран ЕС. Многие законы Евросоюза упростили ведение бизнеса, путешествия и работу в пределах ЕС.

Тремя важными институтами в составе ЕС являются Европейская комиссия, Европейский парламент и Совет министров. В каждом из них работают представители государств-членов. Европейская комиссия предлагает проекты законов, которые будут применяться в странах ЕС. Европейский парламент и Совет министров обсуждают эти законопроекты, принимают или отклоняют их. Если новый закон принимается, то все страны Евросоюза должны его соблюдать.

В парламенте Европейского Союза есть несколько представителей Швеции. Мы отдали за них свои голоса. Они участвуют в принятии решений о том, как должен функционировать Евросоюз.

Вопросы для обсуждения

Можете ли вы привести примеры каких-нибудь политических вопросов и их решений?

В этом тексте речь идет о Швеции как государстве всеобщего благосостояния. Вы прочитаете о том, что такое государство всеобщего благосостояния, и как шведские политики провели реформы, направленные на сокращение экономического неравенства и создание безопасного и равноправного общества.

Вы также узнаете, что в Швеции государство берет на себя значительную долю ответственности за поддержание благосостояния населения, и найдете примеры того, как в Швеция было решено наладить выполнение некоторых важных социальных функций.

Что такое общество благосостояния или государство всеобщего благосостояния?

Страны, где есть школы, дошкольные учреждения, больницы, дома для пожилых, хорошие коммуникации и многое другое, как правило, называются обществом благосостояния. Многие страны имеют высокий уровень социальной защиты населения, но везде используются разные способы развития благосостояния и организации общества.

В жизни бывают моменты, когда мы нуждаемся в помощи общества. Каждый из нас может заболеть, и с каждым может произойти несчастный случай. Возможно, вам понадобится операция, или вы ждете ребенка. Если вы серьезно заболеете, то оказание медицинской помощи будет стоить очень дорого. Если вы потеряете работу, то у вас может не хватить денег на еду и жилье. В Швеции мы построили общество, которое придет вам на помощь, если она вам понадобится.

В Швеции государство несет большую ответственность за своих жителей. Чтобы вы могли жить благополучной жизнью, даже если вы безработный, если вы больны или мало зарабатываете, вам необходим базовый доход. Страны, которые финансируют социальную поддержку граждан за счет налогообложения, называются государствами всеобщего благосостояния.

Вопросы для обсуждения

Что означает общество благосостояния?

Можете ли вы привести какие-либо примеры помощи, которую вам может оказать общество?

В обществе благосостояния всем людям должна быть оказана помощь. Это может происходить по-разному. Один из способов заключается в том, что мы вместе платим за наши потребности. Мы делаем это через уплату налогов. Каждый, кто живет в Швеции, должен платить государству налоги. Компании также платят налоги и сборы государству. По сравнению со многими другими странами, мы в Швеции платим высокие налоги, чтобы государство могло финансировать школы, здравоохранение и многое другое.

Вопросы для обсуждения

Знаете ли вы, сколько налогов мы платим в Швеции?

  • В школе вы получаете бесплатное образование. Заработная плата учителям выплачивается за счет налогов.
  • Если вы заболеете, то вам окажут медицинскую помощь в поликлинике или больнице. Медицинское обслуживание оплачивается за счет налогов.
  • Если проезжая часть выходит из строя, и требуется ремонт, то он оплачивается за счет налогов.

Есть много других сфер жизни, которые финансируются за счет налогов, например:

  • Медико-социальное обслуживание пожилых
  • Уход и присмотр за детьми
  • Социальная служба
  • Правоохранительная система
  • Прием беженцев
  • Культурные мероприятия

В других странах система социального обеспечения устроена иным образом. Там люди платят государству меньше налогов. А человеку остается больше заработанных им денег. Но в этих странах, например, здравоохранение и обучение в школах не всегда бесплатны. Возможно, вам придется в течение многих лет копить деньги, чтобы дать своим детям возможность ходить в школу, а в случае болезни медицинская помощь будет стоить очень дорого. Это может означать, что не все больные люди получают помощь, которая им нужна.

Для Швеции и для социального обеспечения страны важно, чтобы у как можно большего количества людей было хорошее здоровье и самочувствие. Тогда больше людей смогут работать, платить налоги и вносить свой вклад во всеобщее благосостояние.

Вопросы для обсуждения

Сколько стоит визит к врачу в Швеции?

Сколько стоит операция?

Сколько это стоит в стране или странах, где жили раньше?

Швеция стремится к тому, чтобы все жители страны умели читать, писать и считать. Поэтому школьное образование является бесплатным для всех детей в стране, и все дети имеют одинаковое право учиться в школе. В Швеции школьное образование в течение десяти лет является обязательным для всех детей. Все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе. Обучение в институте и университете также бесплатное.

Вопросы для обсуждения

Образование населения полезно для развития страны. Можете ли вы привести несколько примеров того, почему это полезно?

Государство всеобщего благосостояния берет на себя заботу о стариках. Государство аккумулирует часть всех налоговых поступлений для выплаты пенсий, когда человек перестает работать. Тогда государство ежемесячно платит ему деньги. Эти деньги называются пенсией.

Мы привели несколько примеров того, как устроена система социального обеспечения в Швеции. Чтобы реализовать все это, каждый, кто может, должен работать и платить налоги. Уплата налогов также помогает государству защищать и осуществлять всеобщие права человека. В частности, налоги используются для того, чтобы функционировала правоохранительная система, здравоохранение и бесплатное образование.

Вопросы для обсуждения

Уплата налогов позволяет государству финансировать, например, здравоохранение и образование. Можете ли вы привести пример того, за что еще платит государство?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: